Поднявшись на вершину горы, Авраам устроил там жертвенник и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем Авраам взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но тут с неба к нему воззвал ангел и сказал от имени Бога: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам увидел поблизости барана, запутавшегося в зарослях, заколол его и принес в жертву. Затем отец и сын спустились с горы к своим слугам и благополучно вернулись домой. Когда Исаак вырос, отец нашел ему жену по имени Ревекка. У Исаака и Ревекки родилось двое сыновей – Исав и Иаков. А Авраам и Сарра дожили до глубокой старости: Сарра умерла в возрасте ста двадцати семи лет, и была погребена Авраамом в купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле, против Мамре. Авраам после смерти Сарры женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей ( Быт.25:1–4 ). Умер он в возрасте 175 лет «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела – месте погребения Сарры ( Быт.25:7–10 ). Как Бог и обещал Аврааму, потомки Исаака стали самостоятельным народом – израильтянами... В Новом Завете Авраам вместе с Моисеем – наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе ( Деян.3:25 ). Евангелист и апостол Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама ( Мф.1:2 ), чтобы показать, что Иисус Христос не только Сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама ( Мф.1:1 ), на Котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука также упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму ( Лк.3:34 ), но и как выдающуюся личность в истории Израиля ( Деян.3:13 ; Деян.7:32 ; Деян.13:26 ; ср. Деян.7:2–8,16–17 ). Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видели в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

У Иоанна Диакона в этой фразе, вложенной в уста Григория, на первом месте стоит «что сделал меня понтификом святой Своей Церкви», а уже потом — об ангеле. Убрав указанный пассаж, преп. Симеон Метафраст вновь подчеркнул тем самым высочайшее благочестие и набожность свт. Григория. 17 Ср. Мф 25:34, 36, 40. В издании Ж. — П.Миня, с которого сделан наш перевод, ошибочно указано Мф 25:43. При переводе новозаветного текста с латинского мы сочли возможным перевести слово hospes не как «странник» (так в синодальном переводе), а как «чужак», так как, по нашему мнению, подобная трактовка более точно передает психологический оттенок этих слов Иисуса (hospes одного корня с hostis — «чужеземец, неприятель, соперник». «Странник» же в нынешнем массовом понимании отождествляется со словом «путник», тем самым смысл данн 18 Шерстяная ткань (груз.). 19 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод… — ср. Пс. 1, 3: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» 20 …тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал. — Иоанн Креститель был поздним (потому он «разрешил родильные муки своей матери») и единственным сыном, а Николай «скончал», так как после него мать уже больше не имела детей. 21 …следуя… святому правилу… — подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 22 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 23 Миры — город в Ликии. 24 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти… — Пс. 142 (143), 8. 25 Научи меня исполнять волю твою… — Пс. 142 (143), 10. 26 …на тебя оставлен я от утробы… — Пс. 21 (22), 11. 27 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца… — Пс. 61 (62), 11. 28 Милость и истина да не оставляют тебя. — Притчи Сол. 3, 3. 29 …левой руке не доверять то, что свершаешь… — намек на слова Евангелия: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф. 6, 3). 30 …вследствие ослушания моего воплотившийся… — под «моим ослушанием» имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Иное дело нечестивый: того, что взял, он «не возвращает» – «не восполняет» (глагол шалем – того же корня, что духовный «мир» шалом ). Если нормой считается жить в кредит, то «нечестивые» – через кредитные отношения – будут обязательно наживаться, а «мир» и «милостивые» отношения будут исчезать. Кредитные отношения, согласно Священному Писанию , не носят исключительно социального характера: это прежде всего отношения в духе. Нечестивый замкнут на ближнем. Нечестивый имеет цель – с ближнего взять; неважно, сам он дает или берет: здесь главное – вступить в отношения, чтобы включить другого в свою систему (взять в оборот). Нечестивым важно, чтобы жить в долг стало нормой жизни, и горизонтальная система кредитования стала глобальной. Пс.36:26             Всякий день милует и взаим дает,                         и семя его – в благословение [будет]. Как праведный дает взаймы? Согласно Торе: «если деньги взаймы даешь… не налагай на него рост (нешех)» – не «откусывай» от должника ( Исх.22:25 ); см. Пс.15 /14:5. «Всякий день», какой день человек «милует», такой он живет с Богом, такими «днями он