Одно осуждение – греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием. И это вполне понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла. Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св. Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: «Рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева?» ( Мф.3:7 ). Что это? Греховное осуждение? Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: «...научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение: «порождения ехиднова» и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: «род лукавый и прелюбодейный!» ( Мф.12:34,39 ), «о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вам?» ( Мф.17:17 ). Книжников и фарисеев Он постоянно называл: «лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями» ( Мф.15:7; 16:3; 16:6–12 , вся 23-я глава), царя Ирода называл однажды «лисицей» ( Лк.13:32 ); «поносил», как выражается само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они «не покаялись» ( Мф.11:20–24 ). Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» ( Лк.23:34 ), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды – в самом начале Своего общественного служения – и вторично – в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели, под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул», сказав при этом продавцам: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:14–16 ). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, «выгнал всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: Дом Мой Дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12–13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Блаженные старцы, слова которых мы предлагаем, своим главным попечением имели исполнение слова Господня, которое предписывает каждому верующему долг самоотвержения. Вступление верующего в небесное воинство начинается с этой ступени. Посему и Господь говорит, что «всякий, кто не отвергается себя и не возненавидит души своей, не может быть Моим учеником» (Мф. 16:24; Лк. 14:26). Старцы познали на своем богатом опыте, а также на опыте своих отцов, которым они верно служили, что вся «мерзость запустения» (Мф. 24:15), называемая «ветхим человеком», состоит из эгоизма. Эгоизм представляет собой ядро греховной личности, всю совокупность извращенных и противоестественных стремлений и действий омертвевшего и тленного человека. И потому наши отцы были безжалостны ко всему, что заключало и таило в себе частицы этого «эго», настойчиво призывая к врачеванию этой болезни неотступным самоотвержением. Воспламеняя верой божественную ревность, они сделали самоотвержение своим неизменным долгом, и все их усердие было направлено к одному: подчинить всякое помышление «в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). В своих внешних обязанностях они подчинили себя правилам и уставам, которых неукоснительно держались, и хранили их так тщательно, как могли, даже когда эта упорядоченная жизнь обратилась уже в привычку и навык. Подобное любочестное злострадание отцы переносили ради того, чтобы иметь полное послушание Божественной воле, которое было разрушено и уничтожено грехопадением. Именно благодаря послушанию стало возможным возвращение к Богу и, значит, соединение с Ним. Ибо что иное явилось причиной падения и отпадения от Бога, если не преслушание и искание независимости и благоденствия вне Божественной благодати? Пришествие Бога Слова, воспринявшего наше естество, вновь освятило изначальное предназначение человека. Сам Господь был «послушным даже до смерти» (Флп. 2:8), дабы показать, что возвращение к жизни и бессмертию невозможно без общения с Богом и подчинения Ему. Мудрые старцы, отвергнув абстрактную веру («не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» — (Мф. 7:21), настаивали на тщательном соблюдении Божественных заповедей, и сами на Деле запечатлели свою нераздельную любовь к Богу. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). «Они, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господа» (Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» — (Мк. 10:45), преображались «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В. На чём основывается учение христианского социализма? О. Оно основывается: а) на произвольно толкуемых местах законодательства Моисея, на проповеди пророков и учении Евангельском, из которых якобы усматривается, что как Моисей и пророки, так и Христос не признавали частной собственности ( Мф. 6:19–21, 19:20–24 ; Лк. 12:33 ); б) на том факте, что первые последователи Христа принадлежали будто бы исключительно к пролетариату; в) на произвольном понимании строя жизни первых христиан по книге Деяний ( Деян. 2:44–45, 4:32–35 ); г) на текстах Евангелия, о которых утверждают, что они свидетельствуют будто бы о революционном характере деятельности Иисуса Христа, или, по крайней мере, оправдывают такую деятельность, т.