Мы и ранее касались данного вопроса. Сказал же святой Иоанн Дамаскин : «Надлежит твердо помнить, что Бог все предвидит, но не все предопределяет; ведь в нас Он предвидит все, но [отнюдь] не все [в нас] предопределяет» 549 . Ибо, как может показаться, наши праведные и грешные поступки всецело наши, иначе бессмысленным было бы воздаяние за добро и наказание за зло. Но означает ли это, что мы абсолютно свободны в наших намерениях и деяниях? Дамаскин называет предопределением ту неизбежность, посредством которой все мы в той или иной степени участвуем в домостроительстве Божьего спасения, он пишет: «Он не желает зла, но и не принуждает к добродетели» 550 , – но и это не означает, что мы абсолютно свободны в наших намерениях и поступках. Сказано о добродетелях: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак.1:17 ). Сказано и о зле: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис.45:7 ). – То есть, и добро и зло находится под полным контролем Бога. Но святые Отцы показывают нам, что само наличие тела в человеческой природе своей изменяемостью обеспечивает для человека возможность относительного выбора. В чем святые Отцы отказывают Ангелам как бестелесным созданиям. Впрочем, похоже, что падшие ангелы (бесы) утратили возможность для перемен, утратив власть над материей, над Землей, им и наследовал человек, став земным владыкой (см. Быт.1:28 ). А верные Богу Ангелы, не последовав за дьяволом, окончательно определившись в добре, уже не могут измениться. Собственно, неизменяемость как свойство Бога (см. Иак.1:17 ) и есть конечная цель всех мыслящих существ и осуществляется тогда, когда мыслящее творение окончательно определяется в добре или во зле. Сказано: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). И когда спасенные народы «придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ), для них возникнет блаженная неизменяемость. Равно как и грешники, оказавшись в аду, обретут мучительную неизменяемость. Сказано: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

