Разве люблю я Бога так, как это делали наши аввы, те, кого мы называем «наставниками монахов и собеседниками Ангелов»? Нет, сама жизнь свидетельствует здесь против меня — потому что я всечасно готов, забыв о Нем, делать всякое мирское дело, добиваясь временного благополучия и призрачной, всегда ускользающей славы от людей. Но можно ли этого добиться, оставаясь всегда на Божественней страже, будучи всегда внимательным к Божественному зову и готовым незамедлительно ответить на него?     «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», — сказал Христос (Мф.8:22; Лк.9:60). А я — услышал ли эти слова?    Разве люблю я ближнего, как заповедал Господь: «как самого себя» (Лев.19:18; Мф.19:19, 22:39; Мк.12:31, 33; Лк.10:27)? Я и себя-то любить не умею — как отдам я любовь ближнему? Ведь чтобы отдать, надо где-то взять, и чтобы что-то сделать, нужно сперва этому научиться... Я же, в погоне за призраком мира сего, могу скорее обидеть, чем возлюбить.    Это ли — не следы того кровавого истечения, которое от заповедей Пятикнижия делает человека нечистым настолько, что возбраняет ему не только прикасаться к святыне (Лев.5:2—3, 15:31), но даже и быть в обществе Господнем (Лев.15:1—15, 25—30, 18:19; Иез.36:17)?    Но вспомним Евангельский рассказ о жене кровоточивой, много лет страдавшей от несчастья своего и верою исцелившейся одним только прикосновением ко Господу: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:42—48; Мк.5:25; Мф.9:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Смотри на свои руки, и помни, для чего они созданы: не благословляй ими ни себя, ни других, на злое дело ( Мф.19:14–15 сл.). Бог любит чистые руки ( 1Тим.2:8 ): не оскверняй рук твоих злыми делами ( Мф.27:24 сл.). 7. В имени заключается сила ( Мф.16:18 ; Лк.1:60 ; Мк.16:17 ): не будь человеком без имени, и помни, что сила имени твоего состоит в благочестии ( Деян.3:12 ) и добрых делах. Умудряйся в значение своего имени! 10. Имя И. Христа есть Божия сила во спасение ( Деян.4:12 ) всякому верующему в Него ( 1Кор.1:24 ). 12. Един Бог, един и посредник между Богом и человеками Богочеловек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5, 6 ). Во Иисусе Христе мы имеем искупление кровию Его, и прощение грехов ( Кол.1:14 ). О Нем все Пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян.10:43 ). 13–15. От чего смелы в проповедовании истинного учения ( Деян.4:10, 11, 12 ) люди неученые и простые ( Деян.3:4 ), но святые по жизни? от чего самые ученые ( Деян.4:6 ) не могут говорить им вопреки? От того, что они исполнены Духа Святого ( Деян.4:8 ), и могут творить чудеса истинные ( Деян.4:16 ) в доказательство Божественности своего учения. 18–19. Если кто принуждает тебя делать противозаконное, то вспомни, что надобно больше повиноваться Богу, нежели людям ( Деян.5:29 ). Бог выше всякого земного Правительства ( Деян.4:19 ): никакой царь не должен прекословить Господу Богу в устроении духовного Его царства ( Деян.4:18 ), и подданных своих отклонять от служения ( Деян.4:17 ) Царю царствующих. 20. Кто убежден в истине Христианской религии, тот не может не (тот должен) защищать ее. 21. Малодушие, соединенное с самообольщением, имеет привычку грозить другому, если не имеет ни причины, ни силы наказать по злобе невинного. Всякий начальник должен помнить о себе, что он есть слуга Божий на добро, и что меч, который носит в знак отмщения делающему злое, обратится на главу его, если он притесняет и наказывает другого без вины ( Рим.13:4 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Читается в 21-ю неделю по Пятидесятнице. Об этих событиях повествуется у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Еванг. Лука повествует почти буквально с Марком ( Мк.5:21, 43 ), евангелист же Матфей ( Мф.9:18, 26 ) – короче их обоих. Лк.8:40 . Бысть же егдá возвратися Иисýс, прият егó нарóд: беху бо вси чáюще егó. (Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.) Возвратися (возвратился) Иисус. Это было после исцеления бесноватого в стране Гадаринской или Гергесинской (ст. 26 и далее). Возвратился обратно в эту землю. Прият его народ и пр. Принял народ, потому что был подготовлен к тому повествованием бесноватого о своем исцелении ст. (39–40.) Лк.8:41 . И сé прииде мýж, емýже имя Иаир, и тóй князь сóнмищу бе. И пáд при ногý Иисýсову, моляше егó внити в дóм свóй: (И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,) Се прииде муж, емуже имя Иаир (вот пришел человек, именем Иаир). Еванг. Матфей повествует, что Иаир пришел к Иисусу Христу с просьбою об исцелении своей дочери в дом, где Он возлежал за трапезою ( Мф.9:19 ); еванг. же Марк пишет, что это было на берегу моря, где Господь находился с народом; а свят. Лука говорит, что Иаир подошел к Иисусу Христу со своею просьбою, когда Он возвратился в землю Геннисаретскую. Это видимое разноречие происходит от того, что евангелисты не держатся строго последовательности событий, и бывает так, что один опускает то, о чем повествует другой. Князь сонмищу бе (был начальник синагоги). О синагоге чит. в объясн. 