По Евангелисту Луке эта строгая речь Иоанна была обращена к народу. В этом нельзя видеть противоречия, ибо народ в значительной своей части был заражен лжеучениями фарисейства. Смущенный строгостью речи пророка народ спрашивает: «что же нам делать?» ( Лук. 3:10 ). В ответ Иоанн указывает на необходимость творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть «плоды, достойные покаяния». Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причем иудеи верили, что Мессия, когда придет, будет крестить ( Ин. 1:25 ). Неудивительно, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли Иоанн. На эти мысли Иоанн отвечал, что он крестит водою в покаяние ( Мф. 3:11 ), т.е. в знак покаяния, но за ним идет Сильнейший его, Которому он недостоин развязать ( Лук. 3:16 , Мк. 1:7 ) или понести ( Мф. 3:11 ) обуви, как делают это рабы своему господину. «Той вы крестит Духом Святым и огнем» – в крещении Его будет действовать благодать Св. Духа, попаляющая как огонь, всякую греховную скверну. «Ему же лопата в руку Его...» – Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает свое гумно от плевел и сора, пшеницу же, т.е. уверовавших в Него, соберет в Свою Церковь , как бы в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям. 2. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ( Матф. 3:13–17 ; Марк. 1:9–11 ; Лук. 3:21–22 ; Иоан. 1:32–34 ) О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех изображает это событие св. Матфей. «Тогда приходит Иисус от Галилеи» – св. Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия Кесаря, когда по Св. Луке Иисусу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый от учителя веры. По св. Матфею, Иоанн отказывался крестить Иисуса, говоря: «Аз требую Тобою креститися», а по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения ( Иоан.1:33 ), пока не увидел Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя. Противоречия здесь видеть нельзя. Иоанн не знал Иисуса до крещения, как Мессию, но, когда Иисус пришел к нему просить крещения, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость и безгрешность и Его бесконечное превосходство над собою, почему не мог не воскликнуть: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» Когда же он увидел Духа Божия, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

По-видимому, близко к православному учению излагается американскими богословами и учение о таинстве священства. Определяется оно ими как таинство, чрез которое человек получает власть и благодать для служения и управления церковью и, следовательно, для продолжения пастырского служения Иисуса Христа. Установлено это таинство, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, самим Иисусом Христом, который положил начало ему избранием апостолов, после воскресения Его получивших поставление на иерархическое служение и в день Пятидесятницы наделенных дарами Св. Духа, необходимыми для этого служения ( Иоан. 1:35–40 ; Мф. 4:18–22; 9:9–13 ; Мрк. 1:16–20 ; Лк. 5:1–2 ; Мф. 10:1 ; Мрк. 3:13–15 ; Лк. 9:1 ; Иоан. 20:21–23 ; Деян. 2:1–4 ). Материю рассматриваемого таинства, по взгляду американских богословов, составляет возложение рук с произнесением известных слов ( Деян. 6:6 ; 1Тим. 4:14; 5:22 ; 2Тим. 1:6 ). В римско-католической церкви со времени Тридентского собора в содержание материи таинства включено также дарование посвящаемому орудий – чаши и дискоса с произнесением слов: „accipe potestatem " ….. …Христианская древность однако же, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, не говорит за эту практику римско-католической церкви 424 . Форму таинства священства составляет молитва , сопровождающая возложение рук и соответствующая этому последнему. Фразеология формы, по мнению американских богословов, разнообразилась в различных частях церкви и в различные времена. Достаточным можно считать то, чтобы форма надлежащим образом авторизировалась законною церковною властью и служила ясным обозначением материи таинства 425 . Совершителем таинства священства, по учению представителей американско-епископальной церкви, является епископ, как один лишь получивший власть и для отправления обязанностей иерархического служения, и для передачи их другим. Субъектом таинства священства должен быть мужчина ( 1Кор. 14:34–35 ), получивший крещение; для правильности рассматриваемого таинства требуется, чтобы лицо, принимающее это таинство, было конфирмовано; отсутствие конфирмации, по взгляду американских богословов, однако же не может уничтожать действительности таинства священства, потому что конфирмация входит в содержание хиротонии. 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

