Глава четвертая. О переходе человека в благодатное состояние Несмотря на повреждение и немощь естественного человека, ... и пр. по Ави. стр. 39 (изд. 2–е, 1825, стр. 37). Благодать преизобилующая там, где умножается грех не оставляет ... и пр. по Ави. стр. 40, 41 (изд. 2–е, 1825, стр. 38–40) ..., а иные навсегда остаются в грехах своих. 1. Просвещение ума Первое действие благодатного обращения в человеке начинается озарением ума, истинным самосознанием. Как в темноте нощной предметы бывают или во все невидимы, или представляются между собою смешенными, или едва с трудом могут быть отличаемы: так без озарения духовного человек находится или в совершенном невежестве, и, по выражению писания, ходит во тьме ( Рим. 13:12 ) ( 1Сол. 5:5 ), ненавидит света и убегает от света, дабы изобличались дела его ( Ин. 3:21 ), или находится в омрачении ( Еф. 4:18 ) ( 2Кор. 3:14 ), в котором, не имея ни должного разумения, ни разумения о самых необходимейших предметах спасения, в непрестанном рассеянии мыслей, подобно блуждающему в темноте по неведомым путям, сам незнает куда идет ( 1Ин. 2:11 ), а посему в жизни и делах представляет смешение света со тьмою, истины с заблуждением, добра со злом или показывает в себе по видимому свет правого разумения, коим не только различает добро от зла, но понимает добро и даже делает добро, но делает не по внутренной любви и распожению к добру, а по внешнему направлению обстоятельствами жизни, или по обыкновенному течению дел, – а по сему во всяком случае находится во тьме ( 2Кор. 4:4 ). По сему Дух Божий по образу внешнего творения ( Быт. 1:3 ), и внутреннее обращение, как благодатное творение, начинает воссиянием света из тьмы: Бог из тмы свту возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лицы Иисус Христове ( 2Кор. 4:6 ). Сие благодатное сияние ума в человеке именуется в писании особенно а.) освещением, коим освещает Христос востающих от сна и воскресающих от мертвых: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф. 5:14 ); б.) воссиянием света благовествования ( 2Кор. 10:4 ) Христова седящим во тьме: людие седящии во тм видеша свт велий, и седящым в стран и сни смертней, свт возсия им ( Мф. 4:16 ); в.) отверстием очес ( Деян. 26:14 ) для обращения от тьмы в свет и от области сатанины к Богу и отъятием покрывала от сердца ( 2Кор. 3:15–16 ) при обращении к Богу: – егда же обратятся ко Господу, взимается покрывало: –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть X 83. Православные миссии И нищие благовествуют. Мф.11:5 И множество народа слушало Его с услаждением. Мк.12:37 Через два дня после рукоположения отец Серафим рассказывал одному из своих духовных чад: «Два дня назад я стал священником и сразу же почувствовал, сколь тяжек этот крест. Молись обо мне еще ревностнее, дабы я и впрямь мог помогать спасению душ. Священство ниспослано не ради меня самого, а чтобы я тянул за собой людей к высокой небесной жизни. Какое чудесное призвание и какая ответственность!» 1298 Незадолго до того как это новое бремя легло на плечи отцов, их небесный предстоятель, архиепископ Иоанн, помог им избавиться от бремени некоторых мирских забот. Общество памяти архиепископа Иоанна в Сан-Франциско предложило Братству оплатить расходы по устройству колодца, если воду все- таки найдут. Поскольку лозоход определил и место, и запасы воды, из Общества приехали люди и привезли собранные деньги – несколько тысяч долларов. Вскоре (13 июля 1977 года) в монастырь на огромном тягаче привезли бурильную установку. Отцы указали место и глубину, на которой, по уверению лозохода, была вода. Взревел мотор, бур начал пронизывать слой за слоем. Дошли до отметки двадцать пять метров, но ни капли воды не обнаружили. Стали бурить дальше. На глубине сорока метров бур наткнулся на камень. «Еще глубже?» – спросил механик. За каждый лишний метр отцам придется платить дополнительно. Отец Герман обратился к отцу Серафиму: «Мы уже и так “нарыли” тысячи на две. А еще установка насоса в тысячу обойдется». Тяжело было на душе у отцов: и воды нет, и деньги, собранные с трудом, вылетят в трубу. Пока бурение продолжалось, отцы и паломники пошли в храм на молитву. В конце концов отец Герман сказал: «Похоже, недостойны мы воды. В любом случае, слава Богу! Молитесь, чтобы нам хоть бы хватило денег расплатиться». Все собрались в трапезной, ибо не ели целый день. Потом вернулись в церковь , совершить канон Пресвятой Богородице. Во время молитвы они услышали крик со двора: «Вода!» А выбежав, увидели бьющий из-под земли фонтан. Бурильщик сказал, что добрался до воды лишь на глубине сорока пяти метров. Подошел, зачерпнул: «Хорошая, вкусная вода!» В монастыре возликовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Нравственные