Проповеди игумена Саввы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Исцеление бесноватого отрока Мф 17:14–21 Каждый день мы слышим в храме слова псалмопевца Давида Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой (Пс 129:1), и это такое привычное речение почему-то всегда отзывается в сердце, потому что здесь сама суть молитвы и христианского упования схвачена метко и точно. Кажется, что сердце оглохло от отчаяния и совсем не осталось надежды, что Господь услышит его. Но чисто и честно молиться Богу можно только из глубины — из пропасти отчаяния, устами погибшего и потерявшего всякую надежду. Христос сходит с горы Преображения. Его облик, не утративший ещё славы фаворского света, поражает народ, стоящий у горы. Об этом изумлении народа пишет евангелист Марк (9:15). Люди собрались у горы из-за бесноватого отрока, его привёл отец, надеясь на исцеление. Но Апостолы не смогли исцелить мальчика. Отчаявшийся отец обращается к Спасителю, и Господь изгоняет беса из ребёнка. Кажется, в этом рассказе всё просто и понятно: Христос снова показал Своё могущество и исцелил болящего, как Он это делал уже не раз. Чудотворцу естественно творить чудеса. Но для нас любопытны некоторые детали повествования, которые не позволяют поставить это чудо в ряд обычных исцелений. Изгнание беса сопровождается речами Спасителя. Вот Он укоряет Своих учеников и зевак, желающих видеть чудо: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф 17:17). Затем евангелист Марк передаёт диалог между Спасителем и отцом отрока, состоявшийся перед исцелением. При виде Спасителя мальчика сотрясает злой дух, и Господь спрашивает у отца, давно ли это с ним. Отец отвечает, что с детства, и просит Христа о помощи. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9:23–24). Есть фразы, которые, будучи однажды сказанными, навсегда врезаются в память истории, и этот вопль отчаявшегося человека потрясает и через две тысячи лет. Почему на нас так действуют эти слова? Потому что они сказаны с последней честностью, на самом её пределе. Потому что в отчаянии человек по-настоящему честен перед Богом и перед собой. В отчаянии я становлюсь настоящим. Всё призрачное и лживое слетает с меня, я, может быть, впервые в жизни становлюсь самим собой.

http://pravmir.ru/propovedi-igumena-savv...

Один есть Бог и один Христос, и Церковь одна , и кафедра, основанная по слову Господа на камне, одна ( Мф.16:18 ). Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство. Кто инуду собирает, тот расточает ( Лк.11:23 ). Прелюбодейно, нечестиво, святотатственно основывать что-либо на человеческом буйстве, чтобы ниспровергнуть порядок божественный. Следуя предостережению и наставлению Господа: вожди суть слепи слепцом: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ), удаляйтесь от общения с подобными людьми и избегайте речей их, как рака и заразы ( 2Тим.2:17 ). Они препятствуют молитвам вашим, которые вы с нами денно и нощно изливаете пред Господом, чтобы умилостивить Его правосудие… Никто, возлюбленнейшие братие, да не совратит вас с пути Господня. Никто вас – христиан да не отторгнет от Евангелия Христова. Никто сынов Церкви да не похитит у Церкви. Пусть погибнут они одни, захотевшие погибнуть. Пусть пребудут вне Церкви они одни, отпадшие от Церкви… Господь предостерегает нас в Евангелии Своём, говоря: отметаете заповедь Божию, да предание ваше соблюдете ( Мк.7:9 ). Те, кои отметают заповедь Божию и стараются утвердить своё предание, да будут смело и решительно отвергнуты вами. Апостол научает нас, говоря: аще кто инако учит, и не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению Его, разгорделся… отступай от таковаго ( 1Тим.6:3–5 ). Опять он же говорит: никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сынов непокорных: не бывайте убо сопричастницы сим ( Еф.5:6–7 ). Да не будет того, чтобы вы, обольщенные пустыми словами, сделались участниками в их нечестии. Прошу вас, удаляйтесь от таковых, бегайте волков, которые отлучают овец от пастыря. Избегайте ядовитых речей диавола, который от начала мира был всегда лукав и лжив: он лжет, чтобы обольстить, – льстит, чтобы вредить, – предлагает благо, чтобы причинить зло, – обещает жизнь, чтобы умертвить, – предлагает спасение, чтобы согрешившему заградить путь ко спасению, – обещает Церковь , а действует так, что поверивший словам его вовсе погиб для Церкви. Нельзя отступать от священников Господних, потому что в Писании сказано: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати священника или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той ( Втор.17:12 ). Вишневский А.О. Грех сектантов против единства и божественного достоинства Церкви Христовой//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 5–15

