27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

(Гл. IV). В Новом Завете примером поста служат: Господь наш Иисус Христос ( Мф.4:2 ; Мк.1:13 ; Лк.4:4 ), Иоанн Креститель ( Мф.3:4, 11:18 ), св. Апостолы ( Деян.13:2–3, 14:23 ), Анна пророчица ( Лк.2:36–37 ) и Корнилий сотник ( Деян.10:30 ). И после времен апостольских в церкви Христовой были бесчисленные постники в лице великих подвижников и пустынников, каковы: свв. Павел Фивейский, Антоний Великий , Евфимий, Савва, Макарий и др. (855 а –859 б ). (Гл. V). Во-вторых, необходимость и важность поста доказывается его многоразличною пользою: а) пост есть лучшее средство для обуздания плоти и верное орудие для победы над страстями: б) он располагает душу человека к молитве и Богомыслию; в) чрез пост мы служим Богу и выражаем свое почитание и благоговение к Нему; г) приносим Ему удовлетворение за наши грехи и умилостивляем Его праведный гнев на нас и д) приобретаем заслугу пред Богом и испрашиваем себе благ временных и вечных (859 б –862 а ). В-третьих, для доказательства той же мысли приводятся свидетельства святых отцев церкви. Они убеждали своих пасомых хранить пост, как установление Божие, как охрану против грехов и спасительное средство благоугождения Богу (867 аб ). По их учению, пост имеет великое значение для преспеяния в доброй жизни: он облегчает нашу молитву, отвлекает внимание от земных благ, располагает к милостыне и дает оружие против злых духов. Правда, не всякий в силах постоянно поститься, но всякий может воздерживаться от наслаждений и неумеренности в пище и питии: последняя – источник всяких грехов и страстей в человеке (862 а –863 б ; ср. 866 б ). Пост способствует умерщвлению в человеке стремлений к худым делам; он необходим для нас как одно из средств к покаянию; последнее без поста не может быть плодотворным (866 б ). 2) Второе положение, – именно то, что св. церковь Христова имеет власть определять законы о постах и обязывать своих членов к их исполнению, – доказывается свидетельствами св. Писания и постановлениями церковных соборов. (Гл. I). В Ветхом Завете жрецы и левиты имели право издавать постановления, обязательные для народа ( Втор.17:10–12 ). Даже главы семейств иногда делали завещания, которые свято соблюдались всеми последующими потомками их рода ( Иер.35:6 ). В частности – относительно постов неоднократно издавали повеления цари и старейшины Еврейского народа. Так, были установлены посты: царем Саулом ( 1Цар.14:24 ), Иосафатом ( 2Пар.20:3 ), Ездрою ( 2Ездр.8:49–50 ), Есфирью и Мардохеем ( Есф.9:30–31 ). Царь Ниневии, тронутый проповедию пророка Ионы, также объявил пост для всех своих подданных ( Ион.3:7 ). Если в Ветхом Завете вожди и руководители народа налагали на него посты и обязывали к повиновению, то тем более имеет это право св. церковь Христова (868 а –870 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

От возрастных, желающих принять крещение, требуются вера и покаяние ( Деян.8:35–38, 2:38 ); необходимо им знать главные догматы веры, раскаяться во грехах, сделанных ими до крещения, отречься от сатаны и дел его, и принять твердую и искреннюю решимость впредь жить по учению и примеру Христа Спасителя. Из свидетельства писателей церковных известно, что с самых Апостольских времен готовящиеся ко крещению отрицались от сатаны и дел его, каялись в грехах, пред крещением исповедали свою веру и имели при крещении поручителей веры, которые называются отцами и матерями восприемными или просто восприемниками. Необходимость крещения младенцев Хотя младенцы не способны к вере и покаянию, не способны и