С исследованием, или критикой свящ. текста в очень тесной связи состоит определение значения и употребления слов в Писании, составляющее нечто переходное от простой критики текста к герменевтике. Такое изыскание значения слов Ориген считал столько «полезным», что советовал не оставлять без внимания даже имен лиц, и названий географических, встречающихся в св. Писании 58 . В самых толкованиях он, кажется, не оставил без изъяснения ни одного еврейского имени, или названия. За это хвалит его блаж. Иероним 59 , и свидетельствует, что сам во многом следовал ему в своей «книге об именах еврейских». Но кроме собственных имен, Ориген находил в свящ. тексте немало и других слов, изъясняемых только с еврейского языка, или вообще чуждых греческому словоупотреблению. «Нужно знать, замечает Ориген 60 , что слово πιοσιος (насущный Мф.6:11 ; Лк.11:3 ) неупотребительно у Греков и не встречается ни в сочинениях философов, ни в простой народной речи, но в первый раз является у Евангелистов. Употребляют же его согласно Матфей и Лука. Подобным образом и в других случаях поступали переводившие с еврейского. Ибо кто из Греков говорил когда-либо: νωτζ, или τσϑητι вместо: ις τ τα δξαι и οσαι ποει? Частица до, – дондеже (ως), встречающаяся во многих особенно важных местах Писания (напр. Мф.28:20 ), по замечанию Оригена 61 , не указывает, как можно было бы заключать из обыкновенного словоупотребления, на предел, далее которого описываемое действие уже не может продолжаться; она не устраняет непрерывности этого действия. – К числу особенностей священного словоупотребления Ориген относит и то, что в нем часто одно слово обнимает собою различные предметы, или понятия. Так по его объяснению 62 , слово: закон ([νμος) в свящ. Писании обозначает 1) законодательство Моисея ( Гал.3:10, 19, 24 ), 2) известные повествования, Моисеем написанные ( Гал.4:21 ), 3) псалмы Давида ( Ин.15:25 , сравн. Пс.68:5 ), 4) пророчество Исаии ( 1Кор.14:21 , ср. Ис.28:11 ), 5) таинственное и духовное изъяснение (δοχ) закона ( Рим.7:14 .), и наконец 6) закон естественный, написанный на сердцах ( Рим.2:14, 5:13, 7:7 ). Это, говорит он, «приводит в замешательство тех, которые думают, что как – одно слово, так – и одно значение, в каком бы месте оно ни стояло». Посему, прибавляет Ориген 63 , нужно тщательно наблюдать за значением слов, чем «предохраним себя от погрешностей и неправых толкований».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-truda...

18 . Окропление же его одежды кровью козленка 60 , видимо, обоз­начает, что, нападая на него с помощью ложных свидетельств, они низвели в ненависть греха Прощающего грехи всех. Для нас Он – Агнец, для них – козленок. Агнец Божий заклан был для нас, от ко­торых Он удалил грех мира 61 ; козленок – для них, чьи заблуждения и прегрешения Он собрал и умножил 62 . И поэтому Он говорит: Допол­няйте меру отцов ваших ( Мф. 23. 32 ). И потому Иаков рыдал об утра­те своего потомка, ибо он как отец оплакивал потерянного сына 63 и как пророк стенал из-за погибели иудеев. Он даже разодрал свои одежды, как во время страданий Господних – мы читаем в Еван­гелии 64 – поступил первосвященник, совершив это не как частное лицо, а исполняя свое служение 65 . И завеса в храме раздралась ( Мф. 27. 51 ), чтобы в этих знамениях обнаружилось, что таинства поруга­ны и народ лишен спасительных одежд, разделено царство, которое должно быть разрушено, – ведь всякое разделившееся царство легко разрушается 66 . И поистине оно было разделено, когда стало уже принадлежать дьяволу то, что принадлежало Христу, ведь не могли оставаться неразделенными те, которые отделяли Сына от Отца 67 . 19 . Итак, Иосиф был продан, отведен в Египет, куплен распорядителем поваров. Весьма деятелен тот, кто готовит из сы­рых и необработанных продуктов, чтобы души насыщались сла­достью веры, ведь знание и учение слаще любой пиши. Раньше в Египте царило грубое неверие, которое не смягчил ни жар Бо­жественного учения и ни жажда истинного знания, и пламенные речи Господа не сделали пригодным в пишу. Иосиф был продан в Египет, потому что Христос должен прийти к тем, кому сказано: Вы были проданы за грехи ваши ( Ис. 50. 1 ), и потому Он искупает Своею кровью тех, кого продали собственные грехи 68 . Но Христос, быв продан, не удерживается ценой греха, так как Он не совер­шал греха и воспринял нашу природу, а не вину 69 . Значит, уплатив цену, Он приобрел наш долг, а не стал должником Сам, упразднил рукописание 70 , удалил ростовщика, вызволил должника: Один уп­латил то, что должны были все. Нам не было позволено выйти из рабства. Он взял его на Себя за нас, чтобы устранить рабское слу­жение мира, восстановить райскую свободу, даровать новую бла­годать, возведя в новое достоинство причастности к Нему. Таков таинственный смысл этих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

