VI. О чтении Священного Писания Изъяснение Священного Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако читать Священное Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания, Для уяснения непонятных мест мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толкование Священного Писания). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приёмами. Следующие приёмы показаны нам для отыскания истинного смысла текста Самим Господом и свят. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь разные значения (см. Гал.3:16 ; Еф.4:8–9 ; Евр.12:26–27 ). 2) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) Священного Писания (см. Евр.10:3–10 ). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест Священного Писания (см. Рим.15:8–12:3:19–18 ). 4) Сделать сопоставление с данным местом – мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:13–14 ). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35:13:34–37 ). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); притчи понимать непременно в смысле переносном ( Мф.13:18–23:36–43 ). Итак, для разумения истинного смысла Священного Писания необходимо основательное изучение всего Священного Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении священного текста, для избежания ошибки, обязательно проверять своё понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. Еф.4:11–12 ); если же чего-нибудь из Слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» ( 1Кор.14:37–38 ), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его сил и разумения ( Сир.3:21–24:38:24–25 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в вопросе о чтении и разумении Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 8, 2007 год Отвергнутый камень Евангелие на Литургии в неделю 13-ю по Пятидесятнице (Мф. 21, 33-42) Церковнославянский перевод [ Примечание ]:   Рече2 гдсь при1тчу 33  домови1тъ, и4же насади2 и3 w3nлo1moмъ w3rpaдu2 и3 и3скопа2 въ не1мъ точи1ло, и3 созда2 сто2лпъ, и3 вдаде2 и5 и3 ти1де. 34  Е#гда1 же npuблu1жucz bpe1мz nлoдw1bъ, посла2 рабы6 cboz2 къ плоды2 35  И# рабы6 u4бw би1ша, же и3би1ша, же поби1ша. 36  Па1ки посла2 и4ны рабы6 мho1жaйшz пе1рвыхъ: и3 сотвори1ша и5мъ та1коже. 37  Послэди1 же посла2 къ ни2мъ сн7а своего2, rлaro1лz: u3cpaмz1mcz сн7а мoerw2. 38  же ви1дэвше сн7а, рёша въ се2й наслёдникъ: и3 и3держи1мъ 39  И# и3зведо1ша во1нъ и3з8 и3 и3би1ша. 40  Е#гда2 и4бо гдси1нъ что2 сотвори1тъ тёмъ; 41  Глаго1лаша погуби2тъ и5хъ, и3 преда1стъ и4нымъ и5же boздaдz2mъ плоды2 во времена2 cboz2. 42  Глаго1ла и55мъ i3u7cъ: нёсте ли чли2 николи1же въ ка1мень, °не въ pzдY сотвори1ша° се1й бы1сть во главУ и4гла; t гдса бы1сть се1й, и3 ди1вна во ва1шею.   °небрего1ша° Русский Синодальный перевод: Сказал Господь притчу сию: 33 был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/18...

О чтении Священного Писания I. Православное учение о чтении священного Писания Изъяснение св. Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако, читать св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания. Для уяснения непонятных мест, мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом, и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толков, св. Пис.). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приемами. Следующие приемы для отыскания истинного смысла текста показаны нам Самим Господом и св. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь различные значения (см. Гал. 3:16 ; Еф. 4:8–9 ; Евр. 12:26–27. 2 ) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) св. писателя (см. Евр. 10:3–10 ). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест св. Писания (см. Рим. 15:8–12, 3:9–18. 4 ) Сделать сопоставление с данным местом мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр. 1:13–14 ). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян. 2:24–35, 13:34–37 ). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк. 2:25–26 ); притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф. 13:18–23. 36–43 ). Итак, для разумения истинного смысла св. Писания, необходимо основательное знание всего св. Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении св. текста, для избежания ошибки, обязательно проверять свое понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. 1Кор. 8:2. 10:12 ); если же чего-нибудь из слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» ( 1Кор. 14:37–38 ), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его разумения и сил. ( Сир. 3:21–24 . Ср. 38:24–25). II. Основания для православного учения о чтении священного Писания Читать св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного назидания:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Е.