Тем обстоятельством, что Иуда не ожидал такого исхода своего предательства, нельзя не только оправдывать Иуду, но даже и смягчать тяжесть его преступления. Он не мог не знать об исходе своего гнусного дела. Христос об этом постоянно говорил не только ученикам, но и народу. Что же касается Иуды, то Христос с особенным вниманием и заботливостью внушал ему мысль, что за его предательством последует смерть Его, Иисуса. Мы укажем эти случаи. После исповедания Иисуса Христа «Сыном Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ) в Кесарии Филипповой Он начинает прямо и открыто говорить о Своих страданиях, смерти и воскресении, пополняя каждый раз их новыми подробностями. Так, евангелисты отмечают: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту. и в третий день воскреснуть» ( Мф. 16:21 ; Мк. 8:31 ; Лк. 9:22 ). После славного преображения Христос, сходя с горы, заявил ученикам, что «Сын Человеческий пострадает от них» (книжников), как пострадал и Иоанн Креститель ( Мф. 17:12–13 ) «… и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену» ( Мк. 9:12 ). Когда проходил Иисус с учениками через Галилею, то Он учил и говорил им, что «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет» ( Мк.9:31 ). Когда Иисус шел в Иерусалим, то «отозвав… двенадцать учеников Своих» (следовательно, в числе их был и Иуда), «сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» ( Лк. 18:31–33 ; Мф. 20:17–19 ; Мк. 10:33–34 ). Во время Пасхальной вечери, когда Иуда уже решился выдать Иисуса по предварительному условию с первосвященниками и старейшинами ( Мф. 26: 14– 16 ), Христос сказал ученикам: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» ( Лк. 22:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Но почему же не уничтожить зло сразу? Когда оно еще в зародыше? «Хочешь ли мы пойдем и немедленно выдернем все плевелы?» – сказали рабы Доброго Сеятеля. Но Он сказал: – «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы». Вот причина, почему зло еще существует в мире. На это есть воля Божия. ПРИТЧА О ЗЕРНЕ ГОРЧИЧНОМ ( Мф.13:31–32 ; Мк.4:30–33 ) «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял в поле своем, – сказал Христос. «Свое поле» – это своя душа, т.е. душа каждого человека, как самое маленькое из злаковых семян, неприметное зернышко горчицы, вырастая дает высокое и пышное растение, так и Царство Небесное, зарождаясь в душе человека, как самая для мира неприметная идея или учение, по сравнению со всеми другими «великими идеями», учениями Мира сего – заполняет все внутреннее существо человека – становится самым главным содержанием, основной сущностью его жизни и дает возможность даже посторонним людям находить около такого человека и свой покой, и духовное отдохновение: «так что птицы небесные укрываются в ветвях его». ( Мф.13:31–32 ). ПРИТЧА ЗАКВАСКЕ ( Мф. 13:33 ) Иную притчу, сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». Эта краткая притча по внешней своей форме доступна для понимания каждой хозяйке дома, каждой простой, даже неграмотной женщине. Но в чем заключается внутренний смысл этого примера? Не значит ли это, что Слово о Царствии Божием, запав в сердце человека, не только рождает в нем духовную жизнь, но и изменяет все его внутреннее бытие, и делает его другим совсем новым. Именно этот процесс внутреннего изменения похож, на то, когда закваску или дрожжи кладут в муку, чтобы приготовить тесто и испечь из него хлеб. Хотя закваски кладут мало, а муки и воды бывает много, тем не менее закваска (или дрожжи) совершенно изменяет свойства муки и воды – все превращается в тесто, годное для выпечки хлеба. И это потому, что в закваске содержится «действующее начало».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

В Свщ. Писании само место пребывания праведников после частного суда называется " раем " (Лк. 23, 43, 2 Кор. 12, 4); " Царством небесным " (Мф. 8, 11; о, 3; 5, 10); " Царством Божиим " (Мф. 6, 33, 1 Кор. 15, 50); " Домом Отца " (Ин. 14, 2); " Иерусалимом вышним " (Гал. 4, 26); " небесами " (Лк. 12, 33-34). Место нахождения праведников есть пребывание со Христом, Который сказал ученикам: " ...приду опять и возьму вас к Себе " (Ин. 14, 1-3). Разбойнику благоразумному Господь сказал: " ...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23, 43). В Первосвященнической молитве Господь говорит: " ...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою " (Ин. 17, 24). An. Павел говорит: " ...имею желание разрешиться и быть со Христом... " (Флп. 1, 23). Это состояние праведников в Свщ. Писании рассматривается как получение награды за добродетельную жизнь, например: " ...готовится мне венец правды... " (2 Тим. 4, 7-8). Так пишет ап. Павел Тимофею в предчувствии своего конца. Праведники в раю или в Царстве Божием утешаются, как, например, Лазарь из евангельской притчи. Состояние святых есть пребывание в славе (Откр. 4, 4; 6, 9-11; 7, 9). Состояние праведных есть состояние покоя или успокоения от трудов: " ...