Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления епископ Иларион (Алфеев) " decoding="" title="" Оглавление Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания. Вера – это тайна и таинство. Почему один человек откликается на зов, а другой нет? Почему один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остается глух? Почему один, встретив Бога на своем пути, тотчас бросает все и следует за Ним, а другой отворачивается и уходит в сторону? «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною… И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна… и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за ним» ( Мф.4:18-22 ). В чем тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив все, следовать за Христом, Которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал «приходи, и следуй за Мною», не откликнулся тотчас же, но «отошел с печалью» ( Мф.19:21-22 )? Не в том ли причина, что те были нищими, а этот обладал «большим имением», те не имели ничего, кроме Бога, а у этого были «сокровища на земле»? У каждого человека есть свои сокровища на земле – будь то деньги или вещи, хорошая работа или жизненное благополучие. А Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.4:3 ). В древних списках Евангелия от Луки еще проще и прямее: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» ( Лк.6:20 ). Блаженны ощутившие, что они ничего не имеют в этой жизни, хотя бы и обладали многим, почувствовавшие, что никакое земное обретение не может заменить человеку Бога. Блаженны те, которые идут и продают все свое богатство, чтобы приобрести одну драгоценную жемчужину – веру ( Мф.13:45-46 ). Блаженны те, которые познали, что без Бога они нищие, которые возжаждали и взалкали Его всей душой, всем разумом и волей.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

   24. Ибо человек, взыскующий Бога, не успокоится до тех пор, пока Бог не услышит его. Ведь написано: «Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и» (Пс. 33:7).    25. Поэтому, если человек нищенствует ради Бога, то [Господь] скоро услышит его.    26. Ведь тебе известны [слова]: «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45—46).    27. Если кто-нибудь скажет: «Нет у меня ничего, что бы я мог продать», ответь ему: «Отрекись от желаний лукавого сердца своего, чтобы купить многоценный камень, то есть Дух Божий. Отрекись от желаний и похотей своих, чтобы мог ты приобрести себе Христа - корень всех благ, как написано: «разделю любящим мя имение, и сокровища их исполню благих» (Притч. 8:21); и еще: «Лучше есть плодити мене, паче злата и камения драга; мои же плоды лучше сребра избранна» (Притч. 8:19). Стяжай себе разум, ибо написано: «мой разум, моя же крепость» (Притч. 8:14) и: «разумный в вещех обретатель благих» (Притч. 16:20).    28. Итак, стяжай себе разум и не будь безумным, потому что «вся противна (суть) мужеви безумну» (Притч. 14:7). Ведь муж разумный получает пользу [только] от блага, а его выгода от зла состоит лишь в том, что [сей муж старается] не делать его, поскольку он - «обретатель благих» в делах своих.    29. [Муж] разумный вытягивает невод на берег; он отбирает хороших рыб, [складывая] их в сосуды свои, а худых рыб выбрасывает вон (Мф. 13:48).    30. Будь разумным в отношении к благу и невинным в отношении ко злу; [знай], что есть некоторые, которые мудры относительно зла, а относительно блага - невинны. Кто же эти мудрецы, ставшие [мудрыми] на лукавство? Они суть те, которые не видят блага и оставляют его, а зло превозносят и шествуют [по жизни всегда] вместе с ним. Поэтому всё, что ты видишь очами своими, употребляй во благо; будь невинным относительно зла, и Бог мира вскоре «сокрушит сатану под ногами» твоими (Рим. 16:20). [Помни], что «прилежит помышление человеческое на злая от юности его» (Быт. 8:21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тогда и эта несчастная решила во что бы то ни стало дотронуться до Него. