Несмотря на то, что Господь не дал прямого обещания исполнить просьбу Иоанна и Иакова, самая эта просьба возбудила движение зависти в прочих апостолах, и они негодовали на Иоанна и Иакова. Тогда Господь, подозвав их, дал им урок смирения, указывая в Себе высший образец этой добродетели. События в Иерихоне (Мф.20:29–34; Мр. 10:46–52; Лк. 18:19, 28) Исцеление двух слепых. Повествования евангелистов об этом событии имеют два различия: во-первых, св. Матфей говорит о двух слепцах, а Марк и Лука об одном; во-вторых, по Матфею и Марку, это событие произошло при выходе из города, a по Луке – при входе. Очевидно, исцеленных было два, но в предании сохранилось имя одного из них – Вартимея. При входе Господа в город, слепцы молили Его об исцелении, исцеление же произошло при Его выходе из города. Посещение дома Закхея. ( Лук.19 гл.) Закхей был начальник над мытарями в округе Иерихонском. Когда он узнал о пришествии в Иерихон Иисуса, про Которого Он слыхал много великого и в Котором надеялся увидеть Мессию, усиленно желал видеть Его. Всеми презираемый, как начальник мытарей, он не ожидал и того, чтобы Господь заговорил с ним. И вдруг он слышит намерение Господа посетить его дом. Это глубоко подействовало на Закхея, и он, уже вполне верующий в И. Христа, высказывает обещание раздать половину имения нищим и обиженных вознаградить вчетверо. Тогда Господь говорит: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (как верующий); он был грешник, но, Сын человеческий именно и пришел взыскать и спасти погибших». Притча о минах. Цель притчи состоит в научении, что прежде, нежели Иисус Христос откроет Свое царство с полным блеском Его славы, предстоит Его отвержение, как царя, со стороны Своих подданных, и разлука Его с верующими, во время которой каждый должен данные ему дары благодати употреблять как должно и тем приготовлять себя ко времени пришествия Господа. Вечеря в доме Симона прокаженного (Ин.12:1–12; Мф.26:6–13; Мр. 14:3–9) Св. Иоанн, более точный последователь со стороны времени и порядка событий, показывает, что Иисус Христос, дойдя до Вифании, имел здесь остановку на целый день. Ев. Иоанн ясно не указывает, в чьем собственно доме здесь приготовлена была вечеря; но по ев. Матфею и Марку, это было в доме Симона прокаженного. Матфей и Марк не называют помазавшей Господа миром жены по имени, а Иоанн прямо говорит, что это была Мария, сестра Лазаря. Ропот на жену, по Матфею и Марку, исходил вообще от учеников; Иоанн же прямо обозначает того ученика, от которого, собственно, исходил этот ропот (Иуду). Это было за 5-ть дней до Пасхи. Последние дни земной жизни И. Христа. Торжественный вход И. Христа в Иерусалим (Мр. 11:1–11; Мф.21:1–11; 14–17; Лук. 19:29–44; Ин.12:12–50)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Их безраздельная, от чистого сердца, преданность Господу Иисусу нашла в себе награду в том, что они первые из всего рода человеческого присоединились к ангельскому на небеси славословию Христова Воскресения. Мироносицы служили Господу и тогда, когда за Ним ходили толпы народа, воздавая Ему честь как великому Учителю и Чудотворцу, не оставили они Его и в крайнем унижении, поруганного, заушенного и преданного на позорную смерть. Они были свидетельницами и самых последних событий жизни Христа в Его земном состоянии: «Сидели прямо гробу» и «зряху где Его полагаху» ( Мф.27:61 ; Мр.15:47 ). Зато и первые светоносные лучи новой бессмертной жизни, возсиявшей от Христова гроба, озарили не апостолов, которые, казалось бы, были более подготовлены к тому, а мироносиц, которые о воскресении тогда и не думали и его не ожидали. Если бы ожидали, не пошли бы помазать тело Иисусово: «они все еще помышляли Его с мертвыми». Мало того, апостолы должны были о Воскресении Христовом узнать от мироносиц. Апостолы продолжали еще «плакать и рыдать» ( Мр.16:30 ) 87 об умершем, пока Мария Магдалина не возвестила им, что «Он жив есть и