Мы знаем, что у синоптиков такое исповедание от лица всех апостолов было произнесено лишь апостолом Петром ( Мф. 16:16 , Мр. 8:29 , Лк. 9:20 , ср. Мф. 14:33 ), и Христос торжественно подтверждает это исповедание как такое, которое не плоть и кровь открыли Ему, но сам Отец Небесный ( Мф. 16:17 ); на этой вере как на камне утверждается Церковь Христова (16:18, 19). Подобное исповедание, конечно, помимо воли исторгалось из уст бесов, очевидно в силу их духовного знания: «выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» ( Лк. 4:41 ). – Так различна была ценность, как и самый характер этого исповедания у Петра и бесов. В Иоанновом Евангелии мы имеем и еще один частный случай подобного исповедания, помимо общего свидетельства Иоанна Крестителя о Христе (1:34), именно оно исторгается, даже вопреки первоначальному сомнению, из уст Нафанаила: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» (1:49), в ответ на явленную ему прозорливость Иисусову. Подобен этому и другой случай исповедания Христа Сыном Божиим, которое вызвано было самим Христом, вопросившим прозревшего слепорожденного: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: и кто Он, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его; и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи» (9. 35–38). Однако эти исповедания не возводятся от этого частного случая к постижению его общего значения для мира, как это имеет место у Петра с одной стороны, у Марфы с другой. После этого Марфа понесла Марии благую весть о пришествии Господа, позвала ее «тайно»: «Учитель здесь и зовет тебя» (11:28). В Евангелии прямо не сказано об этом зове. Он, очевидно, подразумевается. Однако, если это так, то можно предположить, что в зов этот включено было и благовестив Христово о Себе самом, только что слышанное и воспринятое Марфой. Однако горе Марии владело ею, что и выразилось в том же обращении ко Христу, как и ее сестры (11:32), причем это горе ее, разделяемое и пришедшими с нею иудеями плачущими, нашло отклик и в душе самого Господа: «и сам восскорбел духом и взволновался» 35 (11:33) и «прослезился» 36 (11:35). «Скорбя внутренно приходит ко гробу» (11:39).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

– Иди! Тогда Петр прыгнул из лодки в воду и пошел по воде к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и стал тонуть. Господь Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал: – Маловерный, зачем ты засомневался? ( Мф.14:22–33 ). Когда Господь Иисус спросил Своих учеников, за кого они Его принимают, Петр от лица всех сказал: – Ты Христос, Сын Бога живого! и услышал в ответ: – Ты Петр (то есть Камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою и врата ада (то есть гибель) не одолеют ее ( Мф.16:15–19 ). Однако сразу же после этого, когда Иисус Христос сказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и быть распятым, Петр стал умолять Его пожалеть Себя и не дать этим событиям совершиться. Тогда Господь Иисус сказал Петру: – Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:21–23 ). Совсем особенным событием в жизни Петра был день, когда Господь Иисус взял с собой его и еще двух ближайших учеников – Иакова и Иоанна и повел их на высокую гору. Там они увидели Преобразившегося Господа таким, каким они Его еще никогда не видели. Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белы как снег. Рядом с Ним стояли ветхозаветные Пророки Моисей и Илия и говорили о Его исходе (то есть о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении). Ученики в ужасе упали лицом на землю, а горячий и пылкий Петр воскликнул: – Господи, хорошо нам здесь. Если хочешь, я сделаю здесь три кущи (т.е. шалаша) – для Тебя, для Моисея и для Илии! Но в это время Моисей и Илия исчезли, а из облака раздался голос Бога-Отца: – Это Мой любимый Сын, на Котором Мое благоволение, слушайте Его! ( Мф.17:1–13 ; Мк.9:2–13 ; Лк.9:28–36 ). Отречение Петра . Преданно и с любовью Петр служил Господу Иисусу в течение трех лет Его проповеди . Когда перед крестной смертью Спасителя ученики собрались на пасхальный ужин – Тайную Вечерю и Господь Иисус в знак Своей любви к ним захотел умыть им ноги, Петр стал спорить с Ним, говоря, что он не допустит такого унижения Господа перед собой ( Ин.13:1–15 ). В ту же ночь, в Гефсиманском саду, когда воины и слуги Первосвященника пришли арестовать Иисуса Христа, Петр схватил меч и ударил им одного из слуг, так что отсек ему правое ухо ( Ин.18:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

