Однако история споров на этом не закончилась, и полемика продолжилась на страницах религиозно-философских журналов и газет. В полемике на стороне имяславцев участвовали многие видные религиозные философы начала XX века, в том числе священник Павел Флоренский (1882–1937), М. Д. Муретов (1851–1917), С. Н. Булгаков (впоследствии протоиерей), Н. А. Бердяев , В. Ф. Эрн (1882–1917); точку зрения противников имяславия озвучивал С. В. Троицкий (1878–1972). В 1914 году в судьбу имяславцев вмешался император Николай , что способствовало значительному смягчению позиции Священного Синода. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов вернулся к проблематике имяславских споров и сформировал специальный подотдел по имяславию во главе с архиепископом Феофаном (Быстровым) . Однако Собор не успел вынести по данному вопросу какое-либо окончательное решение. Споры о почитании имени Божия продолжались в течение всего XX века – как в России, так и в эмиграции 227 . Православие в русской культуре XIX века В течение многих веков православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры. В допетровский период светская культура на Руси практически не существовала: вся культурная жизнь русского народа была сосредоточена вокруг Церкви. В послепетровскую эпоху в России сформировалась светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке. Отпочковавшись от Церкви, русская культура, однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей православие, и вплоть до революции 1917 года сохраняла живую связь с церковной традицией. В послереволюционные годы, когда доступ к сокровищнице православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге, о Христе и Евангелии, о молитве, о богословии и богослужении Православной Церкви через произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, других великих писателей, поэтов и композиторов. В течение всего семидесятилетнего периода государственного атеизма русская культура дореволюционного периода оставалась носительницей христианского благовестия для миллионов людей, искусственно отторгнутых от своих корней, продолжая свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, которые атеистическая власть ставила под сомнение или стремилась уничтожить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1245 Речь идет о развалинах базилики, воздвигнутой императрицей Евдокией в 440450-х гг. Вопреки позднейшему греческому преданию, локализующему место побиения камнями первомученика Стефана в долине Кедрона близ Гефсиманских ворот, описываемое Антонином археологическое открытие подтвердило древнюю традицию, утверждавшую, что церковь , построенная на месте его мученичества, была расположена за Дамасскими воротами (ныне доминиканский монастырь Сент-Этьен, на территории которого находится Французская Библейская Археологическая школа). Там же находились обретенные в 418 г. мощи Первомученика до их перенесения в Константинополь. 1247 Имеется в виду епископ Хрисанф (Ретивцев Владимир Николаевич; 1832–06.11.1883) – выдающийся церковный ученый и богослов. Родился в семье сельского священника в Бежецком уезде Тверской губернии. Окончил Бежецкое ДУ, Тверскую ДС (1852), МДА (1856). Магистр богословия (1857), доктор богословия (1878). Преподаватель Костромской ДС (1856), Казанской ДА (1858). Профессор СПбДА (1865). Ректор СПбДС (1869). Принял монашество (1857), архимандрит (1866). Епископ Астраханский и Енотаевский (1874), Нижегородский и Арзамасский (1877–1879). Умер на покое в Московском Донском монастыре. В библиотеке Антонина имелась книга Хрисанфа «Религии древнего мира в их отношении к христианству» (СПб., 1873. Т. 1), за которую автору была присвоена докторская степень. См.: Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 178. 1248 Архиепископ Димитрий (Муретов Климент Иванович; 11.02.1811–14.11.1883) – выдающийся церковный деятель и богослов, учитель о. Антонина в Киевской Духовной Академии. Родился в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона. Окончил Сапожковское ДУ, Рязанскую ДС (1831), Киевскую ДА со степенью магистра (1835). Оставлен в академии бакалавром. Профессор богословских наук (1837), инспектор (1838) и ректор КДА (1841). Принял монашество студентом (1834), архимандрит (1838). Епископ Тульский (1851), Херсонский (1857, с 1860 архиепископ). Затем архиепископ Ярославский (1874), Волынский (1876), вновь Херсонский и Одесский (1882).