видел бысть от нея» ( Мр.16:11 ). Так чистое сердце, всецело преданное Господу, готовое ради Него все претерпеть, делается достойным и способным вместить в себе и несказанную радость Воскресения, «узреть правды солнце – Христа из гроба всем жизнь возсияюща» (канон). Да удостоит Господь и нас хоть отчасти пережить эту радость Воскресения Христова. Обильно «наслаждаясь светлого и спасительного пасхального торжества», пусть и наше сердце в своих тайниках уверенно скажет нам: воистину восстал Господь». Вот теперь скоро уже два года, как мы переживаем темень 88 и сень фашистского нашествия. Как будто «близится утро победы, но пока все еще ночь» ( Ис.21:12 ). Советские люди, самоотверженно, соревнуясь, друг с другом, и на фронтах, и в тылу сумели под руководством нашего Вождя нанести фашистам такой удар, что сами гитлеровские генералы заговорили о бесцельности дальше воевать, потому что поражение немцев неизбежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одиночные изображения Петра в восточной иконографии почти не встречаются, зато постоянны на Западе. Западное средневековье, видящее в Петре основоположника западной церкви, изображает его в папском облачении, а позже в тиаре… Древний атрибут Петра –пастырский посох с крестом – с начала 5-го века вытесняется ключами, обычно двумя ( от райских и адских врат)… В отличие от византийской и древнерусской иконографии, в основном ограничивающей себя при изображении деяний Петра и Павла пределами новозаветных эпизодов, западное искусство широко использует апокрифические мотивы, такие, как борьда Петра с Симоном магом, встреча с Христом в момент бегства из Рима…, распятие… Используются и новозаветные сюжеты: сон учеников и слезы раскаявшегося в отступничестве Петра…, освобождение Петра ангелом из темницы…, воскрешение Тавифы и др.» (Мифы народов мира, Энциклопедия. Т. 2. М., 1988. С. 308–309). 7 Висфаида (Дом рыбной ловли) ( Мф. 9, 21 ; Мр. 6, 45 ; Лк. 9, 10 ; Ин.1:44 ). Под этим именем в Священном Писании упоминаются два города в Иудее: • а) Один из них был расположен на восточном берегу Иордана, около места его впадения в Тивериадское озеро. За городом тянулась степь, или пустыня Вифсаидская, где пятью хлебами и двумя рыбами Господь напитал 5. 000 тысяч мужей, кроме же и детей ( мф. 15, 17–21); здесь же Он исцелил слепого ( Мр. 8, 22 ). Город этот иначе назывался Вифсаида –Юлия, в честь Юлии, дочери Августа Цезаря (+14 по Р. Хр.). Следы его находятся в развалинах местности Эт-тель, при впадении Иордана в Геннисаретское озеро. • б) другой город назывался Вифсаидою Галилейской и был расположен на северо-западе Галииейского озера около Капернаума и Хоразина ( Мф. 9, 21 ). Этот городок и был родиной апостолов Андрея, Петра и Филиппа ( Мр. 14, 70 ; ИН. 1, 44; 12, 21). Господь часто посещал этот город и сотворил здесь много чудес. В настоящее время на месте города – одни развалины (Никифор, архимандрит. Библейская энцилопедия. Труд и издание. М., 1891. Репринт. С. 128; См. также: Jerusalemer Bibel-Lexikon, herausgegeben von Kurt Hennig. Neuhausen –Stuttgart, 1990. S. 130).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

К л. 126 об. «Спите... а Иуда спешить предати мя иудеом»... – Ср.: Мф. 26, 44–46 ; Мр. 14, 41–42 ; Лк. 22, 45–46 . ...и пот с него лияше, яко капля крове. – Ср.: Лк. 22, 44 . «Не может сего ни Сын человеческий ведати, никтоже, токмо Отец». – О беседе Христа с учениками о конце света на Елеонской горе см.: Мф. 24, 3 и 36; Мр. 13, 3–4 и 32. К л. 127. ...вознесеся Христос на небо пред ученики своими. – Согласно евангельскому тексту (ср.: Мр. 16, 19 ; Лк. 24, 50–51 ), Христос, пробывший на земле после воскресения из мертвых сорок дней, повел своих учеников на Елеонскую гору, откуда вознесся на небо, завещав апостолам «идти по всему миру и проповедовать Евангелие». ...