пояснение «в последние дни», к-рое ап. Петр (Деян 2. 17) добавляет к словам прор. Иоиля (Иоиль 2. 28-32)). Прямым следствием этого свершения является также осознание Церковью себя эсхатологическим Израилем. " ...Молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время " (Мк 13. 33). Миниатюра из Четвероевангелия. Сер. XI в. (Paris. Gr. 74) К будущему относятся отдельные упоминания Четвероевангелия об антихристе , в к-рых чувствуется влияние ветхозаветных (Мих 7. 4-6; Иез 28. 1-19; 38. 39; Дан 2. 26-45; 7.1-9. 2, 21-27; 10. 20-12. 13; Зах 12. 14 и др.) и межзаветных апокалипсисов (Syb II 165-173; III 63-77; Псалмы Соломона 2; 8; 17; 2 Вар 35. 1-40. 4). Христос предвидит появление в конце времен «лжехристов» и «лжепророков» (Мф 7. 15, 24. 11, 24; Мк 13. 22), к-рые будут обольщать народы (Мф 24. 10) и даже избранных (Мк 13. 22; ср.: Ин 5. 43). Однако эти евангельские упоминания в большинстве случаев включены в общий контекст предсказаний о конце (Мф 24. 1-25. 46; Мк 13. 1-37; Лк 17. 20-37; 21. 5-36). В них встречаются традиц. для жанра А. пророчества о предшествующих концу мира бедствиях и космических катастрофах, времени апостасии , всеобщих нестроений и болезней, охлаждения любви (Мф 24. 5-14), мерзости запустения, бегстве верных и явлении лжемессий (Мф 24. 15-24). Но характерно и появление новых моментов: история не завершится прежде, чем Евангелие не будет проповедано всему миру (Мф 24. 14), ее конец связывается с пришествием апокалиптического Сына Человеческого, Прославленного Христа, явление Которого будет явлено во всем мире «с силою и славою великою» (Мф 24. 25-31). Его страдания, смерть и прославление - непременные условия апокалиптического свершения (Лк 17. 22-30), Он Сам свидетельствует о Себе как об апокалиптическом Судии (Лк 12. 49-50), Который волен попалить грешников, но долготерпит, поскольку «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9. 56). Наступлению Царства предшествует апокалиптическая огненная жатва (Мф 13. 24-43), при к-рой ангелы «отделят злых от среды праведных» (Мф 13. 47-50). История окончательно завершится Божиим Судом (Мф 24-25) и воздаянием: воскресением грешников для наказания, а праведников для новой счастливой жизни (Ин 5. 29). Человечество будет разделено на спасенных и тех, кто отверг призыв Христа (Мф 25. 31-46).

http://pravenc.ru/text/75602.html

195 Деян 5,34 сл.; 15,5; ср. Деян. 21:20 , где, по-видимому, тоже говорится о христианах из фарисеев. Эпизоды в Деян. 5:34-39; 23,6-9 показывают, что в апостольскую эпоху фарисеи относились к христианам вполне терпимо. Легенду о Гамалииле как христианине см. в “Житиях святых” (Кн.5. М., 1904, с.172). 196 Берахот, 6b. 197 Ин 3,1-10 . 198 Впоследствии Никодим принял участие в погребении Иисуса ( Ин. 19:39 ). В Талмуде (Санхедрин, 43а) среди последователей Иисуса назван некто Ники, или Накай. Вероятно, это имя есть сокращение от Никдимон (Никодим). 199 Мф 27,57 ; Мк. 15:43,45 ; Лк. 23:50 ; Ин. 12:42; 19,38 . 200 Мф 15,13-14 ; Лк. 6:39 . 201 2Ин. 10:41. 202 3Ин. 3:22-30. 203 Славянская версия “Иудейской войны” Флавия, II, 7,14–15. 204 Флавий И. Арх. XVIII, 5,2. 205 Ин 4,1 . 206 Мф 21,21-22 ; Мк. 11:22-23 . 207 Мф 9,23 ; ср.: Ин. 14:12 ; Быт. 1:26 ; Пс 8 . 208 Лк 11,20 . 209 Мк 16,17-18 210 Лк 5,3-11 . Эти скопления рыб объясняются тем, что со дна озера поднимается газ и оттесняет их к поверхности. 211 Мф 8,23-27 ; Мк. 4:35-41 ; Лк. 8:22-25 . 212 Лк 13,16 . 213 Мф 17,14-17 ; Мк. 9:14-29 ; Лк. 9:37-42 ; Ин. 14:12 . 214 Ин 5,14 . 