В «предувещании Православным Христианом» м. Стефан Яворский предостерегает последних от лютеранского толкования св. Писания. Лютеране, подобно древним еретикам, в доказательство своих ложных догматов ссылаются на св. Писание, но при этом пользуются им неправильно и произвольно. Они заимствуют из св. Писания отдельные места и толкуют их согласно с своим лжеучением, игнорируя как контекст речи, так и другие изречения св. Писания, опровергающие их догматы (21 а –23 б ). Поэтому, в видах предупреждения и душевной пользы пасомых, автор ведет речь о признаках ложных пророков (на основании Мф.7:15 ). Первый признак есть самовольное выступление еретиков с проповедию нового учения. Обращаясь к лютеранам, м. Стефан спрашивает: «рцыте ми, откуда грядете? от кого есте на сие дело послани?» (24 а ). Если они скажут, что посланы на проповедь Самим Богом, то, по мнению Стефана Яворского , должны засвидетельствовать это чудесами, чего, однако лютеране сделать не могут (24 б –25 а ). Нельзя считать чудом быстрого распространения протестантства в христианских странах, так как успех его зависел только от того, что протестанты своим учением отвергли все правила трудного христианского жития и дали свободу естественным стремлениям человека, склонного ко греху (25 аб ). Вторым признаком ложных пророков служит то, что они с проповедию своего учения обращаются не к язычникам, а к христианам и всевают плевелы посреди пшеницы – Мф.13:23 (25 б –26 а ). Третьим признаком ложных пророков служит то, что они хитро скрывают свои заблуждения под благовидным учением. Так, лютеране «Писанми Божественными своя злочестивыя догматы умащают» (26 б ), но в то же время толкуют св. Писание по своему произволу, а не по разумению св. отцев церкви; признают веру, как условие спасения человека, но в то же время отвергают добрые дела; проповедуют Христа распятого, но «от Евхаристии Христа изгоняют, и на кресте умирающа отчаянным быти сыны диаволстии блядословят и Икону его святую попирают» (27 а ); «евангелием, или благовестием Христовым хвалятся, и евангеликами нарицаются», но в то же время «некое новое евангелие, а не древнее, от отцев святых, от Соборов вселенских, и от всея Православныя Кафолическия Церкве восприятое проповедуют» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Лк.21:20 .  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Лк.21:21 .  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, Лк.21:22 .  потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Лк.21:23 .  Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: Лк.21:24 .  и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком ( Мк.13:14 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности. «Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его... «Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха ( «увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20). «Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах ( Дан.9:26–27 ). «От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» ( στματι μαχαρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт.34:26 ; Втор.13:15 ). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. «Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч. «Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6 ; Откр.11:2 ). «Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст ). Окончиться эти «времена» ( καιρο) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» ( Рим.11:25 ) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2.12 12. Уныние 2.13 13. Убегайте малодушия и нетерпения 2.14 14. Блудные помыслы попущены за грехи осуждения. Терпение 2.15 15. Сколько ни жить на свете, а все от событий учиться принадлежит и на свои самосмышления не полагаться. Орудие борьбы с негодованием - молитва и терпение. Приготовление к причастию. Следствия гордыни. Девство: хранение тела и души. Необходимо просить прощение у родителей