Н.В. Маслов Значение мыслей в жизни человека «Во время земной жизни человек имеет уникальную возможность изменить [улучшить] качества своей души, духовно переродиться» 15 . Цель земной жизни человека –развитие всех его духовных сил 16 , духовное и нравственное совершенствование, совершенствование в добре 17 . И в этом процессе огромное значение имеют мысли человека и то, как он ими владеет 18 . Далее представлены некоторые наставления святых отцов и подвижников благочестия, раскрывающие значение мыслей. Мысль управляет нашей жизнью и определяет ее качество «Обыкновенно люди очень мало разборчивы при принятии мыслей. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, – от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части,участь всей огромной машины» 19 , так и от мыслей зависит направление жизни человека. Качество жизни человека определяется «руководящим его жизнью образом мыслей. Мы приобретаем правильный образ мыслей, когда ум не усваивает себе никакой лжи» 20 . «Образ мыслей – совокупность всех сложившихся у человека понятий: о Боге, о мире, о человеке...» 21 . Мысль – корень и начало дел 22 , импульс к действиям 23 «Корень телесных действий составляют мысли ума» 24 . «От мыслей бывает дело как от корня – дерево или как от семени плод. Отсеки корень и дерева не будет, подави семя – и плод не возрастет. Отсеки мысль – и дела не будет» 25 . Человек говорит и делает то, что изобретает его ум «Тремя образами грешат люди: умом, словом и делом. Первый грех – грех умом, есть причина грехов словом и делом, так как не ум заканчивает дело, а слово и дело заканчивает то, что изобретает ум» 26 . «Всякий грех начинается с греховной мысли» 27 , «потому и сказано, что внутри человека оскверняющее его (см. Мф.15:18 )» 28 «Не допускай злых мыслей и не будет падений» 29 . «Согрешив, вини не тело, а мысль; ибо если бы не текла впереди мысль, не последовало за ней и тело» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Протоиерей Владислав Цыпин: «Идеологические аспекты краха советской империи» 24.12.2021 17:46:04 30 лет назад, в декабре 1991 года, прекратил существование Советский Союз – государство, в котором родилось большинство граждан современной России и стран, отпавших от нее в виде осколков. Подобные им образования, возникшие на окраинах разрушенной Российской империи, в свое время принято было называть лимитрофами. Существованию СССР отмерен был в несколько раз меньший срок, чем Российской империи или Французскому королевству, но он не был столь эфемерным, как Третий Рейх, как империя Наполеона I, как I и II Французские республики. Если, по слову Спасителя, ни одна из птиц «не упадет на землю без воли Отца» Небесного (Мф. 10: 29), тем более без воли или попущения Творца не падают государства. Действия Промысла Божия анализу не поддаются, ибо до конца они не постижимы: «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 8), но во всем, что совершается в истории, присутствует и человеческий фактор, и он может быть предметом анализа. А значит, на вопрос о том, почему рухнул Советский Союз, можно попытаться дать ответ, памятуя при этом, что масштабные события не происходят, если на то нет сотни разных причин, но не все они равноценны. Официальной идеологии Советского государства свойственна была черта, которая и стала фундаментальной причиной кризиса, завершившегося его крахом, – утопизм. Вожди раннего периода его истории, возможно, догадывались об утопичности своего проекта, но принимали его всерьез, подавляя сомнения заклинаниями о научности учения К. Маркса, внушая не только массам, но и самим себе, что оно «всесильно, потому что… верно», так что коммунистическая пропаганда была в основе своей и ложью, и самообманом. Что же касается аудитории, которой она была адресована, то не следует преувеличивать легковерие народа. В массе своей он сохраняет трезвомыслие, но десятки миллионов людей, среди которых мало кто представлял крестьянское большинство страны, уверовали в утопию, а миллионы из них даже и с квазирелигиозным энтузиазмом. И эти миллионы, готовые жертвовать ради призрачного идеала своими и чужими жизнями, составили надежную опору власти.

http://radonezh.ru/2021/12/24/protoierey...

