8:34 Святой Симеон Новый Богослов. По книге, написанной стихами, слово 55-е Мк. 8:35 Мк. 8:37 Ин. 15:19; 16:2-3 1Пет. 2:19, 21 Ин. 16:33 Еф. 6:12 2Кор. 10:4-5 Гал. 6:14 Лк. 23:41-42 Иов 2:10; 1:12 Иак. 1:12 1Кор. 9:27 Рим. 8:8, 12-13 Гал. 5:24 Лествица. Слово 26-е Кол. 2:18 Лк. 23:39 Мф. 27:41-42 Тропарь воскресный гласа 2-го и тропарь воскресный гласа 5-го  Поучение в четвертую неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Сей род — сказал Господь своим апостолам о духах злобы — ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель — милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе — телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бесплотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми — говорит боговдохновенный Давид — облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. Мрачные духи злобы совершили два тяжких преступления первое было причиною их извержения из сонма святых ангелов; второе преступление было причиною их невозвратного отвержения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Перейдем к другому твоему положению. Ты говоришь, что младенцы без крещения чисты от Адамского греха: они искуплены от него кровью Спасителя. Но ведь этой кровью искуплен и мир весь от грехов ( Мф.26:28 ; Еф.1:7 : Тит.2:14 ; Евр.1:3 ; Откр.1:5 и др.). А скажешь ли ты, что тем самым он уже свят и спасен? – Нет ты не можешь так говорить. Слово Божие учит нас, что спасутся и оправдаются кровию Христовой только верующие и крестящиеся в Сына Божия ( Деян.10:43 ; Деян.26:18 ; Деян.2:38 ; Рим.3:24 ; Мк.16:16 ). Неверующие в Него уже осуждены ( Ин.3:18 ) и умрут во грехах своих ( Ин.8:21 ; Ин.9:41 ). Отчего это? Оттого, что кровь Христова омывает лишь погружающихся в нее, – тех, которые духовно прививаются ко Христу, становятся благодатными детьми Его через крещение ( Гал. 3, 27 ; Рим. 8, 9 ). Припомни, брат, ведь я довольно подробно изъяснил вам эту истину в начале беседы. Ужели ты меня не понял? – А если понял, то «не противоречь истине», по заповеди премудрого Сираха, и стыдись своего упорства ( Сир. 4, 29 ): признай, что без крещения кровь Христова никого не очищает от грехов ( Деян. 2, 38 ; 1Кор. 6, 11 ). – Но как же Ап. Павел называет христианских детей «святыми» без крещения? – перебил меня Поликарп. – Кто тебе сказал, что именно некрещенных детей Апостол именует святыми ? – спросил я его в свою очередь. – Вот еще вопрос! Известно, что при Апостолах детей не крестили; обычай этот завелся в Церкви с 5-го века, с Карфагенского собора, что ли... И Поликарп, отираясь платком, повернулся к своим – «братьям», как бы ища у них поддержки. Он, видимо, смущен был моим вопросом и лишь притворялся по-прежнему равнодушными. «Братья» не оказали, однако, ему существенной помощи. Они ограничились бессвязным гуденьем... Я повторил вопрос: – укажите нам точно , где в Новом Завете некрещеные люди называются святыми , а голые слова, будто «при Апостолах детей не крестили», – не доказательство. – Что же касается вашей попытки оправдаться от церковной истории, то я должен сказать вам, что не с 5-го века в Христовой Церкви начали крестись детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Ис. 54:1–3 ) и о прочности самого царства ( Мф. 16:18 ). То и другое исполняется и по днесь воочию каждого – Дам освящение (sancta Mea, святилище Мое) Мое посреде их в век, и будет вселение (обиталище, скиния) Мое в них (27 ст.) – под святилищем или скинией здесь, очевидно, нельзя разуметь второй храм Иерусалимский, построенный по возвращении евреев из плена, ибо храм этот не оставался среди Израиля вечно, но был сожжен римлянами (в 70 году по Р. Хр.). Так названа здесь у пророка церковь Христова, как собрание верующих во Христа, которая есть тело Его и следовательно служит как бы скинией или обиталищем, в котором Он невидимо являет Свое присутствие (ср. Мф. 28:20 ; 1Кор. 3:16–17; 6:19 ; 1Пет. 2:5 ). 