и иметь послушание к ним 2.16 16. Ропот душевреден и Богоненавистен. Благодарите за все. Подготовка к поступлению в монастырь. На службе отрада даруется от Господа. Искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением 2.17 17. «Блажени есте, егда поносят вам» ( Мф., V,11). При раздражении смиряйся. Сердце понуждать к повиновению и послушанию родителям. Избегайте соблазнов: лучше обрести тихое пристанище 2.18 18. Дом души - терпение 2.19 19. Удаляйтесь от мирских соблазнов, чтобы избежать скорбей. Спаситель во образе больных благодеяния приемлет 2.20 20. Господь и противными нам случаями соделывает наше спасение 2.21 21. Несение креста спасительно. Болезни не всегда за грехи, но и для искуса посылаются 2.22 22. Пока во плоти находимся, без борьбы невозможно обойтись. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти само так, как идет. Смирение - сильнейшее орудие против врага 3 Письма к Фоме Николаевичу. 3.1 23. «Всяк человек своему Господеви стоит» (Рим., 14, 4) 3.2 24. О келейном правиле: на правило берут благословение у духовника; оставление правила восполняется покаянием и смирением. Поминать ближнего - полезно. Наша совесть явно обличает нечистые дела 3.3 25. Искушенный будет спомоществовать искушаемым. Страсть пьянства попускается за гордыню, высокоумие или за нарушение совести против супружества 3.4 26. Благословение на доброе жительство в монастыре. Невидимые наши грехи Господь видимо обличает 3.5 27. Кто не нудится на отсечение своей воли, тот не имеет совершенного повиновения. «Если слепец ведет слепого, оба в яму впадут» (Мф., XV,.4) 3.6 28. Невидимо, через откровение помыслов, укрепляется ум и чувства. Если следовать совету старицы, Господь дарует познание себя самой и многих вещей

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Ведь апостолы в страхе разбежались: ученицы вси оставльше его, бежаша ( Мф.26:56 ). Когда пришли под предводительством Иуды и взяли Спасителя в Гефсиманском саду на распятие, все оставили Его. И у Креста были только – конечно, Матерь Божия, Которая никак не могла оставить Своего Сына, это невозможно представить просто, – и любимый ученик Иоанн Богослов. Также обычно на иконах снятия со Креста изображают Марию Магдалину и других женщин, о которых сегодня говорится: они зрясте, где Его полагаху ( Мк.15:47 ) . Они всё время присутствовали при Нем: и при снятии со Креста, и при погребении. И они не испугались. Тем более это удивительно, ведь женщина на Востоке всегда была довольно бесправна, она была на втором плане. Они не испугались того, что с ними могли сделать, как к ним могли отнестись. Не взирая ни на что: ни на страх смерти, ни на презренье, ни на насмешки, которые были, как мы знаем, в отношении Самого Спасителя, архиереи и воины ругахуся Ему ( Мф.27:29 ; Мк.15:31 ), – жены-мироносицы были всё время с Господом до последнего Его издыхания на Кресте и при Его погребении. И первые пришли, не испугавшись, опять же, ко Гробу, поэтому первые и получили награду – весть о Воскресении, почему и прославляет их Святая Православная Церковь. Действительно, сила любви, естественное свойство самого женского естества – это большое чувство. Невзирая ни на что, ни на какие обстоятельства – именно эта сила любви и преданности была так вознаграждена еще здесь, на земле, первой вестью о Воскресении. И они первые прославляются. Прошедшее, Фомино воскресенье так называется в память о событии, когда Господь явился Фоме, который был с апостолами, и уверил его в истине Воскресения. И воскресенье это – не то чтобы память самого апостола Фомы, там ведь не апостол Фома прославляется, а это память именно этого события, уверения Фомы. Он-то как раз сомневался, и больше других сомневался, никому не верил даже, говоря: Аще не вижу на руку Его язвы гводинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Ин.20:25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sila-ljubvi-p...

