Известен случай, когда однажды стояли на улице монахи и прямо на них шла блудница 23 . Монахи расступились и опустили взоры свои в землю. И только один из них не отрывал своего взора от нее. Когда она прошла, то все увидели, что лицо монаха, смотревшего на блудницу, все оказалось покрыто слезами: он плакал и благодарил Бога за такую красоту. Таким образом, то, что для одних послужило бы поводом для соблазна вожделения, для других оборачивается прославлением Бога. Поистине, как сказано в Писании: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1: 15). Об отсечении соблазнов и о клятве (Евангелие от Матфея. 5: 29–37) Нагорная проповедь. Фрагмент росписи в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. Фото: А.Чеботарь И мы читаем: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5: 29–30). Показав нам в предыдущем стихе, насколько опасен даже помысел о грехе, Господь дает теперь рекомендации о радикальном отсечении соблазна. Но эту заповедь Иисусову о вырывании глаза или отсечении руки ни в коем случае нельзя понимать буквально. Иначе все мы ходили бы калеками, но, что самое интересное, от греха бы нас это не спасало. Вот как истолковывает эти слова блаженный Феофилакт: «Слыша о глазе и руке, не подумай, что здесь говорится именно о сих членах. В сем случае Он не присовокупил бы “правый глаз и правая рука”. Здесь говорится о людях, которых любим и бережем, как правый глаз и правую руку, но которые препятствуют нам делать дела Божии. Так, например, юноша, если имеет распутных друзей и терпит от них душевный вред, должен оставить, бросить их. Сим, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, а если не спасешь их, то по крайней мере спасешь себя. Но если будешь продолжать к ним любовь, то погибнешь и ты, и они, то есть все тело» 24 .

http://pravoslavie.ru/94858.html

ИСПУСТИТЬ ДУХ Образное замещение понятия «умереть». Сотворенный Господом из праха земного, человек остается мертвой, косной материей, пока в него не вливается животворящее начало — дух, который одновременно и некая не имеющая физических признаков сущность, и дыхание, доступное чувственному восприятию. Таково дыхание жизни, которым наделяет Бог человека: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 , см. также Быт.6:17 ; ср .: «дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» — Иов.27:3 ; см. также Зах.12:1 ). Смерть вновь разделяет дух и материю, останавливает дыхание человека. «Выходит дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс.145:4 ). Дух — дар Бога и принадлежит Ему: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти…» ( Еккл.8:8 , см. также Иов.2:10 ), и к Нему возвращается: «И возвратился прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 , см. также Иов.34:13–15 ; Пс.103:29 ). «Испустить дух» — распространенное в тексте Б . иносказательное обозначение смерти конкретного человека: «И испустил Исаак дух и умер» ( Быт.35:29 ); «я скоро умолкну и испущу дух» ( Иов.13:19 ); «лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» ( Иер.15:9 ); «вдруг она упала у ног его и испустила дух» ( Деян.5:10 ). Распятый Господь, «возопив громким голосом, испустил дух» ( Мф.27:50 , ср. Мк.15:37 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). Исцелять раны ИСЦЕЛЯТЬ (ВРАЧЕВАТЬ) РАНЫ (ЯЗВЫ, НЕДУГИ) см. также БАЛЬЗАМ НА РАНУ ; ВРАЧУ! ИСЦЕЛИСЯ САМ ; ИСЦЕЛЯТЬ РАНЫ ОБЩЕСТВА Помогать кому-либо избавиться от душевных страданий, утешать и ободрять человека, перенесшего тяжелую утрату, подавленного горем. Отношение Бога и человека (человеческого общества), уподобленные отношениям целителя и больного, — одна из сквозных библейских метафор. «Я… целитель твой», — говорит Господь израильскому народу ( Исх.15:26 , ср. Втор.32:39 , см. также Ос.7:1, 11:3 ). Через пророков Он возвещает: «Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы»; «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих» ( Ис.30:26 ; Иер.30:17 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Но