15. Не имамы бо архиерея, не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Сказав прежде о строгости Божией к древним непокорным Евреям, и также упомянув о Божеском величии нашего великого Первосвященника, прошедшего небеса и «седящего одесную Бога Отца», Господа Иисуса Христа, теперь утверждает в непоколебимой надежде на Него как всем доступного, и готового каждому оказывать необходимую помощь. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших». Мы имеем не такого первосвященника, каковы были первосвященники ветхозаветные, которые, как подобные нам, немощные и смертные люди, не могли оказывать людям необходимой помощи в их нуждах, – и по общему человеческому бессилию и по своей смертности: иногда и хотели бы они, но не могли, по недостатку сил; а иногда хотели бы, но смерть прекращала их деятельность. «Но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Но имеем такого первосвященника, который, хотя «прошел небеса и седит одесную Бога Отца», во славе Божией, как единородный Сын Божий и истинный Бог, всесвятый и всесовершенный, но всегда близок к нам, всегда готов сострадать нам, или являть свою милость помогать нам в нуждах наших: потому что Он воспринял в нераздельное единение с Своим Божеским Лицем наше естество человеческое, и в нем, пребывая на земле, «искушен был во всем кроме греха», нес все труды и подвиги, какие должен нести человек, и испытал все скорби и болезни, каким подвергаются смертные люди, по причине бренности человеческой своей природы. Как это понес и испытал Сын Божий? – Иисус, единородный Сын Божий, приняв наше человечество, принял на Себя и обязанности человеческие, и грехи всего рода человеческого. Так Он подчинился закону, и по закону был обрезан, как подзаконный ( Лк.2:21 ); потом принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, и принести за него жертву (ст. 22–24); наконец, быв уже двенадцатилетним отроком, он вместе с своими родителями, ходил опять в храм Иерусалимский (ст. 42–51). Как воспринявший на себя вину грехов человеческих, Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти ( Евр.5:7 ), которой добровольно подвергся, как Агнец вземляй грех мира ( Ин.1:29 ). Так молился Он, умилостивляя Отца небесного, и в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–42 ), и на кресте ( Мф.27:47 ). Иисус Христос терпел искушение и от диавола ( Мф.4:1–10 ; Лк.4:1–13 ), и от людей, как-то книжников, фарисеев и иродиан; терпел искушение от разных затруднений; терпел бедность, голод и жажду, утомление от пути, презрение и посмеяние от врагов и грубого невежества народа: но все искушения перенес и преодолел; был послушен Отцу до смерти крестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1Кор. 15, 50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Объясн. Из предшествующих и последующих слов этой же главы видно, что апостол разумеет здесь тело, «сеемое в тлении»: ст. 42, «в уничижении и немощи»: ст. 43; «тело душевное»: ст. 44, тело, созданное по образу перстного Адама, а не по образу Господа с неба: ст. 47–49. Вот какая плоть не наследует царствия Божия, вот почему настоящее наше тело должно измениться: ст. 51. Но Плоть и Кровь Господа в таинстве Евхаристии нетленны, славны, как неразрывно соединенные с Божественным животворящим Духом Христа: ст. 45. Иоан. 6, 53 , и посему уничтожать их есть безумная дерзость: Евр. 10, 29 . Евр. 7, 27 . «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». Объясн. Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная Плоть Христова: 1Кор. 10, 17; 11, 25–27 . Мф. 26, 39–42 . «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты... Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». Объясн. Здесь слово «чаша употреблено в переносном смысле, как, напр., слово «закваска»: Мф. 16, 6–7 , но этим иносказанием не отвергается понимание «чаши» в других местах в собственном смысле: Мф. 26, 28 ; 1Кор. 10, 16–17 ; Лук. 22, 17–20 ; 1Кор. 11, 23–25 . О таинстве Елеосвящения Марка 6, 12–13 . «Они (апостолы) пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Объясн. Не ясно ли отсюда, что таинство елеосвящения (или соборования) имеет для себя образец и основание в Евангелии. Было благодатное помазание и после Христа: Иак. 5, 14–15 . Замечательно и то, что помазание маслом заменяло возложение рук Христом: Мрк. 6, 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

