Обращаясь к содержанию и направленности этого цикла евангельских зачал, можно видеть, что их чтениями Святая Церковь повторяет законченный круг событий евангельской истории, запечатлевая их в сознании верующих. Зачало Недели 2-й по Пятидесятнице ( Мф. 4, 18–23 ) посвящено призванию святых апостолов. Обращение Господа к галилейским рыбакам «Идите за Мною» есть одновременно и Его призыв к каждому человеку: внимай всему дальнейшему благовествованию и «следуй за Мною». Начиная с Недели 3-й по Пятидесятнице Святая Церковь в чтениях, в помощь последовавшим за Христом, раскрывает подробности учения и служения Спасителя, ярче живописуя Лицо Его. В выборе из учения Христова и сотворенных Им чудодеяний евангельских зачал обращает на себя внимание забота Святой Церкви предложить для назидания верующим наиболее важные моменты и события евангельской истории. В Неделю 3-ю ( Мф. 6, 22–33 ) выбрано зачало, в котором Господь нас учит: «Светильник для тела есть око», «Никто не может служить двум господам», «Ищите прежде Царства Божия и правды Его». Нам напоминается здесь о ценности души, о голосе совести, как голосе Бога в человеке, к которому мы должны прислушаться, а также непрестанном Промышлении Божием о Своем создании. Святая Церковь приглашает своих чад хранить и приумножать эти ценности, ибо только с их помощью возможен поиск Царства Божия и правды Его. В Недели 4–10-ю Святая Церковь повествует в евангельских чтениях о чудесных деяниях Спасителя. Зачала этих Недель имеют цель показать верным Божественную силу Иисуса Христа, Которому повинуется и неодушевленная природа, и «бесы о имени Твоем», как о том с радостью поведали ученики своему Учителю, возвратившись с проповеди. Зачала имеют назидательное значение, они как бы предназначены для научения слушателей Христовых тайнам веры: какой она должна быть и из каких источников питается. Много чудес творил Господь Иисус Христос, живя на земле. И великое множество людей больных, слепых, хромых, иссохших приходило к Нему для получения исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

82 Молитва Трисвятого («Боже Святый...») читается на полной Литургии и в том случае, когда она совершается в соединении с вечерней. Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. С. 387–391; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 882; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 225; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 59. 83 В Апостоле: «…подножия ногама Твоима». 84 «В Московских церковных ведомостях, 1900, 50, в статье О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в навечерие Рождества Христова в субботу и Неделю (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост.) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303, и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения (Евр. 303 и Лк. 5) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими. В субботу пред Рождеством Христовым, если она с тем вместе будет субботой пред Неделей святых отцов, пред Рождеством Христовым, то есть если случится в период с 18 по 23 декабря, на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 205 и Лк. 72. Если же сия суббота будет следовать за Неделей пред Рождеством Христовым, то есть если случится 24 декабря, то на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53; на вечерне же, как сказано выше, Евр. 303 и Лк. 5; что же касается Гал. 205 и Лк. 72, то они в этом случае читаются в субботу, предшествующую Неделе святых отцов, пред Рождеством Христовым» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380).

