(Мф.26:57–66; Мк.14:53–64; Лк.22:54) Когда на заседание Синедриона привели Христа, против Него выступили лжесвидетели, обвинявшие Иисуса в том, что Он собирался разрушить Иерусалимский храм. Они превратно излагали слова Христа: « Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его » (Ин.2:19), сказанные Им в начале служения о храме Тела Своего. Так как для вынесения смертного приговора показаний лжесвидетелей было недостаточно, Каиафа спросил Подсудимого: « Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий ?» (Мф.26:63). Господь ответил утвердительной формулой, употребляемой на суде иудеев: «Ты сказал». И добавил: «… даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:64). Ослепленные ненавистью к Спасителю, члены Синедриона увидели в ответе Христа богохульство: будучи Человеком, Подсудимый называет Себя Сыном Бога. В порыве негодования Каиафа разорвал свою одежду и воскликнул, обращаясь к судилищу: « Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется ?» (Мф.26:65–66). Синедрион ответил, что Христос повинен смерти; именно так, по Закону Моисееву, наказывалось богохульство. Но сам Синедрион не имел права казнить преступников, это право было у него отнято римской властью. Вынесенный Христу приговор нужно было утвердить у представителя Рима в Иудее – прокуратора Понтия Пилата. Связанного Христа отвели во двор. Остаток ночи Иисус кротко терпел издевательства от слуг первосвященника: они плевали Ему в лицо, били по щекам и с насмешкой спрашивали: « Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя ?» (Мф.26:68). Великая Пятница Смерть Иуды-предателя (Мф.27:3–10) Поскольку по Закону решение о смерти преступника нельзя было выносить ночью, ранним утром Великой Пятницы члены Синедриона повторили над Христом вынесенный ночью беззаконный приговор (Мф.27:1). После этого они повели Его к прокуратору Иудеи римлянину Понтию Пилату, т.к. право смертной казни было отнято у иудеев римской властью.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На картине изображена сцена суда над Иисусом Христом у первосвященника Каиафы, который был саддукеем, зятем первосвященника Анны. Каиафа, по закону возглавлявший синедрион, созвал заседание: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти». ( Мф.26:59-60 ). Наконец пришли два лжесвидетеля «и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». ( Мф.26:61 ). Так клеветники исказили слова Господа, который говорил о Своей смерти и трехдневном воскресении. Тогда, встав, первосвященник Каиафа сказал Христу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?». ( Мф.26:63 ).   Описание В центре картины мы видим фигуру Иисуса Христа в окружении толпы людей, злословящих на него. На первом плане изображен восседающий на судейском кресле Каиафа. Он одет в богатые одежды и судейскую мантию пурпурного цвета. Его искаженное от ненависти лицо внушает неприятие, а угрожающий жест руки свидетельствует о том, что осужденного так или иначе ждет смертный приговор. Стоящие рядом римские солдаты о чем-то переговариваются друг с другом. Они не понимают, что перед ними Мессия – Спаситель мира, они равнодушны к делам религии и воспринимают ситуацию как обычную распрю среди иудеев. Им все равно, каков будет приговор, они выполнили свое дело и могут удалиться. Однако члены синедриона настроены иначе, их лица, искаженные злобой, свидетельствуют о желании во что бы то ни стало, избавиться от неугодного им Учителя – истинного Мессии. Один из лжесвидетелей схватил Христа за край одежды, взгляд другого исполнен ненависти и зависти одновременно. Но светлый Лик Христа спокоен, взор его исполнен любви и сострадания. Руки Его связаны, однако весь Его облик выражает непоколебимую решительность в исполнении того, что должно произойти. Взор Христа смело обращен в сторону, он как бы не замечает исполненного желчи лица Каиафы. Художник концентрирует внимание зрителя на злословящих на Христа двух персонажей.  Очевидно, Спаситель только что произнес слова: «Да, Я. И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». ( Мф.26:64 ). Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: «Он богохульствует! на что еще нам свидетелей?». ( Мф.26:65 ). Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/iisus-v-dome-kaify/

