Моисей и Илия " (Мф. 17:3). Тогда как известно из книги Второзакония (32:50), что Моисей умер на горе Нево. Апостол Павел утверждает: " Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4:16). Или: " ... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа " (2 Кор. 5:8); " Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас " (Фил. 1:23-24); " ... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). Апостол Петр в своем Послании свидетельствует о Воскресшем: " ... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел проповедовать " (1 Пет. 3:18-19). Апостол Иоанн, описывая свое видение на о. Патмосе, также говорит, что: " ... увидел под жертвенником души убиенных... и возопили они... " (Откр. 6:9-10). В книге Деяний сказано: " Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, плоть Его не видела тления (Деян. 2:31). Приводить пример из Евангелия от Луки (23:43), где описано прощение кающегося разбойника, нет необходимости, т.к. адвентисты поспешат сослаться на то, что в древнегреческом варианте не было знаков препинания, поэтому смысловой акцент расставлен всеми остальными христианами неверно: не " истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " , но: " Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю " . Весь вопрос - когда там будешь. Тогда, говорят адвентисты, когда будет общее воскресение, когда " море отдаст кости, а земля прах " (Иез. 37:7). Это как в том случае: " казнить, нельзя миловать " , где перенеся запятую на следующее слово, полностью поменяем смысл фразы. Такое же смысловое смещение предлагают адвентисты в Лк. 23:43. Притчу о богаче и Лазаре приводить также нецелесообразно; вам объяснят они, что притча — это поучение о каких-то определенных правилах, указание на что-то более сокровенное, нежели наше прямое понимание, что Лазарь попал в рай, а богач пребывал в аду, и не было возможности перейти последнему к первому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Павла ( Гал. 6:7, 8 ; 2Кор. 9:6 ; 1Кор. 3:8 ). Ст. 22. Избранники Божии сами будут пользоваться от плода дел своих ( Пс. 127:2 ), и они будут подобны крепко укоренившемуся и цветущему дереву ( Пс. 1:3; 91:13 ). После евр.-м. сл. =в р.-с. дерево, 70 читали: , почему: το ξλου τς ζως=древа жизни, под которым бл. Иерон. и бл. Феод. разумеют райское древо; кроме сего, бл. Феод. в этом пророческом сравнении видит обетование вечной жизни. Об оном (райском) древе Бог сказал: да не когда прострет руку свою [Адам], и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (Вт. 3:22); а для нас древом жизни стал спасительный крест: ибо он принял, как бы какой плод, животворящее тело; простирающие к которому руки и причащающиеся от плода живут вечной жизнью“. Послед. сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. избранные Моя, 70 отнесли к началу ст. 23-го. 23. Избраннии же мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. 24. И будет прежде неже воззвати им, аз услышу их, еще глаголющым им, реку, что есть; 25. Тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев, яко вол снест плевы, и змия землю яко хлеб: не повредят, ниже погубят на горе святей моей, глаголет Господь. 23. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем благословенным от Господа и потомки их с ними. 24. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говоритъ, и Я уже услышу. 25. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет естъ солому, а для змия прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господъ. Ст. 23 ср. 61:8; Пс. 111:2, 127:4, 5 . Ст. 24 ср. Пс. 33:16 . Отец, Небесный знает о нуждах чад Своих, и посылает просимое прежде даже прошения ( Мф. 6:32 ). Ст. 25 ср. 11:6. На святой горе Божией будут господствовать мир и взаимная любовь; даже хищные звери будут безвредны и, вместо животной пищи, будут употреблять растительную. Бл. Феод. и бл. Иерон. видят здесь аллегорию: “сообразно этому, говорит бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

