Сила евангельских заповедей в том, что они естественно вводят в беспредельность Божественного Бытия. Душа блаженно удивляется пред Богом; она в восторге пред Его предвечным величием, она поражена и Его снисхождением к нам в воплощении. Во всем ее Учитель Христос (Мф. 23:8). Без Него человечество неизбежно погибнет в глубинном мраке своей злобы. Христос — Свет миру; чрез Него явлена истина и «от полноты Его все мы принимаем и благодать на благодать» (ср.: Ин. 8:12; Ин. 1:16—17). Смиренный «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Петр. 5:5; Мф. 23:12). Благодать есть Его, Бога, жизнь, и Он дает Свою жизнь стремящимся к подобию Ему. «Кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). В силу этого принципом нашей аскетики является движение к самоумалению, к «бесконечно» малому, и никак не гордая потуга к самовозвеличению. Наш путь есть путь апофатического подвига чрез наше «истощание» в следовании Христу, истощившему Себя даже до крестной смерти (ср.: Фил. 2:5—9). Чем глубже идем мы «вниз», тем радикальнее очищаемся от последствий гордого падения нашего Праотца Адама. И когда сердце наше становится чистым (Мф. 5:8), тогда вселяются в нас и Отец, и Сын, и Дух Святой, и мы вводимся в непоколебимую реальность Божьего Царства, где неисповедимое величие слито воедино с соответствующим ему смирением и кротостью.    Само воплощение Бога-Слова есть тоже истощание, онтологически свойственное божественной любви. Отец истощает Себя всего в Рождении Сына. И Сын ничего не присваивает Себе, но все отдает Отцу. Наше же истощание выражается в том, что мы оставляем все, что нам дорого на земле, во исполнение заповеди: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой... ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24—25). И снова: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14:33).    И это есть путь Бога Живого. «Один законник... искушая Иисуса, сказал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус же сказал ему: в законе что писано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душой твоею, и всей крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12, 4, 5 ). Его обвиняют в нарушении  предания старцев , ибо ученики Его  не умывают рук своих, когда едят хлеб  ( Мф. 15, 2 ), — Он отвечает им вопросом, в котором звучит попечение о заповеди Божией: «Зачем и вы преступаете  заповедь Божию преданием вашим ?» ( Мф. 15, 6 ) и обличает их словами пророка Исаии:  люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим  ( Мк. 7, 6–7 ). Книжники и фарисеи пытаются поймать Его на слове, уличить в призывах к нарушению Моисеевых заповедей — на вопрос о важнейшей заповеди Господь отвечает цитатой из Второзакония и Левита (см.: Мк. 12, 29–30 ; Мф. 22, 36–38 ). Книжник, исповедавший пред Ним послушание закону, вызвал Его одобрение:  недалеко ты от Царствия Божия  ( Мк. 12, 34 ). И богатого юношу, пожелавшего достичь жизни вечной, Господь наставляет на путь исполнения Моисеевых заповедей (см.: Мк. 10, 19 ; Мф. 19, 18–19 ). В чём, однако, Его разногласия с иудеями? Христос обличает их как раз в том, что они не знают Писаний и не следуют закону, который дал им Бог и который Христос пришёл  не нарушить, но исполнить  (ср.: Мф. 5, 17 ). Они  приводятся в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией  (ср.: Мк. 12, 24 ), они,  оставив заповедь Божию ,  держатся предания человеческого , отменяют  заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание  (ср.: Мк. 7, 8, 9 ). Под  преданиями старцев , или  преданиями человеческими , которые не раз упоминаются в Евангелии (ср.: Мк. 7, 3, 8, 13 ; Мф. 15, 2, 6 ), можно понимать сумму узаконений, возникших из исторического и бытового уклада еврейского народа, которые, будучи возведёнными в нечто незыблемое и должное, оказывались порой в противоречии с законом Божиим. Именно такое предпочтение «человеческого, слишком человеческого» перед Божиим и служило поводом для обличения книжников и фарисеев, призванных хранить закон и чтить Писания, а на самом деле — оставивших важнейшее в законе: суд, милость и веру  ( Мф. 23, 23 ) и исполненных внутри  лицемерия и беззакония  ( Мф.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

В Библии слово «сердце» всегда означает внутреннюю сущность человека, определяющую его личность. В этом смысле оно встречается в Библии около 1000 раз. Священное Писание свидетельствует: Наше сердце никогда не спит. В Песни Песней Соломона читаем: «Я сплю, а сердце моё бодрствует» (5,2). Человеческое сердце безмерно и постичь его глубину до конца доступно только Богу: «Ты испытываешь сердца и утробы, Праведный Боже» ( Пс.7:10 ); «Я есьмь испытывающий сердца» ( Откр.2:23 ); «Господь испытывает все сердца и знает все движения мысли» (Парал.28:9); «Бог…знает тайны сердца» ( Пс.43:22 ); «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар.16:7 ). Состояние сердца, как сакрального центра человека, определяет его жизнь, её вершины и падения: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» ( Притч.4:23 ); «Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто…» ( Пс.23:3–4 ). Взойти на гору Господню — значит подняться душой до общения с Ним. «Сердце чисто созижди во мне Боже» — молил Господа царь Давид ( Пс.50:12 ). Тем, кто придавал первостепенное значение внешнему церемониальному омовению рук, блюд и чаш, Иисус сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ). Главное – не внешняя, показная чистота. Забота о ней не должна затмевать главное – чистоту помыслов и желаний. Только чистое сердце способно, подобно чистому зеркалу, без искажений отобразить Бога. Грязное же, подобно зеркалу запятнанному, разбитому, неспособно к этому. В сердце не должно быть нечистоты. Ведь «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» ( Мк.7:21-22 ). Богословы говорят о нескольких видах сердечной чистоты: Откуда происходит греховная нечистота сердца, когда мы сотворены по образу Божию, а Бог Чист и Пресвят? В мире невидимом действует «дух нечистый», который склонил к нарушению заповеди Божией сердца первых людей. Пятно первородного греха передаётся всему потомству Адама и Евы как предрасположенность к греху.

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

Павла ( Гал. 6:7, 8 ; 2Кор. 9:6 ; 1Кор. 3:8 ). Ст. 22. Избранники Божии сами будут пользоваться от плода дел своих ( Пс. 127:2 ), и они будут подобны крепко укоренившемуся и цветущему дереву ( Пс. 1:3; 91:13 ). После евр.-м. сл. =в р.-с. дерево, 70 читали: , почему: το ξλου τς ζως=древа жизни, под которым бл. Иерон. и бл. Феод. разумеют райское древо; кроме сего, бл. Феод. в этом пророческом сравнении видит обетование вечной жизни. Об оном (райском) древе Бог сказал: да не когда прострет руку свою [Адам], и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (Вт. 3:22); а для нас древом жизни стал спасительный крест: ибо он принял, как бы какой плод, животворящее тело; простирающие к которому руки и причащающиеся от плода живут вечной жизнью“. Послед. сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. избранные Моя, 70 отнесли к началу ст. 23-го. 23. Избраннии же мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. 24. И будет прежде неже воззвати им, аз услышу их, еще глаголющым им, реку, что есть; 25. Тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев, яко вол снест плевы, и змия землю яко хлеб: не повредят, ниже погубят на горе святей моей, глаголет Господь. 23. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем благословенным от Господа и потомки их с ними. 24. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говоритъ, и Я уже услышу. 25. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет естъ солому, а для змия прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господъ. Ст. 23 ср. 61:8; Пс. 111:2, 127:4, 5 . Ст. 24 ср. Пс. 33:16 . Отец, Небесный знает о нуждах чад Своих, и посылает просимое прежде даже прошения ( Мф. 6:32 ). Ст. 25 ср. 11:6. На святой горе Божией будут господствовать мир и взаимная любовь; даже хищные звери будут безвредны и, вместо животной пищи, будут употреблять растительную. Бл. Феод. и бл. Иерон. видят здесь аллегорию: “сообразно этому, говорит бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Грех ли брак с душевнобольным? 2 мин., 18.07.2016 Вопрос читателя: Можно ли православной девушке выйти замуж за душевно больного человека? Лия Отвечает иерей Петр Гурьянов: Здравствуйте Лия! Церковь не разрешает венчать лиц признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством. ( Проект документа «О церковном браке» ) Представьте, если вы выйдите за него замуж! Это тяжелейший крест! У вас наверняка будут дети! А возможно, наследственно болезнь передастся и детям. Брак есть установленный Богом еще в раю союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19, 6). Церковный брак совершается и освящается таинством Брака. По слову апостола Павла , брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5, 22-33). Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве. Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей. Если Вы любите этого человека и считаете, что полноценный брак с ним возможен, все равно посоветуйтесь со священником, который Вас знает.  Если полноценный брак возможен, много раз подумайте прежде, чем дать ответ. Это если Вы человека любите и его болезнь не препятствует полноценной жизни в браке, воспитанию детей и так далее. Если же Вы хотите выйти замуж из жалости, чтобы понести крест, который сами себе выбрали, чтобы проверить себя и т.п. - нет, нет и нет. Храни Вас Бог! Архив всех вопросов можно найти  здесь . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте .   На заставке фрагмент фото jamie Mellor Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Я иудей, она православная, отношения прекрасные. Как быть? 13.04.2024 09.04.2024 05.04.2024 28.03.2024 23.04.2024 23.04.2024 16.04.2024 13.04.2024 09.04.2024 05.04.2024 28.03.2024 23.04.2024 23.04.2024 16.04.2024 13.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/greh-li-brak-s-dushevnobo...