«и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» ( Мф.26:15 ); «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам» ( Мф.27:3 ). «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь [hwhy Яхве]: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах.11:12,13 ). «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» ( 1Пет.2:7,8 ). «Господа [hwhy Яхве] Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» ( Ис.8:13,14 ). «ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному» ( 1Пет.2:3,4 ). «И посмотрят они на Меня Которого они пронзили, и очень опечалятся. Они станут скорбеть и рыдать, как рыдают о смерти первенца сына» ( Зах.12:10 ), «И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие?» ( Деян.9:21 ); «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» ( 1Кор.1:2 ). «Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое» ( Ис.41:25 ); «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа [hwhy Яхве] и служили Ему единодушно» ( Соф.3:9 ). «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое (Иисуса) перед народами и царями и сынами Израилевыми» ( Деян.9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

«Буду обходить жертвенник» – по мысли Давида, приближаться к жертвеннику может лишь тот, на ком нет крови невинной 182 . Доныне иереи омывают руки перед совершением Божественной Литургии. Архиереи, которые участвовали в казни Распятого, тем отлучили себя от жертвенника. Пс.25:9             Не собери с нечестивыми душу мою                         и с мужами кровей жизнь мою… «Не собери» – глагол асаф имеет значение «собирая-забирать». Если Господь «Дух Свой и дыхание Свое на Себя соберет, то исчезнет вкупе всякая плоть» ( Иов.34:14,15 ). Тем же глаголом передается        посмертная участь человека: к какому собранию он будет сопричтен. Так, о смерти Авраама сказано: «собрался с народом своим» (традиционно переводят: «приложился к народу своему»; Быт.25:8 ). Давид просит, чтобы и после смерти Господь не отдал его на собрание с нечестивыми и убийцами («мужами кровей»); ибо «мужа кровей и коварства гнушается Господь» ( Пс.5:7 ). Св. Афанасий Великий , не читая по-еврейски, верно уловил, что речь идет о собрании иудеев на Христа: « " мужи кровей» – убийцы и богоубийцы, возопившие на Христа: «кровь Его на нас и на чадах наших» ( Мф.27:25 )». Также и в следующем стихе св. Афанасий относит – первую часть к Иуде, которому дали сребреники; вторую часть – к воинам, подкупленным, «чтобы оклеветать Христово воскресение»: Пс.25:10             …у которых в руках – [зло-]умышление,                          и десница их исполнена дара. «В руках их» – так обозначаются дела их – всякие умышленные способы злодейства (LXX: беззакония). Правая рука из схватила большую взятку, и произошло то, о чем Давид отдельно предостерегал: «они дар на неповинного приняли» (см. Пс.15 /14:5). Пс.26:2             Когда приблизятся ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою,                         противники мои и враги мои на меня, они преткнуться и падут. «Съесть плоть мою». – Враг Давида – мистический, и цели врагов таковы. Они «поедают народ мой, как едят хлеб» ( Пс.14 /13:4) – как едят «Плоть Мою». Это не только взяточники-мздоимцы и церковные паразиты; это – те, кто поедает «народ» Церкви, который и до Христа был мистическое «тело» церковное (христианская же Церковь прямо названа – «Тело Христово»; 1Кор.12:27 ). В Голгофском Псалме от лица Мессии сказано, что враги «разинули пасть» ( Пс.22 /21:14) на самое Церковь – Тело Христово, чтобы поглотить. «Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: мы поглотили» ( Плч.