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Филарет Гумилевский , архиепископ черниговский Время было особенно счастливо для наук исторических, и особенно для истории русской. Ещё история Карамзина, сама явившаяся результатом стремлений своего времени, дала сильный толчок к изучению родной старины. При Николае I признано было потребным усилить изучение русской церковной истории в семинариях. Тогда же, в 1850 году, святейший синод сделал распоряжение, чтобы по епархиям были составлены историко-статистические описания, а чтобы появление их было возможно, рекомендовалось учредить епархиальные историко-статистические комитеты. Эти комитеты собрали массу дорогого материала, пробудили интерес к изучению местной истории, открыли множество совершенно неизвестных дотоле документов и открыли возможность появления историко-статистических описаний епархий, которых вышло в свет немало 357 . Теперь сделано было распоряжение об описании консисторских архивов. В 1865 году высочайше учреждена, по докладу обер-прокурора, графа Дмитрия Толстого, комиссия для разбора и описания синодального архива, из учёных архивистов, и стала выпускать две серии своих трудов: подробное описание архива и полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. В 1855–1869 году издано описание московской синодальной библиотеки, протоиерея Александра Горского и профессора Невоструева. Сильно подогревали интерес к родной истории и ежегодно регулярно появлявшиеся тома истории России Соловьёва, выходившей в свет с 1851 года и наряду с гражданскими и военными занимавшейся в значительной степени и духовными делами. Всё это способствовало появлению исторических трудов. Из духовных ораторов наиболее выделились преосвященный Димитрий Муретов , епископ тульский, потом архиепископ херсонский, ярославский, волынский и снова херсонский, скончавшийся в 1883 году, представитель учительной проповеди, и представители проповеди публицистической с разными у каждого оттенками, преосвященные: Иоанн Соколов , епископ смоленский, ранее ректор петербургской академии, скончавшийся в 1869 году, Амвросий Ключарев , сначала московский священник, потом московский викарий и затем архиепископ харьковский, и Никанор Бровкович , архиепископ херсонский, скончавшийся в 1890 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Св. Димитрий прославился как церковный писатель. Ему принадлежат следующие сочинения: «Зерцало православного исповедания» и «Розыск о раскольнической Брынской вере», «Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучающея и молящея в тайне», «Поклонение Св.Троице», «Духовные псальмы или песнопения», «Диарий», «Руно орошенное», «Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова», около 100 поучений, несколько духовных драм, из которых самая знаменитая – «Рождественская». Память 21 сентября. – 30, 213. Димитрий – епископ Тульский и Белевский. 16 января 1811 † 14 ноября 1883. В мире Климент Иванович Муретов. Родился в семье диакона села Путинского Пронского уезда Рязанской губернии. Окончил Сапожковское духовное училище, Рязанскую семинарию и Киевскую духовную академию. В 1834 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а в 1835 г. – в иеромонаха. В 1834–1836 гг. преподавал в Киевской академии. В 1836 г. зачислен в соборные иеромонахи Киево-Печерской лавры. В 1838 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря с оставлением в должностях профессора и инспектора. В 1841 г. назначен ректором Киевской академии с поручением управления Киево-Братским монастырем. В 1851 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. Тульской паствой управлял 6 лет, снискав ее горячую любовь. В 1857 г. назначен на Херсонскую кафедру с возведением в сан архиепископа, в 1874 г. – на Ярославскую, в 1875 г. – на Волынскую. Скончался в Одессе, где и похоронен. – 157, 175. Д.К. – двоюродный брат монахини Юлии Гурьевой, служивший в драгунском полку. – 234. Д.Л. – 217, 234. Дометий – монах Оптиной Пустыни. 1828 † 12 апреля 1880. В мире Дмитрий Васильевич Казанцев. Из новосильских мещан. В число братства определен сверхштатным до открытия особой вакансии 9 октября 1856 г., а на послушническую вакансию – 7 октября 1857 г. Рясофором накрыт 16 февраля 1859 г., в монашество пострижен 28 августа 1866 г. Нес послушания при конном дворе, в монастырской поварне, был помощником просфорника и гостинником. – 292, 308. Дорофей – преподобный, авва. Конец VI в. † 620. Родился в окрестностях Аскалона в Сирии, был достаточным человеком. Раннюю молодость провел в изучении светских наук и развил в себе дар слова. Пользовался наставлениями свв. