Агафия, Лукия, Агриппина: девы-мученицы Подвиги дев-мучениц в своей основе имеют один житийный канон: благочестивая дева-христианка, притязания жениха-язычника, стойкий отпор со стороны девы, жестокие пытки, публичная казнь, посмертные чудеса. В сонме сицилийский дев первой по хронологии и, по всей видимости, по известности стоит св. Агафия (Агата) Катанская. Согласно преданию, она родилась на Сицилии, в Галермо (не путать с Палермо), предместье Катании, около 235 г. Ее мученичество пришлось на царствование Декия, при сицилийском проконсуле Квинтиане – его легенда называет и в качестве похотливого преследователя девы. Рассказ о деве, естественно, с веками обрастал разными колоритными подробностями, в том числе, географическими – мальтийцы уверяют, что святая дева на какой-то момент укрылась от Квинтиана у них на острове: с незапамятных времен тут показывают пещеру св. Агафии. Впечатляющими подробностями обросли сцены пыток – воображение итальянских художников увлек, к примеру, сюжет с отрыванием у мученицы сосцов: в западном религиозном искусстве они стали непривычным атрибутом святой. Множество чудес, в особенности связанных с деятельностью вулкана Этна, под сенью которого расположена Катания, приписывают небесному заступничеству Агафии. Ее мощи долгое время пребывали в главном соборе, ставшем кафедральным. Когда святыне стало угрожать надругательство со стороны сарацин, византийцы увезли ее в Константинополь, но после изгнания завоевателей епископ катанский добился – не без подкупа – возврата мощей в кафедральный собор. Это произошло в 1126 г. и было расценено в политическом смысле, как благословение св. Агафии новой власти норманнов на острове – в ущерб византийцам. Житие св. Лукии, иначе Лючии, Сиракузской настолько сходно с житием св. Агафии Катанской, что ряд историков полагает его явным повторением. Существует одна местная легенда, разъясняющая близость житий следующим рассказом: Лукия привела однажды свою больную мать к мощам св. Агафии Катанской, но обратившись к ней с молитвенным призванием, услышала небесный глас: «Зачем ты просишь о чуде св. Агафию? И ты сама его способна сотворить: как Агафия будет помогать катанцам, так ты, Лукия, повторив ее подвиг, будешь помогать сиракузцам».

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

Отец Пахомий сперва предлагал отложить елеосвящение до возвращения их из Лемети, но святая старица повторила свою просьбу и сказала, что они ее могут не застать уже в живых на обратном пути. Великие старцы с любовью совершили над нею таинство елеосвящения. Затем, прощаясь с ними, мать Александра отдала отцу Пахомию последнее, что имела. По свидетельству жившей с нею девицы Евдокии Мартыновой своему духовнику протоиерею Василию Садовскому, матушка Агафия Семеновна передала строителю отцу Пахомию мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешка меди, суммою в сорок тысяч, прося выдавать ее сестрам все потребное в жизни, так как они сами не сумеют распорядиться. Матушка Александра умоляла отца Пахомия поминать ее в Сарове за упокой, не оставлять и не покидать неопытных послушниц ее, а также попещись в свое время об обители, обетованной ей Царицею Небесною. На это старец отец Пахомий ответил: «Матушка! Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной попечением о твоих послушницах не отрекаюсь, также и молиться за тебя не только я до смерти моей буду, но и обитель вся наша никогда благодеяний твоих не забудет. Впрочем, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим,- духовность его тебе известна, и он молод,- доживет до этого; ему и поручи это великое дело». Матушка Агафия Семеновна начала просить отца Серафима не оставлять ея обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит. Старцы простились, уехали, а дивная старица Агафия Семеновна скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины. При кончине матушки были только Евдокия Мартыновна и еще старушка Фекла, которым она говорила: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятой Богородицы Казанской, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли». В этот день она приобщилась Святых Тайн, Которые принимала в последнее время каждодневно, и лишь только священник ушел из келий, то она и скончалась в самую полночь.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-aleksandr...