отношения и обязанности христианина в отношении к Богу XXX. Богопочтение Богопочтение. – Основание богопочтения и побуждения к нему. – Свойства истинного богопочтения и невозможност его вне христианства. – Виды богопочтения От общих понятий о нравственной жизни и деятельности человека-христианина (universalia) перейдем теперь к изложению содержания христианского нравоучения. Сознательное приложение требований нравственного закона из уважения к этому закону – по Канту, из любви к Богу, Верховному Законодателю – по учению христиан, к деятельности нашей в «отношении к другим свободно-разумным существам, находящимся с нами в живом союзе», дает бытие нашим частным отношениям и обязанностям. Так как в понятии личностей, связанных между собой живым союзом, мы различаем прежде всего Личность Бесконечную, Божественную, затем личности других свободно-разумных существ, и наконец – свою собственную личность, то отсюда все отношения и обязанности в царстве личностей, соединенных между собою живым союзом, естественно могут быть разделены на три главных вида обязанностей их к Богу, к ближним и к себе самим. Это разделение обязанностей оправдывается и откровенным учением. Апостол Павел указывает на такой троякий род обязанностей, когда говорит: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно ( σωφρνως) праведно ( δικαως) и благочестиво ( εσεβως) жили в нынешнем веке» ( Тит. 2:11–12 ). Насколько мы устрояем свою жизнь и располагаем свою деятельность согласно с требованиями нравственного закона или воли Божией, мы действуем целомудренно (в широком смысле слова); насколько мы держимся правильного образа действий в отношении к другим людям, мы поступаем праведно, а насколько мы, находясь в живом союзе с Самим Богом, стараемся во всем своем поведении соответствовать этому союзу, истинно святить имя Божие, мы живем благочестиво. Эти три главных вида отношений и обязанностей христианина указаны и Самим Господом в заповеди Его о любви к Богу, к ближним и к самому себе: «Возлюби Господа Бога твоего, – говорит Он, – всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Спор о Софии Первая крупная работа Владимира Лосского. «Спор о Софии» анализирует софианские споры в русском богословии, а именно осуждение мит. Сергием (Страгородским) софиологии прот. Сергия Булгакова. Лосский потом жалел о резкости этой своей книги, но тем не менее она остаётся  важным документом русского богословского расцвета XX века (а ведь расцвет предполагает и ошибки, споры…). В основе «Спора о Софии» лежит разбор двух документов: Указа Московской Патриархии, осудившей софиологию Булгакова и «Докладной Записки Митрополиту Евлогию», написанной в ответ на «Указ» Булгаковым. Спор о Софии «Докладная Записка» прот. С.Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии От слов своих оправдишися и от слов своих осудишися (Мф.12,37) ВСТУПЛЕНИЕ «Докладная Записка Митрополиту Евлогию», в которой о.С.Булгаков отвечает на Указ Московской Патриархии по поводу его учения, в глазах многих является исчерпывающим свидетельством о правомыслии о.С.Булгакова и о несостоятельности Указа, изданного без достаточного знакомства с его доктриной. Говорят даже, вслед за о.С.Булгаковым, о «неправославности» некоторых мнений м.Сергия   , главного обличителя софианства. Однако такие суждения являются следствием или полемического ослепления, или глубокого невежества столь многочисленной в наши дни богословствующей полуинтеллигенции, или же чаще всего, невольным выводом тех, кто лишь поверхностно и невнимательно знакомится с текстом Указа и Докладной Записки, не сверив их содержания, и затем выносят «общее впечатление»: о.С.Булгакова обвиняют в том, чего он никогда не учил и не учит. В действительности, внимательное чтение обоих документов может привести только к обратному суждению: о.С.Булгаков не смог ответить на Указ Московской Патриархии прямым исповеданием того, что он учит, оправданием своей софиологии пред лицом Церкви. Он не ответил по существу ни на один пункт критики м.Сергия. «Докладная Записка» не ответ, а, чаще всего, уклонение от прямого ответа, оправдание не перед Церковью, а перед «общественным мнением». В конечном своем значении она — свидетельство о бессилии, о невозможности отстаивать софианство в качестве православной доктрины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Встреча с участниками V Международного фестиваля православных СМИ " Вера и слово " . Ответы на вопросы " Мы должны говорить о том, что Церковь делает, но прибегать к искусственным способам саморекламы ни в коем случае не следует " 31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных СМИ " Вера и слово " . В заключение Святейший Патриарх Кирилл ответил на ряд вопросов. – Ваше Святейшество, благословите! Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии. – Спасибо вам за вашу работу, я слежу за ней. Благодарю Вас. – Ваше Святейшество, по роду деятельности пресс-служб их сотрудникам часто приходится иметь дело со словом: устным, печатным. Кроме этого, многие из них имеют свои блоги и аккаунты в социальных сетях, где произносится множество слов. Наш Спаситель сказал, что " за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12:36-37). Что посоветуете в таких случаях делать, чтобы оправдаться, а не быть осужденным? – Спасибо. Я думаю, что надо быть ответственным за все то, что мы говорим, особенно публично. Я отдаю себе отчет в том, что дискуссия часто эмоционально вовлекает людей настолько, что словно тормоза отпускаются. Мы с вами бываем свидетелями каких-то эпатажных заявлений со стороны священнослужителей, часто, простите, ни к селу, ни к городу. Либо это результат действительно эмоциональной инерции – человек вовлекся и уже остановиться не может; либо это действительно недостаток ответственности за то, что говорит священнослужитель. Я в данном случае говорю именно о священнослужителях, потому что именно слова священников чаще всего цитируются, интерпретируются в ту или иную сторону и используются, в том числе, для нападок на Церковь. Поэтому не нужно эпатировать публику. Эпатаж – это не наша миссия, пусть другие занимаются эпатажем.

http://religare.ru/2_97688.html

Проект документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» 16 декабря 2010 г. 21:20 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. 1 Призванная действовать по образу Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача мирян. Быть для ближнего милосердным самарянином из евангельской притчи — нравственный долг каждого православного христианина. Миряне обладают огромным потенциалом и опытом для участия в социальном служении Церкви. Социальное служение Церкви (церковная благотворительность, церковная социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и/или финансируемая Церковью деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся денежными средствами, имуществом, советом, трудом.

http://patriarchia.ru/db/text/1343180.ht...

прот. Иоанн Козлов Присяга (клятва именем Божиим) Старообрядцы вслед за сектантами обвиняют православную церковь за употребление в присяге формулы: «клянусь Всемогущим Богом», принимая вместо того такую формулу: «обещаюсь пред Всемогущим Богом». Надобно заметить, что это обвинение чисто сектантское и ни на чем не основанное, ибо и Слово Божие и св. отцы не находят ничего предосудительного в употреблении в необходимых случаях клятвы именем Божиим. Свое обвинение старообрядцы построяют на словах Иисуса Хряста: «не клятися всяко» ( Мф.5:34–37 ), плохо понимая значение этой заповеди, что будет рассмотрено ниже. «Присяга, согласно пониманию православной Церкви, – значит клятвенное обещание служить Богу, Царю и людям по совести» (объяснение Д. И. Боголюбова). По Дьяченко: «Присяга есть клятвенное обещание в показании истины с призыванием во свидетели Бога (см. его Словарь), отсюда: «клянусь Всемогущим Богом» значит: клятвенно обещаюсь поступать по совести, чему свидетелем будет Бог . Как известно, присяга употребляется с целью «внушить (дающему ее) говорить по правде, истину, как истину Божию, в той уверенности, что Бог, как вездесущий, невидимо присутствует при сем; как Всеведущий, слышит и знает, говорит ли кто истину или ложь; как праведный карает за ложь и обман. Тем же, которые снимают клятву, она внушает верить словам клянущегося, ибо тут свидетель и поручитель за истину Сам Бог, и надеяться, что Он не попустит надругаться над Своим именем. По такому своему характеру в чистом ее смысле не заключает в себе ничего предосудительного, и не только не опасна, но полезна и даже необходима для благоденствия общественного, и потому позволительна» («Щит веры» Смолина, стр. 238). «Что значит клясться? вопрошает св. Амвросий, если не исповедывать Божественное могущество Того, Кого мы признаем Владыкою нашей верности» (Op. L. V. Epist. 