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И вот, подошла она сзади в народе и прикоснулась к одежде Его... И тотчас иссяк у ней источник крови ( Мк.5:28,27,29 ). Тогда спросил Иисус Своих учеников, кто это такой, что прикоснулся к Нему, на что те ответили Ему: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? ( Лк.8:45 ). И тогда Господь произнес сии удивительные слова, глубокие и достойные высоких размышлений: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня ( Лк.8:46 ). Следовательно, лечат не Его одежды сами по себе, а сила Божия, источающаяся через них. Как та же самая Божия сила действует и врачует через иконы и крест. Это по опыту известно православным христианам. Посему, занедужив или впав в беду, прикладываются они к иконам и кресту, берут в руки любой освященный в храме предмет, напоминающий им о Христовых одеждах, а к тому же лобызают и самые стены церкви (и двери, сие последнее – в обычае у православных сербов. – Ред.) – с верой в то, что сила Господня поможет им, как помогла она той кровоточивой женщине. Был некий человек, страдавший водянкой. Привели его к Иисусу. И, прикоснувшись, исцелил Он его и отпустил ( Лк.14:4 ). Значит, стоило Ему лишь прикоснуться [к больному], как недуг отступил и вернулось здоровье. Была опять-таки некая женщина, восемнадцать лет пребывавшая в немощи. Она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус приметил ее в синагоге, перед множеством народа. И стало ему жаль ее. Подозвал ее Иисус и сказал: Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога... И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех ( Лк.13:11–13; 6:19 ). Впрочем, Целитель болящих врачует их и без прикосновения, Феодул. Слова – вот Его цельба, его лекарство. Молвит Он его – и бывает как при сотворении мира: Сказал Бог: да будет свет. И стал свет ( Быт.1:3 ). Не написано ли сие на первой странице Библии ? Человек с сухой рукой стоял в синагоге, когда вошел Иисус. В истории медицины не отмечены случаи, что кто-либо когда смог вернуть к жизни иссохшую руку человека. Иисус же, увидев его, сказал: Протяни руку твою. Повелел только словом, не касаясь [больного]. И он протянул; и стала она здорова, как другая ( Мф.12:13 ). Поразмысли, Феодул, не Тот ли это Самый, Кто в начале сказал: Да будет свет – и стал свет? Расслабленного юношу, полностью парализованного, принесли четыре человека и положили пред Иисусом. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои... И он встал... и пошел в дом свой ( Мф.9:2,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Читая Евангелие, я всегда поражаюсь, насколько часто Господь Иисус Христос говорит о Царстве Небесном и о Царстве Божием. Он никогда не разъясняет, что такое Царство Небесное и Царство Божие, но всегда приводит примеры и образы. Например, Он говорит, что Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, «которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Еще Царство Небесное «подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45-46). То есть он нашел эту жемчужину, и от радости продает все остальное, чтобы купить ее. А что он будет делать с этой жемчужиной — неизвестно. Зачем она ему нужна — никто не знает. И когда мы соприкасаемся с Богом, соприкасаемся с Церковью, для многих из нас эта встреча и является той радостью, которая внезапно входит в жизнь человека и преображает ее. Ведь когда Христос родился, ангелы пастухам сказали: «Мы возвещаем вам великую радость» (см. Лк. 2:10). И с этой радостью пастухи пришли и поклонились родившемуся Спасителю. А. Багрина: Мы проводим не только количественные опросы (с использованием формализованного инструментария (анкета, опросный бланк)), но и опросы качественные. Качественный опрос — это интервьюирование, беседа, когда собеседник может тебя удивить. С целью изучения содержательных различий между понятиями «верующий», «религиозный», мы спрашивали у людей, какие ассоциации у них вызывает слово «религиозный», какой, по их мнению, религиозный человек. На вопрос «Религиозный человек: как Вы считаете, какой он?» респонденты отвечали: «Соблюдает пост», «Ходит в церковь», «Женщины в косынках и юбках». На вопрос «Кто такой «верующий?» ответили следующее: «Это хороший человек», «Серьезный», «Добрый, честный, скорее всего», «Улыбчивый», «Приветливый», «Наверное, веселый, радостный». Таким образом, опрошенные включили в понятие «религиозный» поведенческую атрибутику, в то время как понятие «верующий» связывалось с личностными качествами.

http://patriarchia.ru/db/text/4011648.ht...

