Апостол учит о Сыне Божием: все Им стоит ( Кол.1:17 ), т. е. все в мире как от Него получило бытие, так Его же силою и продолжает бытие. О Нем же говорится: держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ). В отношении к миру нравственному, как на явление любви Сына Божия, откровение указывает на совершение Им искупления, изображает Его Богом Спасителем нашим, виновником нашего освящения ( Ин.14:16, 27 ; 1Кор1:4 : Гал.4:6 ; Евр.2:11 и др.), главою Церкви ( Еф.1:22; 2:20 ; Кол.2:19 ), говорит о Нем, что Он пребудет с верными до скончания века ( Мф.28:20 ) и внимает их молитвам. ( Ин.14:13; 16:23 ; 2Тим.2:19 ), что Он приводит спасаемых к Богу Отцу, так что никто не приходит к Отцу, как только чрез Него ( Ин.14:6 , сн. 10:14 –16), что Сын предаст Царство Богу и Отцу... да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:24, 28 ). Дух Святой как во время миротворения носился над неустроенным веществом ( Быт.1:2 ) и сообщил силу и жизнь творимым существам по виду их, так и теперь, по учению Писания, Он продолжает действовать в мире, поддерживая его бытие и благоустройство ( Пс.103:30 ). В отношении к восстановлению рода человеческого Дух Святой, по учению Писания, содевает наше спасение во Христе и со Христом. Он устрояет церковь Христову, пребывая в ней ( Ин.14:16 ), привлекает людей ко Христу, усвояет уверовавшим все потребное для спасения, уготованное Искупителем, прививает их к Нему, как дикие маслины, изливая на верующих в И. Христа многоразличные дары, нужные для спасения, в таинствах ( Ин.3:5–6 ; Деян.8:17 ; 2Кор.1:21–22 и др.) и чрез непосредственное действие на душу человека ( Ис.11:2, 3 ; Ин.7:37, 39 ; Деян.2 гл.; 1Кор.12:3–11 ; Рим.14:17; 8:26 ; Гал.5:20–23 и др.). Дух Святой глаголал чрез пророков и апостолов, почему и все Св. Писание есть глагол Духа Святого ( Лк.21:15 ; Ин.14:26; 16:13 ; 2Пет.1:20–21 ; 2Тим.3:15–17 ). Свою веру в этот догмат церковь выразила в своих вероизложениях, когда наименовала Бога Отца – «Вседержителем» (Никео-цар. симв.), Бога Сына – «Мудростью, содержащею состав всего» (симв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

10) Для умирающих, каковыми являются все люди, крещение бесполезно (ср. 1Кор.15:29 ). Некоторые из коринфских христиан отрицали воскресение мертвых ( 1Кор.15:12 ). Апостол воскресением Иисуса Христа и явлениями Его по воскресении ( 1Кор.15:4–8, 13–20 ), убеждает читателей послания в истине нашего будущего воскресения. Веру в несомненность воскресения крещающийся выражает, помимо устного исповедания («чаю воскресения мертвых»), выходом из воды крещения ( Рим.6:3–5 ). В таинстве крещения человек оживает духовно, чтобы ожить и телесно для будущей жизни. Если же нет воскресения мертвых, будущей жизни, «то для чего», – говорит апостол, – «и крестятся для мертвых?» (тел). По учению апостола крещение только тогда было бы бесполезно, если бы не было будущего воскресения мертвых, а когда Иисус Христос воскрес, то смерть, как явление временное, не только не устраняет крещения, а наоборот, оно становится необходимым и потому обязательным для получения царствия, имеющего открыться по воскресении мертвых (ср. Рим.6:22–23 ; Тит.3:5–7 ; Фил.3:20–21 и др.). «Крестящийся», – объясняет блаженный Феодорит , – «спогребается со Владыкою, чтобы, приобщившись смерти, соделаться общником и воскресения. Если же тело мертво и не воскреснет, то для чего и креститься?” 