поставлено в конце. Это значит, что Господь поставил его ниже даже грешников (пятое и шестое прошения). Вообще, мы замечаем не только “холодное” отношение Господа Иисуса Христа к диаволу, но и – как к “противнику нашему” (1 Пет. 5, 8), и “врагу” Божию (Лк. 10, 19) – даже господственное и наказывающее, со властию подчиняющее его даже людям – апостолам и верующим (Мк. 16, 17; Лк. 10, 1). И Сам Господь изгонял бесов с необычайной властью (Мр. 7, 29; Лк. 4, 5; 9, 42). И бесы трепещут Его (Иак. 2, 19), они знают, что Христос будет “мучить” их (Мф. 8, 29) и слуг его [диавола] (Откр. 14, 10); “диавол” будет “ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (Откр. 20, 10). “Бог ангелов согрешивших не пощадят, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания” (2 Петр. 2, 4. Иуд. 1, 6). И там будет “плач и скрежет зубов” (Мф. 8, 1; 13, 42, 50; 24, 15). Даже и грешникам нелюбовным и непокаявшимся скажет строго и справедливо: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную” (Мф. 25, 41, 46). Вот какой конец ожидает их! Ещё спрашивается: почему употребляется в этом прошении союз “но”? Думается, что это прошение собственно представляет вторую половину предыдущего, и тогда оно будет понятнее. Мысленно “не введи” – “не попусти” нам войти в искушения, а уж если, по праведному суду Твоему, введешь нас в них, – мы примем их: “но” тогда только избавь нас от диавола, чтобы он не воспользовался ими и не употребил их для нашей погибели. Значит, это прошение говорит нам о том, что искушения бедствиями могут быть нами обращены и во спасение. Однако избавиться нам от использования их диаволом можно только силою Божиею, но никак – не нашею силою: будут ли эти искушения от нас самих, или от мира, или непосредственно от диавола и бесов его – избавиться от них мы можем лишь Богом. Это и понятно: ведь бесы – бывшие ангелы и потому -с ильные, хитрые, злобные. С дитятей священника храма Христа

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Ис.42:6 . Я, Го­с­по­дь, при­звал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и по­ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку». Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; – здесь 2-е Сам Отрок Господень). И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея ( «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» – Втор.18:15 ) – оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, – завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». ( Ин.1:17 ). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков ( Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 ; Ис.52:13 ; Ис.53:1–2 ; Ис.50:10–11 ; Ис.59:20 ; Ис.60:1–5 ; Иер.31:31–34 ). «Во свет для язычников». Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис.2:4–5 ; Ис.9:1–7 ; Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета ( Мф.4:16 ; Лк.2:32 ; Деян.13:47 ; Деян.26:18 ; Рим.16:12 и др.) Ис.42:7 . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключе­ния и сидящих во тьме – из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.4:13–16 ). Мессия возвестит истину Божию не иудеям только, но и всем народам: Он будет в завете для народов, во свете для язычников (42:6; 49:6; сн. Лк.2:32 ), солнцем правды ( Мал.4:2 ), на закон Его (у LXX – на имя Его) будут уповать все острова или народы ( Ис.42:4; 52:10; 55:4 ). В чертах особенно выразительных раскрывается всемирное значение пророческого служения Мессии в пророчестве Исаии о явлении и возвышении горы Господней: будет в последние дни, говорит пророк, гора дома Господня (т. е. Сион, на которой построен храм Иерусалимский, будет поставлена во главу гор) будет поставлена (μφανς – будет видимою, славною, известною для