Несколько раз на протяжении этой вечери Господь указывал на присутствие за трапезой предателя: при омовении ног Господь сказал апостолам: « Не все вы чисты », за трапезой Господь воскликнул: « Истинно, говорю вам, что один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня » (Мк.14:18). У иудеев предательство друга другом, который разделял с ним трапезу, считалось самым страшным, поэтому слова Христа особенно сильно поразили и опечалили апостолов. Понимая в глубине сердец, что они боятся предупреждений о страданиях и гонениях, о которых постоянно говорил им Христос, они стали один за другим спрашивать Иисуса: « Не я ли, Господи? » (Мф.26:22). Когда Иуда-предатель, подобно остальным, спросил: « Не я ли , Равви ?» Господь тихо ответил: « Ты сказал », что значило: да, ты (Мф.26:25). Но, показывая Иуде, что Он знает о его замысле, Господь давал предателю возможность остановиться и не совершать зла. Вечеря Великого Четверга известна как «Тайная вечеря», поскольку на ней было установлено Таинство Евхаристии. Когда завершена была ветхозаветная пасхальная трапеза, Иисус Христос взял хлеб, благословил его, разломил на части и, раздавая апостолам, сказал: « Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, Которое за вас предается » (Лк.22:19). Затем, взяв чашу с вином, и благословив, подал ее апостолам со словами: « Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание » (Мф.26:28; Лк.22:19). В конце вечери, когда Иуда вышел и направился к старейшинам, была уже ночь. После его ухода Господь сказал: « Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем » (Ин.13:31). Эти слова – о наступившем часе страданий Христа, плодом которых станет победа над злом и смертью. С уходом Иуды час страданий быстро приближался. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками (Ин.13:31–17.26) Готовя апостолов к предстоящей разлуке, Господь сказал им: « Дети! недолго уже быть Мне с вами… » (Ин.13:33). Утешая их, Христос сказал, что Он должен уйти, чтобы апостолы получили дар Святого Духа – то, что произойдет в день Пятидесятницы. Когда же Дух Святой придет к ним, Он напомнит им все, что говорил Христос, и даст им силу свидетельствовать о Христе даже до края земли, не боясь никаких земных мучений.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Андрей 26 февраля 2015, 22:05 Спасибо Вам Ольга за чудесный рассказ из настоящей жизни. Читаю и слезы на глазах.Господи, прости нас грешных за нашу черствость, гордыню и невнимание к нашим родным и близким. С душевною радостью читаю Ваши рассказы и книги. Храни Вас Господь! Упокой Господи душу усопшей р.б. Иулиании. Александр 26 февраля 2015, 21:20 Очень тронул рассказ. Да и как не тронуть. Тяжело христианке в нехристианской семье. Наибольшая ответственность здесь конечно на муже. И это не тот " глава " которому жена должна подчиняться. Жена это помощник мужу в содержании семьи как малой церкви. Ну а дети. В жизненных скорбях, которых они обязательно встретят, возможно они вспомнят мать, чудную Книгу, молитвы, церковь и востанут ещё ко спасению. Наталия 26 февраля 2015, 20:29 " Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил " . Владимир Степанов 26 февраля 2015, 20:08 Любовь спасает. Без Любви человек превращается в камень. Не знал, или не желал знать Михаил об этом, и лишил своих детей сердец. Иулианию спасет её кротость и смирение, не ей отвечать за темноту мужа, которому она помощник. А нам всем урок. Бог установил мужу заповедь - обязанность устроить в семье Любовь между ним и его женою: Быт. 2:24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть & Мф. 22:39-40 возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Исполним мы (мужи) это правило, привнесем Любовь в одну плоть в качестве закона и увидим живые плодоносящие виноградные лозы, которые Виноградарь не бросит в огонь. наталия 26 февраля 2015, 20:04 Замечательный рассказ о кротости и смирении, почему муж такой. почему дети такие? какая разница почему, может Господь и ссудил ей такую жизнь для её же спасения, никто не знает.