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-06/

На всенощном бдении особая катавасия: «Спасе люди...» (1-й ирмос 2-го канона на Рождество Христово).    6. Св. Николая, Мирликийского Чудотворца. Весьма чтимый святой, как в Греции, так и у нас в России, и слава его очень велика. На всенощном бдении следует обратить внимание на богородичные стихиры на Господи, воззвах («Вертепе, благоукрасися...»), на литии («Сионе, торжествуй...»), на стиховне («Безневестная Дево...»), в которых живописуется грядущее торжество Церкви на празднике Рождества Христова.    11–17. Неделя святых праотец. Она бывает в границах приведенных чисел. Примечательна на утрене 9-я песнь канона с перечислением ветхозаветных праведников. 18–24. Неделя святых отец (или «пред Рождеством Христовым»). Падает на период указанных дней. На ней тоже воспоминаются ветхозаветные праведники, как и в неделю праотец, но главным образом предки по плоти Господа Иисуса Христа. Посему на литургии Евангелие: Мф.1:1–17 (зачало 1-е), апостол: Евр.11:9–10,17–23,32–40 (зачало 328-е). Если это воскресение падает на сочельник, то на стиховнах знаменитые самоподобны «Доме Евфрафов...», на утене канон с ирмосом «Волною морскою...». Евангельская стихира перед 1-м часом. 24. Навечерие Рождества Христова («сочевник») 288 . Это строжайший день поста во всей Четыредесятнице: во-первых, по длительности, ибо дозволяется вкушать пищу только после окончания службы 289 , а по Уставу она кончается к вечеру (отсюда выражение в народе, что нельзя в этот день есть «до звезды», т. е. до сумерек и появления первых звезд); во-вторых, по качеству, потому что разрешается только кутья и сочиво 290 или  –  если суббота и воскресенье в этот день  –  еда с постным маслом (но никак не рыба!) 291 . В богослужебном отношении существует такой порядок. Если канун праздника не падает на субботу и воскресенье, то в 8 часов утра (по нашему счету) отправляются царские часы, а в 1-м часу пополудни (опять по нашему же времени) совершается литургия св. Василия Великого , начинаемая вечерней. После отпуста литургии поставляется свещник 292 (а не аналой с иконой) посреди храма и клирики поют тропарь и кондак праздника. На самый праздник Рождества Христова  –  литургия св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста (т.к. их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода): это чтения о Закхее ( Лк. 94 -е зач.), притчи о мытаре и фарисее (89-е зач.) и блудном сыне (79-е зач.). Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения (в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее), зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. В первую очередь в IX веке была добавлена Неделя о блудном сыне , так как соответствующее евангельское чтение в наибольшей степени способствует формированию необходимого покаянного настроения. Поэтому некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви (IX в.) первым днем подвижного круга считает Неделю о блудном сыне, однако при этом именует ее «Неделей пред мясопустом» (κυριακ πρ τς πκρεω) s. 2] . Это означает, что на ранней стадии эта неделя еще не имела своего привычного современного названия. Неделя о мытаре и фарисее как особый богослужебный день появляется позже. В IX веке святитель Георгий Никомидийский составляет канон на тему притчи о мытаре и фарисее; в Типиконе патриарха Алексия Студита (отражает практику 2-й пол. X в.) эта неделя уже является первым днем периода Триоди. Однако некоторое время Неделя о мытаре и фарисее имела неустойчивое место в годичном круге богослужения. Так, в евангелистариях XI века иногда встречается указание вставлять в воскресный день между Неделями о мытаре и фарисее и блудном сыне зачало о хананеянке (Мф. зач. 62-е); лишь в евангелистариях XII века Неделя о мытаре и фарисее уже получает фиксированное место – перед Неделей о блудном сыне с. 23] . В заключение еще раз отметим, что мы проследили историю Недель о мытаре и фарисее и о блудном сыне в константинопольской традиции. В то же время в иерусалимской традиции аналогичные Недели появились гораздо раньше, но были включены в систему воскресных дней Великого поста: притча о блудном сыне читалась в Неделю 2-ю поста, а притча о мытаре и фарисее – в 3-е воскресенье поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И 4).