Подобные же слова сказаны были Петру в Мф.16:19 и имеют тот же смысл. Вместо «что» ( ) Мф.16:19 здесь σα – также средний род и указывает на действия, а не на лица. Мф.18:19 .  Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, Сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении общины между членами ее ( συμφωνεν) и с Богом. Мф.18:20 .  ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. В кодексах D, Сиро-синайском и у Климента Александрийского этот стих приводится в отрицательной форме: «ибо нет двух или трех собранных во имя Мое, у которых (близ которых) Я не был бы (Я не есмь) среди них». Здесь указывается на церковный minimum. Христос истинно присутствует среди людей даже тогда, когда двое или трое из них собираются во имя Его. Мф.18:21 .  Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Ср. Лк.17:4 ). Вопрос Петра не имеет близкой связи с речью Христа в стихах 18–20, но имеет связь со стихами 15–17. Христос, по-видимому, окончил теперь Свою речь. Слова Его о прощении обид ближним побудили Петра попросить у Него дальнейших разъяснений. Предлагая вопрос, Петр, как можно думать, знал о существовавших в то время у иудеев обычаях и мнениях относительно прощения обид. «Человеку, согрешающему против другого, однажды прощают, во второй раз прощают, в третий раз прощают, но в четвертый раз не прощают». Таково часто цитируемое изречение Вавилонского Талмуда (Иома, л. 86, 2), которое подкреплялось Иов.33:29–30 ; Ам.1:3 и др. Петр хочет, очевидно, стать выше современных ему книжников и увеличивает количество прощений почти вдвое, до семи. Мф.18:22 .  Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Спаситель опровергает мысль Петра сначала кратким замечанием. Если Петр думал, что нужно прощать ближнему до семи раз, может быть, каждый день в течение целой недели, – то Господь говорит, что прощать нужно «до седмижды семидесяти» ( ως βδομηκοντκις πτ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 1–8. Притча о вдове. – 9–14. Притча о фарисее и мытаре. – 15–30. Благословение детей и опасность богатства. – 31–43. Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепого близ Иерихона. Лк.18:1 .  Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, Слова Христа о том, что ученики не увидят «дня Сына Человеческого», не найдут себе подкрепления в наступлении дня суда ( Лк.17:22 ), произвели, конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не должны унывать, Господь говорит им притчу, которая вразумляет их, что Бог все-таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т.е. их, учеников Христа) и исполнит их. «Всегда молиться». Некоторые толкователи понимают здесь «постоянное стремление души к Богу», которое должно продолжаться в течение жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной и сосредоточенной теплоты (Тренч, с. 408). Но употребленный здесь глагол «молиться» ( προσεχεσθαι) означает действительную молитву, в прямом значении этого слова. Что же касается выражения «всегда» ( πντοτε), то оно, несомненно, имеет гиперболический смысл. Так это слово часто употребляется в Священном Писании (например, «скорбь моя всегда предо мною», – Пс.37:18 ; «пребывали всегда в храме», – Лк.24:53 ). «Не унывать» – по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не исполняется. Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист, а не Христос (как почему-то утверждает Тренч, с. 408). Лк.18:2 .  говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. Лк.18:3 .  В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Лк.18:4 .  Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, Лк.18:5 .  но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. «Судья» (см. Мф.5:25 ). Эта притча очень напоминает собой притчу о друге, пришедшем в полночь с просьбой к другу ( Лк.11:5 и сл.). Как там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой настойчивости, с которой там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова просит неправедного судью разобрать ее дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 Зач. 88-е. Притча о судье и вдове. Читается в субботу 11-й недели по Пятидесятнице. Лк.18:1 . Глагóлаше же и притчу к ним, кáко подобáет всегдá молитися и не стужáти [си], (Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,) Тут прямо указывается цель притчи – постоянно обращаться с молитвою к Богу (/всегда молиться) и не унывать, если Бог иногда долго не исполняет молитвы. Но так как эта притча находится в связи с предшествующими изречениями Господа о втором пришествии Его (23–34 ст.); то она имеет и частную цель – молиться особенно во время продолжительных бедствий и скорбей при этом пришествии Господа, и Господь в это время непременно защитит молящихся. Лк.18:2 . глагóля: судия бе некий в некоем грáде, Бóга не бояся и человек не срамляяся. Лк.18:3 . Вдовá же некая бе во грáде тóм: и прихождáше к немý, глагóлющи: отмсти менé от сопéрника моегó. (говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.) Судия бе некий в некоем граде. Моисей предписал в своем законе ( Втор.16:18 и дал.), чтобы у евреев во всех городах были свои судьи и надзиратели, которые бы вели суд справедливый, не взирая ни на кого и ни на что, кроме правды ( Исх.20:6, 9 ; Лев.19:15 ). И во времена Христовы были такие судьи ( Мф.5:21, 22 ). Бога не бояся и человек не срамляяся (не стыдился). Закон требовал, чтобы судья руководствовался правдою; самые же сильные побуждения к такому образу действования, это – страх Божий и стыд пред людьми: но судья был несправедливый, не имевший ни страха Божия, ни стыда пред людьми. Почему долгое время (на долзе времени) он и не думал защитить, быть может, не раз приходившую к нему, вдову с жалобою на своего соперника (5 ст.). От соперника, – вероятно, от заимодавца. Лк.18:4 . И не хотяше на дóлзе врéмени. Последи же речé в себе: áще и Бóга не боюся, и человек не срамляюся: Лк.18:5 . но Занé творит ми труды вдовица сия, отмщý ея: да не до концá приходящи застоит менé.