также Иоан. 3:34 . Лк.4:1 . И паралл.). Наконец, на основании раскрытия ап. Павлом значения крещения погружения в воде, как образа смерти и погребения, некоторые толкователи думают, что Христос, погружаясь в воде от Иоанна, этим самым выразил внутреннее добровольное решение воли Своей продолжить путь уничижения, на который Он с самого начала явления Своего в мире вступил до предания Себя на смерть за грехи людей. Мф.3:16–17 . Мр. 1:10–11 . Лк.3:21–22 . Чудесные события, сопровождавшие крещение И. Христа, были следующие: 1) отверстие небес, 2) сошествие на крестившегося Господа Духа Святого в телесном, чувственно наблюдаемом виде голубя и 3) глас Бога Отца, свидетельствовавший, что Крестившийся есть Сын Его, на Котором почиет вся Его любовь, все Его благоволение. Из описания первых трех евангелистов крещения Господа не видно, чтобы эти события доступны были наблюдению кого-либо, кроме Самого Иисуса, потому что лицо, о котором идет речь в их описаниях и к которому поэтому грамматически относятся выражения: отверзошася Ему небеса и виде Духа Божия (Мф.), и абие, восходя от воды, виде разводящася небеса и Духа яко голубя сходящего нане (Мр.), – есть И. Христос (у ев. Луки речь идет безотносительно к кому-либо). Но сам Креститель впоследствии свидетельствовал, что он был удостоен видения этих событий ( Иоан. 1:31 и др.) Что касается народа, в это время окружавшего Иоанна, то из этих же слов Крестителя можно заключить, что с окружавшими его было в этом случае то же, что со спутниками ап. Павла при его чудесном обращении ( Деян.9:7 ). Как важен был этот момент в жизни Спасителя, на это указывает то, что Он, по рассказу евангелиста Луки, выходя из воды, молился. И во время общественного служения Своего И. Христос в важнейших моментах Своей жизни обращался к молитвенному собеседованию с Своим небесным Отцом: так, пред избранием 12 апостолов ( Лк.6:12 ), во время преображения на Фаворе (9:28:29), в саду Гефсиманском пред началом Своих страданий. 20. Искушение Иисуса Христа в пустыне от дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Но тут повинны не те, которые не соблюдают заповеди Писания (1 Кор. 11:27), вина падет на предстоятелей, не внушающих братьям делать все по их наставлению, со страхом Божиим... (Письмо ¹9 «К клиру») Развивая ту же тему. Киприан говорит о взаимоотношениях между епископом и Церковью: ... Церковь не отступит от Христа, а ее составляет народ, приверженный священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ в Церкви и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви. Потому напрасно льстят себе те, кто, не имея мира со священниками, думают своею вкрадчивостью расположить некоторых к тайному общению с собой: Церковь кафолическая одна она не должна быть ни рассекаема, ни разделяема, но должна быть совершенно сплочена и скреплена связью священников, взаимно к себе привязанных. (Письмо ¹54 «К Флоренцию Пупиану о поносителях») В этом послании, как и почти во всех своих писаниях, св. Киприан прежде всего утверждает абсолютное единство Церкви и столь же абсолютную неприемлемость расколов. Эта же мысль является центральной в его второй знаменитой книге «О единстве Церкви». Основная тема этой книги доказательство прерогативы епископов в примирении отступников. В первых трех вводных главах говорится о единстве Церкви и об опасности ересей и расколов. Они представляют большую опасность, нежели гонения, ибо они разрушают веру, искажают истину и нарушают единство Церкви. Каждый христианин обязан принадлежать к кафолической Церкви единой и единственной Церкви, основанной на Петре: Господь говорит Петру: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф.16:18)... И опять Он говорит ему же по воскресении своем: «Паси овец Моих», (Иоан.21:16). Таким образом основывает церковь свою на одном. И хотя по воскресении своем Он дает равную власть всем апостолам (Иоан.20:21-23), однако, чтобы показать единство Церкви, Ему угодно было с одного же начать это единство. Конечно, и прочие апостолы были то же, что м Петр, имея равное с ним достоинство и власть, но в начала указывается один, для обозначения единой Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Итак, чем более человек очищает свое сердце от греха, чем более старается раскрывать и усовершать свои нравственныя силы, особенно преуспевать в любви, тем более он уподобляется Богу, тем более способен и к познанию Его. Тогда недоступное для его разума делается доступным для его сердца. Нравственная чистота и добрая жизнь, располагая человека к принятию откровенной истины и делая его способным к её уразумению, имеют в деле