е. насилия, совершаемые во имя торжества добра и справедливости (например, Лк. 12:49–53 ). В. Как читается текст Мф. 6:19–21 ? О. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». В. Как читается текст Мф. 19:20–24 ? О. «Юноша говорит ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной. Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». В. Как читается текст Лк. 12:33 ? О. «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает». В. Что нужно сказать о социологии Моисея и пророков? О. Действительно, мысль о том, что земля есть достояние Божие, а не собственность человеческая, присуща ветхозаветной Библии, и отчасти выражена в законах Моисея о юбилейных годах, о распределении земли по коленам и т.п. постановлениях. Но, во-первых, эта мысль всецело истекает из теократического строя жизни древнего Израиля и вне её не имела смысла, во-вторых, она не исключала частной собственности: земля в юбилейный год возвращалась к прежним её владельцам; колена Израилевы владели отведённой каждому из них землёй; учение же, что собственники суть только приставленные Богом к имуществу управители, указывает только на то, что и в управлении собственностью, как вообще во всех без исключения сторонах жизни, человек управляется Божиим Законом. Атеистическому и аморальному социализму нельзя ссылаться на Библию , ибо он в корне отвергает теократию, заменяя её демократией. Нельзя брать выводы, отвергая посылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Если одного качества нет в нас, то и другое несовершенно» (Злат., ср. Феофил.). – «Господин поставил над слугами»: из сих слов видно, что наставление Господа ближайшим образом относится к предстоятелям церкви Его, которые суть по преимуществу служители Его, приставленные к дому Его для раздаяния членам сего дома потребных им даров духовных ( 1Сол.5:12–13 ; 1Кор.3:5,4:1–2,12:28 ; Ин.21,15–17 ; Деян.20:28 ). «Впрочем сие относится не к одним учителям, но сказано о всех обязанностях, на каждого возлагаемых. Сия притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что-либо другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратий своих, или для собственной погибели» (Злат., ср. Феофил.). – «Над всем имением поставит его»: не только над слугами своими, но и над всем имением. Сим выражается понятие о чести и славе, какой будут удостоены верные исполнители закона Христова, имеющие соцарствовать Ему в царстве Его (ср. Мф.25:21 и дал. Лк.19:17 и д.). Мф.24:48–51 . Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. «Раб тот», которого господин на время отсутствия своего поставил над слугами своими (ст. Мф.24:45 ).– «Скажет: не скоро придет» и пр.: причина дурных поступков этого раба – не столько неизвестность дня, в который воротится господин его, сколько та, он «худой раб. Ибо, почему такая же мысль не пришла на ум рабу благоразумному и верному?» (Злат.). – «Бить товарищей» и пр.: поступки, показывающие злость души и развратность, а равно и нерадивость, забвение, что он непременно должен отдать отчет в поступках своих господину своему, который рано ли, поздно ли, но непременно придет и узнает поведение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Еще как-то спросили фарисеи Иисуса, «когда придет Царствие Божие». На это отвечал Он: «не придет Царствие Божие приметным образом... Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть...» Но прежде чем прийти Царствию Божию, «надлежит Ему» (Иисусу, основателю этого Царствия Божия) «много пострадать и быть отвержену родом сим» ( Лк. 17:20–21,25 ). Наконец, в притче о хозяине виноградника и злых делателях Христос так наглядно и ясно изобразил Свою насильственную смерть, что сами «первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит.» ( Мф. 21:45 ;Лк- 20:19). И не могли не понять, если постановили убить Иисуса, на что и указал Христос в этой притче. Виноградари избили слуг хозяина, который послал их взять плоды свои. После этого хозяин, наконец, послал к ним своего единственного сына, говоря: «постыдятся сына моего». «Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф, 21:37–39; Мк. 12:6–8, 12 ;Лк-20; 13–15). После всех этих предсказаний Иисуса о Своей насильственной смерти мог ли Иуда, предавая Христа, думать, что Он не будет убит первосвященниками и старейшинами? Злые намерения первосвященников и фарисеев были известны Иуде, потому что они «дали приказание, что если кто узнает, где Он» (Иисус) «будет, то объявил бы, дабы взять Его» ( Ин. 11:57 ). А если он знал о намерении врагов, то как же мог он думать, предавая им Иисуса, что они не убьют Его, если Христос об этом предсказывал с такой ясностью и постоянством? Значит, он не верил Иисусу? Но как же не верить Иисусу, когда Иуда в своем даже злом замысле опирался на авторитет Иисуса? Все это говорит о том, что Иуда не хотел верить Иисусу, вернее говоря, не принимал в свое сердце слова и предостережения Иисуса по поводу предстоявшей Ему смерти, все эти предсказания Иисуса были на поверхности сердца Иуды, как семя при дороге, и диавол похищал посеянное семя ( Мф. 13:15 ; Ин. 12:40 ). Ясно, что сердце Иуды было почвой при дороге, не способной воспринимать слово Божие. А кто виноват в таком сердце Иуды, как не сам же Иуда?