Протопресвитер Александр Шмеман: Бессмертие любви (+Аудио) Женщины эти не знали, что Христу подобает воскреснуть из мертвых. И значит, ничего не ждали, ни на что не надеялись, и со смертью на кресте Человека, Которого они так любили, для них оканчивалось все. Все, кроме любви и верности. 17 мая, 2013 Женщины эти не знали, что Христу подобает воскреснуть из мертвых. И значит, ничего не ждали, ни на что не надеялись, и со смертью на кресте Человека, Которого они так любили, для них оканчивалось все. Все, кроме любви и верности. Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Бессмертие любви Одна из самых трогательных, самых удивительных подробностей Евангелия — это участие женщин в страданиях Христа, их молчаливое присутствие у Креста и затем, уже после смерти Страдальца, их деятельная любовь, забота о погребении Его тела. Там были,  — пишет евангелист Матфей, — также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27:55–56). Про мужчин — про учеников Иисуса, про апостолов, сказано, что все они, оставив Его, бежали (Мф. 26:56). А вот женщины в этот час одиночества и страданий, богооставленности и тоски, про которую Сам Христос сказал: Душа Моя скорбит смертельно… (Мф. 26:38), — женщины оказываются верными, и только они, только их любовь и верность, жалость и сострадание ярким светом озаряют эту тьму всеобщего предательства, страха и зла. Когда-то русский мыслитель В. В. Розанов упрекал Евангелие, да и все христианство, в чрезмерной «небесности», в том, что нет в нем никакого человеческого, земного тепла, что оно все уводит нас в какую-то запредельную высь, заставляет дышать ее разреженным воздухом и забыть о земном. Но вот через две недели после Пасхи празднует Церковь Воскресенье жен-мироносиц, посвященное такой человеческой, такой материнской любви к Христу и человеческому в Нем.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О ЧИСТОМ СЕРДЦЕ 3 мин., 01.01.2008 Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?Великие слова 50-го псалма Сердце чисто созижди во мне, Боже более чем хорошо знакомы православным христианам. Этот псалом мы читаем каждое утро; эти слова стали припевом канона, читаемого перед причащением; эти же слова входят в текст Евхаристического канона — центрального момента Литургии. Из этого очевидно, что церковное сознание придает чистоте сердца совершенно исключительное значение. Такое мнение подтверждается и словами пасхального тропаря: И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Но вот что такое чистое сердце? Понятно, что оно должно быть чисто (очищено!) от греха, от злобы, зависти, противления воле Божией… Достаточно ли этого? Евангелие прямо предупреждает нас, что недостаточно. Очень горькая притча содержится в Евангелии от Матфея (Мф 12 :45) и повторяется в Евангелии от Луки (Лк 11 :26). Посмотрим, в какой связи она говорится. В Евангелии от Матфея эпизод начинается с того, что фарисеи требуют знамения (Мф 12 :38). В ответ они слышат: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения… и далее говорится об изгнанном нечистом духе, который возвращается и, найдя дом незанятым, выметенным и убранным, вселяется и приводит семерых духов, злейших себя. Казалось бы, причем здесь фарисеи? Это становится ясным, когда мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее: фарисеи не каются, довольствуясь своей внешней праведностью. В Евангелии от Луки требование знамения следует после исцеления немого: скептики сомневаются в «чистоте» этого чуда. Здесь приводятся слова Господа кто не со Мною, тот против Меня. Но в общем притча о возвращении изгнанного беса тоже говорится в ответ на требование «доказательного» чуда. Отметим еще, что здесь сказано, что изгнанный бес ищет покоя, то есть того, чтобы никто его не трогал.

http://foma.ru/o-chistom-serdcze.html

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы 6 апреля 2009 г. 12:00 Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26-38). Общее значение слова «Благовещение» — благая, радостная, добрая весть — то же, что и Евангелие; сугубое значение указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...» — воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева — Преблагословенная Отроковица Мария, — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9/22 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви — Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин — указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она — Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).

http://patriarchia.ru/db/text/103265.htm...

