Павла: «плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся» ( Гал. 5:17  и Рим. 7 гл.). «Тело без духа мертво», говорит ап. Иаков. Из приведенных и многих других мест св. Писания ( Ис. 38:12 ; Быт. 35:18 ; Тов. 3:6 ; Мк. 14:38 ; 2Кор. 5:1–9 и др.) мы видим, что тело, следовательно, и составная часть его – кровь, одно, а душа, или дух человека, совсем другое, самостоятельное, отличное от него и по происхождению и по природе начало. Что касается сравнения душ животных и людей, то хотя Слово Божие и приписывает души тем и другим, но различает их тоже и по образу происхождения и по их природе. Душа животных вместе с телом произошла из земли: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся душу живую..., да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» ( Быт. 1:20–24 ): душа человека, как мы уже видели, создана дуновением Божьим, имеет не земное, а небесное происхождение: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7  сравн. Прем. С. 15:11). Вот почему, если св. Писание и называет душу человека одним и тем же словом: «душа», по–еврейски – «нефеш», то по отношению к человеку она употребляет его только для обозначения низших сторон духовной жизни человека: ума, памяти, знания, воли, чем обладают и животные; но когда слово Божье говорит о душе человека, указывая на высшую ее духовную природу, обладающую разумом, верой, бессмертием, тогда оно называет его другим словом: «дух» по–еврейски – «руах», каковое слово (за исключением одного лишь раза: Екл. 3:21 ) никогда не употребляется в Писании, когда говорится о душе животных 35 . В Св. Писании одним и тем же словом иногда обозначаются совершенно различные понятия и предметы; так, напр., слово «крест» обозначает и видимый, вещественный крест ( Мф. 27:32 ) и страдания ( Мф. 14:24 ) слово «чаша» обозначает и сосуд ( Мф. 10:42 ) и также страдания ( Мф. 22:22 ); слово « Церковь » означает и общество верующих ( Мф. 18:17 ) и храм ( 1Кор. 11:18–22 ) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Спросите: Вы объясняете образ вознесения Иисуса как «исчезновение из вида», но не логичнее ли сказать, что Он вознесся физическим и зримым образом и вследствие этого «исчез из вида»? Аналогично, разве из Деян.1:9–11 не ясно, что при втором пришествии Христос придет телесным и зримым образом и явит Себя всем? Упоминание об облаке в Деян.1:9 имеет большое значение, потому что в Новом Завете облака часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров: Когда Иисус беседовал с учениками на горе Преображения, «облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» ( Мф.17:5 , курсив автора). По поводу Своего второго пришествия Иисус сказал: «...тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» ( Мф.24:30 , курсив автора). Отвечая первосвященнику на суде, Иисус сказал: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 , курсив автора). В Ветхом Завете облака тоже часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров: «И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке» ( Исх.16:10 , курсив автора). Когда скиния в пустыне была построена, на нее опустилось облако славы, и люди не могли туда войти: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» ( Исх.40:34–35 , курсив автора). Божия слава явилась в виде облака и во время освящения храма Соломонова: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 , курсив автора). Все приведенные выше цитаты свидетельствуют о следующем: преображение ( Мф.17 ), вознесение ( Деян.1 ) и второе пришествие ( Мф.24 ) – это три последовательных явления божественной (зримой) славы Христа человечеству. Таким образом, упоминание об облаке в 1-й главе Деяний указывает на явление видимой славы Христа при втором пришествии 835 . Экзегет Ф. Ф. Брюс поясняет: «В каждом случае [преображение, вознесение и второе пришествие] под облаком, вероятно, следует понимать облако Шехины – то самое облако, которое во времена Моисея окутывало скинию собрания, являясь для Израиля видимым признаком того, что в ней пребывает слава Господа ( Исх.40:34 ). Таким образом, в последний раз, когда