Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель . Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» ( Мф.5:34-36 ). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ). Это наставление обусловлено рядом причин. Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения , и зная, что «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.7:23 ), то есть искуплены). Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти). Втретьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех ( Мк.10:19 ). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал. Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр. Почему во времена Ветхого Завета Бог заповедовал верующим клясться Его Святым именем, тогда как во времена Нового сказал: «не клянись вовсе» ( Мф.5:34 )? Во времена Ветхого Завета клятвой подтверждались особо важные, особо значимые обещания. В среде языческих народов было в обыкновении клясться именами (ложных) богов. Естественно, при этом считалось, что поклявшийся таким образом человек брал на себя ответственность не только перед тем, кому давал обещание (во многих случаях ответственности перед обманутым он мог бы и не страшиться, и не стыдиться, например, в случае, если царь давал обещание рабу), но и перед тем, чьим именем клялся. Поэтому невыполнение клятвы считалось серьёзным проступком.

http://azbyka.ru/klyatva

Мудрые теряют, невежды приобретают. 32. «…Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.» (Флп.3:13-14). Оставь малое, чтобы получить большее Оставив красивое, придешь к прекрасному, Оставив хорошее, придешь к превосходному, Оставив приятное, придешь к необходимому, Оставив удобное, придешь к полезному. 33. «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.» (Пс. 13:2). Напрасные раздумья Ничего не выходит, когда: Слепой обдумывает, что такое – горизонт, Глухой обдумывает, что такое – хорошая музыка, Немой обдумывает, что такое – ораторское искусство, Голодный обдумывает, что такое – царский стол. 34. «Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.» (Пс. 61:10). Суетные поиски Что сказать: Тому, кто ищет вечной молодости, Тому, кто ищет вечного здоровья, Тому, кто ищет вечного богатства, Тому, кто ищет вечного счастья? 35. «И погубил дни их в суете и лета их в смятении.» (Пс. 77:33). Неудержимое падение Может ли остановиться: Тот, кто падает в пропасть, Тот, кто начал копить деньги, Тот, кто начал проигрывать, Тот, кто любит этот суетный мир? 36. «…Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.» (Пс. 36:9). Успей прекратить Можешь ли прекратить стонать, если ударил молотком себе по пальцу? Можешь ли прекратить ссору, если уже разгневался? Можешь ли прекратить осуждать других, если уже привык? Можешь ли прекратить думать об этом мире, если уже умираешь? 37. «…Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Бодрствование Хорошо, когда не имеешь: В глазу ни одной соринки, В делах ничего корыстного, В словах ничего обидного, В сердце ни одной плохой мысли. 38. «…Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.» (Рим. 11:8).

