Ведь Он потому именно и создал мир, что в мысли созерцал его весьма хорошим, и для того именно Он и являлся в мире, чтобы спасти в нем все хорошее, как предвечное дело Свое и вечное достояние Свое. Поэтому Ему ли при уничтожении плевел зла уничтожить вместе с ними и посеянную Им же Самим пшеницу добра? Он не может этого сделать, потому что Он не может желать погубить добро (Иоан. 6, 40). А вследствие этого во всяком, способном к добру, грешном последователе Своем Он, несомненно, спасет эту нравственную способность к добру – тем более что все беззакония всякого грешника тогда уж совершенно будут уничтожены. По учению христианского откровения, спасительную милость святого суда Его могут испытать на себе не одни только грешные христиане, но также и миллионы исповедников всех других религий (Рим. 2, 12-15). Все эти люди, конечно, могут сказать о себе только одну печальную правду, что они и жили в неведении истины, и умерли во лжи; потому что многие из них совсем даже и не слышали о Христовом спасении мира, многие же хотя и слышали об этом спасении, однако все-таки не пришли к познанию Спасителя Христа, так как не в состоянии были поверить в истину христианской проповеди о Нем. Ввиду этого никто из них не служил Христу, и никто не ожидал откровения царства Его, и все они явятся пред лицом Его совершенно чужими для Него. Но подлинно праведен и милостив будет всемирный суд Христов. В ответ на скорбное признание всех язычников, что они совершенно не знали Его и что Он может считать их только совершенно чужими для Себя, Спаситель изумит всех исполнителей естественного нравственного закона Своим божественным благословением за верное служение Ему. Алкал Я, – скажет Он, – и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). Люди, по словам евангелия, будут бесконечно поражены этими словами Великого Судии, потому что на самом деле они никогда не видали Его, но Он Сам объяснит им эту дивную правду Своей божественной милости к ним (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Исследующий логосы и движения всего творения незамутненным умом и независимым от пристрастия к видимому разумом, и питающийся образом мыслей более божественным, который возможен от всякого осязаемого, совершенно отвергнувший заботы и попечения о средствах к жизни и ставший выше всякого вожделения удовольствий мира, он возводится ко Творцу и Виновнику всяческих через них (самих), по божественному Павлу ( Рим.1:20 ). Ибо Он (Творец) есть преисполненное и неделимое Древо приносящее только одну отрасль добра и благодатно дарующее участие достойным Такими именно пожелал Бог быть нам бесстрастными безмятежными и иметь только одно дело ангелов, это непрерывно и непрестанно прославлять Сотворшего и наслаждаться созерцанием Его из одного исследования творений Его 34 , как это изречено для нас и через пророка Давида: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» ( Пс.54:23 ), – и опять через его Евангелия: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела вашего, во что одеться» ( Мф.6:25 ), – и в другой раз: «Просите же прежде Царства Божия и правду его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ) 35 , – и для Марфы: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» ( Лк.10:41–42 ). 14. Итак, это Древо Жизни, Бог , имея энергию, жизнь дающую, и принося съедобный плод только тем, которые достойны жизни, как не подлежащие смерти, внушает неизреченную сладость имеющим часть в божественном причастии 36 Его и уделяет им от бессмертной жизни Конечно, то самое Древо Жизни достойно именоваться и всяким древом, ибо Сам есть все, в Нем и через Него все ( Кол.1:17 ) 37 . 15. Древо же знания добра и зла – это распознавание раздробленного созерцания, как и другие 38 до нас рассуждали и, кажется, наилучшим образом Это познание своего собственного устройства и природы, оно именно хорошо возросшим через полное бесстрастие и мудрость Духа «в мужа совершенного и в меру... возраста Христова» ( Еф.4:13 ), восходящим от самого созерцания красоты к величию Творца ( Прем.13:5 ), для которых, благодаря переведению навыка 39 добродетели из временного в постоянный 40 , не бывает, однако, и не случается отклонений от добра, так как они в самом деле безопасно упрочены в божественном созерцании Юным же и еще неумеренным в желаниях не хорошо из-за непрочного, пока еще, утверждения на основании добродетели в постоянстве и попечении благих дел, им из-за непрочности постоянства в лучшем 41 не подобает созерцание и наблюдение собственного тела, могущее тянуть назад к самому себе и увлекать непрочного и ввергать его в непристойные помышления и волнения и представления 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Мф 28:1–20 . Великая Суббота, на литургии. Евангелие от Матфея, зачало 116 В то время одиннадцать учеников отправились в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились; другие же усомнились. И подойдя, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века. Аминь. Мф 28:16–20 . Евангелие воскресное 1. При совершении таинства Крещения. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА Зачало 1 2А 2Б 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67А 67Б 68 69А 69Б 70 71 Евангелие от Марка, зачало 1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у Исаии пророка: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой; голос вопиющего в пустыне: “приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его”. Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. И выходила к нему вся Иудейская страна и все Иерусалимляне; и крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. И был Иоанн одет в шерсть верблюжью и пояс кожаный на бедрах его, и ел саранчу и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Мк 1:1–8 . Неделя перед Богоявлением. Навечерие Богоявления, на 3 часе. Евангелие от Марка, зачало 2А В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас, выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и Ангелы служили Ему. И после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Божие и говоря: исполнились сроки, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Однако всем, кто трудится в этой сфере, не следует забывать об ответственности за всякое сказанное нами слово, тем более, когда это слово воспринимается как слово Самой Церкви. При отсутствии какой–либо внешней цензуры те или иные спорные мнения не должны выдаваться за точку зрения всей Церкви, а возможность диалога и свободного обсуждения не стоит превращать в кипение страстей или явного противостояния Священноначалию. Важно и то, насколько подвизающиеся в миссионерской сфере священники и миряне могли бы действовать не замкнуто, окучивая каждый только свой информационный огород, но и могли бы учиться друг у друга, советоваться, помогать. Люди, поддерживающие Православие и одновременно являющиеся профессионалами в области средств массовой информации, у нас есть, надо только уметь их воодушевить и организовать как на освещение конкретных тем, так и на конкретные шаг в освоении современных технологий. О социальном служении Все мы знаем, что Святая Церковь созидается не только через веру, через возвещение Божественного слова, но и через конкретные добрые дела, без которых вера мертва ( Иак.2:17 ). Дела или подтверждают истину слов или опровергают их: “Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” ( Иак.2:18 ). Программа социального служения ближним ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Спасителя: “Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” ( Мф.25:35–36, 40 ). В большинстве приходов нет почти никакой социальной работы или она ведется неорганизованно, эпизодически, людьми пенсионного возраста. Молодежь к этой работе не привлекается. Остро стоит проблема с бездомными, с беженцами, с бесприютными детьми. Часто это люди, обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, изгоями. И неужели этим несчастным людям ждать “милосердных самарян”, а наши “левиты и священники” пройдут мимо них? Не будем забывать, что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, “где приклонить голову” ( Мф.8:20 ), не будем забывать и слов Апостолов: “Ревнуйте о странноприимстве” ( Рим.12:13 ), “страннолюбия не забывайте” ( Евр.13:1 ), “будьте страннолюбивы друг ко другу” ( 1 Пет.4:9 ). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть – наша первейшая христианская обязанность. Где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить пусть даже небольшие странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег. А мы, нынешнее поколение христиан, спросим себя: много ли среди нас Анастасий Узорешительниц, Зотиков Сиротпитателей, Сампсонов Странноприимцев, Филаретов и Иоаннов Милостивых?