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Как же «отвергли»? Когда говорили: «не от Бога этот человек, Он обольщает народ»: также: самарянин Ты, и бес в Тебе. Ин.7:12,9:16,8:48 ». (Злат., ср. Феофил.). – «Это от Господа»: чудеса и исполнившиеся пророчества доказывают, что сам Бог Отец послал Иисуса Христа быть краеугольным камнем или основанием церкви. – «Дивно в очах наших»: для всех искупленных предметом удивления и благоговения служит то, что Бог послал в мир для них Сына своего Единородного, что сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, со славою воскрес и стал краеугольным камнем церкви искупленных. – «Потому»: что иудеи отвергли Иисуса Христа, как основателя церкви, не признали Его Сыном Божиим и Мессиею, тогда как Он действительно истинный Мессия. – «Отнимется от вас»: т.е. от тех иудеев, которые отвергли Христа. – «Царство Божие»: церковь и все духовные блага ее. Они должны бы быть первыми членами сего царства, наследниками церкви Христовой, ибо они были народ избранный Богом и нарочито воспитываемый Им и приготовляемый к принятию Мессии, а они оказались недостойными и неспособными. – «И дано будет народу» и пр.: именем народа обозначаются здесь все будущие члены царства Божия или церкви Христовой. Они представляются как один народ, в соответствие с одним народом, древле избранным Богом (тот – Израиль по плоти, этот – Израиль по духу) и в ознаменование единства в сем народе и духа закона любви. – «Приносящему плоды его»: плоды истинной веры и добродетели, свойственные новому царству (ср. прим. к Мф.3:8 ). Мф.21:44 . и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Употребляя опять образ камня, Господь показывает, что будет с противящимися Ему.– «Кто упадет – разобьется»: Господь представляет Себя под образом камня претыкания (ср. Ис.8:15 ). Кто преткнется и упадет на него, кто соблазнится о Нем, как Мессии, и не признает Его таковым, тот разобьется, погибнет духовно. – «А на кого он упадет – раздавит»: кто останется нераскаянным, того Он осудит на духовную погибель. Речь идет как о суде в настоящей жизни, так и о будущем всеобщем суде. Мф.21:45–46 . И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. «Поняли, что Он об них говорит»: теперь только совопросники поняли весь глубокий смысл речи Иисусовой, направленной против них, как представителей неверия в Мессию Иисуса. – «Боялись народа»: который почитал Господа пророком, а потому в чувстве недовольства, если бы что первосвященники и фарисеи сделали Господу, мог произвести восстание, к которому вообще склонен был народ иудейский. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.20:20–21 .  Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Откуда у матери сынов Зеведеевых явилась мысль о царствовании, когда Господь сказал: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие», то есть, когда Он провозвестил находящимся в страхе ученикам о бесславии страдания, [почему] она ищет славы торжествующего. Я думаю потому, что Господь после всего сказал: «И в третий день воскреснет»; эта женщина думала, что Он после воскресения будет царствовать там; и то, что обещается после второго пришествия [по ее мнению] должно было исполниться в первое пришествие; по свойственной женщинам притязательности (aviditate) она ищет настоящего, забывая о будущем. А вопрос Господа и обращение внимания на ее просьбу словами: «Чего ты хочешь?» происходит не от незнания; он предлагается от лица Того, Который должен был подвергнуться бичеванию и распятию, – подобно тому, как и вопросы относительно кровоточивой: «Кто прикоснулся ко Мне?» ( Лк.8:45 ), о Лазаре: «Где вы положили его?» ( Ин.11:34 ), а также в Ветхом Завете: «Адам, где ты?» ( Быт.3:9 ) и: «Сошедши посмотрю, поступают ли они соответственно воплю [против них], восходящему ко Мне, чтобы узнать, если это не так» ( Быт.18:21 ). 439 Но мать сынов Зеведея в женском неразумии и под влиянием любви [к детям] просит, не зная чего. И не удивительно, когда она обличается в неразумии, так как и о Петре говорится: «Не зная, что он говорит», когда он хочет устроить три кущи [палатки] ( Мк.9:6 ). 440 Мф.20:22 .  Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Просит мать, а Господь говорит ученикам, разумея, что просьба ее была следствием желания ее сыновей. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить? Они говорят Ему: можем». Под чашей, о которой говорится в Священном Писании , мы разумеем страдания соответственно словам: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ) и в псалме: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову» (Пс.115и далее) и непосредственно вслед затем прибавляет, какая это чаша: «Драгоценна перед Господом смерть святых Его!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Спотыкающийся на него, повредит себе, а не Ему, — что испытали первосвященники, книжники и старцы народа. Мф.21:44.   А на немже надет сотрыет и . а на кого он упадет, того раздавит. А на кого упадет Своею тяжестью, т.е. на кого разгневается, того умалит, рассеет и изгонит, что исполнилось на всем народе иудейском, переданном на разграбление римским воинам. Мф.21:45—46.   И слышавше архиерее и фарисее притчи Его, разумеша, яко о них глаголет: и ищуще Его яти, убояшася народа, понеже яко пророка Его имеяху . И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. Везде боятся людей, а не Бога. Христос и высказал притчи, и привел пророчество, чтобы, убоявшись, они оставили свое лукавство, а они еще более стали искать убить Его. Хотя Он знал, что они не переменятся, но везде делает Свое дело, ничего не опуская из того, что должно. Глава XXII Мф.22:1—3.   И отвещав Иисус, паки рече им в притчах, глаголя: уподобися Царствие Небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему и посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху приити . Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Предыдущая притча указала на обстоятельства до крестных страданий, именно на промышление Божие об иудеях, на избиение ими пророков и, наконец, на убиение Самого Спасителя. Предлагаемая же ныне указывает на обстоятельства после крестных страданий, называя Царством Небесным Бога и Отца, а брачным пиром — таинственный союз Сына с Церковью верующих. Союз же этот мы разумеем двоякий: тот, который здесь совершается верой и другими добродетелями, и тот, который завершится там более сверхъестественным образом. Называет это дело браком, как по причине любви Сына к Церкви, так и по причине радости самой Церкви; и Креститель назвал Его Женихом. Рабами называет апостолов, которые сначала проповедовали в Иерусалиме, а званными — иудеев, которые прежде всего призывались на этот брачный пир, в древности — пророками, а потом — Крестителем. Кроме них на этот брачный пир призывались они еще и Самим Женихом. Обрати внимание, с одной стороны, на злобу иудеев, а с другой — на благость Спасителя. Они его убили, а Он их, Своих убийц, опять призывает к вечному веселию, но они уклоняются от него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

там же). Мф.22:43–44 . Говорит им: кáк же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? «По вдохновению»: от Духа Святого ( 2Пет.1:21 ; ср. Деян.2:30 ; 2Цар.23:2 ), следовательно, истинно и непреложно. – «Сказал Господь Господу моему» и пр.: слова взяты из Пс.109 , в котором изображается могущество и вечная слава Мессии. Сказал Бог Отец (Иегова) Господу моему, Сыну Своему в вочеловечении (Господу Иисусу Христу). – «Седи одесную Меня»: сидеть по правую руку царя означает благоволение царя к сидящему и могущество сего последнего (ср. прим. к Мф.20:21 ). – «Положу врагов Твоих» и пр.: образ, показывающий господство Мессии над всеми врагами Своими духовными, а вместе с тем и над всем миром (ср. Пс.2:9,12 ; 1Кор.15:25 ; Евр.10:13 ). Мф.22:45–46 . Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. «Если Давид называет» и пр.: как примирите вы то, что Давид сына своего называет своим Господом? Слово Господь указывает высшее достоинство в сыне Давида, чем в самом Давиде. Если Мессия должен быть просто только потомком Давида, как и другие; если должен Он быть просто человеком, как думаете вы, иудеи; если Он не существовал еще тогда, когда Давид писал о Нем: как он мог называть Его своим Господом? А если Он был Господом Давида, если Он уже существовал в то время, то как же Он мог быть потомком его? – На вопрос этот фарисеи ответить не могли. Ответ должен быть таков: по человеческому происхождению Своему Мессия – сын или потомок Давида, но по божеству Своему, как воплотившийся Сын Божий, Он – Господь Давида. Но фарисеи не понимали этого двоякого отношения Мессии к Давиду, не понимали или утратили понимание тайны лица Мессии, как Богочеловека. «Таким образом нанесен был им столь решительный удар, что они уже не отважились более нападать на Него, ибо сказано: «с того дня никто уже не смел спрашивать Его»» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010