8. Видение о заключенных вратах храма. Глава 44:1–4 В начале настоящей главы описывается видение пророка Иезекииля о заключенных вратах храма. Это одно из тех таинственных видений (40–48 гл.), под образом которых он удостоился за 38 лет до окончания плена созерцать будущее гражданское устройство Израиля, а вместе еще более отдаленное по времени устроение на земле благодатного царства Христова. В 25-й год пленения своего или в 14-й по разрушении Иерусалима Навуходоносором, следовательно за 38 лет до окончания плена пр. Иезекииль видел в видении как бы строение города и храма (40:2, 5; 41:1). Дух Божий перенес пророка в новую землю и поставил там на высокой горе. Отсюда пред его глазами открылся величественных размеров план города и храм, вполне соответствующий тому, который ему знаком был еще в юности. Там встретил пророка таинственный муж (зрак его бяше, яко видение меди блестящияся – 40:3), который пред глазами его измерил и показал все здания, принадлежащие храму, и самый храм (40 – 42:1–20). После этого пророк удостоился видеть, как слава Божия вошла восточными вратами в сей храм (43:1–5). Засим пророку показан был жертвенник и изложены правила освящения его (43:13–27). Освящение этого жертвенника имело продолжиться 7 дней и состояло главным образом в совершении разных жертвоприношений (43:18–26) и только по прошествии этих 7-ми дней, с осмого дня жрецы имели начать совершение на нем обычных жертвоприношений за народ, которые Господь обещает принимать: «окончат они, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

предания и отечественные православные полемисты. Так, они утверждали, что Библия сама по себе не есть полный и совершенный источник религиозной истины: она сама свидетельствует нам о некоторых священных книгах, не дошедших до нашего времени ( Иуд.1:14 ; Чис.21:14 ; 3Цар.15:7, 16:5, 22:39 ; 2Пар.12:15, 28:26 ; 3Ездр.14:44 ; 3Цар.15:23, 31 ; 1Пар.29:29 ; 4Цар.24:5 ; 1Мак.16:24 ). По причине господствовавшего по временам идолопоклонства между Евреями, войн их с соседними народами, а также благодаря злому умыслу самих Евреев, отступников от отеческой веры ( 1Мак.1:41–57 ), многие древнейшие свящ. книги погибли 292 . Поэтому-то о многих Ветхозаветных лицах и событиях в Библии мы не находим более или менее подробных повествований. Так, не все сказано о Мелхиседеке, праведном Иове, о произведениях мудрости Соломона, о некоторых событиях во времена судей и пророков 293 . Точно также и в Евангелии мало записано о родителях Божией Матери, Иоанне Крестителе, Симеоне Богоприимце; не писано о жизни Божией Матери в храме Иерусалимском, о пребывании Ее с младенцем Иисусом в Египте, о жизни Спасителя до крещения; не указано о статире, «откуду бысть» ( Мф.17:27 ); не написано о сооружении кровоточивою женою статуи Христу; не обозначены имена праведников, воскресших после смерти Господа ( Мф.27:52–53 ); не сказано о имени отрока, которого поставил И. Христос посреди учеников ( Мф.18:3 ), о юноше, одетом в плащаницу ( Мк.14:51–52 ), об именах многих учеников Христовых, о ризах Господа, о том, кто жена, сказавшая: «блаженно чрево, носившее тя...» ( Лк.11:27 ); что писал Христос на земле, когда была приведена к Нему жена прелюбодейная ( Ин.8:6, 8 ) 294 . Вообще – не все дела и слова нашего Спасителя записаны в Евангелии ( Ин.21:25 ; Деян.1:3 ; Ин.16:12–13 ) 295 , равно как не все учение св. Апостолов нашло себе изложение в их посланиях, а многое выражено устно ( Деян.20:31 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; 1Кор.11:2, 3:1–2, 11:34, 12:28 ; Тит.1:5 ) 296 . Поэтому-то св. Апостол Павел внушает христианам одинаково хранить как писанные, так и устные его наставления ( 2Сол.2:15 ) 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