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка и под руководством последнего принял монашество в обители преп. аввы Серида, где нес послушание в странноприимнице и был начальником больницы. Его учеником стал преп. Досифей. После смерти св. Иоанна перешел настоятелем в другой монастырь. До нашего времени дошли 30 подвижнических слов, несколько посланий и 21 аскетическое наставление преподобного, извлечения из которых помещены в русском Добротолюбии. В его записи известны поучения препп. Зосимы, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Хорошо знал Св.Писание и творения св.отцов. Память 5 июля. – 21, 88, 92, 94, 121, 122, 125, 179, 207, 213, 262.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 74-й паки беседует об обычае века своего, яко в то время уже частицы полагахуся во честь и в память сил небесных. И нуждное дело быти повествует (обаче не законополагает), приводя винословия, яко и тии служиша в таинстве смотрения Христова, яко соединишася с нами, и есмы едина церковь ; яко суть хранители наши, и молитвенницы к Богу. ихже ради вин и ныне в неких церквах частицы в честь и память их обыкоша полагатися. В нашей паки стране не полагаются, ниже в Служебниках сице творити завещавается, по древняго обычая подражанию. Ниже чудится, ибо несть се дело неизменяемое, занеже не член се веры, точию чиноположение по обычаю страны... Не знаете ли, яко в наших странах мнози святителие, преподобнии, и мученицы, в проскомидии вспоминаются, по любви нашей к ним особной, яко в наших странах прославишася Богом, ихже греческая церковь негли и не знает; обаче никто сего гаждати дерзает. Несть убо се противность, но различных обычаев воспомнение; мы убо нашего держимся и соблюдаем, полагающих же частицы в честь и память сил небесных не обхуждаем. Всяк бо по своей страны обычаю и по Служебником от архиереа своего врученным творити долженствует» 7 . § 4. Наконец некоторые и из современных наших богословов поминовение бесплотных сил на литургии в греческой церкви признают не неуместным. Например, в книге: «Божественная литургия по чину св. Иоанна Златоустаг о и св. Василия Великаго » (Опыт истолкования литургии в ближайшем смысле священника В. Нечаева, ныне доктор богословия, епископ Костромский Виссарион) после указания, что в греческом чине литургии, принятом в великой константинопольской церкви и на Афонской горе (Εχολγιον τ μγα ν Βενετι 1851 г.), при изъятии частиц за святых положено первую из них вынимать в честь и память небесных сил, говорится: «Эта особенность в чине проскомидии чуждая принятому в русской церкви чину, не может быть признаваема неуместною». Правда, Сын Божий воплотился не для ангелов, и страдал, и умер на кресте не за них; но плоды крестной жертвы Христовой простираются на весь мир, видимый и невидимый.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

27 Муретов Митрофан Дмитриевич (1851–1917), заслуженный профессор, доктор богословия (1893). 1-й магистрант Богословского отделения XXXII курса (1873–1877). С 1878 г. преподавал в МДА на кафедре Священного Писания Нового Завета. 28 Матфей (Олейников), иеромонах, магистр курса (1912–1916), впоследствии расстрелян в Астрахани. 30 Павлин (Петр Кузьмич Крошечкин; 1879–1937), архиепископ Могилевский. Магистрант LXXI курса (1912–1916). С 1895 г. послушник Саровской пустыни. С 1905 г. – в Московском Новоспасском монастыре, продолжал числиться в нем и во время учения в МДА, в 1920–1921 г. состоял его наместником. В 1914 г. был иеродиаконом. В 1921 г. хиротонисан во епископа Рыльского. В 1937 г. расстрелян вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере. 32 Ремезов Александр Васильевич (1889–1917), 7-й магистрант LXVIII курса (1909–1913), и. о. доцента по кафедре Истории и обличения русского сектанства (1913–1915). В мае 1915 г. поступил с Высочайшего разрешения в Московское Александровское военное училище, а затем на действительную военную службу. Скончался в госпитале во Франции, куда попал с экспедиционным корпусом генерала Я. Г. Жилинского. 34 Иоасаф (Алексей Степанович Шишковский-Дрылевский; 1888–1935), архиепископ. 17-й магистр курса (1909–1913). С 1913 по 1919 г. помощник инспектора. В 1921 г. хиротонисан епископом Кашинским, викарием Тверской епархии. 36 См. последние публикации и исследования, в которых приведена основная библиография: Забытые страницы русского имяславия. Сб. документов и публикаций по афонским событиям 1910–1913 гг. и движению имяславия в 1910–1918 гг. М., 2001; Иларион (Алфеев) , еп. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т.1–2. СПб., 2002; Имяславие. Антология. М., 2002; Димитрий Лескин, свящ. Спор об Имени Божием. СПб., 2004. 