Облекши святых своих апостолов той же божественной властью, какую Сам приял от Отца, Спаситель весьма ясно и с страшными угрозами заповедал всем верующим принимать от апостолов учение и таинства и повиноваться их повелениям. Слшай васъ, – говорил Он апостолам, – мен слшаетъ: и метайс васъ, метаетс: метайс же метаетс пославшаг м ( Лк.10:16 ); отрадне Содомляномъ в день суда Божия, неже граду тому, который не примет и не послушает вас ( Лк.10:12 ). Он же учил, что если кто не послушает лиц, которым от Него дарована власть вязать и решить, тот уже не христианин, а язычник и мытарь. Аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Здесь под церковью Христос разумел именно лиц, облачённых Им властью вязать и решить. Посему-то Златоуст, в объяснение на это место, после слов: «повждь церкви», прибавляет: то есть – «ея предсдящимъ» (в толковании на Мф., беседа 8-я). Согласно с святым Златоустом, под именем церкви здесь разумеет предстоятелей её и блаженный Феофилакт, называя их «предстателями церкви» («Благовестник», в толковании на Мф., зачало 75, лист 118). Апостолы так именно и смотрели на свои права и обязанности. Так насъ да непщетъ (разумеет) человкъ, – говорит апостол Павел, – к слгъ хртовыхъ и строителей таинъ ( 1Кор.4:1 ). В день Пятидесятницы святые апостолы, как только получили обещанного Христом на Тайной Вечери Святого Духа ( Ин.14:26 ), тут же начали распространять Христово учение. Деятельность их, гд поспшствющ и слово утверждающ ( Мк.16:20 ), увенчалась полным успехом; во многих местах составились целые общества верующих во Христа, для которых они рукополагали пресвитеров, а где находили нужным, и епископов. Так, в книге Деяний апостольских повествуется об апостолах Павле и Варнаве, что они для христиан в Листре, Иконии и Антиохии рукоположили пресвтеры на вс цркви и помолившас съ постомъ, предаста ихъ гдеви, въ негоже увроваша ( Деян.14:23 ) 150 . Рукополагали и епископов; например, апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа церкви Ефесской, а Тита – Критской. И преемникам своим, рукоположенным ими епископам, они заповедывали передавать благодать священства и иным достойным лицам, как это видно из слов того же апостола к епископу Критскому Титу, которому он писал: Сег ради ставихъ т въ крит, да недокончанна исправиши и устроиши по всмъ градмъ пресвтеры ( Тит.1:5 ). Избирая и рукополагая епископов, апостолы передавали им те же самые права, какими их самих облёк Спаситель. Они обязывали поставленных их пастырей:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Это — κατασκευ со своим глаголом κατασκευαζω (у нас «вывод», как данное к мнению и заключению), ψφος («мнение», как определённая мысль, но не выраженная в слове) и απφασις («заключение», как мысль, выраженная в слове). Для ясности пользуемся таким сравнением. Пока ко­рабль не снаряжён, все его принадлежности — χατασχευ ; корабль, совсем готовый к плаванию — ψφος ; корабль в момент своего полного хода — απφασις . Ин.5:17—18 разлагается так. «Равен ся творя Богу» , поскольку лишь мыслится, — ψφος или δπυσια «предположение», а поскольку «так» ска­зано — απφασις . К этому: κατασκευ — 1) заявление Господа: «Отец мой» , 2) факт: «разоряше субботу» . В конце беседы святитель и спрашивает: почему ты «Отец мой» называешь заключением Господа, а «равен ся творя Богу» (на основании: «разоряше субботу» ) считаешь предположением иудейским ( δπυοια ­ ψφος ), когда то и другое у евангелиста связаны. Между тем ере­тики допускали первое, но никак не могли допустить второе, и считали его иудейским мнением. (Прим. переводчика). 19 У Миня эта беседа приурочивается к церкви апостола, как говорится в заголовке, но неизвестно, какого. Маттэи думает определеннее: местом считает церковь апостолов и временем — 30-е июня, когда празднуется па­мять 12-ти апостолов. В доказательство он указывает: 1) на слова святи­теля: Ες αποστλων παραγινμε θαθκας ­ мы приходим к гробницам апостолов; 2) исходное для святителя Мф.9есть только часть церковного чтения Мф.9:36—10(у нас зачало 34-е), — чтения, приуроченного к 30-му июня; по Маттэи, на это чтение святитель намекает словами: τν σμερον αναγνωσθντων αψμεθα ­ займемся читанным сегодня. — Пред­варительно беседовал некоторый неизвестный епископ, возраст которого принятым мнением определяется в 52 года. 20 Так передаём ανθπατος , оставленное в славянском тексте без перевода. Разумеется чиновник в роде нашего вице-губернатора. 