всех) и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям (путям жизни, Богом указанные и к Богу ведущие) и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить (можно думать в смысле Ин.3:8 ) народы… (2:2–4; сн. Мих.4:1–5 ). По предъизображением того же пророка с явлением Мессии земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (11:9; сн. Авв.2:3, 4, 14; 3:13 ). б) О первосвященническом служении Мессии пророки предсказывали, что Мессия, как иерей необыкновенный, не по чину Ааронову, а по чину Мелхисидекову, имеет принести и жертву необыкновенную, – Самого себя, и не за грехи личные, а за грехи всего мира. Кратко это предъуказано в пророчестве Даниила: и по седминах шестидесяти двух потребится (предан будет смерти) помазание (χρσμα – вместо Χριστς; подобно сему – спасение вместо Спаситель у Ин.4:22 ; Ис.40:5 ), и суд не будет в нем, т. е. хотя и не будет в Нем никакой вины (ц.-слав.; в русском перев. – И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет). Но особенно ясно и подробно предъизобразил существо и обстоятельства служения Мессии-Первосвященника пр. Исаия, – евангелист ветхого завета (Иероним), написавший пророчество о сем как будто у креста божественного Страдальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В Богочеловеческом, апостольском Предании содержится Богочеловеческое учение и Богочеловеческое управление Церковью. И действительно, в Церкви — всё и вся от Богочеловека, от Владыки Христа, ибо она — воплощенный Бог Слово; она — Им Истина, Им «столп и утверждение Истины» (Ин.14:6, 1:17; 1Тим.3:15; Еф.4:21). И в ней — устная и письменная Библия и все святые Богочеловеческие тайны всех миров.    Вся непобедимость и [вся] всепобедность святых Апостолов — от Господа Иисуса Христа; вся их чудодейственность и всемогущество — тоже от Него (см. Мф.10:1-42). Он дает им «власть над всеми бесами» и силу «исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Лк.9:1; Мф.4:23). Превеликий Апостол благовествует: через Владыку Христа — «мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим.1:5). Апостольство святых Апостолов — это всегда «апостольство в Господе» (1Кор.9:2). Один и Тот же Господь Иисус Христос действует во всех Апостолах и через всех Апостолов (см. Гал.2:8). Двенадцать Своих учеников Господь «наименовал Апостолами», ибо всё в них — от Него (Лк.6:13). Поэтому жизнь в Церкви есть не что иное, как «постоянное пребывание в учении Апостолов» (ср.: Деян.2:42). Бессмертно благовестие и истина: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Святые Апостолы неусыпно свидетельствуют, что они «призваны к апостольству» и «посланы» (Рим.1:1; 1Кор.1:1), что они — «Апостолы, Иисуса Христа» (2Кор.1:1; 1Пет.1:1; 2Пет.1:1). Чудоносна и чудодейственна сила Владыки Христа: людское ничтожество преобразует Он во всемогущее Богочеловеческое апостольство (ср.: 2Кор.12:9-10; Флп.4:13; 1Тим.1:12; Кол.1:29). Чудесным образом призванный в апостольство Самим Господом Иисусом Христом, святой апостол Павел раскрывает благовестие: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал.1:1). Ко всем Апостолам относится следующая истина: тайна Христова открылась Духом Святым Его святым Апостолам, а через них — и всем их преемникам и последователям (ср.: Еф.3:5-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мф.14:20 .  И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; (Ср. Мк.6:42–43 ; Лк.9:17 ; Ин.6:12–13 ). Первое предложение стиха Матфея буквально сходно с Мк.6:42 ; у Лк.9:17 переставлено слово «все»: «и ели, и насытились все». Иоанн дополняет: «когда насытились, то сказал (говорит) ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Этого последнего повеления, которое косвенно свидетельствует о действительности чуда, потому что при вымысле показалось бы странным, нет у других евангелистов. Но все они согласно говорят, что кусков собрано было 12 коробов (у Марка, кроме кусков хлеба, говорится и об остатках рыбы). «Тем (т.