170 11) Водное крещение не имеет значения для спасения человека (ср. Иов.9:30–31 ; Иер.2:22 ). В приведенных местах говорится о простых телесных омовениях, а не о таинстве крещения, которое тогда еще не существовало. Таинство крещения установил Господь по Своем воскресении не для «омытия плотской нечистоты», а для омытия души от грехов (ср. Деян.22:16 и др.), и без крещения по его учреждении никто не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 171 ). Слово Господне – неизменно: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ). 12) Разбойник без водного крещения получил Царство Небесное ( Лк.23:43 ). Это было в то время, когда Господь еще не установил таинства крещения. Разбойник, уверовавший и покаявшийся, был спасен без водного крещения подобно тому, как спасались ветхозаветные праведники.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Наконец, апостолы восприняли непосредственно от главы церкви и власть пасти церковь ( Иоан. 21:15–17 ), т. е. управлять церковью, власть вязать и решить ( Мф. 18:18 ) и вообще власть законодательства в церкви ( Деян. 15:28–29; 16:4 ), власть надзора за поведением членов церкви ( 1Петр. 5:2 ), власть суда с правом подвергать виновных наказаниям ( Мф. 16:15–17 ; 2Кор. 13:10; 10:4. 6 и др.). Таковою властью апостолы и действительно пользовались, с сознанием при этом полномочия на то от Господа Иисуса Христа, напр., постановили на соборе иерусалимском правила и обязали верующих к исполнению их дарованною им властью: изволися Духу Святому и нам ( Деян. 15:28 ), давали заповеди от имени Иисуса Христа ( 1Сол. 4:2 ), производили духовный суд, готовые наказать всякое непослушание ( 2Кор. 10:6 ; 1Кор. 4:21 ) и подвергая духовным наказаниям, как ап. Павел коринфского кровосмесника ( 1Кор. 5:1–5 ), говорили о себе: тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), называли себя служителями (δικονοι) Господа Иисуса (3:5), священнодействующими (ερουργοντα) благовествование Божие ( Рим. 15:16 ). Итак, апостолам, как всемирным провозвестникам евангелия, вверена была от Господа Христа полная власть церкви, иначе – они были видимою властью Самого Господа над церковью. Даже нельзя и отделять служения апостольства от их власти церковной. То и другая в одно время возложены на апостолов. В них, таким образом, должно видеть сколько чрезвычайных посланников Божиих, столько же и иерархов церкви, облеченных властью священнодействовать, учить и управлять, дабы церковь достигала той цели, для которой Господь основал ее. Очевидно также, что священнослужение или священство апостолов, как имевшее свое начало от главы церкви – Иисуса Христа, а не от людей, есть служение de jure divino, а не de jure humano, т. е. по божественному, а не человеческому учреждению. Власть, врученная И. Христом апостолам (а не всему обществу верующих) для устроения и утверждения на краеугольном камне ( 1Петр. 2:6 ; Еф. 2:20 ) всемирного здания церкви на земле, а вместе и соприсущая ей благодатная сила, необходимо должны были сохраниться в церкви и по смерти апостолов во всей полноте, исключая апостольское достоинство их, как чрезвычайных посланников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Христиане, члены земной Церкви, подвизающиеся против греха, по слову апостола, не спасенные , а спасаемые : «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:47 ). «Слово о кресте... для нас, спасаемых , сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» ( 2Кор.2:15 ; ср. Деян.15:11 ; Рим 8:24 ). «Спасенные народы будут ходить (в новом святом Городе Иерусалиме), когда явятся (стих 1–2) новое небо и новая земля» ( Откр.21:24 ). Опровержение возражений Сектанты говорят: 1) «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ; ср. Рим.4:3–8 ; Гал.2:16 ), и Церковь не нужна. а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа ( Гал.3:24–25 ; ср. Гал.5:3–4 ; Евр.10:1–4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина ( Рим.2:13, 13:8–10 ; 1Кор.7:19 ; 2Кор.5:10 ; Еф.2:10, 6:8 ; Тит.2:11–14 ). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» ( 1Кор.13:1–3 ). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» ( Иак.2:14–26 ). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (ср. 1Фес.5:8 ; 1Тим.1:14, 2:15 ; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах ( Рим.3:28 ; Гал.2:16 ). 99 При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (ср. Мф.25:33–46 100 ). 101

