Сей род изгоняется только молитвой и постом, говорил Он ученикам Своим, когда те спрашивали, почему не могли они исцелить бесноватого ( Мф.17:21 ). Ввиду такой исконной вражды врага рода человеческого, ему предназначены, по учению Христа Спасителя, самые тяжкие мучения. Тот вечный огонь, в который отошлет праведный Судия грешников, прямо называется огнем, уготованным диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Впрочем, эти мучения начались для него с того уже времени, как Сын Божий сделался семенем жены, имевшим, по обетованию Божию, стереть главу змия. Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? взывают к Нему Гергесинские бесноватые, – пришел Ты сюда прежде времени мучить нас ( Мф.8:29 ). Решительно же подорвана была власть его над людьми страданиями, смертью и воскресением Христа Спасителя. Ныне суд миру сему, говорит Христос Спаситель в прощальной беседе, ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). Эта власть осталась с того времени только над теми, которые, по своему неверию, сами подчиняются ей. Уверовавших, говорит Христос Спаситель по воскресении, будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов ( Мк.16:17 ). §22. Учение Христа Спасителя о человеке Место человека в природе есть, по учению Христа Спасителя, самое почетное. Он больше, чем всякое другое творение, составляет предмет промышления Божия. Если же траву полевую, говорит Христос Спаситель, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры ( Мф.6:30, 10:29–30 ). Причина такого преимущества заключается в том, что он один есть существо разумное, свободное и бессмертное. Только он один призывается к Богоподобному совершенству ( Мф.5:48 ) и к участию в Царстве Божием ( Лк.12:32 ). Только ему одному обещается жизнь загробная. Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:32 ). У него все живы ( Лк.20:38 ). На этом основании и истинная жизнь человека бывает только там, где он следует своему назначению. Сия же есть жизнь вечная, говорит Христос Спаситель, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Мф.25:14 . «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:» Мф.25:15 . «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.» «Гл. 25, ст. 14–15. Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое (землю, жизнь, здоровье, способности); и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Человек отходящий есть Господь, вознесшийся на небо и имеющий прийти взять отчет с рабов Своих – всех людей – о том, как они употребили Его имение. Замечательно, что количество талантов соображено Раздаятелем с силами приемлющих таланты. Не ропщи же никто, что тебе дано мало: тебе дано по твоим силам. Если бы дали тебе больше, ты не перенес бы и испортился» 131]. «Вы слышали, возлюбленные братия, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение. В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: и одному дал пять талантов, другому – два, третьему – один, – каждому по его силам (См.: Мф. 25:14–30 ). Заметьте. Эти рабы мы, люди. Этот господин есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение или таланты это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет. По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни, для жизни будущей, – а кто меньше, – с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют: добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием; исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли Таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни» 265].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Очистил водою руки, показывая, что он чист и не причастен к убийству. У иудеев был обычай, чтобы такое свидетельство представляли не желающие участвовать в убийстве кого-либо. И Давид сказал: «умыю в неповинных руце мои» (Пс. 25:6).буду омывать в невинности руки мои. Мф.27:25. И отвещавше вси людие реша: кровь Его на нас и на чадех наших.И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.    Кровью называют осуждение на (пролитие) крови. Вот преступный голос! вот крайнее безрассудство! Они навлекают проклятие не только на себя, но и на детей своих. Но Христос принимает раскаявшихся и из них, и из детей их; и не только освобождает их от такого проклятия, но и удостаивает бесчисленных благ. Из числа их был и Павел, и безчисленное множество уверовавших потом в Иерусалиме. Мф.27:26. Тогда отпусти им Варавву: Иисуса же бив предаде (им), да Его пропнут.Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.    Марк (15, 15) сказал, что Пилат желал сделать угодное народу, а Лука (23, 24), что он решил быть по прошению их. Бич (φραγελλιον ) — это плеть, сделанная из веревок и ремней, которою били осужденных по спине. О бичевании ясно написал Иоанн (19, 1): «Пилат поят Иисуса и би» (εμαστιγωσε ) «Его». Сделал это, думая ослабить силу ярости иудеев, чтобы, видя нанесенное Иисусу Христу оскорбление и слыша приговор, по которому Он предавался в волю их, как сказал Лука (23, 25), т.