Ведь этот-то Иуда вместе со вселившимся в него дьяволом, приступив к последователям того, первосвященникам и книжникам, совещался с ними о том, как предать Учителя (см. Мф.26:14–16 ). И они обещали дать ему тридцать сребреников, если он им Его предаст, – да исполнится и пророчество Иеремии, гласящее:«Поставили тридцать сребреников цену Оцененного, Которого оценили из сынов Израиля» ( Мф.27:9 ; ср. Зах.11:12 ). Благодаря сребролюбию ими таким образом уловленный, Иуда, взяв некий отряд, отправился обманом брать Иисуса. И он пришел на место, куда Тот привык прогуливаться с учениками. Христос же еще прежде, чем они пришли, сказал ученикам: «Встаньте, пойдем» ( Мф.26:46 ), – проявляя готовность к смерти за всех и добровольность принимаемого Им страдания, о чем и сказал в другой раз: «Власть имею положить душу Мою, и власть имею опять взять ее» (ср. Ин.10:18 ). Диких же этих зверей подходящих увидев, Он сказал: «Кого ищете?». Те ответили: «Иисуса Назорея». Он сказал: «Это я», и все тут же пали ниц. А когда Он немного отошел, они встали, и Иисус снова сказал: «Если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» ( Ин.18:4–8 ), – имея в виду учеников, которые сразу после этого, напуганные разбойниками, убежали. Иисус добровольно Себя предал, ничем не вынуждаемый, пойдя к этим человекоубийцам, избавляя их от применения насилия, ибо «Предан Я был, – говорит от лица Христова Давид, – и не ушел» ( Пс.87:9 ), т. е.: ясно ведь, что, имея такие силу и власть, с которыми мог одним словом истребить гонителей, Я не был бы схвачен «ненавидящими Меня», не реши добровольно пострадать ради спасения всех. Один же из учеников, исполнившись рвением, ударил мечом одного из слуг этих нечестивцев и отсек тому ухо. А Христос, побуждая и научая быть смиренными во всем, тут же восстановил пораненному отрезанный член, а поранившего строго упрекнул, сказав: «Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (ср. Мф.26:52–53 ), – имея тем самым в виду: если это произойдет, как же сбудутся Писания? Ибо все должно получить исполнение. Причем то, что Он может умолить Отца, Он сказал как человек, в то же время имея как Бог в услужении всех ангелов, все небесные силы с трепетом повинующимися Его мановению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Но Иисус, видя мысли жены, попускает ей приблизиться, и как благоговение ее было велико и усердие неизреченно, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Но ученики, не зная мыслей жены, неуместно укоряли ее и в самом обвинении указали на ее щедрость» (Злат., ср. Феофил.). – «Дать нищим»: ученикам казалось, что лучше бы помочь ближним, чем тратиться на то, что считалось некоторою роскошью, тем более, что Учитель их не терпел роскоши и очень высоко ставил дела милосердия и сострадания. Но они в этом случае ошиблись. Мф.26:10–11 . Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; «Уразумев сие»: силою Своего божественного всеведения (ср. Мф.16:8 ). – «Что смущаете женщину?» Поступок ее происходит от благоговейной мысли, теплой веры и сокрушенного сердца, и потому естественно, что негодование и ропот учеников смутили ее доброе сердце. – «Доброе дело сделала для Меня»: ср. ст. Мф.26:12 . – «Нищих всегда имеете»: и, следовательно, всегда можете делать им добро. Добро делать нищим похвально, к этому побуждал закон, побуждал и сам Христос, но – всему свое время; теперешний поступок жены с Господом выше дел милосердия к бедным. – «Меня не всегда имеете»: прикровенное указание на близость Своей смерти. Господь пребудет всегда с верными Своими, но в телесном образе с ними уже недолго останется на земле, и такую почесть, какую воздала Ему жена, можно воздавать еще мало времени, ибо Он с телом Своим скоро вознесется от земли к Отцу. Мф.26:12–13 . возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. «Приготовила Меня к погребению»: обычному выражению почтения и любви Господь дает в настоящем случае особое знаменование, как действию предуготовительному к Его погребению, так как древние имели обычай мертвых намащать благовониями (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   Однако помимо природных законов долга в нашей разумной природе заложена и иная потребность — подражание жизни нашего Спасителя. После падения наша природа претерпела глубокие искажения. Каждый шаг исполненной добродетелей жизни Господа был совершен для нас, чтобы мы на деле познали свой долг. Для того, чтобы исцелить душу, требуется обращение к Богу, а долг любви побуждает к этому еще более.    