е. умножением хлебов) чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было» (свт. Иоанн Златоуст ). На вопрос, откуда взялись эти «короба» ( κφινοι), отвечают, что они были обыкновенной принадлежностью иудеев. О них говорит даже Ювенал (Saturae, III, 14 и VI, 542: judaeis, quorum cophinus foenumque supellet). Иудеи часто пользовались ими во время путешествий. Впрочем, в настоящем случае коробов, по-видимому, было немного в сравнении с числом собравшихся. То, что в них было взято, было, вероятно, израсходовано на пути, и короба были уже пусты. Так как число коробов – 12, то, может быть, они принадлежали только апостолам. Мф.14:21 .  а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. (Ср. Мк.6:44 ; Лк.9:14 ; Ин.6:10 ). Лука и Иоанн сказали об этом раньше. У Марка просто «около пяти тысяч мужей», у Матфея – «около пяти тысяч человек» (мужей, νδρες), «кроме женщин и детей». Ориген эту речь Матфея считает «двусмысленной» ( μφβολον), потому что неизвестно, было ли при насыщении только пять тысяч мужей и не было ни одной женщины, и ни одного ребенка, или же что было пять тысяч мужей, не считая женщин и детей. Некоторые, по Оригену , так и толковали это место, что ни женщин, ни детей совсем не было при умножении пяти хлебов и двух рыб. Но если женщин и детей совсем не было, то зачем евангелисту нужно было присоединять эту прибавку? Он мог бы выразиться так же, как и другие евангелисты, которые ни о женщинах, ни о детях не упоминают. Нельзя согласиться с мнением, что у Матфея преувеличение, потому что чудо само по себе не представляется еще более великим, если среди собравшихся мужчин были еще женщины и дети. То, что последние были, Цан считает «самопонятным», потому что при таком большом числе мужчин, которые собрались преимущественно для того, чтобы получить исцеление, могли находиться и женщины, и дети. Сосчитаны были только мужчины. Женщин и детей было, вероятно, немного, и на них не обратили внимания при счете.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков – Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо допотопный патриарх Енох (наиболее распространенное мнение), о котором сказано, что он живым был взят из этого мира: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ), либо пророк Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв ( Откр.15–16 )). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их...» ( Откр.13:7 ). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста ( Дан.7:25 ) – три с половиной года. Апокалипсис называет 42 месяца ( Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Т. о., продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года – ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес.2:8 ). «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, ...оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:20–21 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 275–280; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 344–347; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 291–307. Вопрос 60. Второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскрешение мертвых, изменение живых и всеобщий Страшный Суд (Иов.19:25; Мф.19:28; Ин.5:25,28,29; Рим.8:11; 1Кор.15:12–17, 35–38, 42–44, 51–53; 2Кор.5:10; Флп.3:21; 1Фес.4:16–17; Евр.9:27). Вечность Царства Христова. Кончина мира и жизнь будущего века: мздовоздаяние грешникам и праведникам (2Пет.3:7,10,12–13; Рим. 8:19–21; 1Кор.15:24–26; Лк.12:47–48)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Чтобы не пускаться в бесплодное рассуждение по данному вопросу, мы сопоставим учение Христа апостолов и Магомета по главным и основным пунктам религиозного веро- и нравоучения. Мы ограничиваемся только основными пунктами учения потому, что подробное сопоставление учения может составить целые тома и представить собою специальный предмет для исследования. Учение Христа Апостолов и Магомета по Корану О Боге и свойствах Божиих Мы, говорить от себя Бог в Коране, возбудили в них (Назарянах, т.