1132. Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 1. Добротолюбие. Ч. 1. 1133. …осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11. 1). 1134. Ин. 1. 25. 1135. Вера от слышания (Рим. 10. 17). 1136. Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5. 17). 1137. Ин. 3. 21. 1138. Ин. 14. 23. 1139. Ин. 15. 10. 1140. Деян. 10. 14 и проч.; Флп. 3. 5–6. 1141. Мф. 1. 31–32. 1142. Ин. 14. 21, 23. 1143. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 1144. Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1. 15). 1145. Малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5. 19). 1146. Благовестник. 1147. Преподобный Марк Подвижник Слово 1, о покаянии. 1147а. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5. 16). 1148. Мф. 6. 1–19; Лк. 21. 17. 1149. Благовестник. 1150. Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков (1 Пет 4. 10–11). 1151. Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2. 30). 1152. Кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин 12. 26). 1153. Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5. 20). 1154. Слово 4. 1155. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1. 1156. Пс. 18. 9. 1157. Мф. 5. 21–22. 1158. Мф. 5. 23. 1159. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12. 18). 1160. Мф. 5. 27–28. 1161. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5. 28). 1162. Мф. 5. 29–30. Благовестник. 1163. Мф. 5. 31–32. 1164. Мф. 19. 4–9. 1165. Мф. 19. 11–12. 1166. Мф. 5. 33–37. Благовестник. 1167. A Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5. 39–40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Но Сам Он не сделает греха, не обретется ложь в устах Его, и Он возьмет на Себя наши немощи и понесет болезни; будет уязвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; как овца, Он будет веден на заклание и, как агнец, пред стригущим Его безгласен, дабы язвами Его мы исцелились. Он добровольно предаст Свою душу на смерть, и Его погребут у богатого, хотя могилу Ему назначат со злодеями. Но когда принесет Он Свою душу в жертву за грехи мира, тогда узрит долговечное потомство, многих оправдает и грехи их возьмет на Себя (см. Ис.52:14, 53:2–12, 50:6 ; Ин.1:11 ; Мф.8:17 ; Рим.4:25, 5:10 ; 1Кор.15:3 ; 1Пет.2:24 ; Мф.26:63, 27:12 ; Мк.15:28–32 ; Деян.8:32–33 ; 1Пет.2:23 ; 1Ин.3:5 ; Лк.22:37 ; Мф.27:57, 59 ; Ин.10:11–18 ; Мф.20:28 ). За добровольное предание Своей души на смерть Он получит удел с богатыми и с сильными будет делить добычу, и, таким образом, прославленный Страдалец станет предметом благочестивого изумления, почитания и надежды для народов и для царей (см. Ис.53:12, 52:13–15, 11:10 ). Впрочем, Царство Мессии-Страдальца будет не земным, а духовным и благодатным, исполненным познания Господня, правды, истины, премудрости, любви, мира, святости и света, – когда Мессия призовет все народы чрез Своих апостолов и последователей (см. Ис.11:1–9, 2:2–5, 9:7, 49:6–9, 65:1, 66:19 ). Современник пророка Исаии, пророк Михей, предсказав рождение Мессии в Вифлееме Иудейском, особо выделил при этом предвечное рождение Мессии от Бога Отца. Мессия утвердит вечный дом Господень и будет учить всех людей Господним путям, соберет всё сокрушенное, изгнанное и уничиженное и будет царствовать во веки веков (см. Мих.5:2, 4:1–7 ; Мф.2:5–6 ; Ин.7:42 ; Лк.1:33 ). Во время вавилонского рабства великий печальник избранного народа, пророк Иеремия, в своих плачевных видениях предсказал, что явится Мессия, Который будет именоваться «Господь» (Jehovah) «праведен наш» ( Иер.23:6 ). Он учредит Завет новый, более совершенный, чем предыдущий. Этот новый Завет будет написан на человеческих сердцах; людям в нем простятся грехи, так что все познают Господа; и Господь даст им «путь ин и сердце ино», и Завет новый станет «заветом вечным» ( Иер.31:31–34, 32:39–40 ; ср.: Евр.8:8, 10–11 ; Рим.11:27 ; Деян.10:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1131. Страдание святого мученика Филимона. Четьи-Минеи, 14 декабря. 1132. Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 1. Добротолюбие. Ч. 1. 1133.  …осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11. 1). 1134. Ин. 1. 25. 1135.  Вера от слышания (Рим. 10. 17). 1136.  Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5. 17). 1137. Ин. 3. 21. 1138. Ин. 14. 23. 1139. Ин. 15. 10. 1140. Деян. 10. 14 и проч.; Флп. 3. 5–6. 1141. Мф. 1. 31–32. 1142. Ин. 14. 21, 23. 1143.  Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 1144.  Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1. 15). 1145.  Малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5. 19). 1146. Благовестник. 1147. Преподобный Марк Подвижник Слово 1, о покаянии. 1147a.  Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5. 16). 1148. Мф. 6. 1–19; Лк. 21. 17. 1149. Благовестник. 1150.  Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков (1 Пет 4. 10–11). 1151.  Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2. 30). 1152. Кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин 12. 26). 1153.  Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5. 20). 1154. Слово 4. 1155. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. Ч. 1. 1156. Пс. 18. 9. 1157. Мф. 5. 21–22. 1158. Мф. 5. 23. 1159.  Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12. 18). 1160. Мф. 5. 27–28. 1161.  Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5. 28). 1162. Мф. 5. 29–30. Благовестник. 1163. Мф. 5. 31–32. 1164. Мф. 19. 4–9. 1165. Мф. 19. 11–12. 1166. Мф. 5. 33–37. Благовестник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3 . Не всю глубину Божественной премудрости и разума Ты исследовал, и бездны судеб Моих не постиг Ты, человек – сказал Господь – посему не превозносись, будучи плотью; ибо трижды отречешься от Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. ( Рим.11:33 , Мф.26:34 ). 4 . Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в том, что сказано, и даже одна девушка (служанка), подошедши, устрашит тебя, – сказал Господь: но горько восплакав, найдешь милостивым Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. ( Мф.26:7–75 ). Песнь 9-я. Ирмос Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, без истления (т.е. без потери девства) родившую Бога-Слова, истинную Богородицу, Тебя мы величаем. Тропари 1 . Губительное сборище богомерзких лукавых богоубийц окружили Тебя, Христе, и как преступника влекли Создателя всех, Которого мы величаем ( Ин.18:3 ; Пс.21:17 ). 2 . Нечестивые, неразумевшие закона и речений пророческих, замышляли тщетное, влача Тебя, Владыку всех, как овцу на неправедное заклание. ( 2Кор.3:14 ; Ис.53:7 ). 3 . Священники с книжниками, уязвляемые себялюбивой и завистливой злобой, предали на убиение давшего народам жизнь, Жизнодавца по природе, Которого мы величаем. ( Мф.20:18, 17:1–2 ). 4 . Они окружили Тебя, Царь, как псы многие, били, ударяя тебя по ланитам: допрашивали Тебя, ложно свидетельствовали на Тебя, И все претерпев, Ты спас всех. ( Пс.21:17 ; Мк.14:65 ; Мф.26:60 ). За девятой песнью трипеснца исполняется (трижды) Экзапостиларий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя» Перевод: «Благоразумного разбойника Ты сподобил, Господи, рая в тот же час» (т.е. сейчас же; в подл. «в тот же день» – υτμερον). Просвети и меня древом крестным и спаси меня». После экзапостилария читается Девятое Евангелие , от Иоанна, зачало 61: «Во время оно, стояху при кресте Иисусове». Конец: «Воззрят нань, Его же прободоша» ( Ин.19:25–37 ). В центре сего чтения стоят предсмертные заботы Спасителя о Своей Матери, Которую Он усыновляет любимому ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1026.  …ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12). 1027. Слово 36. По переводу старца Паисия. 1028. Святой Исаак Сирский Слово 1. 1029. Беседа 7, гл. 4. 1030. Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103, пункт 4. 1031. Слово 56. 1032. Беседа 27, гл. 16. 1033. Алфавитный патерик. 1034. Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13. 1035. Алфавитный патерик. 