слышал голос… между двух херувимов» ( Чис.7:89 ). «Назначение изображений херувимов», – замечает еп. Сильвестр , – «состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира, как блаженных слуг и посредников Божиих ( Быт.3:24, 24:7, 28:12–13 ; Иис. Нав.5:13–15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета». 353 25) Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании. О всем в слове Божием написано кратко ( 1Пет.5:12 ; Еф.3:3 ; ср. Ин.21:25 ). Для нас довольно кратких указаний ( Мк.11:11, 17 , ср. Иез.41:17–20; 25 ; Деян.5:15, 22:17, 24:11 ). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что святые иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так Он саддукеям говорил: «заблуждаетесь, не зная писаний... Α о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова?» ( Мф.22:29–32 ). Господь приводит слова, сказанные Богом «из среды куста» Моисею ( Исх.3:6 354 ). Ни строки в книге Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т.е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: «Я Бог Авраама..», что «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Священного Писания? 26) Иконы иногда пишут люди дурной жизни. Α Библию не печатают ли такие же люди? Однако же сектанты не отвергают ее. Иконы освящаются «словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:5 ). Скиния со всеми принадлежностями была освящена по повелению Божию. В храме Соломоновом иконы херувимов и все золотые, серебрянные, медные и деревянные предметы, сделанные язычником Хирамом – Авиею ( 2Пар.4:16 ), были освящены, и «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар.8:10–11 , ср. 3Цар.8:63 ). 27) Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами? Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь ( 2Тим.4:8 ; 1Кор.9:25 ; Откр.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Но с преданием этого Своего царства Богу и Отцу не окончится царствование Христово. Тогда откроется во всей силе и славе то царство, уготованное для праведников от сложения мира, рождение и воспитание чад для которого составляет задачу церкви. Это царство И. Христос называл то царствием Божиим ( Мк.9:47; 10, 14 ; Лк.13:28–29 ), то царством Отца Своего ( Мф.26:29 ), то домом Отца Своего, в котором много приготовлено обителей для Его последователей ( Ин.14:2 ). Это царство не есть только царство Бога Отца, или вообще царство Пресвятыя Троицы, но и Его собственное, непосредственно Ему, как Искупителю, принадлежащее царство. Поэтому это же царство Он называл царством Сына человеческаго ( Мф.16:28 ; сн. 13, 41), Своим царством (у Лк.22. 20 – Мое царство). Точно также и апостолы именовали это царство не только царством Божиим ( 1Кор.6:9; 15, 50 ; 2Сол 1, 5 ), но и царством Господа нашего и Спаса Иисуса Христа ( 2Пет 1, 11 ; 2Тим 4, 18 ; Откр.11:15 ), царством Христа и Бога ( Еф.5:5 ). Царствию Его, имеющему наступить с началом вечной для праведников жизни по душе и по телу и на обновленных небе и земле, непосредственно после всеобщего суда, не будет конца ( Лк.1:33 ; Откр.11:15 ). С Ним же, Господом Иисусом, воцарятся и верующие в Него ( 2Тим 2, 12 ; сн. Рим.8:17 ). II. Понятно отсюда, как должно смотреть на хилиастические ( χιλιασμς – тысячелетие) надежды и ожидания второго пришествия Христова для основания Им земного 1000-летнего царства, возникшие еще в первые века христианства и проходящие через всю историю церкви. Сущность этих чаяний у древних хилиастов состояла в следующем. Господь И. Христос задолго до кончины мира опять придет на землю, победит Своих врагов, упразднит власть сатаны на тысячу лет, воскресит умерших праведников («первое воскресение»), устроит царство на земле, и будет царствовать с воскресшими и прославленными праведниками тысячу лет. В награду за свои подвиги и страдания праведники будут наслаждаться всеми благами – духовными и чувственными (у иудействующих хилиастов – с восстановлением Иерусалима и ветхозаветных жертв), и им дано будет господствовать над всем остальным человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1. Они такие содержат истины, которые хотя для знания человеческого необходимо нужны, однако единым светом естества познаны быть не могут, как то показание пути к примирению человека с Богом: впрочем, сии истины ни самим себе, ни разуму и опыту, ни истинам всеобщим (absolute necefsariis) не противоречат, и суть самые древние. 2. Свидетельствуют оных книг писатели, что они писали свыше им ниспосланное и откровенное, и никакой нет причины, которая бы позволяла сомневаться о их свидетельстве. Ибо они не только истину того, что писали, ясно понимали, но и согласны, были так писать; поскольку рассматривание сих писаний нимало не дает иметь подозрения в обмане. 