Потом беседуя со своим конём как бы с человеком, он сказал: – Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при помощи Христа, да одолею я врага. Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змия. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змию: – Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне. Змий, услышав голос святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, который, терзая и попирая вышедшего змия, встал на него всеми четырьмя копытами. Тогда воин Христов Феодор поразил змия мечом и, убив его, произнес: – Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змием! После этого он благополучно возвратился к полку своему, радуясь и славя Бога. Граждане Евхаит и окрестные жители, услышав об этом, вышли на то поле и, увидев змия убитым святым Феодором, удивлялись и взывали: – Велик Бог Феодоров! Тогда уверовало во Христа множество из народа, и особенно воины, и все они, крестившись, стали единым стадом Христовым, прославляя Отца и Сына и Святого Духа. После этого святой Феодор, проживая в Гераклее, проповедовал Христа истинного Бога, и многие из язычников обращались ко Христу. Каждый день граждане собирались для крещения, и уже почти вся Гераклея приняла святую веру. Услышав обо всем этом, нечестивый царь Ликиний весьма огорчился и послал из Никомидии, где он тогда сам пребывал, в Гераклею сановников с телохранителями своими, дабы они, взяв Феодора Стратилата, привели его к нему с честью. Когда они пришли в Гераклею, святой Феодор принял их с почетом: он угостил их и каждому дал по подарку, как слугам царя. Потом они стали звать святого к Ликинию: – Иди, – говорили они, – в Никомидию, к царю, который тебя так любит; ибо он, услышав о твоей храбрости, о красоте и премудрости твоей, весьма желает видеть тебя, намереваясь почтить твою доблесть достойною почестью и дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мощи его под спудом и мраморная плита над ними по временам источает миро. Христ. Чтен. 1863 г. Ч. I. стр. 439.     Св. мученики 1003. Страдание их, вероятно, описано египтянином, потому и месяц выставлен египетский. Страдавшие, может, были частию из Египта или мощи некоторых из них перенесены в Египет. «Простота и краткость изложения, точность в обозначении времени страдания и свидетельство Евсевия (Ц. И. кн. гл. 6) о множестве пострадавших в Никомидии при самом начале Диоклитианова гонения указывают на древность сего сказания». Св. Дим. Ростовский стр. 159. В месяцеслове Василия и в греч: минеях ошибочно поставлено 3000 мучеников вместо 1003 (χιλιων τριν вместо χιλιων και τριν); неверно мученик Петр назван архиепископом александрийским; память сего Петра у нас 28 декабря. Сн. 2 сентября о 3618 мучениках. 8     Св. Феодор стратилат. Он замучен 8 февр. в субботу в 3 час дня. Это должно быть по вычислению в 319 году. Страдания его описаны очевидцем слугою святого Уаром писцом, которого св. Феодор просил написать день его кончины и положить мощи его в Евхаитах. Впоследствии император Иоанн Цимисхий (969—976) за помощь, оказанную ему св. Феодором, поражавшим во время войны с русскими ряды их воздвиг великолепный храм великомученику на месте устаревшего прежнего и назвал город вместо Евхаит Феодорополем. Св. Феодор издревле считался патроном воинов. Уар в некоторых рукописях и у Никодима называется Авгарь, что значит: преданный роскоши, по толкованию Исихияа. (сн. у Ассемани о смешении актов у Фабриции двух Феодоров Тирона и Стратилата. Calend. Т. VI. 118.) Паломник Антоний, бывший в 1200 г. в Царьграде, пишет: «у Вдахерны во церковных палатах ер. Феодор стратилат лежит и щит и меч его туже». Когда мощи его перенесены из Евхаит в Царьград, неизвестно.     Св. прор. Захария. У Созомена говорится об обретении мощей прор. Захарии при импер. Гонории, но не сего, а убитого царем Иоасом (кн. 9, гл. 17). В Деян. св. (Sepm. 11. 655) разбираются мнения о Захарии, убитом между церковию и алтарем (Мр. 2335), и автор склоняется в той мысли, что Спаситель здесь разумел сего Захарию пророка из 12.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елиссея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков. Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. [Греч.: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков: ] И взем частицу, полагает ю доле первыя благочинно. Таже паки глаголет: Святых славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. И, изъяв частицу, помещает ее ниже первой, по порядку. Затем продолжает: Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, [Двенадцати, Семидесяти] и всех (прочих) святых апостолов. И тако полагает третию частицу доле вторыя, скончавая первый чин. И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд. Таже глаголет: Иже во святых отец наших святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра и Алексия, и Ионы, и Филиппа, и Ермогена, Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей. Затем произносит: Святых отцов наших [великих] иерархов и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских, Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей. И взем четвертую частицу, полагает ю близ первыя частицы, творя второе начало. И, взяв четвертую частицу, помещает ее рядом с первой, начиная второй ряд. Таже паки глаголет: Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик. И мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц. И продолжает: Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/proskomid...