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Вочеловечился, замечает блаженный Феодорит , чтобы обновить естество, растленное грехом. Потому и приял на Себя все согрешившее естество, чтобы все исцелить». 85 Спасение возможно только в Церкви Благодать Божия, вспомоществующая человеку в борьбе с грехом, подается не непосредственно, а через чувственные знаки, т.е. через священнодействия (таинства), Господом учрежденные в Его Церкви ( Деян.2:38, 8:15–19 ; 1Ин.2:20 ; 1Кор.10:15–17, 11:27 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 и др.). Вне таинств Церкви благодать, освящающая человека, не подается. Только в Церкви хранится истинное учение Иисуса Христа и апостолов, заключающееся в Священном Писании и Священном Предании, только в Церкви богопоставленное священство «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф.4:12 ). Кто бы ни спасался, спасается не иначе, как в Христовой Церкви, т.е. состоя с нею в живом союзе, а через нее и с Господом. Сказанное подтверждается словом Божиим: а) апостол говорит ( Еф.5:23 ), что «Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель Тела» (Церкви: Еф.1:22–23 ; Кол.1:18, 24 ), т.е. Он по благоволению Бога Отца благодатью, подаваемою Духом Святым, спасает только тех, кто находится в Его Церкви, так как вне Церкви Бог является только Творцом и Промыслителем мира ( Деян.17:28 ; Мф.5:45, 6:26–30 ; ср. Ин.1:17 ; Рим.5:21 ; Тит.2:11, 3:4–6 ), и поэтому человек, от Церкви отпавший или в нее не вошедший, предоставлен в борьбе со грехом собственным силам ( Рим.7:24 ) и обречен на погибель: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ); «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). б) Как в теле всякий член живет не своею, а общею всему телу жизнью, так и в Церкви каждый христиан, если отделится от нее, умирает духовно и погибает ( Ин.15:4 ; Еф.4:3–6:16 ; 1Кор.12:20–27 ). Ту же мысль апостол выражает в послан. к Римл ( Рим.11:16–24 ): род спасаемых один от начала мира, как одно древо жизни, и никто не спасется отдельно от других, но если хочет спастись, должен привиться к этому древу спасенного рода, как «дикая маслина», и стать «общником корня и сока маслины», т.е. вступить в общение с его жизнью и стать едино с ним. Этот род особенным божественным помышлением был соблюдаем в народе иудейском, а потом через Господа Иисуса Христа единение с ним открыто всем народам. 89

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Апостолов, в посланиях самого ап. Петра и особенно в посланиях ап. Павла есть много выражений, неоспоримо доказывающих полное равенство апостолов между собою (напр., Мф. 4:18–19; 10:1,40; 19:28; 20:24–27; 23:8–11 ; Мк. 10:35–37; 16:15 ; Лк. 22:22–30 и мн. др.); многие места доказывают, что апостолы не только благодать апостольства, но и право действовать этою благодатью в Церкви получили непосредственно от Христа Спасителя, а не от Петра (напр. Мф. 4:18–22 ; Мк. 1:16–22 ; Лк. 9:1–6 ; Ин. 20:21–23 , и мн. др.), что все апостолы без исключения подлежат высшему суду – Церкви (напр., Мф. 18:17 ). О равенстве апостолов см. также: Деян. 1:8,24–26; 9:27; 15:6; 8:14; 11:1–18 ; 2Пет. 