мы помним, тоже в синоптическом предании, образ псов, которые питаются крошками, падающими со стола господ ( Мф. 15:26–27 , ср. Мк. 7:27–28 ). Псы – это язычники. Лазарь – с псами. И если по смерти мы видим его на лоне Авраамове (ст. 22), то мы вспоминаем людей с Востока и Запада и Севера и Юга за трапезою Царства. Ясно одно: образ богача есть образ правоверного иудея. Как и его братья (стт. 29–31), он имеет Моисея и пророков. И богач попадает в ад (стт. 23 и слл.), и адские муки грозят его братьям. Но осуждение Израиля – не бесповоротное. Оно тяготеет над современниками Христовыми. Однако, свой плач над Иерусалимом ( Лк. 13:34–35 ) Господь заключает так: «се, оставляется дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне». Пока не придет. Приговор содержит обетование. Когда время придет, тогда они увидят Христа, увидят «Благословенного, грядущего во имя Господне». Это видение есть восстановление Израиля, – восстановление в универсализме Царства, которое объемлет и язычников, и иудеев. Накануне Страстей оно прообразуется торжественным входом. Оно, конечно, было дорого Луке, ученику апостола языков, заключившего свое упование в незабываемый образ благородной маслины ( Римл. 11 ). Благодарность есть выражение любви. И просьба об исцелении предполагает любовь. Делание правды, вытекающее из веры, есть исполнение закона любви. Во время пути Господь вызвал законника, вопрошавшего Его об условиях наследования жизни вечной, к ответу от закона, в двоякой заповеди любви (10:25–27). Пример любви к ближнему дает притча о милосердом самарянине, в ответ на вопрос законника: «а кто мой ближний?» (10:29–37). Смысл притчи – не в том. что ближним, впавшим в разбойники, оказался не священник и левит, а презираемый иудеями самарянин. Урок содержится в заключительном призыве: «иди, и ты поступай так же». Так же, как самарянин. Учение о любви во время пути возвращает нас к ранним галилейским дням. И так же, как и в ранние галилейские дни, закон любви имеет преимущество перед законом обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Страшная трагедия Великого Понедельника Наш город, еще вчера такой шумный и суетливый, сегодня напуган и растерян. Еще вчера приближающиеся дни Страстной седмицы кому-то казались привычными и мимолетными. А Пасха — поводом встретиться с друзьями или наесться до отвала. 29 апреля, 2012 Наш город, еще вчера такой шумный и суетливый, сегодня напуган и растерян. Еще вчера приближающиеся дни Страстной седмицы кому-то казались привычными и мимолетными. А Пасха — поводом встретиться с друзьями или наесться до отвала. Страшная трагедия Великого Понедельника снова заставила каждого по иному взглянуть на мнимую бесконечность собственной жизни. Утро 29 марта 2010 года, начавшееся в суете и заботах так неожиданно прервалось для сотен человек – преждевременной смертью, горем и болью.. В списки погибших и пострадавших попали и совсем молодые,  и пожилые.. Еще вчера они улыбались или плакали, думали о завтрашнем дне или вспоминали вчерашний, были на службе Вербного воскресенья или готовились к приближающейся Пасхе .. А сегодня мы молимся и скорбим вместе с ними и за них.. Как важно, помня об усопших и скорбящих, взглянуть на собственную жизнь иначе. Серьезнее и взрослее. Страстная неделя … В эти дни две тысячи лет назад люди также будили утром детей, занимались домашними делами, праздновали и горевали, ссорились и спорили, покупали и продавали, уходили и возвращались, строили планы на будущее. А в это время на дороге в Иерусалим уже засохла от слов Спасителя смоковница, не принесшая плода . И город в своей предпраздничной суете так и не услышал других горестных слов: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф, 23:37-38). Люди продолжали жить своей жизнью, в то время как на Голгофе за них умирал Спаситель. Как незаметно, но неотвратимо близко находится  жизнь и смерть с каждым из нас. Прошедший день напомнил об этом снова.