Седмица 24-я по Пятидесятнице Понедельник. О любви, чуде и знамении Лк.11:29–33 1Сол.2:20–3:8 Однажды приступили к Господу Иисусу Христу «фарисеи и саддукеи, и, искушая Его, просили показать знамение с неба» ( Мф.16:1 ). Но Господь ответил: «род сей лукав; он ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Все, что делал Господь, это, во-первых, любовь и милосердие. Во-вторых, это всегда чудо, то есть свободное и независимое распоряжение всем, что в мире. И в-третьих, это еще и «знамение», то есть указание на Его высочайшее достоинство. Господь делает, а в результате получается и одно, и другое, и третье. Он и обличает тех, кто пытается оторвать одно от двух других. Любовь без чуда, это не любовь, а бессилие. Чудо без любви – всего лишь фокус. А просто знамение, это всего лишь – самореклама. И в том, что фарисеи в поисках знамения ухитряются не увидеть неотрывной от знамения всемогущей любви, Господь видит их безнадежное пребывание во тьме. Чтобы рассеять эту тьму, Он приводит два как бы примера. «Как бы» – потому что всякий пример, это, во-первых, чей-то свободный выбор. Во-вторых, это – конкретное событие. А в-третьих, это еще и суд над тем, кто в подобной ситуации поступил не так. «Пример», это – как свеча, поставленная «на подсвечнике, чтобы входящие» не просто услышали о свете, но реально бы «видели свет», и спохватились бы, что их тайное вдруг стало явным. Потому-то «царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». И как же не осудит их царица Южная! Она, женщина, оставляет надолго свое царство, и «от пределов земли», за тысячу верст, и не в кресле самолета, а на верблюде, по аравийской пустыне отправляется только затем, чтобы «послушать мудрости Соломона»! А «здесь», совсем рядом, Тот, Кто неизмеримо «больше Соломона». И как же не осудят их Ниневитяне! Они поверили пророку Ионе, «и объявили пост, и оделись во вретища», «и крепко вопияли к Богу», и «каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Иона 3,5–8 ). А «здесь» – Тот, Кто «больше Ионы», терпеливо зовет покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Глава 7. Пост Раздел о посте тематически примыкает к разделам о милостыне и молитве. Мы вновь слышим критику лицемеров, делающих из поста средство для публичной демонстрации своей праведности: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:16–18 ). В изложенном учении Иисус не оспаривает саму практику поста. Он выступает лишь против такого понимания поста, при котором акцент делался на внешние, бросавшиеся в глаза формы при игнорировании внутреннего содержания. В Ветхом Завете словом «пост» ( ôm) обозначалось полное воздержание от пищи и питья в течение одного светового дня – от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в выражение поститься весь день до вечера ( Суд. 20:26 ). Пост мог длиться от одного дня до целой недели ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 12:16–20 ), а в исключительных случаях и больше. Посты бывали как общие, так и индивидуальные. В день очищения ( Лев. 16:29–31 ) и в некоторые другие дни пост был предписан всему народу израильскому. Постились в Знак покаяния ( Иоил. 1:14; 2:15–17 ) или траура ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ; Есф. 4:3 ); постились, чтобы предотвратить наказание Божие и другие беды ( Есф. 4:16 ; Иер. 36:9 ; Ион. 3:5–9 ); постились перед крупными сражениями ( Суд. 20:26 ; 1Цар. 7:16; 14:24 ; 2Пар. 20:3 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Помимо воздержания от пищи пост обычно сопровождался некоторыми другими внешними знаками: постившийся мог разодрать свои одежды, облачиться во вретище, спать во вретище и ходить с печальным видом ( 3Цар. 21:27 ), посыпать голову пеплом ( Неем. 9:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

     Евангельская притча о талантах вызывает много вопросов. Неужели Господь по Своему милосердию не может простить того, кто зарыл свой талант? Разве Богу непременно нужна прибыль с Его даров? Почему «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29)? Сказанное третьим рабом свидетельствует, что он осознавал неминуемость наказания: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле» (Мф. 25, 24—25). Однако само по себе это знание раба не беспокоило, пока он не предстал перед господином. До этого момента он нисколько не обременял себя заботами о приумножении принятого дара, жил праздно и свободно, а полученный талант лежал без применения в земле. В духовном плане это показывает человека, живущего только земными заботами, радостями, проблемами, удовольствиями, то есть он ограничивается исключительно временной жизнью и не вспоминает о своей вечной душе. Разве каждый из нас не знает, что земная жизнь конечна? Знает. Но многие ли истинно помнят об этом, чтобы ежедневно соизмерять с этим знанием свои мысли и поступки, выбирая добрые и отсекая злые? Когда же приходит время отчета в использовании духовных дарований, всякий ищет оправдания своей беспечности и, чувствуя свою неправоту, обвиняет кого угодно (соседа, начальство, условия жизни и даже Бога), только не себя. Так поступили наши прародители и утратили связь с Творцом. Прибегая к этому же приему самооправдания, лукавый раб обвиняет господина в жестокости, несмотря на его великодушие к остальным, а в завершение с дерзостью бросает: «Вот тебе твое» (Мф. 25, 25). В этих словах нет и тени сожаления, нет осознания вины за свою бездеятельность, нет ни просьбы о прощении, ни хотя бы намека на желание остаться с господином. Не работая над приумножением его имения, этот человек стал совершенно ему чуждым. Господин исполняет желание раба: повелевает забрать у него талант, а его самого изгнать «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 30), и где его ожидает запоздалое и бесполезное сожаление. Такова участь человека, не развивавшего свой духовный талант — стремление к единству с Богом. Всю временную жизнь этот человек живет по своей воле, отвергая волю Божию. Он не желал познавать своего Творца, не хотел приближаться к Нему. В ситуациях выбора (Господь немало посылает их каждому человеку) этот человек предпочитает себя, свою выгоду, свое самоутверждение. В результате Бог остался ему чуждым и незнакомым. Дело не в том, что Господь насильно выгоняет такого из Своего Царства. Нет, Бог хочет и грешнику спасения, но в притче показано, что душа этого человека не научилась жить с Богом, она совершенно чужда реальности Царства Небесного, ее интересы иные.