1036. Слово 34. 1037.  …ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5. 14). 1038.  Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4. 3). 1039. Лк. 16. 22. 1040. Евр. 12. 6 и проч. 1041. Евр. 12. 3. 1042. Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6. 1043. 2 Кор. 12. 7–10. 1044. Алфавитный патерик. 1045. Алфавитный патерик. 1046. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27. 1047. Преподобный авва Дорофей. Поучение 7. 1048. Мф. 10. 28–31. 1049. Мф. 28. 20. 1050. Ответ 139. 1051.  …заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3. 19). 1052. Слово 37. 1053. Лк. 21. 25. 1054. Благовестник. На Мк. 8. 11, 12. 1055. Быт. 1. 14. 1056. Мф. 2. 2. 1057. Мф. 27. 45. 1058. Мф. 24. 29. 1059. Ин. 6. 63. 1060.  …одно только нужно (Лк. 10. 42). 1061. Святой Исаак Сирский. Слово 25–28. 1062.  …се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). 1063. Лествица. Слово 26, гл. 52. 1064. Евр. 11. 27. 1065. Святой Исаак Сирский. Слово 28. 1066. Слово 89. 1067. Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106. 1068. Откр. 12. 12. 1069. Святой Исаак Сирский. Слово 38. 1070. Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, ноября в 26 день. 1071.  Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13. 33). 1072.  [Если] же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 1073.  Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Лк. 18. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Это те же памяти, что и в месяцеслове Райта (расхождение в числах – явление, свойственное древним месяцесловам). Сверх месяцеслова Райта в данном положена еще 1 января память святителей без указания их имен; из приведенных же здесь песнопений этим святителям видно, что они «мученьми и зверьми плоть попраша» 12 . Здесь, по-видимому, имеются в виду пострадавшие за Христа мужи апостольские: св. Игнатий Богоносец , растерзанный зверями, и св. Поликарп Смирнский , сожженный на костре. Состав этих древнерождественских памятей не случаен. Первый из перечисленных святых, мученик диакон Стефан, по словам Дееписателя, видел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55 ), и засвидетельствовал свое видение мученическою кончиною ( Деян.6:8–15, 7:1–60 ). Трое из апостолов: Петр, Иаков и Иоанн, были свидетелями Преображения Господня на Фаворе ( Мф.17:1–8 ; Мк.9:2–9 ; Лк.9:28–36 ) и моления Его о чаше страданий в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–46 ; Мк.14:33–42 ). Четвертый – апостол Павел [еще будучи Савлом] – слышал Его призывающий голос с неба, когда шел в Дамаск, «дыша угрозами и убийством на учеников Христовых» ( Деян.9:1–6 ). Из отцов Церкви, «мученьми и зверьми плоть поправших», епископ Игнатий принял антиохийскую паству от Еводия, преемника апостола Петра, так что только 11 лет отделяли его архипастырство от апостола Петра. Св. Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова. Чествуя в связи с празднованием Рождества Христова память этих апостолов и первых мучеников – учеников апостольских, Церковь указывала на них как на людей, знавших Иисуса Христа лично или слыхавших о Нем из уст самовидцев Его. В утверждении этой исторической истины и заключалась главная цель празднования Рождества Христова во время св. Ипполита. В IV веке празднование Рождества Христова 25 декабря распространяется в Восточных Церквах. Император Константин вскоре после I Вселенского Собора (около 333 г.) соорудил в Вифлееме храм, под алтарем которого была пещера, в которой родился Господь Иисус Христос 13 . Мать императора св. Елена построила еще церковь в честь Божией Матери и св. Иосифа Обручника на том месте, где, по преданию, находились пастухи, когда ангел возвестил им о рождении Спасителя ( Лк.2:8–11 ) 14 . На этих святых местах, по словам нашего древнерусского паломника игумена Даниила, расположенных одно от другого на расстоянии около одной версты 15 , вскоре после сооружения их стали совершаться рождественские празднества, которые к концу IV века успели