А. Авдеенко Кафизма IX Пс.65:3             Скажите Богу: как страшно – дела Твои!                         По множеству силы Твоей лукавят пред Тобой враги Твои. «Лукавят», лгут кахаш – это ложь и притворство, манера, когда слабый перед сильным «заискивает, притворяется, раболепствует». Здесь – та же мысль, что в Пс.18 /17:45: «по одному слуху они послушались меня, сыны чуждые лгали (кахаш) мне». Такая манера поведения – заискивания и лжи, лавирования и лукавства – может стать неотчуждаемой и войти в естество. Образом такого человека и народа в Писании является лоза или плодовое дерево, которое не дает ожидаемого плода, – о таком говорят, что оно кахаш – «изменило, обманула, солгало» ( Ос.9:2 ; Авв.3:17 ). Образом таких людей в Новом Завете стала бесплодная смоковница, которая росла «при дороге» в Иерусалим ( Мф.21:18,19 ). Сам Иерусалим в евангельском повествовании может обозначать смоковницу, которая не дала плода для Мессии. Смоковница засохла, а иудеям Иисус сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающих пророков… Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:37,38 ). «Скажите Богу» (слава Богу!) – значит разом помянуть и «страшное» в Боге («дела» нашего спасения и Крест), и то, какое разделение в человечестве принес Мессия. Тогда обнаружились и «враги», которые – неотчуждаемо по своей сути – лукавят, лавируют и лгут. Псалом 67 по языку архаичен, для понимания сложен. Его соотносят с одним из самых древних памятников в составе Священного Писания – Песней Деворы. Пс.67:2             Да восстанет Бог, и да рассеются враги Его,                         и да бегут ненавидящие Его от лица Его. «Восстанет» – встанет. Глагол кум и глагол νστημι имеют основное значение «вставать», но в греческом также «воскресать» ( Пс.1:5 ; Пс.3:8 ). Стихи 2–4 входят в состав пасхальной службы. «Рассеются» – тот тип рассеяния, который прервал строительство древнейшего библейского Вавилона ( Быт.11:4,8,9 ). «Бегут» – значение глагола допускает понимание «убывать» ( Втор.34:7 ). Об этом следующий стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Скачать epub pdf В Новом Завете слово «бодрствуйте!» встречается несколько раз. В Евангелиях его употребляет Сам Господь, когда говорит: «Итак, бодрствуйте» ( Мф. 24, 42, 25 ; Мк. 13, 35 ; Лк.21:36 ), «бодрствуйте со Мною» ( Мф. 26, 38 ; Мк. 14, 34, 37 ), «Бодрствуйте и молитесь» ( Мк. 13, 33; 14, 38 ), «говорю всем: бодрствуйте» ( Мк.13:37 ). К бодрствованию призывают и апостолы. «Бодрствуйте в молитвах» ( 1Пет. 4, 7 ) , «бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5, 8 ), «бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны» ( 1Кор. 16, 13 ). Я посмотрел, как толкуют это слово древние богословы, и обнаружил интересную вещь! Оказывается, у него есть свое особое аскетическое значение: «По писаниям отцов подвижников, – говорит Экумений, греческий богослов 10-го века, – бодренность есть напряжение деятельных сил» 1 , что-то похожее на бдительность, а еще точнее, на рассудительность. А раз так, то мы имеем дело с настоящим духовным упражнением. И на этом стоит остановиться подробнее. Св. Феофан Затворник (+1894) сравнивает бодрствующего человека со стражем: «Бодрствующий смотрит во все стороны и сторожит, чтоб не напал нечаянно враг. Когда враг подходит и хочет сбить его, он стоит на своем месте, не поддаваясь» 2 . Это сравнение можно продолжить и поразмышлять вот как: Страж готовится к своей службе. Он вспоминает случаи из прошлого и анализирует их, предполагает совершенно непредвиденные ситуации, чтобы быть готовым и к ним. А еще не выходят у него из головы ошибки и просчеты его предшественников и коллег. И их он старается учесть и быть во всеоружии. А разве нам не надо быть сторожами своего сердца, разве жизненный опыт не подсказывает нам, что надо бодрствовать, иначе не избежишь досадных падений и ошибок? Конечно, надо! Только мы не знаем, как это правильно делать. А приемы есть, простые и доступные. Их предлагает тот же св. Феофан. 1. Всего нельзя предугадать, но многое можно предвидеть. Например, идя в какой-то дом, можно наперед представлять, с кем там встретишься, о чем может быть речь, и потому предполагать, какая страсть – тщеславие, гнев или что иное, даст о себя знать, и заранее готовиться к отпору. Пусть даже ничего такого не произойдет, но уже одно предположение будет держать душу в бдительной осторожности. А одно уже это много значит!