36. Симон и бывшие с ним пошли за Ним 37. и, нашедши Его, говорят Ему: «Все ищут Тебя». 38. Он говорит им: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел». Лк.4       42. И народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. 43. но Он сказал им: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». Мф.4       23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Лк.4       16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. 17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19. проповедовать лето Господне благоприятное». (Исайя 61, 1–2). 20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. 21. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» 22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, Мр.6       2. многие слышавшие с изумлением говорили: «Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?» 3. Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли, между нами, Его сестры?» И соблазнились о Нем. Лк.4       23. Он сказал им: «Конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме»

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Однако сам Евангелист Лука в рассматриваемом эпизоде делает акцент не на изменении природы тела Христа, а на субъективном опыте учеников: сначала «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его», потом же, когда Он преломил хлеб, «открылись у них глаза, и они узнали Его»; и в тот же самый момент «Он стал невидим для них». При помощи этих выражений, а также последующего вопроса учеников «не горело ли в нас сердце наше?» передан опыт узнавания воскресшего Христа — опыт, который не ограничивается телесным видением. Этот опыт является внутренним, а не внешним: он не привязан к глазам или иным органам чувственного восприятия; он связан не столько с интеллектом, сколько с сердцем как центром духовной и эмоциональной активности человека. Речь идет об опыте присутствия Иисуса в жизни людей. Отныне этот опыт не связан напрямую с видением Христа в Его материальном теле. «Блаженны невидевшие и уверовавшие», — скажет Иисус Фоме (Ин. 20:29). Явление одиннадцати Все четыре Евангелиста повествуют о явлении Иисуса одиннадцати ученикам. У Матфея это явление происходит на горе в Галилее, и рассказом о нем завершается его Евангелие (Мф. 28:16-20). Марк не уточняет, где и когда Иисус явился одиннадцати, отмечая лишь, что Иисус явился им, когда они возлежали на вечери (Мр. 16:14). Оба эти рассказа мы рассмотрим позже, поскольку в обоих Евангелиях они помещены в самом конце и тематически связаны с темой послания учеников на проповедь. Здесь же мы обратимся к версиям Луки и Иоанна. У Луки рассказ о явлении Иисуса одиннадцати ученикам стоит на третьем месте после рассказов о посещении женщинами пустого гроба и о путешествии двух учеников в Эммаус. Происходит оно в тот момент, когда два ученика вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам о встрече с Иисусом на пути: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:36-47).

http://patriarchia.ru/db/text/5927765.ht...

Мария поначалу принимает Иисуса за садовника. Несмотря на то, что Иисус заговорил с Марией, она продолжает не узнавать его. И только после того, как Он называет ее по имени, та понимает, Кто перед ней. Почему Мария Магдалина не узнает воскресшего Иисуса? Вряд ли можно это объяснить тем, что она плакала, или тем, что было еще темно. Скорее, причина в том, что изменился Его внешний вид. Этот вывод подтверждается свидетельствами других Евангелистов: у Луки два ученика не узнают Иисуса, когда Он присоединяется к ним по дороге (Лк. 24:13-35), а затем другие ученики принимают Его за духа, и Ему приходится доказывать, что Он — Тот Самый Иисус, Которого они видели и знали (Лк. 24:36-43). У Иоанна Иисус в доказательство того, что это Он, а не кто-то другой, показывает ученикам Свои руки, ноги и ребра (Ин. 20:20), а Фоме — раны на Своем теле (Ин. 20:27). Когда Иисус стоит на берегу, ученики не узнают Его (Ин. 21:4). В евангельских рассказах о воскресении перед нами предстает Христос, имеющий руки, ноги, ребра, раны на теле. В то же время узнают Его не сразу, а если и узнают, то, скорее, по косвенным признакам: голосу, знакомому жесту, произносимым словам. Мария узнала Его «не по виду, но по и то не сразу, а только когда Он назвал ее по имени. Можно вспомнить слова Иисуса о добром пастыре, чьи овцы «слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени... а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10:3-4). Явление двум ученикам на пути в Эммаус Обратимся к повествованию о явлении Иисуса двум ученикам на пути в Эммаус. Основным источником здесь служит Евангелие от Луки, однако эпизод кратко упоминается и у Марка: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» (Мр. 16:12-13). Выражение «в ином образе» заслуживает внимания. Оно, по-видимому, указывает на изменение не только внешнего вида Иисуса, но и природы Его тела, которое после воскресения обрело сверхъестественные свойства.

http://patriarchia.ru/db/text/5927765.ht...