е. Христианах) взаимную вражду и ненависть до дня воскресения (Кор.5:17). В среду их Мы бросили вражду и ненависть до дня воскресения (Кор.5:69). Для геенны Мы сотворили великое число гениев и человеков (7:178). Кто враждует с вами, с тем и вы враждуйте так же, как он враждует с вами (2, 190 Никто не благ, как только один Бог (Мф.19:17). Он благ к неблагодарным и злым ( Лк.6:35 ). Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Отец ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7:10 ). Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов ( Иак.1:17 ). Бог не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищей и веселием сердца наши ( Деян.14:17 ). Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благости к нам во Христе Иисусе ( Еф.2:4–7 ). Бог поступает с вами, как с сынами ( Евр.12:7 ). Когда Бог захочет сделать зло каким-либо людям, то Ему нет препоны (13:12). Введу их в заблуждение, возбужу в них страсти, внушу им обрезывать уши у скота, внушу им изменять творение Божие (4:118). Бог, если захочет, обездолит вас (2:219). Бог, кого хочет, вводит в заблуждение (6, 39; 4, 90, 142; 6, 125, 14, 4; 17, 99; 35, 9; 42, 42:45). Помощь только от Бога, сильного, мудрого для того, чтобы отсечь члены у тел неверных (т.е. чтобы калечить неверных, отсекая руки, ноги, голову), низложить их, и чтобы они воротились, не достигши желаемого (3:122). Бог вдохнул душе нечестие ее и благочестие ее (91:8). Мы даем им долгую жизнь только для того, чтобы они увеличили свои беззакония; а после им томительное мучение (3:172).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Я со своей стороны почел необходимым предварить занимающихся науками, чтобы они читали Тихониеву книгу, как много способствующую к уразумению Св. Писания; но, чтобы вместе с тем, не ожидали от нее того, чего она не имеет. Ее должно читать с осторожностью не только по причине некоторых погрешностей, кои сочинитель сделал, как человек, но особенно по причине того, что он говорит в ней многое как Донатист. Покажу теперь кратко, чему учат, и что внушают эти семь правил. 45) Второе правило у Тихония о двояком теле Господа; но это правило не так следовало бы назвать, ибо то не есть на самом деле тело Господа, которое не пребудет с Господом вечно. Следовало сказать: «о теле Господа истинном и смешанном» (permixto), или о теле действительном и мнимом (simulato), или употребить другое какое выражение: ибо лицемеры не только не будут с Господом в вечности, но и теперь уже не с Ним, хотя, по-видимому, находятся в Его Церкви. Отсюда второе правило можно бы назвать еще и так: о смешанной Церкви. Сие правило требует читателя внимательного, ибо бывают случаи, когда Св. Писание говорит, по-видимому, к тем же самым лицам, к которым прежде была направлена речь, между тем, как речь обращается уже к другим, или кажется, что оно говорит об одних и тех же лицах, между тем, как говорится уже о других. Это происходит оттого, что те и другие составляют по временному смешению и участию в таинствах как бы одно тело. Сюда относятся слова из Песни Песней: «черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы» ( Песн.1, 4 ). Не говорит «Я была черна, как селения Кидарска. и красива, как завесы Соломоновы», но говорит о себе и то и другое вместе по причине временного соединения в одной и той же мреже хороших и худых рыб ( Мф.13, 48 ). (Ибо селения Кидарска относятся к Измаилу, который не будет наследником вместе с сыном свободной) ( Быт.21, 10 ; Гал.4, 30 ). В другом месте, говоря о доброй стороне: « «и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их» ( Ис.42, 16 ). Бог тут же вдруг говорит и о противной стороне, которая смешана с доброю: «Тогда обратятся вспять» ( Ис.42, 17 ). Сими словами означаются уже другие лица, а не те, что вначале. Поскольку же в настоящем состоянии и те и другие составляют одно, то и кажется, будто здесь говорится о тех же самых, о которых говорилось выше; между тем сии две части не всегда будут составлять одно. Доказательством тому служит раб, в Евангелии упоминаемый, которого господин, когда придет, рассечет и подвергнет одной участие лицемерами ( Мф.24, 51 )

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010