Архив Пн Вышел в свет четвертый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год 26 апреля 2021 г. 18:38 Вышел в свет четвертый номер  «Журнала Московской Патриархии»  за 2021 год. К читателям обратился председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии» митрополит Волоколамский Иларион : «Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Воскресший Христос обращается к Своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Все христиане призваны проповедовать Евангелие. Передать свой опыт веры во Христа Воскресшего всегда было и остается главным делом всей Церкви. Мы призваны Богом говорить о Нем, свидетельствовать о Его Воскресении своей жизнью и своими делами. Из истории Церкви мы знаем, как складывалась христианская община в первые века христианства через вовлечение в нее новых членов, знаем и о том, как пасхальная весть в течение двух тысяч лет распространялась людьми по всему миру. Но в каждый период истории, в каждом месте Церковь всякий раз заново решает, куда идти и как учить, чтобы это слово было услышано. И сегодня мы призваны размышлять над тем, какой должна быть наша миссия, как донести до современного человека Благую весть, как передать свой опыт веры. Это всегда сложно — и проповедь в далеком северном крае не будет легче, чем миссия среди людей, переступивших порог столичного храма. Современный человек ищет Бога. В обществе, однако, есть мнение, что в наше время люди стали меньше верить, а из-за пандемии храмы опустели и больше никогда не наполнятся. Между тем многие священнослужители свидетельствуют о заметном росте числа людей, впервые пришедших в храмы в дни Великого поста, после того непростого времени страха и непредсказуемости, которое все мы пережили. Но именно в такие периоды человек обращает свой взор к Богу, а это значит, что Церкви именно сейчас, когда наши храмы вновь наполняются людьми, нужно искать правильные формы миссии, находить те слова и те дела, которые помогут нашему современнику прийти к Богу. Будем помнить о том, что радостными словами пасхального приветствия нам нужно делиться не только друг с другом, но и обращаться к тем, кто услышит эту весть впервые.

http://patriarchia.ru/db/text/5802847.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего 29 ноября 2017 г. 11:26 В своем выступлении на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил о главном призвании Церкви — осолять этот мир (ср. Мф. 5:13), приводить людей к единству с Господом, напоять их живительной водой Духа Святого (ср. Ин. 7:38-39). «Господня Церковь жива святостью Ее Божественного Основателя, избравшего немощных и несовершенных людей для осуществления Своего зримого присутствия в мире», — подчеркнул Предстоятель. Святейший Патриарх указал на то, что Церкви непрес танно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. «Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам, — продолжил свою мысль Святейший Владыка. — Это, в том числе, происходит тогда, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов. В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам. На примере такого священника люди могут, в конечном итоге, перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями». Его Святейшество напомнил, что слова Спасителя «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16:15) представляют собой призыв к миссионерской открытости Церкви. Но эти слова не означают призыва к самой Церкви слиться с миром вплоть до усвоения его неправды, отметил Святейший Патриарх Кирилл. «Служение Церкви в мире — это, образно говоря, служение закваски, которая квасит всё тесто. Именно этим путем следовала Церковь с апостольских времен — путем нравственного и таинственного преобразования людей, а не путем, к примеру, политической силы. Наше служение подлинно тогда, когда оно возвещает преобразование мира силой Божией, значимость которой выше значимости всех наших действий. Когда Церковь молится о мире всего мира, она приносит эту молитву с доверием Небесному Отцу, с глубоким осознанием того, что только Бог может дать миру спасение», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/5072679.ht...

Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон В последнее время в богословии и каноническом праве весьма обострился вопрос о первенстве в Церкви, как в силу непомерных притязаний Константинопольского Патриархата не только на первенство чести, но и на первенство власти, так и в силу явной неадекватности подобных притязаний и их несоответствия современным нуждам Церкви. В настоящее время общепринятой теорией первенства во Вселенской Церкви является т.н. «теория Пентархии», приводящая к т.н. диптихам, когда Константинопольский патриарший престол занимает первое место, Александрийский – второе, Антиохийский – третье, Иерусалимский – четвертое, Московский Патриархат – пятое и т. д. Однако эта теория, базировавшаяся в I тысячелетии на реальном политическом значении тех или иных Патриархатов, в известном смысле перестала удовлетворять потребностям времени. Для установления подлинного учения Церкви о первенстве необходимо обратиться к двум источникам вероучения – Священному Писанию и Священному Преданию. В Священном Писании среди учеников Господа нашего Иисуса Христа особо выделяются трое учеников Христовых – Петр, Иаков и Иоанн. Они становятся свидетелями Преображения Господня, воскрешения дочери Иаира, их берет Господь в Гефсиманский сад, когда «Его душа скорбит смертельно» (Мф. 26, 38). Однако что отвечает Господь ученикам, когда они хотят сесть по правую и левую руку от Него? Что отвечает Господь ученикам, когда они хотят сесть по правую и левую руку от Него? Обратимся к Евангелию от Марка и толкованиям на него: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 32–45).

