Подумай также, не можешь ли ты, ввиду того, что [слова]: «излию от духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать» ( Иоил.2:28 , Деян.2:17 ) после явления Спасителя исполнились в церквах язычников, сказать, что те, кто прежде был от мира и, уверовав, стал уже не от мира (ср. Ин.15:19 ), восприяв Духа Святого и начав пророчествовать, не имеют чести в своём отечестве, [т. е.] мире, но бесчестятся. Поэтому блаженны претерпевшие то же, что и пророки, согласно сказанному Спасителем: «Ибо так же поступали с пророками отцы их» ( Лк.6:23 ). Кто уделит должное внимание этим [словам], если будет терпеть ненависть и злоумышления из-за того, что живёт с большим рвением и обличает грешников, тот, как гонимый и бранимый «за правду» ( Мф.5:10 ), не только не огорчится, но и возрадуется и возвеселится, уверенный, что за это получит великую награду на небесах (ср. Мф.5:12 ) от Того, Кто уподобил его пророкам, поскольку он претерпел то же самое, [что и они]. Стало быть, должно, чтобы взыскующий пророческой жизни и вместивший [присутствовавший] в них дух не имел чести в мире и у грешников, которых раздражает жизнь праведника. 19 . Дальше можно видеть, что Он «не совершил там многих чудес (δυνμεις) по неверию их» ( Мф.13:58 ). Эти [слова] учат нас тому, что чудеса происходили среди верующих, поскольку «всякому имеющему дастся и преумножится» ( Мф.25:29 ), а среди неверующих чудеса не только не творились, но, как написал Марк, и не могли твориться. Ибо обрати внимание на [слова]: «И не мог совершить там никакого чуда» ( Мк.6:5 ). Ведь он не сказал «не хотел», но «не мог», как если бы творящемуся чуду оказывалось содействие верой того, на кого воздействует это чудо, а неверие мешало бы ему осуществиться. И заметь, что сказавшим: «Почему мы не могли изгнать его?», – Он сказал: «По маловерию вашему» (ср. Мф.17:19–20 ), и начавшему тонуть Петру сказано: «Маловерный, зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ). Но и страдавшая кровотечением [женщина], не попросив о лечении, а только рассудив, что исцелится, если прикоснётся «к краю одежды Его» ( Мк.6:56 ), «тотчас исцелилась» ( Лк.8:47 ), и Спаситель признаёт, [что таков был] способ исцеления, говоря: «Кто прикоснулся ко Мне? 73 Ибо Я чувствовал силу (δναμιν), исшедшую из Меня» ( Лк.8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Последний, заключительный акт, для которого совершится второе пришествие Спасителя, есть всеобщий суд над людьми. Судить будет Сам Сын Божий с ангелами и святыми ( Мф. 13:41–42; 24:31 ). Предстанут на суд все люди, живые и мертвые ( Мф. 25:32 ; 2Кор. 5:10 ), и совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела, какие он сделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления ( 1Кор. 4:5 ; Мф. 25:34–41 ). Праведники услышать призыв Судии: «приидите., благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ); грешникам возвещено будет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст. 41). Мучения грешников будут состоять в том, что они будут отвергнуты Богом, удалены от лица Его. Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк. 13:27 ). Отчужденные от источника духовного света и жизни, грешники будут испытывать самое мучительное, угнетенное, безотрадное состояние, и такому тяжелому состоянию будет соответствовать и все то, что будет окружать их в определенном для них мрачном жилище ада: вместо Бога и ангельских ликов с ними будет виновник греха и смерти – диавол, вместо избранных Богом святых они будут находиться в общении с подобными себе отвергнутыми Богом ( Мф. 8:12 ; Апок. 22:15 ). – При всей своей тяжести, мучения грешников не будут вполне одинаковы, но соразмерно с их виною будут иметь различные виды и степени ( Лк. 12:48 ). Адские мучения не будут иметь конца; о вечности их много раз говорится в Св. Писании ( Мф. 25:41–46 ; Мк. 9:43–48 ; 2Сол. 1:9 ; Апок. 14:11; 20:10 ), и эту истину торжественно исповедала Церковь на 5-ом Вселенском соборе, осудив лжеучение Оригена , будто демоны и злые люди будут страдать в аду лишь до определенного срока. Так строго будут наказаны грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они, как говорить ап. Павел, сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Все