В Синаксаре Никодима святогорца сказало тоже самое. В Русском Списке с подлинника: – подобием стар, без брады, лицом морщиноват и бледен, поживе лет 100, и зубом его испадшим. Нецыи пишут: брада, аки Сергиева. В Прологе пишется: сей святый слепому зверю иен (гиен) очи исцели. – 18 дня. Святый Кирилл иерусалимский был росту среднего, жёлт лицом, волосист, коротконос, имел лицо четвероугольное, брови прямые и ровные, бороду белую, густую и разделенную на две пряди; был прост, как житель деревни. (Из Синаксаря 1414 года) Точно так он описан Елпием Ромеем и в Синаксаре Никодима святогорца . А в Русском Списке, с подлинника сказано о нем: «в Прологе пишется; бяше по телесному воображению видом смирен, бледен, убелизнен, люп лицом, брови прави и черны, брада о челюстях бела, густа и разсохата, обычаем приветен» – 23 дня. Святый священномученик Никон был красив лицом, добродушен и храбр на войне. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием сед, брада аки Власиева подоле, на конец раздвоилась... Месяц апрель – 11 дня. Святый священномученик Антипа пострадал в глубокой старости. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием стар н сед, власы кудреваты, брада аки Власиева.... – 14 дня. Святый священномученик Симеон, архиепископ персидский, пострадал на 117 году от рождения.(Из Синаксаря 1249 года). В Русском. Списке с подлинника: – подобием стар, сед, брада велика до пояса раздвоилась. – 15 дня. Святый мученик Савва Готф пострадал 38-ми лет. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием рус, брадою и власы аки Косма бессребреник; всех жития своего лет име 38. – 17 дня. Преподобная Анфуса, дочь царя Константина Копронима, скончалась 52 лет. (Из Синаксаря 1249 года). – 24 дня. Святый мученик Савва стратилат из Готфов в молодости был весьма бел лицом и румян, а волосы на голове и в бороде имел золотистые и лоснящееся, в зрачках же глаз его выражался такой смелый и бесстрашный взгляд, какой приличен храброму и великодушному воину. (Из Синаксаря 1249 и 1414 г. и Никодима святогорца ).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

О воскресший Господи, пробуди в нас чистый разум молитвами Твоего святого апостола Петра. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 24 апреля 1. Св. мученик Савва Стратилат . В правление царя Аврелиана жил сей славный Савва в Риме и имел чин воеводы. Родом был он из племени готов. Часто посещал христиан в темницах и помогал им от своего имения. За великую чистоту и воздержание Бог наделил его властью над нечистыми духами. Будучи обвинен в том, что он христианин, святой Савва мужественно вышел пред царя, бросил к его ногам воинский пояс и во всеуслышание исповедал Владыку Христа. Его подвергли разным истязаниям: бичевали, строгали железом, опаляли свечами. Но он не испустил дух от этих смертоносных мучений, а напротив – предстал перед всеми живым и здоровым. Его товарищи по оружию, воочию убеждаясь, что Бог помогает Савве, приняли веру Христову. Сразу 70 из них были по царскому повелению обезглавлены. Святому же Савве явился в темнице Сам Христос Господь в ослепительном свете и укрепил Своего мученика. После этого святого Савву приговорили к смерти через потопление в воде. Был он брошен в глубокую реку, где и предал свою душу Богу[. Произошло это] в 272 году. Его душа отошла ко Господу, Которому пребыл он верен во многих мучениях. 2. Преп. Елисавета чудотворица . В ранней молодости приняла она монашество в обители святых Космы и Дамиана в Царьграде, взяв на себя тяжкий подвиг ради Христа Бога и ради [спасения] своей души. Себя считала она невестой Христовой, а сей – словно и не существующим. Из ее неутолимой любви к Богу проистекало и ее великое милосердие к людям, особенно к болящим и страждущим. Даро[вание]м, полученным от Бога, исцеляла она различные болезни и недуги в людях. Во время ночных молитв видели ее, всю осияваемую небесным светом. [Да] и по кончине от ее мощей источалось немало исцелений, так что к ее гробнице в течение [многих] веков стекались целые толпы недужных и скорбящих [людей]. Мирно упокоилась она в 540 году и перешла в вечную радость Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Спустя несколько дней, погребли другую женщину точно так же близ аввы Фомы, ибо обитатели того места не понимали, что почившему о Господе старцу не угодно, чтобы близ него была погребена женщина. Когда же земля извергла и эту женщину, тогда поняли, что старцу не благоугодно, чтобы кто либо был погребен близ его мощей. Обо всем случившемся известили патриарха Домна [ 3 ]. По повелению патриарха все граждане со свечами и песнопениями пошли в Дафни, взяли мощи святого, с честью принесли их в город и положили в той гробнице, в которой почивали мощи многих святых мучеников. Над мощами святого устроили малую церковь и многие исцеления совершались от его святых мощей над болящими. По молитвам его прекратилась моровая язва в Антиохии, ради чего жители Антиохии установили совершать ежегодное празднование его памяти, прославляя Христа Бога, Которому слава во веки. Аминь. Память святого мученика Саввы Стратилата и с ним семидесяти воинов Святой мученик Савва был по происхождению готфянин [ 1 ] и проживал в царствование императора Аврелиана [ 2 ] в Риме. Он имел сан стратилата, т. е. был воеводой и был верен и угоден Небесному Царю, Господу нашему, Иисусу Христу. Он часто посещал в темницах страдальцев за имя Христово, оказывал им помощь из своего достатка, укреплял их к терпеливому перенесению страданий и возбуждал их к мужественным подвигам. Такая добродетельная жизнь его была столь угодна Богу, что он, ради чистоты и постничества святого, даровал ему власть над бесами, и он изгонял из людей нечистых духов. Вскоре было донесено царю, что святой Савва — христианин, и он был приведен к царю на допрос. Здесь он безбоязненно исповедал Христа и, отвязав свой воинский пояс, бросил его, отвергая и сан воеводский, являя вместе с тем свою готовность идти на всякие мучения за имя Христово. Тогда, по повелению мучителя, святого повесили и жестоко били, потом жгли огнем и, наконец, бросили в котел с кипящей смолой. Но святой, охраняемый невидимою силою Божиею, остался цел и вышел из котла невредимым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

На Росткине храм камен Царь Константин, приделы два: Дмитрий Великомученик да Илья Пророк. На Яневе храм камен Царь Константин, 2 придела: Дмитрий Великомученик и Илья Пророк. На Яневе храм камен, 40 Мученик, а у него два придела: Покров Богородицы да три Отроки, Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп. На Щеркове храм камен ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, у него два придела: Феодор Тирон да Игнатий Священномученик. На Розваже храм камен Преображенье Христово да придел Василий Кесарийский. На Розваже ж монастырь мужской, а в нем храм камен Никола Чудотворец; трапеза древяна, а в ней храм Благовестие Богородицы, да придел Антип Священномученик; на воротах храм древян Варлаам Преподобный. На Козмодемьяне храм камен КОЗМА и ДАМЬЯН, да два придела: Покров Богородицы да Екатерина Мученица. Другой храм камен Савва Освященный да придел Собор Иоанна Крестителя. На Холопье храм камен, Козма и Дамьян, да 3 придела: Преображенье Христово, Никола Чудотворец, Екатерина Мученица. На Боркове храм камен Георгий Мученик, да трапеза древяна, а в ней храм Рождество Христово. На Яковле улице три храмы каменны: ЯКОВ АПОСТОЛ, а придел Покров Богородица; храм НИКОЛА Чудотворец, храм ПАНТЕЛЕЙМОН Мученик, а в нем Чудотворец Никола Кочанов лежит. На Дославе храм камен МИНА Великомученик, да храм древян, Преподобная Мария Магдалина. В городе Земляном, на Лукинской, Лука Апостол, камен. На Здвиженской Воздвиженье Честного Креста, камен. На Рядетине Троица, камен. На Новинке: Василий Парийский древян Василий Кесарийский камен, Образ Нерукотворен камен, Введенье Богородицы камен, Иоанна Усекновение, да Никола Чудотворец, каменны – Архистратиг Γαвриил, камен. Монастырь девич Варварин, а в нем храмы: Варвара, да все Святые, каменны. На Волосове храм ВЛАСИЙ, камен. На Добрыне храм Иаков Апостол, камен. Монастырь девич на ДЕСЯТИНЕ – храм Успение Богородицы, камен. В Козмодемьянском Заполье храм древян Пречистой Богородицы Успенье. В Чудинцовском Заполье монастырь мужской, а в нём храм камен, Никола Чудотворец; трапеза каменная, а в ней храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