Это выражено прямо и непосредственно, как следствие того в книге Быт. 2:24 : «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть», на что прямо указал и Сам Господь Спаситель по вопросу о расторжении супружеских отношений по всякой причине, Мф. 19:3–6 сл. Мар. 10:2,6–9 , срав. 1Кор. 6:16 . Но св. апостол Павел, сам таким образом ( 1Кор. 6:16 ) признавая истолкованный Господом, прямой смысл ветхозаветного изречения об этом союзе, придает ему, в прежнем же направлении, и таинственное значение, называя этот союз, великой тайной ( Еф. 5:32 ). «Что же это значит? Называет брак великой тайной, поскольку на нее указывает, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей или лучше, – Бог . Притом аз глаголю, говорит, во Христа, так, как и Он, оставил Отца, сошел и пришел к невесте и сделался единым духом с ней» 151 . Из того же отношения жены к мужу по происхождению, как мы сказали, проистекают, по апостолу, и свойства самих супружеских отношений их. И прежде всего: главенство мужа над женой, 1Кор. 11:3  срав. Быт. 3:16 , в образе главенства Христа в церкви, как теле Его Еф. 5:23,24 и, во–вторых, любовь мужа к жене, Еф. 5:28,33 срав. Быт. 2:23–24 в образе любви Христа к церкви, за которую Он, по этой любви, предал Себя, чтобы освятить ее, очистив баней водной, чтобы представить ее Себе славной церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна, – Еф. 5:25–27 . Как это живо напоминает преобразовательные черты изображения Иезек. 16:8 и дал. 152 ! Из этих же двух свойств естественно вытекают два, так сказать, практические следствия и именно: из первого – почтительная боязнь, повиновение жены в отношении к мужу, ( Еф. 5:22,33 ) срав. Быт. 3:16  – в образе повиновения церкви Христу Еф. 5:24 ; а из второго попечение мужа о жене – Еф. 5:28,29 срав. Быт. 2:23–24 и 3:16 в образе любвеобильно попечительного отношения Христа к церкви, – Еф. 5:29,23 153 ). в) Но вместе с тем этот союз мужа и жены есть чистый и святой (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ин.3:27 . «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Объясн. Здесь разумеется такой человек, как сам Иоанн Предтеча и другие истинные учители и посланники Божии: Мф.28:19–20 , но не такие люди, которые предвосхищают сами себе честь: Евр.5:4 , и не дверью входят: Ин.10:1 ; последних Христос предвидел и назвал лжехристами и лжепророками: Мф.24:24 ; так же их называли и апостолы: 2Пет.2:1–2 . Ин.6:68–69 . «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого». Объясн. Апостол Пётр и раньше исповедал Христа Сыном Бога Живого: Мф.16:16 , но этим исповеданием не ограничился и как сам учил паству свою: 2Пет.1:5–10 , так и других пастырей умолял пасти стадо Божие: 1Пет.5:1–2 . Тех, кто не слушал учения истинных пастырей, апостол Пётр называет лжеучителями и предсказывает им погибель: 2Пет.2:1–4 , появление таких лжеучителей предсказывал и апостол Павел: 1Тим.4:1 . Ин.8:42–43 . «Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего». Объясн. Господь Христос свидетельствует, что Он не Сам от Себя пришёл, т.е. не самозваный посланник, но от Бога исшёл: Ин.13:3:16:27–28 ; о самозваных же «посланниках», лжехристах и не понимающих речи Христовой говорится: 2Пет.2:1–3 ; Мф.7:15 . Ин.10:1–4 . «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его». Объясн. Дверью входят те пастыри и учители церковные, о которых сказано в Писании: Мф.10:1–6 ; Ин.20:21–22 ; Деян.6:6:14:23 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ; а «прелазящие инде», не дверью, т.е. воры и разбойники религиозной жизни, познаются по следующим местам Писания: 1Ин.4:1–3 ; 2Пет.2:1–2 ; их нужно беречься (остерегаться); Мф.7:15:24:4–5 ; Иер.23:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