49. Которых ум всегда занят духовными предметами, у тех и желательная часть души становится Божественным оружием. 50. Невозможно уму преисполниться ведением, если прежде и желательная часть души не украсится свойственными ей добродетелями. 51. Ум тогда делается чуждым мира, когда совершенно отсечет всякое к чувственному чувство. 52. Отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной - любовь и воздержание. 53. Ум не может всегда занят быть чем-либо чувственным, если никакого к тому не имеется пристрастия. 54. Совершен ум тот, который преисполнен ведения; душа же совершенна та, которая в добродетелях утвердилась. 55. Склонность ума к чувственному делает его рабом телесных сластей. 56. Подвигается и ум с места ведения, когда желательная часть отодвигается от своих добродетелей. 57. Мы прияли власть чадами Божиими быть (Ин. 1, 12); но не бываем ими, если не совлечемся страстей. 58. Никто пусть не думает, что он действительно сделался чадом Божиим, если не стяжал еще в себе Божеских черт. 59. Усвоение нравов добрых или худых делает сынами Бога, или сатаны. 60. Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны. 61. Ожесточенная душа, и когда бичуют ее, не чувствует, и к благодетелю никакого чувства восприять не может. 62. В нечистую облеченный одежду извергается из брачных чертогов Божественных, и делается причастником тьмы кромешной (Мф. 22, 12-13). 63. Боящийся Бога радеет о своей душе, и от злой участи избавляет себя. 64. Невозможно улучить милость от Бога тому, кто, оставя Его, раболепствует плотским сластям. 65. Иисус Христово есть слово, что никто не может двум господам работать (Мф. 6, 24), хотя мы не хотим верить тому. 66. Душа осквернившаяся ожесточается страстьми, и без сечений и прижиганий, уверовать не способна. 67. Огрубелым потребны страшные испытания; ибо без сильных болей они умягчиться не могут. 68. Разумный муж печется о душе своей, и посредством произвольных себя умучений избегает непроизвольных мук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/549/...

5.  Но я опять возвращаю слово к самому началу — к тому, что совершенство свободы состоит не в одном только удалении от брака (да не сочтет кто–нибудь обязанность девства столь малой и незначительной, чтобы видеть всю заслугу всего лишь в хранении чистоты плоти); но поскольку «всяк, творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8:34), то во всяком деле или занятии уклонение в сторону зла подвергает человека рабству и накладывает печать, оставляя на нем от ударов греха рубцы и клейма. Таким образом, кто поставил себе великую цель — девственную жизнь, тот во всем должен быть равен себе и являть чистоту во всей жизни. Рыболовное искусство, согласно притче Господней (Мф. 13:47–49), отделяет полезных и съедобных рыб от негодных и вредных, чтобы какая–нибудь из последних, попав в сосуд, не сделала вредным употребление и полезных. Так и дело истинного целомудрия состоит в том, чтобы из всех занятий избирая одно чистое и полезное, непристойного избегать во всем, как бесполезного, и предоставлять его обыкновенной мирской жизни, которая иносказательно в притче названа «морем» (Мф. 13:47). И псалмопевец также в одном из псалмов, излагая нам учение исповедания, именует эту непостоянную, страстями одержимую и мятежную жизнь «водами, души» коснувшимися, «бурей и глубиною морскою» (Пс. 68:2—3), в которой всякий неустойчивый ум, подобно египтянам, «яко камень во глубину погрязает» : (Исх. 15:5). Что дружественно Богу и имеет способность прозревать истину, что в истории названо Израилем, — лишь одно оно «преходит» море, «яко по суху» (ср. Исх. 14:22; Евр. 11:29), нисколько не чувствуя горечи и солености житейских волн. Так образно, под водительством закона (ибо Моисей был прообразом закона) и израильтяне перешли через море, не омочив ног, египтяне же, вслед за ними вступив в него, потонули; каждый по своей собственной природе: один переходит легко, а другой тонет в глубине. Ибо добродетель есть нечто легкое и устремленное ввысь (ανωφερες), поскольку все, по ее правилам живущие, «яко облацы летят», по словам Исайи, «и яко голуби со птенцы» (Ис. 60:8). Ибо тяжел грех, как говорит один из пророков, над «талантом оловянным седящий» (Зах. 5:6). Если же кому такое изъяснение истории представляется натянутым и неуместным и он не допускает, чтобы чудо, совершенное при переходе через море, описано было для нашей пользы, тот пусть послушает апостола, что «онем же сия вся образи прилучахуся, писана же быша в наставление наше» (1 Кор. 10:11).

