Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42     Писатель порицает тех, кои льстят богатым и тем лишь губят их. К богатым должно быть обращено слово лишь серьезное (глава 1) Некоторые из богатых, слыша слова Господа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф. 19:24 ; Мк. 10:25 ; Лк. 18:25 ), отчаиваются в своем спасении и небрегут о нем. Их писатель уверяет, что при правильном понимании данных слов Спасителя в них вовсе не содержится никаких оснований для подобного страха, и молится о даровании просвещения свыше для объяснения слов Господа правильно и для пролития в читателей убеждения, что не плотски они должны быть понимаемы, а духовно (главы 2, 3, 4) Далее писатель развивает, как вопрос богатого юноши Христу Господу представил удобный случай указать ему более возвышенную и совершеннейшую точку зрения, чем Моисеев закон, в полном познании Бога и Христа Спасителя; но юноша, соблазнившись словами: «Продай имение твое» ( Мф.19:21 ), – отходит (главы 5, 6, 7, 8, 9, 10) Между тем, это продай нужно было понимать не буквально о пожертвовании всей собственности, а только о внутреннем духовном отрешении сердца от разнузданных страстей и доброй трате имущества на бедных (главы 11, 12, 13) Потому что богатство само в себе безразлично, злом же оно становится или добром вследствие своего употребления. Продажа богатств, следовательно, означает очищение сердца от пороков и безпорядочных движений, которые и в душе человека, не имеющего никаких средств, могут существовать в форме алчности к богатствам (главы 14, 15, 16) Душа чистая от сего должна следовать за Христом; это душа, на земное имущество смотрящая, как на дар Божий, и утрату его умеющая переносить равнодушно, между тем как стремление к умножению богатств запутывает в сети мира. Из этих положений опять потом выводятся уже названные положения о назначении богатств для целесообразного пользования ими и о духовном понимании слов Спасителя (главы 17, 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Бесы направляют свои силы на то, чтобы разрушать доброе и особенно — вредить людям. Частным примером деструктивного воздействия бесов на человека является беснование. В Св. Писании есть целый ряд примеров, когда говорится о злострадании людей, и указывается беснование как причина этих бед: Мф.9:33 , Мф.17:18 , Мк.7:29 , Лк.4:35 , Лк.9:42 . Беснование с научной позиции Прежде чем говорить о том, как опознать беснование, следует ответить на вопрос, что такое беснование. Как рассматривать это состояние? Нередко предпринимаются попытки объяснить все с научной позиции, считая, что речь идет о психических заболеваниях, которое древние по незнанию и суеверию считали одержимостью. Принять такое мнение нельзя, так как в Евангелии нет никаких оснований для подобного понимания. Господь Иисус Христос изгонял бесов, и апостолы оставили описание этого. Если гипотетически и можно предположить, что народ неправильно понимал суть происходящего, то такое невозможно по отношению к близкому кругу – апостолам; а именно они и зафиксировали эти случаи. И уж они точно, в случае непонимания чего-либо, могли осведомиться у Божественного Учителя о сути происшедшего, как нередко и бывало, когда апостолы после каких-то событий вопрошали Господа. Соответственно сам евангельский текст не дает ни малейших оснований для такой интерпретации. Конечно, нельзя отрицать, что некоторые формы психического расстройства похожи на беснование.  Известный православный богослов Жан-Клод Ларше , посвятивший свое исследование теме психических заболеваний, разделяет безумие бесовского происхождения и безумие соматического происхождения. В русской богословской науке этому вопросу посвящены рассуждения архиепископа Иннокентия (Борисова) . Святитель видит причину, по которой бесы желают овладеть человеком, в том, что именно в человеке, как связующем материальный и духовный миры, демон уменьшает свое страдание и чувствует себя, если так можно выразиться, комфортнее: «Итак, то, что ниже человека, и что выше его, составляют две противоположные крайности. Следовательно, для злого духа, низпадшего в противоположный мир, каждая сфера мучительна, неестественна. Но по мере приближения существ к средоточию сих двух противоположных миров мучение сие уменьшается, так что в человеке, как цепи или средоточии сих миров, отраднее пребывать злому духу, нежели в каком-либо другом существе всего мира видимого, или чувственного» (О существах, высших человека, или о духах).  Бесовское влияние на тело и на душу

http://azbyka.ru/chto-takoe-besnovanie-i...

