Наименование относится к ангелам , к-рые в вещественном мире исполняют определенные виды служения. Одни из них, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина , «оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» (De fide orth. II 3). «Сии умы,- пишет свт. Григорий Богослов ,- прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» (Or. 28). В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греч. и персид. царств (10. 13-21). Однако ангелы, как свидетельствует Свящ. Писание, управляли и др. царствами и народами. «И фараону ангелом, поставленным над египтянами,- читаем в «Ареопагитиках» ,- и царю Вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего» (CH IX 4). Нек-рые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский , Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что А.-х. имеет каждая христ. Церковь. «Вас печалит,- обращается свт. Василий Великий к пресвитерам Никопольской Церкви,- что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами - ангел - блюститель Церкви» (Ep. 230). Наконец, А.-х. может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Его (Господа.- М. И.) и избавляет их» (Пс 33. 8). А.-х. имели ветхозаветные праведники (Быт 48. 16). В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть «как дети» (Мф 18. 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности ангелы их всегда пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца... Небесного» (Мф 18. 10). Вера в существование А.-х. в христ. Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения ап. Петра из темницы (Деян 12. 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что ап. Петр освобожден и стоит у двери дома, и полагали, что это был А.-х. апостола (Деян 12. 15).

http://pravenc.ru/text/115106.html

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов Крещение Господне – 19 января в 2016 году Богоявление Праздник Крещения Господня , или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие). «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

С.В. Нестеров Преподобный Макарий: характер и личность Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется 137 . 1Кор.2:15 Аще... любве же не имам, ничтоже есмь. 1Кор.13:2 Приведенное в эпиграфе изречение святого апостола Павла предостерегает: не следует браться определять внутреннее достоинство угодников Божиих, ибо подражатели Христа всегда были и будут для мира знамением пререкаемым и духовная жизнь их не подлежит суду человеческому, потому что они приняли не духа мира сего, а Духа от Бога ( 1Кор.2:12 ). Архимандрит Макарий при жизни своей и являл собой одного из таких угодников Божиих: он был человеком духовным, человеком Божиим. Преподобный не был похож на обыкновенных людей, характер которых складывается под влиянием внешних событий и впечатлений, а жизнь проходит под знаком временных и случайных обстоятельств, побуждений и целей. Для него не имели большой цены внешние условия жизни, служебное и житейское положение. Не на дольний мир, не на внешние отношения и интересы были обращены его помыслы, а в глубину своей души, в мир ее высших стремлений. Не во внешнем мире, его ценностях и отношениях полагал он свое благо, свой долг и обязанности – они были для него в Боге и в собственной совести. Все свойственные миру выгоды, самолюбие, житейское преуспеяние были совершенно чужды его благочестивой и честной душе. Вера, главное содержание и смысл жизни преподобного Макария, давала направление и его характеру, и поведению, и отношению к людям. Весь жизненный путь отца Макария предстает как поиск духовного – вусердиине ослабевая, духом пламенея ( Рим.12:11 ), искал он, по заповеди Спасителя, прежде Царства Божия и правды Его ( Мф.6:33 ). В исканиях этих подвижник шел не проторенной, широкой дорогой, но узким, в евангельском смысле, путем ( Мф.7:14 ). В своих внутренних исканиях он постоянно прибегал к совету и помощи как своих духоносных наставников, так и богомудрых старцев, к которым его неизменно влекло и с которыми сводила его жизнь. Сохранилось несколько свидетельств современников о внешнем облике преподобного Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf 17. 