Марка, значит: «девице, востани» ( Мр.5:41 ). Самое имя «Тавифа», говорят, создалось, как вариация выражения «талифа». Весь рассказ кн. Деяний, по мнению одних 594 , есть переделка евангельских повествований, по мнению других – применение к Ап. Петру «типической», ходячей саги 595 : в первые века христианства создались будто бы типические сказания о чудесах, которые затем и прилагались к разным лицам, в данном случае – к Г. И. Христу и св. Ап. Петру. По поводу этих теорий прежде всего отметим, что сходство между повествованиями Евангелистов и Дееписателя в данном случае действительно существует, хотя старо-тюбингенцами это сходство и сильно преувеличивалось. Новейшие критики 596 сами признают наряду с чертами сходства индивидуальные особенности в каждом рассказе; апологеты же находят, что о различие рассказов можно сказать гораздо больше, чем о сходстве 597 . В частности, полную несообразность представляет производство имени «Тавифа» от «талифа». Такое смешение созвучных слов могло бы произойти только в том случае, если бы писатели употребляли их, не понимая их смысла; но в данном случае и Ев. Марк, и св. Лука употребляют иностранные слова, сопровождая их переводом. «Талифа куми», поясняет Ев. Марк, «значит: девица, тебе говорю, встань» ( Мр.5:41 ); «Тавифа», поясняет Дееписатель, «значить: Серна» ( Деян.9:36 ): каким образом одно выражение могло произойти от другого? Что же касается действительного сходства рассказов, то, помимо обыкновенной причины – сходства события, оно объясняется ещё и особыми обстоятельствами и, по нашему мнению, свидетельствует о высокой степени достоверности того источника, на основании которого составлен весь отдел о путешествии Ап. Петра. При исцелении дочери Иаира Г. И. Христом в числе весьма немногих свидетелей этого чуда был и Ап. Пётр ( Лк.8:51 ); чудо, несомненно, должно было глубоко поразить впечатлительного, живого по характеру Апостола; что же удивительного, если он и сам, очутившись в подобном положении, старается во всём подражать Господу и Учителю своему? Евангелие Марка, как известно, считается написанным под влиянием Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