эти дни — понедельник, вторник и среда — наполнены важнейшими наставлениями Спасителя. Как мы слышали только что из евангельского чтения, Господь, завершая Свои поучения, сказал, что через два дня будет пасха и надлежит пострадать Сыну Человеческому (Мф. 26, 2). За два дня до Своих страданий и смерти Он обращает к ученикам знаменательные слова о будущем — о том, что ждет каждого человека и весь род человеческий. Господь говорит, как всегда, притчами, но притчами очень ясными, и сегодня мы их слышали. Это притча о нерадивом рабе, который не сумел позаботиться о тех, кто был вверен ему господином, за что и получил наказание (Мф. 24, 45-51). Это притча о десяти девах, неразумных и мудрых, которые вышли в сретение жениха, и мудрые, встретив его с зажженными светильниками, вошли на брачный пир, а перед неразумными двери были закрыты (Мф. 25, 1-13). Это притча о талантах — в ней Господь говорит о том, что каждому даны дары от Бога, а за то, как человек этими дарами распорядился, он ответит, когда предстанет пред Божественным Судией (Мф. 25, 14-30). И наконец, мы услышали пророчество о Страшном суде, о конце времен и о том, кого Господь оправдает и кого осудит (Мф. 25, 31-46). Как удивительно сильно звучат слова: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я был голоден, и вы накормили Меня; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34-36). Господь оправдывает на Своем суде тех, кто делал все это для своих ближних, ибо, творя добро ближним, мы совершаем то, что нам повелел Бог, то есть приносим Ему самую дорогую и благоуханную жертву. Тех же, кто не видел в ближних образа Божиего, кто не наполнил свою жизнь милосердием, Господь извергает в геенну огненную. Размышляя о сегодняшнем евангельском чтении, святитель Иннокентий Херсонский высказал очень глубокую мысль, помогающую нам понять, что происходит с человеком во время его земного бытия.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Ис.49:3 . и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я про­славлюсь. «Ты раб Мой Израиль, – в Тебе я прославлюсь». Несомненно, что этого места нельзя относить к историческому, плотскому Израилю, потому что тогда получилось бы резкое противоречие данного стиха с одним из предыдущих (5 ст.). Рискованно прилагать его и к самому пророку Исаии, потому что это слишком не отвечало бы и личному смирению пророка и действительному характеру его служения. Остается, таким образом, единственно возможным и правильным относить это обращение к Мессии, Отроку Господню. «Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Мф.5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся представителем Израиля, через которого прославится Бог (ср. Ис.42:1 ; Ин.17 – СПб. проф.). «В Тебе Я прославлюсь». Лучшим комментарием этих слов является известное, торжественное начало прощальной беседы Иисуса Христа со своими учениками: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» ( Ин.13:31 ). А святой Иоанн Златоуст в одном из своих толкований прекрасно поясняет, что «Бог почитает наше спасение Своею славою» (Том 10. Бес. 7, на 1Кор.2:6–7 ). Ис.49:4 . А Я сказал: напрасно Я трудил­ся, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Го­с­по­да, и награда Моя у Бога Моего. «А Я сказал: напрасно Я трудился». Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии – даже больше того – сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии – собрание заблужденных овец дома Израилева ( Мф.15:24 ; Мф.23:37 ) – по жестокосердию последнего не осуществилась ( Ин.1:11 ). В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент ( Мф.26:37–38 и Мф.27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как Отец является источником жизни, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Кроме того, Отец дал Сыну власть производить суд. Но в этом суде Сын не самостоятелен: Он судит, как слышит от Отца. Речь идет о полном взаимопроникновении и слиянии двух воль – Отца и Сына, не вступающих в противоречие или конфликт одна с другой. Если в начальном сегменте беседы использовался образный ряд, заимствованный из сферы семейных отношений, то в этом сегменте доминируют образы, взятые из юридической сферы. Это