Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский ). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть « праведность и мир и радость во Святом Духе » ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. « Подвизайтесь , – говорит св. Симеон Новый Богослов , – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа », « Царствие Божие есть Святой Дух », – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский . Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг , обнаруживающий решимость человека жить в Боге. Спаситель уподобляет Царство Небесное: Цитаты о Царстве Божьем «Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну горчичному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф.13:44 ); драгоценной жемчужине (см.: Мф.13:45 ); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной.

http://azbyka.ru/carstvo-bozhie-nebesnoe

Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине ( Ин.5:31–33 ). Чтобы устранить, действительно, значение проповеди Крестителя, нужно допустить или взаимное между ним и Христом Спасителем соглашение, что не согласовалось бы с величайшею святостью не только Христа Спасителя, но и Крестителя Иоанна, или – недостоверность сказаний, что противоречило бы единогласному сказанию всех четырех Евангелистов и делало бы непонятным факт крещения Спасителя, который только и мыслим в связи с проповедью Крестителя об отношении между ним и крещаемым. В чем же, итак, состояла проповедь Крестителя? Первым предметом проповеди Крестителя было возвещение о приближении царства Божия. Покайтесь, взывал он, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). Говоря о приближении Царства Божия, Креститель показывал тем, что проповедь его не есть что-либо новое в сравнении с проповедью предшествовавших ему пророков, что она есть только окончательное слово этой последней. Все, что говорили пророки о Христе и о Царстве Его, о величайших благах этого Царства, о победе, не исключая самой смерти, над всеми врагами Его ( Ис.11:1–10 , Иер.31:31 . Дан.7:13–14 ) и проч., должно было вскоре, по его учению, исполниться, осуществиться. В связи с этим-то именно приближением Царства Христова и ставит он свою миссию. Он должен выровнять путь к этому Царству, или что тоже – приготовить людей к вступлению в него. Я, говорил он, глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Ин.1:23 . Мф.3:3 ). Ввиду того, что главным препятствием к наступлению Царства Христова было понятие о нем, как о царстве видимом, внешнем, политическом, с особенными правами и преимуществами чад Авраамовых, обличением такого понятия и начинает Креститель приготовление людей к Царству Божию. Порождения ехиднины! говорил он, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

