Собственная библиотека Вассиана насчитывала более трех тысяч томов. Книги были, что называется, отборные – по богословию, истории религии, по истории гражданской и церковной, всеобщей и русской, по церковной археологии и языкознанию. Он приобрел у Е.А. Воронцова почти все книги по гебраистике, а там были издания достаточно редкостные. К сожалению, библиотека Вассиана, по-видимому, погибла. Когда его арестовали вскоре после хиротонии 97 библиотеку, как мне рассказывали, передали в сергиевскую милицию. Там ее свалили в какой-то сарай, а потом, вероятно, сожгли, как хлам. Во всяком случае, в филиал библиотеки Румянцевского музея, то есть в нашу академическую библиотеку, она не поступала, я специально спрашивал об этом у К.М. Попова. Правда, именно последний факт подает надежду, что, может быть, библиотека все же была возвращена ее владельцу, когда Вассиана выпустили и он уехал в свою епархию. Но я его уже не видел. Слышал только, что потом он стал архиепископом, примыкал к одному из бывших тогда в церковном мире расколов и умер в 1949 году. Глава седьмая. К.М. Попов и библиотека Академии. Пожар Лавры. Филиал Румянцевского музея. Делегации. Судьбы посадских библиотек. Забытые чаяния Последние страницы этих воспоминаний я хочу посвятить тому интеллектуальному средоточию Академии, на котором взрастали все мы, и профессора, и студенты, – ее библиотеке и ее верному хранителю Константину Михайловичу Попову. Благодаря его стараниям, a правильнее сказать – подвигу жизни, библиотека была сохранена, приумножена и передана в Библиотеку имени В.И Ленина, правда, не на дальнейшее сохранение, а на гибель и разорение. Но это уже иной сюжет. Константин Михайлович Попов не мыслил своей жизни без книг, которым служил истово, как служат вверенной для попечения святыне. Со слегка взъерошенными волосами, спутанной бородкой, невысокого роста, в очках и непременно с книгой в руках, из которой он или что-то прочитывает вслух, или, просмотрев, передает ее посетителю, указав нужное тому место, – таким он оставался на протяжении долгих лет нашего знакомства и отпечатался в моей памяти. Влюбленный в книгу, он стал живой энциклопедией самых разнообразных сведений в этой области, живым каталогом и в то же время летописью прошлых времен Академии. Многому он был свидетель сам, другое знал из книг, но чаще – из рассказов профессоров, и при желании мог повествовать часами, если не был занят и находил достойного и любознательного слушателя.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Послушания и общественная деятельность Многие студенты Московских Духовных учебных заведений наряду с обучением в течение года прошли педагогическую и миссионерскую практику, которая проводилась в общеобразовательных школах, вузах, библиотеках, воскресных школах, лагерях отдыха. В них было проведено около 200 уроков и бесед по православной тематике. Студенты приняли участие в подготовке и проведении конференции на тему «Летний отдых для детей» и в научно-практической конференции, посвящённой проблемам педагогики. 30 студентов участвовали в Международных Рождественских чтениях и двух Всероссийских семинарах по подготовке программ и учебников по педагогике. 170 жителей города и района на курсах катехизации слушали лекции студентов при Петропавловском подворье Лавры и при Хотьковском женском монастыре. В течение года с участием студентов продолжались миссионерские поездки в Архангельскую епархию и в исправительные колонии России. Студенты, несущие послушание в Отделе тюремного служения, регулярно посещали СИЗО г. Сергиева Посада и СИЗО «Матросская тишина» г. Москвы, проводили переписку с заключёнными, участвовали в оказании им материальной помощи, а также в —429— организации и проведении заочного обучения по основам Православия в некоторых колониях России. Систематическая миссионерская работа проводилась студентами в городских профлицее 8, медучилище, кинотехникуме, колледже игрушки, профучилище 22, в детской библиотеке, в библиотеке Дома офицеров посёлка Ферма, в детском Доме культуры «Родник», в библиотеке им. В. В. Розанова , в Международной Академии туризма, в воинских частях Сергиево-Посадского района, а также в Московской военной академии ракетных войск стратегического назначения, в Краснозаводском Центре детского и юношеского творчества, в детском отделении психиатрической больницы Абрамцева, в Хотьковском аграрном колледже, в детском доме Бужанинова. Организовывались миссионерские поездки с участием певческих групп в Педуниверситет, Музыкальное училище и Детскую школу искусств г. Рязани, в Московский музыкально-педагогический колледж, в средние школы Сергиево-Посадского района. При участии студентов продолжался выпуск миссионерского сборника «Камо грядеши».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определенная работа с историческими источниками проведена К.А. Аверьяновым, В.Д. Назаровым, И.О. Тюменцевым, В.А. Ткаченко, Н.А. Четыриной, Е.А. Калининой, М.С. Черкасовой, В.П. Пушкова. Много докладов в этом году было связано с годовщиной основания Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. Работы исследователей В.Г. Пуцко, И.А. Едошиной, А.М. Копировского, И.Л. Кызласовой, В.В. Баранова, О.В. Немовой, М.В. Зубовой и А.А. Кузьминой, М.А. Гагановой, Ю.В. Ивановой были посвящены Комиссии и реставрации Лавры, а также деятелям XX века: священнику Павлу Флоренскому, Ю.А. Олсуфьеву, А. И. Анисимову, Н.А. Баранову, В.А. Зубову. Перед началом вечернего заседания 3 октября игумен Дионисий (Шленов) показал участникам конференции библиотеку Академии, где хранится огромное количество рукописей и книг о преподобном Сергии Радонежском и его обители. В завершение конференции был прочитан доклад профессора Государственного университета Болоньи Анжелики Карпифаве. Она посвятила свой доклад 10-летию кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Подробнее о форуме см. на сайте МДА Первая международная научная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России» открылась в 1998 году и с тех пор регулярно проходит раз в два года. Организаторами форума являются Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия. Членами оргкомитета конференции являются: насельник Троице-Сергиевой лавры доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), заведующий кафедрой истории России до XIX века Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор исторических наук Н.С. Борисов, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Б.М. Клосс, заведующий отделом Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц, ученый секретарь Сергиево-Посадского музея-заповедника заслуженный работник культуры РФ Т.Н. Манушина, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН В.Д. Назаров, заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе, кандидат исторических наук С.В. Николаева, заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева по научной работе, доктор искусствоведения Г.В. Попов.