215 В рассказах Мф. 13:54-58 и Мк. 6:1-6 говорится только о том, что назаряне не поверили Иисусу; Лк же (4,16–30) сообщает об их покушении на Его жизнь. Кроме того, Мф и Мк относят посещение Назарета к середине общественной деятельности Христа, а Лк – к началу. Экзегеты по-разному оценивают это расхождение. Автор данной книги исходит из возможности двух посещений Назарета. Причем вероятнее, что наиболее враждебной была вторая встреча, когда Иисус стал уже повсеместно гонимым. 216 Мк 7,33 ; Ин. 9:6-7 . 217 Мк 2,1-12 . 218 Мк 7,34 . 219 Мф 9,20-22 ; Мк. 5:25-34 ; Лк. 8:43-48 . 220 Четко определить границу, отделяющую обычное душевное заболевание от демонической одержимости, трудно. Однако, когда думают, что все исцеленные Христом “бесноватые” были просто душевнобольными, упускают из вида, что суть большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на себе) и излечение тесно связано с духовной и нравственной жизнью больного, как отмечал изобретатель инсулинового лечения Дж.Фергюсон. Важно помнить также, что в Евангелии всякий недуг рассматривался как проявление разрушительных сил мироздания (см.: Лк. 13:11-16 ).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

Анализ глаголов, связанных в Евангелиях с Царством, подтверждает такое толкование. Мы не находим выражений типа «строить» Царство, «приближать» Царство или «продвигать» интересы Царства. Царство – это не просто новое социальное устройство; не отождествляется оно и с церковью. Вместо этого Евангелия говорят о Царстве как о чем-то совсем близком, во что люди могут войти ( Мк.1:15 ; Лк.19:52 ). Оно дается как дар ( Лк.12:32 ) и может быть унаследовано ( Мф.25:34 ). В то же время оно не есть национальная или расовая привилегия иудеев, и может быть отнято у них ( Мф.8:12; 21:43 ). Необходимое условие для вхождения в Царство – исполнение воли Божьей ( Мф.7:21–23 ). При этом человек обязательно должен покаяться и «обратиться», то есть полностью изменить и себя, и свое мировоззрение ( Мф.4:17 ; Мк.1:15 ), решительно порвать ( Лк.9:62 ) с приземленными интересами ( Мф.22:1–4 ) и, как ребенок, принять Царство ( Мф.19:14 ; Мк.10:15 ; Лк.18:16 ). Царство должно быть первым попечением человека ( Мф.6:33 ; Лк.12:31 ), и ради него нужно быть готовым отказаться от всего ( Мф.13:44–48 ). В то же время существуют тайны, связанные с Царством ( Мф.13:11 ); некоторые люди не способны ни понять Царство ( Мк.4:11–12 ), ни даже увидеть его ( Ин.3:3 ). В будущем Царство явится в силе ( Мк.9:1 ), когда Сын Человеческий придет со своими ангелами в славе Отца своего ( Мф.16:27 ). Это Царство, уготованное Отцом Иисусу, должно стать радостью для тех, кого Иисус считает достойным такой радости ( Лк.22:29–30 ). Двойственная природа Царства (неявная в настоящем и славная в будущем) составляет предмет «притч о Царстве», особенно притч о сеятеле, горчичном зерне и закваске (см. Мк.4:1–32 и параллельные места). Одним словом, в учении и служении Иисуса Царство Божье изображается преимущественно как суверенное владычество Божье. Оно начинается с личного взаимоотношения между Богом как царем и людьми как его подданными. Хотя в установлении этого взаимоотношения Бог берет на себя инициативу, человеческие усилия также играют свою роль: «Ищите Царства его... ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:31–32 ); «не всякий говорящий мне: «Господи», «Господи», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного» ( Мф.7:21 ). То есть, чтобы быть в Царстве, необходимо повиноваться Богу. 3. Учение Иисуса о самом себе