http://pravoslavie.ru/99140.html

Лжеучения Ложные учения а) бывают препятствием к успеху в благочестии: Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:11,14 ); б) уничтожают веру: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры ( 1Тим.6:20–21 ). Именей и Филипп отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру ( 2Тим.2:18 ); в) ненавидимы Господом: У тебя есть держащиеся учения николаитов, которое я ненавижу ( Откр.2:15 ). Верующие научены Богом а) отвергать ложные учения: Сказал мне Господь: да не обольщают вас пророки ваши и гадатели ваши: они пророчествуют ложное именем Моим; возвещают видения ложные, и гадания, и пустое и мечты сердца своего; Я не посылал их ( Иер.14:14 ; Иер.29:8 ); б) остерегаться ложных учений: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я, и многих прельстят ( Мф.24:4–5 ; Лк.21:8 ). Научены апостолами избегать ложных учений: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ). Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь ( Евр.13:9 ). Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения ( 2Петр.3:17 ). Лжеучители а) искажают евангелие: Удивляюсь я, что вы переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал.1:8 ); б) учат заповедям человеческим: Лицемеры тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Мф.15:9 ; Мк.7:7 ); в) ставят предания человеческие выше слова Божия: Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? ( Мф.15:3 ). Оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого. Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? ( Мк.7:8–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О первом члене Символа Веры 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее. Исповедывать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ), говорит апостол Павел. Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека. Слова символа веры : «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него ( Исх.44:6 ; Исх.20:2–3 ; Втор.6:4 ; Ин.17:3 ; 1Кор.8:4–6 ). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух ( Ин.4:24 ), живой ( Иер.10:10 ; Фессал. 1, 9); самобытный , т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий ( Исх.3:14 ; и Ин.2:13 ), вечный ( Пс. 89, 3 ; Исх.40:28 ; Рим.14:25 ), неизменяемый ( Иак.1:17 ; Мал.3:6 ; Пс.101:28 ), вездесущий ( Пс.138:7–12 ; Деян.17:27 ), всеведущий ( 1Ин.3:29 ; Евр.4:13 ), всемогущий ( Быт.17:1 ; Лк.1:37 ; Пс.32:9 ), всеблагий ( Мф.19:17 ; Пс.24:8 ), премудрый ( Пс.103:24 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ), всеправедный ( Пс.7:12 ; Пс.10:7; 2 Рим.6:11 ), вседовольный ( Деян.17:25 ), всеблаженный ( 1Тим.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Глава 37 «И приидоша отроцы царя Езекии ко Исаии. И рече им Исаия... сия глаголет Господь... се, Аз вложу в него дух, и услышав весть возвратится во страну свою» ( Ис.37:5–7 ). Возвратится тот, кто незадолго до этого гордился памятью побед своих и славой царства, и говорил: «Что сделано мною ныне, то сделаю и заутра». Но Соломон сказал: «Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй» ( Притч.27:1 ). И это равнозначно сказанному: «довлеет дневи злоба его» ( Мф.6:34 ). Сеннахирим услышит весть и возвратится, то есть услышит горькую весть об истреблении войск своих в Иудее, и тогда поймет, насколько он заблуждался и безумствовал, говоря: «взыдох на высоту гор и на последняя Ливана» ( Ис.37:24 ). В этих образах представлял он себе славный Иерусалим. «Не слышал ли еси... яже Аз сотворих его, от древних дний», то есть Я соградил Иерусалим. «Ныне привел его, чтобы город был опустошен», то есть Я привел теперь Ассирийское войско, чтобы опустошить Иерусалим, но будет иначе ( Ис.37:26 ). »Подобно городам твердым, в которых жители опустили руки, сокрушены, постыжены, стали как трава... полевая» ( Ис.37:26–27 ), то есть как истребил Я твердые города и сокрушил их обитателей, так посрамлю и сокрушу царя Ассирийского. «И вложу брозду в ноздри твоя и узду во уста твоя» ( Ис.37:29 ), то есть наложу наказание на те члены, которыми царь Ассирийский богохульствовал. Устами своими хулил он Иерусалим и Бога, и надмением ноздрей выражал гнев свой; поэтому будет брозда (кольцо) в ноздрях и узда (удила) во рту. Подобно этому Бог в древние времена поразил и Филистимлян и, как говорит пророк: «поношение вечное даде им» ( Пс.77:66 ). «Сие же тебе знамение: яждь сего лета, еже от себе растет , а во второе лето, еже от себе растет... яко от Иерусалима взыдут останки» ( Ис.37:30, 32 ). После предсказания об истреблении Ассириян пророк возвещает Езекии и другую радость, что Господь умножит земные плоды: в течение двух лет не нужно будет возделывать и засевать землю, но будут все питаться тем, что земля произрастит сама собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