е. на распятие (в этом состояла их воля), — чтобы они смягчили свой гнев и извергли наконец из себя весь яд. Для этой же цели Пилат допустил и все последующее, именно — что на Него надели багряницу, возложили венец, дали Ему трость и другими способами ругались над Ним. Мф.27:29-30. И поклоньшеся на колену пред Ним, ругахуся Ему, глаголюще: радуйся, Царю Иудейский. И плюнувше Нань, прияша трость и бияху по главе Его.и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.    Вот бесподобное долготерпение! вот незлобие, превосходящее всякое описание! (19, 3) говорит, что Его также били по ланитам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Но почему в Евангелиях от Матфея , Луки и Марка мы читаем буквально следующее : « Иисус же сказал ученикам Своим : истинно говорю вам , что трудно богатому войти в Царство Небесное ; и ещё говорю вам : удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши , нежели богатому войти в Царство Божие » ( Мф . 19, 23, 24; Мк . 10, 23, 25; Лк . 18, 24, 25) ? Воспитанные на ветхозаветном отношении к богатству апостолы , как далее повествует Евангелие , были чрезвычайно удивлены этими словами Своего Учителя . « Услышав это , ученики Его весьма изумились и сказали : так кто же может спастись ?» ( Мф . 19, 25) . Их замешательство понятно : кто тогда вообще может спастись , если даже богатым это так трудно ?! Иисус же ответил : « Человекам это невозможно , Богу же всё возможно » . И как же после этих слов всё - таки быть с богатством ? Погибель оно для человека или Божье благословение ?   Глава 2. Бедность и богатство - от Господа   Слова Иисуса Христа о том , что « удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши , нежели богатому войти в Царство Божие » , звучат как приговор , который вынесен окончательно и обжалованию не подлежит . Казалось бы , о чём тут ещё говорить ? И , тем не менее , не всё так просто . В житиях многих святых сообщается , что они родились знатными и богатыми . Да и в церковной книге о подготовке к исповеди ничего не говорится о таком « смертном » грехе , как богатство . В Книге Премудрости Иисуса , сына Сирахова , мы читаем : « Хорошо богатство , в котором нет греха , и зла бедность в устах нечестивого » ( Сир . 13, 30) . А в Евангелии Спаситель берёт для Своих притч примеры из жизни торгующих и не только их не осуждает , но как бы считает само собой разумеющимся , что торговать нужно с прибылью . Так , в притче о талантах господин говорит рабу , зарывшему свой т алант в землю : « Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим , и я пришед получил бы моё с прибылью » ( Мф . 25, 27) . Как же всё это понимать ? Дело в том , что спасение человека от богатства не зависит . Богатство , как и многое другое в нашей жизни , нейтрально по отношению к нашей участи в вечности . И таких нейтральных вещей очень много . Вот , к примеру , современный компьютер и Интернет . Иные благочестивые прихожане задают священникам вопрос : « Является ли компьютер злом ? Можно ли им пользоваться ?» На этот и подобные им вопросы существует ответ : « А является ли злом нож ? Не является ни злом , ни добром . Всё зависит только от того , как им пользоваться . Ведь ножом можно отрезать краюху хлеба нищему , а можно и убить человека …»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Подобно Царство Небесное сокровищу…» Если же Царствие Божие приходит так, как это образно выражено в притчах о горчичном зерне и закваске, то становится ясным, что ни его пришествие, ни его рост нельзя ни принудить, ни ускорить. Это невозможно сделать ни законническими заслугами фарисеев, ни фанатизмом ессеев, ни революционной активностью зилотов. Царствие Божие можно только «найти», как были найдены сокровище на поле и драгоценная жемчужина. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» ( Мф. 13:44–46 ). Эти притчи разъясняют призыв Иисуса Христа к последованию. Его призыв казался непонятным, чрезвычайно суровым. Например, такие Его слова: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ). Притчи же разъясняют каждому, кто безоглядно последовал за Иисусом Христом, что только таким образом можно обрести то сокровище и ту жемчужину, за которые стоит пожертвовать всем остальным. Более того, радость от обретенного делает жертву легкой (вспомним «легкое иго» в Мф. 11:30 ). Только таким путем достигается Царствие Божие. «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» Каково же содержание настоящего и грядущего Царствия Божия? Иисус Христос не анализирует понятия, как греческие философы, и не прибегает к фантастическим красочным картинам, как это делали апокалиптики. Он берет образы из окружающего мира, и эти образы обретают особый смысл в общении, в живом обращении к людям. Царствие Божие Иисус Христос изображает только двумя способами: как радостный пир и как полное обновление бытия. Он многократно использует ветхозаветный образ эсхатологической