гроб сятыя мученицы Пелагии... – Пелагия – византийская святая (ум. 461); в молодости была блудницей, но, услышав проповедь о Христе, удалилась в Иерусалим, поселилась под видом инока на Елеонской горе, где жила до кончины в строгом воздержании и молитве. ...где праведный Лазарь умер и ту Господь воскресил его... – В Евангелии рассказывается, как на четвертый день после кончины Лазаря Христос воскресил его из мертвых ( Иоан. 11, 1–46 ). ... церковь Воскресения Христова друга Лазарева... – В Вифании, селении около Елеонской горы, где был дом Лазаря, ученика и друга Христа, в византийский период находились две церкви, которые были разрушены в раннем средневековье землетрясением и войнами. Церковь Воскресения, о которой упоминает русский паломник, – это, скорее всего, гробница Лазаря, расположенная в скальной пещере. В XVII в. католики построили каменную лестницу из 22 ступеней; она вела к гробнице, где совершались богослужения. ...и сестр его Марфы и Марии. – Марфа и Мария – сестры Лазаря, в доме которого в Вифании, по евангельскому преданию, любил бывать Христос. Различный характер сестер – практицизм Марфы и экзальтированность Марии – сделался типом поведения как отдельных христиан, так и церковных общин. К л. 127 об. «Друг наш Лазарь успе; идем и разбудим его!» – Иоан. 11, 11 . ...до реки Иордана, где Христос крестился... – См.: Иоан. 1, 26–31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утреня Утреня начинается по-пасхальному; но на Славу поется тропарь святого, на И ныне – богородичен 1-й гласа Потом – ектения великая. За ней – полиелейные псалмы. Величание. Малая ектения и возглас: Яко благословися имя твое. Седален святого 2. Слава, и ныне, богородичен. Чтение. Степенна – 1 антиф. 4 гласа. Вонмем. Премудрость. Прокимен святого. Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси... Аминь. Всякое дыхание... И о сподобитися нам слышанию святаго евангелия... Господи, помилуй 3. Премудрость; прости, услышим святаго евангелия. Мир всем. И духови твоему. От N святаго евангелия чтение. Слава тебе. Господи, слава тебе. Вонмем. Евангелие святаго. Слава тебе, Господи, слава тебе. Воскресение Христово... 3. Слава, Молитвами страстотерпца... И ныне, Молитвами Богородицы... Посем – припев: Возвеселится праведник о Господе и уповает на него, и стихира святого: Днесь вселенная вся... Спаси, Боже, люди твоя... Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами... Канон Пасхи с ирмосом на 8, ирмос по 2, и канон святого 845 на 6. Катавасия – Пасхи, оба лика вместе. По 3 песни и ектении – кондак и икос Пасхи и чтение. По 6 песни и ектении – кондак и икос святого и чтение. Воскрес Иисус... 3. По 9 песни и ектении – светилен Пасхи. Слава – святого, И ныне – Пасхи. Всякое дыхание..., хвалитные псалмы и хвалитные стихиры воскресны 3, святого 3 и Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... Слава – святого. И ныне, Воскресения день... Христос воскресе... 1 и еще Христос воскресе... 3 (см. мр. гл. 23 апр., Тип., л. 225 на об. и ср. Тип.. л. 354 на об.). Слава, тропарь святого. И ныне, богородичен 1-й гласа (ср. сказанное выше о вечерни на кануне 23 апр.). Ектении и отпуст так, как выше показано. Часы – пасхальные. На литургии Златоустого начало и антифоны – пасхальные. По входе – входное Пасхи (ср. 19 мр. благов. гл., л. 217). Христос воскресе 3 (мр. гл. 23 апр., Тип., л. 225 на об.). Тропарь святого. Слава, кондак его. И ныне – Пасхи. Вместо трисвятого – Елицы во Христа... Прокимен, апостол, аллилуиарий и причастен – прежде дне, потом святого. Вместо Достойно – Ангел вопияше... Светися, светися... Прочее – по-пасхальному. Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