счету). Здесь также приводится цитата из Книги прор. Иоиля (2. 28-32), с небольшими отклонениями, по греч. переводу LXX. Согласно пророку, если Израиль обратится к Богу «всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании», то «возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой» (Иоиль 2. 12-18). Результатом покаяния и должно стать обильное излияние Духа Божия на всякую плоть. Обетование спасения, к-рым завершается цитата, служит прологом к следующему фрагменту речи, в к-ром П. излагает главный пункт своей проповеди (Деян 2. 22-28). Говоря об Иисусе, П. ссылается на совершённые Им «силы, чудеса и знамения». При жизни Иисуса именно Его чудеса привлекали к Нему наибольшее внимание (см.: Иларион (Алфеев). 2017. Кн. 3. С. 46-49, 99). В аресте, распятии и смерти Иисуса П. видит, с одной стороны, следствие Промысла Божия, а с другой - действие злой воли человеческой (ср.: Мф 26. 24; Мк 14. 21). Тот факт, что Иисус был предан «по определенному совету и предведению Божию», не освобождает Его предателей и убийц от ответственности за содеянное. В воскресении Христа П. видит исполнение пророчества Пс 15. 8-11. Цитата служит прологом к 3-му фрагменту речи, в к-рой тема Воскресения развивается в контексте обетований, данных Богом Давиду (Деян 2. 29-36). Этот отрывок построен на неск. текстах Псалтири. Сначала П. отсылает к словам Пс 131. 11 («Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем»»), внося нек-рые изменения в текст (в частности, «чрево» заменено словом «чресла», что более соответствует упоминанию о мужчине). Слова «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» являются парафразом процитированного во 2-м фрагменте речи Пс 15. 10. Наконец, 3-я цитата отсылает к Пс 109. 1 («Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих») (ср. также: Мф 22. 42-45). Итак, богословское содержание речи выражается с помощью подборки цитат из знакомых слушателям П. ветхозаветных текстов. В первой речи П., произнесенной перед избранием 12-го апостола, также имеются ссылка на Давида и цитата из Псалтири. Ссылками на Давида будут наполнены и др. речи, встречающиеся в Деяниях, в частности речь Павла в антиохийской синагоге, близкая к данной речи П. (Деян 13. 16-41) и даже содержащая ту же цитату из Псалтири (15. 10). Очевидно, что отсылка к Давиду как к прообразу Иисуса Христа и провозвестнику связанных с Ним событий была одним из лейтмотивов раннехрист. проповеди.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Христианство учит о необходимости искупления кровью. Как Иисус, так и Павел учили, что пролитая кровь Христа необходима для искупления наших грехов (см. смерть Христа). Иисус провозглашал: «ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). На последней вечере Он сказал: «сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Павел столь же категоричен. Он подтверждает, что во Христе «мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф. 1:7 ). В Послании к римлянам он добавляет: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим. 5:8 ). Вспоминая прежнюю, ветхозаветную Пасху, Павел сказал: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Христианство провозглашает воскресение Христа. Иисус и Павел учили также, что смерть и погребение Иисуса обрели своё завершение в Его телесном воскресении (см. воскресение Христа: свидетельства; воскресение Христа: физическая природа). Иисус сказал: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день» ( Лк. 24:46 ). Иисус предрекал: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его [...] А Он говорил о храме тела Своего» ( Ин. 2:19, 21 ). После воскресения Иисуса из мёртвых Его ученики вспомнили, что Он говорил им. Тогда они поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус ( Ин. 2:22 ; ср. Ин. 20:25–29 ). Апостол Павел тоже указывал на необходимость Воскресения для спасения. Римлянам он писал: «[Иисус] предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ). Действительно, Павел, подчёркивая, что вера в Воскресение имеет решающее значение для спасения, наставлял: «если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься» ( Рим. 10:9 ). Христианство учит о спасении по благодати через веру. Иисус подтвердил, что каждому человеку необходима Божия благодать. Ученики Иисуса спросили Его: «так кто же может спастись?» Глядя на них, Иисус ответил: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» ( Мф. 19:25–26 ). Во всём Евангелии от Иоанна Иисус указывает только на один путь для обретения Божьей благодати ко спасению: «верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин. 3:36 ; ср. Ин. 3:16; 5:24 ; Мк. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

164. Епископу Иоанну Не относись спокойно и бесчувственно к случившемуся с тобой. Потому что по твоему нерадению пришло на душу твою нашествие царя египетского, и: взял, сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые щиты, которые взял, Давид от рабов Адраазара] ( 3Цар. 14:26 ). Однако тебе самому приятно то, о чём надлежало стенать и плакать. 165. Схоластику Феофану Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих ( Мф. 5:29 ), подобно этому сказал и Моисей об отвлекающих от Господа Бога: Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг, который для тебя как душа твоя, говоря: «пойдем будем служить богам иным» ( Втор. 13:6 ), также не велит щадить их. 166. Монаху Проклу Ты говоришь, что безмерно печалишься и сетуешь из-за того, что не имеешь богатства, которое мог бы раздавать каждому нуждающемуся. А я тебе говорю, что заповедь не того требует от неимущего. У тебя в душе есть имущество, которое ты можешь расточить и выбросить. Это раздражительность, упорство, зависть, прекословие, тщеславие, многословие, жестокость, лицемерие, любопытство, непокорность. 167. Монаху Кириллу Сказано: Истомилась душа моя, желая во дворы Господни ( Пс. 83:3 ). Под Божиими дворами Писание понимает добродетели и поступки, в которых водворяется Божие Слово и последующие Слову. 168. Архимандриту Фирсу Не должно позволять свободного общения юным, даже при обходительном и уважительном общении, чтобы не напал на нас враг. Подобное Сирах говорит о дочери, советуя беречь её под крепкой стражей и не обращать к ней ласкового лица, чтобы она не опозорила дом. Прими это как указание и правило о всяком юном, допущенном в ваше братство. 169. Диакону Македонию Демоны, намереваясь побороть и довести до падения некоторых подвижников (см. Иов. 9:5 ), не знают, что сами будут побеждены терпением и упованием подвижников. 170. Ему же Сказано: и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! Нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев. 13:45–46 ). То есть иные нерассудительно дозволяют обуреваемым многими страстями, осквернённым многими пороками преподавать духовные истины. Но Божественный закон закрывает уста, исполненные зловония, пока не обратится такой человек и не очистит себя трудами, жестокими подвигами, потоками слёз, уничижением. Пока не умилосердится над ним Владыка всяческих Христос и не скажет: открой уста твои, и Я наполню их ( Пс. 80:11 ), наполню не бесчестьем и мерзостью, но благоуханием благодати, на пользу тебе самому и тем, которые будут оглашены. 171. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