Иисус вознесся на небеса в видимом сиянии Божьей славы и вернется также в видимом сиянии Божьей славы 837 . Описанные в Деян.1:9–11 факты невозможно исказить настолько, чтобы учение Сторожевой Башни о незримом возвращении Христа выглядело истиной. Спросите: Писание часто упоминает об облаках, когда речь заходит о видимой славе Бога. Поскольку Христос вознесся в облаках и вновь придет с облаками, не указывает ли это на видимый характер Его второго пришествия? Откр.1:7 – «Незримое» второе пришествие? Учение Сторожевой Башни. Откр.1:7 в «Переводе нового мира» звучит так: «Вот, он идет с облаками, и увидит его всякое око и те, которые пронзили его; и все племена земные будут из-за него горевать и бить себя в грудь. Да, Аминь!» Как уверяют Свидетели Иеговы, слова «идет с облаками» указывают на невидимость пришествия Христа. Ведь люди на земле обычно не видят самолет, летящий в густых облаках. Если Христос идет «с облаками», то человеческие существа не смогут Его увидеть 838 . Его возвращение будет незримым. Но если второе пришествие Христа будет невидимым, в каком смысле его «увидит всякое око»? Эту фразу не следует понимать буквально. Как говорят Свидетели Иеговы, люди распознают, что Христос незримо присутствует и духовно правит на земле, по событиям 839 . Когда на нечестивых обрушатся Божьи наказания, станет особенно ясно, что эта кара исходит от Христа. Это будет неоспоримым свидетельством Его «присутствия». Книга Let God Be True разъясняет: «Понимающие очи видят Его возвращение, будучи просвещены раскрывающимся Словом Бога. Пришествие и присутствие Христа распознаются не из-за видимой телесной близости, но благодаря сиянию актов его правосудия и исполнению библейского пророчества» 840 . Библейское учение. Учение Сторожевой Башни о том, что пришествие Христа «с облаками» будет невидимым, – это явное искажение Писания. Как мы уже убедились, облака в Писании часто ассоциируются со зримой славой Бога ( Исх.16:10; 40:34–35 ; 3Цар.8:10–11 ; Мф.17:5; 24:30; 26:64 ). Джон Ф. Уолвурд поясняет: «Как Христос был скрыт облаком при Своем вознесении ( Деян.1:9 ), так Он и придет с небесными облаками ( Мф.24:30; 26:64 ; Мк.13:26; 14:62 ; Лк.21:27 )» 841 . Иисус ушел при видимом проявлении славы Божией (облака), и вернется Он точно так же – при видимом проявлении славы Божией (облако).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Простой же человек, услыхав, был бы поражен. Поэтому Господь и говорит им: «Никому не сказывайте о том, что видели» ( Мф.3:17 ; Мк.9, 9 ). Однако апостолы не плотскими глазами увидели свет (ибо нет ничего родственного и близкого между тем светом и этой плотью), но сила и изволение Спасителя укрепили плоть для созерцания. Кроме того, что увидела душа, она передала находившейся с ней чрез сплетение в общении плоти. «Никому не говорите», чтобы узнав, кто есть Господь, не удержались наложить руку на Господа ( Мф.26, 50 ), и не осталось бы неисполненным домостроительство, и смерть не отступила бы от Господа, ибо она напрасно испытывала бы Его бесконечно. Один голос на горе был уже уразумевшим призванным, поэтому они и удивились, так как свидетельствуем был тот, в кого они (и сами) верили, другой же на реке был имеющим верить, поэтому они, находясь под руководством книжников, и пренебрегли этим голосом. § 6. Выражение: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 34 , валентиниане понимают так. Началом они называют Единороднаго, которого и Богом исповедуют 35 , как Богом открыто называет его далее и Иоанн, говоря: «Единородный Бог , сущий в лоне Отца, тот явил» ( Ин.1, 18 ). Словом же «в начале», т. е. в Единородном, в Уме и Истине, (апостол) указывает на Христа, Логоса и Жизнь 36 . Поэтому справедливо (ап. Иоанн) и Его (Логоса) назвал Богом сущим в Боге Уме. Что находилось в Нем, Логосе, было Жизнь (cp. Ин.1, 3 и сл.), Его сизигия 37 . Отсюда Господь и говорит: «Я есмь Жизнь» ( Ин.11:25, 14:6 ). § 7. Итак, неведомый