смоленский, 21 авг.     Аврамий, архим. ростовский, 29 окт.     Аврамий пр. гадициий, 20 июля.     Автоном, (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент.     Авудим, муч. тенедосский, 15 июля.     Авундий, (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг.     Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля.     Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября.     Агав, (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр.     Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг.     Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр.     Агапит, папа римский, 17 апр.     Агапит, преп. печерский, 1 июня.     Агапий, (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент.     Агапий, муч. севастийский, 3 ноября.     Агапий, муч. сицилийский, 24 янв.     Агапий, муч. палестинский, 15 марта.     Агапий, муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою, 19 авг.     Агапий, муч. едесский, 21 авг.     Агапия, (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр.     Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв.     Агафия, (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр.     Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек.     Агафодор, муч. пергамский, 13 окт.     Агафодор, (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта.     Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент.     Агафоника, (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт.     Агафоник, (благопобедитель, греч.) 22 авг.     Агафон, (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта.     Агафон преп., папа римский, 20 февр.     Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр.     Агафопус, (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек.     Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.     Аглаий, ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв.     Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Агрипина, мученица римская, 23 июня.     Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр.     Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

Ныне пришло спасение дому сему . Лк. 19:9 Так сказал Тот, Чье слово – жизнь, и радость, и обновление праведным. Как почерневшая гора от дыхания весны одевается зеленью и цветами, так и всякий человек, сколь бы ни был он иссушен и помрачен грехом, освежается и молодеет от приближения ко Христу. Ведь близость ко Христу подобна соседству с каким-то животворным и благоуханным бальзамом, возвращающим здоровье, прилагающим [лета] жизни, подающим приятное дыхание и душе, и мыслям, и словам. Если выразиться вкратце, удаленность от Христа означает тление и смерть, а близость к Нему знаменует собой спасение и жизнь. Ныне пришло спасение дому сему , – сказал Господь, войдя в дом грешника Закхея. Христос был спасением, которое пришло, а Закхей – домом, в который Он вошел. Каждый из нас, братья, – это дом, в котором обитает грех , пока Христос далеко, и которому приходит спасение, когда Христос [к нему] приблизится. А приблизится ли Христос к моему и твоему дому – зависит от нас. Ведь не самочинно вошел Он даже в дом грешного Закхея, но был в нем самым желанным гостем. Низкорослый Закхей влез на дерево только для того, чтобы собственными глазами увидеть Господа Иисуса. Следовательно, он Его искал, он желал Его. И мы должны Его искать, чтобы найти, и желать, чтобы Он к нам подошел, высоко взбираться духом своим, чтобы встретить Его взгляд. Тогда посетит Он [и] наш дом, как вошел Он под кров дома Закхея. А с Ним придет и спасение. Приблизься к нам, о Господи, приблизься – и принеси и нам спасение Твое вечное. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 5 февраля 1. Св. мученица Агафия . Эта славная девица и Христова мученица родилась в сицилийском городе Палермо, от благородных и состоятельных родителей. Когда император Декий воздвиг гонение на христиан, святая Агафия тоже была схвачена и приведена на суд правителя Квинтиана. Тот, увидев ее, прекрасную лицом, захотел взять ее в жены. Когда он предложил Агафии вступить с ним в брак, святая ответила, что она невеста Христова и не может быть неверной своему Обручнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Перед смертью старица многим предсказала будущие скорби, при этом утешила: «Бог своих никогда не оставит… Ходите в храмы, молитесь, кому