Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37). Рейтинг: 8.7 Голосов: 1183 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей 23 ноября 2021, 17:56 Здравствуйте! Вот жизненная ситуация. В своем кабинете сидишь с коллегами, устаешь от рабочего напряжения и постоянных криков и брани (полиция). Встаешь и идешь в другой отдел, где люди мирные и спокойные. С ними немного поговорил, вспомнил как раньше было здорово и спокойно, немного пошутил по-доброму, еще что-то обсудил (не осуждая никого, а просто какую-то ситуацию, может быть смешную). Уже в хорошем настроении идешь обратно в свой кабинет и так в течение дня ходишь отвлечься. Это празднословие или все таки способ не сойти с ума? Кто как считает? argos 30 ноября 2016, 00:09 Лена Григорьева 26 января 2014, 21:13 Спаси Господи!Статья в помощь пусть будет нам, Дай Бог! Ирина 19 февраля 2013, 15:33 Благодарю за статью. Спаси Господи. доморощенный филолог 4 февраля 2013, 03:10 Всё и просто, и не очень... Разбираем слова по частям: ЛюбоПытность=любить пытать (без комментариев), ЛюбоЗнательность=любить знать (тяга к знаниям). Жонглируйте воображением - русский язык богат! Михаил 27 января 2013, 17:00 Алексей, не путайте пожалуйста любопытство от любознательности,это разные слова и смысл.Вы говорите о любознательности.И любопытсво тоже бывает разное.Например интересоваться историей и наукой это одно,а интересоваться сплетнями в бульваврно-желтой прессе а потом эти сплети обсуждать, это совсем другое.В этой статье и в этих россуждениях и наставлениях есть очень тонкая грань между мирской пустой суетой и вечностью.- " Не сообразуйтесь с миром сим,а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы позновать вам что есть воля Божия " (Евангелие) Елена 26 января 2013, 21:52 я где-то читала, что любознательность это очень хорошо и благодаря ей были сделаны многие открытия и т.п. а любопытство, во всяком случае я его себе так понимаю это когда один человек очень сильно интересуется мыслями жизнью и поступками другого человека и все это совершенно его не касающиеся вопросы, что называется " в кишки лезет " другому.

http://pravoslavie.ru/58960.html

Возьмем дни пророка Иеремии. На его долю выпало, наверное, самое тяжкое из всех пророчествований – возвестить о неминуемой гибели Иерусалима, града Божия, который Иеремия любил больше, чем все его противники вместе взятые. Его обвинили в политическом предательстве и ненависти к народу Божию. Его держали в яме, а потом, уже оплакавшего гибель города, убили. Во дни пророка Даниила отроки Анания, Азария и Мисаил, когда все народы простерлись в прахе, поклоняясь истукану, противостали воле большинства, и этим поступком угодили Богу больше, чем любыми жертвами и всесожжениями. Если бы в наши дни жил праведный Ной, его ославили ли бы сумасшедшим. Если бы в наши дни жил Илия и предал казни 850 лжесвященников и лжепророков, ему дали бы 850 пожизненных заключений за нарушение принципа толерантности, экстремизм и смертоубийство. Если бы в наши дни жил Иеремия, его просто расстреляли бы на шумных стогнах прямо среди бела дня. А Даниила, Ананию, Азарию и Масаила растерзала бы в клочья нынешняя ультратолерантная толпа, исповедающая религию общечеловеческих ценностей. II Сократа осудил на казнь Ареопаг большинством голосов. Но подлинным торжеством народовластия явилась казнь вочеловечившегося Бога. После Тайной Вечери Господь и апостолы «... воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30) . Перед расставанием Спаситель дал ученикам наставление, которое можно назвать отвержением идеалов народовластия и утверждением боговластия: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал. Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мip вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мipa, то мip любил бы свое; а как вы не от мipa, но Я избрал вас от мipa, потому ненавидит вас мip» (Ин. 15, 16-19) . Из последних слов можно выделить три условия, необходимые для осуществления принципа боговластия: 1) послушание Божиим заповедям, 2) взаимная любовь в Боге, 3) неизбежность преследований со стороны безбожного мipa. (Ср.: «Все благочестно жити хотящии гонимы будут»; «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их»). Боговластие есть единение в Святом Духе, почему Спаситель дальше и сказал: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете, потому что вы от начала со Мною» (Ин. 15, 26-27) .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/16/ka...