богопознания великое значение и в том отношении, что открывает доступ в его сердце дарам Духа Святого – духу познания и уразумения ( Ис. 11, 2 ). Богооткровенная истина – истина сверхъестественного характера; для усвоения её поэтому необходимо сверхъестественное, благодатное воздействие; одних естественных усилий человека для этого недостаточно. Откровение учит: Бог отверзает ум к уразумению Писания ( Лук. 24, 45 ); Он наставляет на всякую истину ( Иоан. 16, 13 ); Он открывает Свои тайны по Своему благоизволению людям достойным ( Mф. XI, 25– 27 ; Лук. 10, 21–24 ). Когда Петр, один из ближайших учеников Спасителя, от лица всех дванадесяти, исповедал Его: Ты еси Христос, Сын Бога живаго, – Он ему сказал: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех ( Мф. 16, 16–17 ). Св. Павел писал коринфянам: никтоже может рещи (разумеется, с живою верою) Господа Иисуса точию Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ). Стремление к нравственной чистоте делает душу особенно восприимчивою к благодатным впечатлениям, от благодатного же воздействия и озарения и богопознание становится более чистым и совершенным. С умственною и нравственною восприемлемостью истин откровения от ищущего христианского ведения требуется еще усердная и постоянная молитва. Необходимая вообще, молитва особенно необходима для достижения успехов в богопознании. На это указывает уже самая невозможность без благодатного просвещения живого усвоения истин веры, как и то, что Бог не отказывает в дарах Своей благодати с верою обращающимся к Нему ( Иак. 1, 5 ). Этому научает нас и пример Самого Спасителя и всех богопросвещенных мужей. Спаситель молился Отцу Небесному об учениках Своих, чтобы они были освящены истиною ( Иоан. 17, 17–20 ). Апостолы также молились и о самих себе ( Деян. 4, 29 ), и о верующих, чтобы Бог просветил их познанием истины и дал им возрастать в познании Его ( Еф. 1, 16–23; 3, 14–21 и др.). Псалмопевец взывал: открый (Господи) очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118, 18 ). Иустину философу , искавшему божественной истины, научавший его старец, указав, где находится эта истина (т. е. на св. Писание), внушал: „но ты прежде всего молись, чтобы открылись тебе двери света, ибо этих вещей (т. е. возвещаемого в слове Божием) никому нельзя видеть или понять, если Бог и Христос Его не дадут разумения“ 195 . Так и церковь для приобретения богопознания призывает, прежде всего, к молитве Богу об отверзении очей ума и сердца к уразумению Его слова. § 16. Разделение учения о Боге в Самом Себе

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

День великого искупления Богочеловеком падшего человечества был ясный. Время было уже около полудня, и по еврейскому названию времен дня, был час шестой (Лк.23:44; Мф.27:45; Мрк.15:43). Но вот в этот ясный полдень «меркнет солнце и делается тьма» [ 18 ] до часа девятого, то есть, по современному названию часов дня, до третьего часа пополудни (Мф.27:45; Мрк.15:33; Лк.23:44). Страшное, величественное, внушительное небесное знамение — угасание солнца, тьма, обнявшая всё земное, среди полуденного яркого света, тяжело сдавила хулителей Невинного Христа, привела их в ужас и молчание. Знакомые же почитатели Распятого, сначала стоявшие вдали и смотревшие(Лк.23:49; Мф.27:55; Мрк.15:40), приблизились к Страдальцу, окружили крест Его и из них Евангелист называет Марию Магдалину опять первою (Мф.27:56; Мрк.15:40). Таким образом Мария Магдалина у ног Христа Спасителя не только чудотворца, прославляемого и воспетого младенцами, но и у ног Иисуса Назарянина, униженного, обесчещенного, позорно распятого, оставленного даже Его Апостолами!.. И после смерти Исцелителя Своего Мария Магдалина не покидает Его: она сопровождала перенесение тела Его Иосифом [ 19 ] Аримафейским и Никодимом [ 20 ] от креста ко гробу [ 21 ], была при погребении Его, смотрела, где полагали Христа (Мф.27:61; Мрк.15:47) и когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Его тело, то пламенная благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и с ее стороны возможную последнюю честь уничиженному иудеями ее Спасителю. Она покупает миро и ароматы (Лк.23:56), чтобы помазанием тела погребенного Христа воздать Ему, по еврейскому обычаю, возможную почесть. Предприятие это, давшее Марии Магдалине наименование еще и мироносицы, принадлежало ей, так как два Евангелиста поставляют ее опять первою, между некоторыми другими женами, ей последовавшими в нем, а третий — только одну ее (Мф.28:1; Мрк.16:1; Иоан.20:1) и именует в этом благородном деле.