Ср. Кол. 2, 14. 780 Ср. Быт. 3, 24. 781 Ср. Мф. 7, 13–14. 782 Ср. Ин. 7, 37–38. 783 Ср. Пс. 24, 5; Мф. 22, 4. 784 Ср. Мф. 22, 10; Лк. 14, 16. 785 Ср. Мф. 25, 6; 27, 52. 786 Ср. 1 Фес. 4, 17. 787 Ср. 1 Кор. 15, 52. 788 Ср. Мф. 24, 31. 789 Ср. Лк. 16, 24. 790 Ср. 1 Кор. 15, 54–56. 791 Ср. Лк. 6, 35; Гал. 3, 28. 792 Ср. Мф. 25, 7–10. 793 Ис. 56, 5 (Пешитта). Синод.: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. 794 Ср. Притч. 6, 27. 795 Ср. Мф. 25, 1–12. 796 (В) возлюбленные мои. 797 Ср. Фил. 2, 6–8. 798 Ср. Мф. 8, 20. 799 Ср. Дан. 7, 13; Мф. 26, 64. 800 Ср. Ин. 12, 14–15. 801 Ср. Флп. 2, 7. 802 Ср. Ин. 4, 6. 803 Ср. Ин. 19, 28. 804 Ср. Мф. 4, 2; Лк. 4, 2. 805 Ср. Пс. 120, 4. 806 Ср. Мф. 8, 24; Мк. 4, 38; Лк. 8, 23. 807 Ср. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31. 808 Ср. Пс. 22, 17. 809 Ср. Пс. 49, 4. 810 Ср. Пс. 69, 22; Мф. 27, 34. 811 Ср. Ис. 59, 8–9. 812 Ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14. 813 Ин. 14, 3. 814 Ср. Евр. 2, 9. 815 Ср. Еф. 1, 14. 816 Ср. Лк. 1, 26. 817 Ср. Прем. 18, 15. 818 Ин. 1, 14. 819 Еф. 2, 6. Пешитта: и воскресил нас с Ним, и посадил с Ним на небесах. Синод.: и воскресил с Ним, и посадил на небесах. 820 Мф. 28, 20. 821 Ср. Мк. 16, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 822 Ср. Плач. 4, 20; Лк. 1, 36. 823 Ис. 53, 12. Фраза в Пешитте может быть переведена и так, как в Синод.: Я дам Ему часть между великими. 824 Ин. 14, 20. 825 Ин. 10, 30. 826 Чис. 11, 17. 827 Ср. 1 Кор. 12, 11–28; Рим. 12, 3–6. 828 Ср. Ин. 3, 34. 829 Ср. Иоил. 3, 1–2; Деян. 2, 17–18. 830 Ср. Мк. 10, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 831 Ин. 3, 34–35. Пешитта=Синод.: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. 832 Мф. 11, 27. 833 Ин. 5, 22. Пешитта=Синод.: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. 834 1 Кор. 15, 27–28. Пешитта=Синод.: все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

" Спаситель совершил Таинство Евхаристии, показав его ученикам, - продолжил архипастырь. - Если бы Иуда привел стражу в горницу, не удалось бы это Таинство установить. Но оно было установлено как раз тогда, когда не было Иуды. И теперь совершается по образцу Тайной вечери. После этого все пошли на гору Елеонскую, по дороге пропев псалмы. Была поздняя ночь. Ученики хотели спать, но Господь сказал: " Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и пободрствуйте со Мною " (Мф. 26:38). Отойдя от них, Он просил Отца Своего, чтобы, если возможно, эта чаша Его миновала, потому что видел, какие скорби и страдания должен взять за род человеческий. Трижды Он молил Отца Своего, и ответа не было. Только Ангел Господень был послан укрепить Его. Христос сказал: " Не как Я хочу, но как Ты " (Мф. 26:39). Иуда уже подводил воинов, чтобы взять Христа. Это для нас пример: когда скорби наступают, надо молиться: " Господи, да минует меня эта чаша " . Но в конце прибавлять: " Но не моя будет воля, а Твоя " . Почему мы должны командовать, выбирая, где нам лучше? Он же знает, где нам лучше: на земле или на небе. Знает время, когда нас взять или оставить. Эта молитва - нам пример для подражания. А Иуда подошел, поцеловал Христа, предав Его. Воины Его схватили, повели к Каиафе, тот собрал членов Синедриона, они стали клеветать на Христа. Он ничего не говорил. Первосвященник спросил: " Ты ли Христос, Сын Божий? " (Мф. 26:63). Господь ответил, что Он. " Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных " (Мф. 26:64). Тогда Каиафа решил, что нечего дальше расспрашивать: раз Он возомнил себя Сыном Божиим, будет предан смерти " . " Теперь Он с Креста простирает к нам руки и говорит: " Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко " (Мф. 11:28-30). О некоторых подвижниках в житиях написано, что они всегда перед глазами видели Распятие. Среди них - преподобный Стефан. Однажды монахи-ученики пришли к нему, сидят, беседуют между собой, а старец молчит, углубленно смотрит внутрь себя. Они спросили, почему он молчит, ведь они пришли, чтобы получить назидание. Он отвечает: " Не понимаю, о чем вы говорите. Слушаю вас и не понимаю " . Они удивились и спросили, о чем он думает. Он ответил: " Я опустил свой ум в сердце, а в сердце - Распятие, Голгофа. Стою возле Креста и смотрю на Христа " . Они поняли, что его назидание - почаще в