апостолы видели своего Господа внешним зрением [при Вознесении, в 1-й главе Деяний], им было дано „Богоявление: Иисус, окутанный облаком Божественного присутствия " " 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Читая притчи Иисуса, мы не можем не обратить внимание на то, что в большинстве из них и главными, и второстепенными героями являются мужчины. Для патриархального общества, где роль женщин сводилась к воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, это было вполне естественно. Мужчины работали на полях и в виноградниках, брали деньги взаймы и возвращали их, получали деньги под проценты и пускали их в оборот, строили дома, пасли овец, торговали жемчужинами, ловили рыбу, строили башни, вели войны – одним словом, занимались тем, о чем стоит рассказывать в притчах. Жизнь женщины редко становилась объектом публичного внимания, о женщинах вообще редко говорили или писали. Четыре притчи, однако, составляют исключение из правила. В них упомянут женский труд или женский быт: о закваске ( Мф. 13:33–35 ; Лк. 13:20–21 ), о десяти девах ( Мф. 25:1–13 ), о потерянной драхме ( Лк. 15:8–10 ) и о докучливой вдове ( Лк. 18:1–8 ). При этом только в притче о потерянной драхме женщина является образом Бога 230 . Три из упомянутых четырех притч являются «близнецами» к притчам, в которых главную роль играют мужчины: притча о закваске – к притче о зерне горчичном ( Мф. 13:31 ), притча о докучливой вдове – к притче о докучливом друге ( Лк. 11:5–8 ), а притча о потерянной драхме – к притче о заблудшей овце. Союз «или» связывает обе притчи: Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15:8–10 ). Драхма – мелкая серебряная монета греческого происхождения, имевшая широкое хождение в Иудее. Вес драхмы колебался в зависимости от эпохи и от места чеканки: так, например, аттическая драхма весила 4,32 грамма серебра, эгинская – 6,24. Две драхмы составляли дидрахму ( Мф. 17:24 ), четыре – тетрадрахму или статир ( Мф. 17:27 ), сто драхм (или 25 статиров) – одну мину ( Лк. 19:13 ). Один аттический талант составлял 60 мин, или 6 тысяч драхм, а коринфский талант – 100 мин, или 10 тысяч драхм. Покупная способность драхмы во времена Иисуса была примерно равна покупной способности динария – монеты, составлявшей дневной заработок поденного рабочего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда Он заявил: «Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить Его... Исходящее из человека оскверняет человека» ( Мк.7:18 ), то Он этим аннулировал закон, определяющий некоторую пищу нечистой. 5) Иисус утверждал, что Он является исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии. Когда Иисус еще только начинал Свое служение, то Ему однажды предложили прочитать отрывок из Священного Писания в синагоге в городе Назарете, где Он вырос. Он выбрал место, которое ясно касается Мессии ( Ис.61:1–2 ). Прочитав это место, Он добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк.4:21 ). Иначе говоря: «Господа! Как раз в этих словах Исайя говорит обо Мне. Я именно Тот, о Ком пророчествуется!». Неудивительно, что услышавшие Его сделали попытку сбросить Его с вершины местной горы. При аресте в Гефсиманском саду Он сказал Петру и другим присутствующим, что все это происходит, «да сбудутся писания пророков» ( Мф.26:56 ). После воскресения Он сказал двум ученикам, идущим по дороге в Эммаус: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти во славу Свою?» ( Лк.24:25–26 ). 94 6) Иисус утверждал, что Он знает и предсказывает будущую историю человечества. Он пророчествовал, что иудейские власти плохо отнесутся к Нему и убьют Его ( Мк.8:31 ); что в третий день Он воскреснет из мертвых ( Мф.16:21 ); что Его Царство, подобно горчичному зерну или закваске, мало-помалу будет расти ( Мф.13:31–33 ); что Его ученики будут преследованы, как Его преследовали ( Ин.15:20 ); что Дух Святой, Утешитель, придет к ним после того, как Он вернется к Отцу ( Ин.14:28–29 ); что кровь всех предыдущих отверженных пророков придет на теперешнее поколение ( Мф.23:35 ); что Иерусалим будет разрушен войсками другого народа ( Лк.21:20 ); что там, где будет проповедано Евангелие, люди будут вспоминать женщину, которая помазала Его ноги ( Мф.26:13 ); что после смерти Он присоединится к ученикам и снова выпьет из чаши, которую Он предложил им при Последней Вечере ( Мк.14:25 ); что Иерусалим будет попираем, пока не окончатся времена язычников ( Лк.21:24 ). Короче говоря, Иисус в общих чертах предсказал духовную историю рода человеческого от Его первого пришествия до второго