16 ст. 4 гл. Может быть, Иаир был одним из тех старейшин, которые приходили к Иисусу Христу от сотника, строителя синагоги, с просьбою исцелить его слугу ( Лк.7:2 и дал.). Лк.8:42 . яко дщи единорóдна бе емý, яко лет двоюнáдесяте, и тá умирáше. Егдá же идяше, нарóди угнетáху егó. (потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.) По еванг. Марку, Иаир говорил Иисусу: прииди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Слова эти показывают великую веру Иаира в чудодейственную силу Иисуса Христа. Возложи на нее руки. Возложение одной руки или обеих рук служит знаком и средством сообщения Божественной благодати или силы тому, на кого они возлагаются. Так Христос возлагал руки на детей, благословляя их ( Мф.19:13 ); так Апостолы возлагали руки, низводя Духа Святого на новокрещенных или на посвящаемых в степени священства ( Деян.6:1, 7, 12:8, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» ( Мф.23:8-10 ); «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ) О призвании всех людей в Церковь «Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» ( Втор.13:4 ) О монашестве «хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ) Об отношении к лжеучителям и искусителям «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор.13:1-3 ) «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф.7:15 ); «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» ( Мф.24:4-5 ); «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ) Об отношении к богатству «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе» ( Мф.6:19-20 ) О клятве «не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:34-37 )

http://azbyka.ru/shemy/zapovedi-iisusa-h...

Возлежат же и пируют вместе с порочным учением, правящим Иудеями, те, кто радуется его рождению. Возможно, когда-нибудь ты остроумно воспользуешься сказанным применительно к тем, кто поспешно клянется и хочет твердо соблюдать клятвы, которые были взяты ради беззакония, говоря [им], что не всякое соблюдение клятвы правильно, как в случае с Иродом. А еще обрати внимание, что Ирод убивает Иоанна не открыто (ο μετ παρρησας), но тайно и « в темнице» (Мф. 14, 10): вот и теперешний народ иудейский не отрицает пророчества открыто, но в сущности (δυνμει) и неявно отрицает их и уличается в том, что не верит им. Ведь как если бы они верили Моисею, то поверили бы и Иисусу (ср. Ин. 5, 46), так и если бы они верили пророкам, то приняли бы Того, о Ком было пророчество. Не веря же в Него, они не верят и им и обезглавливают, заперев в темнице, «пророческое слово» (2 Пет. 1, 19), и оно у них мертво, разделено и никоим образом не здраво (ср. Тит 2, 8), так как они не понимают его. У нас же Иисус невредим, ибо исполнилось пророчество о Нем: «Кость не сокрушится» (Ин. 19, 36; ср. Исх. 12, 46; Чис. 9, 12) . 23. Ученики же Иоанна, придя, погребли его останки и пошли, возвестили Иисусу (ср. Мф. 14, 12). Он же удалился в пустынное место (ср. Мф. 14, 13), [т. е. к] язычникам. И после того, как [Иудеи] были лишены пророков, народ последовал за Ним отовсюду из городов (ср. Мф. 14, 13). Увидев его многочисленность, Он «сжалился и исцелил больных их» (Мф. 14, 14), и после этого накормил последовавших за Ним [кусками хлеба], которые благословил и приумножил из немногих хлебов. «Услышав же, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мф. 14, 13). Сказанное здесь учит нас, насколько возможно, удаляться от преследователей и ожидания козней, [направленных против нас] из-за Слова. Ведь это было бы, пожалуй, благоразумнее всего, а когда тот, кто может быть вне опасности, идет ей навстречу (μσε χωρεν), это опрометчиво и дерзко . Кто же еще усомнился бы в том, что подобного надо избегать, если Иисус не только удалился после того, что [было сделано] против Иоанна, но также учит и говорит: «Если же будут гнать вас в этом городе, бегите в другой» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