получить характер общепалестинских рождественских торжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Евангельская история показывает нам, что Христос не только выделял народ от учеников ( Мф.13:10–17 ), открывал им тайны царства Божия, которых не дано было знать обыкновенным слушателям, но и между тесным кружком своих ближайших спутников полагал некоторое различие. Он никогда не сравнивал 70 апостолов с 12, но и из последних отличал особенно трех, составлявших «цвет апостольства», по выражению Ольгаузена 42 . Основание к этому было, конечно, в характере и личных свойствах учеников, поскольку они до Пятидесятницы действовали по обычному человеческому разумению и не были просвещены силою Духа Святого ( Ин.16:13 ). Недаром же Матфей называет ап. Петра первым (πρωτος: Мф.10:2 ), Иоанн часто именуется любимым учеником Господа ( Ин.13:23 ; Ин.20:2 ; Ин.21:20 и др.) и вместе с братом своим Иаковом изъявляет готовность пить чашу Христа, то есть чашу страданий ( Мф.20:21–22 ). Все они были наиболее крепки в своей привязанности к Иисусу Христу и потому, удостоившись созерцать славу Господа, они присутствовали в саду Гефсиманском ( Мф.26:37 ; Мк.14:33 ). Не невероятно также мнение древних толковников 43 , что Спаситель, приходивший исполнить закон ( Мф.17 ), в данном случай взял с собою трех, имея в виду постановление Моисея о достоверности свидетельских показаний. Петр, Иаков и Иоанн должны были сообщить о факте Преображения Господа после Его воскресения, и слово их получало всю силу несомненности в глазах каждого еврея. Впрочем, это соображение разъясняет нам только причину известного количества спутников: выбор же самых лиц условливался особенными достоинствами их. Христос, таким образом, взял с собою и возвел на гору учеников с определенным намерением показать им нечто необыкновенное; значит (говорим это по чисто экзегетическим основаниям, а не по обще-догматическим), акт Преображения не был явлением случайным, совсем не входившим в расчеты Господа, как то хочет доказать Павлюс. По-видимому, Лука отступает здесь несколько от других евангелистов, когда он говорит: (ησο ς) ν βη (Π τρον κα ω ννην κα κοβον) ε ς τ ρος προσε ξασθαι ( Лк.9:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

93.  Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти… Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу… Пребудет оно [сердце — Ред.] во все дни в страхе Господнем (Притч. 14. 27; 8. 13; 23. 17). 94.  Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно на земле семя его (Пс. 111. 1–2). 95.  Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его (Пс. 127. 1). 96.  Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Бойтесь Господа, [ все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Пс. 33. 8, 10). 97. Слово 49. 98.  Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою… Трепещет от страха плоть Моя (Пс. 118. 38, 120). 99. Ис. 11. 2–3. 100. Мф. 5. 22, 25, 26, 29. 101. Мф. 6. 15. 102. Лк. 12. 16–20. 103.  И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10. 28). 104.  Ей, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12. 5). 105. Ср.: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк. 12. 35–37). 106.  Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 107.  Объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои… дыбом стали волосы на мне (Иов. 4. 14–15). 108. 2 Пет. 3. 10. Откр. 6. 14. 109. 1 Сол. 4. 16. Ин. 5. 28. 110. Преподобный Нил Сорский. Слово 7. 111. 1 Кор. 4. 4. 112. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 113. Слово 1. 114. Пс. 110. 10. 115.  Теперь Я знаю, что боишься ты Бога (Быт. 22. 12). 116. Ср.: Общник я всем боящимся Тебя (Пс. 118. 63). 117. Алфавитный патерик. 118. Cassianus lib. IV. De instititutis, renuntiantiam, cap. 39. 119.  И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10. 38). 120. Сар. 35. 121. Гал. 5. 24. 122.  Страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18. 10). 123.  