изъявить твердую решимость жить по вере Христовой, но необходимо их крестить. а) Апостолы крестили семейства и всех принадлежащих к семействам, а в числе их, конечно, были и дети ( Деян.16:32–33 ); б) Иисус Христос заповедал Апостолам крестить всех без изъятия ( Мф.28:19 ). Недостаток же в младенцах требуемого для крещения от возрастных заменяется при крещении верою родителей, восприемников их, совершителя таинства. Видим из св. писания, что ради веры родителей получали исцеление больные ( Мк.9:20 ), воскресали мертвые ( Лк.7:13 ). Св. Церковь всегда удостаивала крещения младенца, и это есть предание Апостольское, как открывается из самых древних свидетельств и из постоянной практики Церкви. Восприемники Восприемниками называются те, которые принимают крещаемых от купели, исповедуют веру и дают обеты за тех крещаемых, которые сами не могут говорить по возрасту или болезни (Карфагенский собор. Правило 45 (54–55)), обязаны наставлять их в вере и благочестии. Посему не могут быть восприемниками ни иноверные, ни малолетние, а должны быть православные и разумеющие истины веры (Кормчая книга. 2, гл. 50. Книга о должностях пресвитеров, гл. 3, п. 8). Крещение, совершаемое мирянами и православными Хотя совершители таинства крещения суть Епископы и пресвитеры, но вселенская Церковь , не желая, чтобы кто-нибудь погиб, не получив крещения, допускает, как исключение, в случае опасности для жизни крещаемого, когда нет священника, крестить диаконам (так диакон Филипп крестил многих – Деян.8:12, 13:38 ), клирикам, мирянам, даже женщинам, с непременным соблюдением правил и постановлений Церкви касательно совершения крещения. Но если крещенный мирянами останется жив, то священник, как законный совершитель таинства, довершает над крещаемым священнодействие молитвами, положенным при крещении, без погружения в воду, и помазует крещенного св. миром (Ном. 204, 205). 2) О Миропомазании

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

30-е Святого Апостола Андрея Первозванного Андрей был родом Еврей, из Вифсаиды Галилейской, рыбарь и брат Ап. Петра и первоначально ученик Иоанна Крестителя. Как только Предтеча указал на грядущего Христа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира, Андрей первый сделался учеником Иисуса Христа ( Ин.1:35–42 ), первый исповедал Его Мессиею пред старшим братом своим Симоном Петром: мы обрели Мессию, глаголемого Христа, и назван Первозванным. От ловитвы рыб на море Галилейском, Андрей призван Самим Господом в звание Апостола и, по исчислению Евангелиста Матфея, занимает между Апостолами второе место ( Мф.4:18–19; 10:2 ). В числе четырех учеников Господа Андрей удостоен был Им доверия услышать пророчество Его о будущих судьбах Церкви и мира ( Мк.13:3–5 ) и особенной близости обращения с Иисусом Христом ( Ин.12:21–22 ). В Сионской горнице, вместе с прочими учениками, Андрей утешен явлением Воскресшего и принял от Него вместе с прочими Апостолами власть вязать и решить грехи. В той же горнице сподобился сошествия Св. Духа, страдал за проповедь Евангелия в Иерусалиме от Иудеев и участвовал в соборе Апостольском, бывшем около 50 года по Р. X. ( Деян.15:28 ). Подъемля труды и болезни во благовестии Христове, Аи. Андрей обтек с проповедию своею многие страны Азии и Европы, Вифинии и Пропонтиды, Греции и Македонии, Фракии и Скифии. Для проповеди Евангелия он совершил три путешествия из Иерусалима и Иудеи, – первое в Антиохию Сирийскую, в Тиану, город Каппадокии, откуда доходил до Синопа в пределах Скифии, бывшего столицею Понта, где доселе жители указывают памятники его пребывания. Из