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Слово 37. На евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и проч. (Мф. 19:1) 1. Иисус, избрав сперва рыбарей, Сам потом ввергает мрежи и переменяет места одно за другим. Для чего же? Не для того только, чтобы Своим пришествием больше приобретать боголюбцев, но, как думаю, и для того, чтобы освятить большее число мест. Он делается для иудеев иудеем, чтобы приобрести иудеев, для подзаконных – подзаконным, чтобы искупить подзаконных, для немощных – немощным, чтобы спасти немощных. Он делается всем для всех, чтобы всех приобрести. Но что говорю: всем для всех? Чего Павел не захотел о себе сказать, то, как нахожу, понес на Себе Спаситель. Ибо Он не только делается иудеем, не только принимает на Себя всякие неприличные Ему и унизительные наименования, но, что всего неприличнее, называется даже грехом ( 2Кор. 5:21 ) и клятвой ( Гал. 3:13 ). Хотя не таков Он на самом деле, однако же именуется. Ибо как быть грехом Тому, Кто освобождает и нас от греха? Как быть клятвой Тому, Кто искупает и нас от проклятия Закона? Но Он именуется так, чтобы и до сей степени показать Свое смирение, а тем нас научить смирению, которое ведет на высоту. Итак, Он делается, как сказал я, рыбарем, ко всем снисходит, закидывает сети, все терпит, чтобы только извлечь из глубины рыбу, то есть человека, плавающего в непостоянных и соленых волнах жизни. 2. Для сего и теперь сконча словеса сия, прейде из Галилеи и прииде в пределы Иудейские об он пол Иордана (ст. 1). Приходит в Галилею, – и сие во благо, чтобы людие, сидящии во тме, увидели свет велий ( Мф. 4:16 ). Переходит в Иудею, чтобы убедились восстать от буквы и последовать духу. То учит на горе, то беседует на равнинах, то сходит в корабль, то запрещает бурям; иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить; иногда утруждается, чтобы и труд освятить; иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными. Переходит с места на место Невмещаемый никаким местом, безлетный, бестелесный, необъемлемый, Который один и тот же и был, и начинает бытие; был превыше времени и приходит, подчиняясь времени, был невидим и делается видимым. В начале бе, у Бога бе, и Бог бе; третье бе, самым числом подтверждаемое, Тот, Который бе, истощил, а То, чем не бе, воспринял, не составив через сие двоих, но благоволив из двух соделаться Единым, потому что Бог есть то и другое: и принявшее, и принятое, два естества, во едино стекшиеся, но не два Сына (да не бесчестится ложным толкованием сие срастворение!). Таков и толик Он! Но что со мной? Опять ниспадаю до речений человеческих. Ибо как можно назвать простое таковым и не количественное толиким? Но простите слову – орудию малому; я говорю о Высочайшем! Великий и Долготерпеливый – Естество неописуемое и бестелесное, потерпит и то, что говорим о Нем как о теле и употребляем речения, далеко не соответствующие истине. Ибо если Он принял плоть, то не погнушается и подобным словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово в неделю ваий 77 Кротость ваша разумна да будет всем человеком ( Флп.4:5 ). Кротость есть одна из самых привлекательных добродетелей. Всякий уважает её, хотя в других, если не имеет её в самом себе. Кроткие начальники вожделенны для подчиненных, а кроткие подчинённые – для начальников; кротких родителей любят дети, а кротких детей – родители. Кротость есть существенное свойство любви, а любовь есть союз совершенства. И воспоминаемое ныне событие не ознаменовано ли торжеством кротости? Господь Иисус торжественно входит во Иерусалим, как Царь, но Царь кроткий, всед на осля и жребя сына подъяремнича ( Мф.21:5 ); народ сретает Его и принимает с непритворным усердием и радостными восклицаниями. Иерусалим, избивый пророки и камением побиваяй посланныя от Бога ( Мф.23:37 ), был бы достоин того, чтобы Господь вошёл в него, как праведный Судия; но Господь воспомянул о давно минувших ужасах Иерусалима, и выразил Свою кротость скорбию и слезами: и видев град, плакася о нем ( Лк.19:41 ). И чтенный ныне Апостол не возвещает ли преимущественное достоинство кротости, говоря: кротость ваша разумна да будет всем человеком. Чего желал св. апостол Филиппийцам, того желает и всем христианам. Итак, настоящее торжество Св. Церкви поучает нас кротости. Служителю ли слова не сказать нескольких слов об этой прекрасной добродетели? Кротость разнородна. Есть кротость естественная, которая зависит от природного характера; есть кротость светская, или мирская, которая приобретается воспитанием в училищах земной мудрости, и есть кротость христианская, которой поучает Слово Божие и пример Иисуса Христа. Кротость от природы есть бессилие ума и воли. Посмотрите на человека, имеющего эту кротость: он похож на то кроткое животное, которое боится всего и трепещет всего. Чтобы своим противоречием ложным мнениям и пагубным заблуждениям века не подвергнуть себя неудовольствию других, гневу и оскорблению, он допускает их распространяться в обществе, тогда как имеет власть и средства осудить их и опровергнуть, и чтобы своим противодействием делу неправды не нарушить своего чувственного спокойствия, он соглашается с ним во вред ближнего своего. Кроток ли он, когда боится всего?