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Датировка и степень сохранности «Комментарий на Евангелие от Матфея» (далее – CM) относится к позднему периоду творчества Оригена (185–253). Согласно Евсевию Кесарийскому , он был создан в царствование Филиппа Араба (244–249) наряду с трактатом «Против Цельса», «Комментарием на 12 пророков» и многочисленными гомилиями или проповедями, которые Ориген только с этого времени позволил записывать стенографистам (Hist. Eccl. 6:34–36 ). Более точная датировка, предлагаемая Жиро, издателем 10–11 книг комментария в серии Sources chrétiennes, относит СМ к 246 г. 1 В указанном месте Евсевий упоминает также, что оригеновский комментарий состоял из 25 книг. От первых 9 книг сохранились лишь незначительные фрагменты. Книги 10–17, дошедшие до нас в греческом оригинале, содержат толкование на Мф.13:36–22, 33 (причём 11 книга доходит до Мф.15:38 включительно). Сохранился также датируемый 5 или 6 в. анонимный латинский перевод (Vetus interpetatio) большой части комментария, начиная с 9 главы 12 книги и почти до конца. Он включает толкование на Мф.16:13–27, 65 2 . Таким образом, от оригинального греческого сочинения до нас дошло меньше половины. Тем не менее, наряду с сохранившейся частью «Комментария на Евангелие от Иоанна», восемь книг CM представляют собой наиболее объёмный нефрагментарный текст, по которому мы можем непосредственно судить о работе Оригена в жанре библейского комментария. 2. CM, 10–11 и оригеновская экзегеза Несмотря на то, что нередко имя Оригена ассоциируют прежде всего с рядом неортодоксальных гипотез метафизического и космологического содержания, выдвинутых им в трактате «О началах» (далее – РА), можно с полным правом утверждать, что центральное место в его деятельности занимала не философия, а библейская экзегеза. Наряду с Ипполитом Римским Ориген был одним из первых христианских авторов, начавших писать специальные сочинения, посвящённые систематической интерпретации отдельных книг Библии. Помимо подробных комментариев, в их число входили уже упоминавшиеся гомилии, стенографические записи его проповедей, а также краткие пояснительные схолии. Большинство созданных Оригеном произведений носили именно экзегетический характер 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

     Лето – время петровского поста. В 2017 г. он начинается 12 июня и заканчивается в День Петра и Павла, 12 июля. Апостолы Петр и Павел имели столь значительные заслуги перед Церковью, что их назвали первоверховными, отличая от других спутников Христа. Их объединила дата мученической кончины, которую они приняли с разницей в один год. Апостол Петр был распят вниз головой (потому что считал себя недостойным принять смерть, как его Учитель Христос), апостол Павел усечен мечом как римский гражданин. Это случилось 29 июня/12 июля, по одним источникам, в один день, по другим – с разницей ровно в год. На святых иконах апостолов изображают вместе. Страницы Священной истории сохранили нам память об их жизни и деяниях. Они были совершенно разными по происхождению, характеру, образу мыслей. Главное, что было у них общим – это беззаветная преданность Господу, Которому они посвятили свои жизни. Апостол Петр, прежде именовавшийся Симон, был, что называется, из простых, неученый, некнижный. Трудился рыбаком, имел семью: жену и двоих детей, тещу и жил до поры как все. Ко Христу его привел младший брат Андрей. Встреча с Господом поразила его. «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)», – так сказал Господь (Ин. 1:42), прозревая в скромном рыбаке будущий светоч Духа. Он и стал камнем, на котором Господь основал Свою Церковь. Обладая горячей, страстной натурой, Петр вверился Учителю и с тех пор следовал за Ним. По первому же слову Спасителя оставил свое ремесло, дом, имущество, семью. Он первый исповедовал Христа Господом: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Вскоре после первой встречи Господь Сам посетил дом Петра и исцелил его тещу от горячки (Мк. 1:29–31). Христос удостоил Петра быть свидетелем выдающихся евангельских событий: Преображения Христова на Фаворе (Мф. 17:1–9; Лк. 9:28–36), воскрешения дочери Иаира (Лк. 8:41–56), молитвенного бдения в Гефсиманском саду перед Распятием (Мф. 26:37–41). Апостол Петр был единственным защищавшим Господа от тех, кто пришел предать Учителя на страдание и смерть. Впав в искушение, он трижды отрекся от Христа, но впоследствии глубоким слезным покаянием загладил свою вину. Именно ему Спаситель доверил пасти Свое стадо овец словесных. После Вознесения Господа на небо апостол Петр посетил множество стран, пламенно и дерзновенно проповедуя Христа Воскресшего, приводя к Господу тысячи людей (Деян. 2:41; 4:4). По его слову мертвые воскресали, хромые начинали ходить, расслабленные исцелялись. Больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5:15). Верный ученик являл людям Божественную силу Духа Святого, которого Господь ниспослал людям как Утешителя до Его Второго пришествия и Страшного суда.