http://pravmir.ru/strashnaya-tragediya-v...

Так, благоговей пред судьбами всеблагого промысла, привлекающего ко спасению различным и столь премудрым способом. Направи, – как говорит Писание, – сердце твое на путь прав, им же ходил еси ( Иер.31:21 ). Возверзи на Господа всю печаль твою ( Пс.54:23 ), ибо Он печется о всех нас. Всегда внимательный к нашим нуждам, Он постоянно бывает готов выслушать нас и сделать для нас всякое добро; потому, не поленимся же мы просить у Него милости, особенно в день печали своей. Ибо Давид, когда падал духом и смущался, тогда к Тебе, Господи, взывал я, – так говорит в псалмах, – и Господа моего умолял ( Пс.29:9 ). И что же? – Вечером водворяется плач, а на утро радость... ибо Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием ( Пс.29:6,12 ). Потому и Господь сказал: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Словом «приидите» и Господь указывает на то, что мы должны иметь собственное желание и усилие, а обремененными и утружденными называет таких, которые отягощены узами растленной грехом природы, по принуждению которой и еже не хотят, сие творят ( Рим.7:19 ), и потому скорбию и вздохами выражают желание освободиться от тяжести грехов. Таково было положение Давида, когда он взывал: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс.37:4 ). Таково было положение кающегося мытаря, который, вздалеча стоя, не хотяще ни очию возрети на небо, но бияше в перси своя, глаголя: Боже! милостив буди мне грешному ( Лк.18:13 ). Таково было положение и блудного сына, который, пришед, в себе говорил: востав, иду к отцу Моему ( Лк.15:18 ). И Господь, таких же призывая, говорит потому: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ). Вскую умираете? – взывает Он им, – обратитеся ко Мне, и живи будете ( Иез.18:31, 32 ). Как сын блудный, будучи на чужой стороне, умирал от голода, когда же возвратился к отцу, то остался жив, так и всякий грешник, когда отвергается от грехов и обратится к Богу умом и сердцем своим, то жива будет душа его, возвеселится и возрадуется зело о милости Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

е. примирение во Христе Бога с человеком (Мф 26. 28; Мк 14. 24; Лк 22. 20). Участие в завете возможно только при таинственном вкушении Тела и Крови Христовых: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6. 56). В апостольских писаниях В НЗ заповеди декалога полностью не приводятся. 5 заповедей упомянуты в беседе Господа с богатым юношей (Мф 19. 16-22; Мк 10. 17-22; Лк 18. 18-23). Христос перечисляет заповеди об отношении к ближнему - с 5-й по 9-ю, но вместо 10-й указывает на Лев 19. 18б - заповедь, к-рую он назвал наибольшей («люби ближнего твоего, как самого себя» - Мк 12. 28-31). Высокий авторитет нравственного содержания декалога сохраняется и для авторов НЗ. Ап. Павел говорит, что Д. з. можно понимать как развернутую формулировку основного нравственного закона: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай [чужого]» и другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим 13. 9). В НЗ часто приводятся ссылки или аллюзии на заповеди декалога. Иисус Христос словами 1-й заповеди (со ссылкой на ВЗ) отвергает 3-е искушение от диавола (Мф 4. 10), а также упоминает ее в беседе с книжником (Мк 12. 29), подчеркивая необходимость возлюбить Бога. В развитие запрета упоминать имя Божие напрасно Христос совершенно запрещает клятву, ибо все во власти Бога (Мф 5. 33-37, ср.: 23. 16). Ап. Иаков говорит о 1-й заповеди как об основе веры в Бога (Иак 2. 19). На примере 6-й и 7-й заповедей («не убивай», «не прелюбодействуй») он показывает, что нарушение одного установления нравственного закона равносильно нарушению всего закона (Иак 2. 10-11). Ап. Павел, обсуждая в 1-м Послании к Коринфянам вопрос, оскверняет ли христианина вкушение идоложертвенной пищи, исходит из букв. понимания 1-й заповеди: идоложертвенное не может осквернить человека, т. к. Бог один и никакие существа на небе или земле не могут быть поставлены на один уровень с Ним, даже если их ошибочно и называют «богами» (1 Кор 8.