3. Научение Церкви Кроме свойств Церкви, по которым можно узнать истинное общество Христово среди множества разных сект, есть еще признаки истинной Церкви Божией. Первым таким признаком является то, что Церковь Божия имеет истинное научение от Христа и Духа Божия – истинное слово Божие. Этим Церковь Божия выделяется из всех лживых вер, имеющих ложное научение. Христос передал Свое научение св. Апостолам, а Апостолы и составили первоначальную Церковь : «Я передал им слово Твое» ( Ин.17:14 ). Дух Святой напоминает Церкви Христово учение, умудряет Церковь и не дает ей погрешать в истине: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). «Дух истины наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ) Христос передал Церкви истину не письменно, но устно: Спасение, «быв сначала проповедано (а не написано) Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). Господь повелел распространять Свое научение не письменно, но чрез проповедь : «Идите, научите все народы»... «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Только в Церкви и есть истина, потому что она есть: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины« (не Писание есть столп и утверждение истины, но Церковь ) ( 1Тим.3:15 ). Без Церкви нельзя узнать истину, потому что даже на небе премудрость Божия узнается чрез Церковь : «ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). Даже особым избранникам Божиим: ап. Павлу и Корнилию Сотнику Господь известил истину не лично, а чрез Церковь , чрез служителей Церкви – Апп. Петра и Ананию ( Деян.9:10 ; Деян.22 ). Учение Церкви сохранилось в Священном Писании и в Священном Предании. Писания – наследство от Ветхого Завета: Ветхозаветные Писания признавал и требовал Сам Спаситель ( Лк.24:25–27, 44–45 ; Ин.5:46 ). Ветхозаветные Писания признавали необходимыми Апостолы: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» ( 2Тим.3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

42 . Справедливости ради надо сказать, что во многих списках Священного Писания стоит «от Духа», но в греческом тексте, с которого и выполнен перевод, говорится κ πνεματος γου, то есть из Духа Святаго. Если что-то происходит из чего-то, то происходит или из его сущности, или из власти. Из сущности, например, происходит Сын, как Он Сам говорит: Я вышел из уст Вышнего ( Сирах. 24:5 ), и Дух, Который от Отца исходит ( Ин. 15:26 ) и о Котором Сын свидетельствует: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет ( Ин. 16:14 ). Из власти же, например, в написанном: Один Бог Отец, из Которого всё ( 1Кор. 8:6 ). 43 . В каком смысле Мария имела во чреве из Духа Святого? 35 Из Его природы? Значит, Дух преобразовался в кости и плоть? – Ничего подобного! Дева зачала по действию и власти Духа! 36 Кто после этого будет отрицать, что Дух есть Творец? 44 . А как же быть с тем, что Иов внятно провозгласил своего Творца Духом: Дух Божий создал меня ( Иов. 33:4 ) – и в одном коротком стихе показал, что Дух и Бог, и Творец. Если Дух – Творец, то никак не творение. Апостол проводит различие между творением и Творцом: И служили твари вместо Творца ( Рим. 1:25 ). 45 . Он осуждает тех, кто служит творению, а нас призывает служить Творцу как верных рабов. Он знает, что Дух – это Творец, и просит быть Его рабами: Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы, служащие Духу Божьему ( Флп. 3:2–3 ). 46 . Если возникнет сомнение в правильности латинских списков, некоторые из которых действительно были испорчены еретиками, то я посоветую обратиться к спискам греческим, где написано: πνεματι θεο λατρεοντες, что переводится «мы, служащие Духу Божьему» 37 . 47 . Если апостол говорит, что мы должны быть служителями Духа и служить подобает не творению, а Творцу, очевидно его желание показать нам, что Святой Дух есть Творец и Ему надо воздавать честь, подобающую вечному Божеству, как написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф. 4:10 ; Втор. 6:13 ). 6