Отец восхотел, чтобы эоны познали Его, и чрез помышление о Самом Себе, с целью познать Себя, Дух познания, сущего в гносисе, произвел Единородного. Так произошел и происшедший от гносиса, т. е. отческого Помышления, гносис, т. е. Сын, потому что Отец был познан Сыном ( Мф.11, 27 ; Лк.11, 22 ). Дух же любви, произойдя от Истины, как гносис от Помышления, смешался с духом познания, как Отец с Сыном, и Помышление с Истиной. И Единородный Сын, пребывший в лоне Отца ( Ин.1, 18 ), чрез гносис изъясняет эонам Помышление, потому что Он произошел от Его лона; видимый же здесь не есть единородный, но апостолом исповедуется «как единородный» – «славу как единороднаго» ( Ин.1, 14 ), потому что один и тот же есть и перворожденный среди твари 38 , и Иисус единородный в Плероме.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

П. намеревался прибыть в Иерусалим к празднику Пятидесятницы (Деян 20. 16), до к-рого оставалось всего 6 недель. В конце пребывания П. в Троаде произошло чудо (Деян 20. 7-12). Событие происходит в тот момент, когда община собралась «для преломления хлеба». П. возглавлял совершение Евхаристии : на это указывает выражение «преломив хлеб и вкусив». П., продолжая соблюдать иудейские праздники (опресноки, Пятидесятницу) и посещать синагогу по субботам, по воскресеньям возглавляет евхаристические собрания в домах христиан (см.: Деян 27. 35; о связанной с этим текстом календарной проблеме см.: Иларион (Алфеев). 2017. С. 282-283). В данном случае дело происходило «в горнице», т. е. на верхнем этаже. Наличие в комнате большого количества людей потребовало обилия светильников, к-рые горели и коптили, поэтому окна были открыты. На подоконнике одного из окон и сидел юноша по имени Евтих, к-рого разморило, пока П. говорил с собравшимися ( Williams. 1990. P. 230; Bruce. 1990. P. 373; Longenecker. 1995. P. 305). Он выпал из окна и погиб. Апостол воскресил юношу. Нек-рые детали рассказа о воскрешении Евтиха напоминают о др. рассказах о воскрешениях (ср.: Мф 9. 18-19, 23-26; Мк 5. 21-24, 35-43; 8. 41-42, 49-56; Лк 7. 11-16; Ин 11. 1-44). Налицо вербальное сходство между этим рассказом из кн. Деяний и 2 эпизодами из жизни пророков Илии и Елисея (3 Цар 17. 17-24; 4 Цар 4. 8-37). В частности, падая на отрока и обнимая его, П. почти буквально воспроизводит действия обоих пророков. Несомненно, автор кн. Деяний видел в описанном событии одно из главных чудес П., стоящее в одном ряду с др. совершёнными им чудесами. Параллели с повествованиями из ВЗ неслучайны: ап. Лука усматривает прямую связь между всеми этими чудесами (см.: Иларион (Алфеев). 2017. С. 283-285, 287). Наличие параллелей с др. библейскими повествованиями не обязательно должно указывать на отсутствие исторической основы у данного эпизода. В частности, рассказы об Илии и Елисее могли повлиять не на автора кн. Деяний и не на некоего позднейшего писателя, якобы вставившего в эту книгу историю воскрешения Евтиха, а на самого П. в тот момент, когда он, узнав о смерти отрока, думал, как поступить ( Dunn. 1996. P. 268).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

«Хорошо, что мы здесь; настало великое мгновение, когда мы увидели Сына человеческого, грядущего в царствии Своем, и ничего больше этого не ожидаем и не желаем», – вот что можно предполагать в душе первоверховного апостола при его обращении к Иисусу Христу. Тут было много чувства, но мало истинного разумения. Ев. Марк хочет оправдать поступок ап. Петра указанием на страх ( Мк.9:6 ), но Лука усвояет его ученикам несколько позднее и именно после явления облака. Весьма естественно, что все виденное внушило апостолам некоторое чувство боязливости (ср. Евр.12:21 = Втор.9:19 ), достигшее высшей степени пред моментом, когда раздался глас с неба. Сознание близости Бога было главною причиною этого. Всегда и везде, даже при радостных явлениях ( Лк.1:12 ; Откр.1:17 ; Дан.10:7,12 ), удостоившиеся необычайных откровений были