Генезис пророческих школ обычно относят к эпохе Самуила на основании 1Цар.10:5–12 где описывается встреча Саула с целой кочующей пророческой общиной, и 1Цар.19:19 , где Самуил выступает в Раме во главе коллегии пророков. Если сопоставить умножение числа пророков при Самуиле с упадком иерархии в ближайшем прошлом при первосвященнике Илии, то станет вполне очевидным вышеуказанное нами соотношение между пророчеством и священством. Собирая рассеянные в отдельных пророческих книгах черты, мы узнаем, что священники отступали от Бога ( Иез.44:10 ; Ис.43:27–28 ), не радели о своих обязанностях в храме ( Мал.1:6–14 ; Соф.3:4 ), неправильно действовали на суде ( Мал.2:9 ; Соф.3:4 ), не исполняли своего долга наставников народа в законе, отчасти по собственному неведению, отчасти по пренебрежительному отношению к известному им закону ( Ис.28,9 ; Мал.2:8 ; Иер.32:32–33 ; Иез.22:26 ), были преданы чувственности ( Ис.28:7 ; Ос.4:9–10 ), отличались корыстолюбием ( Иер.6:13 ; Ос.4:7 ; Мих.3:11 ); вследствие этих пороков пастыри не могли влиять благотворно на паству и даже не заботились о своих словесных овцах ( Иер.12:10–11 ; Иез.34:1–11 ; Иер.23:1–5 ), – в виду такого печального состояния потомков Левииных им предрекается при грядущих бедствиях в наказание за грехи участь, общая со всем народом ( Ис.24:2 ; Ос.4:9 ), или, выделяя их из массы, пророческие обличения указывают на особые имеющие их постигнуть поношения и Божию кару ( Зах.11:17 ; Иер.23:11–12 ; Мал.2:2–3 ; Иер.25:34–35 ). Приведенного краткого перечня нестроений в среде пастырей достаточно, чтобы задаться вопросом, как мог угаснуть светильник, поставленный на свещнице, да светит Дому Израилеву? ( Мф.5:15–16 ) – горение светильника не происходит без масла, которое из внутренности сосуда притекает к его узкому отверстью и поддерживает пламя – таким срытым в человеке, но необходимым агентом, сообщающим то или другое направление его деятельности, нужно признать настроение человека: от избытка сердца глаголят уста, из злого сердца исходят только помышления злые ( Лк.6:45 ), как не собирают с терновника виноград и с репейника смоквы ( Мф.7:16 ), а такие помышления – семена дурных поступков; наоборот из доброго сердца, благочестия и благожелания к ближним проистекают и мысли благие, подобно тому как сладкий источник не дает горькой воды ( Иак.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Это ограничение видится в постепенности откровения новозаветных тайн в В. Завете. Отсюда в новозаветной истории Ветхого Завета нашему взору представляется «ряд картин, начертанных духом пророческим» 616 и постепенно открывающих царство благодати и славы как бы в отдельных рисунках, но объединенных тождеством божественной идеи, одна другую поясняющих и дополняющих и в заключительных по времени рисунках, представляющих почти новозаветное изображение этого царства, являясь конечно все-таки картинами, а не живыми действиями, что предлежало тому времени, когда пришел Христос, чтобы исполнить (закон и) пророков ( Мф. 5:17 ). Всю историю Нового Завета в Ветхом, сообразно новозаветному толкованию последнего, можно представить в четырех главных картинах: 1 . Явление вечного по Божеству Сына Божия, Господа и Творца мира, в мире в определенном времени и месте, как Сына Человеческого, предваренное пришествием вестника Его. 2 . Свойства явившегося Богочеловека и Его первые действия в мире и на мир. Он, как Пророк и Пастырь, облеченный силой свыше. 3 . Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. 4 . Царство Христа. Основание, распространение и судьба этого царства 617 . 1) Явление вечного по Божеству Сына Божия, Господа и Творца мира, в мире в определенном времени и месте, как Сына Человеческого, предваренное пришествием вестника Его. Псал. 2:7 ; –109, 1. 3 (32:6; Прит. 8 ); –101, 26–28; Дан. 7:13 ; Быт. 3:15 ; Исаии 7:14; Быт. 13:15 ; и срод.; – 43:10; Числ. 24:17 ; Исаии 11:1; Дан. 9:24–27 ; Мих. 5:1 ; Мал. 3:1  (срав. Исаии 40:3). Как вы думаете о Христе? Спрашивает иудеев Сам Бог, явившийся во плоти ( 1Тим. 3:16 ); чей От Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид в Духе, (ν πνεματι) называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? ( Псал. 109:1 ). Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он – Сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова (Мф. 22:42–46 сн. парал.). Из всего хода речи Господа очевидно, что она направляется к тому, чтобы из приведенного в ней ветхозаветного места вывести свидетельство о Божестве Мессии. «Так как иудеи на первый вопрос (чей Сын)? Его не дали правильного ответа; потому что назвали Его простым Человеком, то дабы опровергнуть их погрешительное мнение о Нем, приводит слова Давида, в которых Псалмопевец проповедует Его Божество» 618 . Следуя объяснению Господа (а не превратному иудейскому 619 ) и Апостолы толковали этот псалом о Христе вообще (сн. Деян. 2:34–35 ; 1Кор. 15:25 ; Евр. 1:13; 10:13; 5:6; 7:17,21 ) и в частности именно также о Божестве Его в Деян. 2:34–35 , как это очевидно из ст. 36, и в Евр. 1:13 , как это открывается из контекста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3) И мы слышим из уст Господа Спасителя, как Отец Небесный благоволит к тем, которые любят своих ближних и свидетельствуют это делами, слы­шим, что Он являет гнев Свой к немилосердным, то есть к тем, которые в своих делах не показывают любви к ближним. Господь учит: еще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф.6:14,15 ). Апостол. Петр учит: прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имей­те, зане любовь покрывает множество грехов ( 1Пет.4:8 ). «Паче всего усердную любовь имейте друг ко другу; ибо любовь покрывает множество грехов». Так­же на последнем суде, который изобразил Спаситель в Евангелии, кому праведный Судия окажет Свои милости? к кому произнесет этот вожделенный глас; приидите благословеннии Отца Моего: наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 )? К тем, кои любили ближних, и оказывали им дела любви: ибо присовокупляет Господь: взалкахся бо, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене и пр. К кому изречет страшный приговор: идите от Мене проклятии во огнь веч­ный, уготованный диаволу и ангелом его? К тем, кото­рые не имели любви к ближним, и не показали дел любви Господь говорит далее: взалкахся бо, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене; странен бех, и не введосте Мене и пр. ( Мф. 25:42,43 ). Суд бо без милости, пишет Апостол, несотворшему милости ( Иак.2:13 ).      . 4) Любовь к ближним естественна, и необходима нам потому, что ею мы свидетельствуем свою любовь к Богу. Бога мы не видим, и Бог не имеет нужды ни в каком нашем служении, как вседовольный и всеблаженный; а ближних видим, и им можем ока­зывать разные услуги, по мере сил наших. Одушевляе­мые чувством благодарности к Богу, за неисчислимые благодеяния Его, чем лучше можем мы свидетельство­вать свою признательность и благодарность к величай­шему своему Благодетелю Богу, как не делами любви к нашим ближним, как детям Отца Небесного? Не можем делать добра или благотворить Отцу, но можем делать это детям Его, нашим ближним. Также, когда сознаем свои грехи пред Богом и желаем принести плоды, достойные покаяния, как лучше можем это ис­полнить, если не делами любви к ближним! Ибо все, что ради Господа делаем мы ближним, Господь относит к Самому Себе, как слышим в Евангелии: взалкахся бо, говорит Господь, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя. Поэтому Иоанн Богослов говорит: ми вемы яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию; не любяй бо брата пребывает в смерти ( Ин.3:14 ). Это потому так, что, если мы лю­бим братию, или ближних, то любим и Бога, и свою любовь к Нему свидетельствуем любовью к ближним. А если не любим ближних, то явно, что нет в нас истинной любви к Богу. Аще кто речет, яко люблю Бога, учит Богослов, а брата своего ненавидит лож есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити ( 1Ин.4:20 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Должность весьма важная в хозяйстве