Фульдская летопись (Фульдские анналы) – Annales Fuldenses sive annales regni Francorum orientalis/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. Шафенбургская хроника (анналы Ламперта Херсфельдского) – Lampertus, monachus Hersfeldensis. Opera/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1894. Эйнхард – Einhardus. Vita Karoli Magni/Ed. 0. Holder-Egger. Hannover, 1911. Экумений – Oecumenius. Opera omnia/Patrologiae cursus completus: Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1864. Т. 118–119. Glagolita Clozianus (Клоцев сборник) – Dostdl A. Clozianus. Praha, 1959. Notitiae episcopatuum – Darrouzes J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Вселенские святые, подвизавшиеся или скончавшиеся на территории будущей российской империи (в Крыму и на Кавказе) до крещения Руси 628 I век Св. апостол Андрей Первозванный († 62, память 30 ноября) – проповедник Евангелия в Крыму, Закавказье и по Днепру («на горах Киевских»), в будущих пределах Новгородских, на о. Валааме. Св. апостол Симон Кананит (память 10 мая) – проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался. Св. апостол Матфий († 63, память 9 августа) – проповедник Евангелия в Колхиде. Св. апостол Варфоломей († 68, память 11 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 64–68 гг., где и скончался мученически. Св. апостол от 70-ти Фаддей († 44–50, память 21 августа) – проповедник Евангелия в Великой Армении. Св. апостол Иуда Фаддей Левий, брат Господень († ок. 80, память 19 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 66–69 гг., где был распят на кресте. II век Священномученик Климент, папа Римский, и его ученики свв. Корнилий и Фив († ок. 101, память 25 ноября) – в 98 г. сосланы в Херсонес Таврический, где и скончались. Свв. мученики Инна, Пинна и Римма, Готские (нач. в., память 20 января). III век Свв. мученики Калогер и Парфений, из Армении († 249, память 19 мая). Свв. мученик Савва Стратилат и с ним 70 воинов мучеников Готских († 272 в Риме, память 24 апреля). IV век Св. мученик. Василиск († ок. 308, память 22 мая) – был сослан и принял мученичество в местечке Команы (Абхазия).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Пятая частица вынимается во имя святых мучеников и полагается во втором ряду. Вынимая частицу, священник произносит: Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины, и всех святых мучениц. Шестую частицу священник вынимает со словами: Преподобных и богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго и всех преподобных отец, и преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни, и всех святых преподобных матерей. Эта частица полагается во второй ряд по левую сторону Агнца. Седьмая частица вынимается со словами: Святых и чудотворцев, безсребренник: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, и всех святых безсребренников. Полагается она по левую сторону Агнца в третий ряд. Восьмая частица вынимается со словами: Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (имя рек), егоже есть храм и его же память совершаем, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже – и полагается в третий ряд по левую сторону Агнца. Девятая частица вынимается во имя святителя Иоанна Златоустог о или Василия Великого , смотря по тому, чья из них совершается литургия. При этом произносятся слова: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго (или Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския). Этой частицей завершается третий ряд девяти чинов снизу. Частицы из третьей просфоры кладутся рядом сверху вниз, а не слева направо, так как в служебнике сказано, что частицы полагаются долу от Агнца. Другие две просфоры предназначены для изъятия из них частиц в воспоминание членов торжествующей и воинствующей Церкви, т.е. всех людей живых и умерших. Этот обряд идет от первых христиан, которые при воспоминании о Христе всегда вспоминали и всех тех, которые были ближе к сердцу Христа исполнением Его заповедей и святостью жизни своей. Вынутые частицы священник полагает на дискос возле Агнца, изображающего Христа, так как ученики Его горели пламенной любовью к Нему и всегда желали быть везде и всюду рядом со своим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