насыщается», как Авраам, что послужит ему при кончине ( Быт.25:8 ). «Семя его в благословение» – сам «благословением» для других был Авраам ( Быт.12:2 ), и «чада Авраама» – такие. «Кто милует слабого, взаймы дает Богу» ( Притч.19:17 ). «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). От Бога «милование» исходит, и через человеков к Нему возвращается. А нечестивый замкнут на ближнем. С одной целью – взять. От нечестивых праведному даром не надо брать. Поэтому Авраам после своей военной победы не захотел ничего взять от царя Содома: «ни нитки, ни ремня обуви» ( Быт.14:23 ). Как вести себя с теми из «дома Израилева» (ибо с них спрос), кто не принял апостолов, сказал Христос: «а если кто не примет вас и не послушает слова ваших, то, выходя из дома и их города того, отрясите прах от ног ваших; аминь говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:6,14,15 ). Какая нужна разборчивость! Разве только нитки не брать? Пыль чтобы случайно не налипла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Обращение Израиля ко Христу. В Рим.11:25-27 говорится, что Израиль спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: «…если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» ( Рим.11:15 ), то есть если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших. Явление пророка Илии. «…Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…» ( Мал.4:5 ). Господь подтвердил это пророчество: «…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» ( Мф.17:11 ; см. также Мк.9:12 ). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицем Господа «в духе и силе Илии», как пророчествовал Ангел Гавриил праведному Захарии ( Лк.1:17 ). Усиление зла. Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. apostasia) ( 2Фес.2:3 и 7). Черты усиления зла: Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. «…многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят» ( Мф.24:5 ); «и многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф.24:11 ); «…в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ); «…будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ). Падение нравственности. «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:12 ); «…друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» ( Мф.24:10 ). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» ( Мк.13:12 ; см. также Лк.21:10 ). Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх ( Лк.21:25-26 ), а также состояние скорби ( Мф.24:29 ). Ап. Павел в 2Тим. рисует картину нравов людей последних времен: «…в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…» ( 2Тим.3:1-5 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

Ольга 11 сентября 2014, 10:43 Наталия, спасибо за интересный ответ и ссылку. Пути Господни неисповедимы. " Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои, говорит Господь.Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. " (Исаия 55:8-9) Наталия 10 сентября 2014, 23:29 2014-09-10 10:07 Ольга: Архимандрит Рафаил (Карелин): «Различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для венца Своего творения – человека. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом. … И вот конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется попущением. Ощественные бедствия и катаклизмы – это попущение Божие. Человек теряет то, что казалось ему самым дорогим в жизни – это попущение Божие. Но не всегда попущение – только следствие греха. Искушения, испытания и скорби могут быть посланы праведнику, чтобы в терпении и противостоянии греху еще больше просияла его святость». Наталия 10 сентября 2014, 23:13 2014-09-10 10:07 Ольга: Существует мнение о том, что спасительная Благодать подается не всем, но только одним предопределенным ко спасению. Православная Церковь исповедует учение о всеобщности Благодати и условности предопределения. О том, что Бог дарует Свою Благодать не только праведникам для совершенства, но и грешникам для обращения, свидетельствует Христос Спаситель: " не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние " (Мф. 9,13). " ... Несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых " (Мф. 18,14). Истина того, что предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению - условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли или не воспользуются они Благодатию, указывается также учением Священного Писания. Вечная участь каждого будет воздаянием за дела в настоящей жизни, что " всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла " (2 Кор. 5,10). Из слов Самого Спасителя в изображении Страшного Суда (Мф. 25, 34-36, 41-43) также ясно, что если Бог одним уготовал от сложения мира царствие, а другим огонь вечный, то потому, что одни оказались достойными царствия, а другие - огня вечного, по собственным делам своим, которые Бог от сложения мира видел и знал как уже совершившиеся, не будучи ограничен временем.