Именно на нас лежит полная ответственность, и мы должны сознавать свой долг. И все-таки из долгого опыта жизни во Христе становится видно, что Бог и Спаситель обращается с нами так, как если бы мы были равными Ему. Это служит свидетельством того, что Он не вынуждает подчиняться насильственно. Сам Господь говорит: «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26), имея в виду, что слуга последует за Ним до конца, поднявши «крест» Его (Мф. 16:24). Так будет с теми, кто воспринимает спасение не просто как переход в какое-нибудь более счастливое место, но как «обожение». Однако достижение этой цели полностью зависит от нашего поведения в настоящей жизни.    В Евангелии Бог Отец неоднократно свидетельствует, что Христос является Его возлюбленным Сыном. Однако и Христос говорит, что все, кто исполняет волю Отца, любимы Им настолько же, насколько и Сын Его. «Не о них же только [то есть об Апостолах] молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:20); «и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: ...да познает мир, что Ты... возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:22—23). «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин.17:24); «и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:26).    Это признание, подобного которому никогда на протяжении всей человеческой истории не прозвучало из сотворенных уст, само по себе является достаточным доказательством, что создателем сего великого чуда и в самом деле является один только Бог, так что всякое другое исследование и свидетельство излишни. Для нашего времени особенно характерны недооценка и искажение Божественного Откровения о человеческом бытии и его конечном предназначении. Незнание цели мешает постичь саму важность этой цели и достигнуть ее. А чтобы человек мог достичь своей цели, ему особенно требуется осторожность и трезвость: ведь вместе с самим человеком обновляется и вся тварная природа, которая покорилась некогда тлению. Согласно слову Господню, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26) И действительно: «весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19). Зло заключается в порабощении человека греху. Возвращение человека от полного искажения природы к ее первозданному состоянию, и более того — к изобилию благодати, вся Божественная жизнь, преображение и обожение, ставшие возможными благодаря воплощению Слова Божия, достигается только во взаимодействии двух существ: Бога и человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все четыре евангелиста, которые согласно описали чудо умножения хлебов, затем говорят о разном. У Матфея (как и у Марка) Господь через какое-то время еще раз, теперь уже семью хлебами, насыщает множество людей. А вскоре ученики, услышав предостережение Учителя – «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» (Мф.: 16:16) – думают, что это упрек в том, что они забыли взять в путь хлеб. И тогда Господь напоминает им, что Он уже дважды накормил тысячи людей парой хлебов, и объясняет, что Он говорит не о мирском и материальном, а о духовном. Так же и тем людям, которые, согласно Евангелию от Иоанна Богослова, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество), Господь адресует упрек: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому что видели чудеса, но потому что ели хлеб и насытились» (Ин.:6:26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27). Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, который называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь. В Священной истории, в которой не бывает случайностей и все полно таинственной символики, Христос рождается в Вифлееме, что на еврейском означает «дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.:6:48). И: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира»; (Ин.:6:51) Хлеб жизни – Самого Себя – Господь дарует нам в Таинстве причастия, устанавливая которое, накануне Пасхи, в Великий Четверг, на Тайной Вечере, Он, указывая на Хлеб, говорит ученикам – и всем, через века верующим в Него, – «Возьмите, ешьте («Примите, ядите»), это есть Тело Мое» (Мф.: 26:26). И во время литургии, на которой вспоминается вся земная жизнь Христа, в одной из священнических молитв отражено Чудо умножения хлебов: подобно тому, как тогда Господь раздавал хлеб ученикам, а они людям, так и теперь священник, прежде, чем причаститься самому, а затем причастить людей, молится Господу, чтобы Он «державною Своею рукою преподал нам Пречистое Тело Свое и Честную Кровь, а через нас и всем людям». И само прошение о хлебе – о «хлебе насущном» – в молитве «Отче наш» мы можем понимать не только как прошение обо всем необходимом нам в этой жизни, но и как моление о Таинстве Причастия: о Хлебе, сходящем с Небес. Не случайно поэтому молитва Господня на литургии возносится перед самым Таинством Причастия. Церковь вспоминает Чудо умножения хлебов и на литии Всенощного Бдения, когда священник просит, чтобы Господь, «благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый», Сам благословил хлеб, а также пшеницу, вино и елей, и умножил их – «во всем мире», и через них освятил верующих в Него. Знак веры