3:1–2 ; 1Кор. 9:1–5 ; Гал. 1:17–19; 2:6–14 и др. Особенно ясно говорит против главенства ап. Петра история Апостольского собора (Деян., гл. 15-я): а) антиохийские христиане за решением своего недоумения обращаются не к ап. Петру, как-бы следовало при его главенстве, а ко всем апостолам и пресвитерам; б) вопрос на соборе подлежит общему обсуждению собора; в) завершение дела на соборе принадлежит ап. Иакову, и с его слов пишется решение, а не со слов ап. Петра. Против католического учения говорит и то, что Петр, по свидетельству Св. Писания, посылается апостолами (Деян., 8:14), дает апостолам и верующим отчет в своих действиях (Деян., 11:4–18), выслушивает от них возражения и даже обличения ( Гал. 2:11–14 ), чего, конечно, не могло бы быть, если бы Петр был князем апостолов и главою Церкви. 2) Еще менее оснований представляется для другого положения римских католиков, – о переходе мнимых Петровых полномочий к епископам Рима. Несомненно, что ап. Петр был в Риме и скончался в этом городе, но это еще нисколько не говорить в пользу главенства папы. Что ап. Петр основал римскую церковь , – вопрос спорный, так как древнейшие свидетельства говорят, что первым благовестником Евангелия в Риме был ап. Павел, другие же называют обоих этих апостолов основателями римской церкви. Притом, если о главенстве епископа можно судить по основателю церкви, то придется признать главенство за иерусалимскою церковью, Основателем которой был Сам Спаситель и все апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

И так прообразовательный смысл есть в книгах ветхого завета. Но чтобы толкователь этих книг искал прообразовательного смысла только там, где он есть, и не искал там, где его нет, для сего он должен иметь в виду следующие признаки: 1) Сверх буквального смысла, имеют смысл прообразовательный все те места ветхого завета, в которых Иисус Христос и Апостолы указывают прообразы. Напр. повествование о тридневном пребывании Ионы во чреве китовом ( Ион.2:1 ) имеет прообразовательный смысл: потому что сам Иисус Христос изъясняет оное о своем тридневном пребывании в сердце земли ( Мф.12:39,40;16:4 ). Равным образом повествование о Мелхиседске ( Быт.14:18–20 ) имеет прообразовательный смысл: потому что Апостол Павел доказывает им, что священство Иисуса Христа есть вечное, которому не будет преемства ( Евр.6:20–7:25 ). Священное Писание указывает также прообразы: в обрезании ( Быт.17:9–14 . сн. Кол.2:11 ), в переходе Израильтян чрез Чермное море ( Исх.14:22 ; сн. 1Кор.10:1–2 ), в манне ( Исх.16:14,15 ; сн. Ин.6:31 ), в воде, изведенной из камня ( Исх.17:6 ; сн. 1Кор.10:4 ) и мн. др. – В откровении Иоанна, предсказание Исаии о падении Вавилона, или царства неприязненного народу Божию, представляется прообразованием падения духовного Вавилона, или царства антихристова, при конце веков ( Откр.17:3–5; 18:2 ; сн. Ис.21:1–9 ; Откр.18:17–18 ; сн. Ис.47:7–11 ). 2) Когда именем какого-либо ветхозаветного лица или предмета называется в новом завете другое лице или другой предмет: то должно заключать, что первые было образами сих последних. Так Иисус Христос у Апостола называется вторым Адамом ( 1Кор.15:45 ), агнцем пасхальным (5:7), очистилищем (λαστριον, Рим.3:25 ): посему Адам, пасхальный агнец и очистилище прообразовали собою Иисуса Христа. 3) Когда в новом завете целому напр. роду ветхозаветных предметов усвояется значение прообразовательное: то, без сомнения, и части сего целого или виды известного рода имеют также прообразовательное значение. Если весь обрядовый закон Моисеев имел сень грядущих благ ( Евр.10:1 ), то есть, оттенял на себе будущие тайны царства Христова; то справедливо можно заключать о прообразовательном смысле в различных видах и принадлежностях обрядовых, как-то: в жертвах, омовениях, вещах, употреблявшихся при совершении обрядов, в лицах, временах, священных местах и проч. Подоб. пример см. в Христ. чт. част. 46, стр. 210–225.