Церковь не Мать, тому Бог не отец… Умру – к моим девкам ходите». На вопрос близких на кого она всех оставляет, старица ответила: «На Анисью!» Следует отметить, что по словам старицы у неё ничего не болело, лишь «тело слабело». Всю ночь с 1 на 2 мая старица утешала родных, а под утру 2 мая 1956 года велела читать отходную. На последних словах канона на исход души старица мирно отошла ко Господу. Старицы Анисия, Матрона и Агафия Старицы Анисия (1890–1982 гг.), Матрона (1902–1995 гг.) и Агафия (1910–1996 гг.) В голодные послереволюционные годы прозорливый старец Сергий предсказал Алексию и Анне Петриным, что настанут такие времена, когда в их дом будут ездить из всех окрестных сёл и привозить всё необходимое. Прозорливец предвидел, что сестры будут нести крест старчества. Он часто молился за семью Петриных, не вкушал пищу по семь или девять дней. (Этот праведник сподобился мученической кончины. Его расстреляли в Моршанске.) В 1933 году арестовали Анисию. Девушку приговорили к расстрелу, но в последний момент приговор был заменён на заключение и ссылку на10 лет. После освобождения её арестовывали дважды. Старица не любила вспоминать о тех страшных годах, говорила, что отсидела 10 лет за себя, а остальные – за весь мир. (Она отбывала срок в Сибири, на Дальнем Востоке и в Казахстане.) Однажды ночью, когда подвижница молилась, она услышала голос: «Анисья, собирайся домой». От неожиданности девушка растерялась, до конца срока ей предстояла ждать долго, она даже не могла мечтать о досрочном освобождении. Когда в молитве Анисья вопрошала: «Господи, кто же меня освободит? Последовал ответ: «Святитель Николай!» Свершилось чудо, вскоре среди ночи девушку освободили. Когда Анисья добралась до Шацка, в храме Святителя Николая совершалась всенощная великому святому, накануне дня празднования его памяти. Матрона и Агафья были арестованы в 1935 году. Их арестовали в храме, когда они украшали храм к Пасхе. Их отправили по этапу в Казахстан. Многое пришлось претерпеть сестрам в заточении в ссылке. Девушки всё делали с молитвой, в Казахстане им удалось вырастить небывалый для тех мест урожай. За добросовестный труд, сестры получали вознаграждение продуктами, поэтому часто посылали зерно родным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Собор новомучеников и исповедников Российских Преподобномученицы Агафия (Крапивникова) и Мария (Портнова) и мученицы Мария Стефани и Александра Лебедева Преподобномученица Агафия родилась в 1890 году в селе Новософьино Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье кре­стьянина Авива Крапивникова. Агафья окончила сельскую школу и, когда ей исполнился двадцать один год, решила уйти в монас­тырь. В это время стало известно, что неподалеку от них, рядом с селом Старое Чернеево, будет образована женская обитель. На этом месте стоял древний монастырь, основанный около 1573 го­да иеромонахом Матфеем, одним из первых просветителей этого края, населенного когда-то язычниками. К началу ХХ столетия обитель пришла в запустение, и церковные власти решили учре­дить здесь женский монастырь, который и был открыт в 1912 году. Первой его игуменией стала монахиня Магдалина; впоследствии, в 1924 году, игуменией стала монахиня Валентина (Цыганова), но фактически по старости и болезни игумении Магдалины она была управляющей монастырем почти сразу после его образования. Игумения Валентина родилась в 1856 году в городе Серпухове Московской губернии в семье купца. Когда ей исполнилось двад­цать два года, она поступила в монастырь в городе Кашире, где подвизалась в течение двадцати двух лет; затем она перешла в монастырь в Моршанске Тамбовской губернии, где прожила две­надцать лет, и в 1912 году была переведена в новоучрежденный Чернеевский монастырь. Вскоре после его образования в нем умножилось число монахинь и послушниц и стала расцветать духов­ная жизнь. Многие крестьянские девушки с радостью пошли под­визаться в обитель; знакомые с крестьянским трудом с детства, они не боялись сельскохозяйственных работ. Они не ждали благотворителей со стороны, не ждали и того, что монастырь, расположен­ный вдали от основных дорог, будет часто посещаться слабеющим в вере народом и будет поддержан его трудом и средствами. Глав­ная их надежда была только на Бога и на два средства – молитву и труд, и обитель стала постепенно восстанавливаться и расцветать.

