Лк.20:39 . Отвещáвше же нецый от книжник рекóша: учителю, дóбре рéкл еси. (На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.) Нецыи (некоторые) от книжник и пр. Это значит, что, несмотря на то, что вместе с саддукеями, Господь посрамил и самих фарисеев, некоторые из сих последних, по своей ненависти к первым, вслух высказали свое удовольствие, что противная им секта потерпела посрамление (Сл. Мф.22:34 ). У еванг. Матфея тут прибавлено: народ, слышав, как Господь посрамил фарисеев и саддукеев, дивился учению Его. А саддукеи, верно, как и фарисеи, оставили Христа и ушли, не уверовав в Него и не убедившись Его учением. Такова, скажем опять, злоба и упорство! Вопрос Господа фарисеям о Мессии, чей Он Сын. Этот вопрос, поставивший книжников в большое затруднение, находится и в Евангелиях Матфея ( Мф.22:41, 46 ) и Марка ( Мк.12:35, 37 ), и ев. Лука излагает его почти в одних и тех же словах, что и у них. Он дан был Господом фариееям и саддукеям после их вопросов Ему о дани Кесарю и воскресении мертвых и после того, как они, услышав поразительные ответы Господа, как замечает еванг. Лука, умолкли, – не смели спрашивать Его ни о чем (ст. 40). Св. Златоуст так говорит о причине, по которой Господь предложил фариееям вопрос о том, чей Мессия сын. Он, как сердцеведец, знал, что фарисеи предлагали ему вопросы с затаенною мыслию: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом; тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Господь предложил им с Своей стороны вопрос, неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом. Лк.20:40 . Ктомý же не смеяху егó вопросити ничесóже. Речé же к ним: Лк.20:41 . кáко глагóлют Христá Сына Давидова быти? Лк.20:42 . Сáм бо Давид глагóлет в книзе псалóмстей: речé Госпóдь Гóсподеви моемý: седи одеснýю менé, Лк.20:43 . дóндеже положý враги твоя поднóжие ногáма твоима. Лк.20:44 . Давид ýбо Гóспода егó нарицáет, и кáко Сын емý éсть? (И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: кáк говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Перед тем как начать изучение основных страстей и методов борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: для чего мы боремся с нашими грехами и страстями? Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его, он был моим преподавателем, но тут я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост — всё это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель — избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а о настоящей цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи». Цель жизни христианина — стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь Закон и пророки. Это возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22, 37–39). И далее: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых — смысл и цель христианской жизни. А избавление от страстей лишь средство, как молитва, богослужение и пост. Если бы это было целью, то недалеко ушли бы мы от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия, нирваны. Но человеку невозможно исполнить две главные христианские заповеди, пока над ним господствуют страсти. Подверженный страстям, грехам, он любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопрос риторический. Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить ключевую заповедь Нового Завета — заповедь о любви. СОДЕРЖАНИЕ Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,