И Новый Завет учит о всемогуществе Божием, приписывая его чаще всего Богу Отцу. «Авва, Отче, все возможно Тебе», восклицает Христос (Мр., XIV, 36). «Богу все возможно» (Мт., XIX, 26); у Него «не останется бессильным никакое слово» (Лк., I, 37). Он есть «единый сильный» (I Тим., IV, 15), Вседержитель (II Кор., IV, 18)… «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты все создал и волею Твоей все существует и сотворено» (Ап., IV, 11). Блаженный Августин говорит, что только о Боге можно сказать, что Он совершенно всемогущ, ибо Он воистину есть и от Него все имеет бытие. Абсолютное бытие не может не быть и всемогуществом… Подробно идею эту развивает Дионисий Ареопагит. «Мы говорим, что Бог есть Мощь, потому что Он пред–содержит в Себе всякую мощь в превосходной степени, потому что Он Причина всякой силы и Он Сам производит все благодаря твердой и неопределимой Своей Мощи, ибо нет ничего действительного, общего или частного, которое бы не получало от Него силы, которая в Нем; Он обладает бесконечной властью не только производить всякую силу, но и быть выше всякой силы и даже мощи в самой себе; Он выше мощи». Бог выше всякой мощи, но потому Он обладает без сомнения, абсолютной мощью и есть Мощь, и от Него происходит мощь и сила всего… «Таким образом бесконечное могущество Божие распространяется повсюду и проникает все существа, и нет существа, которое бы было всецело лишено всякой силы и не имело бы способности или мыслить или рассуждать или жить или иметь сущность. И даже состояние возможности, если можно так сказать, не оскорбляя Бога, существует только благодаря сверхсущей Мощи». Если бы не было Бога, не было ничего возможного: осуществление возможности зависит в конце концов от абсолютной Силы бытия… Всемогущий Бог есть «Господь царства Вечности, в котором нет недостатка ни в каком образе сущего». Он содержит в Себе все сущее. От Бога не только бытие всего, но и все бесчисленные образы бытия сущего, и весь порядок бытия и его согласие — от Него же. Божественная Мощь «сохраняет без смешения и разделения гармонию и сочетание всех начал» тварного бытия. Без Бога все бы смешалось, все потеряло бы свое своеобразие… Надо всегда помнить истину христианства, разделяемую Писанием и Преданием, что Бог есть не только Начало бытия вообще, но всякого бытия, всех его образов, всего сущего, кроме зла. Он все в Себе содержит, и все в Себе обосновывает и для всего Он — Цель и Идеал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Апостолы и прочие христиане в свою очередь, по поводу вестей жен мироносиц и Ап. Петра о воскресении и явлении им Христа, собрались в Иерусалиме все вместе в определенном доме в тот же первый день недели вечером ( Лк.24:9–14, 34–35 ; Ин.20:18 ) 11 и во время этого священного собрания также совершали «вечерю Господню»: «возлежали на вечери» ( Мр.16:14 ). Туда же пришли и два ученика из Еммауса с вестями о явлении им Христа, и как они узнали Его в «преломлении хлеба» ( Лк.24:35 ). И Христос явился здесь ученикам и освятил это уже второе священное собрание учеников в первый день недели, соединенное с «вечерею Господнею», когда сказал: «мир вам». И сердца учеников тотчас наполнились радостью ( Лк.24:36–41 ; Ин.20:19–20 ). Видя, что Сам Христос устроил с двумя Своими учениками в Еммаусе священное собрание с преломлением хлеба в первый день недели, и что Он же освятил такое же собрание Апостолов в Иерусалиме в тот же первый день недели, Апостолы пришли к убеждению, что именно первый день недели и должен особенно святиться такими священными собраниями. Посему они и устроили следующее священное собрание опять в первый день недели, т. е. «после восьми дней». На этом собрании был и Ап. Фома. И снова явился им здесь Христос и снова благословил и освятил это уже третье священное собрание Своих учеников в первый день недели словами: «мир вам» ( Ин.20:26 ). Так уже до вознесения Христа у Апостолов и других учеников Христовых установился освященный Самим Христом обычай чтить первый день недели, как день священных собраний и преломления хлеба, как день священного покоя. И по вознесении Христа, верующие в Него продолжали освящать первый день недели означенными богослужебными собраниями. С достоверностью можно заключить, что Апостолы остались на месте вознесения Христа до субботы, а в субботу прошли расстояние от горы Елеон до Иерусалима, потому что св. Лука прямо пишет: «в расстоянии субботнего пути» ( Деян.1:12 ). И вот, пройдя в субботу это расстояние, они на следующий день, т. е. в первый день недели, в Иерусалиме взошли в горницу и вместе с другими верующими «единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян.1:13–14 ) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