http://predanie.ru/book/68911-tvoreniya/

775 Слово kaitz в 2Цар.16:1 и Ам.8:1 , соответствующее греческому οπρα, нельзя объяснить с точностью. Большая часть древних переводов объясняют это слово, как массу из винных ягод (παλϑα),–LXX: χατν, φονιχες кимхи: сухие, высушенные плоды; срав. Гезен, thés. стр. 1209. Однакож так как винные ягоды в библии называются debelim ( 1Цар.25:18 ) и спелые финики и до сего времени замешиваются в плотную лепешко-образную массу и употребляются во время путешествий чрез пустыни, как сытная и подкреплающая пища (слич. Зоннини и Буркхардта у Винера, R. V. I. стр. 253), то можно понимать под словом kaitz скорее финики вместе с LXX-ю, чем винные ягоды вместе с Фабером в его zu Harmar’s Beob. I, стр. 388 и др. 776 Голуби издавна разводились в особенных ( Ис.60:8 ) местах; кроме того в Палестине было и есть много лесных голубей. Слич. Schubert, Reize, III, стр. 250. Робинс. Pal. II, стр. 433. 484 и 1, стр. 319. 778 Это обыкновение существует еще и теперь у многих Арабских племен и других народов востока, так что саранча в Аравии продается на базаре, а высушенная не только сохраняется в мешках, как зимовая пища, но и мелется в муку, из которой пекут лепешки. Слич. Кнобель на Лев.11:21 . 779 И теперь еще это обыкновенный на востоке напиток,– слич. Розенмиллера А. и II. Morgenl–III, стр. 68,–как у Римлян acetum (уксус), смешанный с водою, который солдаты и бедные люди пили, как posca (квас), слич. Винера R. V. 1. стр. 349. По свидетельству Чис.6:3 , Израильтяне имели уксус из вина и из сикера schecar, σχερα. ’ξος μετ χολς μεμγμνον (уксус смешанный с желчью) Мф.27:34,48 ; Ин.19:29 , вместо чего у Мк.15:23 стоит ονος σμυρνισμνος (вино, смешанное со смирною), есть кислое, приготовленное из осадков вино, смешанное с миррою или другим горьким веществом, быстро доводящее человека до бесчувствия. 780 Древние Греки и Римляне пили вино, смешанное с водою, причем была обыкновенная пропорция: 3 части воды и 1 часть вина, или 5 частей воды и 2 части вина и смешение обоих в равных частях почиталось самым последним делом, какое мог дозволить себе пьяница (слич. Германна loco citato стр. 125, В. А. Беккера Charikles. Bd. II. стр. 277, второе исправленное Герм, издание и Gallus. Bd. 1. Стр. 190, второе издание). О соблюдении этого обычая у Израильтян видно из Мишн. Pesach (VII, В. II, стр. 163 ed. Sur. издан. Сур.). Пьяницы, конечно, считали смешение вина с водою за подделку Ис.1:22 . Но чаще вместо ослабления вино подкреплялось примесью пряных кореньев ( Пс.74:9 ; Притч.9:2,5 ; Песн.7:3 ) и становилось острым ароматическим вином jain harekach Песн.8:2 . Также заботились о том, чтобы процеживать старое, огустевшее вино чрез полотно (zekker διολζειν), чтобы очистить его от дрожжей и нападавших мелких насекомых ( Ис.25:6 и Гезениус на место Мф.23:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

На невесту теперь смотрели как на действительную жену будущего супруга, потому что, по иудейскому закону, обручение было равносильно супружеству; поэтому неверность со стороны невесты наказывалась смертью ( Втор.23:23–24 ), точно так же, как и неверность жены; впрочем, жених мог в таком случае отказаться от невесты ( Мф.1:19 ), дав ей разводное письмо, если он не хотел подвергать ее смертной казни. Обручение не имело силы только в случае, когда невесту принудили к нему угрозами и жестокостями. Ничто не смущало тихой жизни невесты в родительском доме: по трогательной предупредительности, закон Моисеев освобождает от военной службы и жениха, который ждет счастья, и молодого супруга, который им наслаждается ( Втор.20:7; 24:5 ). Для совершения самого брака были назначены особые дни недели: четвертый день недели был назначен для брака дев и пятый для брака вдов. Библия не определяет точно религиозный акт