О проповеди Иоанна Крестителя подробно рассказывают Евангелисты-синоптики ( Мф. 3:1–12 ; Мр. 1:4–8 ; Лк. 3:1–18 ). В том, что касается личности Крестителя и его проповеди, Евангелист Иоанн достаточно близок к синоптикам 84 . Как и они, он цитирует применительно к Предтече слова пророка Исаии: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» ( Мф. 3:3 ; Мр. 1:3 ; Лк. 3:4 ). Как и у синоптиков, Креститель в четвертом Евангелии говорит об Иисусе: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Мр. 1:7 ; Лк. 3:15 ; у Мф. 3:11  «понести обувь Его»). Слова из пророка Исаии ( Ис. 40:3 ), которые синоптики применяют к Крестителю, говоря о нем в третьем лице, в Евангелии от Иоанна вложены в уста самого Крестителя. Только в четвертом Евангелии Креститель говорит посланным: «я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» ( Ин. 1:26 ). Из этих слов можно заключить, что беседа происходит в присутствии Иисуса, Который в это время стоял в толпе. У синоптиков проповедь Крестителя об Иисусе происходит в Его отсутствие, и появляется Он на Иордане лишь для того, чтобы принять крещение от Иоанна. В рассматриваемом эпизоде впервые в Евангелии от Иоанна употреблен термин «иудеи» (ουδαοι), встречающийся в этом Евангелии в общей сложности около 71 раз 85 . В прямой речи Иисуса термин появляется четыре раза ( Ин. 4:22; 13:33; 18:20, 36 ). Все остальные случаи – авторский текст Евангелиста. Что означает термин «иудеи» в этом и последующих эпизодах четвертого Евангелия? При поверхностном подходе к тексту Евангелия от Иоанна может сложиться впечатление, что его автор представляет иудеев как большую и монолитную группу, не делая различий между иудеями Галилеи, Иудеи или Иерусалима 86 . При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что примерно в половине случаев термин «иудеи» в авторском тексте указывает на тех, кто находится в оппозиции к Иисусу 87 , то есть, прежде всего, на религиозных лидеров Израильского народа 88 . Они имеют прямую связь с Иерусалимским храмом, осуществляют духовную власть над Иудеей и имеют немало последователей, в том числе в Галилее 89 . У Иоанна термин «иудеи» становится обобщенным обозначением тех групп, которые авторы синоптических Евангелий называют словосочетаниями «книжники и фарисеи», «первосвященники и старейшины» (а иногда «первосвященники и старейшины и книжники», или «первосвященники и старейшины Иудейские») 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

                        1) Закон о субботе впервые дан Евреям в пустыне: Исх. 16:23–26 . – для напоминания об их избавлении от рабства Египетского: Вт. 5:12–15. 2) Но св. пророки предсказали отмену всего ветхого завета и субботы: Иер. 31:31–32 ; Евр. 8:8–13 и установление нового праздничного дня, – дня воскресного, дня радости для христиан: Зах. 3:8–10, 9:16, 13:1  и 1Петр. 3:21 ; Пс. 109:2–3; 117:21–24 и Мф. 28:8–9; Иоан. 16:20–26 ; Лк. 24:41 . 3) Сам Христос и учением, и примером отменил субботу: Мф. 12:10–13; Иоан. 5:5–16; 9:1–16 ; См. Исх. 20:10–31, 14–15 ; Числ. 15:32–36 ; Иер. 17:21–22 , почему иудеи и искали убить Его: Иоан. 16–18 . 4) Нарушали субботу и св. Апостолы: Мр. 2:23–28 ; См. Исх. 20:10 ; Числ. 15:32–36 и Лк. 23:56 ; они отменили ее: Деян. 15:24–29 ; Кол. 2:16–17 ; См. Евр. 10:1  и 9 ст. 8:4–5 и 13 ст. 5) Празднующие субботу должны исполнять и остальной ветхозаветный обрядовый закон: Вт. 4:13–14; Неем. 10:29 ; Иез. 20:11–13 ; должны праздновать еврейские праздники, есть мацу и проч.: Исх. 12:1–24, 16:4  и 28, 28:1–43; 29:9; должны праздновать каждый седьмой год: Лев. 25:3–5 и 49 и 50 годы: Лев. 27:30–31 , должны давать десятую часть всего дохода своего: Числ. 18:21 ; Евр. 7:5 , – иначе они будут прокляты: Вт. 27:26; Иер. 11:3–4 ; Гал. 3:10 . 6) Основания для празднования воскресного дня: «теперь все новое»: 2 Нор. 5:17; Мф. 9:16–17; Христос освятил воскресением и Своими явлениями день воскресный: Мр. 16:9 ; Мф. 28:1, 9; Лк. 24:1,13–32 ; Иоан. 20:19–23, 24–29 ; в день воскресный Христос дал ученикам обещанное (Мф. 16:19, 18:18) право прощать грехи: Иоан. 20:21–23 и ниспослал им Духа Святого: Деян. 2:1–4 ; в день воскресный св. Апостолы собирались для преломления: Мр. 16:14 ; Деян. 20:7–8 и посвящали его делам милосердия: 1Кор. 16:1 . В этот день св. Иоанн получил от Бога Откровение о будущей судьбе мира: От. 1:10. 7) Об отмене субботы и праздновании воскресного дня учили св. отцы Церкви, поместные и вселенские соборы: Мф. 18:17.                         О клятве именем Божьим и присяге «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Вт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