http://pravoslavie.ru/104270.html

Глава 6 1–15. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. – 16–21. Хождение Иисуса Христа по морю. – 22–71. Речь, сказанная Христом в Капернауме о Себе как о хлебе жизни. Ин.6:1 .  После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. «После сего». После чудесного исцеления расслабленного при Вифезде прошло уже довольно много времени. Это видно из того, что Христос находился в настоящий раз на море Галилейском, а чтобы дойти до этого моря от Иерусалима, где находился Христос, когда исцелил расслабленного, требовалось немалое время. Затем, нет сомнения, что чудеса насыщения пяти тысяч и хождения Христа по морю, описываемые здесь евангелистом Иоанном, те же самые, которые описаны у евангелистов Матфея ( Мф.14:13–34 ) и Марка ( Мк.6:30–53 ). Евангелист Лука повествует только о первом чуде ( Лк.9:10–17 ). А эти чудеса или знамения составляют у синоптиков высший пункт, которого достигла мессианская деятельность Христа в Галилее. Отсюда можно заключить, что Иоанн здесь пропускает несколько месяцев, в течение которых Христос проживал в Галилее по возвращении из Иерусалима с праздника Кущей ( Ин.5:1 ). Из Евангелий Матфея и Марка мы узнаем, что в течение этих месяцев местом Своего постоянного пребывания Христос имел Капернаум, откуда и ходил по окрестностям Галилейского моря, и что Он уже послал Своих апостолов на проповедь. Когда они вернулись из путешествия, Христос получил известие об умерщвлении Иоанна Крестителя Иродом Антипой, и так как убийца Крестителя, пребывавший в то время, вероятно, в своей столице Тивериаде, мог прийти к мысли покончить и с Иисусом и Его учениками, которые не могли, конечно, одобрить его образ действий, то Господь в это время и признал нужным на некоторое время удалиться с учениками из сферы влияния Ирода на северо-восточную сторону Галилейского моря, где начиналась тетрархия Филиппа ( Мф.14:13 ; Мк.6:31 и сл.). Море Галилейское (см. комментарии к Мф.4:18, 15:29 ), названное у Луки ( Лк.5:1 ) Геннисаретским, здесь называется еще Тивериадским, вероятно, с отношением к греческим христианам, читателям Евангелия, которым известно было имя Тивериады, столицы Ирода Антипы, названной так в честь императора Тиверия. Выражение русского перевода «в окрестности» лишнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Чин прощения на вечерне Сыропустной недели 22.02.2023 19:14:34 Согласно богослужебной традиции Русской Православной Церкви во всех монастырях и приходских храмах совершается вечерня с чином прощения. Его идейное содержание основывается на библейском нравственном императиве, побуждающем христиан взаимно прощать друг другу греховные поступки, обиды и оскорбления. Однако ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Что является критерием его «уставности», с чем следует сверять современную практику совершения и каким образом следует оценивать некоторые его детали, вызывающие в среде духовенства разномыслие, размышляет преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 2, 2023 , PDF-bepcuя ). I Молитва, пост, аскетический подвиг угодны Богу и приносят спасительную пользу человеку, если совершаются в мире, любви, милосердии и незлобии сердца. Святой пророк Исаия обличал своих соплеменников: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо… (Ис. 58:4-6). Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди неоднократно утверждал, что без мира с ближним невозможно достичь общения и примирения с Богом: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24). Тогда же Спаситель преподал собравшемуся народу молитву «Отче наш», в которой содержится прошение И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). И затем Он пояснил: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15). Этим изречением начинается евангельское чтение на Литургии недели Сыропустной (зачало 17).