http://zavet.ru/a/rss_1293625451.html

Последнее Он всегда поставлял в такую тесную связь с первыми, что оно необходимо должно последовать после Его страданий и смерти. Так Он говорил ученикам Своим, что Ему должно (δε) идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и быть убиту и в третий день воскреснуть (Мф.16:21). Но с особенною ясностью Иисус Христос раскрыл это ученикам Своим после Своего воскресения. Не так ли, говорил Он, надлежало (δει) пострадать Христу и войти в славу Свою ( Лк.24:26 )? Но почему же это должно было произойти? И начав от Моисея, замечает Евангелист, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем писании (ст. 27). Итак, Ему должно было воскреснуть, как и умереть, по предвечному определенно Божию, как Мессии. – Но не одно это основание в пользу необходимости Своего воскресения указал Иисус Христос. Еще пред Своими страданиями Он указывал на славу и любовь Своего Отца, которые как были причиною самого Его послания в мир, так необходимо должны быть и основанием для будущего Его прославления или воскресения. Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так молил Он Отца Своего пред Своими страданиями, и далее продолжал: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче ( Ин.17:1,4–5 ). Что в этих словах под прославлением разумеется необходимо и воскресение, это ясно раскрыл Сам Иисус Христос после воскресения, когда Он Свое воскресение назвал вступлением в славу Свою ( Лк.24:26 ), т. е. в ту славу, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (срав. Мф.16:21; Лк.24:26 ). Итак, Иисус Христос за совершение того дела, которое Ему заповедано было исполнить, ожидал Своего прославления. Таким образом, вот два основания, указанные самим Христом, в пользу необходимо имевшего последовать Его воскресения из мертвых. Он должен был воскреснуть, как Мессия, и как Сын Божий, исполнивший волю Божию. Раскроем эти основания. Остановимся сначала на последнем. Цель творения мира и, особенно, человека, есть слава Божия и отсюда блаженство самого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

«Сие творите в Мое воспоминание». Так Господь заповедал Апостолам, а чрез них и всем преемникам и сотрудникам их, совершать таинство Евхаристии или причащения. 25. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание. «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови». «Также (взял) и чашу после вечери», говорит Апостол. Чрез это указывает он на то время, когда установлена Евхаристия по отношению к последней вечери Господа с учениками. Сперва Господь и ученики Ею ели пасху ( Исх.12:11 ), для чего, по видимому, и собрались в этот вечер ( Мк.14:12–16 ). Потом была вечеря, по обычаю, и, встав с этой вечери, Иисус Христос умыл ноги Своим ученикам ( Ин.13:4–5 ); затем опять возлег (ст. 12), и, преподав наставление (ст. 13 и след.), установляет великое таинство ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ). На этот порядок действий указывают и слова: по вечери, или: востав от вечери ( Ин.13:4 ). «И сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови». Иначе сказать: Моя кровь в этой чаше есть новый завет, т.-е. свидетельство или доказательство нового завета или нового союза Бога с человеками, утвержденного Моею кровию, пролитою на кресте. В Евангелии от Матфея читаем: сия бо есть кровь Моя нового завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:28 ). Также и в Евангелии Марка: сия есть кровь Моя нового завета, за многи изливаема ( Мк.14:24 ). Сие есть кровь Моя – утверждающая новый завет. Как ветхий завет, установленный чрез Моисея, утвержден был посредством крови жертвенных животных ( Исх.24:8 ): так угодно было Богу, и новый совершеннейший завет утвердить совершеннейшею кровию единородного Сына Своего, Богочеловека Иисуса ( Евр.9:16–28 ). «Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Преподав Свое таинственное тело, Господь сказал: «сие творите в Мое воспоминание»; тоже повторил, и преподав Свою таинственную кровь: «когда только будете пить Мою кровь, сие творите в Мое воспоминание». Чрез повторение: «сие творите в Мое воспоминание», Иисус Христос усиливает Свою заповедь, показывая, что это великое таинство должно служить к утверждению теснейшего союза христиан с Ним, как единым Учителем, главою и Господом Его Церкви, или общества верующих в Него, Спасителя мира. Какбы так говорит Господь к ученикам Своим, Апостолам и их преемникам и всем причастникам Божественных тайн: ядите Мое тело и пейте Мою кровь, предлагаемые вам под видом хлеба и вина, и воспоминайте о Моих страданиях и о Моей смерти, которой подвергаюсь за грехи всех людей; воспоминайте о всем, что сделал Я для вас, и о Моей любви к вам, по которой пришел Я на землю, чтобы спасти вас от погибели, и даровать вам жизнь вечную. Это значение предложенных слов: «сие творите в Мое воспоминание», указывает нам Апостол, присовокупляя, в объяснение слов Господа, следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Так, Он упрекает Петра, говоря во время страсти: «Ты не мог единый час бодрствовать со Мной?» (Мф. 26: 39). И для всех Он говорит: «Бодрствуйте и молитесь, да не внидете в искушение (Мф. 26: 41). Эти слова и примеры подобного рода, молю вас, кого не смогут воздвигнуть от сна глубокого и высшей смерти подобного? Изведение ап. Петра из темницы 7. Наученные этими речами, утвержденные этими свидетельствами (documentis), блаженные апостолы и сами бодрствовали, и повелевали устраивать бдения. Петр был воздвигнут Ангелом в темнице и сам, открыв железную дверь, вошел в дом Марии, где были собраны многие, не распростертые, но молящиеся. Сам он в своем послании излагает и говорит: «Трезвитесь и бодрствуйте, ибо супостат ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5: 8). Вспоминается, что Павел и Сила в общественной тюрьме «около полуночи» молясь, воспевали гимн для слушавших их узников, когда внезапно землетрясением потряслись основания темницы и двери сами собой отворились и у всех узы ослабли (см.: Деян. 16: 25–26). Тот же блаженный апостол, придя от Троады, речь простер до середины ночи: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников». Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего этажа и поднят мертвым. Немедля вернув ему, Павел «беседовал довольно, даже до рассвета, и потом, направленный Богом, вышел» (Деян. 20: 30). Насколько более полно, насколько обильно он говорит в Послании к Фессалоникийцам, ободряя к совершению бдений: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи Божиими , да трезвимся» (1 Фес. 5: 6–7). Он удивительно заключает: «чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1 Фес. 5: 10). В Послании к Коринфянам он пишет: «Бдите, стойте в вере, укрепляйтесь, мужественно действуйте» (1 Кор. 16: 13). И в Послании к Ефесянам он говорит: «Молясь во всякое время в Духе» (Еф.

http://pravoslavie.ru/107670.html

1041. Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10:18). 1042. Лк. 11–13. 1043. Рим. 4:2–3; Иов. 1:8. 1044. Рим. 4:2–8; Гал. 3:18–26. 1045. Мф. 10:39. 1046. Мф. 16:24. 1047. Слово 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых пред Святым Таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; Таинством Св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование Св. Крещения в Требнике. 1048. Слово 4, гл. 5. 1049. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21, гл. 1. 1050. 16-е поучение преподобного Синклитикия. «Достопамятные сказания». 1051. Ответ на вопрос 210. 1052. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2. Эта цитата полнее приведена в «Слове об Иисусовой молитве». 1053. Беседа 21, гл. 3 и 4. 1054. Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается». [Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает] (Рим. 14:22). Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г. 1055. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих… (Пс. 24:15–20), …избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою (Пс. 21:21), …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26), …спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов (Пс. 21:22), …потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8), …призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Со храни душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24:18–20; Иов. 2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