28 О сионской горнице см. В. Василевский, Палестинск. Сборн. вып. 11, стр. 92; Zahn. Einleit. in Neue Testam. Leipz., 1899, В. 2, S. 212. А. Oлechuцkiй , Святая Земля, Kieb, 1875, стр. 586. А. Дмumpiebckiй, Бorocлyжehie страстной и пасхальной седмиц во св. Iepycaлuмe, Казань, 1894, стр. 326, 348. 33 См. Peregrinatio ad loca sancta, изд. Помяловского, 1889 года, стр. 64. – Путешествие Сильвия относится к концу IV в. 36 Дом Евангелиста Иоанна Марка, у которого была мать Мария, видимо, начинают смешивать с домом Евангелиста Иоанна, появшего Матерь Господа Марию в дом свой, и к Сионской горнице приурочиваются весьма многие события евангельской и апостольской истории. См. анализ этих преданий у Zahn’-a, S. 213. Но ещё даже Сильвия различает, напр., горницу явлений Христа ( Иоан. 20:19 )29) и горницу сошествия Св. Духа. См. Помяловский, стр. 253. 37 Ср Nowack, Archaol., S. 140 Об устройстве ипероона и об οκος’-е см. ещё и ниже замечания об обстановке речи на Пятидесятницу. 38 В Нов. Зав. καταμνειν – πα ξ λεγμενον. Филолог Бляс приводит параллель ему из Истории Евсевия I, 13, 11: κατμενε πρς Τωβαν. Blass, Acta Apost., Gotting. 1895, S. 45. Протоиерей Полотебнов (ЧТ. в Общ люб. дух. просв. 1873 год, кн. XII, стр. 590) указывает параллель данному месту в Лк.24:53 , – но ошибочно, очевидно, по русскому переводу без справки с греческим текстом. 40 Русский переводчик, прибавив союз «и» – «взощли в горницу, где и пребывали,» – не вполне передал оттенок мысли подлинника. Мысль о том, что пришедшие со Христом из Галилеи в Иерусалим на Пасху ближайшие последователи Его ( Деян.13:31 ), или по крайней мере Апостолы, имели пребывание в одном месте, может находить для себя подтверждение и в некоторых других местах Св. Писания. Так, Христос по воскресении явился неожиданно одиннадцати и застал их «возлежащими» (νακειμνοις) ( Мр.16:14 ср. Лк.24:42 ); значит, они имели где-то общую трапезу. Ученики, пораженные явлением Господа в Еммаусе, глубокой ночью возвращаются в Иерусалнм и здесь, очевидно, в известном им месте находят в полном сборе «единонадесяте и иже с ними» ( Лк.24:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Часы «глаголем трипсалмии». – На литургии положены на блаженны тропари 3-й песни канона Пасхи и 6-й песни канона недели Слепого, каждая на 4 (сн. в Уст. Мр. гл. 8 мая); по входе – тропарь воскресный 5-го гл., на «Слава» – кондак недели Слепого, на «И ныне» кондак Пасхи; прокимен, аллилуиарий, задостойник и причастен – Пасхи; в конце литургии – так же, как и в предшествующее дни (см. 647–648 стр.); отпуст положен «Пасхи со крестом», т.е., так же, как указано (см. 636 стр.) в самую Пасху; причем такой отпуст в Отдание Пасхи бывает только после литургии (сн. 649 стр.); после отпуста св. крест дается для лобзания. Ап. ( Деян.18:22–28; 41 зач.; Ев. Ин.12:36–47; 43 зач.). В Отдание Пасхи снимается с престола плащаница. По разъяснению «Цер. Вестника», при отсутствии прямых указаний относительно того, когда следует, с наступлением праздника Вознесения Господня, убирать плащаницу с престола 415 , – всего целесообразнее поступает большинство священников, которые уносят плащаницу вместе с прекращением пасхальных песен, т.е., на 9-м часе; делать при этом из снятия плащаницы особенное символическое священнодействие будет произволом (Цер. Вест. 1889, 10). По разъяснении «Цер. Ведомостей», плащаница в Отдание Пасхи снимается с престола и полагается священнослужителями в гробницу после литургии, но тоже без особых молитвословий и подобно тому, как в Великий пяток полагалась на престоле. 416 (Ц. Вед. 1897, 14; см. также 1898, 24). С этого дня прекращается пение в воскресные и седмичные дни всех указанных выше (см. 647–648 и 653 стр.) пасхальных песнопений , поемых только кончая Отданием Пасхи. В. От отдания Пасхи до недели Всех Святых Господа Бога и Спаса нашего Христа. Этот праздник празднуется в 40-й день по Пасхе, который всегда приходится в четверток 6-й недели. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события вознесения Господа нашего Иисуса Христа по плоти на небо ( Мк.16:16–20 ; Лк.24:50–53 ; Деян.1:4–12 ). – В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос, явившись собравшимся вместе всем апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Святого Духа, «вывел их вон из города (Иерусалима) до Вифании», на гору Елеонскую 417 , во время пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сколько крови праведной пролито, Кто бы все измерить это мог? Кто бы счел все тропы и дороги, Города и села разных стран И все тюрьмы, каторги, остроги, Где ступали ноги христиан? От их слов, их пребывания и их жизни стала невидимо воспламеняться земля. Гонители их рассеялись как чадное облако; империи, ненавидящие их, приняли христианство как государственную религию; дома властителей, с презрением изгонявшие христиан от своих пределов, превратились в развалины, а языческие мудрецы поверглись в прах перед «устами чистыми», глаголющими истину Божью, ибо «немудрое Божие премудрее самого мудрого человеческого» (1Кор. 1:25). Дорогие друзья! Даже когда просто человек размышляет над Словом Божиим (уже не говоря том, что воплощает его в своей жизни) – он облагораживается. Это аксиома христианской жизни. И принципы Закона Божьего будут обязательно явлены в праведных и милосердных делах Его рук. Взор, направленный к прекрасному, станет ясным и светлым. Так «работает» Слово в сердцах человеческих. Но для этого нужно терпение. Прп.Иоанн Лествичник свидетельствовал: «Глубина долготерпения проявляется в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии, и в отсутствии злословящих». А преподобный Марк Подвижник писал: «Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, считай, что это послано от Бога к твоей славе; когда Он придет, ты окажешься верным и избежишь осуждения». Иудейский народ, как мы знаем, был единственным хранителем священной истины, но фарисейство сделало его самым обособленным, самым фанатичным из всех народов, ибо в основе фарисейства всегда лежит гордость. Поэтому, прежде чем оставить Своих учеников, Христос объяснил им природу Своего Царства: Его цель – установление в этом мире не земного, но духовного царства. И пусть оно будет не особенно великим («не бойся малое стадо» Лк. 12:32), - но чтобы оно было «не от мира сего» (Ин. 18:36). Благодаря дару Святого Духа ученики обретали удивительную силу, их свидетельства подтверждались знамениями и чудесами, как и обещал Спаситель: «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр. 16:17-18).