они упокоятся от трудов своих... " (Откр. 14, 13). An. Павел сравнивает этот покой с покоем Бога в 7-й день: " Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих " (Евр. 4, 10). Но покой Божий по окончании дел творения не есть состояние бездействия, потому что Бог хотя и не создает новых видов существ, тем не менее непрестанно промышляет о всем мире. Поэтому состояние праведников не есть состояние праздного ожидания и бездеятельности или некое подобие сна — это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание. О познании апостол говорит: " ...теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13, 12). О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: " ...многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном " (Мф. 8, 11). Усопшие узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение есть общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12, 22-24). 1.3.2. Состояние душ грешников после частного суда

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Добрым действиям Он всеми способами вспомоществует: любящим Бога… все содействует ко благу ( Рим.8:28 ). Но не лишены промышления Божия и люди нечестивые. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ; сн. Лк.15 гл.). От Его промыслительного ока не укрываются их злые намерения и действия. Не желая стеснять дарованной им свободы, Он допускает их злые действия, но направляет оные к благим последствиям ко спасению людей и славе Своего имени. Так, – допустив братьев Иосифа продать в Египет, этим Он приготовил в будущем средство к достижению многих, весьма благих целей ( Быт.50:20 ): допустив падение Давида и многих других святых, обратил это падение в урок и назидание для самих падших и для других, как и говорится у пр. Иеремии: Накажет тебя нечестие твое ( Иер.2:19 ). Иногда же Он разрушает злые намерения и дурные планы ( Исх.15:9–10 ; Ис.8:10 ; Пс.32:10 ), иногда останавливает или ограничивает их, как остановил, напр. беззаконие Авимелеха ( Быт.20:6 ) и ограничил злобу диавола против Иова ( Иов.1:12; 2:6 ). Но, хотя промысл Божий простирается на всех – благочестивых и нечестивых, однако люди благочестивые удостаиваются особенного попечения Божия о себе. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его… Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их ( Пс.102:13, 17–18 ). Весь псалом 90-й (Живущий под кровом Всевышнего...) служит изображением особенного покровительства Божия уповающим на Бога среди скорбей и бедствии жизни (сн. Пс.33:16–21; 91:13–16; 144:18–20 ). И. Христос верным Своим последователям обещал не только пребывание с ними во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ; сн. 18:20), теснейшее общение с Собою ( Ин.11:21, 23 ) и вообще обилие благ духовных, но и особенное содействие в удовлетворении нуждам житейским: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все (т. е. разные внешние блага) приложится вам ( Мф.6:33 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Единственная свобода Много – это очень мало по сравнению с «наибольшим», Мало – это очень много по сравнению с «наименьшим». Много свобод – это великое рабство. Свобода может быть только одна – полное отсутствие всякого рабства. 30. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» (Мф. 19:21). Настоящее Бесцветность – это и есть настоящий цвет, Беззвучие – это и есть настоящая музыка, Безграничность – это и есть настоящая граница, Безмолвие – это и есть настоящая речь. 31. «Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в [этой] жизни…» (Пс. 16:13-14). Невежды и мудрые Когда невежды говорят, знающие молчат, Когда знающие говорят, невежды молчат. Невежды расточают, мудрые хранят, Мудрые теряют, невежды приобретают. 32. «…Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Флп.3:13-14). Оставь малое, чтобы получить большее Оставив красивое, придешь к прекрасному, Оставив хорошее, придешь к превосходному, Оставив приятное, придешь к необходимому, Оставив удобное, придешь к полезному. 33. «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.» (Пс. 13:2). Напрасные раздумья Ничего не выходит, когда: Слепой обдумывает, что такое – горизонт, Глухой обдумывает, что такое – хорошая музыка, Немой обдумывает, что такое – ораторское искусство, Голодный обдумывает, что такое – царский стол. 34. «Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.» (Пс. 61:10). Суетные поиски Что сказать: Тому, кто ищет вечной молодости, Тому, кто ищет вечного здоровья, Тому, кто ищет вечного богатства, Тому, кто ищет вечного счастья? 35. «И погубил дни их в суете и лета их в смятении.» (Пс. 77:33). Неудержимое падение Может ли остановиться: Тот, кто падает в пропасть,

http://isihazm.ru/?id=115