http://patriarchia.ru/db/text/5278113.ht...

ПИСЬМО ГЛАВЕ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА СЕРГЕЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ПАХОМОВУ Уважаемый Сергей Александрович! Обращаюсь к вам как житель Сергиева Посада, отец семейства, дедушка своих внуков, гражданин России. Мои дети - родные и приемные - учились в школах нашего замечательного города и района. Надеюсь, что и мои внуки тоже пойдут в эти школы. Но беспокойство за нравственное состояние некоторых наших образовательных учреждений вынудило меня обратиться к вам с нижеследующим письмом. 30 октября сего года в образовательном пространстве Сергиева Посада произошло прискорбное и, я бы сказал, скандальное событие, а именно: после торжественного акта награждения лучших школьников города и района именной стипендией губернатора им был показано чудовищно мерзкое для российского образовательного учреждения зрелище - спектакль под двусмысленным названием «Который живёт на...» Автор сценария, постановщик и режиссер - преподаватель гимназии им. И.Б.Ольбинского, Александр Демахин. Подробную оценку этого перформанса оставлю специалистам: психологу, педагогу, искусствоведу, актрисе, журналисту, режиссеру, выдержки из заметок которых привожу в приложениях. Моя же гражданская позиция человека, имеющего отношение как к области искусства, так и к школьному образованию, даёт мне полное право оценить это представление как эротически озабоченный поток мыслей с элементами педофилии и транссексуальности, являющими признаки гендерного расстройства, оформленный в категорически непозволительные в стенах российской школы манипуляции с несовершеннолетними. Кратко сказать, это - театрализованная пропаганда подросткового секса и сексуальных извращений. Возможно, автор этого пошлого спектакля - Александр Демахин - и находится «на гребне волны» современных тенденций культуры и искусства. Как известно, о вкусах не спорят. Вопросы лежат в другой плоскости. Как ЭТО могло появиться - и неоднократно(!) - в образовательном учреждении Сергиева Посада, города, на который весь российский культурный мир смотрит как на столицу духовности и нравственности? Кто дал право автору, несмотря на все его «регалии», экспериментировать ЭТИМ в стенах школы с несовершеннолетними? Как случилось, что зрителями ЭТОГО были не только подростки, но и учащиеся младших классов? Как ЭТО могло получить одобрение администрации гимназии в год, посвящённый 700-летию учителя нравственности - преподобного Сергия, основателя нашего города? Как ЭТО вписывается в общешкольную тематику проходящих сейчас по всей стране Образовательных Рождественских чтений: «Цивилизационный выбор Руси»? Почему на ЭТОМ хотя бы не был поставлен гриф «18+»? Как ЭТО могла допустить директор гимназии, будучи психологом, т.е., специалистом в области воспитания детских душ?