http://pravoslavie.ru/77521.html

   Как понять эти слова? Означают ли они, что можно, как кому угодно причащаться — или таинственно, или иным способом, например духовно, и что последнего рода причащение может заменять первое?    Но если понять так слова блаженного Феофилакта, то необходимо придется стать в противоречие со словами Господа о необходимости Таинства Причащения, преподанного в чувственном виде на тайной вечери, где Он заповедал творить сие, т. е. чувственное причащение, в Его воспоминание (Лк.22:19; 1Кор.11:25).    Обращаясь затем к другим словам блаженного Феофилакта, в том же толковании, мы приходим к полному убеждению, что он совсем не думал сказать, что видимое причащение Тела и Крови Христовой можно заменить каким-то духовным причащением. Объясняя слова Спасителя о хлебе животном, ядый от которого не умирает, он прямо говорит, что здесь речь о тайнем (т. е. таинственном, видимом) причащении, что это «тайное причащение есть обычно» и что оно только необходимо, что «несть инако живота имети», а отсюда познаем, заключает он, величество тайны причащения.    Таким образом, выражение блаженного Феофилакта: «Ясти и пити Плоть и Кровь Владычню» можно «и по иному образу» означает не действительное, какое-то не понятное, духовным образом причащение Тела и Крови Владычней, а общение с Христом нравственное, через прохождение добродетельной жизни, каковое общение имеет тесную и необходимую связь с таинственным приобщением Плоти и Крови Христовой». 2. Библейские тексты о св. причащении.    Первое причащение было на последней пасхе, которую отпраздновал Господь со Своими учениками: «ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» (Мф.26:19). И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). И взяв чашу, и, благодарив, подал им и сказал: «пейте из нея все» (Мф.26:27), «ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28). «Ибо я (говорит св. Ап. Павел) от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб» (1Кор.11:23), «и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое: сие творите в Мое воспоминание» (1Кор.11:24). «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

Как понять эти слова? Означают ли они, что можно, как кому угодно причащаться – или таинственно, или иным способом, например духовно, и что последнего рода причащение может заменять первое? Но если понять так слова блаженного Феофилакта, то необходимо придется стать в противоречие со словами Господа о необходимости Таинства Причащения, преподанного в чувственном виде на тайной вечери, где Он заповедал творить сие, т. е. чувственное причащение, в Его воспоминание ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:25 ). Обращаясь затем к другим словам блаженного Феофилакта, в том же толковании, мы приходим к полному убеждению, что он совсем не думал сказать, что видимое причащение Тела и Крови Христовой можно заменить каким-то духовным причащением. Объясняя слова Спасителя о хлебе животном, ядый от которого не умирает, он прямо говорит, что здесь речь о тайнем (т. е. таинственном, видимом) причащении, что это «тайное причащение есть обычно» и что оно только необходимо, что «несть инако живота имети», а отсюда познаем, заключает он, величество тайны причащения 13 . Таким образом, выражение блаженного Феофилакта: «Ясти и пити Плоть и Кровь Владычню» можно «и по иному образу» означает не действительное, какое-то не понятное, духовным образом причащение Тела и Крови Владычней, а общение с Христом нравственное, через прохождение добродетельной жизни, каковое общение имеет тесную и необходимую связь с таинственным приобщением Плоти и Крови Христовой» 14 . 2. Библейские тексты о св. причащении Первое причащение было на последней пасхе, которую отпраздновал Господь со Своими учениками: «ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» ( Мф.26:19 ). И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ). И взяв чашу, и, благодарив, подал им и сказал: «пейте из нея все» ( Мф.26:27 ), «ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). " Ибо я (говорит св. Ап. Павел) от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб» ( 1Кор.11:23 ), «и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое: сие творите в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:24 ). «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мф.26:21 . и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. «Один из вас предаст Меня»: «когда они ели, Христос беседовал с ними о предательстве, дабы и самым временем и трапезою обличить предателя... Смотри, как Он щадит предателя, ибо не сказал: этот предаст Меня, но – один из вас, для того, чтобы, скрывая его, опять дать ему возможность раскаяться, и хочет устрашить всех, дабы спасти его» (Злат.). Мф.26:22–23 . Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; «Начали говорить Ему» и пр.: смущение при горькой вести, происшедшее от сознания собственной невинности и чистоты отношений к Учителю, тотчас выразилось в желании учеников освободиться от подозрения прямым и откровенным вопросом и вместе узнать точно – кто это один из них предатель? – «Не я ли, Господи?» вопрошал каждый из них. Один только Иуда, как видно, вместе с другими не предложил этого вопроса о себе, и спросил уже, когда был указан и обличен. – «Опустивший со Мною руку в блюдо»: это, конечно, было блюдо из плодов, приготовленное в виде густого соуса (см. прим. к ст. Мф.26:1 ); на Востоке обыкновенно не употребляли вилок и ложек и брали кушанье просто рукою. «Некоторые говорят, что Иуда был столько дерзок, что не почитал Учителя и вместе с Ним обмакивал руку. А по моему мнению, Христос сделал и это для того, чтобы привести его в больший стыд и возбудить в нем доброе расположение (Злат.). Мф.26:24 . впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. «Идет»: на смерть, умирает или должен умереть (ср. словоупотребление в Быт.15:2 ; Пс.38:14 ). – «Как написано о Нем»: в Ветхом Завете, в частности в пророчествах (ср. Пс.40:10 с Ин.13:18 ; Ис.53:4–9 ; Дан.9:26–27 и др.). «Сие говорил Он как для утверждения учеников Своих, дабы они поступок Его не приписали слабости, так и для того, чтобы исправить предателя» (Злат.). – «Горе тому человеку»: величайшее преступление будет ужасно и наказано. «Но иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслью, а по злобе. Если ты не будешь смотреть на цель, то и дьявола освободишь от вины. Но нет, нет. И тот и другой достойны бессчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Ибо не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа и величайшее Его промышление, обращающее злодеяния других в нашу пользу. Что же, спросишь ты, если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы кто-нибудь?.. Если бы все были добры, то не исполнено было бы строительство нашего спасения. – Да не будет! Ибо Сам премудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и не случилось предательства. Премудрость Его велика и непостижима. Посему-то, дабы не подумал кто, что Иуда был служителем домостроительства, Иисус называет его несчастнейшим человеком» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

12. Речь о кенозисе — добровольном самоумалении Сына Божия через принятие Им человеческой природы. 13. В современной греческой печатной Триоди здесь — 2-е лицо («приносишь»), но рукописи подтверждают в данном случае правоту церковнославянского перевода. 14. Утверждение прп. Космы, что, подавая апостолам Свои Тело и Кровь на Тайной Вечере, Христос уже фактически принес Себя в жертву за человечество (ибо кровь отделяется от тела при заклании жертвы, а вкушение жертвенного мяса происходит после жертвоприношения), крайне важно догматически, в том числе для учения о Евхаристии как Жертве. 15. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф. 26:26). 16. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все…» (Мф. 26:27). 17. φρων, что противопоставляется «радости» (εφροσνη) в предыдущем тропаре. 18. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне…»  (Ин. 15:4). 19. Ирмос 4-й песни традиционно отсылает к содержанию 4-й библейской песни: «Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Уразумел я дела Твои и ужаснулся…» (Авв. 3:1-19). 20. Ср.: «сияние Его как свет будет, сила в руках Его, и Он положил мощную любовь силы Своей…» (Авв. 3:4).  21. Здесь и в последующих тропарях — λασμν, в Септуагинте этим словом переведено еврейское обозначение жертвы за грех, а в более широком смысле оно указывает на храмовые священнодействия, очищающие от греха. 22. μολν — скрытая отсылка к героической фразе μολν λαβ («Приди и возьми» — ответ спартанского царя Леонида на предложение персов сложить оружие). 23. «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания…» (Лк. 22:15). 24. «Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие…» (Лк. 22:18 и параллельные места). 25. Λγον — здесь, судя по контексту, в значении «смысл», «понимание». 26. В церковнославянском переводе все три тропаря оканчиваются одинаково, но в оригинале есть разница).