Святой Лука пробыл у матери четыре месяца, но, стремясь сердцем и душой к Богу и житию безмолвному, начал просить у неё позволения удалиться в пустыню. Богобоязненная Евфросиния благословила его, ибо знала она, что Бога должно почитать и любить более, нежели родителей; и её молитвы для праведного Луки были вторым вождём на пути спасения. Мученик, защищающий мучителя Когда злочестивый Лициний, истощив все мучения на святого Феодора Стратилата 138 , изрёк ему смертный приговор, тогда для предупреждения мятежа со стороны христиан, которые – как думал он – будут защищать страдальца, отряжен был воинский начальник, именем Сикст, с тремястами воинов. Но все они, увидев чудеса, совершаемые Феодором, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. К ним присоединилось множество народа; повсюду гремели восклицания: «Един есть Бог, Бог христианский, и нет Бога, кроме Него! Не хотим повиноваться тому, кто не повинуется Иисусу Христу». Смятение ежеминутно усиливалось; один из язычников бросился с кинжалом на Стратилата, но Сикст отразил удар и поверг его без головы; другой идолопоклонник поразил Сикста. Должно было ожидать величайшего кровопролития. Но кто из святых мучеников употреблял преступления других в свою пользу?.. И Феодор воззвал велегласно: «Возлюбленные о Христе братия! Перестаньте защищать меня; когда распинали Господа моего Иисуса Христа, Он не восхотел, чтобы Ангелы творили отмщение убийцам Его. Не воздвигайте брани на Лициния: хотя он, по своему жестокосердию, восхотел быть слугой гееннского могущества, но вам, как христианам, должно внимать гласу Господню, возвестившему, что «несть власть, аще не от Бога», вам должно в царе своём почитать слугу Божьего». Этим и тому подобным образом уговаривая народ, святой великомученик преклонил под меч главу свою, а мятущийся народ, почитая совет праведника не иначе, как заповедью Господней, облегчил горесть свою торжественным погребением тела его, чему не дерзнул воспрепятствовать и мучитель Лициний. Дух клеветы Когда святитель Христов Харлампий 139 из Магнезии ведён был под стражей в Антиохию к императору Северу, который хотел лично допросить его, тогда дух злобы, преобразившись в старца, предстал тирану и, сетуя о своём несчастии, сказал: «Повелитель вселенной! Я царь скифский, но теперь скитаюсь, как последний из рабов; горестна участь моя, но всего тягостнее для меня, что человек низкий и ничтожный был причиной моего злосчастия... Некто Харлампий, великий волшебник, взбунтовал моё воинство и возмутил против меня весь народ. Всеми оставленный, я прошу твоего покровительства; и если благоволишь принять советы изгнанника, берегись опаснейшего из чародеев: имя какого-то Иисуса в устах его имеет такую силу, которая всех привязывает к нему до безумия». Ещё дух клеветы не кончил речи, как святого Харлампия представили к императору. Демон, будто поражённый внезапным ужасом, отступил далее, а Север затрепетал от ярости. Нельзя исчислить мучений, которые человек Божий должен был вытерпеть!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Ну, как, братие, из подобных примеров не почерпать терпения и ободрения при служении больным, как бы трудно оно ни было? Представишь подобный пример, сейчас же и скажешь: " так ли я хожу за своим больным? То ли я терплю? " Тогда и ропот утихнет, и уныние отойдет, и уход, конечно, сделается несравненно легче. Да, братие, примеры святых великое дело; и самое лучшее в них то, что они смиряют нас, ободряют и учат любить Бога и ближних не словом, а делом. Аминь. Благочестивые, когда терпят бедствия без вины, не должны унывать (Мучение святого славного великомученика Феодора Стратилата) Во время тяжких бедствий многие и из благочестивых падают духом, изнемогают и говорят: " Бог оставил меня, иначе Он бы видел, что я терплю, и явился бы помочь мне! " Так ли? Нет. Господь все видит, все знает и никогда не попустить рабам Своим искуситься паче, нежели могут; если же и попускает на них бедствия и иногда очень тяжкие, то единственно лишь для того, чтобы даровать им высшую награду на небе, как претерпевшим до конца. В доказательство последнего