А земля, засеянная в местах каменистых – есть тот, о котором намерен сказать. Мф.13:20–21 .  Слышай слово и абие с радостию приемлет е: не имать же корене в себе, но привременен есть. ...кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его. Выше (ст. 6) мы сказали, что корень – это твердость. «Привременен», т.е. легкоизменяющийся, который и в учении скоро принимает слово, и в искушении скоро оставляет его. Мф.13:21 .  Бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется. ...но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. Слово здесь значит – слово веры. Лука ( Лк.8:13 ) печаль и гонение обозначил одним словом «напасть», и вместо «соблажняются» сказал «отпадают». Мф.13:22 .  А сеянное в тернии, се есть... А посеянное в тернии означает того... Посеянное в терниях – это тот, о ком скажем. Мф.13:22 .  Слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает. ...кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Марк ( Мк.4:19 ) к лести присоединил и другие пожелания, разумея всякое вредное пожелание; а Лука ( Лк.8:14 ) подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. «Века сего», т.е. этой жизни, так как есть и другой век – будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый. Мф.13:23 .  А сеянное на добрей земли, се есть... Посеянное же на доброй земле означает... А посеянное на хорошем поле – это тот, кого сейчас обозначит. Мф.13:23 .  Слышай слово и разумевая. ...слышащего слово и разумеющего... Разумеющий, т.е. скрывающий в глубине сердца, где оно свободно от злоумышлений. Поэтому Марк ( Мк.4:20 ) сказал: «иже слышат слово и приемлют», – а Лука ( Лк.8:15 ): «иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат», «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце». Сердцем весьма часто Священное Писание называет душу. Мф.13:23 .  Иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять. ...который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

А земля, засеянная в местах каменистых — есть тот, о котором намерен сказать. Мф.13:20—21.   Слышай слово и абие с радостию приемлет е: не имать же корене в себе, но привременен есть . кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; Выше (ст. 6) мы сказали, что корень — это твердость. «Привременен» , т.е. легкоизменяющийся, который и в учении скоро принимает слово, и в искушении скоро оставляет его. Мф.13:21.   Бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется . но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. Слово здесь значит — слово веры. Лука (8, 13) печаль и гонение обозначил одним словом «напасть» , и вместо «соблажняются» сказал «отпадают» . Мф.13:22.   А сеянное в тернии, се есть . А посеянное в тернии означает того, Посеянное в терниях — это тот, о ком скажем. Мф.13:22.   Слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает . кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Марк (4, 19) к лести присоединил и другие пожелания, разумея всякое вредное пожелание; а Лука (8, 14) подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. «Века сего» , т.е. этой жизни, так как есть и другой век — будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый. Мф.13:23.   А сеянное на добрей земли, се есть … Посеянное же на доброй земле означает А посеянное на хорошем поле — это тот, кого сейчас обозначит. Мф.13:23.   Слышай слово и разумевая . слышащего слово и разумеющего, Разумеющий, т.е. скрывающий в глубине сердца, где оно свободно от злоумышлений. Поэтому Марк (4, 20) сказал: «иже слышат слово и приемлют» , — а Лука (8, 15): «иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат» . услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце… Сердцем весьма часто Священное Писание называет душу. Мф.13:23.   Иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять . который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.13:20-21. Слышай слово и абие с радостию приемлет е: не имать же корене в себе, но привременен есть.кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;    Выше (ст. 6) мы сказали, что корень — это твердость. «Привременен», т.е. легкоизменяющийся, который и в учении скоро принимает слово, и в искушении скоро оставляет его. Мф.13:21. Бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется.но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.    Слово здесь значит — слово веры. Лука (8, 13) печаль и гонение обозначил одним словом «напасть», и вместо «соблажняются» сказал «отпадают». Мф.13:22. А сеянное в тернии, се есть.А посеянное в тернии означает того,    Посеянное в терниях — это тот, о ком скажем. Мф.13:22. Слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает.кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.    Марк (4, 19) к лести присоединил и другие пожелания, разумея всякое вредное пожелание; а Лука (8, 14) подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. «Века сего», т.е. этой жизни, так как есть и другой век — будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый. Мф.13:23. А сеянное на добрей земли, се есть…Посеянное же на доброй земле означает    А посеянное на хорошем поле — это тот, кого сейчас обозначит. Мф.13:23. Слышай слово и разумевая.слышащего слово и разумеющего,    Разумеющий, т.е. скрывающий в глубине сердца, где оно свободно от злоумышлений. Поэтому Марк (4, 20) сказал: «иже слышат слово и приемлют», — а Лука (8, 15): «иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат».услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце…    Сердцем весьма часто Священное Писание называет душу. Мф.13:23. Иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять.который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.    Это объяснено уже немного выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мк.9:31 и Лк.9:44 ; Мф.26:45 , – ср. Мк.14:41 ; ср. Лк.24:7 ), первосвященников и книжников иудейских ( Мф.20:18 ; Мк.10:33 и др.), и будет отвержен ими ( Мк.8:31 , – ср. Лк.9:22 ); и предадут Его язычникам на поругание, и биение, и распятие ( Мф.20:18–19 , – ср. Мк.10:33 и Лк.18:31 ; Мф.26:2 ); как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно быть вознесену (на крест) и Сыну человеческому ( Ин.3:14 , ср. 8:28); и как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:40 , – ср. Лк.11:30 ) и в третий день воскреснет ( Мф.16:21, 17:22, 20:18 , – ср. 17:9; Мк.8:31, 9:31, 10:33 , – ср. 9:9; Лк.9:22, 44, 18:31 ). Чтобы не рассматривать отдельно всех указанных здесь изречений (что было бы слишком долго и при том повело бы к многократным повторениям одного и того же), постараемся установить общее отношение рассматриваемого наименования к подобного рода предсказаниям. Понимаемое в том смысле, какой мы старались установить выше, наименование Сын человеческий представляется наиболее соответствующим смыслу подобного рода предсказаний. Мы уже видели, что сущность Своего мессианского служения Христос полагал именно в деле искупления человечества Своими страданиями, – в том, чтобы «послужить и дать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Поэтому, говоря о Своих страданиях, Он всего естественнее должен был назвать Себя одним из тех наименований, которые означают Его именно как Мессию. Но какое же наименование было бы более подходящим в этом случае, чем наименование Сына человеческого? Наименование: «Христос» (Мессия) во всяком случае, слишком обще и неопределённо; наименование Сына Божия хотя и выражало всю полноту величия Божественной жертвы, тем не менее, не могло быть вполне уместно там, где говорится о страдании по человечеству; обычные у Его современников наименования: «Сын Давидов» и «Царь Израилев» хотя и выражали, действительно, изв. сторону Его мессианства, но кроме того, что не были употребительны в Его устах вследствие того, что получили извращённый смысл в сознании современников, – эти наименования также не были вполне уместны там, где речь шла о принятии зрака раба, о поругании и унижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Сергей Григоровский О законных причинах развода. I. Общие положения По первоначальному Божественному установлению брак – есть нерасторжимый союз мужа и жены: «Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ), и только одна смерть, естественный конец всякого бытия, полагая предел земному существованию человека, разрывает все связи его с оставшимися в живых, пресекает и самые крепчайшие узы-узы брачные; только со смертью одного из супругов брачный союз их прекращается сам собою, не стесняя свободы другого супруга вступить в новое супружество. «Жена, – говорит апостол Павел, – связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти за кого хочет» ( 1Кор.7:39 , Рим.7:3 ). Что же касается до причин прекращения или расторжения брака при жизни супругов – причин, вполне зависящих от воли супругов, то таковая, и притом единственная, причина указана Христом Спасителем в Его Нагорной проповеди и в ответе на вопрос фарисеев: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с своею женою». " Моисей, – ответил Спаситель, – по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует« ( Мф.5:32 и Мф.19:3,8–9 ). Таким образом, с строго канонической точки зрения, по заповеди Господней, расторжение брака дозволительно лишь по одной причине-по вине прелюбодеяния супруга; только в прелюбодеянии, прекращающем единство плоти между мужем и женою («будут два плоть едина» – Быт.2:24 ; Мф.19:5 ), признал Христос разрушительное действие на брак. Эту заповедь Христову о разводе свято хранила Церковь , по крайней мере, в течение первых трех веков христианства, не допуская в среде христианского общества, в противоположность господствовавшей тогда в языческом мире полной свободе разводов, расторжения брака по какой-либо иной причине, «разве словесе прелюбодейна». Начиная же с IV века, когда Церковь вступила в союз с государством и когда первенствующим христианам наряду с законом Божиим необходимо было считаться и с действовавшими тогда гражданскими законами о браке, прежняя, строгая, верность заповеди Господней о браке стала ослабевать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010