Иисус Христос вручает ключи от Церкви ап. Петру. Роспись Сикстинской капеллы. Мастер Пьетро Перуджино. 1481–1482 гг. Фото: wga.hu Иисус Христос вручает ключи от Церкви ап. Петру. Роспись Сикстинской капеллы. Мастер Пьетро Перуджино. 1481–1482 гг. Фото: wga.hu Один из ключевых эпизодов с участием П. происходит во время беседы Иисуса с учениками возле Кесарии Филипповой. Здесь на вопрос Иисуса, за кого люди почитают Его, ученики ответили: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Тогда Иисус задает вопрос уже об их вере: «а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго» (Мф 16. 13-16). По версии Марка, П. ответил: «Ты Христос» (Мк 8. 29); у Луки: «За Христа» (Лк 9. 20). Согласно ап. Матфею, после того, как П. исповедал Иисуса Христом, Иисус выделяет его из среды учеников и отвечает уже не всем, а ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16. 17-19). Повествование можно интерпретировать в том смысле, что Иисус дает П. новое имя в ответ на его исповедание. Но если учитывать, что, согласно Марку и Иоанну, перемена имени состоялась ранее, рассказ Матфея можно расценивать как напоминание П. об этой перемене: сначала Иисус называет его прежним именем (Симон, сын Ионин), а потом - новым (П.). Слово «камень» применительно к П. является частью метафорического ряда, включающего глагол «созидать»: очевидно, имеется в виду либо каменный фундамент, на к-ром строится дом, либо краеугольный камень, к-рый кладут в основание дома. Иисус употреблял слово «камень» в обоих значениях («фундамент» - Мф 7. 24-27; Лк 6. 47-49; «краеугольный камень» - Мф 21. 42-44). Хотя Иисус назвал П. «камнем», сам апостол сознавал, что краеугольным камнем Церкви является не он, а Христос (ср.: Деян 4. 11-12). Об интерпретации исповедания П. в церковной традиции см.: Иларион (Алфеев). 2018. С. 67-72. Спор с Иисусом

http://pravenc.ru/text/2580090.html

«Того послушайте»: ибо приемляющий Его, приемлет Меня, Который послал Его, и не чтущий единородного и возлюбленного Сына Моего не чтит Меня, Отца, пославшего Его послушайте: ибо Он имеет глаголы живота вечного.    Отослав Моисея и Илию каждого в свое место, Христос Иисус один предстает очам апостолов, и таким образом они сходят с горы, не говоря никому ничего из виденного и слышанного, ибо так заповедал Господь. Для чего же, для какой цели? Так как апостолы были еще несовершенны, еще не имели полного причастия Святого Духа, то Господь сделал это для того, чтобы не исполнить печалию сердец их, и чтобы злоба зависти не привела предателя в ярость.    Здесь, вместе с окончанием предмета для слова, и мы окончим речь свою. Вы же навсегда сохраните в памяти своей сказанное. Пусть всегда для вас звучит Отеческий глас: сей есть не раб, не посланник, не ангел, но Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. Итак, внемлем Его заповедям: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем своим (Мф. 22:37). Не убий и даже не «гневайся на брата твоего всуе». «Примирись с братом твоим прежде, и тогда пришед принеси дар твой». «Не прелюбы сотвориши», и даже не занимайся с излишним любопытством чужою красотою. Не отнимай у другого его собственности, но еще «дай просящему у тебя... и не убегай хотящаго занять у тебя» (Мф. 5:21–22, 24, 27, 28, 33, 34, 37, 42). «Любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы..., не судите, да не судими будете». Оставляйте, и будет оставлено вам, «да будете сынове Отца вашего... совершенны и милосерды, яко солнце свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и неправедные» (Мф. 5:44, 45, 48; Мф. 7:1)). Станем хранить всяким хранением эти Божественные заповеди, дабы и мы могли насладиться Божественною красотою Господа Бога. — Ныне елико возможно для отягченных земною скиниею тела, а после — яснее и чище, когда праведники воссияют, как солнце, и, освободившись от нужд телесных, подобно ангелам, будут с Господом бессмертны, в великое и славное откровение с небес Самого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке.    От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его... и поклонился до земли семь раз» (Быт. 33:1, 3). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42:6, 47:31, ср.: Евр. 11:21). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18:7).    Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого» (1 Пет. 1:23), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18), — и в Евангелии Господь говорит «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34), — и еще «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), «в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). И еще: как Христос «положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: «Любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5:44).    Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: «Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5). И Господь наш Иисус Христос говорит «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). И еще: «Если... правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5:29). И апостол говорит «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке. От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: “Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его… и поклонился до земли семь раз”(Быт. 33, 1, 3.). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42, 6; 47, 31; ср.: Евр. 11, 21.). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18, 7.). Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго”(1 Пет. 1, 23.), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: “Люби ближнего твоего, как самого себя”(Лев. 19, 18.), — и в Евангелии Господь говорит: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”(Ин. 13, 34.), — и еще: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”(Ин. 13, 35.), “в почтительности друг друга предупреждайте”(Рим. 12, 10.). И еще: как Христос “положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”(1 Ин. 3, 16.). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: “Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас”(Мф. 5, 44.). Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: “Гневаясь, не согрешайте”(Пс. 4, 5.). И Господь наш Иисус Христос говорит: “Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”(Мф. 18, 17.). И еще: “Если… правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя”(Мф. 5, 29.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Лк.9:40 .  Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Лк.9:41 .  Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Лк.9:42 .  Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. Лк.9:43 .  И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: Лк.9:44 .  вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Лк.9:45 .  Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. О преображении Господа и исцелении бесноватого отрока евангелист Лука говорит согласно с Марком ( Мк.9:2–32 ; ср. Мф.17:1–9, 14–23 ). Но при этом он вносит в рассказ некоторые новые подробности. «Дней через восемь» (стих 28) – выражение довольно неопределенное. Евангелист Лука, вероятно, считает здесь и день исповедания апостола Петра, и день Преображения, поэтому у него счет и выходит на два дня больше, чем у Матфея и Марка. «И когда молился» (стих 29; см. Лк.3:21 ). О молитве Христа перед Преображением говорит один евангелист Лука. «Вид лица» (стих 29). Евангелист Лука здесь соединяет в одно два выражения Матфея ( Мф.17:2 ). «Явившись во славе» (стих 31), т.е. в сиянии, окруженные небесным блеском. «Говорили об исходе Его» (стих 31). Это замечает только евангелист Лука. Под «исходом» здесь понимается выход Христа из этой земной жизни посредством смерти, воскресения и вознесения на небо (ср. 2Пет.1:15 ). Рассуждали они об этом для того, чтобы внушить представителям апостолов уверенность в том, что смерть Христа, которой те так соблазнялись ( Мф.16:22 и сл.), была предусмотрена еще в Ветхом Завете. «Отягчены были сном...» (стих 32). Об этом упоминает только евангелист Лука. По всей вероятности, ученики спали в то время, когда Христос молился, и проснулись, как только засиял свет от лица Господа и в сиянии появились Моисей и Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.6:42 .  И ели все, и насытились. Мк.6:43 .  И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Мк.6:44 .  Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. О чуде насыщения пяти тысяч пятью хлебами см. Мф.14:14–21 . Евангелист Марк прибавляет, что Христос, сжалившись над народом, который был похож на овец без пастырей (ср. Мф.9:36 ), много учил здесь народ (стих 34). Он же определяет ту сумму, какую апостолы считали возможным истратить на покупку хлеба для народа (200 динариев – ок. 40 руб., что соответствует стоимости 800 г серебра), и замечает, что Христос велел «рассадить» народ «на зеленой траве» – время было весеннее, перед Пасхой (ср. Ин.6:2 ) – «отделениями» (стих 39). Мк.6:45 .  И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. Мк.6:46 .  И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Мк.6:47 .  Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. Мк.6:48 .  И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Мк.6:49 .  Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Мк.6:50 .  Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. Мк.6:51 .  