объемлемы страхом, который служил выражением их греховности. В то же время здесь обнаруживалась способность человека к ясному различению между абсолютно чистым и нравственно-несовершенным и предпочтение последнему первого, как идеала. Имея в виду это, Писание называет такой страх началом ( Пс.110:10 ) и концом премудрости ( Ис.11:2 ). Речь ап. Петра осталась без ответа; когда он еще говорил, открылось новое явление. Это было облако, без сомнения, чудесное, ибо оно было совсем неожиданно и служило предвозвещением нового момента, где Петр должен был уразуметь смысл события и понять всю несообразность своих слов. Из облака раздался голос Бога Отца; этот факт с несомненностью уверяет нас в том, что это была шехина, в каковой Бог являл себя людям ( Исх.20:21 ; Исх.40:34–35 ; 1Цар.8:10 ) 65 . Только в настоящий раз облако было не мрачным, а светлым (νεφ λη φωτειν Мф.17:5 ) 66 поскольку оно было знамением присутствия Бога милующего и спасающего грешников. Облако только осенило, бросило некоторую тень ( πεσκ ασεν) на апостолов, которые находились вне него, что необходимо предполагать еще и потому, что они слышали голос κ τ ς νεφ λης. Не так определенно положение других лиц в настоящий момент.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

До обнаружения новых источников проблема не может считаться удовлетворительно разрешенной. Иосиф предстает перед нами как законопослушный подданный (быть может, здесь подчеркнуто его отличие от зилотов и других мятежников, которые оказывали аналогичным мерам римского правительства бешеное сопротивление). Из Мф 2:22 можно было бы заключить, что Вифлеем был местом его постоянного проживания, однако Лука поясняет, что приход туда связан с его принадлежностью к роду Давида. В ВЗ “градом Давидовым” называется гора Сион в Иерусалиме (2 Цар 5:7,9 и др.), но в НЗ это выражение означает Вифлеем (2:11). Особое значение Вифлеема состояло в том, что он был родиной Давида и там, по пророчеству Мих 5:2, должен был родиться Мессия. Такие важные образы Лк 2, как ясли и пастухи, напоминают о юности Давида в Вифлееме (1 Цар 16:11; Пс 151:1). ™pl»sqhsan тоа teke‹n аЩт»п ‘наступило время родить Ей’, точнее: ‘закончились (букв. исполнились) дни, которым надлежало пройти перед рождением’. Это случилось после прибытия Марии и Иосифа в Вифлеем, а не до этого, как сообщается в апокрифическом Протоевангелии Иакова 17:3, — очевидно, с целью приблизить рассказ к Быт 35:16–17, где у Рахили, путешествующей с Иаковом, роды наступают в пути, когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы (то есть Вифлеема). Младенец назван prwmTmokoj ‘первенец, первородный’, что подготавливает посвящение Иисуса как первенца в храме (2:22–24). ‘ясли’ — кормушка для скота в виде корыта. Ничего не сказано о присутствии животных, которые позднее попали в христианские рождественские предания не без влияния Ис 1:3. Смысл происходящего в том, что Иисус уже в самый момент Своего земного рождения не имеет, где приклонить голову (9:58) в человеческом жилище. Слово ‘гостиница’ в действительности может означать любое помещение для приема гостей, не обязательно в гостинице, но также и в частном доме (22:11 и Мк 14:14); в притче о милосердном самарянине (10:34) Лука использует слово pandoce‹on, которое означает ‘гостиницу’ в узком смысле.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