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/10/...

На сайте Минстроя в сообщении под названием « Сергиев Посад станет национальным духовным центром России » читаем: «Минстрой России, АИЖК и КБ Стрелка разработают концепцию развития подмосковного города Сергиев Посад. Решение принято 30 ноября 2017 г. советом Фонда Единого института развития в жилищной сфере под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Сергея Эдуардовича Приходько». Итак, в одной русофобской упряжке выступают карманные урбанисты олигарха Мамута, Агентство ипотечного жилищного кредитования и Минстрой во главе с Менем (да и в целом правительство Медведева). И в названии сообщения, и в его полном тексте ни разу не упоминаются Православие и русская культура. «Духовный центр»? Но духовность бывает разная... И худшие ожидания уже начинают оправдываться. Районная газета «Вперёд» в заметке под названием « Сергиев Посад станет духовной столицей Евразии? » сообщает: Идеологом расширения цивилизационного значения центра русского православия стал Алексей Ежелев — основатель этнопарка «Кочевник», награждённый правительственной премией в один миллион рублей. Премия вручена авторам лучших проектов в области туризма со всей России. В долгосрочной перспективе образовательноразвлекательный комплекс, состоящий из тюркского, монгольского и северного подворий с живыми верблюдами и монгольскими лошадьми, ждёт глобальное расширение. Соответствующие планы вынашивает лауреат. «Главный кочевник» будет добиваться создания на территории Сергиево-Посадского района Этнопарка народов России и Евразии, который вберёт в себя всю культуру многонациональной страны в виде многочисленных национальных экспозиций, в том числе в виде капитальных строений наподобие древнерусских боярских теремов. Ежелев уверен, что существование такого центра значительно повысит статус и привлекательность территории для туристов. По оценкам собеседника редакции, работа над проектно-сметной документацией и законченным видом композиции продолжится в течение ближайших шести лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ze...

поиск:   разделы   рассылка Мониторинг СМИ Юрий Пущаев На границе между светом и тьмою О Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих Источник:  Фома В Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих находится более двухсот слепых, глухих и слепоглухих детей. Обреченных, казалось бы, на вечную ночь и полную беспомощность ребятишек здесь вновь возвращают к жизни. Правда, многие горько недоумевают, а зачем всё это делают, если дальше этих детей никто и ничто не ждет. Слепоглухие – самые одинокие люди на свете В немецком фильме " В стране молчания и темноты " , посвященном слепоглухим, главная героиня говорит про себя: " Если вдруг разразится Третья мировая война, то я, скорее всего, об этом даже не узнаю " . И дальше она продолжает: " Слепоглухие – самые одинокие люди на свете " . Я вдруг вспомнил об этом, когда увидел в длинном светлом коридоре Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих детей танцующую девочку. Она возвращалась с обеда вместе со своими товарищами, плотно державшимися друг за друга, но отстала от них... и вдруг закружилась в танце. Это длилось минуты две. В синем халатике, она то убыстряла вращение, то замедляла его, всякий раз вскидывая вверх руки по завершении круга. Что это? Кружащаяся в одиноком беззвучном танце слепоглухая девочка – фантастическое, фантасмагорическое зрелище... Ее не видят ее товарищи, и она никого не видит, не знает, что на нее вообще кто-то смотрит. Танец ни для кого? Но уже позже мы подумаем, что, может быть, все же неслучайно рядом с ней шел слепоглухой мальчик, тоже отставший от группы. Держась за стенку одной рукой, другой он мог " подкручивать " девочку, направлять ее танец. Но если это так и было, и она танцевала для него, как он мог воспринимать ее танцевальные движения кроме как своей рукой? Кожей по ритмичным дуновениям воздуха? Ногами – по вибрации пола? Этот случай и наши колебания показательны. Жизнь слепоглухих, то, что они думают и чувствуют, все это очень трудноуловимо и скрыто. Особенно у взрослых слепоглухих это часто – жизнь в забвении, в неизвестности. Лишенные основных познавательных чувств – зрения и слуха – они живут на грани выпадения из общего всем нам мира, буквально – на границе между светом и тьмою.