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Порядок же слова Божия таков: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так будет и Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Спрашивается, в какой же день – в третий или в четвертый Он должен воскреснуть? Другие места Св. Писания и совершившийся факт воскресения именно в третий день не только разъясняет, нам это затруднение, но и научают нас правильному счислению дней ( Мф. 16:21 ; 1Кор. 15:4 ). Таких мест в Св. Писании много ( Быт. 17:12, 21:4 ; Лук. 2:21 ; Втор. 14:28, 26:12 ; Иис. Нав. 9:16–17 ; 2Кор. 10:5, 12 ). Все эти места с очевидностью доказывают, что евреи в подобном случае считали и тот день, с которого начинается счет, и тот день, которым он кончается. Итак «после восьми дней» не значит в девятый, а по окончании восьмого дня вечером. Следующий день воскресный, о провождении которого апостолами мы имеем сведения, был день сошествия Св. Духа и вместе с тем еврейский праздник Пятидесятницы. В праздник этот закон запрещает работать, повелевает созывать народ на священное собрание ( Лев. 23:21 ; Числ. 28:26 ) и приносить многочисленные жертвы. Но апостолов в этот день мы видим единосущно вместе собравшимися в своей сионской горнице еще до третьего часа дня, когда именно и происходило «священное собрание». Они конечно не перестали исполнять закон Моисеев, но по-видимому, этот день решили посвятить своим собственным новозаветным воспоминаниям о совершившемся в этот день воскресении Иисуса Христа и размышлению о его последствиях. И Господь еще раз не «словами, а фактами отличил этот день от прочих дней недели ниспослав на апостолов Св. Духа. И на этот раз день этот стал днем светлого торжества и блаженства, особенно тесного общения с Богом, днем сошествия на них Св. Духа, днем проповеди об Иисусе Христе, когда все провещавали на иных языках и когда ап. Петр своею одушевленною речью обратил около 3,000 душ. Субботники доказывают, что Пасха в тот год была в субботу, а потому, если считать от субботы пятьдесят дней, то опять обязательно этот день будет в субботу. Неправильность этого счисления очевидна и легко доказывается следующим. По ясному указанию закона Моисеева пятьдесят дней отсчитывалось со второго дня Пасхи, в который приносился первый сноп жатвы к священникам ( Лев. 23:15 ; Втор. 16:9–10 ), первый день после седьмой седмицы от 16-го нисана и назначался для празднования Пятидесятницы ( Лев. 23:16 ). В год воскресения Христова первый день Пасхи и5-го Нисана случился в субботу ( Иоан. 18:28, 19:31 ), а 16-е Нисана приходилось в первый день недели, а потому и пятидесятый день приходился тоже в первый день недели.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

(Служб. вознес. веч. стихир. на лит. слава). Взирая вместе с апостолами на восходящего на небо Сына и Господа Своего и постигая совершение всего чудного, что хранилось в сердце Ее о Сыне Ее ( Лук. 2, 19. 51 ), Она «возвеличила» Его. (Служб. вознес. утр. кан. п. 9, слава веч. стихир. на стиховне 2) не только любовию, но и верою в Божество Его. Это отшествие Господа на небо было, само по себе, вожделенным и радостным окончанием земного дела Его. Но – какое лишение должно было ощутить св. общество присных Христу, и в себе, и вокруг себя, по удалении на небо Учителя! В утешение их Господь послал к ним Своих небесных вестников с новою вестию. Когда они смотрели на небо, вдруг предстали им два мужа в белой одежде, которые, пробудив их от бездейственного изумления, изъяснили, что отшествие Господа есть видимое сокрытие Его до предопределенного дня и часа ( Мф. 24, 36 ): «мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо», – приидет так же «нечаянно в непредвиденно», так же «явно и торжественно» (объяснение Филарета митр. москов. сочин. его. М. 1874 г., т. 2, стр. 165. 167), так же «на облаке и с телом» (Св. I. Злат. Бесед. на Деян. апост., перев. пр. с.-петербургск. дух. акад. 1856 г., ч. I, стр. 42). Божественный Искупитель, совершив ваше искупление в состоянии крайнего самоуничижения ( Фил. 2, 7, 8 ), восшел в превечную славу Свою с прославленным человечеством. ( Иоан. 17, 5 . Лук. 24, 26 ), восшел превыше всех небес (ЕФ. 4, 10), превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имене именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем (1, 21), и вместе с тем, по выражению церковных песнопений, «падшее естество наше, взяв на рамо, таинственно вознес превыше ангелов, всякого начала и власти, привел к Отцу Своему и почтил соседением с Ним» (Служб. вознесения, вел. веч. стихир. на Госп. воззв. слава, на литии стихир. 5 утр. седал. 