Синопа Первозванный был в Амисии или Амасии на берегу Понта; посетил также Трапезонт, откуда отправился в Иверию, отселе в землю Парфян или в Самхетию и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи. После праздника Пятьдесятницы св. Ап. Андрей предпринял второе свое странствование для проповеди Евангелия и устроения церквей. Из Иерусалима он опять прибыл в Антиохию Сирийскую, в Ефес, в Лаодикию, в Одисс, город Мисии, в Никею в Вифинии, где Апостол обратил многих ко Христу и крестил. Пробыв в Никее два года, Первозванный странствовал в соседнюю Никомидию. Оттуда отплыл морем в Вифинский город Халкидон, потом посетил морем Ираклию и Понтийский Амастр или Амастриду, в которой оставался долгое время, и просветил многих светом Евангелия. Из Амастриды прибыл в город Харикон. По насаждении спасительной веры в этом городе, Апостол отплыл в Синоп и был вторично в Амисии и Трапезонте. С большим успехом проповедал веру Христову в Неокесарии и достиг до города Самосата в Армении, откуда возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

и пр. Но поборники отрицательной критики не удовлетворяются этим простым объяснением, и, отстраняя древние свидетельства о обстоятельствах происхождения Евангелия 333 , выставляют эти особенности, как доказательства против подлинности Евангелия, а равно и первых трех. – Разберем же эти особенности поподробнее с воззрениями на них отрицательной критики. 1 Исходным пунктом возражений против происхождения четвертого Евангелие от апостола Иоанна, на основании внутренних признаков, служит расположение повествований Иоанновых по путешествиям Господа Иисуса во Иерусалим на праздники, и зависящее от сего изображение места действий – Спасителя в продолжение Его общественного служения до последней пасхи. – Отличие повествований четвертого евангелиста от повествований первых трех в этом отношении действительно очень заметно, даже для не совсем внимательного читателя евангельских сказаний. По вступлении Господа в дело общественного служения, как повествуют все три первые евангелиста, Он возвращается из Иудеи (после крещения) в Галилею, живет здесь, учит и чудодействует, исходя иногда и в сопредельные Галилее страны, но как будто не посещая Иерусалима; по крайней мере, при повествовании о событиях, деяниях и учении Господа в Галилее и окрестных странах, ни один евангелист прямо не говорит, чтобы Он бывал и в Иерусалиме до времени последней пасхи, в которую Он пострадал ( Мф.4:12–18,35 ; Мк.1:14,9:50 ; Лк.4:14,9:50 ).. По повествованию Иоанна, Христос хотя после крещения удаляется также в Галилею ( Ин.1:43, 2:12 ), но не надолго; на праздник пасхи Он приходит в Иерусалим ( Ин.2:13 и дал.), потом живет несколько времени около Иерусалима в Иудее ( Ин.3:22 в дал.) и удаляется в Галилею чрез Самарию ( Ин.4:1–4 и дал.). Потом на праздник Он опять идет в Иерусалим (во второй раз, – Ин.5:1 и дал.), исцеляет больного при Вифезде, и опять удаляется в Галилею ( Ин.6:1 и дал.). На праздник кущей Он снова приходит в Иерусалим (в третий раз, – Ин.7:1–14 и дал.), там же был Он и на празднике обновления (совершавшемся два месяца спустя после праздника кушей, – Ин.10:22 ) и кажется, не возвращался уже в Галилею, а пребывая недалеко от Иерусалима на месте, где крестил прежде Иоанн ( Ин.10:40, 11:6 ), откуда приходил в Вифанию воскресить умершего друга своего Лазаря (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Проповедь язычникам предсказана в Мк 13:10, чему нет параллели у Луки, ср. еще Деян 2:5; 10:35; 15:17; 17:26; Мф 28:19; Рим 1:13; 4:17–18; 15:11. Наиболее важное