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Второе преображение Спасителя Христа Бога нашего – милостивое. Об этом –милостивом преображении говорит Сам Христос: приимите, ядите: сие есть тело Мое..., пийте от нея вси: сия есть кровь Моя ( Мф. 26:26–28 ). Где на земле обрящешь такую милость? – воистинну, нигде. Милостивы бывают к чадам одни матери, но не всегда: во время молоком питают, а иногда и голодом томят; иные матери, во время голода, даже закалали и поедали чад своих. А так ли творит Христос Спаситель наш? – Не так: Он Сам закалается за всех и дает Себя в снедь, говоря: приимите и ядите. Он хочет иметь нас на руках Своих, но мы сами прочь отрываем от себя руки Его. Он привлекает нас к сосцам Своим, говоря: приимите и ядите: сие есть тело Мое..., пийте от нея: сия есть кровь Моя, – хочет иметь нас во утробе Своей, говоря: ядый Мою плоть, и пияй Мой кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ); но мы ересями прогрызаем утробу Его. Видите сие милостивое преображение Спасителя Христа Бога нашего!? Приступая к сему таинству, молю вас, будем преображаться слезным покаянием от злых дел к доброделанию. Послушайте, что говорит Божественное Писание: не дадите святая псом ( Мф. 7:6 ); и Святая Церковь каждодневно вопиет: «святая святым», а не: «грешным». Но многие недостойно приступают к сему таинству. Дивлюсь, как дерзают они приступать недостойно к сему страшному таинству, к которому желают приникнуть и ангелы. Страшно было прикасаться к древнему кивоту: там было заповедано не прикасаться к святилищу, дабы не умереть ( Чис. 4:15 ). Некогда на пути иерей Озия, желая поправить кивот Господень, коснулся его, и поскольку он прикоснулся без повеления, то был поражен смертию ( 2Цар. 6:6–7 ; 1Пар. 13:9 ). Еще при том кивоте лежали жезлы – жезл Моисеев и жезл Ааронов, как бы на поражение грешников. Если же так страшно было касаться древнего кивота, то тем более, ныне страшно касаться пречестного таинства. Тот кивот был сению, а ныне – сама истина: Пречистое Тело Господне и честная Кровь Его. Дивлюсь, как Бог не положил жезла для поражения грешников, недостойно приступающих. Впрочем, и тут есть жезлы. Что это – за жезлы? Это – слова Апостольские: ядый тело Господне и пияй кровь Господню недостойне, суд себе яст и пиет, повинен будет телу и крови Господни ( 1Кор. 11:27, 29 ). Но, воистинну, много нерадящих о причащении: они презирают сахар – пречистое Тело, и снедают рожцы греховные; они презирают мед – дражайшую Кровь, а испивают греховную полынь горькую.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Господь никого не толкает на зло. Каждому из нас дана свободная воля, и разумом постигая бесчисленные милости Божии к человеку, мы обязаны исполняться любви к Своему Спасителю — Богу. Любовь — это единственное, что требует от нас Господь. Неблагодарность же — один из страшнейших человеческих пороков. Иуда — не единственный в истории человечества, проявивший предельную неблагодарность к Богу. Мы знаем фараона, который, несмотря на чудесные призывы Божии, не хотел отпустить народ израильский из египетского плена, за что погиб в водах Красного моря и сошел во ад. Такова же участь вавилонского царя Навуходоносора. Таков был и Иуда. Еще раз говорю, что Бог никого не рождает злым. Такими делаются добровольно. Таким путем и пошел Иуда Искариот. Бог никого насильно к себе не тянет, не заставляет повиноваться Себе. Только чистая любовь к Богу угодна Ему. Подчинение из страха не имеет нравственной ценности. Если бы Иуда не захотел быть тем, кем он стал, он легко мог бы остаться в числе великих Апостолов. Ведь он был свидетелем, как Иисус шел по морю Тивериадскому, как Он единым словом укротил бурю, как прикосновением руки исцелял слепорожденных, прокаженных, паралитиков и др. ( Мф.14:22-34; 15:30; 9:27-35 ; Мк.1:40-45 ). Иуда видел воскресение сына Наинской вдовы, дочери Иаира ( Мк.5:22-43 ), и чудо воскресения, пролежавшего четыре дня во гробе, разлагающегося Лазаря ( Ин. 11:1-12:11 ). Иуда был вор, говорит Евангелие ( Ин.12:6 ). Он нарушил одну из десяти заповедей Моисея. Апостол Иаков пишет, что нарушивший одну заповедь виновен в нарушении всех, так тесно они связаны между собой. Убийца виновен и в воровстве, непочитании родителей, блудных грехах и т.