http://isihazm.ru/1/?id=115

34 V, 24, 11—18. 35 Его понимание из новейших историков Великого поста разделают ProЬbsm (Kirchliche Disciplin in den drei ersten Christlicheu Jahrhunderten, 1873, S. 269—281), и Weistzel (Die christlishe Passafeier, 1818). Но лучшие археологи уже Х40;ИИ века и между ними упоминавшийся Bingham оспаривали понимание Руфина. 36 V, 23, 1. „ « в значении „в» при определениях времени в- Мф. 27:15. Деян. 16:25. 37 De jejun. C.II. 38 С. XIII. 39 De orat. c.XIV 40 Katholik 1892. I. 45-e 41 Funk I. X. Kirchgeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen, 1 Band., Paderborn 1897. С выводами Функа своевременно познакомил русскую публику г. А. Петровский статьей своей в „Христ. Чтении» 1900 г. апр. „Предпасхальный пост в истории его развития» (стр. 587— 600). 42 Funk. Die apostolischen Constitutionen, 1891, S 50—54 и цитов. соч. 250 43 Migne, Patrologiae cursus completes, s.gr.10, 1278 44 Там же, 12, 528 45 Там же, 395 46 Функ думает, что у Оригена здесь была речь о сорокадневном посте Спасителя. Kirchgesch. Abhand. u. Untersuch. 254. 47 Сергий архиеп. Полный месяцеслов востока, т. II, изд. 2, Владимир 1901, стр. 44 „Примечаний». 48 M ö hler . W. Lehrbuch Kirchengeschichte, Tübing. u. Leipz. 1902 I. В., S. 331. Функ считает этот памятник моложе „Апостольских Постановлений». 49 Слав. пер.: „неудовольствия». 50 De solenn. pasch. cap. 4.5. Migne. S. gr.24, 697 51 Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Аполог. к Констан. гл. 15. 52 Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 53 Излож. веры гл. 21. 54 De Noe et arca c.4; De Elia et jejum c.10 55 Kh.V, гл.22 56 Kh.VII, гл.19 57 Автор „Исторического рассуждения о постах православной, восточной, Кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности в их время предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: „им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью“ (стр. 17). Но из установлений Церкви новатианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Итак, братие, справедливо учат святые отцы, говоря, что когда мы другим помогаем, то тем самым себе пользу делаем, что милости к дающим возвращаются и что то, что отдаём другим, то и опять получаем с избытком. А это всё к чему должно вести нас? К тому, во-первых, чтобы мы, подавая милостыню, помнили, что, по слову Божию, Господь, «дающий семя сеющему и хлеб в пищу, даст обилие посеянному нами и умножит плоды правды» нашей ( 2Кор.9:10 ); а во-вторых, чтобы не забывали и того, что, также по слову Божию, тот, кто «даёт убогим, не оскудеет» ( Притч.28:27 ), что дающих благословляет Господь Бог «во всех делах их и во всём» ( Втор.15:10 ) и что «блажен, кто помышляет о бедном и нищем» ( Пс.40:2 ). Будем же помнить это и, подражая милосердию Всеблагого Бога, будем стараться делать ближнему, к пользе его, всё, что можем. Одного накормим, другого напоим, третьему поможем в одежде, четвёртого посетим в заключении или скорбном одиночестве, иного примем с любовью, как странника, а наконец, по слову Премудрого, «и умершего не лишим милости» ( Сир.7:36 ), то есть послужим погребению и бедняка умершего. И когда будем поступать так, тогда, конечно, не только в сей жизни Господь благословит нас во всех делах наших и во всём, но и в будущей сподобит услышать вожделенный оный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Аминь. 2-й день 96. К молодым инокам о том, каких преимущественно добродетелей они держаться должны (Из жизни преподобного Афанасия Затворника. Чет. Мин. дек. 2) Конечно, вы знаете, иноки, что все добродетели имеют между собой неразрывную связь, все служат как бы ступенями лествицы, ведущей к Небу, и что потому и всех их все мы держаться должны. Но вот если б кто поставил вопрос вам таким образом: какие добродетели преимущественно иноческие? Что бы вы ответили на это? Не знаем, что бы вы ответили, но мы, со своей стороны, ответили бы так: преимущественно иноческие добродетели следующие: послушание, сознание своей греховности, молитва и смирение. Слыша это, вы, конечно, и спросите: почему же эти добродетели преимущественно иноческие и почему их иноки особенно держаться должны? На сие мы ответим вам повествованием следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