http://religare.ru/2_101092.html

Закрыть Земля Сергия снова в осаде Над Сергиевым Посадом уже занесён русофобский меч 26.04.2018 2623 Время на чтение 13 минут Не так давно жителям подмосковного Сергиева Посада, на территории которого расположена Свято-Троицкая Сергиева Лавра, стало известно, что в их родной город приглашены некие «урбанисты», в том числе иностранные, дабы «концептуально перестроить городское пространство». Об этом в интервью местной газете «Вперёд» (так ещё с советских времён называется официальное издание Сергиево-Посадского района) сообщил С.А. Пахомов, в недавнем прошлом занимавший должность районного главы, а ныне – депутат Государственной думы. Сергей Александрович и по сей день сохраняет огромное влияние на местные дела, фактически являясь, по мнению многих сергиевопосадцев, неформальным главой района. Пахомов рассказал журналистам, что он лично принимал в Сергиевом Посаде делегацию, в составе которой были урбанисты из Голландии, Испании, Италии, Германии и России – «представители ведущих мировых организаций, архитекторы-урбанисты, занимающиеся проектированием общественных, деловых, городских пространств». Влиятельный депутат, явно очарованный своими гостями, сообщил о них следующее: «Это те люди, которые строят визуально новый мир, которые участвовали в создании концепции парка «Зарядье» в Москве . Мы посетили Троице-Сергиеву лавру, прошли по городу, показали все знаковые места, значимые не только для жителей Сергиева Посада, но и для страны в целом. Постарались погрузить коллег в масштаб нашего города и Лавры, объяснить, что эта святыня значит для православного мира». Итак, в древнем русском городе, который считается столицей русского Православия, будут орудовать люди, которые не имеют представления о его историческом и культурном значении. Более того, коль скоро эти люди являются «строителями визуально нового мира» (уж не вольными ли каменщиками?), то, стало быть, они в принципе настроены разрушать мир «старый» с его традициями, сложившимися на протяжении многих веков - в том числе традициями архитектурными.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ze...

Заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе С.В. Николаева, приветствуя участников, заявила: «В 1998 году эта конференция была одной из первых, которая объединила силы науки, силы музея, силы исследователей, которые традиционно существовали в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и Московских духовных школах. И это триединство позволило проекту просуществовать так долго и показало актуальность и этого соработничества, и неисчерпаемости удивительного явления истории нашей Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Насельник Троице-Сергиевой лавры доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), сопредседатель конференции с ее первого заседания, представил сборник докладов предыдущего форума. «Общим знаменателем всех этих конференций было издание материалов конференции. Причем нельзя сказать, что эти 20 лет были очень благоприятными. Тем не менее, благодаря усилиям музея, материалы издавались, издаются и сейчас мы рады, что и к настоящей конференции изданы предшествующие материалы», — отметил, в частности, отец Макарий. Конференция проходит в Московской духовной академии и Сергиево-Посадском музее-заповеднике 3 и 4 октября. Первая международная научная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России» открылась в 1998 году и с тех пор регулярно проходит раз в два года. Организаторами форума являются Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия. Членами оргкомитета конференции являются: насельник Троице-Сергиевой лавры доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), заведующий кафедрой истории России до XIX века Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор исторических наук Н.С. Борисов, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Б.М. Клосс, заведующий отделом Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц, ученый секретарь Сергиево-Посадского музея-заповедника заслуженный работник культуры РФ Т.Н. Манушина, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН В.Д. Назаров, заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе, кандидат исторических наук С.В. Николаева, заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева по научной работе, доктор искусствоведения Г.В. Попов.

http://patriarchia.ru/db/text/5277739.ht...

