Обновление храма Абунафра (Онуфрия12 числа), у Порфир. Апо-Макара.     13. Адриана и дружины его, мучч. в Кесарии в Палестине. Иерон.     Доната, Реститута, Валериана, Фруктуоза и 12 мучч. в Антиохии сирской. Мюллер. Иерон. 15 нояб.     Едикта, Евтиция, Феликса, Гермогена и Аггеста, мучч. во Фракии. Иерон.     Евсторгия, Агро и 24 учителей в Александрии. Мюллер.     Св. Самуила. Копт. 1338.     Иарасии и Иауны дев при импер. Адриане отце Иарасий. Копт. 1425. (Иарасия есть Дросида, якобы дочь Траяна, у нас 22 мар. сн. 14 нояб.).     Аввы Синодия. Абис. у Люд.     14. Клементина, Феодота, Филомена и многих в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. А. У. В других еще Ираклия, Марциала, Доната.     Иоанна, ел. в Траве (Trau) в Далмации. Мюллер.     Мелея, Трофония, Марциала, Александра, Силвана и дружины их в Александрии. Мюллер.     Секундина и Фидуциана мучч. в Гераклее. Мюллер.     Дросиды, Ионы. Коигг. 1338 (выше Иарасии и Иауны 13 нояб.).     Серапиона муч. в Александрии в 249 г. при имп. Филиппе. М. Р. мР. А. У.     15. Доната, Реститута, Валериана, Фруктуозы с другими 12 в Антиохии. Иерон. (М. Р. 13 авг.).     Обновление храма Сергия и Вакха. Копт. у Порф.     16. Августина, Иусты, Аврики, Понтии, Фруктуозы, Матроны, Фрукты, Винцентии, Марка, Аруспика, Марии, Фисты, Фортунаты, Фелицитаты и Силвана мучч. в Антиохии. Иерон.     Аниана патриарха алекс., 84 г. Копт. 1425.     Освящение церкви великомуч. Феодора, сына Иоанна сциатабенского. Копт. 1425.     17. Календиона и Монтана мучч. в Греции. Иерон.     Диофида, Матроны, Толлы и Диды мучч. в Никомидии или в Азии. Иерон.     Григория, Виктора и Гемина мучч. в Гераклее. Иерон.     Феклы, Матроны и Диды (Филеи в иных) мучч. в Азии. Иерон. Мучч. Винтора, Алфея, Ромула в Иераполе, деяния коих имеют ся. Иерон . Аммона в Никомидии. Иерон.     Иоанна сиутенского исповедника в Ефиопии. Абис. у Люд.     Госпожи Марии Богородицы. Копт. 1338.     Фомы, Виктора, Исаана асмонейских. Копт. 1425.     18. Осии исповедника в Асмануе в Ефиопии, ок. 500. В Царьграде была во имя его церковь. Мюллер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

13. Адриана и дружины его, мучч. в Кесарии в Палестине. Иерон.    Доната, Реститута, Валериана, Фруктуоза и 12, мучч. в Антиохии сирской. Мюллер. Иерон. 15 нояб.     Едикта, Евтиция, Феликса, Гермогена и Аггеста, мучч. во Фракии. Иерон.     Евсторгия, Агро и 24 учителей в Александрии. Мюллер.    Св. Самуила. Копт. 1338.     Иарасии и Иауны дев при импер. Адриане отце Иарасии. Копт. 1425. (Иарасия есть Дросида, якобы дочь Траяна, у нас 22 мар. сн. 14 нояб.).    Аввы Синодия. Абис. у Люд. 14. Клементина, Феодота, Филомена и друж. их в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. А. У.    Иоанна, еп. в Траве (Тгаи) в Далмации. Мюллер.     Медея, Трофония, Марциала, Александра, Силвана и дружины их в Александрии. Мюллер.     Секундина и Фидуциана мучч. в Гераклее. Мюллер.     Дросиды, Ионы. Копт. 1338 (выше Иарасии и Иауны 13 нояб.).     Серапиона муч. в Александрии в 249 г. при имп. Филиппе. М. Р. мР. А. У. 15. Доната, Реститута, Валериана, Фруктуозы с другими 12 в Антиохии. Иерон. (М. Р. 13 авг.).   Обновление храма Сергия и Вакха. Копт. у Порф. 16. Августина, Иусты, Аврики, Понтии, Фруктуозы, Матроны, Фрукты, Викентии, Марка, Аруспика, Марии,Фисты, Фортунаты и Силвана мучч. в Антиохии. Иерон.    Аниана патриарха алекс., † 84 г. Копт. 1425.    Освящение церкви великомуч. Феодора, сына Иоанна сциатабенского. Копт. 1425. 