библ. XII-XIV в. совпадает числами и в Минеях, исключая прп. Иоанникия 3н.; есть Кирилл и Мефодий 14 ф. и 6 апр., и других 4 моравских св.. (происхождение из Маравии?); из русских – перенесение мощей св. Николая, dvx Герория 26 н., Бориса и Глеба 25 ил., Леонтия и Игнатия ростовских. Иерусалимский месяцеслов Месяцеслов в представителях Иерусалимского устава – Типиконах и Минеях – однообразнее Студийского. Древнейшие греческие Типиконы Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. 35/491 XIII в. и Моск. Синод .библ. 456 XIII в. и 381 XIII-XIV в.имеют впервые 8 янв. Георгия Хозевита, 14 окт. (не 12, как ныне) Космы Мают., 3 н. освящение церкви (с. 448) вмч. Георгияв Лидде; лишние против нынешнего устава памяти: 1 сент. великого пожара (в К-поле 468 г.), 4 сент. еще мч. Вавилы Никомидийского и 84 детей (IV в.), Ермионии и Евтихии сестер (в друг. – дочерей) диак. Филиппа, 4 ил. Михаила Хониата , архиеп. Афинского (XIII в.); не достает нынешних: 6 сент. ап. Архиппа, 22 сент. Ионы пр. и Иона пресв.., 15 окт. Евфимия Нового, 29 н. Акакия в Лествице, 13 дек. мч. Лукии, 31 м. ап. Ермия , 12 ин. Петра Афонского; 5 ил. Афанасия Афонского добавлено позднейшею рукою. Славянские Иерусалимский уставы почти во всем повторяют месяцеслов греческих, иногда обнаруживая следы и большей древности; например, уст. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. имеет 6 сент прп. Евдоксия, 23 дек. прп. Нифонта, 28 ф. патр. Протерия. В разном количестве разные списки устава вносят специально русские и славянские памяти; так в 328/383 XIV в. есть Покров, Николая 9 м., прп. Феодосия, Владимира, Бориса и Глеба 2 раза, Игнатия Ростовского, Кирилла 14 ф.; в 329/384 XIV в. еще отмечены дни преставления Петра и Алексия м. Московских (позднейшею рукой), но в 678/386 XV в. уже меньше русских памятей: прп. Феодосия, св. Владимира, Бориса и Глеба, прп. Сергия, м. Петра и еп. ростов. Игнатия (три последний приписаны позднее); напротив 336/388 XVI в. не только имеет славянских и русских святых более нынешнего Типикона, но и греческих памятей более, чем греч. Тип., например, 3 и 14 н. Григория Паламы , 28 янв. Исаака Сирина . Рукописные славянские Минеи Иерусалимского типа представляют еще более разности: в большинстве мч. Конона 4 мр., а прп. Герасима 5 мр.; в одной Ипатий Гангр. 16 н., а не 31 мр.; в Минеях XVI в. появляются службы Стефану Сурожскому 15 д., прп. Параскеве 14 окт. (из ю-слав. Миней XIV в.), вмч. Параскеве 28 окт., прп. Андрею 2 окт. Впервые появляются из Афонских свв. кроме Афанасия и петра – в Минеях XIV-XV в. Михаил Малеин 12 ил. и Евфимий Новый 15 окт. Славянскими и русскими святыми Минеи беднее Типиконов; службы им обычно писались в конце книги и до XV в. их почти нет; первыми появляются памяти пр Саввы 14 янв. и Арсения Сербских 28 окт., позднее – болгарских: иоанна Рыльского 19 окт. и Илариона Мглимского 21 окт.; Кирилла и Мефодия нет. Из русских в Минеях XIV-XV в.иногда службы Покрову, св. Владимиру, Знамению 27 н. и Варлааму Новг. 6н. Римско-католический церковный год