И отчего происходит, что мы таковы? Оттого, что не имеем истинного смирения; оттого, что не имеем у себя перед глазами страха Божия; оттого, что пренебрегаем спасительной заповедью; перетолковываем ее по-своему и считаем маловажной. Словом Господним небеса утвердишася (Пс. 32: 6), а мы не приемлем Господа даже и как брата. Уста Его изрекли страшное, непостижимое, в трепет приводящее слово: иже аще хощет в вас вящший быти… да будет всех менший и всем слуга (Мф. 20: 26; Мк. 9: 35). А мы, не увидев еще и преддверия монашеского образа, кичимся, один перед другим превозносимся, друг друга обгоняем; все мы разумны сами в себе, все чиновные, все распорядители; все вправе делать выговоры, все законодатели, все любословы, все толковники, все учители, все повелители, все попечители, все домоправители, все первые, все вторые. Неужели не убеждает вас и апостол, сказавший: аще все тело… слух, где ухание? (1 Кор. 12: 17). Если все первые, все настоятели, все распорядители, то в чем же различие по Божию распределению? Впрочем, ужели не верите сказавшему: и никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога (Евр. 5: 4). И еще говорит апостол: не мнози учителие бывайте (Иак. 3: 1). Для того-то Бог установил начальства и власти. Ибо на небесах, будучи служебными духами, все нетленны и бессмертны, однако же Бог не благоизволил, чтобы все состояли в одном чине; напротив того, установлено, чтобы у Божественных и нетленных служителей были Начальства, и Власти, и Силы, и Господства (Еф. 1: 21); и каждый из них не выступает из своего чина, так что все у них происходит определенным порядком и способом. Для чего же мы соревнуемся друг с другом незаконной ревностью? Ангелы и Архангелы не преступают повелений; а мы друг другу забегаем вперед, друг друга толкаем, один перед другим отличаемся, взаимно спешим друг друга опередить, уничижить, умалить, как будто в состоянии сами сделать что-нибудь большее. Какое ослепление ума, попускающее не верить сказавшему: кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает (1 Кор. 7: 20). Как не бояться Того, Который говорит: емуже дано будет много, много взыщется от него (Лк. 12: 48), чтобы хотя бы таким образом приобрести смиренномудрие!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И от чего происходит, что мы таковы? Оттого, что не имеем истинного смирения; оттого, что не имеем у себя перед глазами страха Божия; оттого, что пренебрегаем спасительною заповедью, перетолковываем ее по своему и почитаем маловажною. Словом Господним небеса утвердишася (Пс.32:6), а мы не приемлем Господа даже и как брата. Уста Его изрекли страшное, непостижимое и в трепет приводящее слово: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет всех меньший, и всем слуга (Мф.20:26; Мк.9:35). А мы, не увидев еще и преддверия монашеского образа, кичимся, один перед другим превозносимся, друг друга обгоняем; все мы разумны сами в себе, все чиновные, все распорядители; все в праве делать выговоры, все законодатели, все любословы, все толковники, все учители, все повелители, все попечители, все домоправители, все первые, все вторые. Ужели не убеждает вас и Апостол, сказавши: аще все тело слух, где ухание (1Кор.12:17)? Если все первые, все настоятели, все распорядители, то в чем уже и разность по Божию распределению? Впрочем ужели не верите сказавшему: никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога (Евр.5:4)? И как еще говорить: не мнози учители бывайте (Иак.3:1). Для сего то Бог установил начальства и власти. Ибо на небесах, хотя все, будучи служебными духами, нетленны и бессмертны, однако же Бог не благоизволил, чтоб все состояли в одном чине; напротив того установлено, чтоб и у божественных и у нетленных служителей были начала, власти и преимущества; и каждый из них не выступает из своего чина, так что все у них происходит определенным порядком и способом. Для чего же мы соревнуем друг другу незаконною ревностью? Ангелы и Архангелы не преступают повелений; а мы друг другу забегаем вперед, друг друга толкаем, один перед другим отличаемся, взаимно спешим друг друга опередить, уничижить, умалить, как будто в состоянии сами сделать что-нибудь больше. Какое ослепление ума, попускающее не верить сказавшему: кийждо, в немже призван бысть, в том да пребывает (1Кор.7:20)! Как не бояться Того, Который говорит: имже дано будет много, много взыщется от них (Лк.12:48), чтоб хотя таким образом приобрести им смиренномудрие?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/751/...