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Святая Соборная и Апостольская Церковь есть Церковь Е д и н а я 1 , есть цельный мистический организм – Тело Христово. Господь наш Иисус Христос , воплотившись на земле “от Духа Свята и Марии Девы” и восприняв в Свою Божественную Ипостась человеческое естество во всей его полноте, искупил Своею смертью грехи всего человеческого рода, воскресил, вознес и посадил с Собою одесную Бога и Отца, обновил, обожил всю человеческую природу. Обновленная, безгрешная и обоженная человеческая природа, пребывающая во Христе и получающая от Него новую жизнь, и есть Единая Церковь . Единство Церкви, по замечанию протоиерея Сергия Булгакова , “есть аксиома учения о Церкви, которая самоочевидна всякому христианину” 2 . И это понято. Если Церковь есть Тело Христово, “исполнение Исполняющего всяческая во всех” ( Еф.1:23 ), “составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния” ( Еф.4:16 ), то по своему существу она неделима. “Еда разделися Христос?” – спрашивает св. ап. Павел ( 1Кор.1:13 ). Христос неделим, неделима и Церковь – Его Тело. Церковь , по слову апостольскому, есть также “столп и утверждение истины” ( 1Тим.3:15 ), т. е. опора, защита истины. Как таковая, она может и должна быть только единой. Истина может и должна быть только единой. Все прочее, хотя бы и в малой мере не согласное с ней, будет или ошибкой, или ложью. Если, согласно аксиоме, кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая линия, то всякая иная линия будет ломаной, или кривой. Так и Церковь Христова, хранящая и ограждающая единую истину, есть в подлинном смысле единая, указующая кратчайший, прямой путь в Царствие Божие. Сам Основатель Церкви – Господь наш Иисус Христос , предлагая учение о Церкви, говорил о ее единстве. “ Созижду Церковь Мою” (а не церкви), – предсказывал Он Своим ученикам ( Мф.16:18 ). Он Сам говорил, об одном овчем дворе и об одном стаде ( Ин.10:16 ); дал единый Хлеб жизни ( Ин. 6:33 ); молился о том, чтобы все были едино ( Ин.17:21 ). Точно так же и апостолы неоднократно указывали на единство Церкви ( Рим.12:5 ; Гал.3:28 ; Еф.1:10 и др.) и выставляли основание этого единства. Так, апостол Павел, сравнивая Церковь со сотроением Божии, отмечает, что основанием этого здания является только Христос: “Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос ” ( 1Кор.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

8) В каких таинствах подается спасительная благодать Божия? 8) Спасительная благодать Божия подается в следующих таинствах: в крещении, в котором омываются первородный и личные грехи человека ( Ин. 3:1–6 ), ( Деян. 2:38–39 ), ( Деян. 22:16 и др.); в исповеди, или покаянии. где христиане получают прощение соделанных ими после крещения грехов (Мф. 16:19, 18:18), ( Ин. 20:22–23 ), ( Деян. 3:19, 19: 18 ); в причащении, в котором верующие теснейшим образом соединяются со Христом ( Ин. 6:51–58 ) и потому получают оставление грехов для вечной жизни (Мф. 26:28), и в елеосвящении, где подается больному христианину исцеление тела и прощение грехов ( Иак. 5:14–15 ). 9) Какие дары благодати Св. Духа подаются в остальных трех таинствах? 