и возлагавшаяся обыкновенно на самых доверенных служителей (таков Елиезер у Авраама), где требовалась искренняя верность раба господину своему. – «Бит будет много» и пр.: знавший волю господина и не исполнивший ее, по невнимательности или по чему-либо другому, примет более жестокое наказание, чем незнавший, т. е. менее знавший, потому что неведение хотя и извиняет, но не вполне, ибо неведущий мог бы узнать, если бы был рачителен (ср. притч. о талантах, Мф.25:14–30 , 13и прим.). Лк.12:49–53 . «Огонь низвести на землю»: речь очевидно иносказательная. Огонь, пожар – символ бедствий, потрясений, переворотов (ср. Пс.76:12 . Ис.43:2 ); здесь, по контексту речи, частнее – символ внутренних семейных раздоров и разногласий (ст. 51). Это не значит, что Христос пришел на землю для того, чтобы произвести раздоры и несогласия; но такова испорченная природа человеческая, что пришествие Искупителя должно произвести на нее такое действие (ср. прим. к Мф.10:34 ). – «И как желал бы Я» и пр.: если уже это неизбежно, чтобы пришествие Мое, основание нового царства на земле, распространение Евангелия сопровождалось бедствиями и переворотами, враждой и разделением между близкими: то пусть бы уже скорее возгорелся этот огонь! Если величайших благодеяний испорченное человечество не может восприять без потрясений и браней: пусть бы они скорее наступили! Господь не желает зла человечеству; но как это зло должно сопровождаться величайшим благодеянием, и неизбежно, то Господь желает, чтобы оно скорее наступило. – «Крещением должен Я креститься»: речь также иносказательная. Крещение – образ страдания (ср. прим. к Мф.20:22 ), которые должен вкусить Христос для того, чтобы облагодетельствовать человечество, основать новое царство Свое. – «И как Я томлюсь» и пр.: если эти страдания неизбежны, то как бы желал Я, чтобы они скорее наступили; но и как Я томлюсь, с каким томлением человеческой природы Моей, Я ожидаю, пока наступит время их (ср. Ин.12:27 . 2Кор.2:4 ). О, если бы скорее все это последовало! Но час этого предопределен, и он настанет в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Фарисеев и саддукеев»: это были две самые многочисленные и влиятельные секты иудейские, возникшие не очень задолго до времени земной жизни Спасителя. – Фарисеи (от еврейского слова фараш – отделял) назывались так потому, что они отделяли себя от прочих самым строгим исполнением религиозных обязанностей (ср. Феофил.); отличались от прочих и своими некоторыми особенными верованиями, и своею внешностью. Кроме писанного закона Моисеева, они принимали еще великое множество преданий, которые будто бы переходят из рода в род также от законодателя Моисея, только устно, не будучи записаны, и соблюдали их так же строго, как и закон Моисеев писаный. Эти предписания закона неписаного касались большею частью внешней обрядности, внешнего благоповедения, и имели для них такую силу, что ради них они изменяли даже закон писаный там, где он не сходился с ними, за что, между прочим, и обличал их Христос (например, Мф.15:2–10 ). Исполняя мелочные требования предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона и правды (см. Мф.23 ) и, приказывая исполнять их другим, сами иногда не исполняли. Вследствие всего этого, являясь народу набожными, исполняющими строго наружные обряды, они были по большей части лицемерами, святошами, были и горды, и сварливы, и честолюбивы, и вообще весьма повреждены нравственно. Нет сомнения, что и из числа их были люди сердечно веровавшие и убежденные в святости закона и потому нравственные, вроде, например, Никодима ( Ин.3:1 ), или Савла (впоследствии Ап. Павла), или Гамалиила, учителя его (ср. Деян.5:34 ; может быть, также: Мк.15:43 ; Лк.2:25,23:51 ; Ин.3:1,7:50,19:38–42 ); но вообще члены секты были испорченной нравственности; впрочем, своей внешнею набожностью они имели величайшее влияние на народ и стремились руководить его нравственным направлением. – Саддукеи имя свое получили, говорят, от Садока – раввина, славившегося лет за 260 до Р. Хр., ученика