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

И.Ц. Миронович Лекция 12. Прощальная беседа Христа (продолжение) Мы с вами переживаем сейчас Страстные дни. И чем ближе наступает эта Пасха Страданий, тем с большей ответственностью мы должны и вчитываться в эти тексты, ибо это последние слова Господа Иисуса во дни Его земной жизни. Хотя в Книге Деяний и говорится, что после Своего Воскресения Господь в течение 40 дней являлся ученикам Своим и говорил им о Царствии Божием (см. Деян. 1:3 ), но об этом учении ничего не говорится: общая такая фраза. А вот здесь Он ещё учит – в первую очередь, тех, на кого будет возложена обязанность по созиданию Церкви. Он её Основатель (см. Мф. 16:18 ), Он – краеугольный Камень (см. Лк. 20:17 ), а они на этом Камне будут строить здание Церкви (см. Еф. 2:20 ). И первые ряды – это будут они сами. Вот краеугольный камень – Христос, а первые ряды этого здания – это Апостолы и мужи Апостольские, и как правило, всех их кончина – мученическая. Редко кто из них дожил свою жизнь, не испытав гонений и мучений. Вот: «утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси честною Твоею кровию». Так заканчивается всенощное бдение и вечернее богослужение: Ты приобрёл, стяжал Церковь честною Своею кровию. Да, кровь, а это – семя христианское. Там, где проливается кровь, там возрождается и  Церковь . И без пролития крови не совершается ничего. Поэтому кровь, пролитая в Ветхом Завете, кровь, которую пролил Каин, она вся вопиет к небу: да взыщется с вас вся кровь, пролитая вами, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между жертвенником и храмом (см. Мф. 23:35 ; Лк. 11:50–51 ). Но вот есть голос крови Христовой. Если кровь Авеля вопиет об отмщении, то кровь Христа, перебивая её голос, вопиет об Искуплении (см. Евр. 9:14–15 ). И имеет голос более сильный, чем та кровь. Хотя придёт время мести и для этих праведников. И они по справедливости – не как мстительные люди, а таков будет Суд Божий, когда милосердие Его – безконечное милосердие – соединится со справедливостью и будет проявлен этот Суд, о котором говорится в Евангелии (см. Мф. 19;28 ). Но этот суд по существу мы вершим сами над собой. Сами над собой мы каждый день вершим суд. И вот с каким результатом придём к тому дню, то и будет Судом Божиим одновременно. Тут не нужно ходить и к семи гадалкам и кого-то спрашивать – никакого дознания, никаких адвокатов, никаких обвинителей – всё явно и обнажено пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДРЕВО ИЕССЕЕВО» [«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX в. и получила широкое распространение в христ. искусстве. Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг. Древо Иессеево. Роспись ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция. 1259 - 1265 гг. Лит. основой изображения являются тексты ВЗ и НЗ и гимнография. В Евангелиях о прав. Иосифе сказано: «...из дома Давидова» (Лк 1. 27), ангел обращается к нему: «Иосиф, сын Давидов» (Мф 1. 20). В Апокалипсисе Иисус назван «корень и потомок Давида» (Откр 22. 16), пророчество Исаии приводит ап. Павел: «...будет корень Иессеев» (Рим 15. 12). В НЗ исполняются пророчества Исаии (Ис 7. 14; 11. 1; 53) и Валаама (Числ 24. 17). Евангелист Матфей (Мф 1. 1) приводит родословие Иисуса Христа, «Сына Давидова». Раннехрист. писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов «Корень Иессеев», Деву Марию - «Лоза из Корня», а Ее Сына - «Цветок Лозы». Согласно свт. Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа. Эта тема нашла развитие в лат. гимнах: Venantius Fortunatus (Рождество Христово), в песнопениях Павла Диакона (Варнефрида) на Вознесение Богородицы, еп. Фульберта Шартрского на Рождество Богородицы, Адама Сен-Викторского и др. По мнению ряда исследователей, иконография «Д. И.» сложилась в западноевроп. искусстве ( M â le E. L " art du XII siècle en France. P., 1924). В. Н. Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевроп. искусства, напр. по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф 1. 1-16 (Codex Aureus из Лорша, 810 г.) и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции.

