Он исповедует Себя вечным. Кто Ты? - спросили Его однажды в храме, после прощения грешницы, фарисеи. От начала Сущий, как и говорю вам, - ответил Он им (Ин. 8, 25). Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (58), - сказал Он тем же фарисеям, которые, услышав это, схватили камни, чтобы побить Иисуса: но Он скрылся от них. И ныне прославь Меня. Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую я имел у Тебя прежде бытия мира, - молится Иисус Христос Отцу Своему (17, 5). Он, Христос, всеведущ. Как Отец знает Меня, так и я знаю Отца, - говорит Он (10, 15). - Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. II, 27). Он - вездесущ. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. (Ин. 3, 13), - говорит Иисус Христос Никодиму. Где двое или трое собраны, во имя Мое, там Я посреди их, - говорит Он ученикам (Мф. 18, 20). Может ли простой, обыкновенный человек так говорить о себе?.. Усвоение Им Себе Божественных свойств и действий Иисус Христос усвояет Себе божеские действия. Все предано Ему Отцом (Мф. II, 27), Который дал Сыну Своему власть над всякою плотью (Ин. 17, 2). Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), - говорит Он ученикам после воскресения. Он имеет власть прощать грехи и потому говорит расслабленному, спущенному через кровлю: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5). Когда же сидевшие тут книжники подумали, что власть прощать грехи имеет только один Бог, то Христос Спаситель подтверждает далее, что эту именно божескую власть и имеет Он, Сын Человеческий (6-11). Иисус, Христос имеет другую высочайшую власть - воскрешать мертвых. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5, 21). Грядет час, в онъ же вси сущии во гробех услышать глас Сына Божия; и изыдут сотворшии благая, в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда. (28-29). Неужели рационалисты, устраняющие из Евангелия все сверхъестественное, под " сущими во гробех " будут разуметь не действительных мертвецов, а каких-нибудь людей темных умственно или нравственно?..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1471...

Тело ломимое не означает просто физическое тело. На языке Священного Писания – это плоть, то есть все человеческое существование. И слова «сие творите в Мое воспоминание» означают прежде всего это преломление. Первое слово, которое употребляет Церковь , говоря о Евхаристии, – преломление. В Книге Деяний святых апостолов мы читаем о первых христианах, о том, что они пребывали в учении апостолов, в послушании и в преломлении хлеба. И в другом месте: «Они преломляли хлеб по домам». А в Евангелии от Луки сказано, что апостолы узнали Христа в преломлении хлеба. И есть еще слово апостольское, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. «Всякий раз, – говорит апостол Павел, – когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Мы не сомневаемся, что апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, – смерть. Тайная Вечеря – это жертвенное приношение Господа на Кресте, которое Он предлагает Своим ученикам, совершенное явление Его любви к нам, наше спасение. Господь до конца возлюбил Своих учеников, как мы читаем в Евангелии от Иоанна. Христос совершает Пасху вместе со Своими учениками, ту Пасху, которую Он совершит, когда Сам станет Пасхальным Агнцем в Великую Пятницу. И нам открывается, что и в умовении ног, и в Евхаристии – свидетельство одной и той же любви Господа, отдающего Свою жизнь за нас. Возрадуемся о даре Христовом, приносимом Им сегодня Своей Церкви. Но не будем забывать, что Великий Четверг уготовляет Великую Пятницу – с тем чтобы и мы могли праздновать Пасху Христову не только в полноте радости, но и в полноте ответственности, которой требует Пасхальная тайна. Великая Пятница Утреня Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин, 46 зач., 13, 31 – 178, 1. 2-е. Ин, 58 зач., 18, 1–28. 3-е. Мф, 109 зач., 26, 57–75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 – 19, 16. 5-е. Мф, 111 зач., 27, 3–32. 6-е. Мк, 67 зач., 15, 16–32. 7-е. Мф, 113 зач., 27, 33–54. 8-е. Лк, 111 зач., 23, 32–49. 9-е. Ин, 61 зач., 19, 25–37. 10-е. Мк, 69 зач., 15, 43–47. 11-е. Ин, 62 зач., 19, 38–42. 12-е. Мф, 114 зач., 27, 62–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