Антигона Соха, председателя иудейского Синедриона, или верховного судилища. Этот Антигон проповедовал, между прочим, что человек обязан служить Богу совершенно бескорыстно, без надежды на награду и не из страха наказания по смерти. Садок же, односторонне поняв учение своего учителя, начал проповедовать, что будущей загробной жизни вовсе нет; нет и наград праведным и наказания грешникам, и на этом учении основал секту, называвшуюся от имени его Саддукейскою. Основные пункты учения ее следующие: нет ни воскресения, ни ангелов, ни духов ( Мф.22:23 . Деян.23:8 ); душа человеческая уничтожается вместе со смертью тела; нет божественного провидения, а все зависит от свободной воли человека. Саддукеи отвергали всякие предания, принимаемые фарисеями и прочими иудеями, и принимали только письменный закон. Саддукеи были не так многочисленны, как фарисеи, но они были более богаты, и потому пользовались уважением и имели значительное влияние, особенно в высших классах, и занимали иногда высокие места.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Кто достоин»: по связи речи, достоин того, чтобы вы остановились и жили у него, кто добр, благочестив, расположен к принятию проповеди о Царстве Божием и самих проповедников, «дабы недоброю славою принявшего (апостолов) не посрамить достоинства самой проповеди» (Иерон.). Господь запрещает апостолам произвольно изменять место пребывания, что было бы несообразно ни с их достоинством, ни с их призванием, так как препятствовало бы им безраздельно предаться их главному делу – проповеди, а оставаться в дружелюбно принявшем их доме. «Дабы не стали говорить о них, как о чревоугодниках, и дабы того, кто принимает, не оскорбить» (Феофил., ср. Злат). – «В дом»: семейство (ср. Мф.12:25 ; Ин.4:53 ), о котором апостолы узнают, что оно достойно, т.е. благорасположено к принятию проповеди и проповедников. – «Приветствуйте» и пр.: «испрашивайте мира ему» (Евф. 3игаб.). Слова приветствия мир дому сему указывают на обычное у иудеев приветствие: мир тебе или вам ( Быт.43:23 ; Суд.19:20 ; Лк.10:5 ). Мир – благожелание спокойствия и счастья. – «Мир ваш придет на него»: ваши благожелания исполнятся, осуществятся на нем, споспешествуемые вашими молитвами, вашей проповедью, вашими наставлениями. – «К вам возвратится»: мир, которого вы пожелали бы дому, не дан будет ему, ваши благожелания не исполнятся на нем (ср. Пс.34:13 ); «мир ничего не воздействует и, взяв его с собою, уходите» (Евф. Зиг.). Мф.10:14–15 . А если кто не примет вас и не по­слушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. «Отрясите прах от ног»: иудеи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, не чиста и ее надобно отрясать. Посему это повеление Господа означает, что апостолы на неприемлющих их и их проповеди должны смотреть как на язычников нечистых, с которыми не должно иметь ничего общего. Книга Деяний показывает нам примеры, когда апостолы действительно поступали так ( Деян.13:51, 18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Располагая и приготовляя нас к таковому прославлению и для того внушая уподобление Отцу, Господь - Сын Божий говорит в своем Евангелии: Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех: яко солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведны " и неправедньм (Мф. 5, 43-45). Если и людям приятно и славно иметь сыновей, подобных себе, если и они радуются, когда родившееся дитя похоже на отца своими чертами, то не гораздо ли более радости для Бога Отца, когда кто рождается духовно так, что поступками своими и похвальными качествами выражает божественное рождение? Какая почесть и какой венец - быть таким, к которому не относилось бы следующее изречение Божие: Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис. 1, 2)! Пусть лучше похвалит тебя и призовет к награде Христос, когда скажет: Приидите, благословен-нии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Этими размышлениями надлежит укреплять дух, возлюбленнейшие братья; этими упражнениями надлежит поддерживать его против