http://pravenc.ru/text/180450.html

Подпишитесь на наш Телеграм «Невместимый мыслитель, неуместный богослов», священник и философ, протоиерей Сергий Булгаков — один из самых ярких, противоречивых и влиятельных христианских мыслителей ХХ века. Его мысль питалась глубоким личным опытом Встречи с Христом, Который открывался ему как в радости, так и в страданиях. Книга «Чаша Грааля. Софиология страдания», вышедшая в издательстве «Никея», посвящена одному из главных аспектов богословия отца Сергия и составлена архимандритом Саввой (Мажуко). В святоотеческом толковании Божественная Евхаристия символически приводит в «воспоминание» всю  земную жизнь Христову. В ней изображается домостроительство Спасителя, вся она «есть как бы один образ единого тела царства Спасителева — образ, представляющий все его части от начала до конца во взаимном порядке и согласии» ( Николай Кавасила . Изъяснение Божественной Литургии. Т. 1). И это не есть только субъективное воспоминание, но таинственно пребывающая в памяти мира и человечества полнота земного пребывания Господа. Соевхаристические события Евангелия Подобно этому и значение «Господских» праздников, в которых тоже воспоминательно и реально переживается, как бы сызнова происходит празднуемое событие, это становится для нас некоей духовной очевидностью. Тайнодействие расширяется до пределов всей земной жизни Спасителя, и не только в воспоминании, но в силе, в соответствии особому характеру и значению каждого такого события. Особо должны быть выделены события жизни Христовой, так сказать соевхаристические. Таковыми являются особые случаи благословения евхаристических элементов, хлеба и вина, которое, хотя и не имеет силы преложения, но мистически есть некая ступень к преложению, да и находит для себя такое истолкование в соответствующих словах или действиях Господних. Сюда относятся, прежде всего, случаи чудесного умножения хлебов и насыщения ими один раз 5000 (Мф 14:13–21; Лк 9:10–17), а другой — 4000 народа (Мф 15:32–39; Мк 8:1–10). В первом случае говорится, что Господь, воззрев на небо, благословил, дал хлебы ученикам, и ученики народу (Мф 14:19; Лк 9:16; у Матфея благословение определённо относится к хлебам, у Луки — вообще хлебы и рыбы); во втором случае благословение относится отдельно  к хлебам: воздав благодарение (Мк 8:6), и отдельно к рыбам (Мк 8:7: благословив ). Это благословение не соответствует ли особому церковному чину благословения хлебов, существующему в Православной Церкви, с прямой ссылкой на это в молитве чинопоследования?

http://blog.predanie.ru/article/svyatyj-...

Приложение к главе 9 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета П.А.Юнгеров кн. 2, с. 332]. «Господь Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да бежат в горы (Мф. 24:15-16). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах (Дан. 9:25-27), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом (Дан. 9:21-27), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновенно пророчественный характер ее. Господь Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24:30=Дан. 7:13-14). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (Дан. 7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк. 14:62; Мф. 8:20; 9:6; 10:23), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения». П.А.Юнгеров кн. 2, с.323 – 324]. «Книга пророка Даниила, подобно писаниям Ездры и Неемии, написана на двух, хотя и сродных между собою, языках: еврейском и арамейском. На еврейском написаны первая глава, составляющая как бы введение ко всей книге, четыре стиха второй и последние пять глав (8–12); на арамейском: Дан. 2:4 – 7:28. Трудно выяснить причину такого двоязычия. Конечно, пророк, в юности взятый в Вавилон и обученный при дворе халдейской мудрости, свободно владел арамейским языком и мог свободно писать и говорить на обоих языках. Но это еще не ответ. У Ездры, как мы видели, на арамейском языке преимущественно излагаются иноземные царские указы и письма в подтверждение их исторической точности (1 Езд. 4:11-22; 5:6-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/431657/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010