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Когда Иуда Искариот увидел, что Иисуса, избитого и осужденного на смерть, выводят из дома первосвященника, он понял, до чего довело его сребролюбие. Терзаемый совестью, он поспешил к старейшинам: « Согрешил я, предав кровь невинную ». Но старейшины и первосвященники, уже получившие то, что хотели, оставили его скорбь без внимания: « Что нам до того? смотри сам » (Мф.27:4). Тогда Иуда бросил к ногам первосвященников тридцать сребреников, выбежал вон и от охватившего его отчаяния и неверия в милосердие Божие повесился (Мф.27:3–10). Первосвященники, не желая отдавать храму брошенные Иудой деньги, так как это была « цена крови », купили на них у горшечника участок земли для погребения странников. На суде у Пилата (Мф.27:1–31; Мк.15:1–15; Лк.23:1–25; Ин.18:28–19.16) Понтий Пилат ненавидел Иерусалим и иудеев, его правление сопровождалось многочисленными кровавыми столкновениями с евреями и самарянами. Чтобы добиться от Пилата утверждения смертного приговора Христу, члены Синедриона сговорились привести к Нему Христа как политического преступника, так как богохульство могло показаться римскому правителю недостаточной причиной для казни. Перед лицом Пилата иудеи обвинили Спасителя в том, что Он возмущает народ, запрещает давать подать кесарю и провозглашает Себя царем. Все это имело политической характер, поэтому Пилат повелел ввести Обвиняемого в судебную палату и спросил Его наедине: « Ты Царь Иудейский ?» (Мк.15:20). « От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне ?» (Ин.18:34) – спросил его Христос. На это Пилат с пренебрежительной гордостью римского гражданина заметил: « Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал ?» (Ин.18:35). Тогда Христос сказал Пилату, что Он действительно Царь, но Царство Его не от мира сего, но что Он пришел, чтобы свидетельствовать об истине. Видя, что Христос является только религиозным проповедником и неопасен для Рима, Пилат скептически спросил: « Что есть истина ?» (Ин.18:38). Не дождавшись ответа от Того, Кто Сам является Истиной, Пилат вышел к народу и сказал, что не нашел вины в этом Человеке. Пилат не хотел продолжать суд, так как понял, что иудеи предали Христа по зависти (Мф.27:18). Узнав, что Христос из Галилеи, Пилат приказал воинам отвести Иисуса на суд во дворец Ирода Антипы, правителя Галилейской области, чтобы тот, как человек, более сведущий в религиозных вопросах, разобрался в деле Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Объясн. Сказанную здесь величайшую истину апостол выражает почти в тех же словах, в каких изрек её Сам Господь: Ин.3:16 ; дальнейшее разъяснение величия Божественной любви к людям можно видеть у апостола Павла: Рим.8:32 ; любовь эта дарована людям совершенно незаслуженно с их стороны; Рим.5:8 ; чтобы не лишиться этой любви, необходимо принадлежать к истинной Христовой Церкви: Мф.18:17–18 , и стараться исполнять слово Божие: Ин.14:23 ; Откр.3:19–20 . О соблюдении заповедей 1Ин.3:23 . «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». Объясн. Здесь говорится о двух главных заповедях: первая – чтобы мы веровали и крестились во имя Христово: Ин.1:12:3:18 ; Деян.2:38 ; вторая же – чтобы любили друг друга не словом и не языком, но делом и истиной: Лев.19:18 ; Ин.15:12 . Кто эти заповеди соблюдает или сохраняет: 1Ин.2:3–4 , тот пребывает в Нём (Иисусе Христе) и Он в нём – в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением: Ин.17:21:23, 15:7:14:17 . Рим.13:8–19 . «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Объясн. Здесь апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: ст.9; Мф.22:40 ; 2Ин.1:5–6 . Но нужно исполнять и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20 . Еф.2:15 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». Объясн. Здесь разумеются заповеди с одним преобразовательным характером, ибо о соблюдении других заповедей, необходимых для вечной жизни, есть прямое повеление: Мф.19:17 ; Иак.2:10 ; Ин.3:22–24 . Кол.2:6 . «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сектанты говорят: 1) мы все священники ( 1Пет.2:5–9 ), и священноначалие православной Церкви не нужно нам. Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откров. ( Откр.1:6, 5:9–10 ) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим 6:12 ). Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия ( Евр.13:15–16 ; Фил.4:18 ; Пс.49:14, 50:18 ; ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании ( 1Пет.5:1–5 ). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» ( Исх.23:22 ), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии ( Исх.28 гл.) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис.18:7 ; ср. 16 гл.). 2) Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников ( Деян.8:4; 11:19–21 ). 68 Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам ( Деян.11:19–20 ). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди . Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:14–15 ). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» ( Деян.11:22 ). Из приведенных мест, как равно и из других ( Деян.15:2, 4, 28, 21:18 ; Гал.2:2 ), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие см. Мф.28:16–19 ; Мк.16:14–15 ; 1Тим.4:11, 3:16 ; 2Тим.4:2 ; Тит.1:9 ; ср. Рим 10:15 ; 1Кор.12:29 ; Иак.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Господь увещевал Своих последователей терпеливо сносить ненависть, гонения и страдания от всех народов за имя Его (ср.: Мф.5:11, 12, 10:22–23, 24:9 ; Ин.15:20 ), и притом радоваться и веселиться, памятуя Его напутственное обещание – не оставить верующих в Него сиротствующими и быть с ними во все дни до скончания века (ср.: Ин.14:18 ; Мф.28:20 ). Господь говорил: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:12 ). Он предсказал восстания одного народа на другой, войны между царствами; голод и землетрясения по местам; начало тяжких и неисцельных болезней и наступление бедствий, гибельных для всякой плоти (ср.: Мф.24:12, 7, 8 ; Откр.9:18 ). Господь говорил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:9 ). «А неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» ( Ин.3:18 ). Он говорил, что настанет время, когда «мерзость запустения» будет стоять «на святом месте» ( Мф.24:15 ); и – «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Ныне сама жизнь наша и события, происходящие в мире, подтверждают истинность сказанного в Писании. Господь наш Иисус Христос говорил: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примите» ( Ин.5:43 ). «Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» ( Мф.24:5 ) 199 . Попущением Божиим, всесокрушающая круговерть бесовщины охватила и Россию. Легионы бесов вошли в ее тело; оттого и одержимыми стали целые миллионы ее членов – россиян 200 . Волнения в России вынесли и вознесли на гребень волны высокой таких одержимых бесовщиной вождей – «спасителей» народов и основателей нового государства, которые, начав с осквернения и разрушения народных святынь 201 , приступили тотчас же к насильственному насаждению безверия в людях и, конечно же, к всяческому утеснению жизни и унижению общественного положения верующих. По причине «темного» и «отсталого» мировоззрения верующих, они не могли быть допускаемы до деятельности педагогической, врачебной и юридической «не говоря уже о возможности верующему человеку работать в прессе, или ходить в начальниках, или занимать место в учреждениях государственной власти». Вскоре все просторы земли нашей стали заливаться кровью неповинных страдальцев за веру, за Церковь , за правду жизни христианской (за жизнь по совести) 202 ; поскольку, по мнению вождей, люди, верующие в Бога, всегда будут мешать делу превращения России в безбожное государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Пилат, выйдя (к ним), спросил, в чем (они) обвиняют Иисуса, и поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к Ироду, а последний — снова к Пилату. Иудеи же стремились убить Иисуса. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его (ср.: Ин. 18, 31; 19, 6). Они отвечали ему: нам не позволено предавать смерти никого (Ин. 18, 31), побуждая Пилата распять (Его). Пилат спросил Христа, Царь ли Он Иудейский. Он признал Себя Царем, но Вечным, говоря: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). Пилат, желая Его освободить, сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить им одного узника, — но они выбрали Варавву, а не Христа (см.: Ин. 18, 38—40). Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде велел бить Его, потом вывел к ним под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими: радуйся, Царь Иудейский! (см.: Ин. 19, 1—5; Мф. 27, 29; Мк. 15, 16—19). Однако, надругавшись так, чтобы утолить их гнев, Пилат вновь сказал: я ничего достойного смерти не нашел в Нем (Лк. 23, 22). Но они отвечали: Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7). Когда они так говорили, Иисус молчал, а народ кричал Пилату: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Ибо через позорную смерть (какой предавали разбойников) иудеи хотели опорочить Его, чтобы истребить добрую память о Нем. Пилат же, как бы пристыжая их, говорит: Царя ли вашего распну? Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19, 15). Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не добились, то наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят: всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19, 12). Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27, 19); и Пилат, умыв руки, отрицал свою виновность в (пролитии) крови Его (см.: Мф. 27, 24). Иудеи же кричали: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин. 19, 12). Тогда Пилат, испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие (ср.: Мф. 27, 26), хотя втайне и знал, что Тот неповинен. Увидев это, Иуда, бросив сребреники (в храме), вышел, пошел и удавился (см.: Мф. 27, 3-5), повесившись на дереве, а после, сильно вздувшись, лопнул.