3. Христос и апостолы при решении споров о вере, при исправлении нравов в жизни ссылаются на сии книги, яко на Божественные изречения. ( Мф.17:5 ; Лк.10:16 ). 4. Петр муж богодухновенный ( Деян.15:7; 5:3 ) называет пророческое слово известнейшим ( 2Пет.1:18 ), и утверждает, что оно произошло от Святого Духа. ( 2Пет.1:20,21 ). 5. Павел, также муж богодухновенный ( 1Кор.7:40 ; Рим.15:18 ). Писания Ветхого Завета называет изречениями Божественными (к Рим.3:2 ) и свидетельствует, что они суть богодухновенные ( 2Тим.3:16 ). 6. Пророчества, наипаче те, кои надлежат до Христа, прежде толико веков свои события предваряющие, действительно исполнились. Быт.15:13–16 . Снеси Исх.3:6–10 . Иисуса Нав.6:26 . Снеси 3Цар.16:34 . Быт.49:10 . Иез.7:14 . Дан.9:24–27 . Мих.5:1 и проч. Снеси Втор.18:21,22 . Иез.41:22,23; 46:9,10 . 7. Имеют силу вышеестественную духовно ослепших и умерших просвещать, воскрешать и давать жизнь духовную и проч. ( Рим.1:16 ; 1Пет.1:23 ). 8. Кто оные книги с мыслью внятною, и воле Божией злобно непротивоборствующею читает и рассуждает, тот чрез одни их изречения найдет в себе склонение разума своего к согласию, воли к повиновению и пристойным склонностям. Тот наипаче оные книги без всякого сомнения за истиннейшее слово Божие почитает, который истинам, в них содержащимся, повинуется ( Иов.7:17 ). Ибо тогда разум благодатью Святого Духа так просвещается, что он совершенно удостоверен бывает о том, что они суть Божественные, или от Бога происшедшие ( Еф.1:13 ). А все сие не что иное есть, как характеры истинного Божеского откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Возвестил Господь, что верующие в Него будут творить дела, какие Он творил ( Ин.14:12 ), – и сие исполнилось. Так, Господь исцелил расслабленного при купели ( Ин.5:2–9 ) – апостол же Петр исцелил расслабленного Енея ( Деян.9:32–34 ); Господь воскресил дочь Иаира ( Мк.5:38–43 ) – апостол Петр воскресил Тавифу в Иоппии ( Деян.9:36–41 ), как повествуется об этом в читанном сегодня Евангелии и в книге Деяний апостольских. Исполнились и другие предречения Господа. Где теперь Иерусалим? В попрании у мусульман. Где храм Иерусалимский? Разрушен, и не осталось от него камня на камне, а на его месте стоит мусульманская мечеть 137 . Где Капернаум? Исчез, и трудно теперь найти даже место его 138 . Где народ иудейский? Рассеян по лицу всей земли, как предречено было об этом Господом. Что сталось с Церковью Христовой? Гонимая царями и правителями, преследуемая и ненавидимая иудеями, терпевшая и доныне претерпевающая нападения от разного рода книжников прежних и новых времен, угрожавших уничтожить Ее и оставить только клочья от нее, эта Церковь стоит, как столп, – крепость несокрушимая, никакими силами ада неодолимая. Так исполняется на ней слово Христа: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Исполнение этих предречений Господа дает твердое основание для веры нашей тому, что непременно исполнятся предречения Его о последних судьбах мира и будущем общем воскресении мертвых. Церкви Христовой не одолеют врата адовы, побеждены будут все враги, упразднится и последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ): настанет день, когда попрана будет смерть и мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ). Возможен при этом вопрос любознательности: почему бы не начаться этому воскресению мертвых тотчас после воскресения Христова, после того как Он смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал, чему свидетелями были те святые, тела которых восстали по воскресении Христовом и явились многим? Почему бы не даровать бессмертия всем верующим и крестившимся? Будь бы это, на земле не осталось бы язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Ты говоришь, что младенцы без крещения чисты от адамского греха: они искуплены от него кровью Спасителя. Но ведь этой кровью искуплен и мир весь от грехов. ( Мф.26:28 ; Еф.1:7 ; Тит.2:14 ; Евр.1:3 ; Откр.1:6 и др.). А скажешь ли ты, что тем самым он уже свят и спасён? – Нет ты не можешь так