Ис.57:12 . Я по­кажу правду твою и дела твои, – и они будут не в по­льзу тебе. Подводя итог всем историческим винам Израиля, этот стих в то же время как бы служит переходом к последующей речи пророка о помиловании Израиля. Ис.57:13–19 . С 13–19 идет мессианское пророчество о духовном Израиле, или о Церкви Христовой, в которую со временем войдут и ближние (евреи) и дальние (язычники). Ис.57:13 . Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? – всех их унесет ветер, раз­веет дунове­ние; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. Под «сборищем», о котором, как о негодном средстве самообороны и защиты, говорит здесь пророк, естественнее всего, на основании контекста, разуметь здесь тот пантеон божества, который существовал у евреев в эту эпоху религиозного синкретизма. По контрасту с целым сонмом этих пустых и ничтожных божеств, Господь один дает полное торжество всем надеющимся на Него. Ис.57:14 . И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте пре­граду с пути народа Моего. 14 ст. заключает в себе пророчественное приглашение членам новозаветной церкви всячески содействовать и обращению заблужденного Израиля, что еще яснее становится при сличении с новозаветными параллелями ( Рим.9:32–33 ; Рим.11:25 ). Ис.57:15 . Ибо так говорит Высокий и Превоз­несен­ный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушен­ными и смирен­ными духом, чтобы оживлять дух смирен­ных и оживлять сердца сокрушен­ных. В 15 ст. обращает на себя внимание целый ряд эпитетов, прилагаемых к Всевышнему и носящих черты высокого религиозно-нравственного монотеизма: «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый – имя Его.» Как бы по контрасту с этой своей абсолютной святостью и надмирной превознесенностью, Господь особенно любит смиренных и сокрушенных сердцем грешников, о чем, вообще, неоднократно говорит Библия, как Ветхого, так и Нового Завета ( Пс.33:19 ; Ис.66:2 ; Мф.11:29–30 ; Лк.4:18 ; Иак.4:16 ). Ис.57:16 . Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гне­ваться; иначе изнеможет пре­до­ Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворен­ное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.39:15: ...ищущие погибели душе моей! 37:13: ...ищущие же души моей ставят сети. То же в Пс.34:4; 53:5 и других. Поэтический и аллегорический язык Библии передает через такое понимание " души " целостное бытие человека, как живого существа. Очень часты вариации на тему смерти в терминах отделения души от тела: Иов.33:22: И душа его приближается к могиле, и жизнь его - к смерти. 33:28: Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет. Обратите внимание на то, что душа как бы " умирает " , приближается к смерти, к могиле. Это вовсе не отрицает бессмертия души. Это аллегория. В это понимание термина " душа " включается все земное бытие человека. Оттого и " душа " фактически значит " жить " , " быть живым " . Вот еще примеры: Пс.21:21: ...Избавь от меча душу мою; 30:14: ...умышляют исторгнуть душу мою; 62:10: ...ищут погибели душе моей. Этот же смысл мы встречаем и в Новом Завете: Мф.2:20: ...умерли искавшие души Младенца; Лк.12:20: ...в сию ночь душу твою возьмут у тебя; Деян.15:26: Человеками, предавшими души свои за имя Господа... Среди этих толкований встречается очень важная для Евангелия тема жертвенности, выраженная теми же словами: Мк.8:35: Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Лк.9:24: Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. То же Ин.12:25; 13:37; 15:13. Вдумаемся в эту антитезу. Если " положить " , " потерять " и " погубить " душу означает действительно утратить душу как мистическую реальность, то антитеза превращается в абсурд - " если потеряешь, то найдешь " . Но в Библии нет подобной игры словами. Указанные места можно понимать именно как смерть, т.е. там, где говорится " потерять " , " положить душу свою " , значит " пожертвовать своей жизнью " . Иными словами, если пожертвуешь своей жизнью, то приобретешь жизнь вечную в Царствии Небесном. " Приобрести душу свою " , " сберечь ее " и значит приобрести Царство Христово. И вообще, " погибель души " , " убиение души " чаще всего в Библии означает телесную смерть, разрыв души с телом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.    Видя коварство их и не зная, что они замышляют, допускает, однако, не из угождения им, а из других мудрых целей; во-первых, чтобы показать освобожденным, сколько и каких обитателей они имели, — во-вторых, чтобы и все знали, что они не могут войти даже в свиней, если Он не допустит, — в-третьих, чтобы показать, что еще большие жестокости, чем в свиньях, они производили бы, конечно, и в тех, если бы в своих мучениях они не удерживались Богом и им не запрещалось делать то, что они пожелают. Всякому, конечно, очевидно, что людей они ненавидят больше, чем неразумных тварей, так как губят неразумных тварей ради людей, стараясь погибелью их огорчить людей. В-четвертых, чтобы смерть свиней убедила всех, что бесы вышли. И обрати внимание на премудрое намерение Спасителя. Желая повредить, они сами потерпели больший вред, так как случилось вопреки их замыслам. Открылось могущество Христа, и изобличились их бессилие и лукавство. По берегу все стадо устремилось в море, т.е. чрез берег. Марк даже записал число свиней: их было около двух тысяч (Мк. 5:13). Ты понимай это и иносказательно: демоны изгоняются из людей, т.