1 кан. п. 7, троп. 2 и 4, п. 8, троп. 3, п. 9, троп. 3). Св. евангелист Марк, как бы проникая взором в самое небо вслед за восходящим Господом, говорит, что Он, по вознесении, седе одесную Бога (16, 19). Это седение одесную Бога Отца, по согласному толкованию св. отцов, означает «равночестность с Отцем», которую «Сын Божий, как Бог и единосущный Отцу, имеет прежде веков, и в которой, воплотившись в последние времена, восседит и телесно, по прославление плоти Его» (Толкование св. Иоан. Дамаскина. Точн. излож. прав. веры. М. 1844 г., стр. 223. См. также изъясн. св. Васил. В. (тв. св. отц. М. 1846 г., т. 7, стр. 56. 250), св. Иоанна Злат. (Бесед. на посл. в евр. перев. при спб. дух. ак. Спб. 1859 г., стр. 35); св. Афанасия александр. в тв. св. отц. М. 1863 г., т. 21, стр. 404).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ап. Петр пишет христианам: вы, Его же (Иисуса Христа) не видевше любите, на Него же ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною, приемлюще кончину вере вашей (достигая наконец верою вашею) спасения душ ( 1Петр. 1:8–9 ). Ап. Павел учит: благовествование Христово Божия сила есть во спасение всякому верующему, иудеови же прежде и еллину. Правда бо Божия в нем является от веры в веру, яко же есть писано: праведный же от веры жив будет ( Рим. 1:16–17 ). Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедается во спасение (10:9–10). Уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона ( Гал. 2:16 ). Вси бо сынове Божии есте верою о Христе Иисусе (3:26). Благодатию есте спасени чрез веру ( Еф. 2:8 ). Без веры невозможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ). На ряду с такими свидетельствами о необходимости веры для спасения, даже о вере, как едином условии спасения, новый завет учит о недостаточности одной веры для спасения. Так, Иисус Христос говорит: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех ( Мф. 7:21 и след.). Как на отличительный признак Своих последователей и главную их обязанность Он указывает на самоотвержение и несение креста, на последование за Ним, на подражание Ему: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет ( Мф. 16:24 ). Образ дах вам, говорил Он, показав пример смирения в умовении ног Своих учеников, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите ( Иоан. 13:15 ). Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). Ап. Иоанн говорит: глаголяй в Нем, т. е. в Иисусе Христе пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит ( 1Иоан. 2:6 ). Сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам (3:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

(Иппол. слов. Бол. Соборн., в нед. мясопустн.). Си блаженный Исаия востани и рцы чисто, писал св. Ипполит, что пророчествова о граде велицем Вавилоне; Веща бо о Иерусалиме и сбыся. Той бо с дерзновенем рече: да будет земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, землю вашу пред вами инии поедят, и погибе разорившися от людей чюжиих. Оставлена имать быти дщи сионова, аки куща в винограде, и яко овощехранильница в граде, и аки град обступлен. Что убо не сбышалися вся си, не скончашалися вся си реченная от тебе; не опусте ли им земля иудова; не пожгошалися им стены; не разсыпалися им освященное; не разоришалися им гради; не поядают ли их землю ини; не держат ли ю ромеи; (римляне) (сл. Ип. рукоп. 12 века). Сличение показало, что писатель Ипполитова слова 301 не правильно понял слова пр. Исаии (7 и 8 ст. I гл.) и неверно истолковал их, сказав: «не бо о иудеях сие слово пророчествова, ниже о сионе граде: но о святей церкви» , каковыми словами противоречит не только св. отцам, толковавшим эти стихи иначе, чем их истолковал писатель сего слова, но и самому пр. Исаии, который в 1–3 ст. объясняет, о чём и о ком он говорит, a именно об иудее, Иерусалиме и об Израиле. – Затем он неправду говорит, что будто бы церковь Христова может быть оставлена, потому что сего ни в каком случае быть не может, что видно из слов Бога, Который так говорит через того же пр. Исаию: «Во ярости мале отвратих лице мое от тебе, но милостию вечною помилую тя». ( Ис. 54:8 ; – ещё там же ст. 4–7 – читай выше); и из слов Христа, Который положительно нас уверяет, что церковь неодоленна: «Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей». (Мф. 16:18); что Он её никогда не оставит: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ) и что Дух Св. вечно будет пребывать в церкви: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век». ( Иоан. 14:16 ). И ап. Павел говорит: «Тому слава в церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков». ( Еф. 3:21 ). Поэтому предсказанию ( Мф. 16:18 ) церковь с того дня, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010