Вспоминая страсти и смерть Христову, мы часто обращаем больше внимание на злодейство Его мучителей и убийц, чем на испытания Самого Господа 2 . Но о чем говорит Писание?: – О смертельной скорби, ужасе и тоске Христа; о вопле и слезах моления «Могущему Его спасти от смерти»; о борениях и кровавом поте; о безропотном послушании Отцу; о возмущении духа перед лицом друга, целованием предававшего Сына Человеческого; о власти тьмы над Христом; о кратком протесте Христа после первого, полученного Им удара («что ты бьешь Меня?»); о молчаливо принятых Им потом муках; о Человеке в терновом венце и багрянице, распятия Которого неистово требовали возлюбленные Им единоплеменники; о кресте, который Он нес, изнемогая; об уксусе, смешанном с желчью, который, отведав, Он не захотел пить; о прибитии Его на крест гвоздями... «Возопил Иисус громким голосом: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ). «Иисус, зная, что уже все совершилось (да сбудется Писание), говорит: жажду... Напоив уксусом губку, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось» ( Ин.19:28–30 ). «И померкло солнце, и завеса во храме раздралась по середине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче, в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух» ( Лк.23:45–46 ). Мы не впадали бы во многие искушения и многое могли бы постичь, если бы не спали, подобно апостолам в Гефсиманском саду, и не бежали, подобно им, от распятия Христа, Божьей Силы и Божьей Премудрости. Сын Божий, еще до основания мира, знал о том, что Он должен стать Агнцем закланным. Сын Человеческий твердо шел к Голгофе, зная день и час Своей смерти. Но для чего же все это? – Для нас, потому что иначе нельзя, было спасти нас от вечной власти греха, страданий и смерти, как пройдя через них вместе с нами 3 . Начало крестного пути Христа в приятии Им в Себя нас, падших людей. Это приятие не было делом ни природы, ни необходимости: Сам по Себе, как один из людей, Он был «отделен от грешников» ( Евр.7:26 ), но во всеобъемлющей любви Своей к заблудшим братьям, Христос всех нас содержал в душе Своей такими, как мы есть. Мы верим, что по неизреченной Его благости и силе, каждая жизнь наша пережита Христом, как Своя. Тем самым Он взял в Себя и все грехи наши, и все наши страдания, и немощи, и все наши смерти, и, взяв их в Себя, осудил, и, осудив, открыл Путь преображения для каждого грешника. Этот путь есть путь покаянного крестного изменения всего нашего падшего существа и приобщения нас святейшему существу Христову. Ибо каждому из нас открыт во Христе путь спасения, каждый восстановлен во Христе в своем первообразе, как замыслил его Бог... Стали ли мы оттого праведниками? – Нет, но праведность наша, сокрыта и уготована нам во Христе... О том же свидетельствует крещение Господне, ибо не Он имел нужду в освящении, но мы в Нем предосвящены Св.Духом, очищены «банею водною», чтобы не иметь ни пятна, ни порока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Как дерево содержит в себе листья, которые появляются каждой весной взамен облетевших осенью, так Бог содержит в Себе сотворенную Им жизнь, и в Нем ничего не умирает. Ежегодное увядание природы не должно печалить, пышное природы увяданье, и даже холодная серая поздняя осень - не напоминание о безнадежной смертности всего сущего, а всего лишь пауза между вдохом и выдохом. Круговорот времен года как непрерывное дыхание жизни, имеющей бессмертный корень в Вечности, в Боге. Ни одно растение, ни одно животное не расторгает эту связь и не может расторгнуть, и всякое дыхание да славит Господа (Пс.150:6). У евангелистов Матфея (6:28) и Луки (12:27) есть эпизод, в котором Господь обращает внимание учеников на полевые цветы: Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Эти слова вызывали у меня недоумение: ну как это можно сравнивать: пусть даже очень красивый цветок, но ведь он и впрямь такой хрупкий и недолговечный, и царские одежды - золотое и шелковое шитье, парча, драгоценные камни! Но вот ведь что: где эти роскошные облачения не только Соломона, но даже и совсем недавно живших и живущих ныне сильных мира сего? Истлели... А полевые лилии - изящные создания Бессмертного Художника, семя которых в вечности - бессмертны и неизменно в назначенное время распускаются в своем пленительном и свежем облике. Человеку дана свобода выбора: пребывать в живительной связи с Богом или разорвать ее. Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие (Втор. 30:19), и во все время своей земной жизни холодок этого выбора не перестает касаться нашего сердца. Господи, даруй всегда помнить о Тебе, о своем корне, своей Небесной родине, где хранится подлинный образ нашей души - неувядаемый цветок в саду Отца. Не попусти соблазниться тлением, чтобы этот холодок не превратился в осенний пронизывающий ветер, который оторвет душу от родимой ветви... И об одежде что заботитесь? (Мф.6:25) - Господь уготовал душе человеческой в Царстве Своем одеяние не из виссона и парчи, не жемчугами и камнями расшитую, но одеяние благодати и света, нетленное и немеркнущее.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/15/...