418.  Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их (Мф. 23. 26). 419.  Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430.  Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431.  Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439.  Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440.  …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446.  Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

„Спасение близко“, „делайте правду“, говорит Исаия. „Покайтесь, приблизилось царство небесное“ ( Мф. 3:2 ), вещал Иоанн Креститель на Иордани. „Ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей“, говорил Исаия. „Благодать же и истина Иисусом Христом бысть“ ( Ин. 1:17 ). Мы выше видели ( Ис. 55:8 ), что Господь глаголал „Мои мысли не ваши мысли“.... Поэтому, хотя человек мог и должен был стремиться исполнить правду, изложенную ему в законе, но достигнуть исполнения правды этой совершенно, по мысли Творца, он не мог, пока не пришел руководитель его Сам Бог во плоти: это и было „откровение правды Господней“, о котором говорит пророчество. И это откровение правды, начиная с первого появления Господа и нагорной проповеди, проходит священною, ярко светящеюся полосою в каждом слове и действии Спасителя 1702 даже до последней минуты жизни, кончившейся в мучениях на кресте „для искупления многих“ ( Мф. 20:28 ; Ин. 15:13 ). В Нем и в Нем одном было откровение правды Господней, и только, взирая на Него непрестанно можно хоть отчасти исполнить правду Божию „по мыслям Его“. Но и затем остается еще великий греховный долг, который мы молим простить нам ради милосердия Его и совершенного Им искупления, ради вкушенной Им за нас смерти и Его славного воскресения. 2 . Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. Блажен тот, кто искренно ищет правды: блажен тот „который не ходит на совет нечестивых.... но в законе Господа воля его“. ( Пс. 1:1–2 ). Блажен человек, если „воля его“- главнейшее нравственное начало человека – хочет нелицемерно исполнить волю Божию. Что значит хранить субботу от осквернения? На это преподан один вечный ответ Господом нашим: „в субботы творить добро“ ( Лк. 12:12 ). Но даже и у ветхозаветного Евангелиста в гл. 58 (ст. 3–6) уже указано, что такое настоящий пост; „разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу.... раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом, увидишь нагого – одень его“ и далее о субботе в ст. 13 той же главы: „Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих.... и почтишь субботу тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами и угождать твоей прихоти.... то будешь иметь радость в Господе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Новом Завете говорится: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей ( Ин.20:30 ). Следовательно, у нас нет оснований жестко ограничиваться только каноническими текстами. Кстати, святой Ириней Лионский (ок. 130 – ок. 202) утверждает, что воскрешенные Иисусом дети жили в течение долгих лет. В апокрифах описывается чудо, связанное с плотницким делом. Иосиф подчеркнуто изображается неумелым плотником, но, когда у него чтото не получалось, Иисус чудесным образом исправлял его ошибки. Иудеи недоумевали: Как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ). Апокрифы рассказывают о трех попытках учить Иисуса, из которых, впрочем, ничего не вышло. Подчеркивается Божественное разумение Иисуса; все Его учителя сталкивались с совершенно необычным Отроком, и все их старания оказались тщетными. Братья Иисуса одновременно оберегали и боялись Его. В Евангелии от Луки, напротив, говорится о том, что жителям Назарета Иисус представлялся обычным молодым человеком: Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? ( Мк.6:3 ). Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда ( Мф.13:55 ), - спрашивали они друг друга, увидев пришедшего в город Иисуса. Потомуто и сказано, что Господь не совершил там многих чудес по неверию их ( Мф.13:58 ). Совершенно очевидно: свидетельства евангелистов противоречат апокрифическим сказаниям. К тому же, если бы Христос действительно совершил множество чудес в отроческие годы, то реакция иудеев на последующие события оказалась бы совершенно иной. Все это дает нам весьма веские основания еще раз усомниться в сообщениях о чудесах, которые Иисус якобы совершал в детстве, тем более что они не укладываются в рамки общепринятых представлений о Спасителе. В «Евангелии младенчества» подробно рассказывается о волхвах и о том, что в виде звезды явился Ангел Божий. Позже некоторые святые отцы тоже будут склоняться к тому, что Вифлеемская звезда могла быть Ангелом. Так полагали, например, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский (1055–1107). Одни богословы говорили, что это – специально сотворенная звезда, другие – что звезда была обычной, но вела себя совершенно чудесным образом.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