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Воспринять и усвоить это слово Божие, взрастить семя царства Божия, приобрести эту драгоценную жемчужину ( Мф.13:23 ; Мф.13:45–46 ) – отселе становится главной заботой человека. Достигается это высочайшее благо не вдруг и не сразу, потому что царство Божие приходит не с внешним величием ( Лк.17:20 ) и не насильственным образом ( Лк.9:55 ), а приобретается тяжелыми усилиями, трудом – медленно и постепенно ( Мф.11:12 ), так что обычному человеческому взору оно сначала даже незаметно ( Лк.17:21 ). Малое и неприметное, подобно зерну горчичному ( Мф.13:31–32 ), царство Божие тем не менее имеет возрасти в большое дерево, под которым найдут приют люди всех стран и народов ( Лк.13:29 ); малая закваска, положенная в тесто, имеет оквасить, преобразовать всю жизнь человечества ( Мф.13:33 ). Возвещаемое сначала избранному народу Божию, овцам дома Израилева ( Мф.10:5–7 ), оно отнимется у них, отвергших краеугольвый камень этого царства и дастся иному народу, „овцам иного стада“ ( Мф.21:42–43 ср. Ин.10:16 ). Слово о царстве Божием пройдет по всему миру ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ) и всюду произведет суд, подобно мечу разделив человечество на сынов царства и сынов лукавого ( Мф.10:34–36 ср. Мф.13:38 ). Правда, это разделение не полное, не всецелое. В мире – этом поле Божием растут в сем веке вместе пшеница и плевелы; мир постепенно созревает для жатвы последнего суда Божия, имеющего наступить при кончине мира ( Мф.13:39 ). Таково в общих чертах учение Иисуса Христа о царстве Божием, завершение и полноту которого открывает второе пришествие Христа. Мысль о некотором периоде времени, имеющем пройти до этого пришествия, хотя прямо и не высказывается в изложенном учении, но более или менее ясно предполагается и подразумевается. Она подразумевается и в указании объема царствия Божия, имеющего обнять весь мир, и в учении о способах его распространения путем слова, призывающего к истине, но не влекущего к ней насильно; она предполагается и в учении о постепенном росте, развитии царства Божия, подобном развитию семени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Тема выражает ту мысль, что Правда Божия в лице Спасителя всесовершенно и всецело осуществляет весь нравственно-религиозный идеал закона 21 , а в последователях Его хотя также весь, но в несовершенной мере исполняется. Нравственный идеал, осуществленный Спасителем, один у всех людей, ибо каждая богоподобная душа человеческая есть христианка по самой своей природе. Но достижение идеала может иметь бесконечное разнообразие в несовершенных и грешных людях: тут могут быть меньший и больший в Царстве Небесном. Примеры: нельзя быть нищим духом и не кротким, чистым сердцем и не любить Бога и ближних или любить Бога и ненавидеть брата своего. Можно быть более или менее любящим Бога и ближних, более или менее кротким или миротворцем, но не быть все это вместе невозможно, ибо нравственный идеал неделим (ср. Гал. 5:14 ; Рим. 13:8–10 ; Иак. 2:10 ; 1Ин. 4:20 ; Мф. 22:35–40 ). Превращение же Слова Божия в заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного ( Ис. 28:10–13 ), т.е. обращение нравственного идеала и нравственного закона в правила и статьи внешнего действования и преданий старцев с мелочным и чисто внешним делением их значения и с определением нравственности посредством количества исполненных правил – больших или меньших, на чем основывалась лжеправда книжников-фарисеев, – есть прямая противоположность Правде Христовой, так что кто не превзойдет праведности книжников и фарисеев ( Мф. 9:11–13, 12:2–8, 35, 15:1–20, 23:4, 16–28 ), т.е. не возвысится до блаженства творить Правду Божию в самоуничижении, страдании, кротости, правдолюбии, милости, чистосердии, миротворении и страданиях за правду, тот не войдет в Царство Небесное. Эта противоположность подробно потом и раскрывается на частных примерах. Сначала берутся шесть более общих и чаще преступавшихся иудеями времен Христа заповедей закона: об убийстве ( Мф. 5:21–26 ), прелюбодеянии ( Мф. 5:27–30 ), разводе ( Мф. 5:31–32 ), клятве ( Мф. 5:33–37 ), мщении ( Мф. 5:38–42 ), любви к ближнему ( Мф. 5:43–47 ); в заключение указывается общий нравственный идеал, выражающийся в этих заповедях ( Мф. 5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