брака, но можно думать, что его составляла та взаимная клятва, которая иногда произносилась при обручении, а иногда при самом браке, почему и сам брак в Писании называется заветом, заветом юности, заветом Божиим ( Иез.16:8 ; Мал 2:14 ; Притч.2:17 ), — тем самым великим именем, которым обозначался союз Господа с Его народом; тот же религиозный акт нужно видеть в благословении, какое давали брачующимся родители, родные и старейшины ( Быт.24:60 ; Руфь 4:11–12 ; Тов.7:13 ). Праздничная церемония брака состояла в проводах невесты из дома ее отца в дом жениха или его отца. Невеста, накануне очистившаяся в бане 67 , в день самого брака, намащенная и надушенная драгоценными ароматами, окруженная своими родными и подругами, одевается в белые шитые золотом одежды ( Иез.16:3 ; Песн.3:6 ; Откр.19:8 ; Пс.44:14–15 ); двойная туника, подпоясанная в несколько раз широким поясом ( Иер.2:32 ), обрисовывает стан и живую красоту невесты, спускаясь на ее ноги, обутые в сандалии из тонкой кожи ( Иез.16:10 ); длинное легкое покрывало, складки которого волнисто ниспадают, покрывает ее лицо и всю фигуру, служа символом ее покорности мужу ( Быт.24:65; 38:14–15 ; 1Кор.11:10 ); браслеты окаймляют кисти рук, вокруг шеи вьется ожерелье, нос украшен кольцом, а уши — серьгами ( Иез.16:11–12 ); на ее расплетенных 68 волнистых волосах блестит золотая корона — главное украшение невесты, по которому она называется коронованной .

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Также неразрывно связано с безмолвием и смирение. Как нельзя без гвоздей построить корабль, так без молчания, безмолвия и смирения " невозможно спастись " [с. 66]. Определяется смирение тайным совершением добра без возношения в своем сердце [с. 54, 60]. " Если стяжешь какие добродетели, учит святая Синклитикия, - не возносись сердцем своим и не говори: такие и такие я совершила добродетели. Но хотя бы ты сотворила их и все, говори: как раба я исполнила то, что повелено " [с. 66]. Если случилось падение - должно просить прощения со смирением; предстоит время поношения - надо искупать его опять-таки смирением [с. 66, 90]. " Если будешь всегда так помышлять в сердце своем, - делает вывод святая Синклитикия, - то Господь пошлет тебе помощь от святого жилища Своего, и избавит от сетей вражиих " [с. 66]. В ином случае: Те, кои делают напротив, терпят великий ущерб. Ибо у тех отнимается и то, что они думают иметь (Лк. 8, 18) [с. 54] [ 3 ]. Проявляется безмолвие в терпении, в спокойном перенесении любых обид, оскорблений [с. 68]. Блаженная Матрона рассуждает: " Терпение монахини обнаруживается в безмолвии и молчании. Ибо претерпевый до конца, той спасется, сказал Господь " (Мф. 24, 13) [с. 46-47]. На вопрос блаженной Феодоры: почему демоны сильно борят нас? Святая Син-клитикия отвечала: " Потому, что мы отвергаем мать всех добродетелей то есть безмолвие с молчанием и терпением " [с. 66]. Пример дивного терпения, которое славили Ангелы и перед которым трепетали демоны, явила святая матерь Сарра. Келия святой находилась на берегу реки. Шестьдесят лет она провела здесь в безмолвии и за все время ни разу не наклонилась к реке, чтобы на нее посмотреть [с. 47]. Безмолвие и молчание " рождают " целомудрие [с. 45]. Благоговейной подвижнице дается совет: " Та, которая хочет сохранить тело свое в целомудрии и ум свой представить Богу чистым, должна проводить дни свои в блаженном безмолвии, сидя в келии своей " [с. 76, 77]. Целомудрие состоит не просто в победе грубого и вещественного любодеяния, но в очищении и самих чувств [с. 40]. " Принявшим звание " подобает иметь " крайнее целомудрие " [с. 41]. Им не следует выходить на места публичные. Если считается стыдом смотреть на обнаженных близких родных, то тем более на людей незнакомых в непристойной одежде, к тому же говорящих