п. Будучи вором, Иуда соблазнился на тридцать сребреников и, забыв о милосердии к нему Господа, продал Христа. Изумляет милосердие Спасителя к Своему предателю. Когда последний готов был совершить преступление, Христос на Тайной Вечере в великий час перед страданиями не проявляет суровости, не обличает со гневом Иуду, но с глубокой печалью говорит ученикам: «…один из вас предаст Меня» ( Мф.26:21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Иисуса увели к Каиафе, а Пётр опять был спрошен: не из учеников ли Его и ты? (Ин 18:25). И он опять отрёкся. Пётр отрёкся от Иисуса Христа три раза, как Он и предсказал ему, клявшемуся в верности: истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:38). Если Господь “рече”, то так и должно произойти. Какие же основания говорить о возможности Петра “нарушить” слово Спасителя и остаться Его верным свидетелем? Господь сказал: вы рассеетесь каждый… (Ин 16:32), все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф 26:31; Мк 14:27); но апостол Иоанн остаётся. Господь попускает подобные дерзновения. Он не принуждает любить Его, и даже не осуждает некоторых “нарушений” Своих повелений ради этой же любви, предполагающей абсолютную свободу выбора. Иисус не осудил слепых, которые после того, как Он, исцелив их, строго сказал смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той (Мф 9:30–31). Когда прокажённый, сказавший Христу: если хочешь, можешь меня очистить (Мк 1:40), после прикосновения к нему Спасителя стал чист, Иисус, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город… (Мк 1:43–45; см. ткж Лк 5:12–15). Господь не осудил “дерзновение” очистившегося, как и тех, кто привёл “глухого и косноязычного”, после исцеления которого Христос повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали (Мк 7:36). Принуждаемый не может быть совершенен в любви. Каждому из Апостолов была дана возможность поступать “в силу своей немощи”, в силу совершенства своей любви к Учителю. “Дерзновение” в Божественной любви перестаёт быть противоречием; у Бога — в Его любви — всё возможно. Иоанн не клянётся “душу положить” за Иисуса, но остаётся с Ним до подножия Креста; Пётр клянётся, но делает лишь несколько шагов за Христом, до двора первосвященнического; Фома, хотя и сказал — предсказал когда-то: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16), но “рассеялся” дальше всех.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Нынешнюю ситуацию на Украине никак нельзя сравнить со старообрядческим расколом в Русском Православии. Сегодня на Украине мы наблюдаем противоположную ситуацию. Если в России петровских времен власть преследовала раскольников, то нынешние украинские " демократы " американского образца объявили если не войну, то уж точно поход против канонической Церкви. Наверное, все-таки большевистские корни нынешней особой национальной сознательности все-таки дают о себе знать. Потомки старообрядцев до сих пор сохраняют свои традиции. Как правило, они живут в отдаленных и изолированных районах. Давайте представим себе, что было бы, если бы в такие условия поставить филаретовцев или " автокефалов " . Через неделю, максимум, их группы перестали бы существовать. Почему? Потому что в них действует не дух, а целесообразность. Можно с уверенностью говорить о том, что при изменении политического курса государственной власти – здесь речь идет не о каком-то перевороте или мифическом возрождении Союза, а о обыкновенных перевыборах, – когда из украинских властных структур исчезнут носители пещерного национализма, замешанного на извращенном кодексе строителя коммунизма при активной зарубежной материальной и агентурной помощи, уйдут в небытие и пседоправославные структуры. Процесс этот будет нелегким и не быстрым, но очистительным – это точно. Русское Православие пережило нечто подобное в прошлом веке, когда рассыпалась как песчаный домик (См. Мф. 7, 26-27), созданная безбожными большевистскими властями для уничтожения Православия и ими же уничтоженная т.н. " обновленческая церковь " . Ее, кстати, тоже поддерживал Константинополь. Таким образом, приходится еще раз констатировать, что в Украинском Православии раскола нет. Есть Украинская Православная Церковь, и есть отпавшие от церковной полноты филаретовцы и есть созданная НКВД " автокефальная " структура, выжившая в эмиграции и не имевшая настоящего духовенства до вмешательства Константинопольской Патриархии. В заключение напомню слова иеромонаха Иоанна (Максимович): " ...что " врата адовы не одолеют Церкви " (Мф. 16,18), обещано лишь истинной, вселенской Церкви, а над отпавшими от нея сбываются слова: " якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете " (Ин. 15,4).

http://religare.ru/2_56613.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010