http://pravoslavie.ru/32898.html

Лк.22:37 .  ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Почему ученики должны готовиться к преследованиям со стороны мира? Потому, что их Господь и Учитель теперь должен быть «причтен к злодеям» ( Ис.53:12 ), т.е. претерпеть участь преступников. Последователи Его, понятно, также не могут ожидать для себя ничего хорошего (ср. Мф.10:24 и сл.). «Должно» – указание на Божие предопределение (ср. Мф.26:54 ). «Ибо то, что о Мне, приходит к концу», т.е. Мое дело кончено, судьба Моя скоро совершится, хотя ученики все еще не верят этому. Лк.22:38 .  Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. Ученики не поняли слова о «мече» и думают, что Христос действительно советует им запастись мечами ввиду угрожающей опасности. У них уже было два меча, которыми они запаслись, вероятно, во время путешествия в Иерусалим, так как им приходилось идти небезопасными местами. Господь, видя, что они Его совершенно не понимают, с грустью говорит «довольно», т.е. прекратим об этом разговор! Лк.22:39 .  И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. В описании пребывания Христа в Гефсимании евангелист Лука значительно разнится от Марка ( Мк.14:32–42 ) и Матфея ( Мф.26:36–46 ), нужно думать, что он здесь следовал неизвестному нам источнику. «Пошел по обыкновению» (см. Мф.26:32 ). Об «обыкновении» Господа проводить ночи на горе Елеон см. Лк.21:37 . Лк.22:40 .  Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Евангелист Лука пропускает здесь рассказ о выделении троих довереннейших учеников Христа, которых Он, согласно первым двум Евангелиям, взял с Собой, и замечание Христа, данное этим ученикам ( Мк.14:38 ), он относит ко всем ученикам. Лк.22:41 .  И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, Согласно евангелисту Луке, Господь отошел от учеников на недалекое расстояние (став там, где они остались, можно было до Него добросить камень). Поэтому ученикам было видно, как Христос молился и слышны были даже слова Его молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Его народ, который Он пестовал две тысячи долгих земных лет – в Египте, в сорокалетних странствиях по пустыне и в сей земле обетованной, – народ, который Он кормил, обучал, наказывал, спасал и приуготовлял к этому дню и часу, теперь кричит Пилату: «Смерть Ему! Отпусти нам Варавву» (Лк. 23: 18). Просит себе убийцу – вместо Воскрешающего мертвых, разбойника – вместо Исцеляющего недужных, злого сына земного отца – вместо Единородного Сына Отца Небесного, зловонного козла – вместо благоуханного Агнца, закланного для них «от создания мира» (Откр. 13: 8). Много добрых дел показал Он им от Отца Своего (ср.: Ин. 10: 32), за какое же из них требуют они от ненавистного им язычника: «Да будет распят» (Мф. 27: 22)? За то ли, что Он сказал им правду о Своем Отце, пославшем Его в мир, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 15–16)? За откровение правды законов небесных Его казнят по земным законам. Они убивают Человека, сказавшего им истину (ср.: Ин. 8: 40). Но Истина, даже ставшая плотью (ср.: Ин. 1: 14; 14: 6), бессмертна, а кровь остается на них. «Кровь Его на нас и на детях наших!..» (Мф. 27: 25). Посему «оставляется вам дом ваш пуст»… (Мф. 23: 38). А эти знатоки Писаний и Закона – архиереи, саддукеи, книжники, законники, фарисеи – злословят Его и насмехаются, предлагая сотворить чудо – самоспасения Себя от казни и смерти: «Пусть теперь сойдет с креста – и уверуем в Него» (ср.: Мф. 27: 40). Они смеются: «Спаси самого себя!» Он может сделать это чудо, но не должен . И потому не делает И никто не знает, что Он действительно может сделать и это чудо, но не должен . И потому не хочет и не делает… Одиночество человеческое наваливается, охватывает со всех сторон и достигает абсолютной глубины – происходит невозможное, а значит, тоже чудо – чудовищное и ужасное: Он покинут Отцом и остается на Кресте Один на один с сатаной, бездной боли, муки и страха одинокой человеческой души в измученной, исстрадавшейся, пронзенной гвоздями плоти… «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46; Пс. 21: 2).

http://pravoslavie.ru/112021.html

Мф. 21:22 . «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы: Сир. 7:36 . «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.» Тов. 4:17 . «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! » Обычай подавать милостыни за умерших: Втор. 26:14 . «Только из десятины нельзя было давать для мертвого, а из десяти частей произведений земли можно.» Тов. 4:17 . «Раздавай хлебы твои при гробе праведных.» Сир. 7:36 . «Но и умершего не лишай милости.» Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой: Мф. 25:40 . «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной Церкви, у евреев, – что видно из Втор. 26:14 , где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно, из остальных девяти частей произведений земли можно давать и за умерших (см. 2Мак. 12:39–49 ). И в Новом Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью. В заключение повторим слова Евангелия, свидетельствующие о возможности прощения грехов и в загробной жизни: Мф. 12:32 . «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного – хулы на Духа Святаго. Польза милостыни для умерших грешников: Лк. 16:1–9 . «Когда обнищаете, приняли бы вас в вечные обители.» Мф. 25:40 . «Вы сделали это одному из сих... то сделали Мне.» Мф. 18:14 . «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.» Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает еще и из следующих указаний Слова Божия: а) Когда человек умирает и душа разлучается с телом, то тело, по словам Писания, возоращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, Который и дал его ( Еккл. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но Господь не хотел открывать теперь народу то, что хотел еще раз (ср. Мф.16:21,17:22 ) открыть своим ближайшим ученикам; а потому отзывает от народа учеников своих одних. «Он рассуждает с ними о сем наедине и – не без причины. Ибо не должно было распространять о сем молвы в народе и говорить открыто, потому что отсюда не произошло бы никакой пользы. Если ученики, слыша сие, возмущались, то гораздо более возмутился бы простой народ» (Злат.) «Потому не должно было говорить о сем народу, чтобы не соблазнился он» (Евф. Зиг.). Мф.20:18–19 . вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. «Первосвященникам и книжникам» (ср. прим. к Мф.2:4,17:22 ), которые вместе со старейшинами составляли Синедрион, верховное судилище иудейское по важнейшим вопросам церковного и народного управления. – «И осудят Его на смерть»: иудеи не имели права предавать кого-либо смертной казни; это право обладатели их, римляне, оставили за собою; но они могли поставить смертный приговор и требовать исполнения его от римского прокуратора; это и случилось с Иисусом Христом (ср. Мф.26:66,27:2 ). – «Предадут Его язычникам»: римским властям для исполнения смертного приговора над осужденным; разумеются здесь именно Пилат прокуратор и его войска. – «На поругание, и биение, и распятие»: см. Мф.27:26–30 . – «И в третий день воскреснет»: см. Мф.28 . Мф.20:20 . Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. «Тогда»: как бы в доказательство того, что и теперь еще как и прежде ( Мф.16:21 и дал. Мф.17:22 и дал.), даже самые довереннейшие ученики Христовы не вполне понимали смысл речей Его о своем страдании, смерти и воскресении. – «Мать сынов Зеведеевых»: мать Иакова и Иоанна апостолов, по имени Саломия ( Мк.10:35, 15:40, 16:1 ). Мф.20:21 . Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