http://pravoslavie.ru/1867.html

73 . b) В наши дни, огромное количество людей подвергается искушению отчаяния. Кризис упования в современном мире приводит Церковь к более глубокому пониманию находящегося в сердце христианского Евангелия упования надежды. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания», – пишет Апостол Павел ( Еф.4:4 ). В наши дни, христиане в мире призваны быть свидетелями и служителями этого упования надежды (ср. Lumen gentium 48–49; Gaudium et spes 1). В своей универсальности и кафоличности, Церковь является носительницей надежды, которая распространяется на полноту человечества. В призвании даровать эту надежду каждому заключается миссия христианина. 74 . с) Развитие коммуникации на глобальном уровне ясно выявляет трагедию человеческого страдания. Оно же дает Церкви лучше понять тайну любви, милосердия и сострадания Христовых и непреходящей ценности любви. Перед лицом невыносимых страданий мира мы учимся доверять Богу и прославлять милосердие Того, Кто «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» ( Еф.3:20 ). 75 . d) Страдание детей во все мире вызывает возмущение. Жизнь ребенка только начинается, а потому перспективы и возможности должны быть раскрыты ему навстречу 768 . Напоминая о говорящих об особой любви Христовой к детям новозаветных текстах, Церковь призвана к новому размышлению об их содержании: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (ср. Мф.19:14 ; Лк.18:15–16 ); «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» ( Мк.9:37 ); «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ); «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:4 ); «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6 ); «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Так Церковь напоминает себе и о собственном призвании являть любовь и заботу Христову о детях (ср. Lumen gentium 11; Gaudium et spes 48 и 50).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

– Пастыри не Церковь ; отлучать грешника должны все. – По Писанию выходит не совсем по-вашему – почему я и сказал вам, что не видел и не вижу у вас исполнения Слова Божия. Господь Апостолам сказал: „истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе: и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе“ ( Мф.18:18 ). Апостол Павел „решил“ ( 1Кор.5:3 ) об отлучении коринфского кровосмесника и о принятии его ( 2Кор.2:7 ). Во св. православной Церкви пастыри увещевают тяжких грешников и, в случае нераскаяния их, отлучают их от общения во св. Трапезе, от св. Причастия, доколе не покаются. Вот, гр. Л.Н. Толстого, несмотря на то, что он именитый человек, после увещаний отлучили; еретиков, напр. хлыстов, Церковь отлучает. – Вам надо бы отлучать и пьяниц, и воров, – сказал сектант. – Нераскаянных блудников, пьяниц и воров Церковь отлучает ( Евр.6:4–6 ). Я указал сектантам на известные мне примеры подобного отлучения. „А если человек кается, доколе прощать ему? После того, что изложено в Мф.18:15–17 ст. – читаем: Тогда Пётр приступил к Нему (Господу) и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: „до семи, но до седмижды семидесяти раз“ ( Мф.18:21–22 ). Так св. Церковь и поступает. – У вас, хотя и судит – вопреки Писанию – брат брата, всё же бывают случаи тайного и пьянства, и разврата. – Тайно может быть и есть, но если братья узнают, то... – А по правде, это лицемерие и тайный грешник хуже явного. Сектанты смолкли и я повторил в заключение беседы: – Согласно евангельскому учению, мы не должны судить друг Друга; один Судия нам всем – Господь. Обличать грех, для уврачевания, мы должны; для той же цели пастыри Церкви отлучают от церковного общения тяжких, нераскаянных грешников, хулителей благодати Божией, наблюдая, „чтобы какой горький корень возникнув ю причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие“ ( Втор.29:18 : Евр.12:15 ). Я закончил беседу молитвой. Случайно в „Истор. Вестнике“ (статья „Город Василь“, стр. 153. июль 1903 г.) я встретил такие строки:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010