17). Поэтому Христос постоянно находится с грешниками. Он ест и пьет с ними; о Нем даже говорят, что Он «друг мытарям и грешникам» (Мф 11. 19). Он прощает грешницу, совершившую прелюбодеяние (Ин 8. 3-11), освобождает от грехов одновременно с исцелением от физических недугов (Мк 2. 3-12), первым вводит в рай разбойника (Лк 23. 40-43), даже просит Небесного Отца простить тех, кто Его распяли, ибо они «не знают, что делают» (Лк 23. 34), и призывает Своих учеников прощать другим их согрешения «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18. 21-22). Принося Себя в жертву за человеческий род, Христос «берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29) и дарует «во оставление грехов» (Мф 26. 28) Свое Тело и Свою Кровь, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3. 15). Он не только Сам имеет власть прощать грехи (Мф 9. 6), но и дарует ее Своим ученикам (Ин 20. 23). Однако не любой Г. может быть прощен Богом: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа - это, по мнению толкователей ( Athanas. Alex. In Matth. 12. 31; Ioan. Chrysost. In Matth. 41. 3), свободное, сознательное и упорное противление грешника Богу, исключающее какое бы то ни было признание им ошибочности своего поведения и соответствующее покаяние, без чего прощение становится невозможным. Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 668. Л. 143 об.) Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 668. Л. 143 об.) Проблема Г. у ап. Павла решается через призму его учения о двух Адамах. «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Итак, кто не верит в загробную жизнь, тот не имеет и веры в Бога! . Бог вездесущ, однако есть особенное место Его присутствия, где Он является во всей Своей славе и вечно пребывает с избранными Своими, по словам Иисуса Христа: где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой ( Ин.12:26 ). Верно и обратное: кто не был слугой истинного Бога, тот и после смерти не будет вместе с Ним, а потому для него требуется особое загробное место во вселенной. Здесь начало учения о двух состояниях усопших душ: состоянии награды и наказания. В таинстве смерти душа, отделившись от тела, переходит в страну духовных существ, в царство ангелов. И в зависимости от характера земной жизни она присоединяется или к Ангелам добрым в Царство Небесное, или к ангелам злым – в ад. Эту истину засвидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос . Благоразумный разбойник и нищий Лазарь тотчас после смерти попали в рай; а богатый оказался в аду ( Лк.23:43 ; Лк.16:19–31 ). «Мы веруем, – провозглашают восточные патриархи в своем «Исповедании Православной веры», – что души умерших блаженствуют или мучаются, смотря по своим делам. Разлучившись с телом, они переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после общего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно». Слово Божие открывает нам, что за гробом души попадают в различные места. Нераскаянные грешники несут заслуженное наказание, а праведные получают награду от Бога. Книга Премудрости Соломона излагает учение о двойственном загробном состоянии: праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею ( Прем.5:15–16 ). Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа ( Прем.3:10 ). Место пребывания праведных душ в Священном Писании называется по-разному: Царством Небесным ( Мф.8:11 ); Царством Божиим ( Лк.13:20 ; 1Кор.15:50 ); раем ( Лк.23:43 ), домом Отца Небесного. Состояние же отверженных душ, или место их пребывания, называется геенной, в которой червь не умирает и огонь не угасает ( Мф.5:22 ; Мк.9:43 ); печью огненной, в которой плач и скрежет зубов ( Мф.3:50 ); тьмой кромешной ( Мф.22:13 ); адским мраком ( 2Петр.2:4 ); адом ( Ис.14:15 ; Мф.11:23 ); темницей духов ( 1Петр.3:19 ); преисподней ( Флп.2:10 ). Это загробное состояние осужденных душ Господь Иисус Христос и называет «смертью», а души осужденных грешников, находящихся в этом состоянии, называет «мертвецами», ибо смерть есть удаление от Бога, от Царства Небесного, это лишение истинной жизни, блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Глава 6 Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср. Лк.6:20 , Мф.5:1–3 ), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» ( Мф.5:5 ). «Кротчайшим ...человеком ...был Моисей... из всех сыновей народа своего» (ср. Чис.12:3 ), и: «на кого... призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и... смиренных сердцем» (ср. Ис.66:2 ). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» ( Пс.131:1 ), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ), «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср. Мф.5:6 ), как (и в другом месте) говорит (Писание): " не... алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и ...жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср. Ис.49:10 , Пс.41:3, 62:2 ). «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (ср. Мф.5:8 ), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» ( Пс.50:12 ). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем» (ср. Мф.5:8 ), потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы... злые» (ср. Мк.7:21 , Мф.15:18 ). «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут» (ср. Мф.5:4 ), как и там: «если... с Ним терпим, ( с Ним) и прославляемся» (ср. Рим.8:17 ). «Блаженны миротворцы, ибо... будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ), – поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк.2:14 ). «И устроил мир, – говорит (апостол), – Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср. Кол.1:20 ). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» ( Лк.10:5 ). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср. Рим.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

2.2. И тогда уста Валаама стали «полны проклятия, коварства и лжи; под языком его – мучение и пагуба; сидит в засаде с богатыми» ( Пс.9:28–29 ), ибо ожидает награды от богатого царя за то, что «в потаенных местах убивает невинного» ( Пс.9:29 ). Но Бог, «Который один творит чудеса великие» ( Пс.135:4 ), через недругов творит благо; поэтому «вложил Господь слово в уста Валаамовы» ( Чис.23:5 ), хотя его сердце еще не могло принять слово Божие. В его сердце была страсть к наживе, поэтому даже после того, как слово Божие обрелось в его устах, он сказал Валаку: «Пойди, я возвещу тебе» ( Чис.24:14 ), и научил его, как вводить в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и предавались блуду. Потому и пал народ, и началось в нем великое поражение, пока Финеес не убил израильтянина, блудодействовавшего с мадианитянкой, отвратив ярость Господа (ср. Чис.25:8 ). После этого, как сказано, Финеес повел войско на мадианитян, и убили двенадцать тысяч мужей, в том числе и Валаама, сына Веорова, убили мечом (ср. Чис.31:8 ). Однако мы несколько забежали вперед и сказали об этом в качестве отступления, для того, чтобы показать, что слово Божие было у Валаама не в сердце, а только в устах. Но то, что он высказывает, то, что говорит, он произносит от слова Божьего, и поэтому то, что он речет, есть слово Божие. 3.1. Итак, Валаам говорит: «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как сугубо прокляну? Господь не проклинает его сугубо 19 » ( Чис.23:8 ). Мы используем словосочетание «сугубо проклинать» согласно значению греческого слова, потому что мы хотим показать, какую силу придает ему приставка. Так что же мы скажем? Господь не проклинает ни Иакова, ни Израиля; а как ты думаешь, проклинает ли он кого-то еще? В Писании мы читаем, как Господь говорит змию: «Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» ( Быт.3:14 ); и Адаму говорит: «Проклята земля за тебя» ( Быт.3:17 ); и Каину: «Ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» ( Быт.4:11 ); и: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир» ( Втор.27:15 ). А чтобы ты не подумал, что подобное встречается только в Ветхом Завете, ты найдешь сходное и в Евангелиях. Ибо написано, что Господь скажет тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ). И когда говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» ( Мф.23:29 ) и «Горе вам, богатые!» ( Лк.6:24 ) и произносит всякое подобное речение, что еще Он утверждает, как не то, что они прокляты?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мф.5:20 . «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» «Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя [ Кол. 3:1, 2 ], а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет [акаф. Иис. Сладч., конд. 8]. В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам [ Ин. 14:2 ]. Наше житие на небесах есть [ Флп. 3:20 ]. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное [ Мф. 5:3, 20 ]. Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Божие [ Лк. 18:16 ]. Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны – Тело и Кровь? Эта цель дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему» т. 2, 300]. Мф.5:21 . «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.» Мф.5:22 . «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.» «Говорим брату: чудак, это равносильно слову – урод, а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней [ Мф. 5:22 ], равно говорящий – подлец, скотина, негодяй, рожа или образина. Осторожным надо быть в словах. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься [ Мф. 12:37 ]» 10]. Мф.5:23 . «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,» Мф.5:24 . «оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» «При молитвах наших за ближних, Господь смотрит на сердца наши: искренне ли мы желаем спасения и всякого блага нашим ближним, как себе; во-вторых, на то, искренне ли мы гнушаемся грехом и любим покаяние и добродетель; в-третьих, на то, любим ли мы искренне Господа и сердечно ли преданы Ему; в-четвертых, не гневаемся ли на ближнего, не враждуем ли. Аще убо принесешь дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: оставь ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф. 5:23–24 ). Мы не должны иметь ни к кому неприязненного отношения, а должны иметь отношение снисходительное, терпеливое, всепрощающее, полное любви, чтобы Бог простил и нам» 48].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Господи! научи нас молиться» ( Лк.11:1 ) Во всяком благоугодном деле один у нас Учитель – Христос ( Мф.23:8 ): Он наставляет нас на всякую Истину, Он научает и тому, как и о чем должны молиться. Во-первых, запрещает Он молиться напоказ: не будьте, как лицемеры, которые любят молиться там, где видят их люди, ибо получают они уже свою награду, – похвалу и уважение от людей. Ты же, – говорит Он молитвеннику, – войди в клеть, избери себе уединенное место и молись Отцу Твоему, Который втайне, и Он, видящий тайное, воздаст тебе явно. Вот молитва не тщеславная, не рассеянная умом, совершается во глубине сердца! Но вот еще учит Он молитве не мятежной, вполне безмолвной: «а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо думают они, что во многоглаголании своем будут услышаны». Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде вашего прошения» ( Мф.6:5–8 ). Можно часто призывать Бога и без всякой пользы, умножать моления и не быть услышанным. Видим мы людей, по долгу молящихся ( Мк.12:40 ), и однако Господь говорит о них: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф.5:20 ). Ибо сказано: «и молитва его да будет в грех» ( Пс.108:7 ); «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ). Ибо «свято и страшно имя Его» ( Пс.110:9 ). «Все мы молимся, – как говорит Иоанн Златоуст , – но не все пред Богом. У кого тело лежит на полу, а душа скитается по земле, уста безсмысленно произносят слова, тот, можно ли сказать, что произносит Богу молитву свою? Многие, приходя в церковь , произносят тысячи стихов и выходят, не зная, что говорили. Если сам ты не внимаешь молитвенным словам своим, то как хочешь, чтобы Бог внял тебе?» Да и что значат одни слова пред Испытующим сердца и утробы? Говорить одно, а в мыслях держать другое свойственно одним лукавым людям; но что успеет лукавый пред всеведущим Богом? Потому, когда стоишь на молитве, то знай, что стоишь пред Богом, и каждое слово твое есть слово к Богу, «и не будь как человек, искушающий Господа» ( Сир.18:23 ). Как Моисею не дозволено было приступить к купине, где был Господь, покуда не снимет сапоги с ног ( Исх.3:5 ), так и тебе беседовать с Богом, пока не отрешишься от земных помышлений. И пред земным владыкой говорить без внимания не безопасно; тем более пред Тем, Кого трепещут Херувимы. Потому Писание учит: «прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя»я ( Сир.18:23 ), – оставь позади себя все земное, взойди умом на небо, отстрани от себя и невидимую тварь и предстань пред Седящаго одесную Отца, – Ходатая Бога и человеков, человека Иисуса Христа ( 1Тим.2:5 ). Подумай, кто ты – земля и пепел, и с Кем хочешь беседовать, имея нечистые уста. Кого ты хощешь славословить? Вспомни слово писанное: «не красна похвала в устех грешника» ( Сир.15:9 ), и бойся, да не проклят будешь, делающий дело Господне небрежно ( Иер.48:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Слава усыновления чад Божиих столь велика, что ее с надеждой ожидает вся природа: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» ( Рим.8:19 ). Лишенная разумного сознания, в глубокой тоске и бессловесном томлении ожидает она снятия с нее проклятия, навлеченного грехопадением человека, и возвращения в бессмертную славу Богозданного мира. Когда же будет восстановлена человеческая природа через воскресение, тогда и созданное для него получит славу и бессмертие; Апостол отмечает, что и сам человек трагически переживает извращение образа Божия в себе самом: «имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» ( Рим.8:23–24 ). И мы тоскуем о будущем спасении, потому что сейчас еще не всем владеем, что принадлежит спасенным. Если же мы в Боге живем и в Боге умираем, то получим совершенное спасение с Ним. Начаток Духа, который в нас, «подкрепляет нас в немощах наших, ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.6:26 ). Когда мы молимся Богу, то должны всецело полагаться только на Бога; тогда Сам Дух Святый, Который в нас, ходатайствует за нас перед Богом ( Рим.8:26 ). Мы сознаем эту молитву в себе, но она не от нас, а от Духа. Наши молитвы, содержащиеся в Молитвослове, тем и ценны, что они как раз и есть молитвы Духа, духоносные и духодвижные. Молитвы Духа названы «неизреченными» в том смысле, что сердце чувствует Дух глубже и полнее, чем может то выразить наш бедный язык. Не стоит, однако, этим смущаться, – «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа» ( Рим.8:27 ), – Бог, присутствующий в сердце и слышащий молитву Духа, не нуждается в ясности слов. Далее Апостол излагает другое основание нашего упования будущей славы, – это предвечное определение о спасении и жертвенной любви Бога к человеку ( Рим.8:28–39 ). Предвечный совет, или замысел Божий о мире, предузнавший пути как всего человечества, так и каждого человека, предопределил и дело спасения. «Ибо кого он предузнал, тем и предопределил быть подобным образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29–30 ) (предузнать – по слав. предуведети, т. е. узнать наперед, заранее, как бы провидеть, от греч. Prognwrizw – раньше узнавать. Предопределить – по слав. предуставити, по греч. Prooraw – заранее назначить). Спасение или погибель души предузнаны Богом и в согласии с этим предузнанном определены от века, но осуществляются с участием нашей свободы. Сущность предопределения хорошо передает притча Спасителя о званных на пир ( Мф.22:2–14 ), а также избрание Богом в наследие Себе Исаака вместо первенца Исава ( Быт.25:23–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

«Я несовершенный наставник, и смешно было бы, если бы стал я домогаться мнения о себе как о совершенном наставнике. Ибо нет на земле совершенства. И вы, дети, не должны ни в ком из нас искать полного совершенства. Один совершен наш Наставник, Христос (Ср.: Мф. 23:8 ). Мы преподаем уроки как умеем. – Не судите нас строго» 401]. Мф.23:9 . «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;» " Гл. 23, 9 ст. Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах. Отец всякой твари, а следовательно и наш, Один – на небе. Земные родители – посредники нашего рождения. Господь ввел нас в мир сей чрез них, как чрез какой канал: от них мы получили телесную оболочку со всем чудным механизмом тела, устроенным изначала премудрым Художником мира и потом продолжающим образовываться по данному однажды навсегда образцу и закону» 131]. Мф.23:10 . «и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.» «Страсти принимают на себя личину правды, и плевелы хотят уподобиться пшенице; но по внутреннему смущению, какому-то мучительному огню и тесноте легко отличить их от правды и добродетели. Так бывает, что священник завидует собрату своему, проповедующему хорошо и успешно, но не свое, а чужое. Посмотрите: он явно негодует на него и иногда злобно насмехается над ним, говоря об нем: он скомпилировал эту проповедь, или: эта проповедь такого-то. Что же? Ужели чужой труд, коим воспользовался брат мой для проповедания Слова Божия, дает мне право смеяться над ним и злобиться на него? – Нимало, Да разве мы сами свое говорим? Не Божие ли слово в устах наших, например, при чтении Евангелия, при совершении Богослужения и Таинств и разных молитв? – Не Бог ли просвещает сердца наши, когда мы составляем свои поучения и предлагаем их народу? Что в них бывает у нас своего-то? Мы, по Апостолу, не довольни есмы помыслити что от себе, яко от себе, но довольство наше (способность наша) от Бога: Иже и удоволи нас (Он – Один сделал нас способными) служители быти Нову Завету ( 2Кор. 3:5–6 ). Итак, в насмешке над братом и в злобе на брата, проповедующего чужое, а не свое, скрывается действие змия-завистника, и горе тому, кто слагается с врагом на поругание брата и истины Евангельской: ибо смеющийся над проповедником смеется над Самим Христом: един есть Наставник ваш, сказано, Христос ( Мф. 23:10 ); да чрез всех священников Сам Он учит, а они – только орудия» 390].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010