http://pravenc.ru/text/171772.html

32:32). Также, когда другие возбуждали в нем ревность и хотели раздражить его, он произносит следующие любомудрые слова: « если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них » (Числ. 11:29)? Также за сестру свою, порицавшую его, какую он возносит молитву (Чис. 12:13)! И во многих других случаях можно видеть кротость его; когда, например, возбранено было ему войти в землю (обетованную), в Палестину, он со всею кротостью беседует с иудеями. И, однако, этот кроткий муж нашел справедливым, чтобы Дафан, Авирон и Корей, восставшие против священства, были поглощены землею, а другие, принесшие чуждый огонь, были сожжены. И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно — прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим. Так поступал и Христос. Он на кресте говорил: « Отче! прости им, ибо не знают, что делают » (Лк. 23:34), и, оплакивая Иерусалим, говорил: « сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст » (Мф. 23:37, 38); будучи заушаем, Сам не заушал, но и оправдывался пред заушающим; будучи называем беснующимся, изгонял бесов; будучи называем обманщиком и нечестивцем, руководил людей в царство (небесное). И ученикам Своим Он заповедал всегда переносить мучения, преследования, гонения, и занимать низшее место: « а кто хочет », говорил Он, « между вами быть большим, да будет вам слугою » (Мф. 20:26), и в пример приводил самого себя: « так как », говорил, « Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих » (Мф. 20:28). Если же Он изгонял бесов, поражал диавола и истреблял заблуждения, то и это есть доказательство особенной кротости, — чтобы всякое зло истреблять, а одержимых им освобождать от него, враждующих бесов поражать, а страждущих от них избавлять от бедствий. Что же значит: « ради истины и кротости и правды »? Сказав о войне, сказав о приготовлении к борьбе, показав вооруженного Воителя, пророк говорит теперь о доблестных делах Его царствования, показывает род трофея, объясняет свойство победы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

. Буквально: «начало родовых мук», родовых схваток. Ср. Гад 4:19, 27, 1 Фес 5:3 и Отк 12:2: «мука родами», «муки рождения». В ветхозаветных апокрифах так обозначалось особенно драматическое время непосредственно перед пришествием Мессии (Книга Юбилеев 23:18), по-еврейски: ПЧга – «страсти мессианские». . Дан 9:27, 11:31; 12:11; 1 Мак 1:54. . Это не слова Иисуса, а ремарка евангелиста, заимствованная затем Матфеем (24:15). . Почти буквальное воспроизведение стиха Дан 12:1 по Септуагинте, где др.-евр. «время тяжкое» передано как «день скорби». . Лука помещает эту сентенцию не в эсхатологической беседе на Елеонской горе, а несколько ранее: «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя бы один из дней Сына человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь» . Воспроизведение ветхозаветных пророчеств Ис Иез Иоил 2:1-6,10; Ам 8:9; Соф 1:15 и др. . Реминисценция Дан 7:13. . Впоследствии под «родом сим», упомянутым здесь, стали понимать человечество в целом или уже христиан («род верных»). В Мф 11:16, Лк 17:25 «родом сим» обозначены современники Иисуса, не веровавшие в него и в Иоанна Крестителя; в Мф 12:41, 23:36, Мк 8:12 и Лк 11:29, 50 собирательное «род сей» относится к оппозиционным Иисусу фарисеям и книжникам. . Во времена Иисуса Книга пророка. Даниила была ещё не канонической, хотя пользовалась огромной популярностью. Иосиф Флавий был о ней самого высокого мнения (Древности, X 11.7). . В Вульгате: «в глубине», «в тайнике». Ср. Мф 6:6; Лк 12:3, 24. . Еврейская поговорка, восходящая к Иов 39:30. Ср. Лк 17:37. . Под этим «знамением», «знаком» отцы Церкви понимали крест, на котором был распят Христос. Ср. Сив «О блаженное древо, на коем Бога распяли!/Не на земле тебе пребывать стоит, а на небе,/Когда Бог огненный взгляд обновленный как молнию кинет» (перевод М. и В. Витковских). . В более ранних списках Евангелия от Матфея этот стих выглядел так же, как и в Евангелии от Марка: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Мой один». Его использовали ариане в полемике против защитников догмата о единосущии Отца и Сына.