дерзкие слова. " Но и сидя дома, не должно дремать " [с. 40]. Молодым монахиням дерзновенно сидеть с мужчинами, говорить с ними, принимать пищу. Старицы им завещают: " Всячески блюстись от мужеских лиц, хотя бы то были братья " [с. 43]; не иметь сношений с мирянами, не шутить с отроком [с. 58]. " Монахиня, дружащаяся с мирянами или монахами, лишается дружества с Богом, и находится на стороне демонов. Потому и называется она монахинею, что имеет любовь и стремление к единому только Богу " [с. 48]. Если же в мыслях появится красивое лицо, то рекомендуется вспомнить, что оно станет трупом и уйдет в землю. " Но более всего должно укрощать чрево " [с. 43].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Авв.3:6—7. Шествия вечная... за труд видеша.   В Священном писании божественные заповеди обыкновенно называются иногда «шествиями», иногда путями и стезями. Вот что сказано устами Иеремии: «станите на путех и видите, и вопросите о стезях Господних вечных и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему и обрящете очищение душам вашым» (Иер.6:16), а также устами блаженного Давида: «заповедий твоих текох, егда расширил еси сердце мое» (Пс.118:32). Итак, «растаяша, — говорит, — холми», то есть получившие славу начальствования иудеев и облаченные преимуществами служения по закону; ибо они «шествия» или заповеди Еммануила, очевидно евангельские научения, и несравненно лучшее древних предсказаний и славнейшее наставление «за труд видеша», то есть сочли тяжелым и утомительным, хотя Спаситель всех нас Христос ясно говорит: «приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым. Иго бо мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф.11:28—30). И иначе некоторые сделали тяжелыми пути свои, которыми можно было бы легко достигнуть жизни вечной. Господь наш Иисус Христос некогда, объясняя силу таинственного благословения, говорил: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе» (Ин.6:53). Слушатели же столь священных слов пустословя говорили: «жестоко есть слово сие: и кто может его послушати? како может сей нам дати плоть свою ясти?» (Ин.6:52, 60). Евангелист же удостоверил и в том, что «от сего мнози от ученик его идоша вспять, и ктому не хождаху с ним» (Ин.6:66), так, что и к самим ученикам Христос обратился с вопросом, не хотят ли и они удалиться от Него, говоря: «еда и вы хощете ити?» (Ин.6:67) Но божественный Петр на это ответил, воскликнув: «Господи, к кому идем? глаголы живота вечнаго имати» (Ин.6:68). Они не считали путей Его за труд, но слово Его было для них поистине приятно и достойно внимания. «Шествия» же называет «вечными», потому что никогда не прекратится, напротив, продолжится в бесконечный век и всегда будет существовать евангельская и спасительная проповедь, после того как обветшала древняя и законная заповедь и оказалась не без недостатка, как говорит Павел, и вследствие этого введена вторая, которая «на лучших обетованиях узаконися» (Евр.8:6—7). Посему и божественный Давид провозгласил, говоря Господу нашему Иисусу Христу: «правда твоя правда во век, и закон твой истина» (Пс.118:142); ибо, как я сказал, то, что в тенях, не пребыло, и образы прекратились, но то, что во Христе, утвердилось и навсегда осталось непоколебимым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