ветхозаветное пророчество — Ис 49:6 (и цитата в Деян 13:47); и еще Ис 42:6; Иоил 2:1. Обетование Отца Моего — слово обетование ( ™pagge­l…a) часто связывается с Духом Святым (Деян 1:4; 2:33; Гал 3:14; Еф 1:13, в ВЗ см. Иоил 2:28–29; Ис 32:15; 44:3; Иез 39:29. Вознесение (24:50–53) Этот рассказ образует параллель с заключением Евангелия от Матфея, где, однако, о Вознесении не говорится, и предваряет более подробный рассказ в Деян 1:1–11. И вывел их — выражение напоминает читателю об исходе из Египта, причем у Семидесяти используется тот же глагол ‘выводить’. Вифания расположена на восточном склоне горы Елеонской (Деян 1:12). Подняв руки Свои, благословил их — ср. 1 Тим 2:8; Лев 9:22. Стал отдаляться от них — ср. 1:38; 2:15; 9:33; 24:31; Деян 10:7; 12:10; Быт 17:22; 35:13; Суд 6:21; 13:20; Тов 12:20–21; 2 Мак 3:34. Заметим, что Иоанн, в отличие от Луки, не завершает своих рассказов о явлениях воскресшего Христа, они остаются как бы “открытыми”. Согласно иудейским преданиям и отчасти свидетельству ВЗ, были вознесены на небо Енох, Илия, Ездра, Барух и Моисей; определенно выраженного учения о том, что Мессия будет также взят на небо, по-видимому, не было. Поклонились Ему — до сих пор Лука избегал употреблять это слово, которое предполагает Божественность Покланяемого. Лука заканчивает свое Евангелие тем же местом действия, каким и начал его — иерусалимским храмом. 1 Ср.: “Мария называет Себя смиренною рабою Бога, показывая этим, что она занимала в народе Израильском очень незаметное положение (смирение не добродетель смирения, на которую Мария, конечно, не стала бы указывать как на причину милости к ней Бога, а именно низкое, бедное положение)” (Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/Издание преемников А. П. Лопухина. Т. IX. Евангелия от Марка, Луки и Иоанна. Петербург, 1912. С. 126 [цит. по репринту 1987 г.], далее — Лопухин). — Реф.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

2) Считая Христа Спасителя обыкновенным посланником Божиим и доказывая возможность многократных воплощений Христа, хлысты в подтверждение своего мнения ссылаются ещё на следующие слова Христа: кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:50 ; Мк.8:35 ; Лк.8:21 ). Из этих слов хлысты делают такой вывод, что христов и прежде могло быть много, и теперь может быть не мало. Каждая благочестивая женщина, исполняющая слово Божие, может зачать и родить Христа, и быть Христородицей или Богородицей, как об этом пишется в книгах, употребляемых в православной Церкви. При этом хлысты иногда ссылаются на слова, находящиеся в сборнике поучений, изданном по благословению Св. Синода в царствование Императрицы Екатерины Великой, где в слове на день Благовещения читаем: „Если таковым образом (путём добродетелей) приготовит себя (человек), то может себе зачать, носить и родить Иисуса Христа, и душа наша может подобной быть блаженной утробе Святые Девы, носившей Господа Иисуса... Его (Христа) в нас пришествие есть явление благих дел, яко плодов Духа Святого. О, когда бы и мы Богородицами называться могли, когда бы и нам сказано было: блаженна душа ваша, носящая Христа. Чем бы мы тогда различествовали от херувимов, на них же опочивает Бог, тем только, что они без плоти, а мы во и плоти то же бы с ними звание совершали“ (Сборник слов на дни праздничные, воскресные, царские и другие случаи. Часть 3, слово в день Благовещения, стр. 85 и 86). Но в вышеуказанных словах Евангелия, а равно и в словах сборника поучений говорится только о нравственной духовной близости Христа Спасителя к людям, исполняющим слово