„Как вам кажется? У одного человеки было два сына ( Мф.21:28 )“. Сыновьями назвал их, чтобы побудить их к предстоявшему делу. „Хорошо, – говорит, – Господи!“ Сей назвал его сыном, а он ответил Ему: Господи! Не назвал Его отцом и тем не менее не исполнил Его слова. „Кто из них исполнил волю отца своего?“ И они, справедливо рассуждая, сказали: „второй ( Мф.21:31 )“. Не сказал: который из двух, по вашему мнению, сказал: „я иду“, но: „который исполнил волю отца своего?“ „Посему мытари и блудники предварят вас в царстве небесном ( Мф.21:31 )“, потому что вы обещаете на словах, а они подвизаются (на деле). „Пришёл к вам Иоанн путём праведности ( Мф.21:32 )“, то есть, чести Господа своего он не похитил себе, но когда подумали, что он есть Христос, то ответил им, что он недостоин понести ремни у обуви Его (ср. Мф.3:4 ). Иная притча: „один человек, домохозяин, насадил себе виноградник ( Мф.21:33 )“, что тожественно с следующим (изречением): „из Египта —246— перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил её ( Пс.79:9 )“. И часто ограждал его, именно законом, – и точило устроил в нём – жертвенник, и построил в нём башню – храм и пр. „И послал слуг своих принести ему плод ( Мф.21:34 )“. Однако, ни первые, ни следующие, ни последние не получили плода от виноградарей. После сего послал сына своего, не потому чтобы он был младший из всех, но после явился Тот, Который был уже прежде, как и свидетельствует Иоанн: „но за мне придет муж, который в тоже время и прежде (меня) ( Ин.1:15 )“. Не незнал, что предшественники, коих посылал, не способны были получить плоды, но сделал это для того, чтобы не дать места жалобам упрямых людей, которые сказали бы: „посредством закона не мог упорядочить и устроить всё, что хотел?“ Итак, послал сына, дабы наложить на них молчание. Но когда увидели, что пришёл сын, то сказали: „вот наследник этого виноградника, пойдём, убьём его, и тогда наследство виноградника будет наше ( Мф.21:38 )“. Правда, сына они убили, но наследство виноградника было перенесено и отдано язычникам, как и сказал: „кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он похитил ( Мф.13:12, 25:29 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf 2. «Пророк, сильный в деле и слове» Термин «пророк» многократно встречается на страницах всех четырех Евангелий – как в повествовательной части, так и в прямой речи Иисуса. Чаще всего этот термин употребляется при ссылках евангелистов на те или иные ветхозаветные пророчества, которые сбываются в жизни и служении Иисуса. Неоднократно Иисуса называют пророком те, кто видят Его чудеса или слышат Его поучения. Наконец, Сам Иисус не однажды ссылается на ветхозаветных пророков и приводит примеры из их жизни. Кроме того, Он употребляет термин «пророк» применительно к Иоанну Крестителю ( Мф. 11:9,13–14 ) и к Самому Себе ( Мф. 13:51 ; Мк. 6:4 ; Лк. 4:24; 14:33 ). Иисус неоднократно говорил о Своей миссии как продолжении миссии пророков. В Нагорной проповеди Он утверждает, что пришел не нарушить закон и пророков, но исполнить ( Мф. 5:17 ), то есть продолжить и дополнить. О гонениях на Своих последователей Он говорит: Так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф. 5:12 ). Та же тема возникает в притчах Иисуса. В одной из притч богач, находящийся в аду, обращается к Аврааму с просьбой послать Лазаря к его оставшимся в живых братьям, чтобы предупредить о том, какая участь ждет равнодушных к чужой беде богачей. Притча о богаче и Лазаре. Икона. XVII в. Но Авраам отвечает ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Богач возражает: Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Под воскресшим из мертвых Иисус имеет в виду Самого Себя. Однако Авраам говорит: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:27–31 ). В другой Притче ( Мф. 21:33–41 ; Мк. 12:1–9 ; Лк. 20:9–16 ) Иисус повествует о том, как хозяин виноградника сначала посылает к виноградарям слуг, а затем своего сына, которого виноградари убивают: под слугами понимаются пророки, под сыном хозяина – Сын Божий. Таким образом, существует прямая связь между учением пророков и учением Иисуса. Эта связь осуществляется через Иоанна Крестителя ( Мф. 11:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На определение глубинной сути Царства Божьего направлены притчи-характеристики Иисуса Христа. Рассмотрим главные из них. «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф.13:24 ). В этой притче Царство Небесное представлено в виде человека, который сумел не уничтожить пшеницу из-за плевел. А разрешил взрастить пшеницу и сорняк. И затем велел мудро отделить пшеницу от плевел. То есть Царству Небесному присуща мудрость и дальновидность, как и главному герою этой притчи. В другой притче о Царстве Небесном Спаситель говорит так. «Царство Небесное подобно зерну горчичному» ( Мф.13:31 ). Горчичное зерно «меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:32 ). Поэтому Спаситель и уподобил в Своей притче Царство Небесное горчичному зерну. Потому что Царство Небесное может вырасти в душе человека и дать человеку, как и горчичное зерно, очень полезный плод. В третьей притче Спаситель сказал: «Царство Небесное подобно закваске» ( Мф.13:33 ). И как закваска для теста является необходимой и дающей вкус, так и Царство Небесное в душе человека является главным компонентом его существования, дающим закваску для мыслей, дел и образа жизни человека. В следующей притче о Царстве Небесном говорится так. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Иными словами, Царство Небесное сравнивается с самым ценным сокровищем, ради которого разумный человек продает все, но это сокровище обязательно приобретет. Продолжая Свое поучение о Царстве Небесном, Спаситель сказал: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:45–46 ). То есть Царство Небесное подобно умному человеку-купцу, который ради редкой жемчужины продал все, но приобрел великое сокровище. Далее Спаситель говорит: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных» ( Мф.13:47–49 ). Таким образом, Царство Небесное, как невод в море, вылавливает праведных людей и выделяет их из среды грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