В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Речь идет о Свято–Успенском Пюхтицком женском монастыре, находящемся в небольшом селении на северо–востоке Эстонии, известным своими строгими правилами монашеской жизни. 30 Так в православной традиции называется человек, готовящийся к принесению монашеских обетов. 31 В переводе с церковнославянского языка — искушение, испытание. Так обычно называется время подготовки к принесению монашеских обетов. 32 Принесение монашеских обетов происходит постепенно, как правило, в три этапа. Переход на новую ступень сопровождается специальным церковным обрядом, во время которого человек получает право носить определенные монашеские одеяния. «Рясофор» в переводе с греческого, означает «носящий рясу». На следующей ступени посвящения монаху вручают мантию. 33 Т.е. монахом–священником. 34 Текст приводится в пересказе о. Виктора 35 Небольшое Латвийское село, в котором стараниями лютеранского пастора Валдиса Страздиньша создана школа для сирот и детей родителей, лишенных прав на их воспитание. Педагоги и сотрудники школы уже более десяти лет живут вместе со своими воспитанниками и со своими детьми. 36 Ин. 6:63 37 Лк 6:45 38 Притчи 10:20 39 Ряд вопросов отцу Виктору были предложены московскими учеными–психологами Федором Василюком и Ольгой Филиповской ( Ф.В. и О.Ф. ). 40 Мк 3:17 41 Мф 16:16, Мк 3:16, Лк 6:14, Ин 1:42 42 Вопрос Ф.В. и О.Ф. 43 Притчи 3:12 44 Во время подготовки книги к печати Ольга мирно отошла к Господу. 45 1 Фес 5:19 46 Затраты для крестьян только на один бензин для сельскохозяйственной техники, для выращивания одной тонны зерна, не считая затрат на удобрения и прочее, много больше, чем закупочная цена тонны этого зерна. 47 Город в Латвии, в базилику которого с чудотворной иконой Божьей Матери, ежегодно приходят и приезжают паломники из разных стран. 48 Мф 18.3 49 Притч 23.26 Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

По свидетельству Евангелистов, Дух Святой видимо сошел на Иисуса Христа, при крещении Его в Иордане ( Мф.3:11–17 ; Лк.3:22, 4:1 ; Ин.1:33 ). Это показало, что Иисус Христос, как Сын человеческий торжественно посвящен был Силою Божьею в звание учителя людей, которое Он, вслед затем и начал отправлять торжественно. Сам Он проповедовал, что Он должен учить, и говорил об этом словами пророка: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленникам отпущение и слепым прозрение... проповедати лето Господне приятно ( Лк.5:18–19 ; Ис.61:4 ). В другое время говорил Он о Себе, что Он послан проповедовать царствие Божие ( Лк.4:43 ), – свидетельствовать об истине: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину ( Ин.18:37 ). A что Иисус Христос был более, чем обыкновенный пророк – учитель,–это ясно видно из слов Его о Себе: Аз есмь путь, истина и живот ( Ин.14:6 ); Аз есмь свет миру: ходяй по мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Ин.9:5 ). В этих словах Иисус Христос показывает Себя таким учителем, таким просветителем мира, каким не был никакой пророк, – показывает, что Он есть Самый Свет, Самая Истина, притом истина животворная, a не холодная и бесплодная. Обращаясь к ученикам своим, Он говорил им: вы же не нарицайте себе учители; един бо есть учитель ваш Христос ( Мф.23:8 ). Это значит, что Иисус Христос есть учитель единственный и всемирный. И пророки имели дар предвидения и силу творить чудеса; но когда явился Свет истинный – Иисус Христос, то слава и дела Его показали в Нем пророка, всеведущего и всемогущего. Он знал всех и все, и не имел нужды, чтобы кто свидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что даже в человеке ( Ин.2:24–25 ). Он видел и неведение и сомнение в сердцах учеников своих ( Ин.20:19–20 ), видел неверие и злобу в сердцах фарисеев ( Мф.9:4 ), видел пришедшую жизнь Самарянки ( Ин.4:14–19 ), видел, что будет с Петром, что сделает Иуда, что сделают иудеи, что произойдет с Иерусалимом, что последует с Апостолами ( Мф.26:34 ; Ин.13:2 ; Мк.13 ; Ин.15:20, 16:2, 21:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010