выражается, во-первых, в многократном использовании существительного «суд» (κρσις) и глагола «судить» (κρνω); во-вторых, в утверждении, что Отец дал Сыну судебную власть; в-третьих, в том, что Сын выступает в качестве полномочного представителя Отца, подобно тому как в суде один человек может получить полномочия действовать от имени другого и представлять его интересы 213 . Мы «можем видеть, как миссия (послание) рассматривается прежде всего как передача власти или полномочий подобно притче о злых виноградарях» 214 , где сын действует от лица отца в качестве его полномочного представителя ( Мф.21:37–38 ). О каком суде идет речь? Очевидно, о том, о котором Иисус говорил: Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ). Об этом суде говорится во многих поучениях и притчах Иисуса, в частности, в толкованиях притч о плевелах ( Мф.13:36–43 ) и о неводе ( Мф.13:49–50 ). Его последнее поучение в Евангелии от Матфея завершается темой Страшного суда, на котором Сын Человеческий, пришедший во славе Своей, отделит овец от козлов, поставив первых по правую, вторых по левую руку от Себя ( Мф.25:31–46 ). В Евангелии от Иоанна Сын Божий получает от Бога судебную власть, потому что Он есть Сын Человеческий. Бог судит человека не извне и не свысока: Бог Сам стал человеком и осуществляет суд над миром как Сын Человеческий, то есть как тот, кто прожил человеческую жизнь и на собственном опыте знает о ее тяготах и скорбях. Как сочетаются слова о суде с тем, что Иисус недавно говорил Никодиму: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 )? Нет ли здесь противоречия? Думается, ответ следует искать в смысле слова «послал»: Бог послал Своего Сына в мир не для того, чтобы судить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А что значит: «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово»? Это значит, что ты с своей стороны сделал все, и не опустил ничего, что тебе надлежало сделать. «Если же не послушает их, скажи церкви», то есть, ее представителям; «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Таковой неизлечимо болен. Вспомни, что Он везде мытаря представляет в пример самого тяжкого грешника. И выше сказал Он: «Не то же ли делают и мытари» ( Мф. 5:46 )? И еще в другом месте: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» ( Мф. 21:31 ), – т. е. люди самые презренные. (Пусть слушают те, которые ищут неправедных ростов, и требуют процентов на проценты!). Почему же Он поставил человека, преслушавшего Церковь , в ряду с мытарями? В намерении утешить обиженного и устрашить того. Но в этом ли только наказание? Нет; но послушай далее: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» ( Мф. 18:18 ). Он не говорит предстоятелю Церкви: свяжи его; но: если и ты свяжешь (все дело предоставляется оскорбленному), – то узы будут также неразрешимы. Итак, он подвергнется крайнему несчастию; но не тот виноват, кто связывает, а тот, кто не хочет покоряться. Смотри, каким бедам он подвергает упорного: и здешнему наказанию, и будущему мучению! А этим он угрожает не для того, чтобы так и случилось, но чтобы устрашенный угрозою, т. е. и отсечением от Церкви, и опасностью быть связанным на небесах, стал кротче и, зная то, если не в начале, то по крайней мере после многих осуждений, оставил гнев. Так Спаситель установил первый и второй и третий суд, а не вдруг отверг грешника, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, а если презрит и этот, то устрашился бы третьего, если же не уважит и последнего, ужаснулся бы будущего наказания, – определения и суда Божия. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» ( Мф.18:19 ). «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как может кто-либо достигнуть нерассеянности в молитве? Может этого достигнуть, когда не будет сомневаться, что Бог пред его очами. Ибо если тот, кто видит пред собою начальника и беседует с ним, нерассеянным имеет свой взор, то насколько более будет молящийся Богу иметь ум нерассеянным пред Испытующим сердца и утробы, исполняя сказанное в Писании: «Воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Возможно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время и как возможно этого достигнуть? Что достигнуть этого