возьмем ничто из повествования о страдании св. великомученика Феодора Стратилата. Когда он был распят на кресте и, кроме ужасных страданий от пригвождения ко кресту, терпел еще другие ужасные истязания, то среди них изнемогший и духом и телом, наконец воскликнул: " Господи, Господи, Ты мне предрек, что Ты со мною; зачем же ныне оставил меня? Вот пришло время помощи! Помоги мне, поскольку я переношу все эти страдания ради Тебя и из любви к Тебе терплю такое мучение. Укрепи меня, Господи, или возьми душу мою от меня, ибо более не могу терпеть " . Сказавши это, мученик умолк. Мучитель Ликиний из этого молчания заключил, что святый умер и, отпавши повеление оставить тело его на кресте до утра, оставил место казни. В полночь же явился Ангел, отрешил тело святого от креста, облобызал его и сказал: " Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, истинного Бога; вот с тобою Бог. И зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи подвиг твой и придешь к Господу взять уготованный Тебе венец " Сказавши это, Ангел стал невидим, а святый стал хвалить и благодарить Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

воин с бородой (вмч. Феодор?), пронзающий копьем змея, Богоматерь с Младенцем, мученик. Фигуры святых высечены и на др. колоннах. На одной из плит представлено «Распятие»: в центре нижнего яруса изображен распятый Христос в длинном одеянии, в верхнем ярусе - 2 павлина и 2 ангела. Архаизирующая линия сохраняется в рельефах X в., происходящих из отдаленных областей Грузии: Джавахети (Азаврети, Бавра, Хоспио, Орджалари, Табацкури, уравельская Агара и др.), Квемо-Картли (Адзикви, Бза, Гумбати, Шипиаки), из горных районов Рача и Кударо (Джоисубани (Шромисубани), алтарная преграда Схиери, Надарбазеви, Кваисаджвари). Стилистическими новшествами этого периода стали центрально-симметричные композиции и использование невысокого рельефа геометрических форм. Характерные типажи и заполнение плоскостей линиями, кругами, точками сближают рельефы Джоисубани с декором алтарной преграды Схиери (Рача) и соседнего Кударо (Надарбазеви, Кваиси); стилистика рельефов из храма в Бза в Квемо-Картли указывает на влияние резьбы по дереву. Рельефы в Петобани, Зарзмис-Цкаро, Корого, Зегани, Цкаростави свидетельствуют о поиске новой пластической выразительности, попытках придать фигурам объемность, а композициям - глубину. Нередко условность пропорций, статичность поз и жестов, изображение частей тела в различных поворотах придают изваянным в горельефе фигурам оттенок отрешенности, «надмирности». Вмч. Феодор Стратилат. Рельеф ц. Джоисубани. Х в. Вмч. Феодор Стратилат. Рельеф ц. Джоисубани. Х в. Часто на фасадах сосуществуют оба стиля. Так, в храме в Вале фигуры на карнизах и в тимпанах объемны и весомы, а декор вост. окна и отдельных плит плоскостно-графичен. Изображения ктиторов на подкупольных тромпах храма в Кумурдо (964) и орнаменты алтарного окна с символами евангелистов исполнены в плоскостно-графическом стиле, а головы ангелов в нишах на тромпах юж. портика - в высоком рельефе. На барабане храма в Долискане фигура царя Сумбата с моделью церкви выполнена в горельефе, у окна юж. фасада в невысоком, графически проработанном рельефе изображены архангелы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Кроме того, есть здесь часть древа честного Креста Господня. До Кареи от скита полтора часа ходу. 9. Пантократор (идиоритм) Пантократор от Кареи на расстоянии двух часов ходу, от Ставроникиты – около часа. Здешний собор посвящен Преображению Господню. При северо-восточной колонне стоить чудотворная икона Божией Матери, так называемой здесь Герондиссы. Кроме части животворящего Древа, здесь находятся следующие святые мощи: Части руки и ноги св. Апостола Андрея; глава св. Иоанна Милостивого; часть руки св. Иоанна Златоуста : части рук св. Афанасия Константинопольского и священномуч. Харалампия; глава преподоб. Иоанникия Великого; глава св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона; части св. мучеников Меркурия и Артемия; часть руки св. муч. Евстафия Плакиды; части рук св. мучеников Кирика и Иулитты; части