30 ad Valentin. Imperatorem. в Прибавл. к изд. творений св. отцов ч. 12, стр. 544, за 1853 год). Свидетельства в пользу дозволительности клятвы именем Божиим:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Прп. Феодосий родился в городе Васильеве (Василькове) в Киевском княжестве, где отец его был тиуном (судьей). Умер он в Курске, куда перешел на службу. Тогда юный сын его, с детства богобоязненный и начитанный в Священном Писании, весь отдался заботе о спасении своей души: он стал одеваться бедно, избегать развлечений и особенно любил печь просфоры для Божественной литургии, — пшеницу он покупал сам и сам молол ее. Мать мешала ему, как могла, и не раз его била. Тогда он тайно ушел в другой город и поселился у одного священника, но мать нашла его и заставила вернуться. Не удаласьему и попытка уйти со странниками в Святую Землю. Раз градоначальник, любивший его, позвал его на званый обед. Когда отрок переодевался, мать обнаружила, что он носит железный пояс, врезавшийся в его тело. Она избила его и заставила снять пояс. Однако же этот случай не нарушил его душевного мира. Наконец евангельские слова, услышанные им в церкви: «Аще кто не оставит отца или матере и в след Мене не идет, тот несть Мене достоин» (Мф. 10, 37) и «Мати Моя и братия Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21), заставили его окончательно порвать с миром. Он пошел в Киев к прп. Антонию, отшельнику Печерскому (память его 10 июля), и со слезами умолял его принять. Преподобный сказал: «Отрок, ты видишь, как мрачна и темна эта пещера, ты не выдержишь здешних неудобств». Юноша отвечал: «Бог привел меня в твою пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя!» Тогда прп. Антоний принял его и приказал прп. Никону (память его 23 марта) его постричь. Это было в 1032 г. Прп. Феодосию было тогда 23 года. Но мать и здесь нашла его. Только повинуясь воле прп. Антония, сын вышел к ней, но сказал твердо, что если она хочет хоть изредка видеть его, то должна постричься в местном женском монастыре. Мать уступила. Прп. Антоний сам наставлял ее к иноческой жизни. И через несколько лет она мирно скончалась. При игумене Варлааме, когда прп. Антоний уже затворился в дальней пещере, а прп. Никон ушел в Тмутаракань, прп. Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а когда прп. Варлаам (память его 19 нояб.) был назначен настоятелем Свято-Димитриевского монастыря, прп. Феодосий заместил его. В пещерном монастыре было лишь 12 братии, но на горе невдалеке от пещеры он создал обитель с небольшой церковью Успения Пресвятой Богородицы, и число братий в ней дошло до 100 человек. Прп. Феодосий ввел в ней Студийский устав и строго следил за исполнением его. Он постоянно посещал прп. Антония, который не переставал руководить им и всем монастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Предисловие Предлагаемая благосклонному вниманию читателей работа появилась благодаря многим беседам как в миссионерской практике, так и в Сети Интернет. Опыт показывает, что вопрос о вечной судьбе тех, кто не смог или не пожелал принять святое Крещение, возникает почти при любой более или менее длительной дискуссии о посмертной участи человека. Это тем более важно, что в последнее время возникла целая «гуманистическая традиция», утверждающая, что Бог спасет всех или, по крайней мере «всех хороших людей», вне зависимости от их отношения к Господу Иисусу Христу и Его Православной Церкви. Самое страшное, оказалось, что этой доктрины о независимости спасения души от принятия или непринятия Божественного Крещения придерживается и большое количество священников, и, что удивительно, это лжеучение распространено даже среди тех, кто называет себя «профессиональными миссионерами». Опыт показал, что когда речь заходит о столь актуальной для большинства людей теме, вместо объективной оценки реальности приходится сталкиваться с волной эмоций. Некоторые доходят до безумного утверждения, будто Сам Бог как Его представляет Библия и Церковь жесток и несправедлив, и потому не достоин почитания, а верить надо в некоего «бога любви». При этом часто дискуссия переходит в какую-то странную форму «словесной битвы в ночи». Одни говорят: «отцы Церкви учат так», а другие «это у них такая педагогическая практика, а думать надо иначе». При этом забывается одна грустная и «неинтересная» вещь, что вопрос спасения никак не зависит от точки зрения того или иного человека. Никто, думаю, не сомневается, что некоторое отношение к вечной участи человека имеет Творец. А Его мнение почему-то никто всерьез не воспринимает. Считается, что дискуссия имеет скорее человеческую природу так, как будто Бога можно придумывать так как нам угодно. Также каждый почему-то считает себя вправе диктовать Господу, как Ему поступать с тем или иным человеком. Совершенно непонятно, зачем это надо делать? Ведь Бог явно не наша марионетка, которая исполняет все наши желания. Он не изменит Своего слова потому, что кто-то считает это слово жестоким или неправильным. Хуже будет только тому, кто распространяет ложь про Творца. Как бы ни считалось это несовременным, но грех ереси никто не отменял ( 2Петр.2,1 ; Гал.5:20 ). И за то, что человек говорит о Боге заведомую неправду, его ждет вечный огонь. О словах Спасителя «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ) забывать совсем не стоит.

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010