Божие. Подобные обороты речи употребляются и в нашем обыденном разговоре. По подражанию одного человека другому в его жизни и поведении мы нередко говорим: он как родной сын ему, или он как родной брат ему и проч. В вышеприведённых словах Евангелия нет никакого основания видеть указание на возможность многократных воплощений Христа и рождений Его от благочестивых женщин, исполняющих слово Божие, как думают хлысты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На всех утренях, на которых совершается полиелей, положено также чтение Евангелия. На праздничной утрени читается Евангелие, тематически соответствующее празднику. На воскресных утренях читаются евангельские отрывки о воскресении Христовом. Таких отрывков из четырех Евангелий выбрано одиннадцать: один из Матфея (см.: Мф. 26:16–20 ), два из Марка (см.: Мк. 16:1–8, 9–20 ), три из Луки (см.: Лк. 24:1–12, 12–35, 36–53 ), из Иоанна (см.: Ин. 20:1–10, 11–18, 19–31, 21:1–14, 15–25 ). Прочитываются они целиком в течение одиннадцати воскресений; по окончании одного круга начинается новый круг. После Евангелия на воскресной утрени звучит песнь «Воскресение Христово видевше», заимствованная из пасхального богослужения. Далее по Уставу следует чтение псалма 50. К нему добавляются припевы, возвращающие к теме празднуемого события. В воскресенье, например, поется: «Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость». Затем следует молитва «Спаси, Боже, люди Твоя», содержащая поименное поминовение святых. Далее по Уставу положено исполнять «библейские песни», представляющие собой выбранные из различных книг Ветхого и Нового Заветов молитвы, произнесенные при различных обстоятельствах. В церковный обиход вошло десять библейских песней: первая – песнь Моисея после перехода евреями Чермного моря (см.: Исх. 15:1–18 ); вторая – предсмертная песнь Моисея во Второзаконии (см.: Втор. 32:1–43 ); третья – песнь Анны о рождении Самуила (см.: 1Цар. 2:1–10 ); четвертая – песнь пророка Аввакума (см.: Авв. 3:1–19 ); пятая – песнь пророка Исаии ( Ис. 26:9–19 ); шестая – песнь пророка Ионы (см.: Ион. 2:3–10 ); седьмая и восьмая – песнь трех отроков в печи (см.: Дан. 3:26–45 и Дан. 3:52–88 ), девятая – песнь Пресвятой Богородицы (см.: Лк. 1:46–55 ) и десятая – песнь Захарии о рождении Иоанна Крестителя (см.: Лк. 1:68–79 ). К заключительным стихам девяти из десяти библейских песней (в число девяти не входит предпоследняя – песнь Богородицы) принято добавлять тропари, в совокупности составляющие канон. Следовательно, в каноне должно быть тоже девять песней. В большинстве богослужебных канонов, однако, после первой песни следует сразу третья. Это связано с тем, что вторая библейская песнь по содержанию отличается крайней суровостью и потому употребляется за богослужением только в Великом посту. Соответственно вторая песнь присутствует лишь в Великом каноне Андрея Критского и некоторых других великопостных канонах, тогда как в прочих канонах она отсутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В целом первая половина седьмого стиха ясно и определённо говорит о том, что страдания Раба Господня будут иметь не только пассивный характер, в смысле покорного подчинения воле других, но одновременно они будут и живым изъявлением Его собственной воли, актом величайшего личного самопожертвования. Вторая половина седьмого стиха: «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен...» (рус. «как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен») является наглядной иллюстрацией к мысли о добровольном перенесении Рабом Господним Своих страданий. Образ выражения заимствован из обрядов ветхозаветных жертв: жертвенного агнца и пасхального в частности, имевших, по объяснению апостолов, прообразовательное значение по отношению к Голгофской жертве ( 1Кор.5:7 ; Ин.1:29 ; Апок.7:14, 12:11 ). – Св.