15 . Но даже между мелкими и ничтожными грехами есть различие, ибо если бы между ними не было разницы, никогда бы не было сказано: «Ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Мф.5:25 ). Под последним кодрантом подразумевается небольшая денежная сумма – полушка, или динарий, или драхма, или обол, или статир, но ты можешь задолжать и большую сумму, как тот, о ком сказано, что он был должен десять тысяч талантов. И я не могу сказать, на сколько мы будем заключены в темницу, пока не заплатим долг. Ибо если тот, кто должен небольшую сумму, не выйдет, пока не отдаст все до последнего кодранта, то, естественно, тот, кто задолжал такую огромную сумму, должен пробыть в темнице несчетное число лет, прежде чем выплатит весь долг. Поэтому «постарайтесь освободиться от своего соперника на дороге», и тогда соединимся с Господом Иисусом Христом, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 36. Евангелие от Луки 17:20–21, 33. На отрывок от слов: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» до того места, где сказано: «Царство Божие внутрь вас есть». 1 . Сказано: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» ( Лк.9:24 ). Мученики стремятся «сберечь свою душу», они теряют ее, чтобы спасти. Но те, кто хочет «сберечь свою душу», сохранив ее, губят и душу, и тело в геенне. Поэтому Иисус говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). На это мы скажем несколько слов, насколько хватит нашего разумения. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» ( 1Кор.2:14 ), и поэтому не может спастись. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:44 ). Более того, «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). Поэтому если «соединяющийся с Господом», будучи душевным, становится посредством этого духовным, и есть уже «один дух с Господом». Мы также должны потерять свою душу, чтобы соединиться с Господом и обратиться в один дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Лк.18:17 . «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него». Объясн. Царство Божие есть общество верующих во Христа, или Церковь Его: Мф.16:18:28:20 , в которое принимаются с таким же чистым и непорочным расположением духа, как чистое дитя. Перед Евангельским учением мы должны быть детьми не по уму, а на злое: 1Кор.14:20 . Евр.9:23 . «Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами». Объясн. Под «образами небесного» апостол разумеет упомянутые в ст.21 «скинию и все сосуды Богослужебные»; он называет их так потому, что скиния и все её принадлежности устроены были по образцу, показанному Богом Моисею на горе: Евр.8:5 . Под самым же «небесным» апостол разумеет царство Христово, именуемое небесным, хотя и пребывающее среди людей, сообщающее им все духовные благословения и преобразующее их от славы в славу: Флп.3:21 . Это царство, иначе называемое Церковью, имеет потребность в очищении ради немощи вступающих в него: Еф.5:25–27 . 27) О свободе христианской Ин.8:32–34 . «И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха». Объясн. «Познаете истину», т.е. Христа: Ин.14:6 , «и истина сделает вас свободными» от рабства греху: Рим.6:17 , хотя полной свободы от греха на земле не достигается: Рим.7:18–24 . Стало быть, здесь разумеется не та свобода, которую обещают находящиеся в заблуждении: 2Пет.2:18–19 , а свобода евангельская: Гал.5:13 ; 1Пет.2:16 . Ин.8:36 . «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Объясн. Очевидно, слово «Сын» относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греха: Гал.3:13 ; Ин.14:21 . Христос Своей смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него верующих и исполняющих заповеди Его: Рим.8:3 . Неверующие или верующие, но искажающие учение Христово, снова подпадают под иго рабства греха: Евр.6:4–6:10:29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Праздник Крещения Господня не даром называют еще Богоявлением. Именно в этот день впервые за весь период событий Писания человеку явились все Три Лица Троицы. Сын Божий вошел