ЛЕНОСТЬ Не твори на молитве угодия ленивой плоти – не торопись: плоть, скучая и тяготясь святым делом, поспешает скорее к концу, чтобы успокоиться или заняться делами плотскими, житейскими (1). Баня и продолжительный сон, все вместе взятое, очень не благоприятствуют духовной жизни и развивают леность и сладострастие. Избегай всячески нежить плоть и обращайся с нею сурово ради Царствия Божия (4). И душевные, и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их. Упражняй руку часто в письме, в шитье, в вязанье – набьешь, как говорят, руку: хорошо будешь писать, шить, вязать; упражняйся чаще в сочинении – будешь сочинять легко и хорошо; упражняйся в делании добрых дел или в побеждении страстей и искушений – и дела добродетели будешь со временем делать легко и сладостно, будешь побеждать страсти удобно при помощи вседействующей благодати Божией. Но не стань писать, шить, вязать или пиши, шей, вяжи редко – будешь дурно писать, шить и вязать; не сочиняй ничего или сочиняй очень редко, живи в одних материальных заботах жизни – и, пожалуй, несколько слов связать будет трудно, особенно о чем-либо духовном: заданное сочинение будет египетской работой; не стань молиться или молись редко – тебе и противна, и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть; не стань воевать на страсти или воюй только изредка и слабо – и очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоем сердце сидящих врагов твоих. Так всем необходим труд и деятельность: жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. Потому борьба с леностью плоти, постоянная, упорная, есть долг всякого человека; сохрани Бог от потворства ей всякого христианина. Те, которые Христовы, ленивую, злую, грехолюбивую «распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). «Имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф. 25:29 ) (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слово над гробом шестнадцатилетней девицы «Не умре бо девица, но спит» ( Мф. 9:24 ), – так изрек Сам Господь живых и мертвых у одра умершей отроковицы в утешение скорбящих родителей ее. Так о имени Его же, Всемогущего и Всеблагого, дерзаю изречь над этим гробом и я в утешение ваше, сетующие сродники и знаемые: «не умре девица, но спит!» – «Не умре», – ибо той страшной смерти, которой Бог угрожал нашему праотцу до падения, и которая крушила бы всех нас по падении, теперь, когда собственная держава смерти разрушена смертью Христовой, для верующих нет и быть не может. «Не умре», – ибо что умерло совершенно, то вовсе престало жить, а почившая в Бозе отроковица, умерши плотью, жива духом и живет теперь такой жизнью, в сравнении с которой наша земная жизнь, может быть, есть не более, – как дремание. «Не умре, но спит», – ибо посмотрите сами, не все ли тут признаки сна? не так ли и во сне закрывают глаза? не так ли прерывают всякое сообщение с миром внешним? не так ли безгласны, неподвижны, бездейственны? От сна восстают? – А от сего сна разве не восстанут? «Грядет час, в онъже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота» ( Ин. 5:28–29 ). От сна восстают бодрее и здоровее? – От сна смертного восстанем еще лучше: «сеется в тление, восстает в нетлении: сеется не в честь, восстает в славе: сеется в немощи, восстает в силе: сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ). «Но зачем этот глубокий вековый сон в могиле?» – Затем же отчасти, зачем и обыкновенный сон естественный. В большей части тяжких и важных болезней сон есть одно из главных условий и первейших вестников выздоровления, так что и врачи и не врачи говорят о недужном: «аще успе, спасен будет» ( Ин. 11:12 ). Подобное врачевство сна, – разумеется в сильнейшем приеме, -требовалось по падении и для нас. Ринувшись во Едеме с высоты богоподобия в бездну познания добра и зла, природа наша так сокрушилась, разчленилась во всем составе своем, что для нее необходимо глубокое и продолжительное усыпление, дабы в продолжение его смятенные падением силы могли прийти в первобытное согласие и вообразиться древнею добротою.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010