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Что я могу сделать за эту неделю, чтобы принести Богу плод? Евангельское чтение недели 13-й по Пятидесятнице посвящено ответу на этот вопрос. Здесь вы можете прочитать сам евангельский текст, поразмышлять над ним с помощью подготовленных нами вопросов, поделиться своими мыслями в комментариях и познакомиться со святоотеческими толкованиями на эти отрывки.      Евангелие от Матфея, глава 21 33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Мф 21:33-42 Евангелие от Матфея, главы 4-5 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. 1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

7. Плоды Св. Духа «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22, 23 ). 1 . " Любы». Как все страсти от самолюбия, все к себе стягивающего, так все добрые расположения от любви, поправшей самость и всем готовой жертвовать для блага других, не помышляя о себе. И какой из добродетелей прилично держать первенство между плодами Духа, как не любви, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями, и от которой рождаются все блага? И в Законе и Евангелии ей предоставлено главенство: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоей и всею силою твоею: и ближнего твоего, якоже самого себе» ( Втор. 6:5 ; Мф. 22:37 ) (Иероним). Св. Павел в послании к Коринфянам, сказавши, что без любви все ничто, описывает потом дела любви так: «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» (Кор. 13:4–8). Все последующие добродетели указывают лишь разные стороны любви. 2 . «Радость.» Радость конечно «о Дусе Святе», в порядке духовной жизни: ибо «нечестивому несть радоватися» ( Ис. 57:21 ). Обычная радость – от получения земных благ; радость духовная от ощущения благобытия в Духе. Как чувство здравия неотъемлемо от здорового, так радость духовная от живущего духом и похотей плотских несовершающего. Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть, она сама рождается и стоит. Заповедь апостола: «Всегда радуйтеся» ( 1Сол. 5:16 ), может быть более есть признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине. По уверению Палладия Еленопольского в «Лавсаике» , в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались, не смотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселия телесного. Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говаривал: «Не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут Иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» («Лав.» 47, стр. 168).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 4 1–7. Чудесное умножение елея у одной пророческой вдовы. 8–37. Рождение у благочестивой Сонамитянки сына по слову пророка и воскрешение его последним. 38–41. Пророк обезвреживает ядовитую пищу. 42–44. Чудесно насыщает малым количеством хлеба большое число людей. 4Цар.4:1 .  Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. 4Цар.4:2 .  И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. 4Цар.4:3 .  И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, 4Цар.4:4 .  и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. 4Цар.4:5 .  И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. 4Цар.4:6 .  Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. 4Цар.4:7 .  И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими. Из данного рассказа видно, что к «сынам пророческим» принадлежали не только молодые холостые люди, но и женатые, отцы семейств, следовательно институт этот не напоминал монашеских орденов. Не живя вместе с другими членами обществ «сынов пророческих», такие семейные люди объединялись с другими личностью пророка руководителя. В умершем «сыне пророческом», «муже богобоязненном» традиция (раввины, И. Флавий, ср. блаж. Феодорит, вопр. 14) указывала известного из истории пророка Илии «богобоязненного» Авдия ( 3Цар.18:3 и далее), домоправителя Ахавова, который прилагал великое попечение о пропитании пророков и после впал в долги. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквою закона ( Лев.25:39 ; Исх.21:2 ) и жестокой практикой жизни ( Мф.18:25 ). Чудо умножения Елисеем елея, конечно, имеет сходство с чудесным пропитанием пророка Илией сарептской вдовы ( 3Цар.17:8–16 ), но отнюдь не вынуждает видеть в рассказе о чуде Елисея неудачный дубль рассказа об Илии, тем более, что каждый рассказ, кроме общих черт, имеет и самостоятельные, отличные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010