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

Мк. 4:37–39. «И поднялась великая буря… А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». 8 Срока из стихотворения «Комус» английского поэта Джона Мильтона (1607–1674). 9 Пс. 118:105. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей». 10 Пс. 75:11. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». 11 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30. 12 Пс.18:2. 13 Ин. 14:8–9. 14 Деян. 17:30. 15 Лк. 23:41. 16 Книга Ф. Бэкона. 17 См. Еф.2:2. 18 См. Еккл. 12:2. 19 Пс. 22:4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». 20 Ср.. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). 21 Там же. 22 Ср. Ин.1:46: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» 23 Гал. 1:8. 24 Ср. Пс. 72:25. 25 Пс. 138:18. 26 См. 1 Цар. 3. Речь идет о старом священнике Илии и маленьком Самуиле, которому предназначено было стать великим пророком. Глас Господа, прозвучавший однажды в храме, услышал именно Самуил, а не Илий. 27 См. 1 Цар. 17. Молодой Давид победил великана и воина Голиафа, выйдя на бой с одной пращой без вооружения и доспехов, так как предложенные ему доспехи царя Саула оказались большими и неудобными. 28 См. Мф. 5:25–26. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Кодрант — самая мелкая медная римская монета (грош). 29 Ср. Мф. 10:26; Лк. 8:17, 12:2. 30 См. Лк. 18:10–14. 31 Иов. 2:4. 32 Ин. 20:29. 33 См. Ис. 32:2. 34 Ср. Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6; Рим. 9:33; Рим. 10:11. 35 Пс. 15:11. 36 Ср. Ис. 42:3; Мф. 12:20. 37 1 Ин. 4:18. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

(Ср. Мк.10:41 ; Лк.22:24 ). Причиной негодования десяти учеников была просьба Иакова и Иоанна, клонившаяся к умалению прочих апостолов. Возникновение подобных явлений показывает, что ученики Христа даже в Его присутствии не всегда отличались любовью друг к другу и братским единением. Но в настоящем случае так было не от злобы, а скорее, по-видимому, от простоты, неразвитости и недостаточного усвоения учения Христова. Борьба из-за первых мест в новом Царстве, местничество, повторилась еще и на Тайной Вечери. Мф.20:25 .  Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; (Ср. Мк.10:42 ; Лк.22:25 ). У Луки совершенно в другой связи. У Марка речь сильнее, чем у Матфея. Вместо более однозначного «князья народов» ( ρχοντες τν θνν) у Марка ο δοκοντες ρχειν τν θνν, т.е. «думающие, что они начальствуют над народами, мнимые владыки». Мф.20:26 .  но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; (Ср. Мк.10:43 ; Лк.22:26 ). Противоположение тому, что сказано в предыдущем стихе. У «народов» так, а у вас должно быть совершенно иначе. Слова Спасителя отличаются высокой поучительностью не только для духовных, но и для всех властителей и начальников, которые обыкновенно желают обладать всей полнотой власти, вовсе не думая о том, что истинная (а не мнимая) христианская власть основывается только на услугах, оказываемых людям, или на служении им, и притом без всякой мысли о какой-либо внешней власти, которая приходит сама собою. Мф.20:27 .  и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; (Ср. Мк.10:44 ). Мысль та же, что и в стихе 26. Мф.20:28 .  так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Ср. Мк.10:45 ). Предлагается высочайший и всем знакомым с жизнью Христа понятный пример и образец. Христу служили и Ангелы и люди ( Мф.4:11, 8:15, 27:55 ; Мк.1:13, 31, 15:41 ; Лк.4:39, 8:3, 10:40 ; Ин.12:2, 26 ), и Он требовал и требует Себе этого служения и даже отчета в нем ( Мф.25:34–45 ). Но никто не скажет, что учение, раскрываемое в разбираемом стихе, противоречит собственному Его учению и поведению или не соответствует действительности. Напротив, кажется, что указанные места из Евангелий не только не противоречат, а только еще сильнее подчеркивают мысль, что Сын Человеческий пришел на землю только затем, чтобы послужить. На Его служение людям и они отвечали Ему в некоторых случаях полным любви служением, и, таким образом, будучи слугой, Он вполне был Господом и Учителем и Сам называл Себя так (см. особенно Ин.13:13–14 и др.). Но как все тут не похоже на обычное проявление власти со стороны разных властителей и князей мира сего!