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Апостолы иногда выражались, что устами того или иного ветхозаветного писателя говорил Сам Дух Святый: Деян.1:16 ; Деян.28:25 ; Евр.3:7 . Богодухновенность всего Ветхого Завета засвидетельствована в 1Пет.1:20–21 : «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Из истории мы знаем, что сами иудеи верили в богодухновенность Ветхого Завета. Это использует Господь и в Своих словах. Подобно всем иудеям, Он ссылался на Ветхий Завет для подтверждения некоторых истин, например, истины воскресения мертвых ( Мф.22:31 ). И даже важнейшую истину Своего Божественного посольства Господь подтверждает словами: «Исследуйте Писания, ибо и вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ); «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:46 ); «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:27 ). Нередко Господь выражался об этих Писаниях так, как можно говорить только о слове Божием: «...не может нарушиться Писание» ( Ин.10:35 ); «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в пророках и в псалмах» ( Лк.24:44 ); «истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). Приводя некоторые места из Ветхого Завета, Господь прибавлял: «Бог заповедал» ( Мф.15:4 ); «реченнаго вам Богом» ( Мф.22:31 ). Господь обличал иудеев: «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» ( Мф.15:6 ). О Давиде Господь заметил: «той рече Духом Святым: глагола Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» ( Мк.12:36 ). Во время составления Символа веры никто не сомневался в богодухновенности апостолов, поэтому и не добавлено в Символе веры «глаголавшаго апостолы». Более того, Спаситель обещал Своим ученикам ниспослать Духа Святаго. Он сказал им: Дух Святый «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он воскрес, ибо всегда был Воскресением, всегда был Жизнью. Потому и изрек благовестие: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Спаситель засвидетельствовал это благовестие, словом воскресив из мертвых Лазаря (см. Ин.11:43–44 ), сына наинской вдовы (см. Лк.7:11–15 ), дочь Иаира (см. Мф.9:18–25 ; Мк.5:22–42 ; Лк.8:41–55 ) и других мертвецов (см. Мф.11:5 ; Лк.7:22 ). На этих фактах и утверждается истинность и сила учения Спасителя о воскресении. Это и дает Ему право говорить о Себе: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ); «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе... Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:25, 26, 28, 29 ). Ведь воскресение мертвых – это воля Бога Отца, добровольно совершаемая Сыном (см. Ин.6:39 ). Как всеведущий Бог Господь Иисус в Своем Богочеловеческом учении о воскресении и вечной жизни говорит и о характере жизни по воскресении: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ; Мк.12:24–27 ; Лк.20:35–36 ). Будучи Сам Воскресением, и Жизнью, и Победителем смерти, Спаситель Своим учением объяснил тайну телесной человеческой смерти: телесная смерть – это сон, которым тело временно засыпает, чтобы в день Страшного Суда вновь пробудиться к жизни вечной. По сей причине Спаситель и называет смерть сном (см. Мф.9:24 ; Мк.5:39 ; Лк.8:52 ; Ин.11:11 ). В притче же о богатом и Лазаре Господь яснее всего показал бессмертие человеческой души и ее жизнь после телесной смерти (см. Лк.16:19–31 ). Учение о «Божием Царстве» занимает центральное место в учении Спасителя о спасении мира. В качестве первого новозаветного благовестия Спаситель возвещает истину о том, что с Ним и в Нем приходит к людям Царство Божие (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