св. великомучеников Пантелеимона и Ермолая; части преподоб. отцов в Синае и Раифе избиенных; св. муч. Антипы, Прокопы и Фотинии; глава св. бессребреника Космы. В Пантократоре, исключая главного собора, параклисы: 1) Успения Пресвятой Богородицы; 2) собор Архангелов; 3) Вознесения Господня; 4) св. Предтечи Иоанна; 5) святителя Николая; 6) св. Георгия Победоносца; 7) св. Пантелеимона. Пантократору же принадлежит келья «Достойно», где по преданию воспел св. Ангел пред иконой Богоматери: «Достойно есть» и проч. Главные основатели Пантократора: император Греческий Алексий Стратопедарх и брат его Иоанн, сначала вельможа Византийского двора, а потом князь Молдо-Влахии. Начало Пантократора относится к 14 веку, именно к 1361 году. В ризнице Пантократора замечательная редкость – Евангелие, усвояемое св. Иоанну Кущнику. 10. Ставроникита (идиоритм) От Ставроникиты до Кареи – полтора часа ходу; до Ивера – около часа. Храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь. находится его чудотворная икона мозаической работы. Кроме небольшой части животворящего Древа Креста Господня, хранятся здесь мощи: рука св. праматери Анны; кость с кожей и плотью от руки св. Василия Великого ; правая рука священномуч. Елевферия; кости от локтей св. Иоанна Златоуста , св. Григория Богослова и св. архидиакона Стефана; части св. четыредесяти мучеников и св. бессребреников Космы и Дамиана; ребра св. мучеников Карпа и Папилы, и св. Иоасафа, царевича индийского; кость от руки св. Феодора Стратилата; кость св. Амвросия Медиоланского ; миро св. Димитрия Солунского: миро св. Николая Чудотворца; «челюсть с тремя зубами» св. Иоанна Предтечи; смешение персти, костей и крови дву тьму св. мученик в Никодимии сожжённых, и часть св. муч. Трифона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бармы имеют форму круглого широкого ворота с косым разрезом справа. По синей камке в восьми киотчатых клеймах вышит полнофигурный Деисус. Справа от разреза изображен сидящий на престоле с высокой спинкой благословляющий Спас Вседержитель с раскрытым Евангелием. Симметрично в трехчетвертном повороте справа и слева от него в молитвенных позах изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил с мерилами и зерцалами, апостолы Петр со свитком и Павел с Евангелием. Апостолов разделяет прямоличная фигура Николая Мирликийского с разведенными руками (одна – благословляющая, в другой – Евангелие на плате). Вверху между фигурами Деисуса в семи миндалевидных клеймах – поясные прямоличные фигуры святых. Направо от Спаса два святителя ( Василий Великий и Григорий Богослов ?), молодой мученик (Георгий), мученик средовек (Феодор Тирон?); далее в одном медальоне – обращенные к кресту посредине Константин и Елена и два медальона с мучениками – средовеком (Феодором Стратилатом) и молодым (Димитрием Солунским). Над ними восемь прямоличных и два профильных (у разреза) херувима. Личное шито тонким некрученым шелком светло-песочного цвета. Волосы и бороды у апостола Петра и у святителей – светло-песочного цвета. У остальных коричневые, гак же, как черты ликов, контуры и детали рисунка. Одежды шиты прядеными золотными нитями с яркими цветными шелковыми прикрепами, в основном зелеными и вишневыми (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «черенок», «городок», «клопчик», «рядки», «перышки»). Мерила ангелов шиты малиновым шелком. Подкрылья – зеленым. Позёмы – сканым золотом со светло-зеленым шелком. Клейма образованы золотными шнурами, внутри которых была, видимо, жемчужная обнизь. Такие же рамки идут по краям барм. Среди медальонов выложен узор под обнизь жемчугом из толстых белых хлопчатобумажных нитей, очерченных золотным шнуром, в виде растительной с завитками гирлянды и круглых клейм под дробнички или драгоценные камни. По краю барм идет кайма из такого же настила под жемчуг в виде четурехугольных плетенок, чередующихся с ромбами (для дробниц?). Подкладка из малинового атласа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Тамо узриши (и поклонишися) многи и различныя мощи, из них же и сия: Святаго Георгия мученика часть. Святаго Иоанна Златоустаг о. Святых