возможно, показал нам Псалмопевец, сказавший: «Очи мои всегда ко Господу» ( Пс.24:15 ) и: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс.15:8 ). А возможно этого достигнуть, если не будем давать душе времени быть праздной от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все 683 . Нестяжательность Господь повелевает не заботиться о том, «что нам есть, или что пить, или во что одеться» ( Мф.6:31 ). До какого же предела простирается эта заповедь и как выполняется? Заповедь эта простирается «даже до смерти», как и всякая заповедь, потому что Господь был «послушным даже до смерти» ( Флп.2:8 ). А выполнена может быть она при твердой вере в Бога. Ибо Господь, запретив заботу, прибавляет обетование: «Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Мф.6:32 ), прежде, нежели вы попросите у Него. Такую именно веру имел апостол Павел, который говорит: «Имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» ( 2Кор.1:9 ), то есть по душевной решимости и готовности ежедневно умирал, но Божиим благоволением был сохраняем. Посему с дерзновением и говорил: «Нас почитают умершими, но вот мы живы» ( 2Кор.6:9 ). Если человек охвачен пламенным рвением и ненасытимым желанием к выполнению заповедей Господних, то у него уже нет и досуга рассеиваться заботой о телесных потребностях 684 . В рассуждении нестяжательности назначена нам та мера, что каждый должен ограничиваться в приобретении собственности последним хитоном. Иоанн Креститель говорил: «У кого две одежды, тот дай неимущему» ( Лк.3:11 ). И Господь запретил Своим ученикам иметь две одежды ( Мф.10:10 ) и к этому еще прибавил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Сюда же относится и притча о бисере: купец, «нашедший одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:46 ) 685 . Непорочность

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Благодаря такому Судии и такому Суду все человеческие существа вкупе и каждое в отдельности воспримут свою самую справедливую участь. Этого Суда никто не сможет избежать или не явиться на него, так как все мы предстанем на суд Христов ( Рим.14:10 ). Все народы, и самые многочисленные, и самые малочисленные, воздадут тогда заключительный отчет о своей истории, ибо сказано: И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 ). Потому ревностно стараемся, – восклицает святой Апостол от имени всех христиан, – водворяясь ли [в теле], выходя ли, быть Ему угодными ( 2Кор.5:9 ). Вся наша вечность зависит от Него, или, лучше сказать, от нас самих, от наших дел. Он лишь поставит им заключительную оценку и изречет о них Свое окончательное суждение. Как всеведущий, всемилостивый и всеправедный Бог Владыка Христос будет всех и каждого судить по Божественной правде и милости. Тогда раскроет Он не только наши дела, но все наши помыслы, чувства, пожелания и слова. И перед всевидящим и всеправедным Судией мы будем должны дать ответ за всё. Так что осудит Он нас не только за худые дела, но и за порочные мысли, и за нечистые чувства, и за дурные намерения, и за скверные слова. Ибо Он сказал: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). Последний всеобщий Суд явится судом абсолютной Божией правды и абсолютной Божией милости, ибо Господь всех и каждого будет судить по Своей бесконечной правде и бесконечной милости, так что никто не сможет обвинить Бога в несправедливости или в немилосердии. Всеведущий и всемогущий Господь сделает явным всё, что каждый сотворил в теле со своей богообразной душой, со своими божественными талантами ( Мф.25:15–30 ). Все дела всех людей, как добрые, так и злые, и все мысли, желания, чувства и слова – будут всецело обнажены и непогрешимо взвешены на весах вечной Божией правды и вечной Божией милости (см. Мф.25:31–46 ; 2Кор.5:10 ; Рим.2:6, 7 ). Всемилостивый Господь Иисус Христос выведет на свет всё сокровенное во тьме, откроет все сердечные советы, распечатает совесть каждого человека и всё в ней находящееся, душу и всё, что в ней, сердце и всё, что в нем, – и изречет Свой всеправедный приговор обо всем этом (см. Евр.4:12, 13 ; 1Кор.4:5 ; Мф.12:36 ; Иуд.15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В одном из мест Евангелия Господь говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным  (Мф 10:32–33). На первый взгляд, тут говорится о словесном В действительности нет. В оригинальном греческом тексте Евангелия от Матфея используются слова μολογσει: это значит не столько «исповедовать на словах», сколько «признавать», — и ρνσητα: не столько «отрекаться», сколько «отвергать».). Но если читать Евангелие целиком, то становится ясно, что в первую очередь речь — о делах. В притче о Страшном Суде  (Мф 25:31–46) мы видим людей, которые обязательно проявили бы милосердие к ближнему, знай они только, что перед ними Сам Христос. Но они этого не знали — и остались равнодушны к беде ближнего, за что и пойдут в муку вечную . Они не отрекались от Христа словом, но отверглись Его делом. Так кто же больше других рискует стать предателем Христа? Прежде всего тот, кто, по слову апостола Павла, имеет всю веру, а любви не имеет (ср. 1 Кор 13:2). Кому всюду мерещатся «предатели», «еретики», «экуменисты» и прочие отступники от веры. Это в том числе и о нем сказано: Если... око твое будет худо, то всё тело твое будет темно  (Мф 6:23). И такое «помрачение» может оказаться очень опасным, потому что человек даже не будет подозревать, что идет поперек всего Евангелия. Апостол Павел говорит четко и ясно: любовь выше всех даров, даже выше, чем вера (которая тоже дар Божий человеку) (1 Кор 13:13). Это вовсе не значит, что можно обойтись вовсе без веры. Без веры обойтись нельзя, но все-таки заповедь о любви — самая первая, и, по слову Господа, любовь к Богу и к ближнему неразрывно связаны между собою (Мф 22:37–39). Почему это так, хорошо объясняет апостол Иоанн Богослов: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4:20). Одним из мотивов обличить человека, поступающего не по вере, может быть, наверное, и мое желание предостеречь его от ошибки. Но тогда я должен поступить по слову Христа:  пойди и обличи его между тобою и им одним  (Мф 18:15), то есть обратиться к нему лично. И обратиться с любовью. И еще — быть готовым признать, что это я ошибаюсь, а не он. Значит, такие слова, как «предатель», — по отношению не к себе, а к другому человеку, моему ближнему, — мне даже в голову приходить не должны.

http://foma.ru/kakie-nashi-postupki-mogu...

Во-первых, ответ «этот неоснователен, – говорит он 67 , – потому, что если мы позволим себе признать каких-либо людей злодеями особенными (рака), то мы этим уничтожим весь смысл христианского учения, по которому все мы равны и братья, как сыны одного Отца небесного». Так Толстой понимает христианское учение; но Христос учил иначе. Он всегда ясно указывал на то, что между людьми, сынами Отца небесного, есть добрые и злые и что в этом отношении полного равенства между людьми нет. Даже в той самой нагорной проповеди, на которую постоянно указывает Толстой, Господь полагает это различие между людьми, говоря, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Такое же различие между добрыми и злыми людьми Христос постоянно указывает Своим слушателям, как свидетельствуют Евангелия и в других местах. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, – учил Он ( Мф. 12:35 ); а злой человек из злого сокровища выносит злое» (срв. Лук. 6:45 ). Злыми людьми Христос прямо называл современных Ему фарисеев: «как вы можете говорить доброе, будучи злы?» ( Мф. 12:34 ). В притче о злых виноградарях: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям»... ( Мф. 21:41 ; Лук. 20:16 ; Марк. 12:9 ). Отличает Господь праведников от грешников и в притче о страшном суде ( Мф. 25:31–46 ) и во многих других местах и притчах. Поэтому ясно, что учить, будто бы христианство не различает между людьми добрых и злодеев, потому что «все мы равны и братья, как сыны одного Отца небесного», – значит – прямо «уничтожать весь смысл христианского учения» и стать в непримиримое противоречие с ясным и точным учением Иисуса Христа. Таким же софизмом отличается и другое основание, указываемое Толстым против приведенного им ответа. «Если бы и было разрешено Богом употреблять насилие против злодеев, – говорит Толстой 68 , – то никак нельзя найти того верного и несомненного определения, по которому можно наверное отличать злодея от незлодея».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010