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Говоря, таким образом, о душе и духе, Христос Спаситель разумел: под первой – вообще силы и способности человека, а под вторым – высшее их состояние. В ряду особенностей человека самою видною представляется, по учению Христа Спасителя, сердце человека. Оно есть источник и всего доброго и всего порочного. Добрый человек, говорит Он, из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое ( Лк.6:45 ). В нем зарождаются и вера и сомнение ( Лк.24:25:32 ), и дела добрые и дела злые ( Лк.3:15 . Мк.7:21–23 ). Вот почему к нему прежде всего обращается Он, когда призывает к любви и вере в Бога. Возлюби Господа Бога, говорит Он, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ). Впрочем, деятельность сердца есть деятельность пассивная. Оно есть то же, что земля, т.е. произращает только то, что дает ему сеятель ( Мк.4:26–29 ). Таким сеятелем, таким руководителем бывает, по учению Христа Спасителя, другая способность, которую Он, не называя по имени, сравнивает с глазом в теле. Светильник для тела, говорит Он, есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно ( Мф.6:22–23 ). Смысл этих слов, очевидно, тот, что, будучи внимательным к сердцу, нужно быть внимательным и к светильнику души, уму: ибо, по объяснению Св. Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта, как скоро ум светел, ясно понимает предметы духовные: то он просвещает все душевные свойства и направляет их деятельность к приобретению истинно-драгоценного для души 508 . Ввиду того, однако, что при внимательности ума всегда можно впасть в ошибку, Христос Спаситель указывает, что самым лучшим средством для различия истинного от ложного может служить обращение внимания на плоды учения. По плодам их узнаете их, говорит Он о лжепророках. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые ( Мф.7:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Так же, когда другие возбуж­дали в нем ревность и хотели раздражить его, он произно­сит следующие любомудрые слова: «если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (Чис.11:29)? Также за сестру свою, по­рицавшую его, какую он возносит молитву (Чис.12:13)! И во многих других случаях можно видеть кротость его; когда, например, возбранено было ему войти в землю (обетованную), в Палестину, он со всею кротостью беседует с иудеями. И, однако, этот кроткий муж нашел справедливым, чтобы Да­фан, Авирон и Корей, восставшие против священства, были поглощены землею, а другие, принесшие чуждый огонь, были сож­жены. И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно — прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим. Так поступал и Христос. Он на кресте говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34), и, оплакивая Иерусалим, говорил: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37, 38); будучи заушаем, Сам не заушал, но и оправдывался пред заушающим; будучи называем беснующимся, изгонял бесов; будучи называем обманщиком и нечестивцем, руководил лю­дей в царство (небесное). И ученикам Своим Он запове­дал всегда переносить мучения, преследования, гонения, и зани­мать низшее место: «а кто хочет, говорил Он, между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф.20:26), и в пример приводил самого себя: «так как, говорил, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Если же Он изгонял бесов, поражал диавола и истреблял заблуждения, то и это есть до­казательство особенной кротости, — чтобы всякое зло истреблять, а одержимых им освобождать от него, враждующих бесов поражать, а страждущих от них избавлять от бедствий. Что же значит: «ради истины и кротости и правды»? Сказав о войне, сказав о приготовлении к борьбе, показав вооружен­ного Воителя, пророк говорит теперь о доблестных делах Его царствования, показывает род трофея, объясняет свойство победы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010