сердце принимать образ Распятия, вспоминать, что наше спасение далось ценой смерти Спасителя. Поэтому, приходя на пассию, мы должны благодарить Господа за то, что Он ради каждого из нас пострадал. Нужно просить благословения и помощи, чтобы идти по жизни, исполняя Его святые заповеди " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Его допрашивали и обвинили в том, что Он Себя называет Сыном Божиим. Сначала просто пытались на Него лжесвидетеля найти, но не получилось. Им не нашлось, в чем обвинить Иисуса. Лжесвидетели разошлись в своих показаниях. Поэтому тот, кто будет читать внимательно Евангелие, наверно, заметит, что показания лжесвидетелей разные: в одном Евангелии так, а в другом – по-другому. Тогда что решил сделать первосвященник? Он встал и, закляная именем Бога, сказал: « заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? » ( Мф.26:63 ). Иисус отвечал ему: Я есмь. Он назвался именем Бога, так Он Себя назвал. Более того, « даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных » ( Мф.26:64 ). И тогда первосвященник разорвал на себе одежды и сказал: « Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! » ( Мф.26:65 ) Тогда весь синедрион перед всем судилищем сказал: «повинен смерти». И тогда они начали смеяться над Ним, издеваться над Ним, плевать Ему в лицо, закрывать Его лицо плащом, бить Его и говорить: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? » ( Мф.26:68 ). Представьте себе: они избивали Бога! Не только Иуда оказался предателем, но и Петр, ближайший из учеников, который клялся, что он единственный, кто не отречется от Него, трижды отрекся. Испугался сначала служанки, сказал: я не знаю этого Человека, – и потом дважды клялся и божился, что он не Его знает. И так он трижды отрекся от Христа, и тут дважды пропел петух. Иисус повернулся, посмотрел на него, и Петр вспомнил те слова, которые ему Господь сказал, и вышел вон, и плакал горько. Есть древнейшие воспоминания об апостоле Петре, что он до самой своей смерти при пении петуха вставал и плакал. Даже есть такие иконы, где у Петра на лице такие красные потеки из глаз. Почему? Потому что он, раскаявшись, оплакивал свое предательство. Но Иисус его простил после Воскресения, потому что Петр пришел к покаянию. Если б Иуда пришел к покаянию, Он бы и его простил.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Мф.26:64 .  Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. Как Пилату, так и Каиафе 641 дается одинаковый ответ, чтобы они были осуждены собственным приговором. Мф.26:65–66 .  Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. То же самое неистовство побуждает разорвать одежду [первосвященника], которого ярость побудила вскочить с первосвященнического места 642 . А одежды свои он разорвал для того, чтобы показать, что иудеи утратили славу священства и имеют свободным первосвященническое место 643 . Впрочем, это было у иудеев в обычае: разрывать одежды свои, когда они слышали нечто кощунственное 644 , как бы сказанное против Бога. Мы читаем, что это сделали также Павел и Варнава, когда в Ликаонии их почтили как богов. А Ирод, не воздавший славы Богу, но ласкаемый неумеренным почтением со стороны народа, немедленно был поражен ангелом. Мф.26:67 .  Тогда начали плевать Ему в лице и бить в него кулаками. Так что исполнилось то, что сказано: «Я подставил щеки Свои» [или: щеку Свою] «под удары, и не отвернул лица Своего от позора плевков» ( Плач. 3, 30 ). 645 В греческом тексте это место читается так: Λσει τ παοντι ατν οταγνα, χορτασθσεται νειδεσμν; в латинском: Dabit percutienti se maxillam, saturabitur opprobriis, что значит: «Подставит Он щеку бьющему Его, насытится поруганиями». То же самое почти дают и тексты славянский и русский. Более близкий текст мы находим у Исайи ( Ис. 50, 6 ). 646 Мф.26:67–68 .  Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Неразумно было отвечать наносящим удары и по-пророчески угадывать Получающему побои [или: наносящим побои], когда безумие наносящего удары было явным. Но как этого Он не предсказывал нам, так, наоборот, весьма ясно предсказал, что Иерусалим будет окружен войском и в храме не останется камня на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мф.26:62 . И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? чтó они против Тебя свидетельствуют? «Что же ничего не отвечаешь» и пр.? Первосвященник требует объяснения от самого Иисуса Христа, без сомнения, не потому, чтобы желал верить Ему, а более для того, чтобы в собственных Его словах уловить Его и найти новое обвинение. Так заставляет предполагать весь ход дела по обвинению Иисуса Христа. Мф.26:63 . Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? «Иисус молчал»: Он видел, что это обвинение не имеет никакой силы, даже в глазах самих судей, и что первосвященник выискивал только в самих словах Господа повод к Его обвинению: «Ответ был бесполезен, когда никто не слушал и когда суд их имел только наружный вид суда, в самом же деле был не иное что, как нападение разбойников» (Злат.).– «Заклинаю тебя» и пр.: обычная формула заклинания, когда на суде требовалось, чтобы обвиняемый непременно отвечал на вопрос обвиняющих, и отвечал сущую правду; призывали Бога во свидетели, чтобы пред лицом Бога обвиняемый не скрывал истины. – «Богом живым»: Иегова – Бог называется живым в противоположность идолам мертвым; живой и следовательно, истинный, в противоположность неистинным ложным богам. – «Ты ли Христос?» Вопрос поставлен так, что из всякого ответа на него судьи вывели бы обвинение на Господа. Прямой утвердительный ответ сочтен был бы богохульством, как это и случилось; в случае непрямого ответа, Его обвиняли бы как обманщика, льстящего народ, так как Он прежде ясно выставлял Себя пред народом Мессиею. В том и другом случае их определение было бы: «повинен смерти» (ср. Феофил.). Мф.26:64 . Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне ýзрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. «Ты сказал»: утвердительный ответ на предлагаемый вопрос; ты сказал справедливо, что Я действительно Христос (ср. Мк.14:62 ). – «Отныне узрите»: ср. Ин.1:51 .– «Сидящего одесную силы»: или одесную сильного, т.е. Бога (ср. подобн. 2Пет.1:17 ). Сидеть одесную – признак власти и особенного достоинства сидящего (ср. прим. к Мф.20:21 ). Это, конечно, указание на слова Псалма Пс.109:1 , в котором изображается Мессия сидящим одесную Бога (ср. прим. к Мф.22:42 и дал.); этим указанием еще сильнее подтверждался утвердительный ответ Господа на вопрос – Мессия ли Он. – «Грядущего на облаках небесных»: это указание на пророческое изображение Мессии в книге Даниила пророка ( Дан.7:13–14 ), каковое указание также подтверждало ответ Его. Смысл изречения общий: Я действительно Мессия, и вы увидите Меня в том величии и славе, в каком Мессию изображали древние пророки. Речь вообще о славном состоянии Иисуса Христа, и в частности о пришествии на будущий всемирный суд (ср. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Он прорекает им: Горе вам! (Мф. 23, 13). Он сравнивает их с теми гонителями, которые убивали пророков, призывает учеников Своих беречься закваски фарисейской и саддукейской (ср.: Мф. 16, 6), предостерегает их: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). И тем не менее Христос не настраивает Своих учеников на бунт против иудеев,– напротив, Он заповедует послушание: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23, 2–3). Противостояние Господа и иудеев возникает не потому, что Он нарушает Писания, но потому, что это они сами не знают Писаний, ни силы Божией (ср.: Мк. 12, 24), устраняют слово Божие преданием своим, которое они установили (ср.: Мк. 7, 13), оставляют важнейшее в законе (ср.: Мф. 23, 23), этим самым они затворяют Царство Небесное человекам (ср.: Мф. 23, 13). Христос обличает их в лицемерии и неверии: есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его (Ин. 6, 64). В Евангелии сказано, что первосвященники предали Его из зависти, подстрекая народ к тому, чтобы был распят именно Он (см.: Мк. 15, 10–11). Не имея против Христа никаких реальных обвинений, они искали на Него лжесвидетельства (Мф. 26, 59), действовали подкупом и по воскресении Его распустили слух, что Христос не воскрес (см.: Мф. 27, 62–64; 28, 12, 13, 15). Вот как предвозвещал это событие пророк Захария: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице. Тогда сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам (ср.: Зах. 9, 9–10). За это Господь неоднократно называет их лицемерами (ср.: Мф. 23, 13; 22, 18), змиями, порождениями ехидниными (ср.: Мф. 3, 7; 12, 34; 23, 33; Лк. 3, 7), вождями слепыми и безумными и слепыми (ср.: Мф. 23, 16, 17), слепыми вождями слепых (ср.: Мф. 15, 14), злым родом (Мф. 12, 45), родом лукавым и прелюбодейным (ср.: Мф. 16, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