10 . Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Ср. „приготовьте путь Господу“.... ( Ис. 40:3 ) „равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего“ ( Ис. 57:14 ). „Вот Я подниму руку Мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах“ (Ис. 49ср. 11–12). Величественный восстает пред нами образ народов, идущих к счастью вечной жизни одними вратами, к Тому, который глаголал: „Аз есмь дверь“! ( Ин. 10:9 ). Но чтоб придти к Нему, надо идти не широким путем животных страстей, а тесными вратами обуздания своего я и сосредоточения всех духовных сил своих на одной цели-достижения царствия Божия, как единого блага ( Мф. 7:13–14 и Мф. 13:45–46 притча о жемчужине). Вот Господь взывает к посланным Его: равняйте дорогу, убирайте камни с пути, поднимите Мое знамя для всех народов! Пусть идут ко Мне! 11 . Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. 12 . И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом неоставленным. Ст. 11 сравни с торжественным входом Господа в Иерусалим (Мф. 21и след.) с Ис. 40:9–10 ; с Зах. 9:9 . Это событие есть начало всемирной проповеди всей земле: „грядет Спаситель твой“! И будет еще момент, когда чада Божии уже с вечною радостью встретят Спасителя и Судию своего в последний день. Он Первый и Последний, „награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним“. В ст. 12 граждане Сиона и нового Иерусалима, которые суть Христиане, составляющие Церковь Божию, называются народом святым ( 1Пет. 2:9 ), как указывало пророчество гл. LXI, 6 (см. прим.); „искупленным дорогою ценою“ ( 1Кор. 6:20 ) „кровию Агнца, закланного за нас“ ( Откр. 5:9 ), „Который и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле“ ( Откр. 5:10 ) – на земле обновленной и украшенной, на которую сходит новый святый град Иерусалим ( Откр. 21:1–2 ). К этому новому, просветленному Иерусалиму и относятся последние слова ст. 12: „тебя назовут взысканным, городом неоставленным“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного ( Мф.5:43–45 ). На стр. 53 приведен ветхозаветный закон, повелевавший евреям не мстить и не иметь злобы на сынов народа своего, но любить ближнего своего, как самого себя. Считая себя обязанными любить только сынов народа своего, и признавая людей других народов своими врагами, евреи понимали этот закон как повеление ненавидеть врагов. Ненавидели врагов и язычники и самые грешные, по понятиям евреем, люди, т.е. мытари. Христос же требовал, чтобы ученики Его были в нравственном отношении выше всех евреев и язычников, чтобы они были достойными сынами Отца своего Небесного. И как Отец их Небесный, чуждый гнева и ненависти, любит всех людей, даже злых и неправедных, – видимым доказательством чего может служить повеление Его Своему солнцу светить добрым и злым, и дождю изливаться на праведных и неправедных, – то и они, ученики Христа, желающие быть сынами Отца Небесного, должны любить всех, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих их. Только при этом условии они и могут называться сынами Отца Небесного. Показывая пример исполнения заповеди о любви к врагам, Иисус молился за распинавших Его: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). В подтверждение же того, что Бог любит всех людей, злых и добрых, праведных и неправедных, Христос сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Да, Он пришел спасти грешников и проявил к ним такую любовь, что, спасая их душу (т.е. жизнь), Свою отдал за них. Заповедав Своим ученикам такую возвышенную, чистую любовь, которая дает людям, ее проявляющим, право именоваться сынами Отца Небесного, Иисус тотчас же, для сравнения, указал им на любовь мира сего, то есть на себялюбие. От этой-то любви – корыстной, свойственной грешникам и язычникам, и предостерегал Он Своих учеников, говоря: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают мытари?... ( Мф.5:46 )

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