дружеской трапезы. «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин» ( Ис. 25:6 ). Спаситель подхватывает этот образ, чтобы выразить мысль о радостном собрании народов в спасительном Царствии: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк. 14:25 ). В последнем случае у Евангелиста Матфея дополнено: «пить с вами» ( Мф. 26:29 ). У Евангелиста Луки это возвещение расширено и дополнено необычным словом: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» ( Лк. 22:29–30 ). Основная тенденция всех этих образных речей очевидна: Царствие Божие и в будущем, потустороннем мире – не некое бытие в раю, но конкретное общение с Иисусом Христом и, тем самым, эсхатологическое общение за трапезой с Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Православные христиане верят, что искреннюю и истинную молитву Господь услышит, как бы она ни была выражена, тихо или громко, устами или умом; но следует припомнить иерихонского слепца и друг., громко взывавших к Богу, и кроме того, Сам Спаситель с апостолами дали нам пример молитву сопровождать пением: Мф. 26:30 и чтением Слова Божия: Кол. 4:16 , а потому как угодно Богу исполнение обетов, наблюдение за путем своим, дух и сердце сокрушенные, так угодны и чистосердечныея, громкие богослужебные молитвы: Пс. 150:4–5 . Мф. 26:30 . И, воспев,пошли на гору Елеонскую. Кол. 4:16 . Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. Пс. 150:4 . Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. 5 . Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Мф. 6:7 . А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что во многом своем будут услышаны. Примеч . Здесь сектанты находят осуждение продолжительные правосл.богослужения. Этим текстом отвергается такое многословие при молитве, какое было у «язычников», а не у христиан, что видно из тех же слов ( Мф. 6:7 ). Христиане же должны непрестанно молиться ( 1Сол.5:17 ). Язычники действительно думали продолжительным криком вызвать помощь Ваала, но, как бездушный идол, Ваал не откликнулся: 3Цар. 18:25 . 3Цар. 18:26 . И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале,услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. Мф. 23:14 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов, и лицемерно долго молитесь: за то примите тем большее осуждение. Примеч . Также и этими словами сектанты силятся отвергать продолжительные богослужения. Здесь осуждается такая продолжительная молитва частных лиц, которая совершается «лицемерно», для одного вида и без участия сердца. Что же касается до продолжительного правосл.богослужения, то не напрасно сказано: «непрестанно молитесь»: 1Фес. 5:17–18 .Разве Сам Господь Иисус не пребывал в молитве по целым ночам?См., напр., Лк. 6:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Сказав о необходимой пище и показав, что о ней не нужно заботиться, Он переходит далее к тому, о чем еще менее надобно заботиться, потому что одежда не так необходима, как пища» (свт. Иоанн Златоуст ). Мф.6:29 .  но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; (О славе Соломона см. 2Пар.9:15 и сл.) Все человеческие украшения несовершенны в сравнении с природными. Человек до настоящего времени не мог превзойти природы в устройстве различных красот. Способы делать украшения совершенно естественными до настоящего времени еще не найдены. Мф.6:30 .  если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Трава полевая отличается красотой, одевается так, как не одевался Соломон. Но обыкновенно она годится только на то, что ее бросают в печь. Вы заботитесь об одежде. Но вы несравненно превосходите полевые лилии, и потому можете надеяться, что Бог оденет вас еще лучше, чем полевые лилии. «Маловеры» – слово не встречается у Марка, но однажды у Луки ( Лк.12:28 ). У Матфея – 4 раза ( Мф.6:30, 8:26, 14:31, 16:8 ). В языческой литературе этого слова нет. Мф.6:31 .  Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Смысл выражений тот же, что и в 25-м стихе. Но здесь мысль излагается уже в качестве вывода из предыдущего. Она блестяще доказана приведенными примерами. Смысл в том, что все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца Небесного. Мф.6:32 .  потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Несколько странным с первого раза представляется здесь упоминание о язычниках ( τ θνη). Вполне хорошо объясняет это Иоанн Златоуст , говоря, что Спаситель потому здесь упомянул о язычниках, что они трудятся исключительно для настоящей жизни, не размышляя о будущем и небесном. Златоуст придает также значение обстоятельству, что Спаситель не сказал здесь Бог, а назвал Его Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея ( Мф.25:14–30 ) притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу. Лк.19:12 .  Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который через путешествие в Рим добился своего утверждения в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» – на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (стихи 26–27). Лк.19:13 .  призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Человек призвал десять своих собственных ( αυτο) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф.25:14 ). «Мин». Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т.е. 80 рублям 23 . Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям 24 . Но мина золотая равнялась 1 250 рублям 25 . В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство. «Употребляйте их в оборот», т.е. заведите на них торговлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 не смел даже поднять глаз на небо. За молитвой евреи обыкновенно обращали взор к небесам, мытарь же, преисполненный сознания собственной греховности и недостойности перед лицом Господа, не смеет этого делать. Он просто исповедует свои грехи и просит Бога быть милосердным к нему. 18 сей пошел оправданным в дом свой. Имеется в виду, естественно, не гордый фарисей, а смиренный мытарь. Фарисей надеялся на то, что Бог оценит его заслуги и благочестие, не понимая, что никакое благочестие само по себе не может расположить Бога к человеку, ибо от человека Он требует полного совершенства ( Мф. 5,48 ), которого нам никогда не достигнуть. Мытарь же доверился Божией милости и нашел ее. Ср. 15,11–32. 18:16–17 Иисус принял детей и объяснил ученикам, что Царство Божие принадлежит тем, кто детям уподобится. Уподобиться детям означает освободиться от гордыни, не ставить себе в заслугу дела благочестия (как это делает фарисей из притчи), но во всем положиться на Бога, обратиться к Нему с открытой душой и полным доверием. 18 некто из начальствующих. Из евангелистов только Лука упоминает о том, что этот человек принадлежал к числу «начальствующих», т.е. занимал высокое положение в обществе. Учитель благий! Это не общепринятое обращение к учителю веры, но подчеркнуто почтительное. что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Человек, задавший этот вопрос, ошибочно полагал, что спасение можно заслужить добрыми делами. 18 что ты называешь Меня благим? Иисус призывает человека задуматься над смыслом произнесенных им слов. никто не благ, как только один Бог. Иисус не говорит, что обращение к Нему начальника было неправильным, но, напротив, дает понять, что тот невольно изрек важную истину о Нем. 18:25 См. ком. к Мк. 10,25 . 18:31–34 Это место часто называют «третьим пророчеством Иисуса о страстях» (ср. 5,35; 9,22.43–45; 12,50; 13,32.33; 17,25). Здесь Он впервые говорит о том, что Его предадут в руки язычников. 18 один слепой сидел у дороги. См. Мф. 20,30 ; Мк. 10,46 . 18 Сын Давидов. Из этого обращения явствует, что слепой признал в Иисусе Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Господи! Прости грехи наши тяжкие, содеянные нами делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствами. Укрепи нас Своею святой благодатию, чтобы нам впредь жить по воле Твоей и не грешить, призывая Твое Всесвятое имя в помощь и спасение, все делая во славу Твою. Аминь. † Господи Боже наш! Благослови данное нам обиталище и наше пребывание здесь. Прости наши прошлые грехи и помилуй нас по велицей милости Твоей. Прими нашу всегдашнюю благодарность Тебе, Господи, за промыслительное попечение о нашем спасении, направляющее нас обстоятельствами, скорбями, болезнями по спасительному пути христианской жизни. Прими нашу жертву хвалы, радостно возносимую Тебе, Господи, ибо Ты СУЩИЙ, а мы – рабы ничего не стоящие, кратковременные, слабые, грешные; но мы – Твои, Господи, верующие в Тебя, с любовью признающие власть Твою и знающие любовь Твою к нам и ко всему сотворенному. Прими и наши литургические умилостивительные жертвы, приносимые Тебе во имя Господа нашего Иисуса Христа о спасении душ наших и о всех и за вся, во славу Твою. Аминь. † Притча о талантах Притчу о талантах Господь наш Иисус Христос закончил повелением: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф.25:30 ), определяя тем самым ее универсальный, всеобщий характер; ее приложимость ко всем имеющим уши слышать; ее огромно-важное, жизненное значение для всех обитателях во вселенной. Все люди, все существа, все живое, – все, что только наделено способностью слышать – «да слышит!». Так повелевают божественные уста господа нашего Иисуса Христа. Вникнем же в содержание этой притчи Господней, обязательной для слушания всех. Господин сначала раздает таланты своим рабам – каждому по его силе: одному – пять, другому – два, иному – один; а затем «по долгом времени», требует у них отчета. При этом обнаруживается, что раб, получивший пять талантов, является к господину с другими пятью талантами, которые он приобрел на них; получивший два таланта также приумножил за это время их и является к Господину с другими двумя талантами. А получивший один талант подходит к господину и, укоряя, говорит: «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» ( Мф.25:24–25 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010