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

23 Спеши обличить себя прежде, чем тебя не обличили другие. 24 Обличи самого себя, и тебе не нужно будет обличать других. 25 Не спеши жить, чтобы не спешить умереть. 26 Если ты думаешь, что вокруг тебя живые люди, не верь своим глазам; живых очень мало, остальные – просто мертвые, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете » (Рим. 8: 13). 27 Не привыкай жить, и не живи, чтобы привыкнуть. 28 Если в сердце есть тревога, значит ты не знаешь Бога. 29 Не дай заботам нынешнего дня погубить заботу о стяжании вечности. 30 Бог – Волшебный Стрелок. Стреляет один раз. Точность изумительна. Цель – Спасение души. 31 Пока не отдашь все, что имеешь, и всего себя людям, – не найдешь Счастья. 32 Если бросишь против ветра горсть пыли, она вернется к тебе пыльной бурей. 33 У каждого человека есть сердце, но уметь жить поближе к своему сердцу – это особое искусство. 34 Если не согласишься каждый раз признавать, что ты – ничто, ниче го не добьешься в жизни, но стоит только смириться – «и печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). 35 Духовная жизнь – это битва с умом за внимание. 36 Отчаяние – это тоже разновидность рассеяния ума. 37 Человек тупеет от тупиков жизни, в которые он загоняет сам себя. 38 Если ты не чувствуешь, как в твой ум пытается войти чужой ум, значит ты не знаешь, что такое искушение. 39 Чем меньше знаешь, тем ближе к Истине живешь. 40 Искушение подобно морской волне, и если ты имеешь смелость войти в него, оно проходит мимо тебя, ибо оно боится смелых. 41 Не выторговывай у Бога утешение, и Он утешит тебя. 42 Если перестанешь обращать внимание на самого себя, твое внимание обратится к Богу. 43 Если день пасмурный, свети сам тем добром, какое имеешь, – и вокруг тебя станет светлее. 44 Победить тьму может только Христос, Который и есть Правда. А все, что не Христос, победить тьму не может, поэтому мы и молимся Христу, чтобы он помог нам утвердиться в этой Истине, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее » (Мф. 18: 11).