17. Календиона и Монтана мучч. в Греции. Иерон.    Диофида, Матроны, Толлы и Диды мучч. в Никомидии. Иерон.     Григория, Виктора и Гемина мучч. в Гераклее. Иерон.     Феклы, Матроны и Диды (Филеи в иных) мучч. в Азии. Иерон.    Мучч. Виктора, Алфея, Ромула в Иераполе, деяния коих имеются. Иерон.     Аммона в Никомидии. Иерон.     Иоанна сиутенского исповедника в Ефиопии. Абис. у Люд. Госпожи Марии Богородицы. Копт. 1338.     Фомы, Виктора, Исаака асмонейских. Копт. 1425. 18. Осии исповедника в Асмануе в Ефиопии, † ок. 500. В Царьграде была во имя его церковь. Мюллер.    Бонола, Виктора, Лукиана, Максима, Картерия и Маркиана в Кесарии. Иерон.     Кастерия и 40 мучч. в Гераклее. Иерон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 48 гл. Типикона, 20 декаб. 3 зри, л. 125. сказано: «От двадесятаго (20) дне декемвриа до 14 ианнуариа, Дóндеже отдается праздник святых Богоявлений... не поется... канон Богородицы на повечерии»; а под 15 янв., 2 зри, л. 152 на об., замечено: «отднесь начинаем... пети... канон молебный, поемый на повечерии». Взамен его во дни предпразднств означенных праздников, а именно на 20, 21, 22, 23 и 24 декабря, на 2, 3, 4 и 5 января назначаются либо трипеснцы, либо полные каноны с припевом: Слава тебе, Боже наш, слава тебе, помещенные в Минее в последованиях сих дней; на повечерие накануне 21 декабря условно назначены, кроме трипеснца, канон и стихиры Иулиании; сказано: «идеже празднуется святителя Петра (Петра митрополита) праздник, поем канон святыя Иулиании на повечерии вкупе с трипеснцем (положенным на повечерии накануне 21-го декабря) и последи (т.е. после этого) стихиры ея» (Типик., л. 126 на об., зри). О трипеснце утрени 5 августа в Типиконе замечено: «аще случится предпразднство в неделю, трипеснец выпеваем на повечерии» (л. 277 на об.). 2) Есть дни, на повечерия которых Типикон и Месячная Минея переносит службы, главным образом, каноны некоторых святых, не делая при этом заметки об отмене канона Богородицы 333 . Приведем несколько примеров из 48 гл. Типикона: «Служба св. Евдоксия поется на повечерии» (сент. 9, л. 51 на об.); «Служба св. Андрея Юродивого поется на повечерии» (2 октяб., л. 74 на об., зри); «Служба преподобного Палладия поется на повечерии» (27 нояб., л. 110 на об.); «Егда бывает неделя св. Праотец, оставляется последование прилучившагося святого в ту неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (11 декаб., мр. гл., л. 119 на об.); «Служба их (св. мучеников: Евгения, Канидия, Уалериана и Акилы) поется на повечерии» (21 янв., л. 161 на об.); «Службу св. Мелетия поем на повечерии» (12 февр., л. 185), и т.д. Подобного рода указания можно встретить и в Месячной Минее, напр., на об. 219 л. за декабрь сказано: «Служба его (Евфимия, еп. сардийского) поется на повечерии», а на об.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Пётр Заведеев Епитимии, их происхождение в Церкви и значение Под именем епитимьи разумеются наказания, налагаемые священнослужителем на некоторых из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней. Власть налагать епитимии на некоторых, кающихся Церковь . получила от Господа вместе с тем, как получила власть и отпускать грехи. Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но по значению, наказания исправительные, врачебные. Это врачество от грехов, а не вознаграждения за грехи вечной Правде. Это подтверждает поступок ап. Павла, наложившего тяжкое наказание на коринфского грешника и потом, когда заметил, что оно произвело в грешнике скорбь и раскаяние, снявшего его ( 1Кор.5:1–5 снос. 2Кор.2:7 ). Божественное установление таинства елеосвящения, его действительность и употребление в Церкви. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно ведет начало от апостолов, которые мазаху маслом многи недужные и исцелеваху ( Мр. 6:13 ), получив на то власть от Христа Спасителя, Видимая сторона таинства н невидимые его действия ясно указываются ап. Иаковом ( Иак. 5:14–15 ). Видимая сторона таинства: – 1) Семикратное помазание больного освященным елеем и 2) молитва веры, произносимая священником. Невидимую сторону составляют: 1) благодатное прощение грехов и 2) исцеление от болезней. Понятие о браке. как таинстве Богоустановленном, и его действительность . Под именем брака разумеется таинство, в котором лицам брачующимся, по объявлении ими пред Церковью обета супружеской верности, преподается свыше Божественная благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его во образ духовного союза Христа с Церковью. Таинство брака установлено еще в раю ( Быт.1:28 ), его освятил Своим присутствием в Кане Галилейской Спаситель ( Ин.2 гл.). Из писаний Апостольских и из св. предания мы убеждаемся, что таинство брака несомненно существовало в Церкви с самого ее происхождения и ведет начало от Христа. Так, ап. Павел в послании к Ефесеям излагает обязанности супруги христианки ( Еф. 5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

1132. " Один " " и " " Другой " " относится к Ипостасям Святой Троицы; " одно " " и " " другое " " — к двум природам во Христе. Впервые в святоотеческой христологии средний род, указывающий на " " природу " " , противопоставляется мужскому роду, указывающему на " " Ипостась " " : ср. Grillmeier. Christ I,370. 1133. Письмо 101 (1–е Кледонию); SC 208, 42–48=2.9–10. 1134. См. Kelly. Doctrines, 292. 1135. См. Lietzmann. Apollinarius, 251. 1136. Сл. 22, 13, 1–15; SC 270, 246–248=1.343–344. 1137. PG 37, 467–468=2.131. 1138. См. Quasten. Patrology III, 247. 1139. Письмо 101 (1–е к Кледонию); SC 208, 50=2.10. 1140. Письмо 101; 52=2.11. 1141. Докетизмом называют раннехристианские ереси (IIII вв.), которые объединяло общее представление о том, что тело Христа было призрачным, то есть имело лишь вид материальной плоти. 1142. Письмо 101; 58=2.12–13. 1143. Письмо 101; 64–66=2.14. 1144. Письмо 101; 46–48=2.10. 1145. Фил. 2:7. 1146. Письмо 102; SC 208, 76–78=2.17. 1147. Ср. 1 Кор. 15:14. 1148. Письмо 102; 80–82=2.18. 1149. Письмо 202; SC 208, 90–92=2.6–7. 1150. Письмо 202; 94=2.7. 1151. Ср. Пс. 73:2; Мих. 6:4 и др. 1152. Ср. Ис. 41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:26; 59:29; 63:16 (все ссылки относятся к тексту так называемого " " Второисаии " " ). 1153. Ср. Мф. 20:28; Мр. 10:45; Рим. 3:24; Гал. 3:13; 4:5; Еф.1:7; 1 Тим. 2:6; Евр. 9:12, 15; Откр. 5:9 и др. 1154. Лк. 23, 46. 1155. На Мф. 16, 8 (GCS 40, 498). 1156. Большое Огласительное Слово 22–24. 1157. Беседы на Пс. 7, 2 и 48, 3. О выкупе, принесенном Богу, см. также Беседу на Пс. 28, 5. 1158. Огласительное слово 13, 2. 1159. Сл. 45, 22; PG 36, 653=1.675–676. 1160. Изложенная теория сатисфакции принадлежит Ансельму Кентерберийскому. 1161. Соборы 1156–57 гг. были созваны в связи с ересью Сотириха Пантевгена, излагавшего теорию искупления в терминологии, близкой к учению Ансельма. Отцы Собора, в частности св. Николай Мефонский, в своем учении об искуплении основывались на молитве из Литургий свв. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, обращенной ко Христу: " Ты бо еси Приносяй и Приносимый " " . См. об этом Павел (Черемухин). Собор; Angelou. Nicholas; Meyendorff. Christ, 197–200.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Но единство верующих было бы абсолютно непонятно, если бы Церковь только освящала и очищала верующих, не входя в имманентное общение с ними, хотя, сдругой стороны, столь же непонятна была бы святость Церкви, если бы мы признали имманентное участие грешных (хотя бы и вечно очищаемых) людей в самом существе Церкви. Эта проблема разрешается различием в искуплённом человечестве двух сторон: искуплённой идеальной сущности, образа Божия и совершенствующегося эмпирического характера, подобия Божия. Эта идеальная сущность, составляя самое вещество Тела Христова, свята и чиста, тогда как другая, эмпирическая сторона освящается и лишь постольку принадлежит к телу Христову, ассимилируется Телом Христовым, поскольку уподобляется образу Божьему. Но каждый из верующих носит святыню в душе своей, и этой святыней он вчленяется в Тело Христово, чрез неё получая от этого Тела освящающую энергию 679 . Поэтому сказано 680 : «Бога святите в сердцах своих» ( 1Пет.3:15 ). Ибо верующие «приняли не духа мира сего» ( 1Кор.2 ,:12), но Духа Святого ( Деян.1:8, 8:18, 10:44, 11:15, 19:2, 19:6 ); Дух славы, Дух Божий почивает на них ( 1Пет.4:14, 1:11 ), живёт в них ( Рим.8:9 ; 1Кор.3:16 ; ср. Ин.7:39 ), изливается на них ( Деян.2:17 ) и даётся им ( 1Ин.4:13 ). Живя в верующих, Дух Святый научает их ( Лк.12:12 ), вдохновляет их ( Деян.2, 4, 7, 55, 4, 8 и проч.), утешает ( Деян.9:31 ), обнадёживает ( Рим.15:13 ), внушает, что говорить ( 1Кор.2:13 ; Деян.21:4 ), даёт Свои силы и причастие Себя ( Евр.2:4, 6:4 ), ведает сокровенное человека ( 1Кор.2:11 ), напоевает всё существо верующих ( 1Кор.12:13 ). Поэтому верующие именуются святыми ( 1Кор.6:2 ; 2Кор.13:12 ; Флп.4:22 ; Кол.3:12 ; Евр.3:1 ; Мр.8:38 ; Рим.15:26 ; 2Кор.1:1 ; Еф.3:18 ; 1Фес.3:13 ; Откр.13:7 ; Деян.9:13, 9:32 ; Иуд.3 ; Рим.1:7, 15:25, 31, 16:2 ; 1Кор.1:2, 16:15 ; 2Кор.8:4, 9:1 ; Еф.1:1, 15 ; Кол.1:4 ; Еф.5:3 ; Флп.1:1 ; Кол.1:2, 26 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:10 ; Тит.2:3 ; Флм. 5 ; Евр.6:10 ; Откр.11:18 ; Деян.9:41, 26:10 ; Иуд.14 ; Рим.8:27, 12:13, 16:15 ; Евр.13:24 ; 1Кор.14; 16:1 ; 2Кор.9:12 ; Еф.1:8, 38, 4:12, 6:18 ; Кол.1:12 ; 2Фес.1:10 ; Флм.7 ; ; 1Петр.3:5 ),освященными ( Евр.10:14, 10:10, 2:11 ; 1Кор.1:2 ; 2Тим.2:21 ; Ин.17:19 ; Иуд.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Недостойный я служитель Церкви Христовой осмеливаюсь еще словеса Божии, почерпая, как из кладезя истины, из богодухновенного Писания, соединять с твоею, достопочтенная матерь, горестью, будучи приглашаем твоим желанием, возвещенным мне сродниками твоими. Чтоб они сказывали мне о вере твоей в Господа Иисуса Христа, и о правилах жизни твоей, основанных на недвижимом камне Евангелия Христова, все это может только питать надежду, что как любящим Бога все содействует ко благу по свидетельству слова Божия ( Рим.8:28 ), то и кончина странствия твоего сына в мире сем только послужит для тебя случаем к восхождению на высшие степени совершенствования во Христе Иисусе, и к прославлению Бога благоприятными Святому Духу Его добродетелями. Сказывали также сродницы твои, что благочестивая матерь передала и сыну своему дух благочестия воспитанием, что раб Божий Сергий есть овца стада Христова, и не каким-либо путем своеволия отошел отсюда, но властью Создателя и Спасителя нашего позван был. Все это