Не забывайте, что во время написания Евангелий все ожидали скорого возвращения Христа. Если бы Евангелистам сказали, что их сочинения проживут даже несколько столетий, они бы очень удивились и, конечно, серьезней отнеслись к задаче. А так, они просто составили жизнеописание Иисуса для своих учеников, так сказать, в помощь христианам своего времени. Описывать примеры этого не будем, все это есть в специальной литературе. Но нам важно определиться с теми сложными словами Христа, о которых мы говорим. И, как мы сказали, вероятней всего, Иисус действительно произнес эту фразу. Это видно хотя бы из того, что Марк приводит ее по-арамейски, то есть на том языке, на котором она прозвучала, а потом переводит для своих читателей на греческий. Это значит, что цитата запомнилась именно в такой, оригинальной форме и в предании передавалась именно этими словами. Такие примеры встречаются крайне редко, но они есть («талифа куми», «осанна» и др.) и все они указывают на несомненную подлинность этих слов и фраз. И еще в защиту подлинности: другие Евангелисты, опирающиеся на Марка, не захотели, ввиду двусмысленности, оставлять эту фразу как последние слова Иисуса, как делает это Марк, а поставили другие «последние» слова: Матфей: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух ( Мф. 27:50 ). Лука: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух ( Лк. 23:46 ). Иоанн: Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух ( Ин. 19:30 ). Итак, у нас есть подлинные слова Иисуса, сказанные во время Страданий на Кресте. Последние это слова, как говорит Марк, или не последние, как считают Матфей, Лука и Иоанн, не суть важно. Главное, что эти слова Христос действительно произнес. Как известно, эти слова являются цитатой 21-го псалма. Что же они значат? «Некоторые считают, что, возможно, Иисус думал обо всем этом псалме, и особенно о его заключительной части, в которой говорится об оправдании и восстановлении: “Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя… ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему… Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь”.

http://azbyka.ru/parkhomenko/pokinul-li-...

Но если строго обязательны были для подзаконных верующих заповеди Божий, преданные Моисею через Ангелов, и нарушение многих из этих заповедей влекло за собой смертную казнь (например, прелюбодейцы были побиваемы камнями), то позволительно ли думать, что новозаветным верующим можно безнаказанно нарушать заповеди Божии, данные нам Самим Сыном Божиим, Который относительно нашего спасения открыл нам все, что слышал от Отца ( Ин.15:15 ), и возвещены апостолами при засвидетельствовании знамениями и чудесами? Правда, Христос снял проклятие, тяготевшее над ветхозаветными нарушителями закона, ибо понес на Себе клятву закона и Своей честной Кровью освободил от нее тех, которые верою в Него сподобляются благодати Святого Духа ( Гал.3:13 ). Благодатию есте спасет чрез веру; и сие не от вас, Божий дар; ни от дел, да никтоже похвалится ( Еф.2:8–9 ). Но и вера спасительна для нас только в соединении с добрыми делами. Вера без дел мертва ( Иак.2:17 ), следовательно – неугодна Богу, ибо такую веру и бесы имеют ( Иак.2:19 ). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, говорит Христос ( Мф.7:21 ). Воля же Отца Небесного, которую возвестил Христос, требует не одной веры, но и жизни, сообразной с верой. Посему в ком нет такой жизни, тот напрасно надеется спастись одной верой. Отъидите от Мене делающие беззаконие ( Лк.13:27 ), скажет Господь на последнем Своем Суде людям, которые в свое оправдание сошлются на свою веру в Него и на то, что они этой верой творили чудеса, но которые не удержали себя от беззаконных дел. Не только за беззаконные дела, но и за праздные слова люди дадут ответ в день Суда ( Мф.12:36 ). А за слова бранные и злобные Господь грозит геенной ( Мф.5:22 ). Геенной Он грозит даже за желания нецеломудренные ( Мф.5:28–30 ). Помни это, душа, подражающая ветхозаветным грешникам, и поспеши сойти с пути, ведущего к вечному осуждению. Не надейся избежать этого осуждения одной верой в Христа без ревности к подвигам жизни благочестивой и добродетельной, согласной с заповедями, еще более строгими в Новом Завете, чем в Ветхом. Подражай не ветхозаветным грешникам, а ветхозаветным праведникам. Они также спасались верою во Христа ( Евр.11 ), но не мертвой и бесплодной, а живой и деятельной: они угодили Господу подвигами самоотвержения в борьбе с греховными искушениями, подвигами любви к Богу и ближним. Притом они спасались при меньших благодатных средствах спасения, чем новозаветные верующие, принявшие от полноты Христовой благодать на благодать ( Ин.1:16 ). При таком преимуществе последних перед первыми новозаветные грешники будут строже судимы, чем ветхозаветные, ибо кому дано много, с того много потребуется, кому много вверено, с того больше взыщут ( Лк.12:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