апостолы и православные экзегеты видят в этом пророчестве удивительно точное предызображение того поругания и глумления над невинным Страдальцем Мессией-Христом, которые Он безропотно перенёс во время пристрастного суда над Ним у первосвященников и у Пилата, а также последующих за этим издевательств римских воинов и иудеев ( Мф.26:62–63,67–68; 27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:10 ; Ин.19:9–10 ; Ср. 1Петр.2:23 ). Ближайшей параллелью к этому пророчеству в книге Исаии является известное место из гл.50 ст.6: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и заплевания». Иоанн Креститель, вероятно, имел ввиду преимущественно 7-й стих 53-й главы Исаии, когда в самом начале общественного служения Иисуса Христа указал на Него как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира ( Ин.1:29 ). Этот же стих послужил темой огласительной проповеди о Христе, распятом за грехи людей, ап. Филиппа, обращённой к евнуху эфиопской царицы Кандакии, закончившейся крещением эфиопского вельможи ( Деян.8:28–35 ). Ст.8 говорит о последних страданиях и смерти Раба Господня. Первое выражение: «Во смирении Его суд Его взятся» буквально значит: в унижении Его суд Его совершился (рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Мф 6: 12. 410 Мф 5:23–24. 411 Мф 6: 12. 412 Мф 18:23–35. 413 1 Кор 12:31. 414 1 Кор 13:2–3. 415 1 Кор 13:4–8. 416 1 Кор 12:13. 417 1 Кор 13:2–3. 418 1 Кор 13:4–7. 419 Исх 32:31–32. 420 Чис 14:10. 421 1 Цар 24:4–8; 26:9–11. 422 1 Цар 27:6. 423 2 Цар 1:17. 424 Лк 6:35 425 Лк 6:37. 426 4 Цар 6:13–23. 427 Прит 25:21; Рим 12:20. 428 Иер 38:20. 429 Мф 5:44. 430 1 Кор 12:27. 431 Флп 2:7. 432 Мф 5:3. 433 Мф 5:9. 434 Мф 5:4. 435 Мф 5:5. 436 Мф 5:6. 437 Лк 6:21. 438 Мф 5:7. 439 Мф 5:8. 440 Мф 5:10. 441 Мф 5:11–12; Лк 6:22. 442 Мф 5:13. 443 Мф 5:14; Ин 12:35. 444 Мф 5:20, 5:43. 445 Лк 6:45. 446 Мф 8:13; Лк 7:10. 447 Мк 4:38; Лк 8:24. 448 Мк 5:9; Лк 8:30. 449 Лк 8:55. 450 Мф 9:18–26; Мк 5:21–42; Лк 8:40–56. 451 Мф 9:27–31. 452 Мф 10:8; Лк 9:1. 453 Мф 10:5. 454 Мф 10:17–20. 455 Лк 12:51. 456 Лк 7:47. 457 Лк 14:28. 458 Мф 12:43; Лк 8:2, 11:24. 459 Мф 13:23; Мк 4:20. 460 Мф 13:44. 461 Лк 4:28–30. 462 Мф 14:15–21; Мк 6:31–44; Лк 9:10–17; Ин 6:1–13. 463 Мф 15:21–28; Мк 7:24–30. 464 Мк 7:32–37. 465 Мф 9:25–31. 466 Мф 17:2. 467 Мф 17:14–18. 468 Мф 18:1–5. 469 Мф 18:10. 470 Ин 5:1–18. 471 Мф 16:26; Мк 8:36; Лк 9:25. 472 Лк 12:16. 473 Мф 19:16–22; Мк 10:17–22; Лк 18:18–23. 474 Лк 16:19–31. 475 Мф 20:1–16. 476 F. C. Burkitt. Early Christianity outside the Roman Empire. Cambridge, 1899. P. 50–52. 477 F. C. B urkitt. Early Eastern Christianity. London, 1904. P. 127. 478 R. H. Connolly. Aphraates and monasticism//Journal of Theological Studies 6 (1905). P. 522–539. 479 F. C. Burkitt. Aphraates and monasticism: a reply//Journal of Theological Studies 7 (1906). P. 10–15. 480 F. C. Burkitt. Aphraates and monasticism: a reply//Journal of Theological Studies 7 (1906). P. 17. 481 A. Voobus. Celibacy, a Requirement for Admission to Baptism in the Early Syrian Church. Stockholm, 1951 (Papers of the Estonian Theological Society in Exile 1). 482 «Диатессарон» (τ δια τεσσρων ευαγγελων) — гармония четырех канонических Евангелий, сведенных воедино. — Прим. ред. 483 Энкратизм — от греч. γκρατς (целомудренный). 484

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010