22. Ин. 13:22 . Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Озирались друг на друга: снова произошло между учениками то же движение, как и при первом объявлении о предателе пред умовением ног ( Лк. 22:23 ); с недоумением смотрели они друг на друга, надеясь по выражению лиц узнать точнее, о ком снова заговорил Господь как о предателе. Прежде, опечаленные, они спрашивали Господа – не я ли, не я ли; спрашивал лицемерно и Иуда и тем ненадолго успел прикрыть от других свой замысел, так как ответ ему Господа сказан был, по всей вероятности, тихо – для него одного. Теперь же дело было несколько иначе, как показывает дальнейшее повествование. 23. Ин. 13:23 . Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ин. 21:20, 19:26, 20:2 . 24. Ин. 13:24 . Ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25. Ин. 13:25 . Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Ин. 13:28 . 26. Ин. 13:26 . Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. Мф. 26 п.; Исх. 12:8 . Которого любил Иисус, т. е. особенно любил. Единодушное предание всей христианской церкви свидетельствует, что так обозначает себя сам писатель Евангелия Иоанн (ср. Ин. 19:26, 20:2, 21:7, 20 ), и что на тайной вечере он именно возлежал на персях Господа. – Возлежал у груди: т. е. рядом с Господом от лица Его (спереди), так что удобно мог наклонить свою голову к груди Господа (см. прим. к Мф. 23:6 ). – Сделал знак: выражение показывает, что Пётр возлежал не близко, но душою был близок к возлюбленному ученику Господа. Он надеялся, что Господь точно скажет Своему возлюбленному ученику, о ком Он именно говорит как о предателе. – Припадши к груди Иисуса: т. е. приклонив голову на грудь Его, прикоснувшись головою к груди Его. – Обмакнув кусок хлеба, подам: в продолжение пасхальной вечери глава семейства иногда раздавал возлежащим куски хлеба, обмакивая их в блюде с жидким кушаньем (см. прим. к Мф. 26:2 ), чем символически обозначались блага земли обетованной, текущей мёдом и млеком. Этот обычай означал иногда особое благоволение главы дома к тому, кому подавал такой кусок, и в таком случае он подавался не всем. Господь воспользовался этим обычаем теперь для указания спрашивавшему ученику предателя. Прежде Он говорил, что предатель – тот, кто вместе с Ним опускает руку в блюдо ( Мф. 26:25 ), теперь ещё яснее указывает подаянием ему куска хлеба. Это был, может быть, последний на этой вечери зов любви Господней к предателю, последнее призвание его к покаянию. Но с омрачённой душой Искариота произошло совершенно противное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

3. И если об этих чувственных и могущих быть названными вещах [человеческое] слово с трудом может поведать, поскольку [каждое] преходящее и [земное] царство обладает обильными сокровенными сокровищами, то разве оно способно показать то неизреченное Царство 12 и несказанное богатство его? Здесь необходимо хранить [благоговейное] молчание и только изумляться незримым [сокровищам, догадываясь о них по аналогии] со зримыми; удивляться Свету Невечернему 13 , Богатству невыразимому, Славе непрестанной, фалангам спасенных, сияющему сонму тысячи тысяч и мириадам мириад Ангелов, Архангелов, Начальств, Властей, Сил, Господств, Серафимов, Херувимов и радостному гласу этих Божиих Престолов 14 , [возносящих Богу] Трисвятую песнь; [одним словом, изумляться] тому неизреченному Граду, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10) 15 . 