К ст. 24. " Святый Божий». Здесь в смысле «посвященный Богу», а не в см. праведный, ср. Ин.10:36 : черта мессии Иисуса («пришел»), вызывающая страх бесов. Иак.2:19 . К ст. 32. «Бесноватых». Изгнание бесов не смешивается с исцелениями от болезней. Ст. 34, 9:28. К ст. 40. «Прокаженный». Под проказой в Св. Пис. разумеется, по-видимому, несколько однородных болезней, связанных с состоянием ритуальной нечистоты (отсюда выздоровление=очищению) и, след., необходимостью изоляции, Лев.13 . Проказа, столь распространенная на Востоке в древнее время, – болезнь мучительная и вызывавшая отвращение, но не неизлечимая. В Лк.5:12 : «весь в проказе». Ср. Лев.13:12 . Точно определить эту болезнь, или болезни, в понятиях современной медицины пока не удается. К ст. 44. «Принеси за очищение». См. Лев.14 . Очищение совершалось священником в Иерусалимском храме; лишь после совершения установленного ритуала выздоровевший прокаженный становился полноправным членом общества и синагоги. «Во свидетельство им», т.е. священникам; явление благодатной силы должно служить для них знамением, пренебрежение к которому, или приписывание его темной силе, будет свидетельствовать против них. Ср.6:11 и 13:9 (по смыслу). К гл. 2 ст. 1. «Опять... в Капернаум». Этот город служит в это время главным местопребыванием Христа. Отсюда Он предпринимает частые миссионерско-проповеднические путешествия в окрестные города и селения. Ср. еще 3:19, 5:21 и м. б. 6:30 и 7:1. К ст. 3. Расслабленный=паралитик. (греч. т.: παραλυτικν.) К ст. 4. «Раскрыли кровлю» дома; под «домом " , ст. 1, разумеется, скромная восточная хижина, с плоскою крышей и внешнею к ней лестницею. ср. Деян.9:43, 10:9–20–21 . К ст. 10. «Сын человеческий»; именование это не тождественно с именованием «Мессия», как указывает Мф.16:13 и Мк.8:27–29 , ни с понятием «человек», ибо последнее не было бы здесь служить основанием, или указанием на наличие власти прощать грехи. Усвоение Христом этого именования и связанной с ним власти указывает на исключительность Его мессии и ставит перед книжниками вопрос о том, кто Он и где источник Его силы и власти. Дан.7:13–14 . Ср.11:28 и пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

34. «…Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.» (Евр. 13:14). Средневековый город в пустыне Трое путешественников ехали по автостраде. «Город! – удивленно воскликнул вдруг один из них и указал рукой вдаль. – И какой-то средневековый!» – « Тут не может быть никакого города, – ответил его друг, который вел машину. – Я эту местность знаю хорошо». – «И указателей никаких не было», – недоумевал третий. Путешественники решили подъехать к старинному городу поближе и свернули на новую дорогу. Чем дальше они по ней ехали, тем больше росло их недоумение. Перед ними вырастал настоящий средневековый город, и это в наше-то время. Неожиданно перед ними вырос шлагбаум. В самой обыкновенной будке сидел самый обыкновенный сторож. «Просто удивительно! – не переставали восклицать путешественники. – Откуда взялись эти старинные постройки?» – «Ничего здесь удивительного нет, – проворчал сторож, выглядывая из будки. – Кино здесь будут снимать, вот и смастерили всю эту бутафорию». 35. «…Посмотрите на полевые лилии…» (Мф. 6:28). Лилии Белая лилия. Прекрасно, если тебе откроется, что она означает. Тот, кто поймет это, поймет и все остальное. 36. «…Должно вам родиться свыше.» (Ин. 3:7). Родиться свыше Где этот человек, который сможет остановиться? Где этот человек, который сможет повернуть назад? Где этот человек, который сможет начать все сначала? На этом пути ему открыты все двери, – только бы он появился. Но он не останавливается, не поворачивает обратно, упрямо продолжает совершать прежние ошибки. Он открывает другие двери и уходит в другом направлении, откуда уже нет возврата. 37. «…Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода…» (Ин. 15:5). Единственное место Если ты живешь в какой-то стране – покинь ее, Если ты живешь в каком-то городе – уйди из него, Если ты живешь в каком-то доме – оставь его. Если ты думаешь, что понял этот совет, то подумай еще раз, и найди то единственное место, в котором ты должен жить. 38. «…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.» (1Кор. 13:10).