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

43. «…Ты, Который возносишь меня от врат смерти…» (Пс. 9:14). Игра в разведчиков Дети играют в разведчиков. Когда они кого-то замечают из своих укрытий, то кричат ему, что он убит. Проигравший выходит из игры. Вот они кричат толстому мальчику: «Коля убит!» – «Ранен!» – отзывается тот. Снова крики: «Коля убит!» – «Опять ранен!» – слышится в ответ. Дети возмущаются: «Да тебя уже давно нет, а ты все еще только «ранен»!». 44. «Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица Моего " ; и я буду искать лица Твоего, Господи.» (Пс. 26:8). Знание и самоотверженность Не бывает: В одной берлоге двух медведей, Добра без награды, Зла без наказания, Знания без самоотверженности. 45. «Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Матф.16:23). Человеческое Если ты думаешь, что ты что-то сделал, значит – ты ничего не сделал, Если ты думаешь, что ты что-то сказал, значит – ты ничего не сказал, Если ты думаешь, что ты что-то понял, значит – ты ничего не понял, Если ты думаешь, что ты что-то услышал, значит – ты ничего не услышал. 46. «…Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12). Ловля кролика У одного фермера убежал из вольера кролик. Он метался по двору и не давался в руки. На шум пришел сосед. Вместе с фермером они начали ловить кролика, с двух сторон, прижимая к кустам. Кролик забился в заросли, а сосед полез за ним. Послышался шум борьбы, отчаянное барахтанье и стоны. Затем все стихло. Хозяин кролика, не видя, что произошло в зарослях, и предполагая, что кролик пойман, спрашивает: «Ну, что? Легко было поймать?» – «Да, поймать-то было легко, а вот удержать – трудно», – выбираясь из зарослей, ответил сосед, исцарапанный сбежавшим кроликом. 47. «…Торжествуйте, все правые сердцем.» (Пс. 31:11). Выступление старого профессора Одного старенького профессора любили и студенты, и коллеги. Но особенное признание он получил после одного выступления перед многочисленной аудиторией, где также присутствовали ученые, придерживавшиеся иных научных воззрений. Один за другим, они находили слабые места в докладе профессора и язвительными репликами довели старика до того, что слезы побежали по его щекам. Тем не менее, он нашел в себе силы и прерывающимся голосом поблагодарил коллег за их ценные замечания, пообещав внести их поправки в свою работу. Позже, когда профессор удрученный, шел по коридору, к нему подходили разные люди и пожимали руку. В их глазах он был настоящим победителем.