Святой Иоанн восхваляется в акафисте как пророк, Предтеча и Креститель Господень, как «мучеников в новой благодати начало» (ик. 9), «пророков предел и начало апостолов» (ик. 6). Переходим к лику апостолов. Из Евангелия мы знаем, что для продолжения дела спасения людей Господь избрал 12 учеников, а потом, в добавление к ним, – еще 70 и облек их высокими правами и обязанностями (см. Лк.6:13–16 ; Лк.9:1–6 ; Мф.10–11 ; Мк.6:7–13 ). Пред Своими страданиями, в Своей Прощальной беседе, Он повторил обязанности апостолов как продолжателей Его служения и выяснил их отношение к миру и к Нему, их Господу и Учителю (см. Мф.26:31–35 ; Мк.14:27–31 ; Лк.22:31–34 ; Ин.13:36 ; Ин.16 ). По Своем Воскресении Он передал им Свое Божественное посольство, которое принял от Отца (см. Ин.20:21 ). Посылая святых апостолов на проповедь и вручая им дело созидания и утверждения Христовой Церкви, Господь облек их великими полномочиями – совершения таинства Евхаристии для соединения членов Церкви между собой и с Ним как Главой [Церкви] (см. Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:19–20 ), таинства Исповеди (см. Ин.20:21–23 ; Мф.18:18 ) и Крещения (см. Мф.28:19 ); дал им силу изгонять бесов, исцелять недужных через Помазание маслом (см. Мк.6:13 ), дал им власть присоединять и удалять из Церкви членов, нарушающих Христовы законы (см. Мф.18:15–17 ). Великие труды святых апостолов как насадителей новой веры Христовой, или христианских миссионеров, как учителей и руководителей христианских обществ сводились преимущественным образом к благовестию Христова учения. Заповедуя святым апостолам проповедовать Царствие Божие и исцелять болящих, совершать дело благовестия и христианского милосердия не из-за корысти, не из-за выгод – туне прилете, туне дадите ( Мф.10:8 ), – Господь не скрывал от них трудности их служения, указывал на предстоящие им лишения, скорби, на неприязненное отношение к ним людей: Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите мудри яко змия, и цели яко голубие. Внемлите же от человек; предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас, и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради, во свидетельство им и языком ( Мф.10:16–18 ; Лк.9:1–6 ). Но Иисус Христос ободрял учеников, свидетельствуя, что они не будут оставлены Богом при преследовании их, что на суде над ними поможет им защищаться Дух Святой (см. Мф.10:19–20 ). Впрочем, гонимые апостолы не должны без нужды отдаваться в руки врагов, при гонении в одном городе должны переходить в другой. Когда же для апостолов сделаются неизбежными страдания за имя Христово, тогда они должны уже переносить их мужественно, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить. И святые ученики Христовы, обновленные и очищенные духом после сошествия на них Святого Духа, отдали всю свою жизнь на великое апостольское служение – благовестие Христова учения и основание Христовой Церкви, и почти все они запечатлели апостольский подвиг мученической кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010