говорить. Слово Божие учит нас, что спасутся и оправдаются кровью Христовой только верующие и крестящиеся в Сына Божия ( Деян.10:43,26:18,2:37 ; Рим.3:24 ; Мк.16:16 ). Неверующие в Него уже осуждены ( Ин.3:18 ) и умрут во грехах своих ( Ин.8:21,9:41 ). Отчего это? Оттого, что кровь Христова омывает лишь погружающихся в нее, – тех, которые духовно прививаются ко Христу, становятся благодатными детьми Его через крещение ( Гал.3:27 ; Рим.8:9 ). Припомни, брат, ведь я довольно подробно изъяснил вам эту истину в начале беседы. Ужели ты меня не понял? – А если понял, то «не противоречь истине», по заповеди премудрого Сираха, и стыдись своего упорства ( Сир.4:29 ): признай, что без крещения кровь Христова никого не очищает от грехов ( Деян.2:38 ; 1Кор.6:11 ). – Но как же Ап. Павел называет христианских детей «святыми» без крещения? – перебил меня Поликарп. – Кто тебе сказал, что именно некрещёных детей Апостол именует святыми? – спросил я его в свою очередь. – Вот ещё вопрос! Известно, что при апостолах детей не крестили; обычай этот завёлся в церкви с 5-го века, с Карфагенского собора, что ли... И Поликарп, отираясь платком, повернулся к своим, «братьям», как бы ища у них поддержки. Он, видимо, смущён был моим вопросом и лишь притворялся по прежнему равнодушным. «Братья» не оказали, однако, ему существенной помощи. Они ограничились бессвязным гуденьем... Я повторил вопрос: – укажите нам точно, где в Новом Завете некрещёные люди называются святыми, а голые слова, будто «при апостолах детей не крестили», – не доказательство. – Что же касается вашей попытки оправдаться от церковной истории, то я должен сказать вам, что не с 5-го века в Христовой церкви начали крестить детей. Карфагенский собор, – о котором вы слышали, очевидно, краем одного уха, – лишь подтвердил бывший задолго до него обычай крещения младенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

201 Апостол когда сказал: о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас. 1Солун.5:17–18 , то дал знать, чтоб мы не только в благоденствии будучи, наслаждаяся благодеяний Божиих, но и скорби терпящее, наказуемы различно от десницы вышнего. И аще бы смерть приближилася, то и в самое то время должны при молитве благодарите 149 о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу. Ефес.5:20 . Примером апостольских. Деян. 5:41 , и 16:25. 202 Писанные до зде заповеди и примеры означают молитвы и моления о живых: священнику же яко строителю тайн Божиих, сверх того подобает молитися и о умерших, в надежде и вере воскресения почивших. О сем твердое извещение имеем, ово от писания 150 , ово же от святой апостольской первенствующия Христовы церкви 151 . 203. Когда и где молитися Все упомянутые виды молитв и благодарения благопотребны суть. И с волею Божией сходственны. Чего для церковные пастыри не токмо в воскресные и праздничные дни в храмах Божиих всенародно, но и в домах, и на других местах наедине, по приличию обстоятельств всегда должность сию исполнять обязаны суть 152 . 204. Строение тайн Божиих особливо же Божественная литургия теплейших молитв и приуготовления требует Не меньше и самое тайн Божих строение требует теплых молитв от пресвитера, дабы ему при совершении оных и по совершении не погрешить пред Господом, и не подпасть строгости суда Божия, как Авиуд и Надав, Лев. гл.10 и другие. Чего для каждый пресвитер, чтоб церковное служение неосужденно мог всегда совершати: то неминуемо должен Он всеприлежно просить у Господа, чтоб даровал ему на то силу Святого Духа. Сей бо един как поставлен и совершает священники чрез рукоположение архиерейское: так и в деле служения соделавает их непостыдными служителями Нову Завету. 2Кор.3:6 . 205 По превосходству взыскивает сего от иерея Божественная литургия: в ней бо, как оное еже на тайной вечери уставленное таинство совершается. Мф.гл.26. Лк.гл.22. Иоан.гл.6:51. Так и все смотрение спасения нашего Сыном Божиим Христом Господом нашим соделанное воспоминается. 1Кор.11:24 . А отсюду кто не видит священнодействия сего великое бытии превосходство 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010