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Что Иоанново крещение не только не имело ничего общего по своему значению с омовениями, установленными Моисеем, видно еще и из того, как отнеслись к этому крещению современники Иоанна из иудеев. В крещении Иоанновом они не только не увидели различных омовений, которые были у них, но даже прямо заявили Иоанну: что же ты крестишь, если ты не Христос, не Илия, не пророк?» ( Ин. 1:25 ), – чем ясно подчеркнули отсутствие у них такого крещения и принадлежность права «крестить в воде в покаяние» ( Мф. 3:11 ) только Христу, Илии и Пророку, о Которых они имели смутное представление. И сам Иоанн свидетельствует, что свое крещение он принял непосредственно от Бога, а не от Моисея ( Иоан. 1:33 ). Также и Христос высказал, что «крещение Иоанново» было «с небес» ( Мр. 11:30–31 ). Вот почему апостолы и учили, что «крещение покаяния всему народу израильскому» было проповедано лишь пред самым явлением Христа ( Деян. 13:24 ). Ясно, что отождествлять Иоанново крещение с еврейскими омовениями, установленными в законе Моисея, – значит извращать Слово Божие и впадать в грубую ошибку. – Ну, пусть я ошибся, – прервал меня Тимофей, – а все же Иоанново крещение было в ветхом завете, и потому оно нам не нужно. Опять ты, Тимофей, заблуждаешься. В Писании Сам Христос говорит: «закон и пророки до Иоанна: с сего времени Царствие Божие благовествует, и всякий усилием входит в него» ( Лк. 16:16 ; Мф. 11:12–13 ). Посему и св. Марк начинает «Евангелие Иисуса Христа» с крещения Иоаннова ( Мр. 1:1–5 ). Ясно, что Иоанново крещение никоим образом нельзя относить к ветхому завету. Но пойдем и далее. С того времени, как Христос принял крещение от Иоанна, чтобы «исполнить всякую правду», т.е. чтобы исповедать в крещении грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), а не принять омовение еврейских священников 2 , стала постепенно обрисовываться и власть Христа совершать водное крещение покаяния. Выступив на служение и притом также с проповедью «покаяния» ( Мф. 4:17 , Мр. 1:14–15 ). Христос уверовавших «во имя Его» также крестил водою, хотя и чрез учеников Своих ( Ин. 3:22–23; 4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Однако же они пробились до четвертой стражи 156 , а берега не достигли. В это время, когда они были посреди моря (Мф., Мр.), проплыли около 25 или 30 стадий 157 (Иоан.), они видят идущего по водам (и направляющего путь мимо них Мр. 6:48 ), Иисуса. Измученные борьбою с волнами и страхом за свою жизнь, они не верят своим глазам, считают это за призрак, и страх еще более объемлет их. Но И. Христос ободряет их Своим голосом. Здесь следует рассказ, принадлежащий одному ев. Матфею: о хождении ап. Петра по водам ( Мф.14:28–31 ). Оканчивают историю евангелисты различно. Прежде всего, по-видимому, противоречит ев. Иоанн евв. Матфею и Марку: по изображению последних, ученики приняли Иисуса (и Петра, Мф.) в лодку и ветер утих; Иоанн же говорит (6:21) «они хотели принять Его в лодку, и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли». Как будто здесь смысл такой: ученики (только было) хотели принять Иисуса в лодку, но (это оказалось ненужным) лодка пристала к берегу. Однако же, не необходимо дело представлять в таком виде. Хотели противополагается предыдущему их состоянию – страху, что они видят не Иисуса, а призрак; этот страх теперь прошел, и они хотели принять Его в лодку, тогда как прежде хотели бежать от Него. Тотчас противополагается их предыдущей очень продолжительной, но безуспешной борьбе с волнами, и не необходимо понимать это слово в том смысле, что И. Христу вовсе не пришлось проплыть несколько (оставалось 5–10 стадий), с учениками; это тотчас хочет сказать только, что пловцы теперь с Иисусом так же скоро достигли берега, как долго и безуспешно, напротив, прежде добивались сего. Что первые евв. Обозначили словами: и ветер утих, то же самое, лишь продолжая эту мысль, Иоанн хочет сказать словами: и тотчас лодка приплыла к берегу. Затем, по-видимому, противоречат друг другу евв. Матфей и Марк: первый говорит, что ученики поклонились Господу и исповедали Его Сыном Божиим, после того как уверились в чуде хождения И. Христа по водам; последний говорит ( Мр. 6:51–52 ), что сердце учеников было окаменено, что они не вразумились чудом над хлебами и теперь новому чуду лишь изумлялись и дивились.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010