13 неделя по Пятидесятнице. О злых, недобросовестных виноградарях (Мф. 21:33–42) «Царство Божие дано народу, приносящему плоды его». Однажды, братия и сестры, Иисус Христос рассказал искушавшим его книжникам и фарисеям следующую притчу о двух сыновьях виноградаря. Отец предложил сыновьям поработать в винограднике. Один сын ответил: не хочу, но после, раскаявшись, пошёл и стал работать. Другой сказал: иду, но, однако, не пошёл, обманув отца и не выполнив свою долю работы в винограднике. Закончив эту притчу, Христос спросил слушателей, – который из двух сыновей выполнил волю отца? Они правильно ответили: первый. Кого же в притче этой следует разуметь под сыновьями, отцом их и виноградником? Христос разъяснил: под первым, раскаявшимся сыном, следует разуметь покаявшихся блудниц и мытарей, под вторым – нераскаявшихся книжников и фарисеев, под отцом их – Отца Небесного, а под виноградником – Царство Божие. Истинно говорю вам, сказал Христос книжникам и фарисеям, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие ( Мф. 21:31 ). Ибо пришёл к вам Иоанн Креститель, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему и устремились к нему. Чтобы сильнее обличить неправоту книжников и фарисеев, их злостное противление воле Божией, Христос рассказал вслед за первой вторую притчу – о злых виноградарях, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. И здесь речь идёт о домовитом хозяине-виноградаре. Его хозяйство в полном порядке: виноградник посажен, обнесён оградой, сделано точило, построена башня для охраны. Но вот у хозяина явилась нужда отлучиться на долгое время. Чтобы не пострадало хозяйство, он передаёт его на время отъезда. По закону Моисея на пять лет ( Лев. 19:25 ) виноградарям с условием, чтобы они по снятию плодов (урожая) передавали ему через слуг его определённую часть этих плодов. Когда пришло время получить свою долю от собранного урожая, хозяин послал своих слуг к виноградарям, но они схватили их и часть побили камнями, другую часть убили. Так же они поступили и с другими слугами, посланными хозяином.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 3. Рацион Чем питались Иисус и Его ученики? Рацион их чаще всего был самым простым; основу его составляли обычные, наиболее употребительные продукты: хлеб, рыба, вода, вино. Хлеб и рыба неоднократно упоминаются в Евангелиях в качестве основной пищи учеников Иисуса: сама их профессия предполагала, что питались они в основном рыбой. На Тайной Вечере Иисус преподает ученикам хлеб и вино, и даже после Своего воскресения преломляет с ними хлеб ( Лк. 24:30 ) и разделяет трапезу, состоящую из хлеба и рыбы ( Ин. 21:13 ). Однако рацион Иисуса и Его учеников, по-видимому, не всегда ограничивался самыми простыми продуктами. Иисус принимал приглашения на обед от людей разного социального положения: об этом не однажды упоминается в Евангелиях. Мы видим Его возлежащим в доме мытаря Матфея ( Мк. 2:15 ), в доме Симона прокаженного ( Мф. 26:6–7 : Мк. 14:3 ), в доме Симона фарисея ( Лк. 7:36–40 ), в доме одного из начальников фарисейских ( Лк. 14:1 ), в доме Лазаря ( Ин. 12:1–2 ). Эти званые обеды предполагали наличие разнообразных блюд и большого количества гостей. Относительно трапезы в доме Матфея-Левия евангелист Лука прямо говорит, что хозяин сделал для Иисуса большое угощение, отмечая, что там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними ( Лк. 5:29 ). Глагол «возлежать», употребляемый в Евангелиях неоднократно в описании этих трапез, указывает на обычай, широко распространенный в греко-римском мире, принимать пищу, полулежа на специальных диванах (или подстилках), расположенных вокруг низкого обеденного стола. По Своему образу жизни Иисус сильно отличался от Иоанна Крестителя. Если тот жил в пустыне и народ приходил к нему, то Иисус Сам ходил по городам и селениям, проповедуя на улицах, в синагогах и частных домах. Если Иоанн отличался особым аскетизмом, на что евангелисты обращают специальное внимание ( Мф. 3:4 ; Мк. 1:6 ), то об Иисусе ничего подобного в Евангелиях не говорится. Сам Иисус противопоставлял Свой образ жизни образу жизни Крестителя: Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам ( Лк. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в двадцать шестую неделю (Еф.5:9–19) Дух Святой, глаголавший чрез Пророков, не токмо предрек о Иисусе Христе, но и предвозвестил законоположения Евангельского нравоучения: отчего происходит совершенное согласие Пророческих и Апостольских учений. Видим мы оное и между ныне чтенном Апостольским посланием и поучительными словесами Царе-пророка Давида. Точию Давид, поелику поя и песнословя Бога, увещания давал человекам, посему с великою краткостию произрек основания всего Евангельского нравоучения: « уклонися », рек он, « от зла и сотвори благо » ( Пс.33:15 ). Поистине же на сем основывается и утверждается Евангельское законоположение и спасение всякого верного человека, на убегании, то есть, от всякого греха и на делании всякой добродетели. Не довлеет ко спасению единого бегания греха, но нужно и делание всякой добродетели. « Уклонися от зла и сотвори благо ». Сие рек Пророк Давид. Сие самое рек и Апостол Павел: но, поелику он собственно поучал Ефесеев, а чрез них и всю вселенную, нравственным Евангельским правилам, то сперва объявив именно, какое то есть зло; завещевал, чтобы мы совершенно воздерживались от оного. « Блуд же », сказал, « и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым: и сквернословие, и буесловие или кощуны, яже не подобная » ( Еф.5:3–4 ). Потом показав поименно, какое есть благо оное, показав, то есть главные добродетели, благостыню, правду и истину, учил дивным образом отвращаться греха и творить добродетели. Толкование святых его словес объяснит содержащиеся в них небесные мысли. Вы убо, кои желаете наслаждаться душевным вашим спасением, пригвоздите слух к слышанию, а ум к уразумению оного. Еф.5:8 . Братие, якоже чада света ходите. « Чада света », сказал Он, вместо, просвещенные, как и чада естеством гнева ( Еф.2:3 ), вместо, под гневом состоящие. Подобные же выражения находим и в Евангелистах, « сынове лукаваго » 18 ( Мф.13:38 ), вместо, злые, и, « сына геенны » ( Мф.23:15 ), вместо, в геенну определенного: и « да сынове света будете » ( Ин.12:36 ), вместо, да просветитесь. Поелику же выше сказал: « бесте бо иногда тьма, ныне же свет о Господе » ( Еф.5:8 ): для того приложил: « якоже чада света ходите ». Вы были, говорит он, прежде помраченные мраком неверия и идолослужения, ныне же просветились светом веры и благодати Господа Иисуса Христа: посему ходите не яко помраченные, но яко просвещенные. Помраченный чувственным в воздухе мраком падает в стремнины и пропасти: помраченный же умственным мраком неверия впадает в беззакония и неправды. Подобно, просвещенный вещественным в воздухе светом ходит по пути своему беспреткновенно: просвещенный же умным светом благодати ходит по пути добродетели безгрешно: « Ходите убо », говорит, то есть, соделовайте, добрые дела, « якоже чада света », то есть, яко просвещенные верою и благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало ещё в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа ( Исх.13:19 ). Благочестивый царь Иудейский Осия сжёг множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар.23:18 . В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея: 4Цар.13:21 . А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего»: Прем.2:23 . Священное Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения, напр. милоть Илии пророка: 4Цар.2:14 . Кровоточивая женщина с верой прикоснулась к одежде Иисуса Христа и получила исцеление, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею: Мк.5:28–29 . Платки и полотенца апостола Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов: Деян.19:12 . Даже тень апостола Петра имела чудодейственную силу: Деян.5:15 . Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы сами тела святых апостолов? Псалмопевец Давид говорит о праведниках, что Бог хранит все кости их ( Пс.33:21 ), или «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). А так как Иисус Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова может относиться и к телам Его последователей, по словам апостола Павла: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:4:9 ). Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших: «Процветут кости их от места своего» ( Сир.49:12 ). По успении прор. Елисея, пророчествовало тело Его: Сир.48:14 , Наконец, если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным. Это подтверждается и Священным Писанием: 2Тим.1:10 ; Мф.27:52 ; Притч.10:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Беседа 30. Евангелие от Матфея, глава 9, 10–13. «О необходимости спасения не праведников, но грешников» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, мы будем рассматривать 9-ю главу с 10-го по 13-й стих. Тема сегодняшней беседы – Господь пришел спасать не праведников, но грешников. И мы прочитаем 10-й стих 9-й главы: Мф.9:10 . «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Блаженный Феофилакт пишет: «В великой радости по случаю посещения Христова, Матфей созвал мытарей – друзей своих, и Христос, для пользы их, ел вместе с ними, хотя за это и порицали Его» . Итак, Господь Иисус ищет пользы для каждого грешника. Как и сказано в Писании: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был…» ( Иез.33:11 ). Конечно, своими делами все эти мытари и грешники заслужили Божьего наказания, но Господь готов переменить гнев на милость – ведь Он и пришел в этот мир «нас ради человек и нашего ради спасения» . В настоящее время в «школьном богословии» дается очень странное определение того, что есть благодать. Под благодатью понимается некоторая «нетварная энергия», посылаемая от Бога в помощь человеку в деле его спасения и последующего обожения. Подобная «энергетическая» теория представляет Духа Святаго и благодать, происходящую от Него, как некую «силу» или «энергию», что совершенно не раскрывает значения самого термина «благодать». И более того, подобная терминология – «энергия», «энергии» – носит на себе отпечаток античной философии. Мы знаем, как подобные термины используется современными экстрасенсами и оккультистами. Они воспринимают свое общение с надмирным как выкачивание и перекачивание энергии. Конечно, святые Отцы использовали и такие определения, например: об энергиях нетварных мы можем прочитать в работах святителя Григория Паламы . Но здесь, он использует подобную терминологию для того, чтобы людям, не постигшим движение божественной любви, дать представление о благодати в категориях их мышления. Но мы не можем рассматривать благодать в отрыве от совокупности таких свойств Бога, как: милосердие, человеколюбие и любвеобильность.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава ΙV. Евангелие от Иоанна § 40. Место между книгами Нового Завета Святое Евангелие от Иоанна во всех древних списках четвероевангелия занимает последнее место, потому что написано после Евангелия Матфея, Марка и Луки. 93 § 41. Краткие сведения о жизни писателя Св. Иоанн, написавший это Евангелие, был, сын галилейского из Вифсаиды рыбаря Зеведея и Саломии, дочери св. Иосифа обручника. 94 Вместе с братом» своим Иаковом Зеведеевым, или старшим, призван в апостольство еще в цветущем возрасте ( Мф.4:21; 10:2 ) и назван сыном громовым ( Мк. 3:17 ) в ознаменование, как думают, высоты учения и трогательного красноречия. 95 В Евангелии Иоанн называется учеником егоже любяще Иисус ( Ин.13:23; 21:20 ) и вместе с Петром и Иаковом Зеведеевым был ближайшим свидетелем важнейших событий из жизни Богочеловека; присутствовал при воскресении дочери Иаира ( Мк.5:37 ); видел славу божества Иисусова на Фаворе ( Мк.14:33 ), а на Тайной Вечери возлежал на персях Богочеловека ( Ин.13:23 ). В залог и вместе в воздание особенной любви Господь, вися на кресте, поручил Иоанну, как сыну, попечение о Своей Пренепорочной Матери, что исполнял Иоанн до её кончины, последовавшей в Гефсимании, по мнению Евсевия, в пятнадцатый, по мнению Мелитона в 22, а по мнению св. Епифания в 25 году по вознесении. 96 По успении Божией Матери Иоанн оставил Иудею, избрал местопребыванием Ефест, главный город Малой Азии, выпавший ему по жребию, 97 и имел ближайшее попечение о семи малоазийских церквах: ефесской, смирнской, пергамской, фиатирской, сардийской, филадельфийской и лаодикийской, упоминаемых в Апокалипсисе ( Апок. 1:11 ). В царствование Домициана (Царств, от 81 по 96 гг. по Р. X.), по случаю гонения на христиан, азийский проконсул отправил Иоанна в Рим, около 95 года по Р. X., как главного учителя малоазийских христиан; там, по требованию судей, Иоанн бестрепетно выпил чашку яда. 98 Когда яд оказался бессилен, Домициан приказал бросить его в кипящее масло, 99 но Иоанн вышел из него цел и невредим. На месте, где совершилось это чудо, усердием древних христиан римских сооружен храм, который и поныне сохраняет свое наименование «Iohannes in oleo» и находится у так называемых Латинских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010