И еще: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим 5:8, 10). Итак, и мы должны, по примеру Его, врагов наших любить, если хотим учениками Его, то есть христианами, быть. Ибо христианин не иное что есть, как ученик Христа. 4) Кто любит не только друзей, но и врагов, тем показывает, что он есть сын Божий по благодати. Ибо такой на себе изображает нрав Небесного Отца, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), то есть всем благодетельствует по одной любви Своей, добрым и злым, «хочет, чтобы все спаслись» (1 Тим 2:4), праведные и грешные. Сколь же великое дело есть быть сыном Божиим, слово изъяснить и ум человеческий понять того не может. Итак, если кто любит друзей и врагов, тот следует Богу нравом своим, как сын отцу своему; «подражает Богу, как чадо возлюбленное» (Еф.5:1). 5) Одной христианской души свойство — врагов любить. Ибо тех, кто их любит, любят грешники, мытари и язычники. Христиане же на высшую степень любви должны восходить, то есть не только любящих любить, но и ненавидящих; не только благотворящих благодарить, но и творящих зло; не только благословляющих, но и проклинающих благословлять; не только молиться за делающих добро, но и за творящих напасть и изгоняющих (см. Мф.5:44). Итак, если кто любит только любящих его, тот не христианское дело показывает, но делает то, что и для язычников, не знающих Христа, и для великих грешников одинаково, и в том от них не отличается. Ибо истинная христиан­ская любовь «не ищет своего», но любит всякого без своей пользы (1Кор.13:5). А кто любящего себя любит, тот равное воздает, и добром за добро платит, и любит себя более, нежели ближнего. Ибо любит его потому, что тот его любит, от него добро и пользу получает, и потому пользу и корысть свою любит более, нежели ближнего; иначе, если бы пользы и корысти от него не видел, не любил бы его, — как язычники и прочие грешники поступают. Поэтому Христос и говорит: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда ? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но, как разумно-свободное существо, общение или единение с Богом человек может достигать не иначе, как путем сознательного и свободного совершенствования своих сил. Отсюда, чтобы достигнуть конечной цели своего бытия, человек должен стремиться к возможно полнейшему отображению совершенств Божиих в своей природе, – святости и вообще богоподобной жизни. В частности, одаренный разумом, подобным разуму Божию, с врожденною любовью к истине, человек обязан стремиться и приближаться по мере возможности к обладанию тою истиною, какою обладает Сам Бог; равно, имея волю, с прирожденным влечением к добру, – должен стремиться к достижению святости подобной святости Божией, а в своем сердце, – со способностью чувствовать и любить, – воспитывать любовь и вкус к тому верховному благу, каким является по природе Сам Бог . На богоуподобление, как задачу человеческой жизни, откровение указывает ясно. Сам Бог говорит людям: будьте святы, потому что Я свят ( Лев.11:45 сн. 1Пет.1:15–16 ). Будьте совершены, внушает Сын Божий, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ). Апостол свидетельствует, что Бог призвал нас из тьмы в чудный свет Свой именно для того, чтобы явились в нас совершенства Его ( 1Пет.2:9 ). И человеку внушается во всех своих делах прославлять Своего Творца возвышением в добродетели. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Апостол научает: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ; сн. 2Кор.9:12–13 ; 1Пет.4:10–11 ); едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор.10:31 ). Древние отцы церкви на такое назначение человека указывали, когда научали различать даруемый человеку с природою образ Божий от подобия Божия, составляющего задачу человеческой жизни, и вообще когда говорили, что мы созданы для того, чтобы посредством добрых дел подражать и уподобляться Богу. Указывая на уподобление Своему Первообразу как на меру духовного самоусовершения человека, откровение показывает, что для достижения такой задачи назначена не определенная мера времени, а целая вечность. Нравственное преуспеяние и самоусовершение, начинаясь в земной жизни, продолжится во всю вечность ( Мф.25:46 ; Ин.16:22 ; Откр.22:5 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