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как вожделенно, как приятно мне слышать Твое повеление: приимите, ядите... ( Мф.26:26 ) – ибо верую я, что истинно есть свидетельство Твое о хлебе, который благословил Ты и о котором сказал: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое ( Мф.26:26 ) во оставление грехов. И чаша Твоя упоявающи мя яко державна ( Пс.22:5 ), как сказал пророк; ибо в ней содержится живот мой, она преисполнена Твоею милостью ко мне грешному. И что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову ( Пс.115:3–4 ), – Новый Завет Его исполню радостно; ибо Он сказал: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета ( Мф.26:27–28 ). Сего ради славлю Тебя, Господи, Боже щедрот и всякой утехи. Слыша о Тебе, израильские люди, яко сила от Тебя исходит и исцеляет всех ( Лк.6:19 ), искали прикасаться к Тебе; и шли за Тобою тысячи по городам и селениям, и даже в пустынные места. Твоя же премудрость устроила нам не только прикасаться к Тебе, но и быть с Тобою, и Тебя иметь внутри себя; ибо Твое слово истинно: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). О, Божественная! О, сладчайшая любовь Твоя, Господи! Не так младенец, питаясь молоком матери, соединен бывает с ней, сколь тесно соединяешься Ты с возлюбленными Своими. И не нам, Господи, не нам достоинство в сем принадлежит, но Твоему великому милосердию; ибо Ты справедливо сказал, что не здоровые требуют врача, но больные ( Мк.2:17 ). Слава Тебе, показавшему нам свет Твоего благоутробия, слава Тебе! О, как был радостен день тот для Закхея, в который он влез на смоковницу, чтобы мог видеть Тебя! И как возрадовалась душа его, когда он услышал от Тебя пресладкий глас: Закхей! сойди скорее: ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме ( Лк.19:5 ). – Но и я вот слышу глас Твой: се стою при дверех и толку, се аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, приду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ). И что же я на сие отвечаю Тебе своим невниманием? Не то ли, что сказал некогда и трикраты отрекшийся от Тебя: изыди от Мене, яко муж грешен есмь ( Лк.5:8 ). Известно мне мое окаянство, знаю я, что нет во мне ничего доброго; но приду скорее в раскаяние и с трепетным сердцем зову: откуда мне сие, что прииде ко мне Сам Господь? Знаю я, что Ты, Святый Боже, и для святых Святейший, и только во святых почиваешь; я же – человек грешный, и могу быть скорее гонителем Твоим, а не успокоителем. Но прошу и молю: не допусти меня, Господи, быть врагом Твоим, и хотя не найдешь во мне места, где бы мог главу преклонить, но войди и пребудь со мною, да умилится душа моя и вся внутренность моя благословит имя святое Твое. Се, готово сердце мое, Боже, готово сердце мое принять Тебя: благословен грядый во имя Господне! ( Лк.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мф.3:2, 8 ; Деян.2 и паралл.). Деян.26:21 .  За это схватили меня Иудеи в храме и по­кушались растерзать. «За сие», т. е. за проповедь о покаянии, обращении к Богу иудеев и язычников (общее обозначение предмета проповеди), «схватили меня Иудеи в храме». В Деян.21 и д. указывается ближайший повод к нападению иудеев на Павла, здесь же приводится самая внутренняя причина их ненависти к нему. Деян.26:22 .  Но, по­лучив по­мощь от Бога, я до сего дня стою, свиде­тель­ствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем про­роки и Мо­исей говорили, что это будет, «Получив помощь от Бога», явленную, видимо, в быстром прибытии военачальника на выручку апостола из рук озверевшей толпы ( Деян.21 и д.). «До сего дня стою» – пребываю до сего дня цел, свидетельствуя о Христе всем, кто хочет слушать, от малого до великого, от юноши до старца, от бедного до богатого, от незнатного до знатного (ср. Златоуст). «Ничего не говоря», – т. е. своего, самоизмышленного, а только предвозвещенное Моисеем и пророками. Деян.26:23 .  то есть что Христос имел по­страдать и, восстав первый из мертвых, воз­вестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. Апостол раздельнее указывает общее содержание и смысл пророчеств Моисея и пророков о Христе (ср. Деян.3 и паралл.), указывая следующие три главных черты: страдание Христово ( Ис.53 и пар.), воскресение ( Пс. 15:8–11 ; ср. Деян.2 и др.), возвещение света иудеям и язычникам ( Ис.60:1–3 ; ср. Мф.12:21 ; Втор.18:15–18 ; Деян.3 и д.). «Восстав первый из мертвых», – в том же смысле, как «перворожден из мертвых» ( Кол.1:18 ), положивши Своим воскресением начало и основание для воскресения всех людей ( 1Кор.15:23 ; ср. Деян.26 6 и пар.). «Возвестить свет» – просветить истинным учением о спасении мира (ср. Мф.4:16 ). Деян.26:24 .  Когда он так защищал­ся, Фест громким голосом сказал: безум­с­т­ву­ешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасше­с­т­вия. Речь Павла прерывается громким сердитым восклицанием Феста, понятным при легкомысленном скептицизме и презрительном отношении ко всякой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010