http://isihazm.ru/1/?id=202

А ап. Павел наставляет таким образом: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ). И в Ветхом Завете мы встречаем многочисленные упоминания о важности милосердия. Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь ( Пс.40:2 ), — восклицает псалмопевец. У мудрого Сираха мы узнаём, что милостыня очищает грехи ( Сир.3:30 ), а из книги Товита узнаем, чтомилостыня избавляет от смерти ( Тов.12:9 ). Но, пожалуй, самое яркое место в Священном Писании, посвященное нашей теме — это беседа Иисуса Христа о Страшном Суде. В ней Христос ясно указывает на то, что именно прежде всего на этом Суде с нас спросится. Все наши земные достижения на этом Суде будут не в счёт, ибо основной вопрос, который будет задан каждому: как послужили мы ближнему своему. Христос перечисляет шесть главных видов помощи, которые можно оказать ближнему. Отождествляя Себя в своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Спаситель говорит: алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35- 36 ). Дело милосердия к страждущим и нуждающимся в нашей помощи выше даже поста. Церковь потому и читает беседу Христа о Страшном Суде накануне Великого Поста, дабы верующие поняли, что самое главное в подвиге поста — это милость, милосердие к обездоленным. Я милости хочу, а не жертвы, — говорит Бог устами пророка Осии ( Ос.6:6 ). В Четьи-Минеи, в житии преп. Досифея (19 февраля), мы встречаем хорошую иллюстрацию этой истины. «Преп. Досифей, умирая, был напутствован добрым словом своего настоятеля: чадо, иди с миром ко Господу, и молись за нас у престола Его! Братия монастыря, в котором подвизался Досифей, соблазнились этим напутственным словом настоятеля, ибо знали, что Досифей не отличался ни постничеством, ни молитвенным бдением, часто опаздывал приходить на всенощные бдения, а иногда и вовсе не приходил.

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

В заключение — несколько слов о «Журнале Московской Патриархии». В нынешнем году среди наиболее заметных событий в области церковных коммуникаций следует назвать выпуск этого издания в обновленном виде. Это наш с вами официальный печатный орган, и он призван быть действенным инструментом в осуществлении информационной политики Церкви. В последнее время редакция старейшего журнала Московского Патриархата предприняла ряд безусловно важных мер по развитию издания: журнал выходит в новом формате, он стал более оперативным, ориентируется на публикации, полезные прежде всего приходскому духовенству. Значительно расширен круг авторов. Журнал впервые в своей истории вошел в столичную систему розничного распространения печатной прессы. По многолетней и неискоренимой традиции Патриарх как правящий епископ Москвы с трибуны Епархиального собрания констатирует недостаточный интерес столичных приходов к подписке на «Журнал Московской Патриархии» и призывает отцов настоятелей проявить сознательность в деле распространения и поддержания главного издания нашей Церкви. Делаю это сегодня и я, в надежде быть, наконец, услышанным всеми без исключения отцами настоятелями, присутствующими в этом зале. Социальная деятельность Социальная служба Церкви — это ее сострадательное лицо, обращенное к той части нашего мира, которая испытывает горести от болезней, старости, беспомощности, одиночества, бедности, несправедливости, жизненных невзгод. Эти люди ждут нашей помощи и нередко видят в Церкви свою последнюю надежду. Данным обстоятельством обусловливается то важнейшее значение, которое придают в Московском Патриархате вопросу активизации социальной работы. Ибо в первую очередь к Церкви обращено речение Господне: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 35-36, 40).

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Как же спастись нам, страстным и немощным? От мыслей о Страшном Суде становится страшно. Ибо все мы много грешим. Не хочется, ох как не хочется, идти в вечный огонь, стать жалкой добычей в клыкастой пасти вечной смерти. Но как же быть со страстями, с коими бьемся мы годами, десятилетиями и, кажется порой, всё без толку? Ждать от себя бесстрастия наивно. А жить по страстям – неразумно. Что же, это тупик? Преподобный Силуан Афонский приводит сравнение: и на зеленеющем дереве могут найтись сухие ветви, главное, чтобы дерево приносило плод. Если человек подвизается, стараясь искоренять в себе худые помыслы, то «хотя у него и есть некий порок, но это не мешает благодати жить в его душе, подобно тому, как зеленое дерево имеет некоторые ветви сухие, но это ему не вредит, и оно приносит плоды; или на поле много пшеницы, и хотя среди нее есть и плевелы, но это не мешает ей расти». У подвизавшихся против страстей, после Всеобщего Воскресения, немощи отпадут, словно ветви сухие, а искушения отступят. Главное, чтобы за время земного пути был наработан хоть какой-то духовный плод. Совсем не одно и то же: служит человек страстям как бы идолам или борется с ними как с непримиримым врагом. Пусть мы не победили, но ради победы вступили в борьбу. Пусть мы спотыкались и падали, но с покаянной молитвой подымались и шли. Закроются ли двери Царства идущим, и только лишь потому, что кто-то им ставил подножки, пытаясь сбить их с пути? Кто-то из святых сказал, что на Страшном Суде Бог будет искать не то, за что осудить, а то, за что оправдать человека. За что осудить – этого у нас и так предостаточно. Но Господь ищет иного, того, ради чего нас еще можно спасти. Потому-то Он – наш Спаситель. Потому-то Он говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35–36, 40). Какой будет участь наша на Страшном Суде, мы не знаем. Но, повторим, надежда у нас всё-таки есть