http://pravoslavie.ru/73395.html

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Какое место из древних писаний избирает Иисус для проповеди в синагоге? – Не пророческие призывы к любви и чистоте. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим (Ис. 61, 1-2; Лк. 4,18). Вот самое пререкаемое место в Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и «не» следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38) . Здесь не сказано – «Ради истины» или «Ради Вечности» или «Ради Пути». «Ради Меня». Даже на Последнем Суде разделение производится по отношению людей ко Христу, а не просто по степени соблюдения ими Закона. «Что Мне сделали…» И Судья – это Христос. По отношению к Нему происходит разделение. Он не говорит: «Вы были милостивы и потому благословенны», но: Я был голоден, и вы Мне дали есть (ср.: Мф. 25, 35). Для оправдания на Суде будет требоваться, в частности, не только внутреннее, но и внешнее, публичное обращение к Иисусу. Без зримости этой связи с Иисусом спасение невозможно: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). Исповедание Христа перед людьми может быть опасно. И опасность будет грозить отнюдь не за проповедь любви или покаяния, но за проповедь о Самом Христе. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11). И поведут вас к правителям и царям за Меня (Мф. 10, 18). И будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся (Мф. 10, 22). И обратное: Кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает (Мф. 18, 5). Здесь не сказано: «Во имя Отца» или «Ради Бога». Точно так же Своё присутствие и помощь Христос обещает тем, кто будут собираться не во имя «Великого Непознаваемого», но во имя Его: Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Более того, Спаситель ясно указывает, что именно в этом и состоит новизна религиозной жизни, привнесённая им: «Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Скачать epub pdf Глава 11 Вопрос от Иоанна чрез учеников своих Иисусу Христу ( Мф.11:2–4 ). Ответ Господа ( Мф.11:4–6 ) и речь к народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ) и об иудеях ( Мф.11:16–19 ). Укоризна городам нераскаянным ( Мф.11:20–24 ). Прославление Бога Отца ( Мф.11:25–27 ) и призвание труждающихся и обремененных ( Мф.11:28–30 ). Мф.11:1 . И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. «Перешел оттуда»: где давал наставления Своим ученикам, посылая их на проповедь Евангелия в Иудее и Галилее, – вероятно в окрестностях Капернаума, во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее ( Мф.9:35 ). – «В городах их»: т.е. в тех городах, в которые Он пришел, – галилейских (ср. Мф.4:23, 9:35, 12:9 ), может быть, соседних с Капернаумом. Мф.11:2–3 . Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? «Иоанн» (Креститель), «услышав о делах Христовых»: побуждение к посланию учеников – дошедший до Иоанна слух о делах Христовых. Под делами, конечно, подразумеваются главным образом чудесные дела Господа; впрочем нет нужды ограничивать смысл слова только ими, можно разуметь Его действия вообще в обширном смысле (ср. Ин.5:36 ). – «В темнице»: в крепости Махерской, на восточном берегу Мертвого моря, куда заключил Крестителя Ирод Антипа (см. Мф.14:3 ). Он, находясь в темнице, слышал о делах Господа от своих же учеников ( Лк.7:17 ), с которыми, как видно из сего места и других, ему дозволено было и в темнице иметь сношения. – «Ты ли тот, который должен прийти» (ср. Ин.6:14 ; Евр.10:37 ): т.е. Мессия, который, так как явления Его ожидали давно, а особенно в это время, и так как были уверены в скором Его явлении, назывался просто грядущим, или имеющим, или долженствовавшим прийти, может быть, применительно к словам Пс.49:3, 117:26 или Мал.3:1 . – «Или ожидать другого»: или Мессия еще только придет, другой, а не Ты? – Что значит этот вопрос от лица Иоанна? Усомнился ли он в том, что Господь Иисус действительно есть Мессия, которого он, Иоанн, был предтечею? Предполагать в Иоанне таковое сомнение, как бы ни утончали оное психологически, как бы ни умаляли силу и значение его, невозможно; это противоречит всей предшествующей деятельности Иоанна: ему были непосредственные откровения и удостоверительные знамения, что