пошел и продал все, что имел, и купил ее. Мф. 13:45–46   «...За кого люди почитают Меня?..» – спросил Христос учеников. «...Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков», – ответили они. Тогда Иисус обратился лично к тем, кто в данный момент был перед Ним: «...а вы за кого почитаете Меня?» И от имени всех, кто был рядом, Петр произнес вслух главное: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (см.: Мф. 16:13–16 ). Это стало ясно, когда не разум, не человеческая мудрость и не какое-то особое знание, но Сам Бог открыл все апостолу Петру. «...Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» – таков был ответ Христа на исповедание Петра ( Мф. 16:17 ). Сын Божий ублажил Своего апостола, личность которого до конца раскрылась именно в этом исповедании. О личности апостола Павла мы узнаем из его автоапологии (см.: 2Кор. 12:1–11 ), где сказано, что ему нечем хвалиться, «разве только немощами своими». По его собственным словам, апостол был «безмерно в ранах» и «многократно при смерти». Трижды его били палками, однажды – камнями, три раза он терпел кораблекрушение, перенес «пять раз по сорок ударов без одного» и многие другие страдания и опасности (см.: 2Кор. 11:23–26 ). Однако причиненное ему зло не повредило проповеди, а напротив, способствовало ей. Апостол Павел выдержал все напасти, но хвалился не этим, а тем человеком в самом себе, «который был восхищен в рай и слышал неизреченные слова» ( 2Кор. 12:4 ). С ним это произошло уже после избрания остальных апостолов, после Воскресения и Вознесения Христа, а также многих других событий, произошедших во времена апостольской проповеди. Павла избрал Сам Христос, явившись ему на пути в Дамаск. После его обращения многое изменилось, но самыми драгоценными для новоизбранного апостола были те откровения, в которых он «восхищен был до третьего неба». Осознавая свое недостоинство и немощь, но одновременно чувствуя свою причастность к подлинному блаженству, апостол Павел как бы наблюдает себя со стороны, говоря в третьем лице о человеке, которым действительно может похвалиться. Этот человек он сам, но и одновременно некто другой, выше его и уже обретший себя перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Прежде всего, должно нам рассмотреть, как, до того, как подойти к алтарю, истинный Первосвященник пьет со Своими священниками вино, но как только Он собирается приступить к жертвеннику и войти в скинию собрания, воздерживается от вина. Думаешь ли ты, что мы можем отыскать в этом какой-то смысл? Полагаешь ли ты, что можем мы приложить ветхозаветные образы к словам и делам Нового Завета? Можем, если Слово Божие удостоит нас Своей помощью и вдохновит нас. Итак, посмотрим, как Господь наш и Спаситель – истинный Первосвященник – пьет вино со Своими учениками – истинными священниками, – прежде чем приступить к жертвеннику Божьему, но не пьет его, когда приступает. Спаситель пришел в этот мир, чтобы предать плоть Свою за грехи наши «в приношение и жертву Богу» (ср. Еф.5:2 ; Гал.1:4 ). До того, как Он принес эту жертву, Он иногда пил вино. Потому и сказано о Нем, как о человеке, «который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (ср. Мф.11:19 ). Но когда пришло время взойти на крест и приступить к жертвеннику, на котором предстояло Ему принести в жертву плоть Свою, то, «взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из нее все» ( Мф.26:27 ). Пейте вы, которые не приступаете сейчас к жертвеннику, говорит Он. Тот же, Кто подходит к нему, говорит о Себе: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от лозы сей виноградной 45 до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Если кто-то из вас сподобится услышать это чистыми ушами, пусть обратит он внимание на сокрытую здесь неизреченную тайну. Что означает сказанное: «Не буду пить от лозы сей виноградной до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего»? Прежде мы сказали, что святым было дано обещание благотворного напитка, когда говорилось: «Сколь прекрасна опьяняющая чаша Твоя» ( Пс.22:5 ). Об этом мы читаем и во многих иных местах Писания, например: «Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» ( Пс.35:9 ). В книге пророка Иеремии Господь также говорит: «И напою народ Мой» 46 ( Иер.31:14 ). И Исайя говорит: «Рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою» ( Ис.65:13 ). В Божественном Писании ты найдешь много упоминаний о подобном опьянении. Оно, без сомнения, служит веселию души и услаждению ума, как, помнится мне, в другом месте мы говорили, что одно дело упиваться ночью (ср. 1Фес.5:7 ), а другое – днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010