И так в самом начале, как бы оглавлении или символ своей проповеди Иисус Христос хочет преобразования нравов, требует возвращения от греха к добродетели. Точно ту же цель имеет Он в подробнейшем изложении своего учения. Вообще учение Его есть нравственное, руководствующее ко внутреннему, нравственному совершенству. Такова во-первых проповедь , которую Он говорил ученикам своим на горе ( Мф.5Мф.7 ). Возвещая блаженство за добродетели и расположения духа, который, всегда сохраняя свое достоинство, еще более необходимы были при первом основании на земли Царствия небесного, Он ведет своих учеников к такому состоянию, чтобы их свет светился пред человеками, дабы все видели их добрые дела, к славе Отца небесного ( Мф.5:16 ). Низведение на землю небесного Царствия, основание новой, священнейшей Феократии, нежели Моисеева, вообще новый порядок вещей устрояемый Иисусом Христом мог привести к предположению, что закон Моисеев, именно нравственный, будет отменен и устранен по причине нового закона, нового учения. Иисус Христос решительно и выразительно отвергает сие предположение. Он пришел не разорить, а исполнить не только то, что предвещено о Нем в Пророках, но исполнить всяку правду по нравственному закону, и чрез то дать совершеннейший пример правды и святости; посему и от последователей своих требует точного исполнения всех заповедей ( Мф.5:17–19 ). Если же Его учение представляется новым, отличным от закона Моисеева: то сие потому, что Он взирает на закон Моисеев не так, как законоучители того времени, но дает ему высшее, духовное значение, определяющее не только внешние поступки, но и внутреннее, невидимое состояние духа, – значение указывающее на нравственное образование сердца, на истинную святость. Сие ясно излагает Он в отношении к двум заповедям Десятословия, осуждая не только беззакония в них запрещаемые, но и все другие действия и состояния духа или располагающие к оным, или имеющие с ними некоторое сродство. ( Мф.5:21–22, 27–30 ) Точно так же запрещение ложной клятвы распространяет на клятвы излишние, и по образу выражения нелепые ( Мф.5:33–37 ) Напротив строгое право возмездия: «око за око, зуб за зуб», которое принадлежало к гражданскому судопроизводству, а потом сделалось предлогом частной злобы иудеев, заменяет предписанием о уступчивости и терпении ( Мф.5:38–41 ) Любовь к ближнему, которую Иудеи стесняли в круги единоплеменников и друзей, противополагая ей ненависть ко врагам, распространяет и на сих, и в побуждение к тому присоединяет, что Бог благотворит и добрым и злым, и что мы должны стараться быть так же совершенны, как и Отец наш небесный совершен есть ( Мф.5:43–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Иудеям. И после того, как ученик Христа купил поле, отнимается у них «Царство Божие» (Мф. 21, 43), которое, согласно другой притче, есть виноградник (ср. Мф. 21, 33–42), и дается « народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43), купившему поле верой, так как он продал все имущество и ничего из прежнего имущества у него уже нет (а имелась у него порочность). То же самое [объяснение] ты применишь и в том случае, если полем, содержащим скрытое сокровище, окажется Христос. Ибо те, кто оставили все и последовали за Ним (ср. Лк. 5, 11), если выразиться иначе (κατ " λλον λγον), словно бы продали свое имущество, чтобы, продав и отдав его, и при божественной помощи получив взамен его доброе намерение (καλν προαρεσιν), купить то поле, которое содержит в себе скрытое сокровище, за большую и достойную этого поля цену. 7. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин» (Мф. 13, 45). Поскольку, хотя есть много купцов, торгующих многими [вещами], «Царство Небесное подобно» не кому-либо из них, но только « ищущему хороших жемчужин» и нашедшему одну драгоценную жемчужину, стоящую многих, которую он приобрел в обмен на всё [свое имущество], я полагаю, что имеет смысл рассмотреть [сведения] о природе жемчуга. Впрочем, обрати внимание, что [Христос] не сказал, будто [купец] продал все [жемчужины], которые имел: ибо ищущий хороших жемчужин продал не только хорошие жемчужины, которые приобрел, но и всё, что имел, чтобы купить эту хорошую жемчужину (ср. Мф. 13, 45). Относительно же природы жемчуга мы нашли у тех, кто написал исследования о кам- нях , что из жемчужин одни бывают наземные, а другие — морские. Наземные родятся только у индусов и годятся для печаток, оправ и ожерелий. А отборные (διαφροντες) морские [жемчужины] находят у тех же индусов, и те, что рождаются в Красном море , — наилучшие. На втором месте среди жемчужин стоят те, что собирают в океане у берегов Британии. Третьи же, уступающие не только первым, но и вторым, — это те, которые находят возле Босфора в Скифии .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Притчи о сокровище, скрытом в поле, и о жемчужине (Мф 13. 44-46) - наставления о несравненной ценности Царства, превышающей ценности земные и оправдывающей, ради достижения Царства, всякие, даже самые тяжелые, жертвы. Об этом же говорит притча о сеятеле (Лк 8. 4 и слл., Мк 4. 1 слл., Мф 13. 3 слл.). Тема притчи о сеятеле есть неодинаковая судьба посеянных сеятелем семян. Одни, по разным причинам, остаются бесплодными. Другие приносят плод, и плод этот - тоже неодинаковый. Семя есть слово Божие (Лк. 8. 11), к-рое может принести плод, но может и остаться бесплодным в душе человека. Слово Божие, в контексте Евангелия, есть слово о Царстве (ср.: Лк 8. 1, 10; Мф 13. 11 слл.). Нравственные условия стяжания Царства составляют содержание Нагорной проповеди (Мф 5-7). Нагорная проповедь систематизирует нравственное учение Христа. В предписаниях Моисеева закона Христос раскрывает скрытый в них глубокий нравственный смысл, подвергая их то расширительному (Мф 5. 21-22, 27-30), то ограничительному (Мф 5. 31-32) толкованию. В др. случаях, не отменяя закона, Он делает его беспредметным, выдвигая нравственное требование, исключающее самую возможность применения закона (Мф 5. 33-36). И, наконец, отменяя закон возмездия (Мф 5. 38-42) и требуя любви к врагам (Мф 5. 43-48), Христос, оставаясь на почве ВЗ, восходит в Своем учении не к книгам законоположительным, а к высшим откровениям ВЗ в книгах пророческих и учительных. И. Х. не отменяет нравственного учения ВЗ в его высших проявлениях, но совершенные требования, которые Он противопоставляет закону, соответствуют их исполнению в конце времен. Продолжая действовать в истории, закон, т. о., отменяется превосходящим его эсхатологическим исполнением. Проповедь, именуемая иногда «на месте равне» («стал Он на ровном месте» - Лк 6. 17-49), носит социальный характер: после обещания блаженства нищим, алчущим, плачущим, гонимым в ней как предупреждение возглашается «горе»: «горе вам, богатые» (Лк 6. 24), «горе вам, книжники и фарисеи» (Лк 11. 44).