стрел диавола. В руках да будет божественное чтение, в понятиях - Господнее помышление. Пусть никогда не прекращается беспрерывная молитва, пусть всегда продолжается спасительное делание. Будем постоянно заняты делами духовными, чтобы диавол каждый раз, как только станет подступать к нам и покушаться войти, находил наше сердце заключенным для него и вооруженным. Не один только венец, получаемый во время гонения, предназначен для человека-христианина. И мир имеет свои венцы, которыми увенчиваются победители, ниспровергшие врага в многоразличной и неоднократной битве. Укротившему похоть - победный знак воздержания; ставшему выше гнева и обиды - венец терпения. Торжество над корыстолюбием - тому, кто презирает деньги; хвала веры - переносящему мирские невзгоды по упованию на будущее. Кто не гордится в счастии - приобретает славу смирения; кто по милосердию готов помогать бедным - от в воздаяние получает сокровище небесное; кто, не питая ревности, единодушный и кроткий, любит своих братьев - тот удостаивается награды любви и мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/662/...

Теперь через крещение оправдывает [Бог – С. М.] того, кто пребывает в вере в Господа нашего Иисуса Христа. с. 12.] Всем обладая, Господи, возлюбил Ты нищету, крепость Свою облек страданиями... Чертог обещает Он тому, кто любит Его. с. 168.] Если кто из вас, братия, имеет у себя нечистые и срамные помыслы, то да не предается в нерадении отчаянию, но обратит сердце свое к Богу и, воздыхая, со слезами скажет: Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей ( Пс.34:23–24 ). Я дело рук Твоих: вскую оставил мя еси? ( Пс.21:1 ). Вскую лице Твое отвращаеши от меня, и забываеши смирение мое? ( Пс.43:25 ). Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой ( Пс.142:3 ); углебох в тимении глубины, и несть постояния ( Пс.68:3 ). Да удержит меня рука Твоя, и не погибну. Если так, с терпением, будешь призывать Его, Человеколюбец вскоре, ниспослав благодать Свою в сердце твое, утешит тебя в мучительной и трудной брани. с. 81–82.] Христос через крещение облекся правдой Ветхого Завета, дабы принять совершенное помазание и Своим ученикам передать его полным и неповрежденным; Он положил конец крещению Иоаннову вместе с законом. Христос крещен был в правде, так как был без греха, но Сам крестил в благодати, так как прочие люди были грешниками. Он отменил закон Своей правдой и крещение прекратил Своим крещением. с. 57.] Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся: ибо весь преклоняется к ней, приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: Приидите ко Мне вси труждающиися ( Мф.11:28 ), – потому что грядущаго ко Мне не изжену вон ( Ин.6:37 ); приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ) в горнем граде, где все святые Мои упокоеваются в великой радости: приступите к той неизглаголанной, несравненной и неисповедимой радости, к тем благам, в няже желают Ангелы приникнути ( 1Пет. 1:12 ); приступите туда, где лики и чины праведников. Там Авраамово лоно приемлет претерпевших скорби, как прияло некогда нищего Лазаря; там отверзаются сокровища вечных благ Моих; там горний Иерусалим – матерь первородных; там блаженная земля кротких. Приидите ко Мне вси... и Аз упокою вы, – упокою там, где все тихо и безмятежно, где все светло и приятно для зрения, где нет ни обидящего, ни притесненного, где нет уже ни греха, ни покаяния, где свет неприступный и радость неизглаголанная. с. 233.]