В субботу Господь вошел в Назаретскую синагогу, где уже собрались жители городка. Начальник синагоги разрешил Иисусу прочитать что-нибудь из пророческих книг. Христос встал на возвышенное место, развернул свиток пророка Исайи и прочитал пророчество о приходе Мессии: « Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное » (Лк.4:18). Окончив чтение, Господь свернул священный свиток, сел на место учителя (раввина) и сказал народу, что предсказанное Исайей уже исполнилось и время прихода Мессии уже настало. Жители Назарета слышали о чудесах, которые совершил Иисус, поэтому поняли, что Он говорит о Себе как о Мессии. Но вместо радости присутствующих в синагоге охватила злость. Слишком живы были чисто бытовые воспоминания о Нем. Многие из них знали Иисуса еще мальчиком, знали, что Он плотник, неоднократно принимавший их нехитрые заказы. Естественно их недоумение: « Откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?.. И соблазнялись о Нем » (Мф.13:54–57). Господь, видя неверие жителей Назарета, обличил их за это и сказал, что язычники по вере часто бывают достойнее богоизбранного народа. Озлобление против Христа дошло до того, что фарисеи схватили Его, повлекли на высокую гору и хотели убить, но Господь прошел сквозь разъяренную толпу невредимым, так как еще не настало время Его страданий. Покидая Свой родной город, Христос сказал: « Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем. ..» (Мф.13:58). Господь не совершил ни одного чуда в этом городе из-за неверия жителей. Надо отметить, что впоследствии Христос, укоряя иные города за то, что они не поверили и не покаялись, не включил в их число родного Назарета. Христос, удивлялся неверию (Мк.6:6), но понимал особо трудное положение Своих сограждан, не сумевших в Сыне человеческом увидеть Сына Божьего.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:51, 53—55).    Не менее очевидно Господь Иисус являет Себя как единую Личность и тогда, когда перед Иудеями нарицает Себя и Сыном Божиим, и Сыном Человеческим; как Сын Божий Он существует вечно и безначально, а как Сын Человеческий — подвержен человеческому страданию и смерти (Ин.8:23, 25, 28, 35, 40, 42, 58); как Сын Божий Он — безгрешность и истина, освобождающая от греха и смерти (Ин.8:46, 32—36, 24), а как Сын Человеческий — находится в опасности быть убитым (Ин.8:40, 59; ср.: Ин.10:32—33; Мф.16:16—23). Когда на Тайной вечери непостижимый и загадочный Спаситель сказует ученикам тайну Своей единой, неделимой, неизменной Личности, то говорит: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин.16:28). Каким по существу и Личности (Лицу) пришел Спаситель от Отца в мир, таким и возвращается Он к Отцу, сочетав с Собою и совершенное человеческое естество в нераздельное единство Своей Личности. Таким и ушел Он из сего мира, таким и остался навсегда: неделимым, неизменным, одним и единственным Господом нашим Иисусом Христом (ср. Деян.1:11, 7:55; Евр.13:8).    Просвещенные Духом Апостолы единодушны в чувстве, сознании и исповедании того, что Иисус Христос — одна-единственная Личность, нераздельная и непреложная. Никогда, нигде и ни в чем не делят они Господа Иисуса на два существа, или на две личности, или на Иисуса-человека и на Иисуса-Бога. Один [и Тот же] Иисус и пострадал, и воскрес; а не то, что-де один Иисус умер, а другой воскрес. Всё свидетельство святых Апостолов сводится именно к утверждению о том, что это — одно и То же Лицо: ««Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели»» (Деян.2:32; ср.: Деян.2:22—24, 3:13—16, 5:30—32). Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Слово — стала плотью (Ин.1:14; ср.: Мф.16:16), оставаясь во всем Себе тождественной, неизменной и вечной Ипостасью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда Иисус Христос шел оттуда; двое слепых, идучи за Ним, кричали: «сжалься над нами, Сын Давидов! и, когда Он пришел в дом; они приступили к Нему. Тогда Он говорит им: – «а вы верите, что Я могу исцелить вас?» – Они говорят: «верим, Господи!» Тогда Он, прикоснувшись к глазам их, сказал им: – «по вере вашей пускай и будет вам!» – И глаза их отверзлись. И строго запретил им: – «смотрите, чтобы никто не узнал». – Но они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той. При выходе же их, привели к Нему человека немого, бесноватого. Иисус Христос изгнал беса: и немой стал говорить. Народ, в удивлении, говорил: «никогда этого не видано в Израиле!» Но Фарисеи опять говорили свое: «Он изгоняет бесов, посредством князя бесовского». 16. Соотечественники соблазняются об Иисусе (Мк. 6:1–6; Мф. 13:54–58) Пришел Он в отчизну Свою, в Назарет: пришли с Ним и ученики Его. В наступившую субботу, Он начал учить в синагоге. Соотечественники Его, слышавшие учение Его, дивились и говорили: «откуда это у Него, что это за премудрость дана Ему? и как такие чудеса делаются руками Его? Не из плотниковой ли Он семьи? не плотник ли Он Сам, Сын известной Марии, брат Иакову, и Иосии, и Симону, и Иуде? и сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?» И соблазнялись о Нем. На это Иисус Христос опять сказал им: – «нигде нет пророку меньше чести, как в отечестве своем, между сродниками, и в дому своем». И Он не находил у них никакого повода, и не имел достаточного основания к тому, чтобы облагодетельствовать их каким-либо замечательнейшим чудом, кроме того, что исцелил нескольких больных, возложением рук. И дивился их неверию. 17. Отправление двенадцати апостолов на проповедь, и наставления, им данные (Мф. 9:35–38; Мк. 6:7–13) Потом ходил Иисус Христос по разным городам и селениям Галилейским, учил в синагогах, проповедовал Евангелие о царствии, и исцелял всякого рода болезни и немощи. Вообще же, смотря на людей, Он жалел, что они изнурены пустыми заботами и оставлены в пренебрежении, на жертву начальникам различных сект, точно овцы без пастыря! Тогда говорит ученикам Своим: – «жатвы много, а жнецов мало. Умоляйте же господина жатвы, чтобы выслал жнецов на жатву свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Не таковаго поста Аз избрах , – говорит Господь через пророка Исаию, – но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис.58:6; 1, 16-17 ). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор.13:4-7 ). Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то что тогда мы услышим от Господа? Когда стоите на молитве, прощайте, если чт‘о имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ). Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а ближних наших, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим, ненавидим и смущаем злопамятством? Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею: Не таков, как прочие люди, хищницы, прелюбодеи или же как сей мытарь (ср.: Лк.18:11 ); когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина : Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего , а на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазу брата своего, не замечая бревна в своем глазу? О таких молитвенниках Господь давно уже сказал чрез Пророка: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и устами своими почитают Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня, напрасно почитают Меня (ср.: Ис.29:13 ) И Сам в Святом Евангелии Своем изрек: Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф.7:21 ). Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но – с ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним? Если вы будете прощать людям согрешения их , – говорит Господь, – то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (ср.: Мф.6:14-15 ). Что пользы от покаяния, когда некоторые падают ниц в храме, прося прощения грехов, а выйдя из храма, готовы преследовать ближних своих, устами приносят покаяние, а в сердце таят злобу и мщение? Просят прощения у Господа, не смирив своей гордости, не поправ своего самолюбия и тщеславия и не испросив прощения у оскорбленного брата своего!

http://azbyka.ru/propovedi/vremja-pokaja...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010