в воды Иордана, Дух святой спустился к нему, а остальные услышали голос Бога Отца. Святым Духом с тех пор крещаются все, уверовавшие во Христа. Крещение Господа Иисуса Христа связано с делом спасения людей. Господь просит креститься от Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель же говорит, что это ему надо креститься от Иисуса. Этим он явно дает понять, что перед собравшимися — не обычный человек, но Посланник Господа, Мессия. Предтеча Иоанн уже давно готовил людей к пришествию Мессии. Он говорил им и покаянии и очищении от грехов. Христу не надо было очищаться от грехов, Он пришел, чтобы самому принять на себя грехи мира. Его омовение в водах Иордана было безгрешным и через него очистились и все верующие во Христа. Рожденные от воды и духа люди получили возможность омыться от грехов, получая новое рождение во Христе с тех пор, как крестился Сам Господь. Преображение Господне (6/19 июня) Церковный праздник Преображения Господня известен уже с IV века н.э. Эта дата посвящена удивительному чудесному событию, которое случилось на горе Фавор и было описано в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф. 17:1-13; Лк. 9:28-36). Господь Иисус знал, что близится время его мучения и распятия. Он обратился к ученикам с вопросом: «Вы за Кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:15-16). Когда Господь стал готовить учеников к грядущим страданиям, апостол Петр, горячо любивший Его стал просить: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16:22). Господь услышал это и взял своих учеников Петра, Иакова и Иоанна вместе молиться на гору Фавор. Иисус взял с собой именно этих учеников, чтобы в час его мук они не устрашились, но, укрепившись в вере, могли перенести их. Господь молился и вдруг ученики увидели, как лик его просиял, а одежды сделались ослепительно белыми. К Нему явились пророки Моисей и Илия, чтобы побеседовать с ним. В великой радости от присутствия при таком чудесном событии апостол Петр воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». В ответ всех присутствовавших осветило Божественное облако и раздался глас Богу Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».

http://pravmir.ru/cerkovnye-prazdniki/

Преображение Господне Чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу. Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. (По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор , покрытая богатою растительностью с подошвы до вершины). Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка – Моисей и Илия, и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», – не зная, что сказать. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.17:1–13 ); от Марка ( Мк.9:2–13 ); от Луки ( Лк.9:28–36 ). Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, св. Православною Церковью празднуется 6-го августа (19-го августа н. ст.). День этот почитается одним из великих праздников. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир. В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например: яблоки, груши, сливы и прочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Тогда Господь сказал Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Крест – это жизнь человека со всеми его страданиями и трудами во имя Христа. Кто хочет жить для Царствия Божия, тот должен быть всегда готовым пострадать за свою веру и за свои христианские убеждения. Без готовности отдать жизнь за Христа нет христианства и вообще нет жизни. «Кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, – сказал Господь Своим ученикам, – тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Если человек приобретет весь мир, будет владыкой всех земных богатств и будет пользоваться всеобщей славой, а повредит душе своей, допустив какую-нибудь неправду, отречется от Христа и не пожелает пострадать за Него, – тому не будет никакой пользы от всех земных богатств и славы. Такой человек погубит себя для вечной жизни и не наследует Царства Божия. Преображение Господне. Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–9; Лк. 9: 28–36 Исповедание веры ап. Петром от лица всех апостолов вселило радость в сердце Иисуса Христа. Правда, у Него было лишь несколько истинных последователей, но и этого было достаточно для того, чтобы основать Царство Божие на земле. Пусть это Царство в начале будет подобно одному зерну на великом мировом поле или капле закваски в огромной массе человечества, но зерно разрастется до конца земли и закваска медленно, но несомненно из века в век распространится на весь человеческий род. Теперь Господь мог спокойно идти на Голгофу. Но перед этим нужно было еще укрепить веру апостолов в Его Мессианское достоинство, чтобы, когда они увидят их Учителя распинаемым на Кресте, то не соблазнились бы о Нем, не потеряли веры в Него как Сына Божия, но уразумели бы в этом Его вольное страдание. С этой целью Господь ведет Своих учеников к горе Фавор. Наступила ночь. Оставив апостолов и народ у подножия горы, Христос с Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на вершину горы для молитвы, Здесь, на вершине Фавора, было спокойно. Все житейское и земное для них осталось позади. Над ними сияло звездное небо. Отойдя немного в сторону, Спаситель погрузился в глубокую молитву. Ученики же, немного помолившись, вскоре уснули.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Из слов Спасителя мы видим, что нам должно делать, чтобы получить на страшном суде помилование и войти в Царство Небесное: мы должны помогать «меньшим», ближним нашим, которых Господь назвал Своими братьями, – кормить и поить бедных, давать приют странникам, одевать нагих, помогать больным и облегчать своим участием страдания заключенных в тюрьму. Вообще, мы должны помогать всем слабым и несчастным, имеющим нужду в нашей поддержке. Надо помнить, что на страшном суде Христовом человек даст ответ не только за все дела, но и за все сказанные слова свои. «Говорю вам, – сказал Спаситель, – что за всякое худое слово, какое скажут люди, они будут отвечать в день суда». Что будет, по словам Спасителя, с мертвыми, лежащими в могилах? Что сделает Господь с людьми на страшном суде? Что скажет Спаситель праведникам? Что у Христа спросят праведники? Почему праведники получат награду? Что скажет Господь грешникам? Чем будут оправдываться грешники? За что Господь осудит грешников? Что будет после страшного суда с праведниками? – с грешниками? За что еще, кроме дел, люди будут отвечать на страшном суде? Иисус Христос – Божественный Искупитель 117. Преображение Господне (Мф.17:1–9; Мк.9:2–9; Лк.9:28–36) Перед тем, как в последний раз идти в Иерусалим, Иисус Христос начал говорить апостолам о том, что в Иерусалиме Он должен будет много пострадать, что Его там убьют, и что Он потом в третий день воскреснет. Через несколько дней после этого Христос взял трех из учеников Своих, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на одну высокую гору Фавор, и стал там молиться. Ученики в это время от утомления заснули. Проснувшись, они увидели, что Учитель их совсем изменился, или преобразился: лицо Его сияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. И рядом с Ним стояли два древние пророка, Моисей и Илия. Они говорили с Иисусом Христом о Его страданиях и смерти в Иерусалиме. Когда Моисей и Илия отходили от Иисуса Христа, апостол Петр воскликнул: «Учитель! хорошо нам здесь быть; сделаем три палатки: Тебе, Моисею и Илии». Когда он еще говорил это, на гору спустилось светлое облако и покрыло учеников. И они услышали голос с неба: «Это Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Услышав это, ученики очень испугались и упали на землю. Иисус Христос подошел к ним, прикоснулся и сказал: «встаньте и не бойтесь». Когда они встали и посмотрели вокруг себя, они никого не увидели, кроме одного Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Но так как для спасения людей от греха, проклятия и смерти и для утверждения Церкви на Земле сошедший с Небес Сын Божий должен был принятую Им плоть предать на крестные страдания и смерть за жизнь мира ( Ин.6:51 ), то верующие в Него, члены Его Церкви, Которая есть Тело Его, должны отвергнуться себя, взять крест и следовать за Ним, а это значит обречь себя на всякого рода лишения и страдания, и даже на саму смерть за имя Христово; тогда они и сами сделаются сынами Божиими, наследниками Царства Божия, сонаследниками Христу. Преображение Господне ( Мф.17:1–13 ; Мк.9:2–13 ; Лк.9:28–36 ). Для укрепления и возвышения только что исповеданной Апостолом