http://fond.ru/kalendar/156/mariya/

Св. благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович был Великим князем владимирским. При нашествии татар семья его была сожжена в церкви во Владимире, а сам он пал в битве с татарами на реке Сити, в 1238 году. Он был обезглавлен, но совершилось чудо: голова его, положенная в гроб, прильнула к телу, так что не видно и следа отсечения. О св. Георгии повествуется, что он был очень благочестив, милостив к бедным, врагов своих отпускал от себя с дарами, соорудил много храмов и обителей. Преподобный Николай исповедник был игуменом Студийской обители. В обитель поступил он в юных летах. Здесь вместе со св. Феодором Студитом (память 26 января) много страдал от иконоборцев: их переводили в разные места заточения. После смерти св. Феодора, с воцарением благочестивой супруги иконоборца Феофила Феодоры, возвратился в Студийскую обитель и был поставлен игуменом. Благочестивый царь Василий Македонянин I часто приглашал к себе св. Николая, беседовал с ним и пользовался его советами. За страдальческую жизнь Бог наделил преподобного даром исцеления. Он исцелил от смертельной болезни Евдокию, супругу императора Василия; написал несколько песнопений; скончался около 868 года. Мученик Иадор пострадал в III веке, при Декии. Священномученик Авраамий, епископ Арвильский, в Персии, усечен мечом во время гонения Сапора II, царя персидского, в 344 году, за то, что не хотел отречься от Христа и поклоняться солнцу. 5-е число Мученица Агафия – родом из Панормы (Палермо) на острове Сицилия, дочь благородных и богатых родителей, была необыкновенной красоты. Во времена гонения от Декия, правитель острова, услышав о ее красоте и богатстве, хотел склонить ее к отречению от Христа и беззаконному супружеству; но ни ласки, ни мучения не помогли ему в этом. «Легче смягчить камень и растопить железо, чем убедить эту девицу», – сказала об Агафии Афродисия, которой отдана была она для того, чтобы убедить ее исполнить желание правителя. После жестоких мучений, когда повели ее в темницу, мирно скончалась в 251 году. Через год после кончины св. Агафьи, огнедышащая гора Этна начала извергать из себя большое пламя и великое множество растопленной лавы. Жители города Катаны, где скончалась и погребена была св. Агафия, видя близкую погибель, устремились в церковь св. Агафьи и, взяв с гроба ее одежду, стали защищаться от огня, и извержение горы прекратилось. Посему св. Агафья считается во многих местах защитницей от пожара.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Авксентий , (возрастающий, греч.) муч. севастийский, 13 дек. Авксентий , преп. вифинский, 14 февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. хадкидонского, 18 апр. Авкт , (умноженный, дат.) муч. македонский, 7 ноября. Авраам (отец множества, евр.) и Лот, пдемянник его, 9 окт. Авраам преп., еписк. каррийский, 14 февр. Аврамий , еп. арвильский, муч. персидский, 4 февр. Аврамий преп. затворник, 29 окт. Аврамий , муч. болгарский, 1 апр. Аврамий пр. смоленский, 21 авг. Аврамий , архим. ростовский, 29 окт. Аврамий пр. гадициий, 20 июля. Автоном , (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент. Авудим , муч. тенедосский, 15 июля. Авундий , (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля. Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября. Агав , (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр. Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг. Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр. Агапит , папа римский, 17 апр. Агапит , преп. печерский, 1 июня. Агапий , (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент. Агапий , муч. севастийский, 3 ноября. Агапий , муч. сицилийский, 24 янв. Агапий , муч. палестинский, 15 марта. Агапий , муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою , 19 авг. Агапий , муч. едесский, 21 авг. Агапия , (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр. Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв. Агафия , (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр. Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек. Агафодор , муч. пергамский, 13 окт. Агафодор , (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта. Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент. Агафоника , (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт. Агафоник , (благопобедитель, греч.) 22 авг. Агафон , (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта. Агафон преп., папа римский, 20 февр. Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр. Агафопус , (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек. Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря) Преподобномученик Кронид ( Любимов ) Преподобномученик Кронид родился 13 мая 1859 года в подмосковном селе Левкиево, недалеко от Волоколамска, в семье псаломщика Петра Любимова. Во святом крещении младенец был наречен Константином. Родители его Петр Федорович и Агафия Васильевна отличались благочестием и глубокой верой, которые они смогли передать и своему сыну. Родители воспитывали своих детей в страхе Божием и любви к святой Церкви, являя собой пример добродетельной жизни. Агафия Васильевна усердно молилась о том, чтобы кто-нибудь из ее детей принял священный сан. Впоследствии Константин стал монахом и наместником Лавры преподобного Сергия, а его брат Лука – священником. По достижении семилетнего возраста Константин Любимов был определен в Волоколамское Духовное училище, но курса не окончил. В 1878 году он поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником. Лавра после кончины в 1877 году преподобного Антония Радонежского хранила его дух – дух благоговейной сосредоточенности, усердия к подвижничеству, снисхождения к немощам ближних. В 1880 году Константин Петрович Любимов был призван в армию. Не имея никаких льгот, он не питал ни малейшей надежды на избавление от военной службы. Покорный воле Божией, он был готов с любовью исполнить долг перед Родиной, хотя ему было очень тяжело расставаться с обителью преподобного Сергия. Впоследствии архимандрит Кронид вспоминал: «В глубине души у меня не ослабевало упование на Всевышнего, Который лучше меня знает полезное для моей души. Вопрос обо мне должен был решиться 1 ноября в Волоколамске. По благословению наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) я выехал из обители преподобного Сергия 15 октября 1880 года...» Ночь на 1 ноября он почти не спал. Около часа ночи, забывшись в дремоте, Константин увидел знаменательный сон: дивной красоты старец в схиме вышел из ворот обители, прикрыл его полой своей мантии и повел за собой. Проснувшись, Константин понял, что на военную службу его не возьмут. И действительно, в воинском присутствии после жеребьевки прием закончился 274-м номером, а Константин вынул 283-й. Таким образом, очередь до него не дошла, и он был зачислен в ратное ополчение. «Выйдя из воинского присутствия, – вспоминал отец Кронид, – мы с родителем направились в собор поклониться местной святыне – образу святителя Николая Чудотворца. При виде лика святителя Николая во мне родилось чувство неописуемой благодарности к Богу, Спасителю моему, Его угоднику преподобному Сергию Радонежскому и к великому Мирликийскому святителю».

http://fond.ru/kalendar/1389/kronid/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010