26) и «сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14. 24; «за вас» - Лк 22. 20), в Евангелии от Матфея дополненных словами «во оставление грехов» (Мф 26. 28), к-рые разъясняют спасительное значение страданий Иисуса Христа. Вместо манны, спасающей израильтян от голодной смерти, Он дает в пищу Свою плоть - истинный хлеб жизни, избавляющий от смерти (Ин 6. 31; 48-51). Поэтому Тайная вечеря имеет также эсхатологическую перспективу: «...ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее (пасху.- Авт.), пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк 22. 16) - и вводит в Новый и совершенный Завет с Богом, скрепляемый кровью Иисуса Христа: «Сия чаша есть новый завет (διαθκη) в Моей Крови...» (Лк 22. 20). В выражении «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26. 28) содержится указание на жертвоприношение, причем подразумевается, что Господь соотносит Себя с жертвенным пасхальным агнцем, кровью к-рого верные избавляются от смерти. Описание Тайной вечери напоминает об установлении синайского Завета Моисеем, который также был заключен через кропление кровью (Исх 24. 8). Приношение в жертву животных заменяется жертвоприношением Сына Божия, Кровь Которого дарует живое и действенное единение Бога с людьми. Являясь исполнениями пророчеств ВЗ (см.: Ис 53), речения и события Тайной вечери связывают ее с последующими крестными страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа. Страсти Христовы. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Указывая на насильственную смерть пророков и посланников Божиих в ВЗ («Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» - Мф 23. 37; см. также: 23. 34-35), Христос смотрел на Свои грядущие Страсти как на неотъемлемую часть Своего служения. Господь открывает Своим ученикам, что Ему подобает (δε) пострадать и подвергнуться казни (Мк 8. 31; 9. 31; Мф 16. 21; Лк 9. 22; 24. 26), этим Он явно указывает, что Его страдания и смерть связаны с делом спасения и составляют неотъемлемую часть Божественного замысла.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Но речь имеет отношение и к другой некоей жертве, последующей за первою оною и величайшею, – жертве, о которой во множественном числе преимущественно предрекла Божественная Премудрость. Разумею жертвенные заклания словесные, жертвы и всесожжения одушевленные, доблестных свидетелей истины, которые не за Нее только, но и самою так сказать божественною Любовию оною умерщвлялись, подобно невесте в таинственной Песне, которая говорит самому Жениху: я уязвлена любовию ( Песн. 11:5 ) к Тебе. И опять: брат мой прошел; души во мне не стало, когда Он заговорил ( Песн. 5:6 ). И еще: положи меня, как печать, на сердце твое; ибо крепка, как смерть, любовь; угли огненные – пламень ея ( Песн. 8:6 ). И опять он же (Соломон) говорит о святых: Бог, испытал их и нашел их достойными Себя. Он испытал их как золото в горниле, и принял их как жертву всесовершенную ( Прем. 3:5–6 ). А что и в Евангелиях говорит о них же та же Премудрость Божия? Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф. 16:24–25 ). И опять: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня ( Мф. 10:37–38 ). И к ученикам опять говорит: вот Я посылаю вас, как овец среди волков ( Мф. 10:16 ). И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ). И верховному апостолу Петру по воскресении Своем из мертвых говорит: прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Потом: и иди за Мною ( Ин. 21:18–19 ), говорит, предрекая ему крестные страдания и ясно ободряя последовать за Ним чрез одинаковую смерть. 21. Сии-то постановления и заповеди любови божественной с готовностью приняв, апостолы и мученики и крест дивно брали и смерти Его подражали, говоря с мужественных Павлом: кто отлучит нас от любви Божией? Ни скорбь, ни теснота, ни жизнь, ни смерть ( Рим. 8:35, 38 ). Радую, говорит, в страданиях моих ( Кол. 1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... (14, 13) Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (14, 14); ... чего ни пожелаете, просите, и будет вам (15, 7); ... дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (15, 16); ... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (16, 17); ... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (16, 23); ... просите, и получите... (16, 24) Не говоря уже о таких бросающихся в глаза эпизодах, как насыщение пяти тысяч пятью хлебами , хождение Иисуса по водам. При этом перед нами не перекличка в духе Синоптических Евангелий, а подчас совершенно иной, типично Иоаннов «угол зрения» (см. ниже). Достоин внимания и тот факт, что при значительной разнице содержательного материала все Евангелия, в том числе и Ин., придерживаются одной композиционной схемы-идеи, что и заставило говорить о Евангелии как о жанре (см. § 24). Например, непременным компонентом Евангелия в любом варианте является история призвания учеников, хотя описана она и несколько различно. Так, много общего в том, как были призваны рыбаки — братья Петр и Андрей, хотя в Ин. ничего не говорится о другой паре братьев: самого Иоанна и Иакова (ср. Мф. 4, 18-22; Мк. 1, 16-20; Лк. 5, 1-11 и Ин. 1, 35-42). Правда, о сети, переполненной рыбами, Синоптическое предание упоминает уже в связи с историей призвания (см. Лк. 5, 6-7), а в Ин. — в самом конце, по Воскресении (Ин. 21, 11). С другой стороны, в Ин. речь идет о призвании Филиппа и Нафанаила (Ин. 1, 43-51), а в Синоптических Евангелиях — о призвании Матфея (Мф. 9, 9 и пар.). Опять-таки в несколько ином контексте оказываются знаменитые слова призвания, обращенные Иисусом к Симону — не в середине общественного служения, как в Синоптическом Мф. (см. 16, 18), а в самом начале: Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Обратим внимание, что здесь приводится еврейская форма («Кифа») с переводом на греческий, тогда как в Мф. — сразу по-гречески. Что же касается Петрова исповедания «Ты Христос, Сын Бога Живаго», в ответ на которое Иисус и произносит приведенные слова, то это только в Мф.! В Ин. же исповедание Иисуса Христом звучит сначала из уст брата Петрова — Андрея, причем опять по-еврейски, с пояснениеем евангелиста по-гречески:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3 . Другие слова Христа, которые кажутся оправдывающими и превозносящими страдание и едва ли не делающими его фундаментом христианской жизни и условием спасения, таковы: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23 ). Текст Евангелия от Луки усиливает наставление уточнением: возьми крест свой, и следуй за Мною каждый день ( Лк. 9:23 ). То же Евангелие подчеркивает в другом месте абсолютную необходимость этой задачи для всякого, кто хочет быть христианином: кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником ( Лк. 4:27 ). То же с некоторым отличием говорит и Евангелие от Матфея: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). Хотя Христос, когда Он произносит эти слова, еще не нес Свой крест, нельзя не видеть в них пророческое предвосхищение Его Страстей, несения креста и Его распятия. Тем не менее эти слова не могут пониматься в буквальном смысле, как если бы Христос требовал, чтобы все те, которые хотят быть Его последователями, испытали те же страдания и принесли ту же жертву, которую принесет Он во время Своих Страстей. «Нести свой крест» понималось здесь в духовном и символическом смысле. Христианин действительно должен принести жертву, но жертва – это самоотречение: христианин должен убить (или распять) ветхого человека, который есть в нем по причине рождения от падшего Адама, чтобы в нем родился и жил новый человек во Христе. Речь идет о том, чтобы умереть для старой жизни, плотской, для того, чтобы жить жизнью новой, духовной. Это очень ясно следует из контекста, в котором находятся эти слова Христа. Повеление возьми крест свой не только предваряется повелением отвергнись себя, но и за ним следует констатация: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня (у Марка: ради Меня и Евангелия), тот обретет ее ( Мф. 16:26 ; Мк. 8:35 ; Лк. 9:24 ). За словами из Евангелия от Матфея также следует это утверждение: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ( Мф. 10:39 ; Лк. 17:33 ; Ин. 12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010