9-10). «Мысль солгать Духу Святому» (Деян 5. 1-3) также была внушена Анании «отцом лжи», а предательство Иуды состоялось после того, как «диавол… вложил в сердце» его это преступное намерение (Ин 13. 2). Согласие Иуды предать Христа стало поистине сатанинским грехом, поэтому после этого сатана беспрепятственно входит в сердце предателя (Лк 22. 3). Иисус Христос прямо называет Иуду «диаволом»: «...не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Ин 6. 70). В обращенном к ап. Петру обличении: «Отойди от Меня, сатана» (Мф 16. 23) - Христос, по мнению некоторых толкователей, называет сатаной не апостола, а диавола, к-рый продолжал Его искушать и к к-рому Христос уже обращался с такими же словами (Мф 4. 10). «Он (Иисус Христос.- М. И.) взглянул на мгновение чрез Петра и увидел за ним прежнего Своего врага…» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 281). Ослепленные злобой иудеи приписывали бесоодержимость Иоанну Крестителю (Мф 11. 18; Лк 7. 33) и даже Самому Христу (Ин 8. 52; 10. 20). Однако бесноватый не может ни исцелять больных (Ин 10. 21), ни изгонять бесов (Мф 12. 24-29; Лк 11. 14-15). «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф 12. 26; ср.: Мк 3. 23-27). Иисус Христос побеждает диавола не «силой веельзевула, князя бесовского» (Мф 12. 24), а «Духом Божиим» (Мф 12. 28) - это значит, что «сильный», т. е. диавол, уже «связан» (Мф 12. 29), «осужден» (Ин 16. 11) и «изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Однако он не прекращает ожесточенной борьбы как с Христом (Ин 14. 30), так и с Его последователями. Он просит сеять апостолов, «как пшеницу» (Лк 22. 31). «Как рыкающий лев», диавол «ходит... ища кого поглотить» (1 Петр 5. 8); он имеет «державу смерти» (Евр 2. 14); христиан он «будет ввергать… в темницу» (Откр 2. 10). Апостолам, совершавшим дело евангельского благовествования, сатана чинит всяческие препятствия (1 Фес 2. 18). Поэтому, объясняет ап. Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6.