в) с целью помочь священнослужителям: Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Вы и в Фессалоники и раз и два присылали мне на нужду ( Флп.4:18,16 ); г) по отношению к бедным ( Лев.19:10 , Лев.25:35 ; Втор.15:7,11 ). У кого две одежды, дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых ( Лк.14:13 ); д) по отношению к вдовам и сиротам ( Втор.14:29 , Втор.24:19–21 ); е) по отношению к врагам: Если голоден враг твой, накорми его, если жаждет, напой его ( Рим.12:20 ; Притч.25:21 ). Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас ( Мф.5:44 ; Лк.6:27 ); ж) по отношению ко всем людям: Всякому, просящему у тебя, давай ( Лк.6:30 ). Будем делать добро всем ( Гал.6:10 ); з) от доброхотного сердца: Каждый уделяй по расположению сердца, ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ); и) без расчета на уплату и благодарность: Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая ( Лк.6:35 ); к) изобильно: Сказали Моисею, говоря: народ много приносит добровольных даров, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. Приказал Моисей, и перестал народ приносить ( Исх.36:5–6 ). Повелел Езекия народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем. Когда обнародовано было это повеление, тогда нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и десятин из всего нанесли множество, и израильтяне и иудеи; живущие по городам иудейским также представили десятины из крупного и мелкого скота и десятины из пожертвований, посвященных Господу Богу их; и наложили груды, груды ( 2Пар.31:4–6 ). л) по средствам нашим: Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не потому, чего не имеет ( 2Кор.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., согласно Типикону Великой ц. , В. с. н. имела праздничный статус: в субботу на вечерне читались паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9; 5. 15-6. 3b ) , после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ). Чтения на литургии: прокимен из Пс 15, Евр 11. 33-12. 2a, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 32-33, 37-38, 19. 27-30, причастен Пс 32. 1. Для В. с. н. Типикон Великой ц. указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне - память Пресв. Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны, в среду после В. с. н.- Собор Пресв. Богородицы ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142-146). В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском - служба В. с. н. имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до совр. печатных изданий иерусалимского Типикона служба В. с. н. излагается в целом одинаково. В этот день соединяются 2 последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поется на повечерии либо в иной день). Устав службы такой же, как и при совпадении памяти великого святого с воскресным днем, но без пения полиелея (и избранного псалма с величанием) на утрене. В. с. н. имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; В. с. н. открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на литургии читается Евангелие от Матфея. Гимнографическое последование, приводимое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ), кондак плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Ως παρχς τς φσεως, τ φυτουργ τς κτσεως (          ), канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Τν γων πντων πολυνυμα τγματα μλπων (Воспеваю многоименные чины всех святых), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τν σν Αγων νυμν τ τγματα (        ); 6 самогласнов и 2 цикла подобнов. В студийских Типиконах и Триодях приводится также еще один цикл подобнов, отсутствующий в совр. книгах, но количество самогласнов, как правило, меньше. В песнопениях В. с. н. сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; нек-рые песнопения посвящены святителям и преподобным (напр., 1-й тропарь 3-й песни канона, 3-й тропарь 4-й песни канона). Кроме гимнографических произведений для В. с. н. создавались проповеди и поучения (кроме упомянутого слова свт. Иоанна Златоуста, известность получили, напр., слова Иоанна VIII Ксифилина, патриарха К-польского († 1075), и свт. Григория Паламы († 1359) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 249, 258).