питает радостную надежд, что как он здесь был соединен с Господом Иисусом Христом, облекшись в Него святым крещением ( Гал.3:27 ), и причащаясь тела и крови Его в Божественной Евхаристии не на один день, но на всю жизнь и вечность ( Ин.6:54 −57), то он и там с Ним не разлучился, а только блаженный союз сей уже свободен теперь от всякой опасности со стороны соблазнов мира и немощей плоти и козней диавола, в послушание веры увенчано славою видения ( 2Кор.5:7 ; 1Кор.13:12 ). Печальна и страшна смерть, когда тварь, возмутившаяся против Царя и Бога в неистовстве отчаяния убивает себя, умирает в грехах своих, то есть, без веры в Иисуса Христа Спасителя грешников ( Ин.16:9 ; Мф.5:21 ), не восхотев и взглянуть на Него спасительным и победительным воззрением веры, надежды и преданности кающейся ( Мф.27:3 −5; Деян.1:24 −25; Лк.22:61 −62; Мр.16:6 −7; Лк.24 −34; Ин.21:15 −17; Лк.23:39 −43; Ин.3:14 −15; Чис.21:6 −9; Евр.12:2 −3), обидев и опечалив до глубины души всех любивших ее на земле, и потерявшись для всех любивших ее на небеси, сама изгладив имя свое из святой и блаженной памяти их, и сделавшись чужою и неведомою для всех Христовых и Божьих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Архив Пн Храм как образ мира и человека 24 апреля 2019 г. 10:40 23 апреля 2019 года в Московском архитектурном институте состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной  аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона с педагогами и студентами вуза. В Красном зале института митрополит Иларион выступил с лекцией «Храм как образ мира и человека». Уважаемый Дмитрий Олегович! Дорогие братья и сестры! Мне очень приятно иметь возможность встретиться с вами в этот день, который на церковном языке именуется Великим Вторником. Каждый день этой недели, предшествующей празднику Воскресения Христова, называется Великим, потому что в течение всей недели мы вспоминаем последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. С вами как будущими архитекторами я хотел бы сегодня поговорить о богословских основах церковного храмоздательства. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах Отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Храм и храмоздательство в Византии У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Христос совершил Тайную вечерю в обычном жилом доме, в горнице большой, устланной, готовой (Мр. 14:15; Лк. 22:12). Местами христианских евхаристических собраний после воскресения Христа также были горницы — комнаты в частных домах (Деян. 1:13). Преломляя по домам хлеб, христиане принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2:46). Этот домашний, частный, семейный характер первохристианских евхаристических собраний был далек от торжественности храмовых богослужений позднеконстантиновской эпохи. В период с I по III век христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 метров и служивших местами захоронений. Катакомбы имелись во многих городах Римской империи — как на Западе, так и на Востоке. Катакомбы представляли собой длинные коридоры, в стенах которых в мягкой вулканической породе — туфе — одно над другим высекались места для гробниц. Для молитвенного поминовения усопших в катакомбах высекались церкви прямоугольной формы. Наиболее известны катакомбы, расположенные в окрестностях Рима. Общая протяженность подземных коридоров, входящих в римские катакомбы, составляет несколько сотен километров; в общей сложности в катакомбах насчитывается от 600 до 800 тысяч захоронений.