царь Константин и царица Елена; вверху серафим (на откосах окна), Воздвижение Честного Креста Господня (над окном, под сводом); св. мученик Василиск, св. Иоанн Белгородский (см. таб. XX), свв. князья Ярославские – Федор, Давид и Константин; Изведение из темницы св. апостола Петра; Двенадцатилетний Иисус в синагоге между учителями (все эти изображения на правом столбе); Чудо архистратига Михаила в Колоссах, Изгнание торгующих из храма; преп. Савва Освященный, преп. Евдокия и Евпраксия – (все на левом столбе), Богоявление Господне, Сретение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим (в среднем своде); пророки Софония, Наум, Елисей, Иеремия (под аркой, к иконостасу); мученицы Екатерина, Варвара, Анна, Фекла (в своде левой стороны); мученики Феодор, Тирон, Вонифатий, Трифон, Андрей Стратилат (в своде правой стороны); восемь серафимов (по четыре на правой и левой сторонах); свв. царицы Александра и Ирина; свв. Леонтий и Фокий (под аркой, к иконостасу); свв. Христина и Улияния; мученики Кир и Иоанн (под второй аркой); Богоматерь Печерская; притча о богаче (над аркою к своду); Закхей; два апостола, отвязывающие ослицу, «Христос посылает учеников уготовати пасху» (под аркой, над хорами); мученицы Параскева и Пелагея; мученикиСтратоник и Диомид (над аркой, к своду). Многие, говорит Иван Егорович Забелин, находят, что вся стенопись отличается своей близостью к итальянским образцам первого времени (?!). В особенности это обнаруживается не только в раскраске, т.-е. в самом письме, сколько в первоначальном его очерке или прописях, исполненных в значительной степени художественною работою. – Если мы припомним, – продолжает он, – что в том же Благовещенском соборе находится четверочастная икона (у южной стены, на правом клиросе), в коей одно изображение – «Единородный Сыне» – указывает на рисунок Чимабуэ, а другое – «Во гробе плотски» писано без изменений с рисунка Перуджино; если при этом за достоверное известно, что эта икона писана в 1554 году псковскими мастерами, призванными в Москву вместе с мастерами новгородскими, именно для восстановления Иконописания и стенописания в Благовещенском соборе после пожара 1547 года, то нам весьма будет понятно появление и в первоначальной стенописи собора приемов итальянского же мастерства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Савва Стратилат, Римский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Савва Стратилат, Римский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Савва Стратилат, Римский, мч. Мученик Савва происходил из готфского племени. Своей храбростью он достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270 - 275). С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа, помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и Именем Христа исцелял больных, изгонял бесов. Когда император узнал, что святой Савва христианин, он потребовал от него отречения. Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру. Его били, опаляли свечами, бросили в котел со смолой, но мученик оставался невредимым. Видя его мучения, уверовали во Христа 70 воинов, которых тут же усекли мечом. Святого Савву бросили в темницу. В полночь во время молитвы мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы. Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, мученик Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке (+ 272). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Савва Стратилат, Римский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3306

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010