11.  …из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7. 38–39). 12.  …лист которого не вянет (Пс. 1. 3). 13.  …и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1. 3). 14.  Не так — нечестивые, [ не так] : но они — как прах, возмещаемый ветром [ с лица земли] (Пс. 1. 4). 15.  Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 16. Откр. 20. 17. Святой Исаак Сирин. Слово 38. 18. Рим. 8. 4. 19. Мф. 5. 8. 20.  Знает Господь путь праведных (Пс. 1. 6). 21.  Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1. 6). 22. Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава на утрени во вторник Страстной недели. 23. Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся — и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5. 18). Делание благодарения объяснено с особенною удовлетворительностию в ответах преподобного Варсонофия Великого. 24. Быт. 32. 25.  Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32. 10). 26. Быт. 33. 4. 27. Быт. 34–35. 28. Быт. 37. 29. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие. Ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. 30. Пс. 50. 19. 31.  И сели они есть хлеб (Быт. 37. 25). 32.  Что вы дадите мне, и я вам предам Его (Мф. 26. 15). 33. Быт. 39. 34. Быт. 40. 35. Быт. 41. 36. Рогго ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. 37. Ин. 6. 51. 38. «Записки на книгу Бытия» Московского митрополита Филарета [Дроздова — Ред.]. 39. Быт. 42. 40. Быт. 43. 41.  …приготовил… трапезу (Пс. 22. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Помните, как изложил Господь главную заповедь Закона, добавив: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:39-40). Без второго нет первого: если ты говоришь, что любишь Бога, а брата своего ненавидишь, то ты лжец (ср. 1 Ин. 4:20). Подтверждение этому мы видели и в Законе, и у малых пророков. Эта мысль здесь тоже раскрывается: «Тогда, – то есть, когда вы научитесь делать добро, – придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:18-20). Здесь заканчивается первая паремия великопостная из пророка Исаии. В первый день Великого Поста это, конечно, звучит особенно убедительно и назидательно. И дальше пророк Исаия говорит: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» (Ис. 1:21). Здесь мы снова встречаемся с теми проявлениями брачной мистики, о которой мы уже имели возможность говорить. Взаимоотношения человека с Богом описываются не столько в юридических терминах, сколько в терминах взаимоотношений мужа и жены, и такого рода выражения постоянно нам встречаются в тексте книги пророка Исаии. И у пророка Исаии все время чередуются обличительные и утешительные пророчества, но первая часть – первые 40 глав все-таки посвящены преимущественно наказанию и возвещению гнева Божия. Вначале ставится вот эта перспектива: сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия. Почему блудницею сделалась? Потому что не соблюдает верность Богу, призвавшего ее и возлюбившего ее, и любить Которого она сама обещалась: «Серебро твое стало изгарью, – теперь обитают в ней убийцы, – вино твое испорчено водою, князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; и не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:22-23). И вот это – причина суда, который возвещается над Израилем и Иудеей. Но вместе с судом обещается и то, что суд не будет уничтожением окончательным народа, но суд будет чем-то наподобие печи, в которой вся изгарь, весь свинец, который портит серебро, всякие примеси будут отделены и очищены.