http://isihazm.ru/1/?id=137

Или кий царь идый ко иному царю снитися с ним на брань, не сед ли прежде совещавает, аще силен есть срести с десятию тысящ грядущаго со двемадесятма тысящама нань? аще ли же ни, еще далече ему сущу, моление послав молится о смирении. Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лк. 14, 31–33). Таким образом, тот, кто идет на брань с диаволом, силы которого намного превосходят наши, не сед ли прежде совещавает, аще силен есть срести с десятию тысящ грядущаго со двемадесятма тысящама нань? Если бы он был хорошим полководцем, то подготовил бы свое войско; эта подготовка как раз и является образом разумной духовной расчетливости, которая поможет нам отречься от мира. Человек, которому есть что терять, постоянно, в любом деле оглядывается назад. А тот, кто сжег за собой все мосты, смело идет вперед. Откуда появилось выражение «сжечь мосты», я думаю, многим известно. Когда Юлий Цезарь — на тот момент проконсул, полководец — захотел захватить единоличную власть, он повел свое войско к Риму. Перед решительным сражением, переправившись через реку Рубикон, Цезарь сжег за собой все мосты, чтобы отрезать путь к отступлению. И воины, понимая, что они либо победят, либо погибнут, сражались необычайно мужественно. Значит, и великие полководцы понимали, что мужеством наделен человек ни к чему не привязанный, даже к своей жизни, который знает, что у него только один путь — вперед. Подобный образ Господь Иисус Христос использует в притче, сравнивая отречение от мира с подготовкой войска к победоносной битве с превосходящим по силе противником. Как понимать слова о том, что нужно возненавидеть отца и мать, жену и детей? Конечно же, не должно быть ненависти в собственном смысле слова. Ненависть — чувство неприличное для христианина. Христианин должен ненавидеть только грех. Христианин может ненавидеть демона, но вообще всякого человека, в том числе и родных, он ненавидеть не может. Под «ненавистью» подразумевается такое отношение ко всему земному (родителям, детям, дому, душе), которое обычно бывает у людей, испытывающих ненависть. У нас другие мотивы. Наоборот, мы движимы любовью к Богу. Но такое наше поведение со стороны воспринимается как ненависть. Евангелие говорит об этом конкретно и определенно: Не мните, яко приидох воврещи мир на землю; не приидох воврещи мир, но меч, приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его (Мф. 10, 34–36).

http://pravmir.ru/o-pravilnom-otnoshenii...