http://pravenc.ru/text/171673.html

выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

«Еще царство (небесное) подобно зерну горчичному, которое меньше всех семян ( Мф.13:31:32 )». Сие сказал о незначительном начале проповеди, как и там: «не бойся, малое стадо ( Лк.12:32 )». «А если прозябнет, то вырастает и становится деревом и бывает больше всех злаков ( Мф.13:32 )», – так как Евангелие Его воцарилось до концов земли. «Во всю землю, – говорит, – прошел звук вещания их ( Пс.18:4 )». «И прилетают птицы небесные и живут на ветвях его ( Мф.13:32 )», т. е. обремененные язычники обретают покой в вере. «При- —166— дите, – говорит, – ко Мне все обремененные ( Мф.11:28 )». Если бы Господь не родился от Девы и не произошел от Девы и если бы не пострадал, то можно было бы сравнить душу Его с птицей, которая прилетает с неба, и сказать, что вместе с нею оттуда же и явилось и тело Его. Но Господь, дабы сделать ясным и несомненным, что Он воспринял тело, сравнил душу Свою 2084 с зерном (горчичным), которое посеяно в земле и из земли заимствовало себе тело, в коем укрылась птица. Ибо Иоанн Креститель свидетельствует: «я видел Духа в телесном подобии голубя, сошедшего и опочившего на Нём ( Ин.1:32 )». 2085 Еще сравнил царство небесное с закваской ( Мф.13:33 ), которая влагается в муку, так как закваска производит то, что мука не заметно становится подобною ей. Ведь закваска не вдруг овладевает массой, но своею внутренней силой преобразует её сообразно себе; так и Евангелие Христа. Закваска в массе обозначает собой также и тело Господа (по его значению) в потомстве Адама. Еще говорит: «подобно (царство небесное) неводу, закинутому в море и собравшему рыб всякого рода ( Мф.13:47 )». Когда говорит: «всякого рода», понимай (это в смысле) всякого языка. Но после этого собирания рыб из моря, то есть, от этой земли, предстоит еще другой выбор, который страшен и трепетен. И приходят к вытащенному (на берег) неводу, дабы хорошее присоединить к —167— хорошему, а худое выбросить вон ( Мф.13:48 ). Рыбы, кои попали в невод Его, суть люди, верующие в Него. «Добрые» суть те, кои от начала пребыли в Евангелии Его; «злые» же те, коих церковь по причине неверности их изгоняет и выбрасывает из среды (своей).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Он заявил: «Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить Его... Исходящее из человека оскверняет человека» ( Мк.7:18 ), то Он этим аннулировал закон, определяющий некоторую пищу нечистой. 5) Иисус утверждал, что Он является исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии. Когда Иисус еще только начинал Свое служение, то Ему однажды предложили прочитать отрывок из Священного Писания в синагоге в городе Назарете, где Он вырос. Он выбрал место, которое ясно касается Мессии ( Ис.61:1–2 ). Прочитав это место, Он добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк.4:21 ). Иначе говоря: «Господа! Как раз в этих словах Исайя говорит обо Мне. Я именно Тот, о Ком пророчествуется!». Неудивительно, что услышавшие Его сделали попытку сбросить Его с вершины местной горы. При аресте в Гефсиманском саду Он сказал Петру и другим присутствующим, что все это происходит, «да сбудутся писания пророков» ( Мф.26:56 ). После воскресения Он сказал двум ученикам, идущим по дороге в Эммаус: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти во славу Свою?» ( Лк.24:25–26 ). 94 6) Иисус утверждал, что Он знает и предсказывает будущую историю человечества. Он пророчествовал, что иудейские власти плохо отнесутся к Нему и убьют Его ( Мк.8:31 ); что в третий день Он воскреснет из мертвых ( Мф.16:21 ); что Его Царство, подобно горчичному зерну или закваске, мало-помалу будет расти ( Мф.13:31–33 ); что Его ученики будут преследованы, как Его преследовали ( Ин.15:20 ); что Дух Святой, Утешитель, придет к ним после того, как Он вернется к Отцу ( Ин.14:28–29 ); что кровь всех предыдущих отверженных пророков придет на теперешнее поколение ( Мф.23:35 ); что Иерусалим будет разрушен войсками другого народа ( Лк.21:20 ); что там, где будет проповедано Евангелие, люди будут вспоминать женщину, которая помазала Его ноги ( Мф.26:13 ); что после смерти Он присоединится к ученикам и снова выпьет из чаши, которую Он предложил им при Последней Вечере ( Мк.14:25 ); что Иерусалим будет попираем, пока не окончатся времена язычников ( Лк.21:24 ). Короче говоря, Иисус в общих чертах предсказал духовную историю рода человеческого от Его первого пришествия до второго

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Мф.13:31–32 . Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. «Зерну горчичному» и пр.: горчичное растение, о котором здесь речь, очень отлично от того, какое известно у нас под этим названием. У нас это растение – однолетнее, не бывает велико и относится к злакам. На Востоке и в Палестине не так; там оно достигает величины довольно больших деревьев и приносит плод чрез несколько лишь лет после посадки зерна; на него влезают, как на дерева, например смоковницу, и на нем действительно могут укрываться птицы небесные. Но зерно его, из которого вырастает такое большое дерево, очень мало, так что евреи, когда хотели обозначить какую-либо малую вещь, говорили, что она, как горчичное зернышко, или с горчичное зернышко (ср. Мф.17:20 ; Мк.4:31 ; Лк.13:19,17:6 ). Сею притчею «Господь хотел показать образ распространения проповеди (евангельской). Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, впрочем как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась во всю вселенную» (Злат., ср. Феофил.). Церковь Христова, вначале малая, для мира неприметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы небесные в ветвях дерева горчичного, укрываются под сенью ее, точно то же бывает и с царством Божиим в душе каждого человека; веяние благодати Божией, вначале едва приметное для человека, при его радении более и более охватывает его душу, которая и делается потом храмом Божиим, вместилищем разнообразных добродетелей. Мф.13:33 . Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Подобно закваске: смысл притчи – тот же, что и предшествующей. «Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (апостолы) преобразите целый мир» (Злат.). Точно то же бывает и с душою каждого члена царства Христова: сила благодати невидимо, но действительно объемлет постепенно все силы его духа и освящает их. – «Которую женщина, взяв» и пр.: образы для более наглядного представления. – «В три меры»: по Августину, тремя мерами означаются три главные силы: сердце, душа и дух (ср. у Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010