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Но точно также, по учению Господа, царство Божие есть и нравственный идеал, задача нравственной деятельности человека. С этой точки зрения говорится о нем, не как о благе, которым предназначен владеть человек, но как об обществе, к которому он должен принадлежать и по своей воле может пребывать в нем или удалиться из него. Припомним притчи о сеятеле, о человеке, посеявшем доброе семя на поле своем, о неводе, закинутом в море и захватившем рыб всякого рода ( Мф.13:3, 24, 47 и д.). Точно также в указанном смысле царство Божие не есть что-либо сразу данное, совершенное, но только постепенно осуществляющееся из незаметных семян: царство небесное подобно зерну горчичному... ( Мф.13:31 и д.), и не может быть сравниваемо, как наивысшее благо с земными благами, но является силой, проникающею все отношения земной жизни человека: царство небесное подобно закваске заквашивающей все тесто ( Мф.13:33 ). Как осуществление нравственного добра, царство Божие внутренне-мировое, внутреннее достояние самого человека: царство Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Основной закон этого царства: любовь – совмещение всех заповедей, соединение всех совершенств ( Мф.12:29 и д.); отсюда в нем чувство мести уступает место примирению и прощению обид ( Мф.5:21, 38 и д.) и положительное чувство доброжелательности простирается не на друзей только, но и на врагов ( Мф.5:43 и д.). Вместе с сим это царство Божие не исключает никаких общественных порядков, не требует никакого отчуждения от нравственно общественных обязанностей даже из религиозных мотивов ( Мф.15:5 ); напротив, как внутренне-мировой принцип, оно обнимает и проникает собой, утверждает, освящает и возвышает собой все отношения человеческой жизни. Не можем не привести здесь прекрасных строк одного богослова, сильными штрихами очерчивающих всю полноту идеи царства Божия: «идею царства Божия совершенно фальшиво понимают, если ее ограничивают областью исключительно религиозных проявлений жизни. Нет, в действительности, по духу учения самого Христа она высочайшая и всеобъемлющая идея, под которой разумеется вся жизнь человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Так выясняется затем дух и остальных заповедей: «не прелюбодействуй» (ст. 27 из Исход. 20:14 сн. дальн.), – заповеди о разводе (ст. 31 из Втор. 24:1  срав. толкование в дальнейших стихах и еще так же (Мф. 19:З и дал. и парал.), о содержании клятв (ст. 33 сн. Лев. 10:12 ; Втор. 23 и в дальнейшем – толковании, к чему ср. еще Мф. 23:16–22), о возмездии другому за оскорбление (Мф. 5, ст. 38 из Исх. 21:24 ) и о любви к ближнему и ненависти к врагу (ст. 43 из Лев. 19:18  сн. 34; срав. толкование в Мф. 5:44 и дал.). В толковании всех этих частных заповедей веет дух милости и справедливости – дух самого же закона (Мф. 23:23), но вместе с тем и новый дух, насколько он полнее и яснее выражен в толковании Господа, нежели в самом же Ветхом законе и насколько он был далек от устаревшего в слепой привязанности к букве книжнического толкования закона. Нам нет необходимости делать частное изложение толкования Господом каждой отдельной из упомянутых заповедей, так как мы делаем лишь характеристику, а не подробное раскрытие частностей, что можно находить в толкованиях на 5 главу Еванг. от Матфея. Сокращая слово толкования Господа и поставляя, в смысле Его, закон Евангельский выше закона Моисеева, св. Григорий Богослов учит: «хотя новое иго благо, и бремя легко, как слышишь ( Мф. 11:30 ), но оно таково по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание. А без сего кто не сознается, что Евангелие гораздо труднее и тягостнее законных постановлений? Закон возбраняет совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия. Закон говорит: не прелюбодействуй (Мф. 5:27). А ты не имей и вожделения, не возжигай страсти любопытным и внимательным воззрением. В законе сказано: не убивай (21). А ты не только не мсти за удар, но даже отдай себя в волю бьющего. Сколько последнее любомудреннее первого! Закон говорит: «не преступай клятвы (33). А ты вовсе не клянись, ни мало, ни много, потому что клятва рождает клятвопреступление» 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010