http://pravoslavie.ru/122683.html

О страданиях Господних Духовные поучения в Страстную седмицу о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, сказанные приснопамятным старцем Кириллом (Павловым) Источник: Журнал " Покров "      Кто измерит бездну скорбей, объявших тогда пресвятую душу Спасителя мира? Они превосходили всякое понятие человеческое. Видя около Себя учеников унылых и боязливых, Господь и Сам предался открыто снедавшей Его внутренней печали, Он начал скорбеть, тосковать, ужасаться, взывая: «Прискорбна есть душа Моя до смерти…» (Мф. 26:38). Святейший святых, Судия всей вселенной, величайший Благодетель рода человеческого предстоит, как преступник, пред неправедными судиями – тварью и рабами Своими и подвергается осуждению. Венец терновый возлагается на главу Царя всех тварей, так чудно украсившего всю землю прекрасными и пышными цветами. В ложную багряницу одевается Одеяйся светом, яко ризою (Пс. 103:2) и Одеваяй небо облаки (Пс. 146:8). …Тот, перед кем шестокрылатые серафимы закрывают лица свои, на Кого не смеют чины ангельские взирати, терпит по ланитам биение и заушение и от скверных устен оплевается. Сладчайший Иисус, Царь славы и Господь, сидящий на херувимах, возносится на престол поругания – крест Свой – и от вероломных и мятежных врагов Своих терпит поругания, насмешки, хуления и поношения. …К душевным страданиям прибавляются страдания телесные. Один из учеников Его, Иуда, приходит в Гефсиманский сад и лобзанием предает своего Учителя воинам и слугам, которые, крепко связав Его, повлекли, яко агнца на заклание, к первосвященникам Анне и Каиафе, где Господу наносили бесчисленные поругания и оскорбления. Божественного Страдальца повлекли на Лобное место для распятия. Измученный, истерзанный и окровавленный, Он трижды падает на пути Своем от претории Пилатовой до места, называемого Голгофа, что значит Лобное место. И, наконец, безгрешный, Он пригвождается ко кресту, испытывая неописуемые страдания. Архимандрит Кирилл (Павлов)      Смерть Искупителя, имевшая источить жизнь и нетление, есть тайна тайн Божиих. Она была не просто смертью, но и страшным закланием на крестном жертвеннике, закланием, совмещающим в себе все возможные ужасы и муки не только земные, но и подземные, и адские.

http://pravoslavie.ru/102650.html

Про исповедь и стерильность Я скажу, не как философ или богослов, а как обыкновенный провинциальный, приходской священник 26 июня, 2016 Я скажу, не как философ или богослов, а как обыкновенный провинциальный, приходской священник Как бороться с грехами, если они повторяются и приходится каяться в них от исповеди к исповеди? Размышляет протоиерей Александр Пономаренко, настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии (Украина). Протоиерей Александр Пономаренко. Фото: pravlife.org Я скажу не как философ или богослов, а как обыкновенный  провинциальный приходской священник. Служу на одном приходе уже 25 лет, прихожане мне уже стали как родственники, поэтому некоторым опытом могу поделиться.   Например,  если я имею предрасположенность к  простудным заболеваниям, то  врач посоветует меньше бывать на сквозняках. Так и у всех нас, в том числе и у меня, есть предрасположенность к определенным страстям. Вроде бы я человек неболтливый, не осуждаю никого, а вот попал в определенную среду болтливых людей, где и сам не заметил, что попал под дурное влияние. Значит мне, пока духовно не окрепну, следует избегать подобных компаний, своего рода – духовных сквозняков. «Тяжело, но он старается» Если грех, от которого мы не можем избавиться и в котором постоянно исповедуемся, нас мучает, заставляет страдать, значит, мы еще духовно живы. Поскольку, если у меня состоялась встреча с Господом, я буду рассматривать грех содеянный мною, как предательство. Ведь если у меня произошла встреча с Христом, то я буду ощущать радость от этой встречи, и вдруг, впадая снова в грех, почувствую некую разлуку и стыд. Господь же всем нам сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). И вдруг покой в душе нарушен. Вот что важно чувствовать. Мы должны помнить, что Господь видит даже наши маленькие шажки в борьбе с грехом, даже если мы чуть-чуть что-то пытаемся делать в этом направлении. Помните, как евангельский расслабленный 38 лет находился возле купели? На что он надеялся? У него была надежда сверх всякой надежды. Если его спросили бы, на что он надеется, он бы и не знал, что ответить.  Но, он понимал, что надо быть ближе к тому месту, где действует сила Божия.

http://pravmir.ru/pro-ispoved-i-sterilno...