21 Произнесена была святителем накануне дня памяти мучеников Маккавеев, который тогда праздновался также 1 августа. Говоривший предвари­тельно — неизвестен. 22 В Библии: κα μ ποδσης ­­ и не возбрани. 23 Неизвестно, какая это была беседа. 24 Некоторый пропуск в тексте. 25 Эта беседа не имеет обычного заключения. Абзацы в тексте расставлены нами. — Редакция «Азбуки Веры» Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3307...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ [Греч. Κυριακ τς Απκρεω], предваряющее Великий пост воскресенье перед Сырной седмицей , когда происходит заговенье на мясную пищу. В визант. традиции М. н. также именуется Неделей о Страшном Суде (Втором пришествии Господнем), поскольку в это воскресенье на Божественной литургии читается соответствующее евангельское зачало - Мф 25. 31-46. В зависимости от даты Пасхи М. н. бывает в период с 25 янв. по 1 марта (ст. ст.). Свидетельства о существовании М. н. восходят уже к VI в. Так, напр., визант. историк Феофан Исповедник († 818) в «Хронографии» под 19-м годом правления Юстиниана на основании хроники Иоанна Малалы сообщает, что «в этом году [в 546] произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» ( Карабинов. Постная Триодь. С. 21). В литургических источниках М. н. фиксируется также достаточно рано. В древнем иерусалимском богослужении В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, М. н. открывает подвижный богослужебный цикл: М. н. и следующая за ней Сырная седмица составляют подготовительный период к Великому посту (следующее за М. н. воскресенье считается 1-м воскресеньем Великого поста). В М. н. назначается прокимен Пс 70. 8, чтения Иер 31. 23-28, Рим 14. 14-26, аллилуиарий Пс 65. 1, Евангелие Мф 6. 34 - 7. 21, тропарь на умовение рук «Первое освящаемся...», тропарь на освящение Св. Даров «Собор архангелов...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63; также см.: Кекелидзе. Канонарь. С. 56). Дополнительная гимнография содержится для М. н. в Иадгари (груз. версии Тропология ), богослужебном сборнике, тесно связанном с иерусалимским Лекционарием. В византийском обряде

http://pravenc.ru/text/2564556.html

Обращаясь к содержанию и направленности этого цикла евангельских зачал, можно видеть, что их чтениями Святая Церковь повторяет законченный круг событий евангельской истории, запечатлевая их в сознании верующих.    Зачало Недели 2-й по Пятидесятнице (Мф. 4:18-23) посвящено призванию святых апостолов. Обращение Господа к галилейским рыбакам «Идите за Мною» есть одновременно и Его призыв к каждому человеку: внимай всему дальнейшему благовествованию и «следуй за Мною».    Начиная с Недели 3-й по Пятидесятнице Святая Церковь в чтениях, в помощь последовавшим за Христом, раскрывает подробности учения и служения Спасителя, ярче живописуя Лицо Его. В выборе из учения Христова и сотворенных Им чудодеяний евангельских зачал обращает на себя внимание забота Святой Церкви предложить для назидания верующим наиболее важные моменты и события евангельской истории. В Неделю 3-ю (Мф. 6:22-33) выбрано зачало, в котором Господь нас учит: «Светильник для тела есть око», «Никто не может служить двум господам», «Ищите прежде Царства Божия и правды Его». Нам напоминается здесь о ценности души, о голосе совести, как голосе Бога в человеке, к которому мы должны прислушаться, а также непрестанном Промышлении Божием о Своем создании. Святая Церковь приглашает своих чад хранить и приумножать эти ценности, ибо только с их помощью возможен поиск Царства Божия и правды Его.    В Недели 4—10-ю Святая Церковь повествует в евангельских чтениях о чудесных деяниях Спасителя. Зачала этих Недель имеют цель показать верным Божественную силу Иисуса Христа, Которому повинуется и неодушевленная природа, и «бесы о имени Твоем», как о том с радостью поведали ученики своему Учителю, возвратившись с проповеди. Зачала имеют назидательное значение, они как бы предназначены для научения слушателей Христовых тайнам веры: какой она должна быть и из каких источников питается.    