9) В миропомазании, которое заменило собою апостольское руковозложение, подается крещенному благодать Св. Духа, укрепляющая наши телесные и душевные силы ( Деян. 2:38, 8:15–18 ), ( 2Кор. 1:21 ), ( Еф. 4:30 ), «ибо без Меня, сказал Спаситель, не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ); в браке подается благодать, освящающая союз между мужчиной и женщиной и содействующая благословенной жизни супругов и воспитанию их детей; в священстве подается благодать, дающая рукоположенному лицу право учить, священнодействовать, совершать таинства и управлять людьми в делах веры. 10) Кто имеет право совершать святые таинства? 10) Совершать св. таинства могут только законно рукоположенные преемники св. Апостолов, – епископы и поставляемые ими пресвитеры Церкви ( 1Кор. 4:1, 12:28–30 ), ( Еф. 4:11–13 ). Кто же из мирян дерзает совершать нечто подобное, тот кощунствует, подобно Дафану в Авирону ( Числ. 16 гл.) «и в упорстве погибает, как Корей» ( Иуд. 11 ст. см. Евр. 5:4–5 ). 11) Спасены ли мы? 11) Да, спасены раз и навсегда, но только от тех грехов, которые, в силу крестных страданий Христа, прощены нам в таинстве св. крещения. Но кроме грехов, прощенных человеку во святом крещении, у него есть много других грехов, совершаемых после крещения в течение всей жизни. Если в этих грехах покаемся, то благодатию Божиею спасемся, а если нет, то погибнем по своей злой воле ( Лк. 13:3 ). Оттого и ап. Иоанн учит, что хотя «мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем» ( 1Ин. 3:2 ). Окончательно же будут спасены лишь те, кто после всеобщего суда Христова услышат слова Господа: «придите, благословенные Отца Моего! наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Это, именно, для отдельного человека, – его «жилище на небесах», «дом нерукотворенный, вечный» ( 2Кор.5:1 ), «небесное жилище» ( 2Кор.5:2 ), в которое облечется человек, когда разрушится его «земная храмина». Последняя необходимо разрушится, – не потому, что она – на земле, но потому, что она земна, πγειος, τ. е. тленна в существе своем. И, хотя сейчас та храмина – «на небесах – ν τος ορανος» ( 2Кор.5:1 ), однако не это существенно для нее, а – то, что она есть «жилище с неба – τ οκτριον μν τ ξ ορανο» ( 2Кор. 5:2 ), т. е. важна ее природа, а не данное ее местопребывание. Земная храмина и храмина небесная противоположны по естеству своему, а не по положению. В аду – чистая плотяность, хотя он может и не быть на земле (– да и не потерпит Земля Господня ада на себе 571 –); в раю – чистая духовность, хотя и при жизни к нему может приближаться святой. Идеальный облик откроется в просветленной твари, в преображенном человеке. Земная «лачуга, σκνομα», т. е. тленный эмпирический характер, упоминается и у ап. Петра ( 1Пет.1:13–14 ), тогда как противоположный этой «лачуге» характер идеальный именуется «наследством нетленным, чистым, неувядаемым, хранящимся на небесах» ( 1Пет.1:4 ). Это – «вечные обители, «ανιαι σκηνα» ( Лк.16:9 ) или типы духовного возрастания, о которых говорит Господь Иисус в притче о домоправителе неправды. Совокупность этих «многих обителей», – этих идеальных образов сущего, – слагает истинный «Дом Божий» ( Евр.3:6 ), в котором человек является «домостроителем» ( 1Кор.4:1–2 ; Тит.1:7 ) и, притом, часто нечестным, обращающим Дом Отца в «дом торговли» ( Ин.2:15 ). «В Доме Отца Моего обителей много, ν τ οκι το Πατρς μου μονα πολλα εσιν» ( Ин.14:2 ), – говорит Иисус Христос; отдельные обители, словно сотовые ячейки, образуют Дом Божий, Святой Храм Господень или, в расширенном изображении того же образа, – Великий Город, Иерусалим Небесный, Иерусалим Горний и Святой ( Откр.21:2, 10 ; Евр.12:22 и др.). Дух Святой живет в этом Городе, светит ему ( Откр.22:5 ) и потому ключами от Города владеют духоносцы, 572 – ведающие тайны Божии ( Мф.16:17–19 ; Откр.3:7–9 ; Мф.18:18 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010