Разделы портала «Азбука веры» Правила Многие из нас в Церкви уже не первый год. И в какой-то момент начинает казаться, что все основное о вере тебе уже известно. Настоящий проект замечателен тем, что он показывает, насколько мы на самом деле ориентируемся в православном вероучении. Без тоскливой дидактичности, а иногда даже с добрым юмором, мы охватываем своими вопросами все значимые темы христианской веры.  Правила • Тесты являются обучающими, под каждым кратким ответом находится развёрнутый ответ или ссылка для самостоятельного изучения темы. Можно просто нажать кнопку «ответ», нет необходимости пытаться угадать его, это же не экзамен  • Выбирайте наиболее полный ответ на вопрос в случае, если указаны несколько правильных ответов. Если указаны не все возможные правильные ответы, то сделайте выбор из тех, что предложены. • В тестах есть 5 видов возможностей ответа: • В конце теста можно увидеть ваш результат и вопросы, ответы на которые были не верны. • В зависимости от сложности тест в оглавлении отмечен зелёным , синим и бордовым значками. В помощь составителям 1. Тест обычно состоит из 25 вопросов, в фотовикторина – 26, 38 или 50, квиз – 15. 2. Перед началом составления теста необходимо убедиться в его отсутствии на сайте. Если такой тест уже имеется, можно расширить его за счёт дополнительных вопросов. 3. Правильный ответ должен сопровождаться кратким пояснительным текстом. 4. Ссылка к вопросу " Материалы для изучения " даётся на " Азбуку веры " . 5. В тест необходимо включать разнообразные виды вопросов: – выбор одного правильного ответа – выбор нескольких правильных ответов – вопрос на сопоставление – самостоятельное заполнение правильного ответа (не больше одного подобного вопроса в рамках одного теста) 6. Среднее количество предлагаемых ответов к одному вопросу – 4. 7. Следует избегать вопросов, на которые даются ответы " Да " , " Нет " . Например, таких: " Дожил ли апостол Иоанн Богослов до глубокой старости? " – Да; Нет. 8. Если в комментарии к правильному ответу содержатся цитаты из Библии, необходимы ссылки в следующем формате: Быт.5:8; Мф.7:9.

http://azbyka.ru/test/info

Слово на неделю Крестопоклонную Во имя Отца, Сына и Святаго Духа! Распятие. Московский Сретенский монастырь. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Отношение в Церкви Божией к Кресту Господню иногда кажется миру необычным и удивительным. Да и мы с вами, будучи людьми во многом душевными, а не духовными, тоже порой разделяем с миром эти недоумения. Например, почему в церковном предании вот уже два тысячелетия сохраняется отношение к Кресту как особой, непостижимой, но действенной живой силе? Ведь и сейчас, Великим постом, мы каждый день за богослужением молимся: «Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных»! И еще Церковь смело утверждает такие поразительные истины: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва»! И вчера на всенощной мы слышали поразительное песнопение, обращенное ко Кресту и прославляющее его: «Радуйся, Живоносный Кресте, – обращалась Церковь к Кресту как к некоей таинственной личности, – благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным. Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче». Может быть, все это преувеличения, гиперболы? А что такое – «взять крест свой и последовать Христу»? Мы знаем, что это нечто очень важное – не что иное, как необходимое условие спасения каждого из нас. «Но что такое – взять крест свой?» – спрашивают люди. И как понять, где этот крест? И как его взять? Как не ошибиться и выбрать именно свой, благословенный Богом, а не надуманный, никакого отношения к моему спасению не имеющий крест? Силу слов Церкви о Святом Кресте понять на самом деле просто. Надо только уяснить одну истину. Почему Господь Иисус Христос, спасая от вечной смерти человеческий род, готов был понести величайшие труды, претерпеть страдания, бесконечное умаление Своего Божества и в конце концов – Голгофу, Крест? Отвечая на этот вопрос, некоторые скажут: потому что Он любил людей. Несомненно, это так! Другие ответят: потому что хотел уничтожить зло в нашем мире. И это – правда. Еще скажут: Господь хотел вновь ввести людей в потерянный ими рай. Все это совершенно правильно! Но вот что говорит Сам Христос: «Я сошел с небес, чтобы творить волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). И перед крестными страданиями Он молится в Гефсимании: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

http://pravoslavie.ru/45592.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010