е. тех, которые руководятся разумом, и входят в свиней, т.е. в тех, которые безрассудно валяются в грязи удовольствий и сами себя ниспровергают к погибели. Мф.8:33. Пасущии же бежаша, и шедше во град, возвестиша вся. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем,…    Побежали, боясь, чтобы и их не погубили бесы, погубившие свиней их. Возвестили все, т.е. сказанное бесами и Христом, и погибель свиней. Мф.8:33. И о бесною и о том, что было с бесноватыми.    О перемене и благопристойности их. Мф.8:34. И се, весь град изыде в сретение Иисусови…, И вот, весь город вышел навстречу Иисусу;…    потому что Он шел в город. Весь град, т.е. все жители. Мф.8:34. И видевше Его, молиша, яко дабы прешел от предел их,и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.    скорбя, как сказано, о потере свиней, и испугавшись, как сказал Лука (8, 35); потому что они боялись, чтобы изгнанные бесы не сделали и по отношению к ним самим какого-нибудь зла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Обратившись к десятой главе Евангелия от Матфея, мы увидим, что Господь Своих учеников наставлял в том, как им надлежит жить, как им следует общаться с людьми, и что ожидает их в жизни. И мы видим, что Господь не пообещал им ничего хорошего. Он не сказал им, мол, вас будут ждать почет и уважение людей, ваше слово будет покорять народы, вас будут принимать и любить, чествовать и благодарить. Вместо этого Спаситель говорил им: вы будете гонимы, вас слушать не станут, любить вас не будут, «вы будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13. 13). Ну какой человек, набирая себе команду, будет давать такие обещания? Кто скажет, как Господь Петру после Своего воскресения, − «другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21. 18)? И кто бы, услышав все эти обещания, последовал за таким учителем? А эти простые галилейские рыбаки стали учениками Христовыми. Они слушали то, что Господь говорил им, и впитывали Его слова, хотя многое тогда не понимали. Мы видим, как много раз в течение евангельской истории Петр противился Иисусу Христу, прекословил Ему. Когда Господь предвозвестил, что Он должен будет умереть, Петр начал прекословить, и  Спаситель сказал: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8. 33). Когда Господь Иисус Христос был предан на распятие, Петр трижды отрекся от Него. Спаситель предсказывал это, хотя Петр говорил: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26. 33). Много других эпизодов во всех четырех Евангелиях – и от Марка, и от Матфея, и от Луки, и от Иоанна – посвящены взаимоотношениям между Иисусом Христом и Петром. Мы видим, что далеко не всегда Петр понимал то, что говорит Спаситель, и далеко не всегда он осознавал, зачем последовал за этим Человеком. Один раз он спросил Господа: «Вот мы оставили все, а что же нам будет? Мы ради Тебя все бросили». Господь ему ответил: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19. 29).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-che...

Мф.13:33 .  Дондеже вскисоша вся. ...доколе не вскисло все. Учение веры, скрытое в душах людей, не успокоится до тех пор, пока не соединит всех, которых по своему предвидению предопределила мудрость. Три меры, хотя и обозначают множество, но все-таки же они ограничены числом. Итак, велика сила проповеди: однажды вскисшее становится закваской для остальной части. Некоторые под мукою разумеют людей, а под тремя сатами, или мерами, иудеев, самарян и эллинов. Мф.13:34–35 .  Сия вся глагола Иисус в притчах народом, и без притчи ничесоже глаголаше к ним: яко да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста Моя: отрыгну сокровенная от сложения мира. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Без притчи не говорил им, разумеется в то время, потому что многое Он говорил часто и без притчи, но тогда говорил им в притчах, чтобы исполнилось сказанное Давидом ( Пс.77:2 ): «Открою уста Моя в притче и произнесу гадания из древности». В переводе Семидесяти написано: «провещаю ганания исперва»; но переводивший это Евангелие на греческий язык сказал: «отрыгну сокровенная от сложения мира», – обратив, конечно, внимание на еврейские выражения, которые обозначают и то, и другое. Так, «отрыгну» значит и «провещаю»; «гаданиями» они назвали загадки, как свидетельствует об этом Акила (который в этом месте поставил «загадки» – αινιγματα); а загадки эти – те же евангельские притчи; как загадки заключают в себе скрытую истину, так и они. «От сложения мира» значит то же – что «исперва», т.е. от начала мира. Марк сказал: «и таковыми притчами многими глаголаше им слово, якоже можаху слышати» ( Мк.4:33 ), т.е. насколько книжники и фарисеи достойны были слышать. Так как они слушали не для того, чтобы получить пользу, но чтобы клеветать на Его слова, то говорил им в притчах, чтобы и Самому исполнить Свое дело, и чтобы они, не понимая Его слов, ничего не предпринимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010