4. И если кто-нибудь попытается ввести нас в заблуждение относительно того, что есть это Царство, то мы скажем: о нем и Царе, [владычествующим] над ним, невозможно что-либо изречь с отчетливой ясностью. Ибо когда Богочеловек — Царь его — созерцался очами на земле и общался с людьми, Он часто в притчах упоминал об этом Царстве, но не являл природы его. Ведь говорил: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем (Мф 13:24) 16 ; также: Царство Небесное подобно зерну горчичному (Мф 13:31) и Царство Небесное подобно закваске (Мф 13:33; Лк 13:21) 17 и далее; также: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле (Мф13:44) и подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море (Мф 13:47) 18 ; еще: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вошел рано поутру нанять работников в виноградник свой (Мф 20:1) 19 , и последующее; опять: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф 18:23) 20 ; опять же: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф 22:2) 21 ; и наконец: подобно будет Царство Небесное десяти девам (Мф 25:1) 22 . 5. Видишь, сколь часто [Господь] упоминал о Царстве [Небесном], но природы этого Царства не открывал. Видишь, что в двух последних притчах Владыка показывает радость того брачного чертога, а также то, что не имеющий там брачных одежд изгоняется и предается наказанию 23 ; недоступен [сей брачный чертог и тому, кто подобен] неразумной деве. И остальные Божественные притчи содержат в себе различные мысли и орошают души верных, словно потоки, истекающие из Божиих недр.

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

«Сделалось великое землетрясение»: это еще до прибытия жен ко гробу (ср. Мк.16:2–4 ). Землетрясение это, вероятно, было только около гроба и не простиралось далеко, ибо цель его была устранить стражей (ср. Злат.). – «Отвалил камень»: ср. прим. к Мф.27:60 . – «Одежда бела»: небесные существа являются обыкновенно облеченными в белое ( Деян.1:10 ; Откр.3:4–5,4:4,7:13,14 ). Белое у евреев было символом чистоты и невинности. – «Стрегущие пришли в трепет»: была глухая ночь, и вдруг это великое землетрясение и внезапное явление светоносного Ангела; конечно, это должно было сильно устрашить стражу. – «Стали как мертвые»: омертвели от страха, как бывает это при сильном внезапном испуге. Потом, пришедши несколько в себя, гонимые страхом, они разбежались (ст. Мф.28:11 ). Мф.28:5–7 . Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. «Обратив речь к женщинам»: когда они подошли ко гробу. – «Не бойтесь»: «прежде всего освобождает их от страха... и словами и взором, ибо в светлом показался виде, как принесший радостную весть» (Злат.). Такое ободрение было необходимо для жен прежде всего, ибо они были в страхе от чудесного явления (ср. ст. Мф.28:8 ; Мк.16:5 ; Лк.24:5 ). – «Распятого»: «не стыдится назвать распятым, ибо это есть высочайшее наше благо» (Злат.). – «Как сказал»: Господь неоднократно говорил ученикам Своим о воскресении, и жены, сопутствовавшие им, без сомнения, знали о сем (например, Мф.16:21 и дал. Мф.17:22–23 и др.). – «Подойдите, посмотрите место»: приглашает войти в самую пещеру, чтобы посмотреть место, где лежал Господь. Гробные пещеры бывали иногда очень обширны, и в них бывало несколько мест, на которых клали умерших. Эти места были род лавок или диванов каменных, высеченных около стен пещеры, и отделялись иногда перегородками. Как обширна была гробная пещера Спасителя, не говорится нигде; говорится только, что она была новая, в которой еще ни один покойник не был положен ( Лк.23:53 ; Ин.19:41 ), и следовательно, ни в каком случае, места его нельзя было смешать с местами других. – «Предваряет вас в Галилее»: Господь Сам обещал ученикам Своим по воскресении Своем предварить их в Галилее ( Мф.26:32 ); это, конечно, не исключает Его явления ученикам в Иерусалиме для их уверения. В Галилее Господь действительно торжественно явился ученикам Своим и послал их на всемирную проповедь (ст. Мф.28:16–20 , ср. Ин.21:1 и д.). – «Я сказал вам»: уверение в истине воскресения Христова и всего сказанного женам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010