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/27/...

Как и рассказ об усмирении бури, рассказ о хождении по воде в ранней Церкви воспринимался как один из прообразов крещения. Это восприятие, по мнению ученых, усиливалось параллелизмом между чудом хождения по водам, как оно изложено у Марка, и воскресением Иисуса, как оно изложено у Луки ( Лк. 24:36–41 ). Следующие общие моменты усматриваются между двумя повествованиями: 1) Иисус появляется внезапно и неожиданно после того, как ученики были разлучены с Ним; 2) они пугаются и 3) принимают Его за призрак (или «дух»); 4) Иисус успокаивает их; 5) Иисус говорит им «это Я»; 6) ученики удивляются. Кроме того, в обоих рассказах упоминается пища ( Мр. 6:52 ; Лк. 24:41–43 ) и говорится об окаменении сердца учеников ( Мр. 6:52 ) либо об их смущении ( Лк. 24:38 ). Согласно Евангелию от Марка, Иисус понуждает учеников войти в лодку и отправиться «на другую сторону к Вифсаиде» ( Мр. 6:45 ), находившейся на восточном берегу, а они в итоге оказываются в земле Геннисаретской на западном берегу ( Мр. 6:53 ). Это иногда объясняют тем, что из-за сильного ветра лодка отклонилась от первоначального маршрута. Между тем, у Иоанна с самого начала лодка с учениками отправилась в Капернаум ( Ин. 6:17 ), который находится в земле Геннисаретской. Разница объясняется тем, что место умножения хлебов, откуда лодка отправилась, в Евангелиях обозначено по-разному, о чем мы говорили выше (у Иоанна оно находится близ Тивериады, у Луки близ Вифсаиды). В 16-й главе Книги Исход повествуется о том, как вскоре после выхода Израильского народа из Египта, когда народ находился в Синайской пустыне, «возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!». Тогда Господь сказал Моисею: «Вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет». Вечером налетели перепелы, и народ наелся мяса, «а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Каждому полагалось по гомору на человека, при этом не разрешалось оставлять запас на следующий день. В канун субботы выпадала двойная норма, чтобы на следующий день народ мог соблюдать заповедь субботнего покоя. «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом». Сыны Израилевы питались манной сорок лет, пока не пришли в землю обетованную ( Исх. 16:1–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010