Протестантам же, настаивающим на таком понимании приведенных выше слов из Евангелия от Матфея и не признающим авторитета святых отцов, можно возразить вот что: уж коль они так буквально понимают слова: «все, взявшие меч, мечом погибнут», – то пусть так же буквально понимают и эти слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34), и особенно следующий фрагмент евангельского повествования: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 36, 38). И если протестанты отказываются понимать эти слова буквально, но предпочитают толковать приведенные фрагменты духовно, то логично тогда и слова, сказанные апостолу Петру, тоже понимать духовно. Иногда пытаются оправдать пацифистское учение ссылкой на заповедь «Не убивай» (Исх. 20: 13). На этот счет хорошо написал А. Байдуков: «Считать войну недопустимой никогда и ни в каком случае, ссылаясь на заповедь «Не убий», нельзя, поскольку такое отрицание будет противоречить Священному Писанию. Бог дал Моисею не только заповедь «Не убий». Он дал ему также и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов (См.: Исх. 21, 22)» . Нередко Бог Сам приказывал израильтянам начинать войны против других народов (см.: 1 Цар. 15: 3; Нав. 4: 13), и Бог же назначал смертельное наказание за многие преступления (см.: Исх. 21: 12, 15; Лев. 20: 11 и др.). В древности богоизбранный народ вел частые войны с соседними народами. По закону Моисея, каждый израильтянин, исключая левитов, должен был носить оружие (см.: Числ. 1: 3; 2: 33; 26: 2). Священное Писание содержит множество стихов, в которых говорится о том, что Сам Господь благословил воинское служение, научил пророка Моисея тому, какие воинские формирования должны быть в израильском народе, как дислоцироваться, кем управляться. Взятие города Гая и его сожжение. Ок. 950 г. Апостольская библиотека Ватикана, Рим, Италия «В Ветхом Завете мы находим множество указаний на то, что необхо­димо учиться войне (см.: Суд.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Словом, если раньше пастырь мог ограничивать свое служение совершением богослужений, треб и отеческими наставлениями и при этом считаться чуть ли не идеальным пастырем, то сейчас круг обязанностей пастыря разросся, требования, предъявляемые к нему, осложнились, осложнились и методы, и способы его работы. Современный добрый пастырь должен не только производить работу пастырей прежнего спокойного времени, но и повторить работу древних пророков, которые поставлялись Господом «над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:10 ), и которые, по Апостолу, «побеждали царства, творили правду... заграждали уста львов, угашали силу огня... укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» ( Евр.11:33–34 ). Пастырь должен быть теперь печальником не только о душах своих пасомых, но и об их телах. А вместе со всем этим пастырь должен быть готов к перенесению лишений и страданий за веру, постигавших ветхозаветных праведников, иные из которых, по описанию Апостола, «замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались пытке, умирали от меча, скитались в милостях и козиих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»... ( Евр.11:33–38 ). В России пастыри, вот уже тринадцатый год, проходят изображенный Апостолом в приведенных словах страдальческий путь. «Столько обязанностей, да еще возможные лишения, страдания, пытки, темницы и даже мученическая смерть! Кто же в силах вынести такой подвиг?» – возразит кто-либо. Действительно, требования к современному пастырю предъявляются огромные. Но вынести их могут... подвижники, т. е. люди, которые пойдут на пастырское дело, как на подвиг, с готовым и крепким желанием и решимостью довести его до конца, как бы ни был труден их путь. Господь Наш Иисус Христос, сжалившись над толпами народа, изнуренными и рассеянными подобно овцам, не имеющим пастыря, послал своих Апостолов на пастырский подвиг ( Мф.9:36 ), почти для всех них закончившийся мученической смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Дополнительная информация    Дата: 24 ноября с 10.00 до 16.00 Где: Средний пр. ВО д.36/40 БЦ Остров Контакт: Елизавета Егорова - alice_y@mail.ru Источник: Благотворительная организация " Перспективы "         Праздник трезвости в " Доме надежды на Горе " Реабилитационный центр " Дом надежды на Горе " приглашает 19 ноября на " Праздник трезвости " . Подробнее   Когда: 19 ноября с 12.00 Где: Луга, пр. Кирова, 75, Дом культуры Контакт: 8 (812) 337-67-17 - с понедельника по пятницу, с 11.00 до 13.00 и c 14.00 до 16.00, help@houseofhope.ru Источник: МФ ЦР " Дом надежды на Горе " http://houseofhope.ru/   Семинар " Зависимость - созависимость: принципы оказания помощи людям с проблемой зависимости и их близким " Информационно-консультативный центр по проблемам зависимого поведения приглашает в декабре на семинар для специалистов " Зависимость - созависимость: принципы оказания помощи людям с проблемой зависимости и их близким " Подробнее   Чтобы зарегистрироваться необходимо заполнить анкету Контакт: 8 (812) 304-23-17, 8-911-766-40-09 (пн -пт с 10 до 18),   ikc.program@gmail.com , страница Вконтакте http://vk.com/club21901660 Адрес: ул. Рябиновая, д. 18 Источник:  Информационно-консультативный центр по проблемам зависимого поведения       Мероприятия " Социальной школы Каритас " в декабре Расписание на первую половину декабря  Расписание на вторую половину декабря  Где: ул. 9-я Красноармейская, д. 10а, литер А Контакт: 8 (812) 575-17-71, mail@caritas-edu.ru Источник: ЧОУ ДПО " Социальная школа Каритас "       Всероссийский конкурс " Золотой фонд прессы-2017 " Средства массовой информации приглашаются к участию во Всероссийском конкурсе " Золотой фонд прессы-2017 " . Подробнее Заявки на соискание знака отличия " Золотой фонд прессы-2017 " принимаются до 10 декабря Контакт: 8 (499) 152 34 73, zolfondpress@mail.ru Источник: Информационный интернет-канал NT-Inform        Конференция " Журналистика расследования. Теория и практика " Институт региональной прессы (Петербург) и International Media Support (Копенгаген) приглашают журналистов Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России  принять участие в конференции " Журналистика расследования. Теория и практика " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/novostnaya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010