http://pravoslavie.ru/144786.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год Последнее слово. Евангельское чтение в неделю мясопустную Сказал Господь: «Когда Сын Человеческий придет во славе Своей, и все Ангелы с Ним, тогда воссядет Он на престол славы Своей; 32 и приведут к Нему все народы, и Он отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов, 33 и поставит овец по правую руку от Себя, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку от него: «Приблизьтесь, благословенные Отца Моего! Примите Царствие, уготованное для вас от основания мира. 35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне поесть; жаждал, и вы напоили Меня; был чужестранцем, и вы дали Мне приют; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы ходили за Мной; в заточении был, и вы навещали Меня». 39 Тогда праведники спросят Его: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, и накормили, или жаждущим, и напоили? 38 Когда же это мы видели Тебя чужестранцем, и приютили, или нагим, и одели? 39 Когда же это мы видели Тебя больным, или в заточении, и навещали Тебя?» 40 И Царь скажет им в ответ: «Воистину говорю вам: все, что вы сделали для одного из этих Моих братьев меньших, вы для Меня сделали». 41 Тогда скажет он и тем, что по левую руку: «Идите прочь от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его! 42 Ибо Я был голоден, и вы не дали Мне поесть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был чужестранцем, и вы не дали Мне приюта; болен и в заточении, и вы не ходили за Мной». 44 Тогда спросят и они: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или чужестранцем, или нагим, или больным, или в заточении, и не послужили Тебе?» 45 Тогда Он ответит им: «Все, чего вы не сделали для одного из этих меньших, вы не сделали для Меня». 46 И пойдут они на муку вечную, а праведники - в жизнь вечную». Мф. 25, 31-46 Перевод Сергея Аверинцева

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

Но чье-то прикосновение вдруг разбудило его. Мальчик открыл глаза и с изумлением увидел, что около его постели стоит отец. Но какой у него ужасный вид! Какое мучительное беспокойство – в его смущенных взглядах, которые он бросает по сторонам и как бы не зная – на чем остановить их. – Что с тобой, тятя? – тревожно спросил его мальчик. – Сынок! Спать не могу... Страшно мне! Ужасные, тяжелые сны душат меня, не дают мне покоя... Посмотри, как мороз расцветил наши окна... Холодно в такую ночь бесприютному путнику. Замерзнет, кто ночует в лесу... А у меня... у меня сегодня просила ночлега одна старушка. Она выбивалась из сил, – но ее жалкий вид все-таки меня не тронул. О, как безжалостно я ее обругал!.. Но она ни слова не сказала мне в ответ на мою бранную речь и безропотно поплелась дальше. И вот теперь образ ее не оставляет меня. И сейчас стоит перед глазами у меня ее лицо с немым, но жалобным укором... – Тятя! не убивайся напрасно. Старушка эта лежит в бабушкиной светелке. Помнишь, как мы бывало вместе, всей семьей, читали святое Евангелие! Тут покойная мама сидит... Она ведь особенно любила слушать слово Божие и глаз не сводит, бывало, с меня, когда я читаю. И ты, тут, рядом с нами. Ах, как любил я это время.. И слова Спасителя... какие они хорошие, милосердные!.. Особенно запомнилось мне то место, где Господь говорит на страшном суде праведникам: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:35,36 ). А праведники удивляются. Они не понимают, когда же это они встречали Господа алчущим, или жаждущим, или странником? Им кажется, что они ничего не делали для Господа. А милосердный Господь разъясняет им: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (40 ст.). Вспомнил я этот Завет Христов, – да и думаю: ведь вместе с этой старушкой, которая стучится в двери нашей хаты, стучится в двери нашего сердца Сам Господь. Как ему, Создателю нашему, отказать? А я знал, что ты, тятя, у меня добрый! Ты ни в чем мне не отказывал. Я и принял ее. Иван растопил печку, и обогретая старушка теперь мирно заснула...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/po...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010