37 Анонимное предисловие «От редакции», принадлежавшее священнику Павлу Флоренскому, к книге: Антоний (Булатович), иеросхим. «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М.: Религиозно-философская библиотека, 1913. с. VII–XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Священное Писание (Библия) Священное Писание (Библия) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) МЕНЕЛИК I согласно исторической традиции христ. Эфиопии, один из древнейших эфиоп. царей, первородный сын израильского царя Соломона МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МОАВ [в моавитских текстах ; в евр. Библии], название территории в Заиорданье, к востоку от Мёртвого м., и проживавшего там во II-I тыс. до Р. Х. народа МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа МОЛИТВЫ АПОКРИФИЧЕСКИЕ 1) молитвы и чинопоследования, не использующиеся в церковном богослужении, носящие магический характер и отражающие т. н. народные верования (суеверия) 2) принятое в научной лит-ре общее наименование псевдоэпиграфических молитв, сохранившихся в памятниках II в. до Р. Х - IV в. по Р. Х. МОЛОХ в Библии, возможно, имя почитавшегося в Палестине, Финикии и Карфагене ханаанского божества, с которым были связаны человеческие жертвоприношения МУРАТОРИ КАНОН фрагмент анонимного сочинения, содержащий, как считается, один из древнейших перечней канонических книг Свящ. Писания МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАБАТЕИ этническая группа араб. происхождения, проживавшая к востоку от Иудеи начиная с персид. периода (VI в. до Р. Х) и до нач. II в. по Р. Х. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ речь Иисуса Христа в Евангелии от Матфея (Мф 5. 3 - 7. 27), произнесенная на горе перед учениками и народом; посвящена теме праведности, закона Моисеева и наследования человеком Царства Небесного НАЗОРЕИ в ветхозаветном иудаизме люди, давшие определенные обеты Богу: не стричь волос, воздерживаться от употребления вина и не касаться мертвых НАФАН прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.) НЕЕМИЯ евр. наместник Иудеи в период персид. владычества, центральная фигура Книги Неемии, описывающей деятельность Н. по восстановлению Иерусалима НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев

http://pravenc.ru/rubrics/121016_18.html

В последние годы настоятельства отца Венедикта здесь на покое поселился архиепископ Дамаскин (Россов). Владыка на протяжении 30 лет управлял Тульской и Белевской епархией и, уходя на покой, попросился жить в Жабынской пустыни, которая в ту пору стала самым ярким монастырем Тульской земли. При пребывании здесь отца Венедикта владыка Дамаскин, хотя и стал формально настоятелем монастыря с 1851 года, не вмешивался в управление. Здесь архиепископа Дамаскина посещали высокие гости: архиепископ Димитрий (Муретов), архиепископ Смарагд (Крыжановский) и другие. Здесь же архипастырь скончался и был погребен у стены Введенского храма. Возрождение памяти преподобного Макария Жабынского С 1875 по 1886 год настоятелем Жабынской пустыни был игумен Иона (Белобородов), в прошлом наместник Соловецкого монастыря и настоятель Артемиево-Веркольской обители. За долгие годы служения отец Иона был удостоен нескольких наград, одна из них — за участие в годы Крымской войны в отражении атак англичан на Соловецкую крепость. В Жабыни отец Иона упорядочил монашескую жизнь. Именно он обратил внимание на недостаточное почитание памяти преподобного Макария Жабынского. При нем на предполагаемом месте погребения преподобного была поставлена резная деревянная рака с изображением покровителя монастыря и стал обсуждаться вопрос, что преподобный Макарий, хотя всегда почитался как святой и чудотворец, тем не менее не был прославлен в лике святых в соответствии с принятыми в Церкви правилами. По ходатайству жителей Белева Святейший Синод учредил специальную комиссию. Через полтора года на основании ее доклада Синод предписал восстановить чествование преподобного Макария Жабынского и назначил дату его памяти — 22 января по старому стилю (4 февраля по новому). 22 января 1888 года состоялось первое всенародное празднование памяти преподобного Макария Жабынского. Церковь была переполнена, многие молились на улице, несмотря на мороз. Было совершено три Литургии, а затем состоялся праздничный молебен перед гробницей преподобного Макария. После богослужений прошла большая трапеза — весь Белев отмечал праздник своего небесного покровителя.

http://patriarchia.ru/db/text/6094253.ht...