Много чудес творил Господь Иисус Христос, живя на земле. И великое множество людей больных, слепых, хромых, иссохших приходило к Нему для получения исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Также в домашнее молитвенное правило желательно включать чтение Евангелия и есть из книги Деяний апостолов и апостольских посланий), которое следует совершать последовательно изо дня в день (по одной главе Евангелия и Апостола в день или по одному Многие благочестивые православные христиане ежедневно на домашней молитве читают евангельское и апостольское зачало, положенное для чтения в этот день в храме. В любых внешних обстоятельствах христианин может обращаться к Богу с краткими молитвенными воззваниями, в том числе используя Иисусову молитву. Иисусовой молитвой именуется обращение к Спасителю словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)». Сокращенные варианты этой молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»; «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Иисусова молитва, несмотря на ее краткость, выражает существо веры Церкви в Иисуса Христа как Сына Божия, Который совершил спасение человеческого рода, будучи «посредником между Богом и человеками» ( 1Тим 2:5 ). Обращаясь к Господу Иисусу Христу, молящийся следует апостольскому завету, согласно которому «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян 4:12 ; ср. Деян 4:10; 4:30; 16:18 ). По слову апостола Павла, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп 2:10 ). Сам Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» ( Ин 16:23 ; ср. Ин 14:14 ). Евангельскими прообразами Иисусовой молитвы являются молитвенные воззвания слепого Вартимея — «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» ( Мк 10:47 ), а также двух слепых у ворот Иерихона — «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» ( Мф 20:30–31 Апостол Иоанн в новозаветной книге Откровения (или Апокалипсис) приводит молитвенное приветствие ранних христиан, пребывавших в ожидании второго и славного Пришествия Христа: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22:20 ). Единократно или многократно обращаясь к Спасителю словами Иисусовой молитвы, христианин сохраняет памятование о Боге и проявляет свое молитвенное усердие. Святитель Феофан Затворник говорит: «Во все время, от пробуждения до отхода ко сну, ходите в памяти о Божием вездеприсутствии, в том помышлении, что Господь видит вас… все движения мысли и сердца вашего. Сего ради непрестанно молитесь молитвою Иисусовою… чтобы все время дневное у вас… проходило в непрестанном Богомыслии и творении молитвы Иисусовой, при всякого рода § 3. Личная и общецерковная молитва

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Но впоследствии, прибыл в это селение царь Феодосий. Он хотел взять останок Крестителя, но ему воспротивилась, говорят, одна посвященная Богу дева Матрона, сопутствовавшая главе в качестве служительницы и хранительницы. Так как она противилась всею твердостию, то царь не счел нужным принуждать ее силою, а напротив старался склонить ее к согласию просьбами. Когда же она, наконец, согласилась, думая, что напрасны будут усилия державнаго, судя потому, что случилось во времена Валента; то ковчег, в котором лежала глава, царь покрыл порфирою и, взяв его с собою, возвратился в Константинополь, где положил его в так называемом предместии города на седьмой миле и воздвиг огромный и прекраснейший храм Богу» 235 . в) Образ празднования Кем составлена церковнал служба на праздник первого и второго обретения главы Предтечи, не известно. По примеру песнопений на другие праздники Предтечи, служба на сей праздник содержит в себе: а) сказания о событиях обретения главы Предтечи, б) высокие ему похвалы и в) моление к нему о ходатайстве за нас у Бога. На утрени читаются паремии: а) из пророка Исаии (гл. 40, 41, 48 и 56), б) из пр. Малахии (гл. 3) и в) из книги премудр. Соломона (гл. 4 и 5), а Евангелие от Луки, зач. 31 (7:17–30); а на литургии: Апостол к Коринфянам, зачало 176 ( 2Кор. 4:6–15 ), а Евангелие от Матфея, зач. 40 (11:2–15). Праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи совершается в 24 день февраля. г) Цель праздника Беспечные иноки, обретшие главу Иоанна Предтечи, лишились ее вскоре за нерадение и невнимание свое к ней. Так нередко Господь лишает нас дарованных нам благ, если не пользуемся ими сообразно цели божественного Дарователя. Иисус Христос эту истину весьма поучительно изобразил в притче о талантах ( Мф.23:14–30 ). Цель этой притчи та, чтобы показать, какого строгого отчета потребует Христос в день суда от празднолюбивых, которые небрегут употреблять по надлежащему восприятые ими от Бога дарования, и как, с другой стороны, вознаградит Он тех, кои употребляют дарования Его со всевозможным рачением, к славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010