крещенный им Иисус есть действительно обетованный Мессия ( Ин.1:32–34 ), и его понятия о Мессии и Его Царстве были истинные и духовные понятия, а не ложные и плотские понятия иудеев ( Ин.1:29, 35–36, 3:23–36 ), так что в действиях Иисуса Христа он не мог видеть ничего такого, что могло бы подать ему какой- либо повод хотя мало усомниться в том, что Иисус есть действительно и истинно Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Объясн. Эти слова не дают основания отвергать законность судебных установлений, которые признаны Самим Господом: Ин.19:11 , и апостолами: Рим.13:4 ; 1Пет.2:13–14 . Тот же апостол Павел требовал для себя «суда Кесарева»: Деян.25:10–11 . Когда люди, по избранию и призванию законной власти, судят других подобных себе людей, то они решают лишь то: сделал ли известный человек то или другое дело и каким последствиям по закону он должен за это дело подвергнуться. 1Кор.6:1–2 . «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?». Объясн. Апостол Павел не отрицает необходимости суда: Деян.25:10–11 , но только желает, чтобы христиане судились у христиан же. Живя в христианском государстве, где судьи поставляются из христиан благочестивым Государем, мы не можем опасаться того, что нас будут судить неверные, нечестивые, а не братья по вере. Конечно, лучше было бы, если бы между нами не было судебных дел, но если они существовали даже между христианами апостольского времени, то, значит, они составляют такое выражение человеческой немощи, которое свойственно всем временам; потому-то ни Господь, ни апостолы не отрицали государственных судебных учреждений: Ин.19:11 ; 1Пет.2:13–14 . Пс.81:1–3 . «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость». Объясн. Ссылаясь на слова псалма 81 ( Ин.10:34 ), Спаситель обличает фарисеев, которые во всём изыскивали повод к хуле на Него, между прочим и в том, что называет Себя Сыном Божиим, хотя это имя приличествует Ему не только как единосущному с Отцом: Ин.10:29 , но и как избранному и посланному от Бога учителю: Ин.10:36 . В Ветхом завете «богами» назывались богоизбранные судьи, потому что, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1 . О тяжбах Мф.5:39–40 . «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

21) Филиппис. ( Флп.1:8 ): «Бог свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа». 22) 2 Коринф. ( 2Кор.1:23 ): «Бога призываю во свидетели на душу мою, что щадя вас, я доселе не приходил в Коринф». «Хотя апостол нигде не употребил речения: клянусь, но многократно повторенные им слова: Бог свидетель, очевидно, составляют сущность клятвенных уверений. Посему, блаж. Августин поставлял признаком развращенного сердца (perversi cordis) οτвергать клятвы ап. Павла, потому только, что он не говорил: клянусь Богом (per Deum.), а так: Свидетель ми есть Бог (testis est mihi Deus). Aug. Op. Tom. X., pag. 147»; «В писаниях ап. Павла находим, что он многократно употреблял клятву, дабы кто не подумал, что истинно клясться грешно». Aug. contr. Manich. Lib. XIX, cap. 23; В Прибавл. к изд. творений св. отц. часть 12, стр. 543, 1853 г.). 23) Матфея ев. ( Мф.26:63–64 ): «Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Если бы клятва была противна Иисусу Христу, то Он непреминул бы обличить Каиафу. Ясно, что в необходимых случаях клятва именем Божиим дозволительна. Здесь клятвенную формулу произнес первосвященник (судия), как было тогда у евреев в обычае, а не подсудимый, как теперь. 24) Апокалипсис ( Откр.10:5–6 ): «И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что в нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет». Свидетельства святых отцов и истории церкви. 25) Августин, Contr. Faust. Manich. Lib. XIX, cap. 25 et 25: «Великий грех – клятвопреступление, а не клясться (произвольно) равно как и истинно клясться нет никакого греха». 26) Карамзин: История гос. рос. 1, 84 и 92. Изд. Ейнерл. (в Прибавл. к изд. твор. св. отц. ч. 12, стр. 574, 1853 г.): «Когда между Игорем и царем гроческим заключен был мир, то хранить условия сего мира, написанные на хартиях, русские христиане клялись уже в соборной церкви св. Илии предлежащим честным крестом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010