35) Димитрий, архиепископ Херсонский (в мире Климент Муретов), родился в 1806 году в Рязанской губернии, образование получил сначала в Рязанской семинарии, а затем в Киевской духовной академии, где в 1834 году, еще будучи студентом, принял монашество. По окончании курса в академии Димитрий был оставлен при академии сначала в качестве профессора, потом был инспектором и наконец ректором. В 1851 году Димитрий рукоположен во епископа Тульского и Белевского, потом последовательно был архиепископом в Одессе, Ярославле, на Волыни и снова в Одессе; скончался в 1883 году. Преосвященный Димитрий был талантливый и усердный проповедник 85 . Направление его проповедей нравственно-практическое. С внутренней стороны проповеди пр. Димитрия; проникнуты церковно-библейским духом, сердечной теплотой и дышат силой христианского убеждения; в них чувствуется дух помазания, и в этом отношении они приближаются к святоотеческим проповедям. Внешними качествами, отличающими проповеди Димитрия, являются: а) прямота (без длинных приступов) и естественность темы и б) простой, безыскусственный план, приближающий их к беседе. Проповедник имеете обыкновение главные части предмета (в исследовании) выставлять пред слушателями как можно яснее, для чего он пользуется вопросо-ответной формой. По изложению проповеди пр. Димитрия отличаются ясностью, простой и достоинством. 36) Преосвященный Феофан (в Мире Георгий Говоров) родился в 1813 году; он был сыном священника Орловской епархии. Первоначальное образование получил в Ливенском духовном училище и в Орловской семинарии, а высшее в Киевской духовной академии. В последний год своего студенчества он принял монашество. По окончании курса (в 1846 году) он был определен смотрителем Киевских духовных училищ. Но скоро молодому иноку пришлось покинуть Киев. Для него началась жизнь, полная, как говорил он впоследствии, «частых и неожиданных перемен, приучивших его быть безмолвно покорным всякому назначению, подобясь шару, без треска катающемуся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов» (Слова к Тамбовской пастве, вып.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Смирнов П. Высокопр. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. М., 1898; РБС. Дабелов—Дядьковский (1905). С. 396 и след.; о киевском периоде: Пятидесятилетие Киевской Духовной Академии. К., 1869; Скабалланович М. О лекциях по богословию архиеп. Димитрия Муретова, в: ТКДА. 1911. 3 (здесь и о влиянии Димитрия на «Догматическое богословие» Макария Булгакова). Его сочинения: Слова, беседы и речи. М., 1889–1890. 5 т.; 2-е изд.: М., 1897. 7 т. Флоровский. С. 219. См. вышеназванную работу Скабаллановича, а также: Флоровский. С. 220. Цит. по: Флоровский. С. 240. Скворцов был в то же время профессором философии, богословия и церковного права в Киевском университете. Обширную переписку Скворцова с Димитрием Муретовым см. в: ТКДА. 1882–1883, 1885–1887. Скворцов был усердным писателем, но не мыслителем. См.: Зеньковский. 1. С. 313 и след.; Филарет. Обзор. 1884. С. 496; Иконников В. Биографический словарь профессоров Киевского университета. С. 601 и след. (полнее, чем у Филарета); РБС. Сабанеев—Смыслов (1904). С. 546–551. Киевская Академия была alma mater для многих русских профессоров философии: В. Н. Карпова, читавшего курс в Петербургской Академии, П. С. Авсенева (позднее — архимандрита Феофана Авсенева), С. С. Гогоцкого — в Киевском университете, П. Д. Юркевича — в Московском университете, О. М. Новицкого — в Одесском лицее; учеником Юркевича был Вл. Соловьев (Зеньковский. 1. С. 314–321; ср. с. 305; Флоровский. С. 241 и след.). Никанор. 1. С. 269. О преподавании см.: Чистович. С. 180–331; Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 154–158. В течение 40 лет (1809–1851) сменилось 10 ректоров; дольше всех оставался в этой должности Филарет Дроздов (1812–1819). См. список ректоров также у Киприана Керна, в: Истина. 1956. С. 284. Никанор. 1. С. 125; ср. С. 265. Переписка Московского митр. Макария Булгакова, в: ТКДА. 1907. 11. С. 480; Титов Ф. Московский митр. Макарий Булгаков, в: БВ. 1907. 6. С. 397, 398 и след. О недовольстве епископов выступлением Макария в защиту судебной реформы см.: Савва. Хроника. 6. С. 656; ср. § 6. Биография Макария: Титов Ф. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. К., 1895–1897. 2 т. О Макарии как богослове и историке Церкви пойдет речь во 2 томе, где будет указана и литература. См. также: Титов, в: БВ. 1907. 6 и след. и в: ТКДА. 1907. 6.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010