http://pravenc.ru/text/155560.html

в) Третья заповедь (20,7) касается св. Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широкий смысл, включающий в себя и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т.д.). Позднее, около III века до Р.Х., благоговение к св. Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонай – Господь. г) Четвертая заповедь (20,8–11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди – свободные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:27 ). В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Пояснение Элохиста к заповеди выводит ее из сказания о Шестодневе, а Второзаконие связывает ее с исходом из Египта. I–IV заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор. 6:4-5 ). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» – привел именно эту ( Мк. 12:28-30 ), но добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ); иной, большей сих, заповеди нет» ( Мк. 12:31 ). д) Апостол Павел поясняет, что эта вторая заповедь обобщает остальную часть Декалога, V–X заповеди: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим. 13:9 ). Таким образом, говоря, что Он пришел не разрушить Закон, а его восполнить, Господь имел в виду прежде всего этический монотеизм – Декалог ( прим.: греческий глагол «плеросай» в синодальном переводе передано как «исполнить», но буквально оно означает «восполнить», «завершить»). Это «восполнение» заключалось в том, что к осуждению греховных поступков Он добавил осуждение греховных движений души и увенчал все новой заповедью о любви самоотверженной ( Мф. 5:17-28 ; Ин. 13:34 ). Христос, по слову бл. Феофилакта, «в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень. Подобно как и живописец не заглаживает начального очертания, но проявляет и дополняет его» (Благовестник. Казань, 1855, ч. 1, с. 99).

http://azbyka.ru/dekalog-ili-desyat-zapo...

Пример и внушения врагов Иисуса увлекли многих из народа к тому, что одни из них насмехались над Распятым, другие только праздно ходили у Креста, как на зрелище. Но страшные знамения в часы страданий и смерти Иисуса привели народ в себя, заставили содрогнуться за собственную участь. Особенно должны были прийти в волнение и ужас те, которые пред тем кричали: кровь Его на нас и на чадах наших ( Мф.27:25 ). Скорбь и страх Суда Божия проникли в их сердца и положили начало тому раскаянию, которое впоследствии возжжено было с такой силой проповедью апостолов по сошествии Святого Духа ( Деян.2:38; 3:19 ). То благоговейное и покаянное настроение духа, какое при виде упомянутых чудесных знамений выразилось в исповедании римского сотника и в народе, бившем себя в грудь, Святая Церковь желает перелить и в нас, когда учит нас исповедовать: «Аще не бы Бог был распныйся, ниже солнце лучи свои потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася. Вся терпяй, помяни и нас во Царствии Твоем» 30 . И мы охотно со слов Церкви повторяем это исповедание – но проникаемся ли мы при этом тем благоговением, каким исполнен был римский сотник? Не принимаем ли мы только к сведению, не воспринимаем ли одной памятью и умом то, что исповедуем устами, без сердечного участия? Народ, возвращаясь с Голгофы, бил себя в грудь, признавая свою виновность пред Тем, казни Которого он требовал. Но Христос пригвожден был ко Кресту за грехи всего мира: все мы виновны в Его Крестных страданиях и смерти. Приходим ли мы в сердечное сокрушение при этой мысли и, держа ее в уме, не походим ли на праздных зрителей, окружавших голгофское зрелище, не поражаясь тем, что на Голгофе решалась наша судьба? Око вселенной, солнце померкло, не стерпев видеть распятым и опозоренным Творца своего. Помрачаются ли наши глаза слезами скорби при мысли о том, что грехами своими, в которых каемся как будто только для того, чтобы еще глубже погрязнуть в них, мы вторично распинаем Сына Божия? Земля сотряслась в минуту Крестной смерти Господа. Потрясается ли наша совесть страхом Суда Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010