Петром веры и в награду за это исповедание, Иисус Христос восхотел показать ученикам славу Свою как Единородного от Бога Отца, и с этой целью через шесть полных или восемь неполных дней после беседы с учениками в пределах Кесарии, взошёл с тремя избранными из учеников, Петром, Иаковом и Иоанном (сыновьями Зеведея) на гору – по преданию, сохранённому блаженным Иеронимом, Фавор – и преобразился перед ними. Во время молитвы лицо Его просияло как Солнце, одежда просветлела и стала бела, как снег. Ему явились Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о предстоящей кончине Его в Иерусалиме. Ученики, взятые Иисусом на гору, тут же лежали вблизи, отягчённые сном. Проснувшись, они увидели Преображение Господне и мужей, беседующих с Ним. Объятый чувством восторга и страха при виде велелепной славы своего Учителя и не будучи в состоянии выразить этим чувств (и вместе желая, чтобы как можно дольше не прекращалось это чудное видение), Пётр воскликнул: добро есть нам зде быти; аще хощеши, сотворим зде три сени: Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии. Но говорил он это, сам не ведая, что произносит. В это время светлое облако осенило их, и из среды его послышался глас Бога Отца – такой же, как и при Крещении Иисуса – Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих; Того послушайте. Пробудившиеся в это время ото сна, другие ученики и Пётр в страхе пали на землю. Когда Иисус поднял их, с Ним уже никого не было. Сходя с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать о видении до Воскресения Его из мертвых. Догадываясь, что с Воскресением Иисуса Христа должна открыться слава Его, Как Мессии, ученики спросили, как понимать выражение пророка ( Мал.4:5,6 ), что перед пришествием Мессии должен явиться Илия, вероятно, полагая, что виденное ими сейчас на горе явление Илии и есть именно то, о котором предсказывал пророк. Но Иисус сказал им, что Илия действительно приходил, но с ним поступили, как хотели. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

33. Преображение Господне (Мф. 17:1–9; Мк. 9:2–9; Лк. 9:28–36) Перед Своим последним путешествием в Иерусалим Иисус Христос начал подготовлять апостолов к тому, чему надлежало с Ним быть. И говорил Он, что Ему должно много пострадать и быть убиту и в третий день воскреснуть. Через несколько дней после беседы об этом Господь пошел с учениками к одной высокой горе, по преданию –Фавору. Был вечер. И, оставив под горой других учеников, Он взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и пошел на гору молиться. Христос уже готовился к смерти и повел с Собою трех апостолов, чтобы они, увидев славу Его, как единородного Сына Божия, укрепились сердцем, утвердились в вере и могли без колебания смотреть на страшные мучения и ужасное унижение Его на кресте. Была ночь. Господь молился, и вдруг вид Его, образ, изменился, Он преобразился: лицо Его просияло, как солнце; одежды заблистали и стали белыми как снег. И рядом с Ним появились два мужа, древние пророки Моисей и Илия. Они говорили с Господом об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, то есть о приближавшихся Его страданиях и смерти. Утомленные апостолы было заснули, но внезапно проснувшись от сильного света, все это видели и слышали; они узнали и пророков. Апостолы не знали, что сказать, так как очень испугались, и Петр воскликнул: «Учитель! хорошо нам здесь. Сделаем три кущи (палатки): Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». В эту минуту их покрыло светлое облако, откуда раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Того послушайте». Услышав это, Апостолы еще больше испугались, и упали ниц. Иисус подошел, прикоснулся к ним и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Они поднялись. Все чудесное исчезло, и они увидели перед собою только Иисуса Христа в Его обыкновенном образе, каким они привыкли Его видеть. И когда они на другой день сходили с горы, Господь запретил им рассказывать, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых. Таким образом на горе Господь показал ученикам Своим славу Свою, но, конечно, не в полной мере, а лишь настолько, сколько они тогда могли ее видеть («яко же можаху», – поется в тропаре).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010