•  Какой культуры Бог требует от человека? Христос жил в век самого блестящего развития греко-римской культуры, но пользовался ли Он ее плодами и указывал ли Своим последователям на необходимость сближения с нею и работы в пользу дальнейшего ее развития? — Наоборот: 1. Господь Сам родился в яслях, жил в бедности, не имел, где главу преклонить. 2. Господь учил: «Не можете служить Богу и маммоне», «…не заботьтесь… что вам есть и что пить», «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 6, 24, 25, 33; 16, 26). 3. Когда же Его хотели заставить высказаться прямее, дабы вовлечь в мирскую суету и даже обвинить в стремлении ниспровергнуть существующий государственный строй (и установить лучший, для иудеев более приемлемый, чем римский, порядок), то Господь решительно отверг само это предположение. Он отвечал прямо и определенно: «Кто поставил Меня судить или делить вас?», «Царство Мое не от мира сего» (Лк. 12, 14; Ин. 18, 36). 4. Своим последователям Он завещал не рай земной, не «мягкие одежды» (Мф. 11, 8) и «вся благая» вместе с ними (Лк. 16, 25), но крест, скорби, гонения, муки, страдания (Мф. 10, 35–39; Ин. 16, 1–2; 20, 33). 5. А что требует или, по крайней мере, советует Он через Своего апостола? — Отказаться от сладости (даже законной, то есть в браке), до которой так падок мир. Это совет для неженатых. А кто уже имеет семью, тот пусть живет так, как будто бы ее у него нет. Но ведь это же — самые настоящие монашеские требования, и притом обращенные ко всем живущим в миру?! Так пусть же миряне не порицают монахов, убегающих от соблазнов мирских в пустыню: Господь предлагает первым едва ли не большее — жить по-монашески, но посреди мира (1 Кор. 7, 24, 26–27, 29, 40). Таким образом, Бог требует от человека подчинения не нашей индустриальной культуре, а культуре духовной. Отказ от окружающего комфорта и сластей мирских, отказ вплоть до прохождения через Голгофу страданий, поможет человеку достичь истинного прогресса духа. «Будьте святы — (кедошим), αγιοι, — потому что Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

По плодам их узнаете их (Мф. 7:15-16). Ему же, человеколюбивому Богу, слава во веки. Аминь.    Добрые речи происходят из доброго сокровища сердца (Мф. 12:35). Если же не очистит кто-либо свое сердце от недобрых речей, бодрствовать не может. Ибо если он думает, что говорит слушателям, то не приемлются его слова и отвергаются, не имея капли благодати Святого Духа. Желающий же принести некую пользу словом пусть попросит от Бога Слова слово во отверзение уст его, как и Исаия заповедует: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово (Ис. 50:4). И продолжает:послушайте мене, и жива будет во благих душа ваша (Ис. 55:3). Приточник же говорит: Сотове медовии словеса добрая, сладость же их изцеление души (Притч. 16:24). Ибо те [речи], которые для спасения говорятся, приносят сладость и исцеление душе.Разумный же в вещех изобретатель благих (Притч. 16:20). И: устне облобызают отвещающие словеса благая (Притч. 24:26). И:устне гладки сердце покрывают прискорбно (Притч. 26:23). И опять-таки: Слово жестоко воздвизает гневы, язык мудрых добрая свесть (Притч. 15:1-2), ибо исцеление языка есть древо жизни. И вновь: Уста праведного каплют премудрость, и устне мужей праведных каплют благодати (Притч. 10:31-32), уста же смиренных поучаются премудрости (Притч. 11:2). И вновь: От плодов уст душа мужа наполнится благих, воздаяние же устен его воздастся ему (Притч. 12:14). И тотчас: Устне льстивые исправляют свидетельство. Лесть в сердцы кующаго злая: хотящии же мира возвеселятся (Притч. 12:19-20). Песнопевец же: Отрыгну сердце мое слово благо (Пс. 44:2) и: Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67:12). И: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50:17). Пишет же и Павел, говоря: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому (Кол. 4:6). И к римлянам: Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею (Рим. 1:11-12). И вновь: каждого из вас… мы просили… и умоляли поступать достойно Бога (1 Фес. 2:12). Посему если кто-то считает, что он получил дарование учительства от Бога, то пусть говорит со смиренномудрием, чтобы и других назидать, чтобы не быть обвиненным как скрывший талант (Мф. 25:18, 25-30). Тот же, кто еще не получил дарования этого, тот пусть молчит и не произносит речей праздных от сердца своего, чтобы не услышать: Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими; Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси [Col. 1621] словеса Моя вспять (Пс. 49:16-17). Ибо добрый человек, говорит Господь, из доброго сокровища сердца своего, то есть благодати Святого Духа, выносит доброе (Лк. 6:45). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010