20 . Ученики Спасителя, видя Его во власти врагов Его, все разбегаются и оставляют Его. 20 . О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! ( Зах.13:7 ). 21 . Первосвященник Каиафа, к которому препроводили Его, ищет, с собравшимся у него советом, какого-нибудь лжесвидетельства, для осуждения Его на смерть; но хотя и многие являются лжесвидетели, однако же ни одно из их показаний не было достаточно. Наконец Первосвященник повелевает Ему именем Бога живаго, объявить, Христос ли Он и Сын Божий. Ты сказал, ответствует Иисус; даже скажу вам: отныне узрите Сына человеческого, седящего одесную силы Божией, и грядущего на облаках небесных ( Мф.26:64 ). При сих словах Каиафа раздирает одежду свою и вопиет: Он Богохульствует; на что нам ещё свидетелей? ( Мф.26:65 ) И тотчас осуждают Его на смерть. Плюют Ему в лице; бьют Его, издеваясь над ним; завязывают Ему глаза, одни бьют Его кулаками, другие заушают Его, и вопрошают в насмешку: Скажи нам Христос, кто ударил Тебя? ( Мф.26:68 ) 22 . В то время, как со Спасителем поступали так бесчеловечно, Петр, будучи троекратно признан за ученика Иисусова слугами Архиерейскими, троекратно отрицается от Него, прибавя клятву ко лжи; но вскоре малодушный сей Апостол, действием милосердия Божественного своего учителя, отверзает очи на свое беззаконие, и омывает оное искренними слезами. 23 . Иуда, видя, что Иисуса Христа осудили на смерть, бросил в храм тридцать сребренных полученных им монет и, сказал священникам: согрешил я, предав кровь неповинную ( Мф.22:4 ), удалился в отчаянии и повесился. Священники, не хотя положить в церковную казну данной ими предателю суммы, купили на оную горшечннкову землю, для погребения странников, и место то названо Акелдама, то есть землею крови. 23 . И взвесили цену Мою тридцать сребренников. И сказал Господь Мне: брось их горшечнику – эту высокую цену, которою я оценён от них. И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень горшечнику ( Зах.11:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Еще по адресу Церкви говорят, что она небезопасна для государства. Какого же? Есть ли такое царство, которое разрушено какою-нибудь Церковью, я не знаю, но хорошо знаю, что наша Православная Церковь никогда не шла против государства и установленной от Бога власти. Она всегда верна была словам Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Но, с другой стороны, она никогда не сделает и не может сделать того, чтобы уступить требованию земной власти, противному заповеди Бога. Вот на это-то недоброжелатели Церкви и указывают, как на нечто опасное для государства. Как некогда лжесвидетели говорили против Иисуса, что Он возмущает народ и запрещает ему платить дань кесарю, чтобы возбудить неблаговоление Пилата, так и ныне говорят о Церкви: она опасна для государства, чтобы посеять вражду и недоверие между Богом и установленною властью и Богом же основанною Церковью. III. Есть еще одно обстоятельство в истории суда над Иисусом, заслуживающее нашего внимания. После того, как многочисленные показания ложных свидетелей оказались недостаточными для произнесения смертного приговора, первосвященник изыскивает другой путь. С искусственным пафосом он обращается к Иисусу с такими словами: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф.26:63 ). Иисус торжественно отвечал: ты сказал ( Мф.26:64 ). Тогда Каиафа с притворным ужасом сбрасывает с себя одежду и восклицает: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф.26:65–66 ). Итак, вот где, собственно, заключается основание осуждения Христа на смерть. Этим основанием послужило не то, что показывали лжесвидетели, и не то, что делал и учил Иисус, но Его торжественное исповедание – что Он Сын Божий, от Бога посланный, во имя и по поручению Бога действующий на земле. Если бы Он приписал Себе только человеческое посланничество и авторитет, то они, наверное, отпустили бы Его. То же самое повторяется и в истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010