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Не только всемогущим словом Своим Спаситель исцелял больных, но для сего довольно было и одного прикосновения Его или даже прикосновения к одежде Его. Св. евангелист Лука благовествует, как Спаситель чрез прикосновение исцелил человека, страдавшего водяною болезнью. И до сих дней не научились люди с успехом врачевать эту тяжелую болезнь. Думаю, что всякому приходилось видать больных водянкою. Нечего, значит, и описывать эту страшную болезнь. Однажды в день субботний Спаситель зашел вкусить хлеба в дом некоего князя фарисейска ( Лк.14:1 ), т. е. одного из начальников фарисейских. Сам хозяин дома и друзья его имели коварную мысль наблюдать за Иисусом, не исцелит ли Он кого-нибудь в субботу. Это, по мнению, фарисеев, было бы нарушением субботы т. е. грехом, подлежащим суду. Великую заповедь Божию о памятовании субботы во еже святити ю фарисеи понимали по своему. Предания старцев их запрещали им в этот день всякий труд, даже дела милосердия к ближнему. Спаситель знал, что за Ним наблюдают. Но вот в комнату входит человек, имый водный труд ( Лк.14:2 ), страждущий водяною болезнью. Он не говорит ничего и не просит; но ясно, что он хочет быть здоровым. Вера его без слов была понятна. Если бы он не веровал в то, что Спаситель может исцелить его, то и не осмелился бы незваным войти в дом к начальнику фарисейскому. Знает это Господь, как было ведомо Ему и то, что за Ним наблюдают. Он имеет желание оказать милость больному и урок дать фарисеям. Вот почему Он обращается с вопросом к последним: позволительно ли врачевать в субботу ( Лк.14:3 ). Фарисеи молчали. И Спаситель не стал вызывать их на ответ, а обратясь к больному, прием исцели его т. е. прикоснувшись исцелил его и отпустил ( Лк.14:4 ). Так совершил Спаситель чудо одним прикосновением.       Исцеление кровоточивой женщины Святые евангелисты благовествуют нам еще об исцелении больной женщины только чрез прикосновение к краю одежды Спасителя ( Мф.9:20–22 ; Мк.5:25–34 и Лк.8:43–48 ). По усиленной просьбе одного начальника синагоги, по имени Иаира, относительно исцеления его дочери, Иисус Христос пошел к дому просителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Тогда речет сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие (34). Приидите сыны света, наследники Моего царства; приидите ради Меня алкавшие и жаждавшие, невозлюбившие мира, ни всего, что в мире; приидите ради Меня оставившие мир, сродников, друзей, родителей и чад; приидите, обитавшие в пустынях, на горах, в вертепах и в пропастях земных; теперь обитайте с Ангелами на небесах. Тогда речет и сущим ошуюю: идите от Мене проклятии (41), ненавистные, безжалостные, братоненавистники и христоненавистники; вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали Моих пречистых Евангелий и блаженных учеников, и Я не услышу вас; вы роскошествовали на земле, восприяли благая в животе своем (Лк.16:25). Я каждый день вопиял вам в святых Моих Писаниях, и вы, слыша, посмевались читающим; и теперь говорю наконец: не вем вас, идите от Мене проклятии во огнь, вечный, уготованный диаволу и аггелом его. И идут сии в муку вечную (46). Объявляю же вам, братия мои, и о различии мучений, как слышали мы в Евангелии. Итак есть тма кромешняя (Мф.8:12); а из сего видно, что есть и внутренняя. Геена огненная (5:22) - иное место; скрежет зубом (13:42) - особое место; червь неусыпающий (Мк.9:48) - иное место; езеро огненное (Апок.19:20) - другое место; огнь неугасающий (Мк.9:43) - особая страна; река огненная - другое место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехопадений своих. И как есть разности в грехах, так есть разности в мучениях: то есть, иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пияница. А которые осквернили себя ересью, те услышат: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10). У кого между собою вражда, и не примирились они в жизни, те найдут себе неумолимое осуждение. И братоненавистники отосланы будут в тму кромешнюю, как возненавидевшие Христа, сказавшего: любите друг друга, прощайте друг другу согрешения. Горе любителю блуда, прелюбодею, пиянице! Горе волхвам и прорицателям, и пиющим вино с тимпаны и лики! Горе соглашающимся на еретические хулы! Горе ругающимся над божественными и священными Писаниями! Горе погубившим время покаяния в рассеянности и смехе! Они будут искать, и не найдут времени, которое худо расточили; со слезами и великим сетованием будут вопиять и не найдут помилования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/854/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010