58. Удаляйся от живущего нерадиво, хотя имя его велико у многих. 59. Возимей другом мужа трудолюбивого, и найдешь в нем покров своих погрешений. 60. Нерадивый продал себя многим господам; и как они ведут его, так он и живет. 61. Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время мира; а во время искушения, как враг, восстает на тебя. 62. Душу свою полагает оно за тебя, прежде восстания страстей, а когда восстанут, твою душу берет себе. 63. Земля заброшенная зарастает терниями, а душа нерадивая наполняется страстями нечистыми. 64. Ум разумный обуздывает душу свою, измождает тело и порабощает себе страсти. 65. Видимые движения суть указания невидимых внутренних, как приносимые плоды указывают, какое древо приносит их. 66. Слова и дела обличают лицемера, как они же обнаруживают и скрытного лжепророка. 67. Ум обезумевший не обучает души своей, и удаляет ее от любви и воздержания. 68. Причиной непотребных помыслов бывает худой нрав, поддерживаемый тщеславием, гордостью и надмением. 69. Обладаемому указанными страстями свойственны лицемерие и лукавство, равно как злохитрость, насмешливость и непотребнейшая ложь. 70. Такие лица раболепствуют также зависти и рвению, гневу и ярости, печали и злопамятству. 71. Таков путь живущих в нерадении, и таковы сокровища сокрытые во мне. 72. Злострадание (строгие подвиги телесные) и смирение спасают душу, и от указанных выше страстей избавляют ее. 73. Разумного ума признак слово полезное, доброй же души признак дело доброе. 74. Ум просвещенный износит мудрые слова, а душа чистая возделывает Божественные помыслы. 75. Помыслы ревностного поучаются премудрости, и слова его просвещают слышащих. 76. Когда в душу заложены добрые расположения, тогда она возделывает благие помыслы, а когда в ней заложены худые склонности, тогда она порождает помыслы непотребные. 77. Страстная душа есть детелище худых помышлений и из сокровищницы своей износит она худое ( Мф. 12, 35 ). 78. Благое сокровище – добродетелный навык, и ум благой износит из него благое. 79. Ум, Божественной любовью движимый, возделывает благие о Боге мысли, движимый же самолюбием порождает противное тому.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

«Иисус же сказал им в ответ: …если будете иметь веру и не усомнитесь… то… если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет» (Мф. 21:21). 60 Имеются в виду следующие системы доказательств бытия Божия: 1) космологическая (Аристотель); 2) телеологическая (Платон); 3) онтологическая (Ансельм Кентерберийский); 4) историческая или психологическая (Декарт); 5) нравственная (И. Кант). Подробнее см.: Гегель. Лекции о доказательстве бытия Бога//Гегель. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 337—495. 61 Нам приятно отметить, что к опытному истолкованию религии приходит в результате всего своего колоссального изучения религий Макс Мюллер (в разных своих сочинениях, см., напр., Natürliche Religion. Leipzig, 1890. Лекции II—V). Его формула такова: nihil est in fide, quod non ante fuerit in sensu42 Прим. Ред. — Нет ничего в вере, чего бы не было раньше в ощущении (лат.) — парафраз известной формулы сенсуалистов: «Нет ничего в сознании… етс.».](под последним Мюллер разумеет опытный характер религии, хотя, конечно, этот опыт и отличается от чувственного). 62 «Противоречие в определении» (лат.) — логическая ошибка; напр.: «круглый квадрат». 63 Название трактата И. Канта (1793). 64 Термин Э. Геккеля, употребленный им в его популярной книге «Мировые загадки». 65 Эксотерическое (экзотерическое) учение — явное, открытое для всех (в отличие от эзотерического — тайного, для посвященных). 66 Формула выражения единства субъекта и объекта в индийской философии (Чхандогья–Упанишада, VI, 12). См.: Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С. 117—118. Название «дистиха» В. И. Иванова: В страждущем страждешь ты сам: вместе сораспяться живому. В страждущем страждешь ты сам: мужествуй, милуй, живи. (Иванов В. Собр. соч. Брюссель, 1971. Т. 1. С. 642). «Tat twam asi», по объяснению Иванова, значит: «Это (именно, каждый отдельный индивидуум) — ты (сам)» (там же. С. 861). 67 В древнеиндийской философии Майа означает иллюзорность бытия; под «покрывалом Майи» скрывается истинная сущность вселенной. 68

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010