– Согласно новому проекту, как раз те участки земли, которые районная администрация с разрешения областного минкульта отдала под застройку, теперь выводятся из заповедника в обычную категорию, – объяснил " Известиям " консультант-эксперт Общественной палаты Сергей Бакиров. – То есть фактически цель проекта – узаконить незаконные постановления. Кроме того, подчеркнул Сергей Бакиров, из новой территории заповедника выпадают почти две сотни объектов культурного наследия. На их месте можно будет возводить частные постройки. Например, такая судьба ожидает памятник археологии селище Лешково-9 XIV–XV веков, где расположено урочище Белые Боги – мемориальное место, связанное с преподобным Сергием. Застроено будет и селище Воздвиженское-3, а также могильник " Стрелецкие могилы " . Сергей Бакиров предоставил " Известиям " карту-схему, созданную экспертами Общественной палаты. На ней обозначено, какие именно участки заповедника были отданы чиновниками Сергиево-Посадского района под застройку. Их суммарная площадь составляет 259,7 га, из которых около 30 га уже застроено коттеджами. Также эксперты указали постановления, которые меняют статус земель: на документах стоят подписи крупных чиновников района – экс-главы Анатолия Упырева, экс-и.о. главы Сергея Толстановского, главы сельского поселения Лозовское Валерия Ерохина и др. Участие министерства культуры области в выведении земель доказано как минимум в одном случае – когда по решению Сергея Толстановского под застройку был отдан участок земли площадью 70 га у деревни Новоселки на реке Воре. В распоряжении " Известий " имеется документ согласования этого проекта с минкультом области от 5 сентября 2008 года, исполнителем по которому выступает Игорь Федунь – на тот момент замминистра культуры области. Однако в Министерстве культуры России " Известиям " заявили, что махинации с землей действительно имели место, однако ведомство не имеет к ним никакого отношения. – Я не исключаю, что вскоре будет большое количество судов, связанное с манипуляциями с землей в Сергиево-Посадском районе, – заявил " Известиям " директор департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Владимир Цветнов, который курирует проект по определению новых границ заповедника. – Ситуация будет как с " Бородино " , где после нашего вмешательства было свыше 50 судебных процессов.

http://religare.ru/2_98947.html

По словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Синод постановил Преосвященным Одинцовским и Красногорским быть Преосвященному Фоме, епископу Павлово-Посадскому, с сохранением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, Преосвященному Иринарху, епископу Красногорскому — именоваться епископом Раменским, а Преосвященному Порфирию, епископу Одинцовскому — именоваться епископом Озерским. «Преосвященным Сергиево-Посадским и Дмитровским поручено быть Преосвященному Фоме, епископу Сергиево-Посадскому с сохранением за ним должности Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Преосвященному Феофилакту, епископу Дмитровскому, Синод постановил именоваться епископом Мытищинским», — сообщил В.Р. Легойда. Священный Синод постановил быть Преосвященным Подольским и Люберецким Преосвященному Аксию, епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому, а Преосвященному Тихону, архиепископу Подольскому, именоваться архиепископом Рузским. «Преосвященному Тихону, епископу Видновскому постановлено быть викарием Патриарха Московского и всея Руси. Также быть викарием Патриарха Московского и всея Руси поручено Преосвященному Роману, епископу Серпуховскому», — рассказал В.Р. Легойда. «Преосвященному Константину, епископу Зарайскому, постановлено быть викарием митрополита Крутицкого и Коломенского, также как и Преосвященному Петру, епископу Луховицкому», — заключил представитель Церкви. 13 апреля 2021 года на заседании Священного Синода было заслушано предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании в Московской области пяти епархий и объединении их в Московскую митрополию (журнал 4). Члены Священного Синода постановили образовать в пределах Московской области следующие епархии: Участники заседания постановили образовать на территории Московской области Московскую митрополию, включив в нее вышеупомянутые пять епархий. Члены Священного Синода поблагодарили Святейшего Патриарха Кирилла за готовность продолжить попечение о приходах и монастырях Московской области, возглавив Московскую митрополию.

http://pravoslavie.ru/138630.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010