И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, Мк.6:52 .  ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. О чуде укрощения бури см. Мф.14:22–33 . Евангелист Марк замечает, что Господь понудил своих учеников отплыть раньше Его по направлению к Вифсаиде (стих 45). Некоторые предполагают, что было два города с таким именем: Вифсаида Юлиева на восточной стороне моря, где и произошло насыщение пяти тысяч, и Вифсаида западная – родной город апостолов Андрея и Петра (еп. Михаил). Но с таким предположением нельзя согласиться. Археологические исследования не открыли какой-либо другой Вифсаиды, кроме той, которая находилась на северо-восточной стороне Тивериадского моря ( Мк.8:22 ). Лучше поэтому принять перевод (Воленберга): «понудил: плыть вперед на другую сторону – к месту, которое выходит на Вифсаиду», т.е. «лежит на противоположной стороне от Вифсаиды», около которой в настоящее время находились ученики с Христом. Таким образом, ученики отправились в лодке, а Господь, по-видимому, намеревался пройти берегом моря, перейдя вброд через Иордан, отделявший Его от того места, куда Он направил Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но вот что говорит нам Христос: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Затем Он продолжает противопоставлять минимализм ветхозаветного закона с максимальным намерением, лежащим в основе Его новозаветной этики: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай… А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего… подлежит суду» (Мф. 5: 21–22). Прелюбодеяние и развод переосмысливаются аналогичным образом, в то время как принцип «око за око и зуб за зуб» вытесняется более высокой заповедью подставлять другую щеку. Ведя Своих слушателей еще выше по духовной лестнице, Христос повелевает им любить своих врагов, благотворить ненавидящим… Наконец, Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Таким образом, мы видим, что десятина была и остается базовым требованием нашей духовной жизни. Десятина должна быть для нас делом само собой разумеющимся. Она также не должна давать нам повода для гордости, поскольку мы просто выполняем свой долг как рабы, ничего не стоящие (ср.: Лк. 17: 10). Десятина стоит выше милостыни на пути к совершенству, на котором далеко впереди нас находятся ранние христиане, которые продавали свои дома и земли и приносили вырученные деньги к ногам апостолов для раздачи (см.: Деян. 4: 32–35), и вдова, чьи две лепты, положенные в сокровищницу, составляли все ее пропитание (см.: Мк. 12: 42–44). Некоторые могут возразить: «Как я могу давать десятину с зарплаты, когда я и так едва справляюсь, не говоря уже о регулярных расходах и сбережениях на обучение и на пенсию…» Мать-одиночка с двумя сыновьями, едва сводящая концы с концами, выступила с аналогичными возражениями, когда один знакомый порекомендовал ей откладывать десять процентов от своей скромной зарплаты. Но она решила попробовать. Она начала с трех процентов и, обнаружив, что разница едва заметна, стала откладывать уже пять, затем семь и вскоре десять процентов. Сейчас эта женщина – финансовый консультант на Уолл-стрит.

http://pravoslavie.ru/131706.html

«Я не нуждаюсь, говорит Он, в прославлении Себя, как Мессии, от людей и высказываю вам это порицание потому, что знаю вас: вы не имеете любви к Богу, ваше сердце не к Богу направлено. Посему, тогда как Меня, пришедшего во имя Отца Моего, вы не принимаете, в ложных Мессий вы уверуете. Вы и не можете уверовать в истинного Мессию, потому что на место любви к Богу (ст. 42) в вас действет самолюбие (44). Вы живете и действуете так, чтобы прославляться от людей, а не так, чтобы лишь одному Богу быть угодными» (в смысле Мф.6:1 и др.). Ст. 45–47. В заключение Своей обличительной речи И. Христос еще раз возвращается к самомнительности законоведов, гордых знанием и точным исполнением ветхозаветных писаний. Они в Моисее думают иметь руководителя к вечной жизни и крепкого защитника против всяких порицаний их образа мыслей и действий. Но И. Христос говорит, что Моисей-то и есть обвинитель их пред Богом, потому что он писал не о ком другом, как о Мессии, и именно о Том, Который говорит с ними. А так как им, как ветхозаветным людям, легче чрез Моисея прийти ко Христу, то как они могут веровать свидетельству Христа о Себе, когда они не веруют Моисею? 38. Возвращение (3) И. Христа из пределов Иудеи в Галилею. ( Мр. 3:7–12 . Мф.12 :14б. – 21). Мр. 3:7–12 . Когда фарисеи составили между собою и приверженцами Ирода Антипы совещание убить Иисуса ( Мф.12 :14а. Мр. 3:6 . Лк.6 . Иоан. 5:16:18 ), то это побудило Господа удалиться оттуда, где фарисеи были особенно сильны и опасны, – из Иудеи. Он отправился к морю, т.е. Галилейскому, и за Ним последовало множество народа из всех стран Палестины. Толпы народные так теснились около Иисуса, когда путешественники были у моря, что Он вынужден был приказать ученикам Своим, чтобы постоянно готова была лодка; в случае особенной тесноты Он мог войти в лодку и из нее поучать народ (ср. Лк.5:1–3 ); точно также, если бы в народе замечено было особенно сильное возбуждение плотских надежд на Него, как земного Царя – Мессию, Он мог быстро переправиться на восточную сторону моря в уединенные места (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