Безсребреников. Нога святыя Макрины цела. Святаго первомученика и архидиакона Стефана часть. Святаго Киприана нога цела. Святаго Василия Амасийскаго рука вся. Миро святаго Димитрия. Святаго Апостола Петра кровь. Святаго Пантелеймона часть. Нога святаго Михаила Синадскаго. Святаго Афанасия Великого часть. Святаго Апостола Луки. Святаго Апостола Варфоломея. Святаго великомученика Ермолая. Святаго мученика Меркурия. Святаго Иоанна патриарха Константинопольскаго, постника. Святаго Стефана новаго. Святаго Ипатия. Святых 40 мученик. Святаго Агафаггела. Святых 5 мученик. Святаго Евстафия. Святых Феодоров, Стратилата и Тирона. Святаго и праведного Лазаря. Святаго Нестора. Святыя Анастасии. Святаго Иакова Персянина. Глава святаго мученика Фотия– И иныя различныя частныя мощи. На праве, яко же входишь в церковь , обретается придел святаго Николая. А на леве Собор Архистратигов. Обретается и церковь иная древняя Предтечева, внутрь монастыря, имущая четыре столпы мармаровыя зеленыя, и помост изрядный. И ина церковь Пресвятыя (близ врат монастырских), свинцепокрыта, создана от пресветлейшаго государя Тверскаго Асотана. В сем обегается икона Владычицы, яже именуется и Портаитиса Придверница, яже прииде по морю сама во время иконоборства. Обретаются же лампады пред святою иконою оною сребряныя 14-ть, кроме иных, неусыпаемыя. Обретается и иеромонах (прозмонарий ключарь) благоговейный и добродетельный, един тамо всегда обретался и служа церкви, которой и поет повседневное последование в ней и молебны. Икона же та вся украшена есть златом и камением честным. Поверх себе имать покров изрядный, и окрест ея висит лампад осмдесят сребреных, и внизу под собою имать различныя обетования многоценная, иконы малыя и нанедренники сребропозлащенны. Икона вельми чудотворная, имать же и знак ножеударения на шии, отнюду же истече крови много, и видится даже до днесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона кругловата, на ней вырезано на кости образ архангела Михаила. Икона резана на древе на кипарисе – образ Спасов да Пречистой Богородицы да Иоанна Предтечи, оклад серебрян золочен, сканный, в нем 2 хрусталя да 4 камешка червчатые да 2 зеленые, в гнездах, плохие, во главе жемчужина – уродец, назади подпись: . (л. 100) Икона серебряна золочена месты, на ней трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, назади подпись: Древо животворящее, риза Спасова, губа, персть, мощи Луки Евангелиста и иных святых, а по осмотру ризы Спасовы нет. Икона серебряна золочена, невелика, вырезано на кости Знамение Пречистой, во главе жемчуг. Икона серебряна золочена, на ней образ Живоначальной Троицы резан на кости, в окладе 4 яхонта лазоревых да 4 винисы да 8 жемчугов уродоваты да в привеске 4 зерна жемчужных на спнях. Икона с мощами серебряна, бела, а в ней двух мест нет, на передней цке Распятие Господне, чеканное, на задней цке подпись греческая, главы нет. Икона серебряна золочена, в ней за слюдою крест с мощами, на притворе Сошествие Святого Духа, на другой стороне Преображение Спасово, кругом подпись – тропарь да кондак. (л. 101) Икона невелика, золота, во главе камешек – искорка лаловая, на ней навожено чернью трое святителей – Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Димитрий мученик, а на другой стороне Александр мученик, преподобный Никита. Икона золота, на ней образ Пречистой Богородицы на престоле, оклад чеканный, в гнездах 3 лала, один испорчен да бауса да 8 зерен гурмыцких, во главе яхонт лазорев. По переписным же книгам иконы комнатные. Икона золота, вырезан на яшме зеленой образ царя Константина, обложена золотом, во главе камня нет, в закрепках у иконы и по углам 11 зерен жемчужных скатных, да в окладе 2 яхонта лазоревых, 4 изумруда да лал, назади Феодор Стратилат да пророк Иеремия – навожены чернью, на ней сорочка бархат червчат, репей – низан жемчугом. Икона обложена серебром сканным, золочена, на кости резаны праздники, во главе Спасов образ, на другой стороне цка бела, вверху вырезан образ Спаса Вседержителя, по сторонам Иоанн Воинственник да Василий, иже в Персиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010