http://sedmitza.ru/lib/text/431408/

7.10. Поставление Иисуса Навина После того как Моисей сделал всё, чтобы израильтяне вошли в землю обетованную, он поставляет Иисуса Навина, который прежде был военным вождем среди израильтян и служителем Моисея ( Исх. 24:13 ), не отходившим от скинии ( Исх. 33:11 ). Заметим, что не сыновьям своим передает он власть. Моисей просит Господа, чтобы после его смерти не остался народ, «как овцы, у которых нет пастыря» ( Числ. 27:17 , ср. Мф. 9:36 ). В ответ Господь повелевает ему поставить Иисуса Навина, «человека, в котором есть Дух» ( Числ. 27:18 ). Через возложение рук Моисей пред всем народом ставит Иисуса Навина вождем над израильтянами ( Числ. 27:22–23 ). Здесь можно увидеть двойное пророчество. С одной стороны, Иисус Навин прообразует Христа, поскольку он вводит иудеев, приняв их от Моисея, в Землю Обетованную. С другой стороны, в Евангелии сказано: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф. 9:36–38 ). Апостолы призываются к служению Христом, как Иисус Навин – Моисеем. Глава 8. Второзаконие В книге Второзаконие пророк Моисей кратко напоминает историю странствия новому поколению израильтян, тем, кому во время Исхода было меньше 20 лет. Кроме того, он напоминает им заповеди, данные на Синае. Это происходит в 40-й год по выходе евреев из Египта ( Втор. 1:3 ). В связи с предстоящим вступлением в землю обетованную израильтяне получают ряд новых заповедей. 8.1. Повторение Закона и новые заповеди В нашем курсе заповедям посвящен особый раздел, поэтому сейчас они подробно рассматриваться не будут. Напомню только, что все три ответа на искусительные вопросы, которые диавол задавал Спасителю в пустыне, были цитатами из книги Второзаконие ( Втор. 8:3; 6:16; 6:13; 10:20 ). И первая часть двуединой заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» взята тоже из этой книги Второзаконие ( Втор. 6:5 ). Израильтяне должны были эту заповедь написать на правой руке и на лбу, в результате чего и возник обычай изготовлять «хранилища», о расширении которых фарисеями говорит Господь в Евангелии ( Мф. 23:5 ) (во время молитвы иудеи привязывали себе на лоб и на руку коробочки, где была написана заповедь «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). Кроме того, для напоминания о заповеди Божией через Моисея Бог повелевает всем сделать себе на краях одежд кисти и вставлять в них нити из голубой шерсти, глядя на которые израильтяне могли бы вспоминать о заповедях Божиих ( Числ. 15:38–40 ). Эти кисти – «воскрилия риз» – Господь тоже упоминает, когда обличает фарисеев, поскольку изготовление этих коробочек и кистей стало некой самодовлеющей ценностью с забвением того, ради чего это всё делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:40-41 ). Иисус ждал от учеников человеческой поддержки и укрепления в Свой скорбный час, но ученики заснули. Они знали, что в эту ночь Он будет арестован врагами и осужден на смерть. Спаситель Сам просил быть рядом и бодрствовать с Ним. Евангелист Лука пишет, что Иисус пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали ( Лк.22:45 ). Действительно, сильная печаль может производить сильный сон, и апостолы расслабились и не смогли противостоять этому искушению. К тому же молитва Господа была продолжительной, что следует из Его слов: Не могли вы один час бодрствовать со Мною ( Мф.26:40 ). Упрек к ученикам адресован Петру, ведь именно он обещал Господу даже умереть за Него, а когда нужна была поддержка, заснул. Напоминая Петру его же слова, Господь призывает учеников к бодрствованию, а Петру указывает на начало его падения. Ученикам нужно было бодрствовать и молиться. Им предстояли искушения. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово ( Мф.26:42-44 ). Сын Девы Марии скорбит смертельно ( Мк.14:34 ). Если первые христиане будут идти на страдания за Христа с радостью, так это потому, что Господь их будет духовно укреплять, а смерть и ад будут тогда Им уже побеждены. Смерть противоестественна богозданному человеку, она вошла в его природу как следствие разлучения с Богом. Тем более она противоестественна Христу, в Котором неслитно, неизменно и неразлучно соединены две природы: Божественная и человеческая. Мог ли кто из людей глубоко знать и понимать, что такое ад – царство гнуснейшего сатаны и мерзейших духов? Богочеловек все это знал и понимал: всю гадость, мерзость, гнусность и отвратительность адского царства. С этими проявлениями ада очень скоро придётся столкнуться Иисусу: Иудин поцелуй будет первым этапом откровения адской сущности.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010