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

Московский в своих Катехизисах», Моск. 1883, стр. 97–98, читаем следующее: «Будучи воспитан гувернером из иезуитов (речь идет о бывшем г. об. прокуроре Св. Синода, гр. Протасове) и по должности обер-прокурора избрав себе в советники чиновников из лиц, обращенных в православие ив униатства, обыкновенно более тяготевших «к латинскому согласию, нежели к православной Церкви» (Сушков. Записки о врем. и жизни Филарета стр. 117), он, нередко даже незаметно и для себя самого, стал мало-помалу проводить в жизнь русской Церкви начала латинства. Первым его делом в этом направлении было усиление значения церковного Предания насчет Св. Писания. С этою целью граф отыскал в Синоде так называемые Патриаршие грамоты об учреждении Св. Синода в России и поручил Московскому митрополиту Филарету перевести их на русский язык и исправить (См. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 44. 45. 63. 72. 75 и др.). Эти грамоты сопровождаются «Посланием патриархов восточно-кафолические Церкви о православной вере», содержащим в себе «изложение веры», составленное в 1672 году на соборе Иерусалимском. Здесь «я нашел», говорит сам святитель Московский, «влияние латинского учения» (Воспоминания Филарета, в «Православном Обозрении» 1868 г. Т. XXVI, стр. 529). Во 2 члене «изложения веры» проводится мысль о недозв0лении всякому и все в Писании читать без разбора и утверждается, что «свидетельство кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и божественное Писание». И.А. Чистович в своем сочинении: «Руководящие деятели духовного просвещения в России» Спб., 1894 г., на стр. 328 говорит, что, по причине латинского духа в послании, «некоторые члены Св. Синода находили неудобным печатание грамот: но грамоты были напечатаны». 96 Замечательное обстоятельство! Когда православные, – вот уже сколько времени, – спорят с протестантами касательно понимания слов Господа: «сие есть тело Мое» и «сия есть кровь Моя» Мф.26:26–28 ; Мр.14:2224 ; Лк.22:19. 20 ; 1Кор.11:24. 25 , то они с поразительным искусством и с глубоким пониманием дела, на основании святоотеческих творений, толкуют связь: «есть, στι» в истинном её значении, т.е., что мы, православные, в таинстве евхаристии причащаемся не символов только тела и крови Христовых, как лжемудрствуют протестанты, по истинных тела и крови Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й / Церква й культура Храм як образ людини для друку 24 2019 р. 10:40 23 апреля 2019 года в Московском архитектурном институте  состоялась  встреча председателя  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, ректора  Общецерковной  аспирантуры и докторантуры  имени святых Кирилла и Мефодия  митрополита Волоколамского Илариона  с педагогами и студентами вуза. В Красном зале института митрополит Иларион выступил с лекцией «Храм как образ мира и человека». Уважаемый Дмитрий Олегович! Дорогие братья и сестры! Мне очень приятно иметь возможность встретиться с вами в этот день, который на церковном языке именуется Великим Вторником. Каждый день этой недели, предшествующей празднику Воскресения Христова, называется Великим, потому что в течение всей недели мы вспоминаем последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. С вами как будущими архитекторами я хотел бы сегодня поговорить о богословских основах церковного храмоздательства. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах Отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Храм и храмоздательство в Византии У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Христос совершил Тайную вечерю в обычном жилом доме,  в горнице большой, устланной, готовой (Мр. 14:15; Лк. 22:12). Местами христианских евхаристических собраний после воскресения Христа также были горницы — комнаты в частных домах (Деян. 1:13).  Преломляя по домам хлеб, христиане принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2:46). Этот домашний, частный, семейный характер первохристианских евхаристических собраний был далек от торжественности храмовых богослужений позднеконстантиновской эпохи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5419156...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010