http://isihazm.ru/1/?id=115

45 …таинство Троицы… – Учение о Троице представляет собою первый догмат, установленный христианской церковью, суть его – утверждение триединства единосущного Бога – Отца, Сына и Святого Духа. 46 …великой эктенией… – Ектения – часть богослужения, состоящая из ряда молитвенных прошений. 47 …совокупно с ликом… – В данном случае «лик» означает собрание поющих в храме. 48 …на обоих крылосах… – Клирос (крылос) – место в храме, где располагаются певчие, хор; клиросы находятся перед иконостасом, в северной и южной частях церкви. 49 …возглашаются во всеуслышанье блаженства… – Речь идет об основных положениях Нагорной проповеди Христа («Блаженны…» и т. д.; см.: Мф.5:3-12 ); ниже Гоголь приводит их, сопровождая своими комментариями. 50 …хвалебные тропари… – Тропарь – одно из церковных песнопений. 51 …возрожденье, прозретое издали пророком Даниилом… – Даниил – ветхозаветный пророк эпохи вавилонского пленения (VI в. до н. э.); предсказал освобождение иудейского народа из плена, восстановление Иерусалима и храма, приход «Христа Великого», предание его смерти и новое разрушение «города и святилища» (см.: Дан.9:25-26 ). У Гоголя парафраз следующего места из Книги Пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к нему» ( Дан.7:13 ). 52 …на горнем месте… – Горнее место – сиденье в алтаре к востоку от престола, предназначенное для архиерея. 53 …лествицей… – лестницей. 54 …не теми сердцами… – Здесь Гоголь пересказывает евангельскую притчу о сеятеле (см.: Матф., 13, 3–23). 55 …ово сто… – Ово (ц.-сл.) – либо, или. 56 …всяк верный… – исповедующий истинную веру. 57 …мужу мудру, строящему храмину не на песке, но на камени… – Гоголь напоминает заключительную часть Нагорной проповеди Христа: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф., 7, 24–27).

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

8 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной. 8 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5,5. 8 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище ( Исх. 22,7–12 ; Чис. 5,11–31 ). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32). 8 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46. 8 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война ( Втор. 28,25 ), одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17,1; Втор. 28,22–24 ; Ам. 4,7.8 ). 8 голод... болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод ( Лев. 26,26 ), моровая язва ( Втор. 28,21.22 ), саранча ( Втор. 28,38.42 ), нашествие неприятеля ( Втор. 28,49–52 ), прочие бедствия ( Втор. 28,61; 31,29; 32,23–25 ) и болезни ( Втор. 28,22 ). 8 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа. 8 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы. 8 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис. 56,6–8 ; Зах. 8,20–23 ; Мф. 28,19 ). 8 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание ( Лев. 26,33–45 ; Втор. 28,64–68; 30,1–5 ; см. ком. к ст. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   (44, 1) Для этих несчастных свидетельство ради Христа своею кровью представляется самой ужасной смертью, ибо они не знают, что эти врата смерти являются наиболее верным и подлинным началом жизни. Не оценить им ни чести посмертной славы, которая покрывает тех, кто жил свято, ни угрозы наказания тем, кто провел свою жизнь неправедно и нечисто. Слова мои подтверждаются не только Писанием (в любом месте своем оно говорит об этом); не желают они прислушаться даже и к своим учениям. (2) Теано, ученица Пифагора, так пишет: «Жизнь кажется пиром злодеев, которые, вдоволь побесновавшись, издыхают. Если бы душа не была бессмертной, смерть представлялась бы счастливой находкой (e(rmaion o(qanatoj)!» (3) Платон в Федоне говорит следующее: «Если бы смерть была концом всему, [она была бы счастливой находкой для злодеев]…», и так далее. (45, 1) Не следует думать, подобно Телефу у Эсхила, что «дорога в Аид проста». Много путей и множество грехов, которые ведут туда. (2) Всех этих заблудших и неверных Аристофан справедливо высмеивает в комедии: «Идите, — говорит он, — вы все, люди беспорядочно живущие, родом подобные листьям, слабые, воскообразные, толпы теней, исчезающие, улетающие и эфемерные». (3) Согласно Эпихарму, это «род людей, подобных надутым шкурам». (4) Спаситель говорит нам: «Дух желает, но плоть слаба» (Мф. 26:41.), поскольку «телесный разум враждебен Богу, — как поясняет апостол, — ибо не подчиняется закону Божиему и не может подчиняться ему. Будучи в теле, они не могут порадовать Бога». (5) И далее прибавляет, дабы никто из подобных Маркиону не смог решить, что творение есть зло: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». (6) Действительно, «если вы живете по плоти, то умрете. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничто в сравнении с тою славой, которая откроется в вас. Ведь страдая с ним вместе, с ним же вы и прославитесь». (46, 1) «Знаем, что любящим Бога и призванным по его соизволению, все содействует ко благу. Ибо кого он предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына своего, дабы он был первородным между многими братьями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010