42 «А если будет вред, – сказано в Книге Исход, – то отдай душу за душу [т. е. жизнь за жизнь], глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (21:23–25). Закон талиона, т. е. воздаяние равным за равное. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб, – говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди. – А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф.5: 38–39 ). О разводе Иисус Христос говорит следующее: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Мф.5:31–32 ). Ср.: Втор.24:1 . 44 От греч. νομοθετικς – законодательное искусство. Согласно учению неокантианцев баденской школы, в естественных науках используется номотетический метод – метод обобщения и установления законов (генерализация). В науках о культуре, напротив, используется индивидуализирующий идиографический метод. 45 Положительное или позитивное право – право, действующее в данный момент. Действующее право каждой страны изменяется по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества и в этом смысле противоположно «естественному праву» – общему для всех народов, вечному и неизменному, вытекающему из самой природы человека. 46 Букв.: «закон» и «природа» – противопоставление, теоретически обоснованное в учении софистов и ставшее традиционным в последующей греческой философии (особенно у Платона и Аристотеля). 48 Теория естественного права выводит совокупность принципов, правил, прав и ценностей из естественной природы человека и обосновывает их независимость от конкретных социальных условий. Возникла в античном мире, наивысшее развитие получила в трудах философов-просветителей. 49 В основу этого рассуждения об опосредствовании закона человеческой природой положена замечательная экзегеза H. Н. Глубоковского , развитая блестяще в его статье «Ветхозаветный Закон по его происхождению, предназначению и достоинству – согласно Гал.3:19–20 » (журнал «Путь», 10). Только у него можно найти философски и богословски оправданное толкование этого таинственного места. Мы его подтверждаем еще иными соображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Благочестивая Лидия из города Фиатир, занимающаяся торговлей тканями, служила своим имуществом апостолу Павлу и его спутникам ( Деян.16:14–15 ). Книга деяний содержит краткое, но емкое повествование о помощи друг другу членов первохристианской общины Иерусалима: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.2:44–45 ). Для членов апостольской общины материальные блага имели, тем самым и земную и небесную ценность. Они совершали с «внешними людьми» сделки купли-продажи, и, в то же время, в отношениях с братьями «никто из имения своего ничего не называл своим» ( Деян.4:32 ). Апостол Павел свидетельствует, что христиане Македонии оказывали материальную помощь своим братьям в Палестине «по силам и сверх сил» ( 2Кор.8:3 ). В качестве примера любви к ближнему, Иисус в одной из своих проповедей привел милосердного самаритянина, позаботившегося об избитом разбойниками совершенно незнакомом ему человеке ( Лк.10:30–37 ). Исходя из приоритета духовной ценности материальных благ, христианское учение ориентирует христианина на то, чтобы использовать всякую возможность для осуществления небесных инвестиций. Христиане, достигавшие высоких ступеней духовного совершенства, относились к своему имуществу так, как призывал относиться к нему Спаситель в Своей нагорной проповеди: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду», «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф.6:40,42 ; Лк.6:30–35 ). Многие из них раздавали свое имущество нищим, надеясь на сокровища на небесах ( Мф.19:21 ). Например, это те, кто принимал монашество и давал обет нестяжания. Но и для этих христиан, достигших высокой степени совершенства, материальные блага имели земную ценность. В противном случае не было бы жертвы, не было бы волевого выбора, не было бы победы над грехом в себе. Эта земная ценность, правда, для них была ничтожна в сравнении с бесконечным благом будущей жизни.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010